Религии и культурные достижения средневекового китая. Религиозная жизнь и культура средневекового китая Уникальность классической культуры Древнего Китая

Период объединения Китая и создания Танского государства характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.
Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы возведения строений, становятся всё более изящными, с высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций, фасадов и интерьеров.
В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов, воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой природе.
Пластика сунского периода намного бледнее и менее возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже лиризма.
С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит значительный скачок в развитии литературы и научных знаний. Публикуется множество работ по различным областям истории, археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому. Широкое распространение книгопечатания способствует письменному закреплению произведений народного творчества.
Особого развития в сунский период достигает литературный жанр «Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи «ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся оригинальной литературной формой.
Отличительной чертой культуры является усиление демократических тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со стихотворными ариями.
Период Сун является яркой страницей в истории китайской живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.
В тесном соприкосновении с живописью развивалось и прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших мастеров живописи.
Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих керамистов Китая. При определённых успехах в области производства фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины. Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия, изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу, где их очень высоко ценили.
Победа над иноземными захватчиками и установление власти династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа, что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом. Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период, несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести. Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия, китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной живописи и живописи «Цветов и птиц».
Значительное место в художественной культуре Китая занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного убранства. Двор- цовые здания приобретают новые черты в связи с дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты. Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII – XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей – пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период претерпевает значительные измене –ния. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты национального театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов, знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой. Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной живописи.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и эмали.
Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по форме была в XVII – XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей широкое применение в этот период получили ковры.
Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.

Цель: ознакомить учащихся с важнейшими достижениями средневековой китайской культуры, продолжить формирование умений давать оценку отдельным явлениям культуры, их духовной и художественной ценности, логически мыслить.

Оборудование: карта, таблица (достижения средневекового Китая), два варианта тестов по проверке домашнего задания, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема нашего урока “ Культура средневекового Китая”. Прежде, чем перейти к новой теме урока повторим пройденный материал.

Повторим даты: 1054, 843, 1265, 1302, 1337-1453, 1419-1434, 874, 884, 960, 1206, 1211-1368.

Термины: феод, феодал, оброк, барщина, ростовщик, инквизиция.

Люди: Уот Тайлер, Жанна д, Арк, Робин Гуд, Ян Гус, Конфуций, Сиддхартха Гаутама.

Назовите географическое положение Китая. (Показ на карте)

Назовите столицу Китая.

С какими странами вёл торговлю Китай? (Иран, Средняя Азия, Византия) (Показ на карте)

Каковы причины крестьянской войны в Китае?

Чем она отличалась от обычных крестьянских восстаний?

Какие последствия имели завоевания монголов?

Для проверки выполнения домашнего задания мы выполним тест (тест по вариантам, по окончанию выполнения работы взаимопроверка, выставление оценок).

Вариант I

1. Династия Тан в Китае управляла:

а) 200 лет; б) 300 лет; в) 1000 лет.

2. Война между китайцами с чжурчжениями закончилась подписанием мира между императорам.

а) Тан-Цзинь; б) Суй и Тан; в) Сун иЦзинь.

3. Завоевание Северного и Южного Китая было осуществлено в 1211-1279 гг. племенами:

а) печенегов; б) половцев; в) монголов.

4. В средневековом Китае были достигнуты успехи в производстве:

а) бумаги; б) шёлка в) папируса.

5. Династия Сунн утвердилась в Китае:

а) в 960 г.; б) 980 г.; в) 1010 г.

6. Крестьянская война в 874 году на северо-востоке Китая началась в годы правления династии:

а) Тан; б) Сун; в) Цзинь.

7. Освобождение Китая от власти монголов началось с восстания:

а) жёлтых повязок; б) красных повязок; в) чомпи.

8. В исторических романах китайские писатели:

а) прославляли монгольских полководцев;

б) призывали народ к борьбе;

в) старались пробудить в народе патриотические чувства.

Вариант II

1. Начиная с какого времени, в Китае начала править династия Тан?

а) С начала VII века; б) с начала VI века; в) с начала V века.

2. Какие две реки соединил Великий канал?

а) Инд и Ганг; б) Янцзы и Хуанхэ; в) Тигр и Евфрат.

3. Какую империю основали чжурчжэни в Китае?

а) Тан; б) Цинь; в) Цзинь.

4. Какие кочевники начали завоевание Китая в начале ХIII века?

а) Монголы; б) авары; в) скифы.

5. Что было изобретено в средневековом Китае?

а) Боевые колесницы; б) печатный станок; в) папирус.

6. В период какой династии средневековый Китай достиг наибольших размеров?

а) Тан; б) Сун; в) Мин.

7. Основатель державы монголов?

а) Чингисхан; б) Бату; в) хан Узбек.

8. Столица монгольской державы?

