Сколько лет алле духовой в. Алла духова, муж. Творческая карьеры Аллы Духовой

Алла Духова - "крестная мама" для бессчетного количества танцоров, окончивших школу-студию TODES. В реальной жизни она дважды мама. И уже бабушка - ее внучке Софии три года. Этой осенью девочка стала одной из учениц балета TODES, куда ее привели родители - старший сын Аллы Духовой Владимир и его жена Анна.

Материнство для меня - большая радость. Все свободное время я провожу со своими детьми. Например, с сыном Костей мы занимаемся скандинавской ходьбой. И утренние часы я стараюсь посвящать общению с ним. В плане выбора профессии и жизненного пути я доверяю своим детям. Старший, Владимир, учится на режиссера, Константин пока школьник. Какой они выберут путь, продолжит ли кто-то из них мое дело - жизнь покажет. Принципы моего воспитания просты: я люблю своих сыновей, уважаю их выбор и принимаю его! Сейчас внучка София вовсю танцует перед зеркалом, веселит нас, а в этом году пошла на занятия в школу TODES.

Володя танцами не увлекся. А вот Костя, младший, обожает танцевать, с удовольствием ходит в танцевальную школу. И это прекрасно, когда дети танцуют. С научной точки зрения доказано, что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография.

Когда дети приходят к нам в школу, они становятся настолько увлеченными, что у каждого появляется личная мотивация посещать занятия. Дети становятся дисциплинированными, организованными. Это помогает родителям в воспитании, и они с удовольствием этим пользуются.
Алла с сыном Костей

Почему выбирают танцы? Цели, с которыми приводят детей на занятия, совершенно разные: кто-то приводит ребенка, чтобы тот поправил форму, похудел, для общего физического развития. Есть детишки зажатые, и танец помогает справиться с их комплексами. Да, есть те, из кого пытаются вырастить звезду. Многие родители сами хотели танцевать, но по разным причинам у них это не получилось, и они отправляют к нам своих детей.

Утверждать можно одно: танцы дают колоссальную положительную энергетику, и независимо от поставленных целей каждый получит удовольствие и здоровое тело.
Алла Духова с воспитанницами (в центре - дочь Юлии Барановской и Андрея Аршавина Яна)

Жизнь Аллы Духовой, руководителя балета "Тодес", поровну разделена между Ригой и Москвой. В Москве Алла работает, а в Ригу ездит к мужу и детям: 8-летнему Володе и 7-месячному Косте. "Я одинаково люблю оба этих города – ведь в каждом из них я веду абсолютно разную жизнь", - говорит она. Журналу "7 Дней" Алла Духова рассказала, что недавно купила в Москве квартиру, но до благоустройства руки еще не дошли. А в Риге она живет в шикарном особняке в самом дорогом районе – Межапарке. В доме площадью в 1000 квадратных метров два этажа, 15 просторных комнат, есть бассейн, солярий, сауна.

ПО ТЕМЕ

В доме живет два семейства. У аллиной сестры Дины и ее мужа Аркадия четверо детей. Поэтому в доме все время шум и суматоха. А свела семьи вместе… мышь. Когда Алла родила первого сына. у нее в квартире завелся грызун. Алла панически боялась зверя, поэтому переехала на время к сестре. Так и родилась идея общежития в общем доме.

С отцом Кости, Антоном, Алле Духовой не удается видеться так часто, как хотелось бы. Избранник Духовой – бывший ди-джей, сейчас работает в шоу-балете художником по свету. Оба постоянно на гастролях.

"Конечно, я скучаю по Антону, - говорит Алла, - но во всем надо искать свои плюсы. например, я считаю: оттого, что мы редко видимся, каждая встреча происходит словно впервые. Антон недавно сказал: "Ну надо же, у нас еще роман продолжается, а сыну уже полгода!"

Алла не торопится законно оформить отношения с Антоном: "Что толку от того, что у меня был официальный муж и в паспорте стоял штамп? Это не удержало нас от развода…" Супруг Аллы, специалист по компьютерам Сергей, уехал в Америку еще до рождения сына Владимира.

Дом Духовой – один из самых открытых. Почти каждый день там собираются гости. Попадая на гастроли в Латвию, ей обязательно наносят визиты Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте и многие другие звезды.

Алла Владимировна, в этом году вы отмечаете сразу два юбилея - личный и профессиональный: у вас круглая дата, и коллективу TODES исполняется 30 лет. Какое из этих событий для вас более значимое?

