Сомерсет моэм романы. Моэм, уильям сомерсет. О личной жизни

Среди двадцати романов, опубликованных Сомерсетом Моэмом между 1897 и 1948 годами, и читатели, и критики - в этом смысле разногласий не наблюдается - лучшими признают четыре: Бремя страстей человеческих (1915), Луна и грош (1919), Пироги и пиво (1930) и Острие бритвы (1944). Очень удачной представляется мысль сравнить романы Пироги и пиво и Острие бритвы , разделенные полутора десятками лет, совершенно несхожие по житейским, социальным и психологическим ситуациям, но все же родственные между собой именно тем, что оба они открывают читателю несколько иного Моэма, обогащают наше представление о нем. Если возможен такой парадоксальный образ, как Моэм-лирик, Моэм, который с нежностью и доверием взирает на человеческое существо, возникающее под его пером, - то в обеих книгах, в каждой из них на свой лад, этот образ присутствует. Конечно, в каждом из них есть и Моэм-сатирик, скептик, ведущий свой невозмутимо едкий комментарий с ярмарки житейской суеты, - будь это лондонский литературный салон начала века, или чикагская аристократическая гостиная, или злачные места Парижа. Но непривычно мягкая, непривычно взволнованная интонация все время пробивается на поверхность, как бы раздваивая наше восприятие.

Еще одна общая особенность этих романов: каждый из них был связан с определенными обстоятельствами биографии автора. И, наконец, оба они имели особый читательский резонанс, хотя и по совершенно разным причинам. Заглавие Пироги и пиво, или Скелет в шкафу сразу приобщает нас к писательскому замыслу: в нем есть и юмор, и пародийность. Первая половина его позаимствована из шекспировской Двенадцатой ночи (слова сэра Тоби, обращенные к Мальволио: Думаешь, если ты такой уж святой, так на свете не будет больше ни пирогов, ни хмельного пива? ). Вторая - общеупотребительный английский идиом, означающий скандальную фамильную тайну. Замысел, как это нередко бывало у Моэма, первоначально предназначался для рассказа. Ранняя запись в дневнике содержит набросок сюжета: …меня просят написать воспоминания о знаменитом романисте, друге моего детства, живущем в У. с женой, заурядной женщиной, отнюдь не сохраняющей ему верности. Там он пишет свои великие произведения. Позже он женится на своей секретарше, которая с ним нянчится и постепенно делает из него выдающуюся личность . В 1880-х годах в Уайтстебле жил безвестный литератор с семьей, человек добродушный и общительный, который вел довольно богемный образ жизни и в один прекрасный день исчез из города со всеми домочадцами, оставив множество долгов. Рассказ так и не был написан, а фигура безвестного литератора сослужила свою службу в Пирогах и пиве - с нее был отчасти списан Эдуард Дриффилд в пору своей безвестности.

Моэм редко изображал литературную среду в своей прозе, Пироги и пиво - и в этом смысле необычная книга: помимо того, что добрая часть повествования посвящена сценам из быта литературного Лондона конца XIX - начала XX веков, три главных его персонажа - писатели. Это: Эдуард Дриффилд, Элрой Кир и сам рассказчик Уилли Эшенден - очередная литературная маска Сомерсета Моэма. Здесь он предстает в собственном своем возрасте, в обличий суховатого, саркастичного, проницательного джентльмена, автора с прочной, хотя и не сенсационной репутацией. В Элрое Кире - модном и пробивном беллетристе, снобе, добродушном себялюбце и карьеристе (все эти качества с успехом заменяют ему талант) с ужасом узнал себя Хью Уолпол, очень популярный в свое время романист. Очевидно, портрет был убийственно похож - оригинал узнали многие. (Моэм отрицал, что именно Уолпол послужил прототипом данного персонажа, но позднее признавался в этом в частных беседах.) Но если Элрой Кир был встречен в литературных кругах с веселым добродушием, то Эдуард Дриффилд оказался источником больших неприятностей для Сомерсета Моэма. В 1928 году - за два года до выхода романа - умер Томас Гарди, к тому времени к этому званию был достаточно долог и тернист. В Дриффилде и критика, и читательская аудитория узнали Томаса Гарди, что вызвало общее и шумное возмущение. Шокирующие аналогии во многом были обоснованы: внешность Дриффилда - ив зрелые годы, и в глубокой старости, положение писателя-патриарха, пришедшее лишь на склоне лет, два брака, наконец, жесткий реализм его поздних сельских романов, в свое время осужденный как чрезмерный , - все это действительно ассоциировалось с автором Тэсс и Джуда Незаметного . С другой стороны, между литературным образом и реальным лицом были коренные различия: плебейское происхождение Дриффилда, его прошлое матроса, его склонности к простецким развлечениям, отсутствие щепетильности в денежных делах, да и обе его жены - все это с жизнью и характером Гарди не имело ничего общего. На этот раз категорические утверждения Моэма, что Эдуард Дриффилд - лицо собирательное и вымышленное и в его замысле никакого посягательства на честь английского классика не было, соответствовали истине. Тем не менее успеху романа сопутствовал скандальный привкус, немало ему повредивший. С линией Дриффилда - Эшендена связана вторая часть заглавия книги: …или Скелет в шкафу . Кажется, что может быть несообразнее в приложении слова скелет к героине книги - очаровательной, пышущей здоровьем и жизнелюбием Рози? Однако именно она, бывшая барменша из матросского трактира, а затем законная жена Дриффилда, позднее от него сбежавшая, и оказывается тем самым скелетом в шкафу , с которым не знают, как поступить и биограф, и вторая супруга знаменитого старца. Ведь с этой «вульгарной бабенкой» связана пора творческого расцвета Дриффилда - после того, как она оставила мужа ради торговца углем из Блэкстебла, Дриффилд не написал уже ничего значительного - он только превращался в «живой монумент» под эгидой литературных дам типа миссис Бартон Траффорд и благомыслящих критиков типа Элроя Кира.

