«Война» Отто Дикса. Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста Дикс экспрессионизм

Отто Дикс — немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.



The War Art of Otto Dix

  • В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

Ваши чувства могут быть оскорблены!

Биография Отто Дикса

1915 Autoportrait en infirmier

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

  • В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.

  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным«, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим.Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , art-drawing.ru .









Portrait of the Dancer Anita Berber, 1925


1925 veil














































Moon Woman, 1919.

























«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны...»

(А. Барбюс)

Когда речь заходит об изображении войны в мировой живописи, в голову прежде всего приходят два имени: Франсиско Гойя и Отто Дикс. Серия гравюр Гойи «Бедствия войны» (1808-1814) была реакцией на события, происходившие в Испании начала 19 века, которую оккупировали французы: борьба испанского народа с наполеоновскими войсками, осада Сарагосы, голод, крестьянские восстания. Страшные события войны поразили и потрясли художника, и его чувства нашли воплощение в 82 гравюрах.

На долю Отто Дикса выпали обе мировые войны. Ни один другой немецкий художник не изобразил ад этих войн так, как он. Тема войны стала одной из самых популярных для художника - ей посвящено более сотни его работ, да и вообще, война проскальзывает во всех его картинах, даже если не напрямую, то косвенно. Гойя одним из первых порвал с существовавшей в живописи традицией - изображать войну, как нечто героико-поэтичное, показав иное, истинное её лицо. Дикс стал одним из первых художников, откликнувшихся на мировые войны, отрефлексировавший её в своих работах с той же точки зрения, что некогда Гойя.

Вильгельм Генрих Отто Дикс родился в 1891 году в городке Унтерхауз, в рабочей семье: отец его был литейщиком на заводе, мать - швеёй. С детства Отто проявлял незаурядные склонности к рисованию. С 1905 по 1909 годы он учился на художника-оформителя, затем, получив грант, поступил в дрезденскую Академию художеств, где проучился с 1910 по 1914 годы. За время своей учебы он посетил города Европы, где ознакомился с работами художников, собранными в музеях. Особое влияние на него оказали в то время итальянские и голландские мастера Раннего Возрождения.

Первые работы художника Отто Дикса - это пейзажи в духе постимпрессионистов, затем в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов, сказывается также и влияние группы «Мост». Одновременно на художника воздействуют и старые мастера времен Возрождения. Эти две тенденции, увлекающие Дикса и толкающие его на различные эксперименты то с одной, то с другой стороны, будут проходить через всё его творчество.

В 1914 году Отто Дикс отправился добровольцем на фронт. В качестве пояснения его решения могут быть приведены его знаменитые слова: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть - голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно ». Как и всякий человек творческого склада Дикс высоко ценил жизненный опыт, однако мог ли он предполагать, что пережитое им оставит такой глубокий след в его душе. С собой он взял две (казалось бы, так трудно сочетаемые) книги: сочинения Ницше, который был любимым философом Отто, и Библию. За время войны Дикс побывал в боях в Бельгии, Франции и России, был ранен и награжден Железным крестом. Пулемётчик Отто Дикс не оставил своего призвания, - всю войну он продолжал рисовать. В эти страшные годы им было сделано около 600 рисунков.

Это документальные свидетельства, выполненные непосредственно «in flagrante», на месте событий. Именно эти материалы легли в основу его поразительного графического цикла «Война», который был опубликован в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом. Эти работы, выполненные в стиле экспрессионизма, хорошо передают понимание художником того, что произошло в мире, война изображается не столько как конкретное социальное действо, сколько как ужасная стихия, катаклизм, поветрие. Этот графический цикл Дикса шокировал общественность. Его экспрессионизм был действительно экспрессивен, его работы кричали от боли. «Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне », - говорил художник.