Никак не могу поверить в то, что TODES разменял четвертый десяток. Кажется, что все началось вчера. Представьте: мы начинали в составе 14 человек, а сейчас в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, у нас самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов, а сколько их наберется за 18 лет существования школы, сосчитать невозможно. Аналога нигде нет. Когда первому нашему составу пришла пора расставаться со сценой, я задала себе вопрос: а какая перспектива их ждет? Кому нужен танцовщик, вышедший на пенсию? Никому. Хорошо, если у него есть хватка и он способен заняться чем-то еще. Но это же исключения. Значит, надо позаботиться о его будущем. С той поры, завершив сценическую танцевальную карьеру, наши ученики становятся директорами школ, педагогами, репетиторами-хореографами. Еще одна моя гордость - наш собственный театр, открывшийся два года назад. Сбылась заветнейшая мечта. И это самый большой подарок к юбилею. В сравнении с такими свершениями личный день рождения попросту меркнет.

- Откуда вы такая - с сумасшедшей энергетикой - взялись? Из какой семьи?

- (Смеясь.) Ох, слышали бы вас школьные психологи, которые проводили тестирование учеников в рижской школе, где я училась! Меня они записали во флегматики. Потом так все и говорили: «Аллочка у нас флегматичная». Но ошиблись психологи. Нисколечко я не флегма. Просто у меня отличная стрессоустойчивость. В сложных ситуациях я внутренне собираюсь и «каменею»: меня не пробить. Но в детстве я и правда была на удивление спокойная и послушная. Единственное - постоянно танцевала, особенно перед ­зеркалом. Поняв, что я одержима танцами, мама отвела меня в ансамбль народного танца «Ивушка».

Родители, Галина Владимировна и Владимир Соломонович, были людьми очень творческими, работали педагогами. По распределению они учительствовали в Коми-Пермяцком округе, в селе Коса, а где-то через год после моего рождения переехали в Ригу.

Каждое лето мы с родителями отправлялись в палаточный городок, где проводили все каникулы. Папа организовывал там соревнования для детей и взрослых: легкая атлетика, лазание по канатам, рыбалка. А мама собирала всю детвору и готовила с нами концерты. Естественно, моих родителей все обожали. Увы, их уже нет в живых…

- С профессией вы определились сразу после школы?

Нет, сначала я захотела стать цирковой артисткой. В Ригу на ­длительные гастроли приехал цирк, и со мной в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочка потомственных дрессировщиков, сама работавшая на арене с маленьким слоном. Мы с ней сдружились. Увидев меня на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Я пришла в цирк, ее мама, руководившая аттракционом, меня протестировала и сказала: «Берем!» Естественно, все обсудили с моими родителями: они вроде сначала согласились, но потом стали активно меня отговаривать. Я уперлась. Однако правы все же оказались они. Сразу после окончания школы я вместе с цирковыми поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев меня вводили в программу: я научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине, после чего мы отправились в Минск. Первое представление я благополучно отработала, а на втором… сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год восстанавливалась.

Летом я устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Меня заметил директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Там я быстренько сколотила группу из подружек. Я изучала нелегально завезенные видеокассеты с записями выступлений танцоров из Европы и Штатов и как-то их преобразовывала. Полгода спустя наш девчачий коллектив стал лауреатом городского танцевального конкурса молодых дарований в Риге. После этого нас пригласили выступать на самой модной рижской дискотеке - в ДК завода имени Попова. Туда в то время невозможно было попасть, спекулянты продавали билеты по десятикратной цене.

Однажды мы отправились на первый брейкерский фестиваль в Палангу. Там познакомились с парнями из Ленинграда, эффектно танцующими брейк-данс. Их коллектив назывался необычно - TODES. Мы решили объединить две группы в одну, исполня­ющую современную хореографию всех стилей. Название сохранили - оно яркое, броское, звучное. Этим термином обозначается один из элементов фигурного катания - чрезвычайно сложный трюк. А потом еще кто-то сказал, что с немецкого языка это слово переводится как «смертельная спираль». (Смеясь.) Не знаю уж, как там у них, в Германии, но наш балет, наоборот, очень жизнеутверждающий. Короче говоря, едва две группы соединились в одну, моментально стало понятно, что художественный руководитель тоже должен быть один. Созвали общее собрание, и… все проголосовали за меня.


- Даже подумать страшно о каком-то романе. Надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться…
­Нет-нет-нет! Фото: Николай Денисов

Каким же образом самодеятельный танцевальный ансамбль раскрутился и попал на звездную орбиту эстрадных знаменитостей?