Рози Дриффилд имеет непосредственное отношение и к Эшендену, как выясняется в ходе его воспоминаний, но отношение ее к самому Моэму оставалось скрытым десятки лет. А подлинное имя женщины, которая была се прототипом, стало известно лишь после смерти писателя. В предисловии к переизданию Пирогов и пива (1950) Моэм сделал признание, которое было для всех неожиданным, - настолько тщательно зашифровал он в свое время реальное лицо, изображенное под именем Рози:

В юности я был близок с молодой женщиной, которой в этой книге дал имя Рози. Она обладала серьезными недостатками, способными приводить в бешенство, но была прекрасна и честна. Связь наша в конце концов распалась, как все связи подобного рода, но память об этой женщине жила во мне год за годом. Я знал, что рано или поздно введу ее в роман . Подлинное имя героини открыл в конце 60-х годов художник Джералд Кэлли, знавший ее с начала 1900-х годов. Это была Этельуинн Джонс, дочь известного драматурга Генри Артура Джонса, актриса - играла она и в пьесах Моэма. Она отличалась безыскусственным, открытым и доброжелательным нравом, была очень хороша собой и в молодости вела весьма свободный образ жизни. Роман ее с Моэмом продолжался лет восемь, она могла, но не захотела стать его женой и впоследствии вышла замуж за английского аристократа. Таков был прототип, вернее, прообраз Рози Дриффилд, крестьянской девушки из Кента, не выдержавшей роли жены маститого писателя. Ничего удивительного, что Рози считалась полностью вымышленной фигурой, учитывая то, как тщательно замаскировал автор ее реальную модель. Но для Моэма тайная связь между Рози и Этельуинн была абсолютно реальна: он так хорошо знал свою возлюбленную, что облик ее - необыкновенно мягкий, женственный, сияющий ровным светом милой доброты и спокойствия,- очень естественно отлился в облик Рози Дриффилд. И самый аморализм этой неверной жены и любовницы Моэм - Эшенден воспринимает как нечто естественное и почти беспорочное, нечто сродное щедрости природы. Разумеется, все это не исключает страданий, но, страдая, ни Эшенден, ни Дриффилд не проявляют злопамятства. Рози - не разрушительница, не мучительница, как Милдред из Бремени страстей человеческих , - она просто добра и человечна. Теплое, мажорное звучание мелодии Рози находит отзвук и в других темах романа. Любопытно, что и сам Блэкстебл, и семья приходского священника, в которой живет сирота - юный Эшенден, и даже закрытая школа в соседнем Теркенбери (читай: Кентербери) здесь предстают в совершенно ином свете, чем в Бремени страстей , хотя основой писателю служат те же самые личные воспоминания, что долго мучили Моэма. Все приобрело более светлую ностальгически-юмористическую окраску, и вместо несчастливого, трудно растущего Филина Кэри в ретроспективном рассказе Эшендена возникает смешной, не складный, пропитанный снобизмом подросток, которого приручили и пригрели подозрительные в глазах добропорядочных обывателей Дриффилды. И нынешний Эшенден - личность в общем мало симпатичная, литератор, искушенный в житейских делах и секретах карьеры,- проявляет истинную верность их памяти и абсолютно не намерен подбросить Элрою Киру соответствующий материал для биографии Дриффилда-монумента - то есть порочить его первую жену.