«Кричащий мальчик», 1919

Дикс, подобно Гойе, изображает различные эпизоды войны в детальной манере офорта, однако, в отличие от великого испанца, из его работ уплывает собственно реалистичность, сменяясь некой «сверхреальностью», задача которой - показать зрителю весь ужас, абсурд и одиозность случившегося, и показать ту бурю, ту внутреннюю войну, которая бушует в душах людей. Практически все офорты Дикса в этой серии - это ночной мрак, из которого выступают различные ужасные подробности. Каждая отдельно взятая личность как бы деформируется, проходя сквозь мясорубку войны, что выражается в деформации фигур в картинах Дикса.

1922, «Самоубийство»

«Смерть сапёра на посту», 1924

«Газовая атака», 1924

«Летом 1916», 1924

«Подвод, близ Пильке», 1924

«Взвод автоматчиков, Сомме, 1916», 1924

Но война не заканчивалась там, где заканчивались боевые действия, и об этом Отто Диксу еще тоже предстояло узнать. Война продолжала своё существование в послевоенной Германии, на улицах городов, среди толп инвалидов, нищих, проституток, больных детей. Живопись художника приближается к соцреализму, показывая контрасты послевоенной жизни, поэтому также контрастны и дисгармоничны краски в его работах. Появляются такие картины, как

«Торговец спичками» (1921)

«Пражская улица» (1920)

«В салоне» (1921)

Картины, написанные в двадцатые годы, отражают климат внутри Германии, и для них характерно сочетание приемов дадаизма (коллажность) и экспрессионизма (двухмерность). В двадцатые годы Дикс достаточно тесно связан с обоими течениями. Он является одним из основателей объединения художников Дрезденский сецессион, которое появляется в 1919 году.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Он знакомится с Мартой Кук, а еще через год они поженятся. Марта была прежде замужем за врачем Гансом Кохом, от которого имела двоих детей. В браке с Диксом у неё будет еще трое. В Дюссельдорфе Отто Дикс создает множество картин, видное место живописи того времени занимают портреты современников. Декаденствующая среда Веймарской Республики способствовала художественным запросам Дикса: он оставляет целую галерею портретов, в том числе один из самых известных, - портрет журналистки Сильвии фон Хаген (1926 год). В своих портретах Дикс объективен и обличителен, его гротескная манера лишь подчеркивает зловещие черты характеров и профессий изображаемых людей.

В этот же период была создана картина «Полевые окопы» (1923 год). Впервые это полотно было выставлено в 1929 году, а в 1933 году - уничтожено нацистами, сохранилось лишь её описание. На картине был изображен покинутый солдатами окоп - смесь глинистой грязи, разбитых бревен и гниющих разорванных тел.

Во второй половине двадцатых Дикс выступает уже совершенно зрелым мастером. Отличительной чертой его становится возрождение основательно забытой к тому времени формы алтарного образа. Появляется его ныне знаменитый триптих «Большой город» или «Метрополис» (1927-28 годы).

Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным по всей Европе. Снова здесь звучит эхо войны. На боковых створках этого огромного триптиха - инвалиды и нищие, рядом проходит сюрреалистичное шествие разряженных проституток, в центральной части танцуют кавалеры и дамы. Всё это - «дети войны». Персонажи Дикса - это социальные типы его времени.

В 1922 году Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии, а в 1931 году его избирают в члены Прусской академии в Берлине. Репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии в это время утверждается, однако не всё было так гладко. В 1923 году художника обвинили в порнографии. Его картины с изображением проституток вызывали скандалы. Только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.

В этот период образцом для Дикса всё больше выступают старые мастера Северного Возрождения: Грюневальд, Босх, Брейгель. На основе своих многочисленных зарисовок, созданных во время войны, Дикс рисует монументальный полиптих «Война» (1929-1932 годы). Предлагая подобную форму, он вновь обращается к традиции средневековья и Раннего Возрождения. Примечательно, что полиптих, как и положено, написан на дереве, его центральная часть размером в четыре квадратных метра. Благодаря композиционному построению мы вслед за художником как бы движемся по кругу. Вот люди идут, вот вершится царство смерти, и вот уже смерть берёт своё… Необходимо отметить, что это уже не экспрессионизм, а, по сути, та самая «новая вещественность», представителем которой наряду с Георгом Гроссом называют и Дикса. «Новая вещественность» провозглашала отказ от абстрактного искусства и возврат к реализму, она включала в себя неоклассическую стилистику и попытку критически отразить истинное лицо времени. В 1925 году Дикс участвовал в выставке группы «Новая вещественность» в Берлине. «Мы хотим изображать предметы обнаженными, до предела ясными, почти без артистизма », - говорил Отто Дикс.