а) Сарай-Бату; б) Самарканд; в) Пекин.

2. Переходим к новой теме урока.

Запишите её в тетрадь.

Какие достижения древнего Китая вам известны? (Шёлк, компас, бумага, порох)

У вас на столах лежат таблицы “Достижения средневекового Китая”. (Приложение 1)

По ходу объяснения учителя идёт демонстрация презентации.

По ходу урока, вы будете записывать новый материал в данную таблицу.

В средневековье китайцы научились изготовлять фарфор из разных сортов глины. Производство фарфора требовало большого опыта, знаний, оно, как и производство шёлка хранилось в секрете. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть “блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день” Замечательные произведения мастера изготавливали из слоновой кости. Какое значение имело данное открытие?

1. 8-9 вв. были золотым веком китайской поэзии в это время творило около 2-х тыс. китайских поэтов. ДУ ФУ, ЛИ БО, которых волновала судьба народа, его положение. Поэты пытались донести правду до народа, боролись за его права. Развивался жанр исторического романа “Троецарствие”, “Речные заводи” Ши Найаня.

Герои романа богатыри, борцы за справедливость времён династии Сун (960-1279).

Заполняем таблицу.

2. Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы строили пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных зданий. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление лёгкости, устремлённости ввысь. После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре возведён храм неба. Это здание имеющие в плане знак солнца или неба с остроконечными крышами в форме конусов.

Посмотрите внимательно на строение зданий, в чем вы видите сходство (ответы детей).

Они напоминают о непрерывном движении природных стихий.

Главным видом искусства в средневековом Китае была живопись. Китайские художники более всего любили пейзажи-картины природы. Их писали не с натуры, а по памяти. Жанр пейзажа именовался в Китае “Горы” и “Воды”. Гора олицетворяла светлые, активные мужественные силы природы, вода же связывалась с тёмными, пассивным, женственным началом. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире.

Заполняем таблицу.

3. Китайцы обладали глубокими знаниями в медицине. Они хорошо знали лечебные свойства растений. Издавна они применяли корень женьшеня для лечения от переутомления т.к. он снижает физическую и умственную усталость. В настоящее время научно доказано положительное влияние женьшеня.

4. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижигание. Существует придание о том, как человек узнал о связи между отдельными точками на своём теле и различными процессами в его организме, что привело к лечебной методике иглоукалывания. Предание гласит: У крестьянина болела голова, обрабатывая поле, он нечаянно ударил себя мотыгой по ноге, и головная боль прошла. Потом, при аналогичном недомогании все, кто об этом узнал, стали специально ударять камнем по этой точке, ноги, чтобы избавиться от боли, а затем пытаться найти другие точки на теле. Поначалу воздействие на точки осуществлялось путём надавливания, а в настоящее время стали применять каменные, костяные и металлические иглы, а также практиковалось прижигание тела в тех местах, где должны находиться чудодейственные точки.

Заполняем таблицу.

В заключение дополню 2012 год, год Дракона. Дракон священное животное Китая. В Китае легенды о драконах восходят к 5000 до нашей эры. Китайский народ почитал и поклонялся дракону со времен глубокой древности, и постепенно его образ занял центральное место в верованиях и мифах Китая.

Драконы в Китае символизируют собой доблесть и благородство и считаются существами мудрыми, обладающими магией и тайным знанием. В "Книге Перемен" иероглиф дракон означает "мудрец".

Мы заканчиваем знакомство со средневековой культурой Китая.

Какое впечатление произвели на вас произведения китайского искусства?

Какие чувства они вызывают?

Урок окончен.

Список литературы

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

2. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.

3. Агни йога. Надземное. Книга 1. Внутренняя жизнь. – Л.: Изд-во “Экополис и культура”, 1991.

4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира, “Вако”. Москва, 2005.

Глава «Искусство Китая». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Н.А. Виноградова; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)

Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э., а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.

Средневековое искусство Китая имело большие и давние традиции, сложившиеся в условиях рабовладельческой формации. Китайский народ развивал свою культуру беспрерывно в течение нескольких тысячелетий. Китайское искусство феодальной эпохи качественно отличается от искусства предшествующего времени, но вместе с тем оно связано с ним тысячью нитей глубокой преемственности. Средневековые китайские художники исходили в своем творчестве из огромного, веками накопленного опыта, использовали уже проверенные и отобранные временем приемы и формы. Это внесло известную каноничность в искусство, но сами каноны, особенно в пору расцвета средневекового искусства, перерабатывались и расширялись в соответствии с изменением эстетических идеалов.