Объединенным коллективом в составе 14 человек мы сделали ­40-минутную сольную программу, и нас с ней взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Мы объездили весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором нас уволили. И мы, бесхозные, отправились в Москву. На двух-трех концертиках через чье-то посредничество выступили, и все - тишина. Наступил период бедствования. Денег - ноль. По несколько дней, бывало, совсем оставались без еды. Голодные заходили в универсам и, каюсь, таскали хлеб - мужики наши клали булочки в карманы и выносили. Стыдно, конечно, но что поделаешь - голод гнал. А ведь нам, дуракам, почему-то от этого было весело. Сейчас вспоминаю с ужасом.

Сначала мы устроились в Люберцах в общаге, а потом сняли в Москве две однокомнатные квартиры и жили в них - по 12 человек в каждой. Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть. Свечу зажжем, поболтаем, похохочем, обсудим планы - и на боковую. Отлично было, весело.

Постепенно творческая жизнь стала налаживаться. Папа моей подружки - Александр Аронович Берман, администратор Рижской филармонии - отправил нас на большие гастроли, где мы попали в поле зрения , которая позвала работать с ней. Разумеется, мы согласились на такое заманчивое предложение. Помню, на первой же репетиции просто обалдели. Представлялось, что София Михайловна гораздо меньше ростом, а тут выходит на каблуках, высокая, статная, элегантная, берет микрофон и начинает петь «Лаванду» - тогда это был хит. А мы, каюсь, не любили эту песню: у нас, молодых, были другие музыкальные приоритеты. Но как только услышали ее, что называется, вживую, стало понятно, почему у этой певицы такая армия поклонников. Это было что-то потрясающее, магнетическое, аж мороз по коже. Мы тут же все в нее влюбились, бесповоротно и окончательно. И «Лаванду» полюбили - как, впрочем, и все песни Ротару.

Нас все предупреждали: с Ротару надо держать ухо востро, мол, характер у нее, мягко говоря, не сахар. А я так скажу: замечательный у нее характер. Просто она работяга, каких поискать, и, естественно, очень требовательна - и к себе, и к окружающим. У нее не забалуешь: иной раз и тарелка может полететь в сторону нерадивого музыканта или звукорежиссера. Но это творческие, рабочие моменты, никто не обижался. А по сути своей София Михайловна оказалась справедливая и добрая. И невероятно простая в общении. У нас была традиция: перед репетицией или концертом я обязательно заходила к ней в гримерку, и мы болтали по душам - ни о чем и обо всем.

Около пяти лет мы вместе выступали, а потом стали работать с Валерочкой Леонтьевым. Тоже совершенно гениальный человек и также работоспособности невероятной. А еще интеллигентный, начитанный: его в свободную минуту без книжки не увидишь. Боже, а как он общается с людьми! Я у него училась. Вообще-то я и так ко всем уважительно относилась, нас с Динкой родители в этом плане воспитали прилично: если дерзость себе какую-нибудь позволяли или не тем тоном говорили, прямо по губам били - буквально за интонацию. И все же Валера в этом смысле уникален. Помню такой эпизод. Как-то я ему сказала: «Валер, что меня восхищает в тебе, помимо таланта, так это то, как ты общаешься: абсолютно со всеми одинаково - с таким уважением относишься к каждому, даже с пиететом. Это поразительно!» Он ответил: «Только так и нужно. Хотя бы из эгоистичных побуждений: ты же не знаешь, как сложится судьба того или иного человека - может, сегодня он сцену убирает, а завтра президентом станет. Или твоим импресарио. Может такое быть? Может. Это первое… Нет-нет, неправильно, это второе. А первое и самое важное: если хочешь, чтобы к тебе люди относились с любовью, относись и к ним так же. Ко всем». Вот так - все очень просто: как хочешь, чтобы относились к тебе, так сам относись к другим. Вроде ничего нового не сказал, но из его уст эта житейская мудрость прозвучала как-то особенно - напутственно и осмысленно. Впоследствии я старалась именно так общаться со всеми окружающими меня людьми.

- А поговаривают, что как руководитель вы очень жесткая…

Но это только в коллективе, во время работы. Да и то когда я в запале. Но, во-первых, я скорее не жесткая, а громкая. Хотя это я раньше часто голос повышала, а сейчас уже помудрее стала - не порчу свои нервы. А ­во-вторых, стараюсь быть справедливой. Если понимаю, что нужно наказать, наказываю. Штрафом или выволочкой. За что? За опоздание, за невнимательность, за халтурную работу. А иначе никак. Если бы я была мямлей, мы ничего не достигли бы. Другое дело, что всегда стараюсь учитывать характер человека, его психологические особенности, жизненную ситуацию - к каждому ищу свой подход.

Кажется, первый крупный сольный концерт TODES совпал с первым большим выступ­лением Кристины Орбакайте. Интересно, кто кого, скажем так, тянул?