Приход Гитлера к власти кладет конец карьере Отто Дикса. Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 году Дикса исключают из Дрезденской академии. В документе говорилось: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации ». Последовало запрещение выставлять работы Дикса, его искусство было причислено к «вырожденческому». Некоторые картины Дикса были показаны на выставке «дегенеративного» искусства, а в 1937 году 260 картин Отто Дикса были сожжены в Берлине.

Художник с женой и детьми переезжает в провинцию на юг Германии и селится под городом Зинген. В этот период Дикс обращается к библейским сюжетам, которые предстают в его интерпретации как аллегории. Он пишет «Искушение святого Антония», «Святого Христофора». Появляется и одно из самых знаменитых полотен художника - «Семь смертных грехов» (1933 год). Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с маленькими глазками и черными усиками (безусловно, сам фюрер) едет верхом на страшной старухе, а за ним следуют ужасные образы…

В сороковые Дикс остается под надзором властей, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период художник обращается к пейзажам, рисует ландшафты, а также продолжает писать аллегории на религиозную тематику. Уже в самом конце второй мировой, в 1945 году, несмотря на свои 53 года, Отто Дикс был всё-таки призван в «Фольксштурм», но уже буквально через несколько дней он сдался в плен французам. В 1946 году Дикс вернулся из плена и вновь участвовал в коллективных выставках в Германии. Этот последний период в жизни художника был непростым: в Западной Германии господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха. Дикс же не может ассоциировать себя ни с соцреализмом Востока, ни с абстрактом Запада, при том, что и там, и там, он получает признание. В итоге Дикс возвращается к экспрессивному стилю картин ранних лет и уходит, как от абстракций, так и от социальности. «После второй мировой войны я несколько изменил свою технику. Я больше не использовал как образец старых мастеров, не обращался к Ренессансу. Начал рисовать пейзажи, целую серию пейзажей. И картины на религиозные сюжеты, с использованием библейских мотивов. Впрочем, к религиозным темам я обращался и до этого, в прошлом», - писал художник. В 1968 году он получил премию Фонда имени Рембрандта в Зальцбурге. Умер Отто Дикс в Зингене 25 июля 1969 года в возрасте 77лет. Настоящее мировое признание пришло к художнику уже посмертно. До сих пор он во многом известен благодаря своему видению двух адов - военного и послевоенного; он остаётся документалистом своего времени, портретистом эпохи.

Осенью 1914 года двадцатидвухлетний студент дрезденской Высшей школы изобразительных искусств Отто Дикс добровольно записался в германскую армию. Последующие годы он почти без перерывов провёл на фронте, стал кавалером Железного Креста, многое увидел и пережил. Вернувшись с фронта, Дикс заработал репутацию классика немецкой живописи и создал потрясающие антивоенные работы, которые называют шедеврами мирового искусства ХХ века.

Судьба художника

Отто Дикс, сын заводского рабочего и швеи, родился в 1891 году в городе Гера неподалеку от Лейпцига. Пролетарская семья была не чужда искусству, и уже в детстве Отто начал учиться живописи. В 1910 году он смог поступить в престижную Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене. Учителем Дикса стал известный в Германии начала ХХ века скульптор Рихард Гур, но молодой человек искал собственный уникальный стиль в духе актуального для того времени модернизма. Любопытно, что в эпоху нацизма консервативный Гур быстро освоился и сделал успешную карьеру, в то время как его ученик Дикс подвергся репрессиям.