Если Бремя страстей человеческих - самая исповедальная книга Сомерсета Моэма , Луна и грош - самая темпераментная, Пироги и пиво - самая веселая и лиричная, то Острие бритвы - самая философичная; вернее, это единственное его художественное произведение, в котором сквозное действие определяется духовными поисками героя. После Острия бритвы Моэм опубликовал лишь два исторических романа (Тогда и теперь , 1946, и Каталина , 1948), не представляющих серьезного интереса, так что книгу эту можно считать завершением и в какой-то мере итогом его писательского пути. Итог, на первый взгляд неожиданный: неожиданно не только содержание романа, но и сама позиция рассказчика, здесь максимально приближенного к автору.

Сомерсет Моэм , прагматик, агностик, совершенно чуждый какому-нибудь мистицизму, вводит в свое повествование тему Веданты - древнеиндийского религиозного учения и излагает устами своего героя основы этого учения. Некоторые факты литературной биографии писателя говорят о том, что интерес его к религиозно-философским исканиям, вернее - религиозно-нравственным, не был чем-то совсем новым либо случайным. Современные святые - люди добрые и бескорыстные, осмеянные и поруганные своими ближними, встречаются у него неоднократно, начиная с рассказа Скверный пример (1899) и кончая последней его пьесой Шэппи (1933). Криминально-мелодраматический роман Тесный угол (1932) с подлинно моэмовской игрой темных страстей, развертывающейся на экзотическом фоне, содержит размышления о буддизме, а в центре действия фигура идеалиста-романтика Кристессена. В романе Раскрашенная вуаль (1925) героиня - суетная молодая женщина преклоняется перед тихой самоотверженностью католических монахинь, которые выхаживают больных и брошенных детей в охваченном эпидемией китайском городе. Заметим, кстати, что и зловещая фигура миссионера Дэвисона из рассказа Дождь более всего отталкивает своим беспощадным нетерпимым фанатизмом; по Дэвисон - не лицемер и не ханжа, а человек, страстно убежденный, не жалеющий себя ни в чем: он готов послать в тюрьму падшую женщину , но себя за падение казнит смертью.

Таким образом, хотя Моэм никогда не был - да и здесь не стал религиозным писателем, этот аспект романа Острие бритвы подготовлен предшествующей историей творчества и не ради одного, лишь эффекта на вопрос: долго ли он работал над Острием бритвы , - писатель ответил: Шестьдесят лет .

Сомерсет Моэм - известный английский прозаик 30-х годов, а также агент английской разведки. Родился и умер во Франции. Он прожил яркую долгую жизнь и умер в 91 год. Годы жизни - 1874- 1965 год. Отец Сомерсета Моэма был юристом в британском посольстве Франции, благодаря этому писатель автоматически при рождении в Париже получил французское гражданство.

В 8 лет Сомерсет лишился матери, а в 10 потерял и отца, после чего был отправлен на воспитание к родственникам в город Уитстебл. Так как и дед Сомерсета Моэма также как отец занимался юриспруденцией, и был известнейшим в то время адвокатом, родители пророчили писателю карьеру в этой же сфере. Но их ожидания не были оправданы.

Сомерсет после окончания школы в Кентербери поступил в Гейдельбергский университет, где постигал такие науки как философия и литература. После писатель учился в медицинской школе при больнице святого Фомы в Лондоне. Первое свою рукопись Сомерсет написал ещё обучаясь в Гейдельбергским университете. Это была биография композитора Мейербера, но так как её не стали печатать она была сожжена автором.

Будучи гомосексуалом, в мае 1917 года Моэм женился на декораторе Сири Велком, с которой у них родилась дочь Мэри Элизабет Моэм. Брак не был удачным, в 1929 году пара развелась. В старости Сомерсет признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

В 1987 году Сомерсета Моэма написал первый роман "Лиза из Ламбета". но успех пришёл к нему только в 1907 году после издания пьесы "Леди Фредерик". Как разведчик Сомерсет Моэм был агентом британской разведки и проводил шпионаж в России. Но миссию свою не выполнил. О этом жизненном опыте писатель повествует в своём произведении "Эшенден"("Британский агент", написанном в 1928 году. Сомерсет Моэм побывал в Малайзии, Китае, США. Новые страны вдохновляли его на создание разных творческих работ. Как драматург Сомерсет Моэм написал немало пьес.

Одни из лучших его работ - это пьеса "Круг" написанная в 1921 году; "Шепи" - 1933 год; роман "Пироги и пиво" -1930год; "Театр" - 1937 год и многие другие произведения. В данном тексте была изложена Сомерсет Моэм биография. Конечно не были полностью охвачены все жизненные ситуации этой ярчайшей фигуры, но основные этапы отражены, что позволяет составить определённую картину о данной личности.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить ее другим». После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Любопытные факты:
- Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.
- Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».
- «Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».
- Моэм о книге «Бремя страстей человеческих»: «Книга моя - не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нем описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых».
- «Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

В 30-х годах двадцатого века имя Сомерсета Моэма было известно во всех кругах европейского общества. Талантливый писатель-прозаик, гениальный драматург, политический деятель и британский разведчик... Как все это совмещалось в одном человеке? Кто он - Моэм Сомерсет?