С мы познакомились давно - гораздо раньше создания TODES. Алла Борисовна приехала с концертами в Ригу, Кристи была вместе с ней. Гастроли эти организовывал тот самый главный администратор Рижской филармонии. И его дочка, Танька, притащила Кристю домой - смотреть кассеты по видику. Нас там много народу собралось. Кристина потом говорила мне: «Представляешь, меня еще ни разу в жизни не отпускали тусоваться на ночь. А тут вдруг мама дала добро». Так что для нее это был знаменательный момент - выход в гости с ночевкой! Ей было лет пятнадцать. Потом мы увиделись с Кристей на ­«Рождественских встречах» Пугачевой, где поручила нашему коллективу сделать для выступления Кристины подтанцовку. С этого и началась наша с Кристей дружба. Я не раз убеждалась в том, что она человек очень добрый и отзывчивый. Так вот, когда TODES впервые должен был выступать с сольной программой, я спросила: «Кристи, поможешь нам?» Она говорит: «Давай. А что нужно?» Я объяснила: «У нас хватает номеров всего на полтора отделения, не могла бы ты выступить вместе с нами, чтобы концерт получился полноценным?» Кристина тогда, как и мы, только начинала делать первые самостоятельные­ шаги на большой эстраде и в таком большом формате еще не выступала. Но все равно поддержать нас согласилась. Помню, перед представлением жутко волновалась. Но концерт получился классный, прошел с огромным успехом. Мы сняли его на видео, и Кристи потом привезла запись маме. Алла Борисовна пересматривала несколько раз, анализировала, как мы отработали. Естественно, ее в первую очередь интересовала Кристина. Мне потом попеняла: «Что ж вы мою доченьку-то обидели? Она у вас столько номеров поет, а ее поставили непонятно куда. Неправильная расстановка артистки». Я объясняла: «Алла Борисовна, да о какой расстановке речь?! Мы попросили Кристю помочь, и она просто выручила нас. Мы даже программу не формировали, а уж о таких тонкостях и вовсе не думали…»

У Аллы Борисовны я и училась правильно выстраивать программу, расставлять в концерте людей, да и попросту законам жанра. У нее гениальное режиссерское чутье - на уровне интуиции. Всегда четко знает, когда какую песню поставить, в какой момент стоит обратиться к зрителю, что сказать, с какой интонацией, где и как кланяться. Она это ощущает до мельчайшего нюанса.



- У меня дома целая гвардия: сыновья, невестка, внучка. В покое меня не оставляют. И это хорошо
. Фото: Николай Денисов

- Алла Владимировна, а как ваша насыщенная танцевальная жизнь совмещается с семейной?

Сложно. Замуж я вышла в Риге, в 22 года. Сережа был диджеем на той модной дискотеке, о которой я рассказывала. Пожили мы с ним несколько лет в браке, а потом муж решил ­уехать в Америку - насовсем: мечта у него была такая. Так вышло, что возможность эта представилась ему, когда я была беременна. Он предлагал эмигрировать вместе, но я для себя такой вариант ни на секунду не рассматривала. «Да ты что?! - говорила. - Как можно все бросить? Здесь же друзья, родные, любимая работа, да вообще вся жизнь. Никогда и ни за что!» Мы развелись, он улетел.

- Матерью-одиночкой оставаться не страшно было?

Если честно, решилась я рожать ребенка не сразу. Серьезно обдумывала сложившуюся ситуацию. Понимала, что останусь одна, без помощи. Папа к этому времени уже умер, мама неважно себя чувствовала. Как справляться, как совмещать заботу о ребенке с работой? Тут решающую роль сыграли моя сестра Дина и ее муж Аркадий - он занимается строительным бизнесом. Они сказали: «Аллуся, рожай! Не думай о проблемах, мы поможем!» Важные для меня слова, ключевые. Причем своих детей у них тогда еще не было. Всю ночь я не спала, размышляла обо всем этом. Под утро сказала себе: «Все - рожаю!» И, очень хорошо это помню, у меня внутри вдруг так - у-ух! - словно тот, кто там сидел, выдохнул облегченно. (С улыбкой.) Впоследствии это оказался Вовка, которому теперь уже 22 года.

- Появление ребенка и ответственность за все разрастающийся коллектив не вступали в противоречие?