«Автопортрет мишени», 1915 год. Отто Дикс перед отправкой на фронт
Источник: wikiart.org

Осенью 1914 года студент Отто Дикс, движимый патриотическими чувствами, записался добровольцем в артиллерию. Годом позже молодой человек попал на Западный фронт пулемётчиком и провёл там около трёх лет. В 1916 году Дикс участвовал в битве на Сомме и был награждён Железным крестом II степени, а в 1917 году пережил ужас печально известных боев во Фландрии. В конце 1917-начале 1918 года он недолгое время находился на Восточном фронте, после чего вернулся на запад и весной 1918 года участвовал в последнем генеральном наступлении германской армии. В августе 1918 года Дикс получил ранение, был отправлен в тыл, где и встретил перемирие, после чего официально демобилизовался в звании вице-фельдфебеля. В 60-е годы, будучи уже пожилым человеком, Дикс утверждал, что направился на войну, желая обрести своего рода экзистенциальный опыт:

«Я должен был пережить, каково это, когда кто-нибудь рядом со мной внезапно падает, сраженный наповал пулей. Я должен был пережить это лично. Я хотел этого. Я же вовсе не пацифист – или всё же пацифист? Возможно, я был любознательным. Я должен был увидеть всё сам. Я такой реалист, понимаете ли, что должен увидеть всё своими собственными глазами и убедиться в этом. Я должен был погрузиться во все ужасные, бездонные глубины лично».

Сразу же после окончания Первой мировой войны художник вернулся к учебе в Высшей школе изобразительных искусств. Несмотря на все экономические трудности и политическую нестабильность послевоенной Германии, он с головой погрузился в творчество и быстро стал одним из самых ярких представителей немецкой богемы. Дикс увлекался самыми передовыми художественными тенденциями своего времени (например, дадаизмом), начал выставляться за рубежом. В 1924 году тринадцать работ Дикса попали на первую выставку современного немецкого искусства в СССР.

«Как я выглядел, когда был солдатом», 1924 год. Рисунок Отто Дикса, созданный во время работы над циклом «Война»
Источник: deutsche-digitale-bibliothek.de

20-е годы общепризнанно считаются временем наивысшего расцвета творчества Отто Дикса – звезды немецкого экспрессионизма. Он приобрел множество знакомств, в том числе, среди влиятельных коллекционеров живописи, активно занимался не только творчеством, но и преподавательской работой. Его картины пользовались большим коммерческим успехом. Дикс жил на два дома, в Дрездене и Берлине (с 1925 года), посещал с выставками Италию, Францию, США и другие страны. В 1931 году Отто Дикс стал действительным членом престижнейшей Прусской академии искусств, что являлось символическим признанием его славы и высокого авторитета.

Все изменилось после прихода к власти нацистов. Уже в 1933–1934 годах Дикса заклеймили как представителя «дегенеративного искусства», более двухсот его работ были изъяты из музеев и коллекций, ряд картин нацистские функционеры уничтожили. Дикс покинул преподавательскую работу, переехал в усадьбу на границе Германии и Швейцарии, где жил уединенной незаметной жизнью, удалившись во «внутреннюю эмиграцию». Известно, что он пережил краткосрочный арест гестапо – к счастью, без серьезных последствий. В 1945 году уже немолодого художника мобилизовали в фольксштурм, он снова попал на фронт и ненадолго оказался во французском плену.

«Автопортрет военнопленного», 1947 год. Усталый и подавленный Дикс в 1945 году
Источник: wikiart.org

После Второй мировой войны Дикс умудрялся поддерживать дружественные отношения с обоими правительствами разделенной Германии. Он жил в ФРГ, но регулярно посещал ГДР, получал награды и почетные звания, проводил выставки как на Западе, так и на Востоке. Отто Дикс скончался от инфаркта в 1969 году. Ныне его работы представлены во многих престижных собраниях современного искусства по всему миру.

Ранние картины о войне

Отто Дикс пытался заниматься живописью во время Первой мировой войны, однако имел для этого мало времени и возможностей. Он делал зарисовки непосредственно на фронте, но эти эскизы и карандашные рисунки интересны, прежде всего, как материал для более зрелых работ, создававшихся в послевоенные годы.