Англичанин, рожденный в Париже

25 января 1874 года на территории британского посольства в Париже появился на свет будущий известный писатель Сомерсет Моэм. Его отец, происходящий из династии адвокатов, заранее запланировал столь необычные роды. Все рожденные в те годы во Франции мальчики, достигнув совершеннолетия, должны были отправиться служить в армию и участвовать в военных действиях против Англии. Роберт Моэм не мог допустить, чтобы его сын воевал против родины своих предков. Рожденный в британском посольстве маленький Сомерсет автоматически становился гражданином Великобритании.

Детские травмы

Отец и дед Сомерсета Моэма были уверены в том, что мальчик пойдет по их стопам и станет адвокатом. Но судьба пошла наперекор желаниям родственников. Уильям рано потерял родителей. Его мать скончалась в 1882 году от чахотки, а через два года онкология забрала жизнь отца. Мальчика взяли на воспитание английские родственники из Уитстабла, небольшого городка, расположенного неподалеку от Кентербери.

До 10 лет мальчик говорил только на французском языке, и осваивать родной, по сути, язык ему было трудно. Семья дяди не стала для Уильяма родной. Генри Моэм, служивший викарием, и его жена холодно и сухо относились к новому родственнику. не добавлял взаимопонимания. Перенесенный стресс от ранней потери родителей и переезда в другую страну обернулся заиканием, которое осталось у писателя на всю жизнь.

Учеба

В Великобритании Уильям Моэм учился в Королевской школе. Из-за своего хрупкого телосложения, маленького роста и сильного акцента мальчик подвергался насмешкам со стороны однокашников и сторонился людей. Поэтому поступление в Гейдельбергский университет в Германии он принял с облегчением. Кроме того, молодой человек занялся любимым делом - изучением литературы и философии. Еще одним увлечением Моэма стала медицина. В те годы каждый уважающий себя европейский мужчина должен был иметь серьезную профессию. Поэтому в 1892 году Моэм поступил в Лондонское медицинское училище и стал дипломированным хирургом и терапевтом.

В годы Первой мировой

Начало Первой мировой войны прозаик встретил службой в Британском Красном Кресте. Затем был завербован британской разведкой МИ-5. На протяжении года Моэм выполнял задания разведки в Швейцарии. В 1917 году под видом американского корреспондента он прибыл с секретным заданием в российский Петроград. Задачей Сомерсета было не допустить выхода России из войны. Несмотря на то что миссия провалилась, Моэм был доволен поездкой в Петроград. Он влюбился в улицы этого города, открыл для себя творчество Достоевского, Толстого, Чехова. Ради прочтения их произведений стал учить русский язык.

Между войнами

С 1919 года в поисках острых ощущений Моэм начал путешествовать по странам Азии и Ближнего Востока. Посетил Китай, Малайзию, Таити. Из путешествий прозаик черпал вдохновение, что приводило к плодотворной работе. На протяжении двух десятков лет было написано множество романов, пьес, новелл, очерков, эссе. Как новое направление - ряд социально-психологических драм. На его вилле, купленной в 1928 году на Французской Ривьере, часто собирались именитые литераторы. Ее посещали Герберт Уэллс и Уинстон Черчилль. В те годы Моэм был самым успешным английским писателем.

Во время Второй мировой

Начало этой войны писатель встретил во Франции. Там он должен был отслеживать настроения французов и писать тематические статьи о том, что страна не сдаст свои военные позиции. После поражения Франции Сомерсет Моэм вынужден был уехать в США. Там он прожил все годы Второй мировой, работая над написанием сценариев для Голливуда. Вернувшись домой после войны, драматург с сожалением наблюдал картину разрухи и разорения, но продолжал писать дальше.

После войны

В 1947 году была утверждена "Премия Сомерсета Моэма". Она вручалась лучшим английским писателям, не достигшим 35 лет. В 1952 году Моэму присвоили докторскую степень в области литературы. Он больше не путешествовал и посвящал много времени написанию эссе, предпочитая их драматургии и художественной прозе.

О личной жизни

Моэм не скрывал своей бисексуальности. Он пытался создать традиционную семью, женившись в 1917 году на Сири Велком. Она была декоратором интерьеров. У них родилась дочь Мэри Элизабет. Из-за частых путешествий в компании своего секретаря и любовника Джерольда Хекстона Сомерсет не смог сохранить брак. Супруги развелись в 1927 году. За всю жизнь у писателя случались романы и с женщинами, и с мужчинами. Но после смерти Хекстона в 1944-м драматург ни к кому не испытывал таких теплых чувств.