Как-то выкручивалась. Моталась из Риги в Москву и обратно. Сначала буквально выскакивала на работу на два-три дня и тут же возвращалась. Потом стала подольше задерживаться. Мне повезло: я родила в удачное время - летом, когда у нас был перерыв в работе и я смогла три месяца кормить грудью. А потом молоко пропало. Дина к тому времени тоже уже родила - дочку Полину, и Вовка оставался с ними. Хорошо ему было - под присмотром родных, любящих людей, а вокруг свежий воздух, сосны. Да и няню мы уже могли себе позволить. В общем, на душе у меня было спокойно. А сейчас я редко бываю у сестры, обычно приезжаю к ней на Новый год и летом. Дина возглавляет рижский филиал нашей Школы танцев. Она сама была в первом составе TODES, а теперь у нее пятеро детей, и четверо из них танцуют. Станут ли мои племянники профессиональными танцорами или нет - вопрос. Это уж как они сами захотят. Но ходят заниматься уже много лет.

А Володька мой танцами не увлекся. Он окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, но решил вернуться домой и оканчивать магистратуру здесь. Намеревается попробовать себя как театральный режиссер. Планирует еще и в университете преподавать - его пригласили. Кроме того, он музыкант, пишет хорошую музыку. Уже женился - на своей однокласснице Ане. Мне казалось, что слишком рано ребята затеяли семейную жизнь, ­хотя им, молодым, конечно, виднее. Два года назад подарили мне внучку - Софию. Это невообразимое чудо!

А младшему моему сыну, Костику, 14 лет. Он пока больше всего интересуется доисторическими животными. Но и танцевать Котька обожает, с удовольствием ходит в танцевальную школу, спектакли нашего театра не пропускает, пересматривает по много раз. Его папа работает у нас в коллективе техническим директором. Хотя мы с Антоном давно разошлись, продолжаем дружить. Он часто к нам приезжает, Котька любит его, мы все замечательно общаемся. Но семейной жизни в привычном понимании у нас не получилось.

- Значит, если отдаваться работе так самозабвенно, как вы, личное счастье невозможно?

Наверное, все-таки возможно, только надо сильно стараться. На это нужны силы. А их не хватает. На детей - да, а на все остальное - нет. Кроме того, нужно, чтобы все совпадало с обеих сторон: взаимопонимание, поддержка, чуткость. Чтобы близкий человек во всем тебя понимал, не дергал, когда ты внутри как оголенный нерв. Он должен чувствовать, что в этот момент лучше просто оставить в покое, дать прийти в себя, не тревожить расспросами, приставаниями. Все должно срастись, а это очень сложно. С другой стороны, ну с какой стати именно ему следует под тебя подстраиваться, а не тебе под него? Я, как могла, старалась, но иногда душевных сил не хватало: слишком выматывалась на работе. Конечно, это ненормально. Так что виню я прежде всего себя. У меня просто не хватило ресурса.

- Сейчас личное пространство у вас по-прежнему никем не заполнено?

Ничего себе не заполнено! Дома - целая гвардия: сыновья, невестка, внучка, не говоря уж о «гвардейцах» на работе. Это же огромное количество народу, и все то и дело пристают - и по работе, и по личным вопросам, и по здоровью, и по всякой ерунде. Я взрываюсь: «Да оставите вы меня уже в покое или нет?!» (С улыбкой.) Нет, не оставляют. Разумеется, я включаюсь в их ­проблемы. Но на самом деле это здорово. Они же все - мои дети. И по большому счету кто мне еще, кроме них, нужен? Даже подумать страшно о каком-то романе. Это ведь надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться… Нет-нет-нет! Какие свидания, вы что, с ума сошли? Избави Бог! Мне и так прекрасно. (Помолчав.) Но, может, я и не права. Конечно, не права, не надо слушать мои глупости, а уж тем более поступать как я. Моя позиция неверная. Все должно быть наоборот: надо, чтобы у всех женщин были мужья - надежные помощники, заботливые и внимательные. Это однозначно.



С сыновьями Константином и Владимиром, невесткой Анной и внучкой Софией
. Фото: Николай Денисов

Тем не менее для большинства людей вы все же являетесь примером для подражания. Есть ощущение гордости - ай да Духова?

Знаете, когда я приезжаю в большие города любой страны мира, выхожу в конце концерта на сцену, слушаю четвертьчасовой гром оваций, вижу буквально ревущий от восторга битком набитый зал, из которого никто, ни единый человек, не торопится в гардероб, чувства действительно испытываю бесподобные. Их не описать. А школы наши - это же фантастика. Там ведь реально учат танцевать. И еще мы вывозим ребят в летние лагеря, на фестивали, где они соревнуются друг с другом. Танцуют все жанры современной хореографии - в разных стилях, со спортивными трюками. Энергетика колоссальная - искры летят. Это TODES, ни с кем не спутаешь! Дети полны энергии - задорные, поджарые, физически крепкие. Какие стрессы, какие комплексы, какие уличные шатания и опасные компании?! Я смотрю на это огромное количество ребят разных возрастов, впитываю в себя энергию и мощь юности, и… слезы подступают. В такие мгновения ловлю себя на мысли: какие же мы все-таки молодцы! Не «я», а именно «мы». Потому что мы сделали это! Вот в этом заключается и гордость моя, и мое счастье.