В первые мирные годы Дикс активно изображал жертв войны – на какое-то время эта тема стала одной из главных в его творчестве. Изуродованные калеки оказались мрачной реальностью Первой мировой, когда медицина могла спасти людям жизнь, но была не в состоянии сохранить их тела. С одной стороны, физическое уродство само по себе привлекало эпатажного художника-модерниста. С другой – картины, запечатлевшие трагедию инвалидов, пытавшихся вернуться к мирной жизни, имели очевидный социальный и гуманистический подтекст. Достаточно сказать, что после 1933 года эти работы Дикса стали объектом яростного преследования со стороны нацистов как «клевета на героев войны».

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

«Игроки в скат», 1920 год
Источник: wikiart.org


«Пражская улица», 1921 год
Источник: wikiart.org


«Продавец спичек», 1921 год
Источник: wikiart.org


«Калеки», 1920 год. Картина, созданная на основе этого рисунка, была уничтожена нацистами в 30-е годы
Источник: moma.org

К сожалению, до наших дней не сохранилась картина «Окоп», созданная Диксом в 1923 году и считавшаяся современниками едва ли не лучшей его работой. Известно, что художник запечатлел на полотне ужасающую сцену в немецком окопе после артиллерийского обстрела. Картина вызвала восторг у ценителей искусства и вместе с тем подверглась яростным нападкам тех, кто считал её позорящей героев-фронтовиков. Прославленный американский критик и арт-менеджер, первый директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр в 1931 году назвал эту работу «вероятно, самой известной картиной, созданной в послевоенной Европе». А бургомистр Кёльна и будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в 1925 году запретил выставлять «Окоп» в своём городе. Увы, в 30-е годы картина попала в руки нацистов и после показа на «Выставке дегенеративного искусства» бесследно исчезла.

Серия «Война»

В 1924 году Дикс создал серию из 51 офорта, получившую простое название «Война». По мастерству, эмоциональному накалу и шокирующей искренности она стоит в одном ряду с легендарным циклом Гойи «Бедствия войны». Однако если Гойя наблюдал ужасы взаимного ожесточения и ненависти эпохи наполеоновских войн со стороны, то пугающие офорты Дикса базировались на личном фронтовом опыте автора. Немецкий художник прошёл через ад и перенес на бумажные листы именно то, что видел своими собственными глазами. Историки искусства отмечают потрясающую точность Дикса в изображении реалий Западного фронта Первой мировой войны. Особенно впечатляет едва ли не болезненное внимание к самым кошмарным деталям, которые автор бесстрашно демонстрирует зрителю. «Оксфордский справочник по искусству ХХ века» характеризует цикл «Война» так:

«Пожалуй, самый впечатляю щий, равно как и самый шокирующий антивоенный манифест в современном искусстве. Качество подлинной неопровержимой правды, правды самого вульгарного ежедневного опыта, равно как и уродливой реальности опыта психологического – вот что дало работе силу и убедительность, подобных которым не имел ни один современный художник».

Трудно отделаться от чувства, что работа над офортами серии «Война» стала для Дикса своеобразной арт-терапией, позволившей бывшему фронтовику показать миру то, что скрывалось в глубине его души. Незадолго до смерти автор вспоминал в одном из интервью:

«В молодости ты совсем не понимаешь, как сильно на тебя всё это повлияло. Но даже годы спустя, как минимум еще десять лет, я снова и снова видел одни и те же самые сны, в которых я должен пробираться через разрушенные дома, среди непроходимых руин…»

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

Заголовок8

Заголовок9

Заголовок10

Заголовок11

Заголовок12

Заголовок13

Заголовок14

Заголовок15

Заголовок16

Заголовок17

Заголовок18

Заголовок19

Заголовок20


«Штурмовая группа в газовом облаке»


«Изрытое воронками поле у Донтриена во вспышках осветительных снарядов»