Уход из жизни

Уильям Сомерсет Моэм ушел из жизни в возрасте 91 года (15.12.1965). Причиной смерти стала пневмония. Прах прозаика развеяли у стен Библиотеки Моэма, находящейся в кентерберийской Королевской школе.

Начало творческого пути

Первой работой Сомерсета Моэма стало написание биографии оперного композитора Джакомо Мейербера. Написана она была в университетские годы. Сочинение не было должным образом оценено издателем, и юный писатель в сердцах сжег его. Но на радость будущим читателям первая неудача не остановила молодого человека.

Первым серьезным произведением Сомерсета Моэма стал роман "Лиза из Ламбета". Он был написан после работы автора в больнице Святого Фомы и прекрасно встречен критиками и читателями. Это заставило писателя поверить в свой талант и попробовать себя в роли драматурга, написав пьесу "Человек чести". Состоявшаяся премьера не произвела фурора. Несмотря на это, Моэм продолжил писать и спустя несколько лет стал успешен в драматургии. Особую любовь публики заслужила комедия "Леди Фредерик", поставленная в "Корт-Тиэтр" в 1908 году.

Творческий рассвет

После шумного успеха "Леди Фредерик" стали одно за другим рождаться лучшие произведения Сомерсета Моэма:

  • фантастический роман "Маг", опубликованный в 1908 году;
  • "Каталина" (1948) - мистический роман о девушке, которая чудесным образом избавилась от страшной болезни, но так и не стала счастливой;
  • "Театр" (1937) - иронично описанная история немолодой актрисы, которая пытается забыть о своем возрасте в объятиях молодого ухажера;
  • роман "Узорный покров" (1925) - красивая и трагическая история любви, трижды экранизированная;
  • "Миссис Крэддок" (1900) - еще одна жизненная истории о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной;
  • "Покоритель Африки" (1907) - остросюжетный роман о любви во время путешествия;
  • "Подводя итоги" (1938) - биография автора в виде заметок о своем творчестве;
  • "На китайской ширме" (1922) - история, полная впечатлений Моэма от посещения китайской реки Янцзы;
  • "Письмо" (1937) - драматическая пьеса;
  • "Священное пламя" (1928) - детективная драма с философско-психологическим смыслом;
  • "Верная жена" (1926) - остроумная комедия о неравенстве полов;
  • "Шэппи" (1933) - социальная драма о маленьком человеке в мире большой политики;
  • "За оказанные услуги" (1932) - пьеса о состоянии общества перед угрозой фашизма и Второй мировой войны;
  • "Вилла на холме" (1941) - романтическая история о жизни молодой вдовы в ожидании счастья;
  • "Тогда и теперь" (1946) - исторический роман об Италии начала шестнадцатого века;
  • "Тесный угол"(1932) - криминальный роман, содержащий размышления о буддизме;
  • сборники рассказов "На окраинах империи", "Открытая возможность", "Трепет листа", "Шесть рассказов, написанных от первого лица", "Эшенден, или Британский агент", "А Кинг", "Все та же смесь", "Казуарина", "Игрушки судьбы";
  • сборники эссе "Рассеянные мысли", "Переменчивое настроение", "Великие писатели и их романы".

Наряду с крупными произведениями пользовались популярностью и рассказы Сомерсета Моэма:

  • "Непокоренная";
  • "Нечто человеческое";
  • "Падение Эдварда Барварда";
  • "Человек со шрамом";
  • "Сумка с книгами".

Сомерсет Моэм. Лучшие сочинения

Особого внимания заслуживает роман Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих". Он был написан в 1915 году и считается автобиографичным. Главный герой произведения проходит много жизненных испытаний, но, несмотря ни на что, находит свое место в жизни. Он рано остался сиротой, да и хромота не прибавляла счастья. Но это не помешало герою отчаянно искать смысл жизни. В результате он находит счастье в простой человеческой жизни без ненужных страстей. В 60-е годы автор убрал из романа существенное количество сцен, представив литературному миру новое творение Сомерсета Моэма "Бремя страстей". Произведение было трижды экранизовано.

Следующим снискавшим читательскую любовь сочинением стал роман "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу", написанный в 1930 году. Примечательно, что название романа Сомерсет Моэм позаимствовал из "Двенадцатой ночи" Шекспира. Роман полон сарказма по отношению к британской литературной среде и описывает жизнь молодого талантливого писателя. Вместе с этим сюжет отмечен всеми проявлениями жизни - отношениями между людьми, заблуждениями молодости, влиянием сплетен и предрассудков на человеческую судьбу. Одна из героинь романа является прототипом реальной женщины, с которой у Моэма были романтические отношения. "Пироги и пиво" стало любимым произведением автора. В 70-х по книге был выпущен сериал.