Семья: сыновья - Владимир (22 года), Константин (14 лет); внучка - София (2 года)

Образование: окончила режиссерский факультет РАТИ

Карьера: хореограф, основатель танцевального коллектива «Эксперимент»; основатель и художественный руководитель балета, сети танцевальных школ и Театра танца TODES

29 ноября 1966 года родилась Алла Духова, хореограф, основательница шоу-балета «Тодес».

Личное дело

Алла Владимировна Духова (49 лет) родилась в селе Коса, входящем ныне в состав Пермского края. Ее отец был учителем физкультуры, мать преподавала в школе русский язык.

Через год семья переехала в Ригу, где жили дедушка и бабушка Аллы. В Латвии отец будущего хореографа работал на заводе по производству мопедов, мать занималась хозяйством.

Алла училась в музыкальной школе, в 11 лет пришла в ансамбль народного танца «Ивушка». В десятом классе пробовала работать в цирке, однако вскоре получила травму, и на арену больше не выходила. Рассказывала: «Когда я училась в десятом классе, в Ригу приехала работать цирковая программа "Слоны и танцовщицы". Я подружилась с дочерью руководителя, и меня пригласили в балет этого аттракциона. Но цирковая карьера не задалась. Месяц меня вводили в программу, я вышла на спектакль, а на следующий день сломала ногу. Перелом был сложный, и все это пришлось оставить». Год после травмы работала экспедитором на мопедном заводе и дворником.

В начале 1980-х создала при дворце культуры женский танцевальный коллектив «Эксперимент», танцевала в группе вместе с младшей сестрой Диной. Участницы «Эксперимента» одними из первых в СССР стали исполнять брейк-данс.

На одном из фестивалей в Литве девушки познакомились с ленинградскими брейкерами «Тодес».

В марте 1987 года коллективы объединились в одну команду под названием «Тодес». Духова была выбрана творческим руководителем балета, кроме того следующие три года продолжала танцевать в «Тодесе». Вспоминала: «Нас заметил один продюсер и предложил работать профессионально, соединив два коллектива: наш девичий джаз-модерн и мальчишеский брейк. Меня коллегиально выбрали художественным руководителем, потому что я ставила программы и выглядела взрослее всех, хотя мне не было и двадцати».

В 1987—88 годах участники группы переехали в Москву. До 1992 года «Тодес» выступал на концертах Софии Ротару. Затем коллектив пять лет работал с Валерием Леонтьевым. «А когда коллективу исполнилось 10 лет, — рассказывает Духова, — благодаря президенту культурного фонда "Артэс" Александру Достману мы сделали сольную программу в концертном зале "Россия". Это показали по телевидению, и нас стали приглашать работать самостоятельно. С тех пор мы с аншлагами гастролируем по стране и по миру». Параллельно танцоры стали участвовать в представлениях многих эстрадных исполнителей — Кристины Орбакайте, Александра Буйнова, Валерия Меладзе, Ларисы Долиной и других.

К 1997 году второй (не основной) состав «Тодеса» разросся до 150 человек. В 1998 году Духова открыла в Москве первую школу танцев «Тодес». Следующие школы появились в Риге и Санкт-Петербурге, затем и в других российских городах. К весне 2014 года было открыто 98 филиалов танцевальной школы, в которых занимались 35 тысяч учеников (но уже в августе 2014-го Духова говорила лишь о 89 школах).

В марте 2014 года в Москве открылся Театр танца Аллы Духовой «Тодес». К ноябрю 2015 года репертуар театра состоял из четырех спектаклей.

Алла Духова была официально замужем лишь однажды — за программистом по имени Сергей. Пара рассталась после того, как муж уехал в США. От него у Духовой есть старший сын Владимир. Второй ребенок Константин родился от гражданского мужа Духовой Антона Кися — художника по свету, затем технического директора в балете «Тодес».

Старший сын Духовой учится в США на режиссера.

Чем знаменита

Алла Духова

Соосновательница и руководитель самого известного в стране эстрадного танцевального коллектива «Тодес». Успешный менеджер, создавшая на волне интереса к «Тодесу» разветвленную сеть из примерно сотни танцевальных школ в России и в ближнем зарубежье. Основательница театра «Тодес» в Москве.