«Разрушенный окоп»


«Покойник в грязи»


«Фронтовик в Брюсселе»


«Отравленные газом. Тамлё-ла-Фос, август 1916 года»


«Труп лошади»


«Обед в окопе (высоты Лоретто)»


«Перекличка вернувшихся»


«Череп»


«Переноска раненого в лесу Отлуст»

Отто Дикс "Город". Триптих

«Как-то давно в Берлине я был на большой выставке
Отто Дикса. В рамах просто висел Крик...
С тех пор, если я слышу слово экспрессионизм, сознание
звякает как треснувшая чашка – Отто Дикс».
Из высказываний о художнике

Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Внимательно вглядитесь в его работу и вам, наверняка, захочется побольше узнать об этом удивительном художнике.

Отто Дикс родился в семье рабочего литейщика в 1891 году в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры. Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию. Потом Отто учился на художника-оформителя, а в 1909 году становится стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.

Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.
Другое его увлечение - старые итальянские мастера. Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир. Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.

В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань). Был ранен и награжден Железным крестом. Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».

Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса. В этих картинах, написанных в стиле экспрессионизма, война представлялась не столько деянием рук человека, сколько одним из условий жизни человечества, стихией, космическим катаклизмом. В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».
Откровенность первого графического «военного» цикла на 50-и листах вызвала шок в обществе.
Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).

Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».
В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год женится на Марте Кох.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.

Главным достижением становится его работа «Полевые окопы» (1923). Позднее, во времена правления нацистов, она бесследно исчезла.
Сохранившееся описание этой картины потрясает. На ней был изображен покинутый солдатами окоп. Это смесь раскисшей глинистой грязи, разбитых бревен и вооружения с гниющими кусками разорванных тел.
Здесь уже Дикс выступает совершенно зрелым мастером.
Самым «антиобщественным» считался ныне знаменитый триптих художника «Большой город» (1927-28 гг., Галерея города Штутгарта). Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным во всей Европе.

В 1922 г. Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии,
а в 1931 г. его избирают в члены Прусской академии в Берлине.
Таким образом, репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
Однако приход к власти Гитлера кладет конец блестящей карьере Отто Дикса.
Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 г. Диксу сообщают об исключении из Дрезденской академии.
В документе говорится: «Ваши картины являются угрозой нормального возрождения нации».
Последовало запрещение выставлять работы Дикса как «вырожденческие». В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине.

Сам Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в провинцию на юг Германии. Он поселился под городом Зингеном. Здесь художник создает одно из своих знаменитых полотен - «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ).
Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.
Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.

Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм» и буквально через несколько дней оказался в плену у французов.
В 1946 г. Дикс вернулся из плена в Хемменхофен и в том же году уже участвовал в коллективных выставках в Германии.

Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.
Техника старых мастеров в работах Дикса сменилась экспрессивной живописью в основном на библейские темы («Осмеяние», 1948 г.; «Ecce Homo», 1949 г.).
75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
25 июля 1969 года Отто Дикс скончался в возрасте 77лет.
В 1971 г. в Штутгарте состоялась большая ретроспективная выставка работ Отто Дикса. Позднее эта выставка переехала в Париж в Музей современного искусства, где имела всемирный успех. Тогда к Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.

Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать зрителей.

Надпись на памятной табличке на доме, где родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».

Отражают основные тенденции живописи и графики Европы XX века. В них также проявляются особенности авангардистской, эксперессионистской и дадаистской живописи Германии этого периода.

Вехи жизни и творчества: начало

Биография художника Отто Дикса представлена в справочных источниках достаточно скудно. Известно, что родился он 2 декабря 1891 года в Тюрингии - исторической области Германии, самом ее центре, который еще называют "зеленым сердцем" страны. Родиной Дикса считается Унтерхауз возле города Геры, находящегося на самом востоке Тюрингии, неподалеку от Лейпцига. В то время, когда в нем проходило детство Отто, город был столицей княжества Рёйс.