"Луна и грош" Сомерсета Моэма - роман, заслуживший мировую известность. Он является биографией французского живописца Эжена Анри Поля Гогена. Ради живописи главный герой романа резко меняет свою жизнь в возрасте 40 лет. Он оставляет семью, дом, постоянную работу, несмотря на болезни, депрессию и нищету, всецело отдается творчеству. "Луна и грош" заставляет задуматься о том, каждый ли осмелится изменить свой привычный образ жизни ради достижения высокой цели.

Еще один бестселлер от британского романиста - произведение "На острие бритвы". Роман был издан в 1944 году. В нем описана жизнь разных слоев общества между Первой и Второй мировыми войнами. Автор охватывает большой промежуток времени, заставляет своих героев делать выбор, искать смысл жизни, подниматься и падать. И конечно, любить. "На острие бритвы" - единственный труд Моэма, в котором писатель затрагивает глубоко философские темы.

Вот таким предстает перед читателями и критиками один из самых неоднозначных английских писателей. Немного сумасбродный, в каких-то вещах скептичный, где-то сатирик, в чем-то философ. А в целом гениальный, неподражаемый и один из самых читаемых авторов мировой литературы - Сомерсет Моэм, подаривший своим поклонникам более 70 произведений и 30 пьес, по множеству из которых были сделаны прекрасные экранизации.

Уильям Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham) родился 25 января 1874 года в британском посольстве в городе Париж. Такое появление ребенка на свет было скорее запланированным, нежели случайным. Поскольку в тот период времени во Франции писали закон, суть которого состояла в том, что все юноши, родившиеся на территории Франции, должны были быть обязательно призваны в армию по достижению ими совершеннолетия. Естественно, сама мысль о том, что их сын, в жилах которого течет английская кровь, в скором времени может стать в ряды армии, которая будет сражаться против Англии, пугала родителей и требовала решительных действий. Избежать такого рода ситуации можно было лишь одним способом – родив ребенка на территории английского посольства, что, согласно существующих законов, приравнивалось к рождению на территории Англии. В семье Уильям был четвертым ребенком. И с самого раннего детства ему предрекалось адвокатское будущее, т.к. и его отец, и дед были видными адвокатами, двое братье впоследствии стали адвокатами, а самым успешным считался второй брат Фредерик Герберт, который в последствии стал лорд-канцлером и пэром Англии. Но, как показало время, планам не суждено было сбыться.

Рождения в Париже не могло не сказаться на ребенке. Так, например, мальчик до одиннадцати лет говорил только на французском языке. А причиной, побудившей ребенка начать изучать английский язык, стала внезапная смерть его матери Эдит от чахотки, когда ему было восемь, а двумя годами позже умирает и отец. В результате мальчик оказывается на попечении своего родного дяди Генри Моэма, который проживал в городе Уитстейбл в Англии, в графстве Кент. Дядя был приходским священником.

Этот период жизни не был для маленького Моэма счастливым. Дядя и его жена были весьма черствыми, скучными и достаточно скупыми людьми. Также перед мальчиком остро встала проблема общения со своими опекунами. Не зная английского языка, он не мог наладить отношения с новыми родственниками. И, в конце концов, результатом таких перипетий в жизни юноши стало то, что он стал заикаться и эта болезнь, у Моэма останется на всю жизнь.

Учиться Вильяма Моэма отправили в Королевскую школу, которая находилась в Кентербери - древнем городке, расположенном на юго-востоке от Лондона. И здесь у маленького Уильяма было больше поводов для беспокойства и переживаний, нежели для счастья. За его природную низкорослость и заикание его постоянно дразнили сверстники. Английский с характерным французским акцентом также был причиной насмешек.

Поэтому переезд в Германию в 1890 году для учебы в Гейдельбергском университете был неописуемым, непередаваемым счастьем. Здесь он наконец-то начинает изучать литературу и философию, всеми силами пытается избавиться от присущего ему акцента. Здесь же он напишет свою первую работу - биографию композитора Мейербера. Правда это сочинения не вызовет «бурных оваций» у издателя и Моэм сожжет его, однако это будет его первая осознанная проба пера.