Балет «Тодес» участвовал в самых масштабных российских постановках, среди которых церемония закрытия празднования 850-летия Москвы в 1997 году, «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой, телевизионные «Новогодние огоньки».

О чем надо знать

Балет Аллы Духовой — это успешный бизнес, гастроли коллектива расписаны на несколько лет вперед. При этом труппа не участвует в мировых танцевальных конкурсах, а на каждую новую постановку тратит всего месяц .

В одном из интервью Духова на вопрос «как называются фестивали, посвященные современной хореографии?» и вовсе ответила: «Я, к своему стыду и позору, даже не знаю».

Прямая речь:

О воспитании ребенка без мужа (« Аргументы и факты », июнь 2004): «Трудно ли мне было воспитывать одной первого ребенка? Нет. И призываю всех, что не надо этого бояться. Если у тебя есть друзья-мужчины, родственники, нужно их привлекать к воспитательным моментам, вот и все. Мне повезло, муж моей сестры Аркадий заменил Вовке отца, потому что мы жили все в одном доме в Риге. И до сих пор живем. Курсирую между Ригой и Москвой. Потом, у меня много друзей. Они приходили, в компьютер с ним играли, общались. Мать-одиночка — пережиток совка. Это смешно — так называть женщину. Если у нее есть ребенок, она уже не одинока».

О бизнесе и танцах (« Новые известия », апрель 2014): «Я не считаю, что мы занимаемся бизнесом. Мы просто танцуем, занимаемся хорошим делом. И потом, какие мы коммерсанты? И цены на занятия у нас не заоблачные, и обязательно в каждом филиале есть бесплатные группы. А скольких ребят мы буквально вытащили с улицы… Мы учим детей танцевать не для того, чтобы сделать из них профессионалов, просто хотим, чтобы они красиво двигались, чувствовали музыку. Кстати, взрослые люди у нас тоже занимаются».

Об отношении к танцовщикам (Forbes Woman , июнь 2014): «Ну, по молодости я была зверь. Представляете, что такое уличные брейки? Как их убедить осваивать классический балет у станка, чтобы стать универсальными танцовщиками? Я сказала, что у них есть выбор — оставаться в андеграунде или работать профессионально и быть востребованными в нашей стране. Они мне поверили, но все это было очень сложно. У меня была жесткая система: шаг вправо, шаг влево — штраф. Не забалуешь. Это сейчас я стала мудрее, мягче, на что-то внимания не обращаю. Но вообще я руководитель строгий. Правда, в реальности жесткие меры принимаю редко».

7 фактов об Алле Духовой

  • Не имеет высшего хореографического образования.
  • Название коллектива Духовой происходит от элемента тодес (от нем. Todesspirale — «спираль смерти») — так в фигурном катании называется упражнение, в котором девушка полулежа описывает спираль вокруг партнера. Духова рассказывала: «Это было название питерцев. Они не знали, что оно значит, просто звучное слово. На самом деле это элемент фигурного катания. Но мы хотели новое имя. Уже нужно было печатать афиши, и директор филармонии разозлился: "Вы месяц не можете принять решение! Тоже мне — сходятся группы Beatles и Queen, никак не договорятся! Будете "Тодес", и все". Так с его легкой руки название и осталось».
  • Младшая сестра хореографа Дина стояла у истоков создания балета «Тодес». «Сейчас она, мама пятерых детей, руководит рижской студией нашего балета, взяла на себя ответственность за одну из танцевальных школ», — рассказывала Духова.
  • Оба ребенка Аллы Духовой появились на свет в одном и том же роддоме. Нянями для них стали медсестры, которые работали в этом же роддоме.
  • «Тодес» дважды выступал с Майклом Джексоном. «Нас пригласили принять участие в благотворительных концертах "Майкл Джексон и друзья" (Michael And Friends Concert), в которых участвовало огромное количество мировых звезд, — отмечала Духова. — Мы выступали в Сеуле и Мюнхене и танцевали с Майклом Джексоном на одной сцене. А потом летели с ним в одном самолете, познакомились с его балетом и до сих пор с ними дружим и переписываемся».
  • Алла Духова занимается скандинавской ходьбой с палками.
  • Участники первого «Тодеса» все еще работают в коллективе. Духова: «Они все у нас работают. А иначе зачем мы школу открывали? От нас уходят только те, кто не хочет работать, но хочет получать большие деньги».

Алла Владимировна Духова. Родилась 29 ноября 1966 года в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа (Пермская область). Советский и российский хореограф, основательница и художественный руководитель балета «Тодес» (TODES).