Отто Дикс родился в семье рабочего - отец его служил формовщиком на заводе. Мать работала швеей. Именно интерес матери к искусству и живописи повлиял на формирование увлечения живописью Отто. Он учился сначала на художника-реставратора, в чем весьма преуспел и даже получил грант.

Творческая жизнь художника Отто Дикса продолжилась в Дрездене, в Академии Художеств, где он обучался по направлению декоративной живописи у Рихарда Мюллера. Особенно внимание Отто привлекало изучение творчества голландских и итальянских живописцев эпохи Возрождения. Он много путешествовал по Европе, откуда привозил не только новые впечатления, но где совершенствовался как живописец и график.

Первая мировая война и ее отражение в картинах Отто Дикса

В годы Первой мировой войны Отто Дикс добровольцем ушел в армию и сражался пулеметчиком на передовой. Прошел боевой путь через Бельгию, Польшу, побывал в России. В 1918 году получил тяжелое ранение в шею и окончание войны встретил в госпитале. Но даже в тяжелое фронтовое время он не забывал про творчество: за этот период он создал более 600 рисунков, в которых документально зафиксировал страшные "кадры" военного времени. Все рисунки по технике исполнения напоминали офорты и отражали идею абсурдности и кошмарности происходящих событий. С точки зрения художественного решения они были схожи - везде изображалась ночь, когда из черного фона вырывался образ искалеченной жизни: раненый или умирающий солдат, развалины зданий, горе матери...

В 1919 году Отто Дикс основывает Дрезденский сецессион - творческое объединение немецких художников, в которое вошли еще: Конрад Феликсмюллер, Оскар Кокошка, Отто Шуберт, Вильгельм Хекротт, Гуго Цедер и др. Все они писали в манере экспрессионизма и были объединени единым девизом: "Правда - Братство - Искусство". Творчество художников было пронизано особыми сверхэмоциями и чувствами ужаса, глубокой печали и скорби. Главной целью общества было вскрыть острые социальные проблемы и заставить людей размышлять над ними и делать выводы. Произведения, как правило, изображале горе и смерть на фоне искореженного городского пейзажа. При этом в картинах Дикса была применена двухмерность экспрессионистического письма.

В послевоенные годы Отто Дикс остается верен своему идеалу правды и раскрыват зрителям свое отношение к ужасам жизни групп населения, наиболее пострадавших от последствий войны: инвалидов, проституток, ветеранов, детей, стариков и др.

В 1920-е годы творчество художника Отто Дикса было связано с дадаизмом - художественным течением авангардистсткого направления, возникшим в 1915 году в Цюрихе как протест против традиционных правил, норм, общественных и нравственных ценностей, традиционного уклада жизни и академизма в искусстве. Художники, работавшие в этом стиле, не имели своего художественного стиля, а старались любыми способами поразить людей, в результате чего бросались из крайности в крайность. Именно такая черта дадаизма, как коллажность, нашла свое выражение в творчестве Дикса этого периода. Однако Отто Дикс сохранил верность собственным взглядам на жизнь и искусство и после недолгой моды на дадаизм вернулся к основному направлению в своем творчестве.

Предчувствуя грядущие изменения в жизни Германии, Отто Дикс продолжал писать картины антивоенной тематики. Он предрекал ими лживость и агрессивность новой власти.

Судьба и творчество Отто Дикса в годы Второй мировой войны

После прихода к власти нацистов художник Отто Дикс был лишен профессорского звания. Ему было запрещено участие в любых выставках. Творчество его в нацистском государстве отвергалось и было отнесено к так называемому "дегенеративному" искусству. Все полотна Дикса были конфискованы из собраний музеев и запрещены для просмотра.

А позже гонения настолько усилились, что в годы Второй мировой войны он был вынужден уехать в деревню, где продолжал заниматься живописью - писал пейзажи. Проживал он с семьей в окрестностях озера Констанц - третьего по величине озера Европы, расположенного между Германией, Швейцарией и Австрией. Пейзажи в окрестностностях водоема весьма разнообразны и очень привлекательны взгляду художника.