В 1892 году Моэм переезжает в Лондон и поступает учиться в медицинское училище. Такое решение не было вызвано тягой и склонностями к медицине, а было принято лишь потому, что юноше из приличной семьи нужно было получить какую-нибудь более-менее приличную профессию, также оказало свое влияние и давление дяди в этом вопросе. В последствии он получит диплом терапевта и хирурга (октябрь 1897), и даже какое-то время проработает в больнице Святого Фомы, которая находилась в одном из самых бедных кварталов Лондона. Но самым главным в этот период для него становится литература. Он уже тогда четко понимает, что именно это и есть его призвание и по ночам начинает писать свои первые творения. В выходные же посещает театры и мюзик-холл «Тиволи», где он с самых задних мест пересмотрит все представления, которые только можно было посмотреть.

Период жизни связанный с его врачебной карьерой мы позже увидим в его романе «Лиза из Ламбета», который издательство «Фишер Ан вин» выпустит в 1897 году. Роман был принят и профессионалами, и широкой общественностью. Первые тиражи разошлись за считанные недели, что придало Моэму уверенности в правильности его выбора в сторону литературы, а не медицины.

1898 год раскрывает Вильяма Моэма Сомерсета как драматурга, он пишет его первую пьесу «Человек чести», премьера которой состоится на сцене скромного театра лишь спустя пять лет. Фурора пьеса не вызвала, ее играли всего два вечера, отзывы критиков были, мягко говоря, ужасными. Справедливости ради, стоит отметить, что позже, спустя год, Моэм переделает эту пьесу, в корне изменив финал. И уже в коммерческом театре «Авеню-тиэтр» пьеса будет показана более двадцати раз.

Несмотря на относительно неудачный первый опыт в драматургии, не пройдет и десяти лет, как Уильям Сомерсет Моэм станет широко известным и признанным драматургом.

Особенным успехом пользовалась комедия «Леди Фредерик», которая была поставлена в 1908 году на сцене «Корт-Тиэтр».

Также было написано ряд пьес, поднимающих вопросы неравенства в обществе, лицемерия, продажности представителей разных уровней власти. Эти пьесы общество и критики принимали по-разному – одни резко критиковали, другие – хвалили за остроумие и сценичность. Тем не менее, несмотря на неоднозначность отзывов, следует отметить, что накануне Первой мировой войны, Моэм Сомерсет стал признанным драматургом, спектакли, по произведениям которого с успехом шли как в Англии, так и за ее пределами.

В начале войны писатель служил в составе «Британского Красного Креста». В дальнейшем сотрудники широко известной английской разведки МИ-5 вербуют его в свои ряды. Так писатель становится разведчиком и отправляется сначала на год в Швейцарию, а затем в Россию для выполнения секретного задания, целью которого было не допустить выхода России из войны. Он встречался с такими известными политическими игроками того времени, как Керенский А.Ф., Савинков Б.В. и т.д.

Позже С. Моэм напишет, что эта идея была заранее обречена на неудачу и агент из него получился никакой. Первым положительным моментом этой миссии, стало открытие Моэмом для себя русской литературы. В частности он открыл для себя Достоевского Ф.М., а особенно был поражен произведениями Чехова А.П., даже стал учить русский язык, дабы читать Антона Павловича в оригинале; вторым моментом - стало написание Моэмом сборника рассказов "Эшенден или Британский агент" (оригинальное название "Ashenden or British Agent"), посвященного шпионской тематике.

В период между двумя мировыми войнами писатель много пишет, а также часто путешествует, что дает ему почву для написания новых и новых произведений. Теперь это уже не только романы или пьесы, но также были написаны ряд новелл, очерков, эссе.

Особое место в творчестве писателя является автобиографический роман «Бремя человеческих страстей» (1915). Такие писатели того времени, как Томас Вулф, Теодор Драйзер признали роман гениальным.

В этот же период времени Моэм тяготеет к новому для него направлению – социально-психологической драме. Примерами таких произведений являются «Неизвестность» (1920), «За заслуги» (1932), «Шеппи» (1933).

Когда началась Вторая мировая война Моэм находился во Франции. И оказался он там не случайно, а по распоряжению министерства информации он должен был изучать настроения французов, посещать корабли в Тулоне. Результатом таких действий стали статьи, которые дают читателю полную уверенность в том, что Франция будет биться до конца и выстоит в этом противостоянии. Такими же настроения пронизана и его книга «Франция в войне» (1940). А всего лишь через три месяца после выхода книги Франция сдастся, а Моэму нужно будет срочно выезжать из страны в Англию, поскольку ходили слухи, что немцы занесли его имя в черный список. Из Англии он едет в США, где и прибывает до конца войны.

Возвращение во Францию после войны было полно печали - его дом был разграблен, в стране была полная разруха, но главным положительным моментом было то, что ненавистный фашизм был не просто остановлен, а разгромлен до основания и можно был жить и писать дальше.