Китайское искусство в эпоху средневековья взаимодействовало с искусством многих стран и народов. Особенно тесно было оно связано с искусством Индии, Кореи, Японии. Сходство конкретно-исторических форм феодализма и выросших на его базе явлений философии, религии, этики и эстетики определяло типологическую близость средневековых художественных культур ряда народов Дальнего Востока. Естественно, что в этих условиях искусство Китая, обладавшее уже на ранних ступенях феодального общества развитой и сильной художественной традицией, служило образцом, особенно для тех стран, где культура рабовладельческой эпохи либо совсем отсутствовала, либо была развита слабо. Если же охватить взглядом всю эпоху феодализма на Дальнем Востоке, то мы увидим картину взаимодействия искусства разных стран, дававшего плодотворные результаты.

История средневекового искусства в Китае охватывает полтора с лишним тысячелетия. Подобно России, Китай пережил и сверг монгольское владычество и в 14-15 вв. вновь стал на путь укрепления национального государства. Однако исторические условия сложились неблагоприятно для великой китайской культуры. Застойный характер феодализма, а затем колониальная политика западноевропейских стран затормозили поступательное развитие искусства. Китай, как и другие страны Востока, не знал культуры, аналогичной европейскому Возрождению, не создал в условиях кризиса феодальной и зарождения капиталистической формации реалистического искусства нового типа. Тем не менее вклад китайского народа в мировую культуру огромен.

Уникальность классической культуры Древнего Китая.

Культура Древнего Китая

1 . Каждая из великих классических культур Востока уникальна. По своему духовному строю, китайская культура разительно отличается от индийской. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умение жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. В отличие от индийцев китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на базе добродетели или на базе закона. В отличие от Индии, в Китае не было сильной и влиятельной жреческой касты. Китайские жрецы были в первую очередь чиновниками на государственной службе, а ритуал мыслился как неизменная часть государственного порядка. Своеобразие, уникальность традиционной китайской культуры сводится, прежде всœего, к тому, что получило название ʼʼкитайские церемонииʼʼ. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всœех ранних обществ. Место культа великих богов, прежде всœего обожествленного первопредка Шанди , занял культ реальных клановых и семейных предков, а ʼʼживые богиʼʼ были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безличное Небо. 2. Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. На базе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (в Японии - дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре - изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма . В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Своеобразно и изобразительное искусство Китая. Уже в 1 тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такого типа здания стали называться пагодами и использовались как храмовые постройки. Распространены были резьба по камню, лаковые миниатюры. Известна была и фресковая живопись.Интересно и то, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны, В корне всœех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всœех трех направлений искусства создаются с помощью одного и того же инструмента - кисти. Главная цель китайской эстетики - в отражении гармонии жизни, а единœение трех видов художественного творчества воплощает реализацию этой цели. Считается, что китайская каллиграфия - искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст же в свою очередь сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет всœе три вида искусства. Поэзия же в свою очередь неразрывно связана с музыкой. Уже в начале 1 тыс. до н.э. были созданы наиболее ранние памятники древнекитайской литературы- "Книга песен", содержащая более 300 песен и стихов, и "Книга перемен". Ярким выражение утопических представлений о счастливой стране является ʼʼПерсиковый источникʼʼ Тао Юань Мина , ставший воплощением мечты о прекрасном, радостном, безбедном обществе. Конфуцианство наложило глубокую печать на всœе стороны жизни китайского общества, в т.ч. и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителœей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала. Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. В Китае были изобретены пушки, порох, бумага и приспособления для печати, в т.ч. и подвижной шрифт. Китайские целители открыли кровообращение. Там в 7 веке были изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в 4 веке н.э. китайцы изобрели фарфор.
Размещено на реф.рф
Не представляется возможным перечислить всœе значительные открытия китайских ученых в области математики, механики, биологии, медицинœе, астрономии. Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов. Среди них барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др.. В 1 тыс. до н э появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров. Существенную роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл ʼʼВеликий шелковый путьʼʼ, который был проложен во II в. до н.э. посольством Чжан Няня. Китай стал известен в Европе как ʼʼSericaʼʼ - ʼʼСтрана шелкаʼʼ. Но по торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем - распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад.

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове-чество.

Именно китай-цы впервые изобрели книгопечатание. Прав-да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож-ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре-тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш-ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания-ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко-гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу . Развивался и жанр романа.

Пагода шести гармоний. X-XII вв.

Будда. V в. (сверху), и VII в. (снизу)
Птица на ветке

Китайское искусство развивалось в тес-ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради-ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, располо-женного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пеще-ры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды . Тон-кое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китай-ский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в. Материал с сайта

Путники в горах. Ли Чжаодао. VII-VIII вв.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав-шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред-ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейза-жи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды », и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужест-венные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным на-чалом. Так в названии пейза-жа воплотились представле-ния китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воз-действие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

На этой странице материал по темам:

  • Культура средневекового китая доклад

  • Доклад для презентации китай средневековья

  • Доклад культура средневекового китая