Именно в это время Дикс отходит от подчеркнуто реалистичной стилистики произведений и пишет в искаженной, изломанной манере экспрессионизма, наполненной чувством боли и сопереживания к трагедии людей в этот период. Однако некоторые источники утверждают, что экспрессионизмом Дикс увлекался еще в 1920-е годы, так что, возможно, это был просто возврат к прошлому.

В 1945 году художник Отто Дикс был призван в армию и воевал в рядах фольксштурма. В конце года попал в плен к французам, а в феврале 1946-го выпущен на свободу. Поселился в Федеративной Республике Германии.

Послевоенное творчество Дикса постепенно приводит нас к восприятию художника как умудренного жизнью и опустошенного войной человека, глубоко переживающего за свою Родину. В последние годы жизни Отто Дикс все больше обращается к христианской тематике. В 1960 году Диксом было издано "Евангелие от Матфея", оформленное его авторскими миниатюрами-литографиями.

Умер художник Отто Дикс в 1969 году в Зингене - древнем германском городе в исторической местности Баден-Вюртемберг.

Личность человека в творчестве художника

Отношение Отто Дикса к проблемам формирования искаженной личности, к коим он прежде всего относил социальную деформацию общества, нашло свое отражение в технике рисования художника. Все фигуры в картинах Дикса диспропорциональны и искажены. Внутрення, психологическая, деформация личности показана через деформацию внешнюю, физиологическую. Для того чтобы образы были наиболее достоверны, Дикс использует особую наглядность и натурализм изображаемых объектов. Автор не пытается своими работами изменить людей - он понимает всю иллюзорность подобной затеи. Но обратить внимание общественности на негативные изменения - вот одна из из важных задач его творчества.

Картины

Первые произведения Дикса следовали основным принципам и идеям постимпрессионизма и в основном представляли пейзажи Саксонии. Затем художник увлекся творчеством Оскара Кокошки, что нашло отражение в его картинах на следующем этапе творческого развития. Нашла в его полотнах отражение и манера письма футуристов. В результате эти тенденции столкнулись в его творчестве с интересом к традициям Возрождения. Именно в этих плоскостях живописи Отто Дикс экспериментировал всю свою жизнь.

Художник писал свои полотна, основываясь на идеях пацифизма. Все его картины остросоциальны, отражают наиболее болезненные тенденции эпохи. В них Отто Дикс как художник осмысливает и предлагает свое видение общечеловеческих ценностей и их роли и места в современный ему исторический период.

Как уже говорилось выше, главной темой его произведений стала тема страшного лика войны. Дикс посвятил этой теме более ста работ. Он ушел от традиции изображать военные события как героическое и патриотическое время, а показал их с правдивой и ужасающей стороны. Самыми известными работами Дикса на эту тему стали гравюры серии "Война".

Многие картины художника Отто Дикса с названиями-характеристиками являются как-будто бы слепками, посмертными масками, снятыми с людей и времени.

Вот только некоторые произведения Дикса: "Портрет журналистки Сильвии фон Харден ", "Пражская улица ", "Игроки в скат", "Семь смертных грехов", "Большой город", "Торговец спичками", "Полевые окопы" (данная картина исчезла во времена правления нацистов).

Портрет доктора Ганса Коха

Художник Отто Дикс был неплохим портретистом. Увлечение портретным жанром началось в связи с его женитьбой на Марте Кук, бывшей жене врача Ганса Коха. В созданной Диксом портретной галерее все образы отличаются выпукло выписанными, преувеличенными до гротеска, личностными характеристиками и зловещим налетом профессиональной деформации. На портретах явно видны темные стороны изображаемых персонажей. Одним из таких портретов является картина Отто Дикса "Портрет Ганса Коха", в которой врач изображен со шприцем в руке и в окружении инструментов, скорее напоминающих орудия пыток, нежели врачебный набор. Да и выражение лица персонажа больше напоминает маньяка-садиста или врача-нациста перед или в процессе пытки заключенных.