И вполне не случайно, что в этот послевоенный период Сомерсет Моэм пишет исторические романы. В книгах «Тогда и теперь» (1946), «Каталина» (1948) писатель повествует о власти и ее влиянии на человека, о правителях и их политике, уделяет внимание истинному патриотизму. В этих романах мы видим новую манеру написания романов, в них много трагизма.

«Острие бритвы» (1944) – один из последних, если не сказать – последний, значительный роман писателя. Роман стал итоговым во многих отношениях. Когда однажды у Моэма спросили: «Как долго он писал эту книгу», то ответ был - «Всю жизнь».

В 1947 году писатель принимает решения утвердить «Премию Сомерсета Моэма», которой должны быть удостоены лучшие английские писатели в возрасте до 35 лет.

В июне 1952 года в Оксфорде писатель удостоился почетной степени доктора литературы.

В последние годы своей писатель погружается в написание эссе. И книга «Великие писатели и их романы», вышедшая в 1848г. является тому ярким подтверждением. В этой книги читатель встречается с такими героями как Толстой и Достоевский, Диккенс и Эмили Бронте, Филдинг и Джейн Остен, Стендаль и Бальзак, Мэлвилл и Флобер. Все эти великие люди, сопровождали Моэма на протяжении его долгой жизни.

Позже, в 1952г., выходи его сборник «Переменчивое настроение», состоящий из шести эссе, где мы видим воспоминания о таких романистах, как Г. Джеймс, Г. Уэллс и А. Беннетт, с которыми был лично знаком Сомерсет Моэм.

15 декабря 1965 года писателя не стало. Это случилось в Сен-Жан-Кап-Ферра (город во Франции). Причиной смерти стала пневмония. Как такового места захоронения у писателя нет, было решено развеять его прах под стеною Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham, родился 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже, в семье юриста британского посольства во Франции. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребёнок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.

Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из соорганизаторов Английского правового общества. И дед, и отец Уильяма Моэма предрекали тому свою судьбу адвоката.

И хотя сам Уильям Моэм не стал адвокатом, его старший брат Фредерик, впоследствии виконт Моэм, был доволен юридической карьерой и служил в должности лорда-канцлера (1938-1939).

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец (Роберт Ормонд Моэм) умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери.

По приезде в Англию Моэм начал заикаться - это сохранилось на всю жизнь. «Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться», - рассказывал он.

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учёбу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете - в Гейдельберге Моэм написал своё первое сочинение - биографию композитора Мейербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжёг рукопись). Затем поступил в медицинскую школу (1892) при больнице св. Фомы в Лондоне - этот опыт отражен в первом романе Моэма «Лиза из Ламбета» (1897).

Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907). Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию с целью не дать ей выйти из войны. Прибыл туда на пароходе из США, во Владивосток. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями.

Покинул Россию из-за провала своей миссии (Октябрьская революция) через Швецию. Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14-ти новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русские переводы - 1929 и 1992). После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма - «Бремя страстей человеческих» (19159) - практически автобиографический роман, «Луна и грош», «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, - что дало ему материал для двух сборников рассказов. Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка здесь были и советские писатели.

Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами.

К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы. Моэм не скрывал того факта, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но, при этом, отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином». В 1944 году выходит роман Моэма «Остриё бритвы».

Большую часть Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США - сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже - на Юге.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить её другим».

После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы. Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Личная жизнь Сомерсета Моэма: Не вытесняя своей бисексуальности, в мае 1917 года Моэм женился на декораторе Сири Велком, с которой у них родилась дочь Мэри Элизабет Моэм. Брак не был удачным, в 1929 году пара развелась.

В старости Сомерсет признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

Интересные факты про Сомерсета Моэма: Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь». «Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Моэм о книге «Бремя страстей человеческих»: «Книга моя - не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нём описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых». «Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать»

Романы Сомерсета Моэма: «Лиза из Ламбета» (Liza of Lambeth)

«Сотворение святого» (The Making of a Saint)

«Герой» (The Hero) «Миссис Крэддок» (Mrs Craddock)

«Карусель» (The Merry-go-round)

«Фартук епископа» (The Bishop’s Apron)

«Покоритель Африки» (The Explorer)

«Маг» (The Magician) «Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage)

«Луна и грош» (The Moon and Sixpence)

«Узорный покров» (The Painted Veil) «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»/

«Сплошные прелести» (Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard)

«Малый уголок» (The Narrow Corner)

«Театр» (Theatre) «Рождественские каникулы», (Christmas Holiday)

«Вилла на холме» (Up at the Villa)

«За час до рассвета» The Hour Before Dawn)

«Острие бритвы» (The Razor’s Edge)

«Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли» (Then and Now)

«Каталина» (Catalina, 1948; рус. пер. 1988 - А. Афиногенова)