Алла Духова родилась 29 ноября 1966 года в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области.

Отец - Владимир Духов, имел два образования - учитель физкультуры и газо-электросварщик, работал по второй специальности на заводе мопедов.

Мать - Галина Духова, экономист, работала учителем математики, потом была домохозяйкой.

Сестра - Дина, руководитель Рижского отделения балета «Тодес».

Спустя год после ее рождения семья перебралась из Коми-Пермяцкого округа, где учительствовали родители, в Ригу. Там и прошли детские и юношеские годы Аллы.

С ранних лет Алла занималась музыкой. А после уроков часто любила захаживать в соседний хореографический класс и наблюдать за движениями магистра танца Алексея Колычева. Потом, придя домой, повторяла увиденное перед зеркалом. Аллу тянуло к танцам, хотя ее и считали флегматичной. Однако, как отмечала она сама, с рождения просто была стрессоустойчивой - что позже много раз помогало ей в жизни и в профессии.

Поняв, что дочь одержима танцами, мама в 11 лет отвела ее в ансамбль народного танца «Ивушка», в котором она и занималась, постигая азы хореографии. Ее преподавателями были Валентина Андриановна Лайзане, работал Юрий Васильевич Шуркин, пришедший в коллектив из государственного ансамбля народного танца Белоруссии, где прежде работал хореографом, также в это время в коллективе преподавал Эдуард Дубовицкий из Рижского хореографического училища.

После школы планировала стать цирковой артисткой. Как-то в Ригу на длительные гастроли приехал цирк, и с ней в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочь потомственных дрессировщиков. Они подружились. Увидев Аллу на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Духова пришла в цирк, ее протестировали и согласились принять.

Сразу после окончания школы Духова вместе с цирком поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев ее вводили в программу: она научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине. Далее были гастроли в Минске, где на одном из представлений Алла сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год она восстанавливалась.

Далее устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Там на нее обратил внимание директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Она быстро сколотила группу из подружек. Тем более, что мечтой детства Аллы Духовой было не только танцевать на сцене, но и самой ставить номера и хореографические спектакли.

В 16 лет она собрала свой первый коллектив «Эксперимент», в который вошли исключительно девушки. «Эксперимент» довольно быстро обрел популярность по причине того, что за основу в постановках была взята современная хореография американской и западноевропейской школы, находившаяся в то время (начало восьмидесятых) под негласным запретом.

Алла вспоминала: "Когда мы начинали, в нашей стране был классический балет и народный танец. Про современную хореографию слышали, но возможности научиться не было. Когда к нам попадали какие-то западные кассеты, литература - мы с жадностью хватали всю информацию. Включали клипы их артистов и учились танцевать по ним. Сейчас это может показаться смешным, но тогда брейк-данс считался пропагандой. За это в милицию забирали. Никому и в голову не приходило, что это спорт, сложные трюки, красота, ловкость и сила духа. Никакой другой подоплеки и не было".

Объединенным коллективом в составе 14 человек они сделали 40-минутную сольную программу. С ней их взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Коллектив объездил весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором их уволили. Они отправились в Москву. Первое время было очень тяжело. Жили в двух однокомнатных квартирах по 12 человек в каждой. Духова вспоминала: "Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть".

Но постепенно творческая жизнь стала налаживаться - отец ее подружки, Александр Аронович Берман (администратор Рижской филармонии), отправил их на большие гастроли. Коллектив попал в поле зрения Софии Ротару, которая позвала работать с ней.

На одном из фестивалей в Паланге девушек из «Эксперимента» судьба свела с питерскими танцорами, которые дали своему коллективу звучное название «Тодес». Далее они приняли решение объединиться в один коллектив, так родился балет «TODES» .

Алла Духова и балет "Тодес"

Окончила режиссёрский факультет РАТИ.

В 2001 году приняла участие в игре «Сто к одному», была в команде «Танцующие» (Сергей Воронков, Денис Бугаков, Юлия Филиппова (Малая) и Анна Сядристая).

Коллектив «Тодес» начинался с 14 человек, а ныне в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в России, но за рубежом. У «Тодеса» самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов.

"Важны дисциплина и ответственное отношение к своей работе. Наш коллектив - это большая и дружная семья. Остаются надолго самые любщие и преданные, кто фанатично любит свое дело", - говорила Духова.

Рост Аллы Духовой: 168 сантиметров.

Личная жизнь Аллы Духовой:

Трижды была замужем.

От первых браков имеет сына Владимира Духова.

Третий муж - Антон, работает в «Тодесе» техническим директором. У них в 2002 году родился сын Константин Духов.

Владимир Духов окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, учился в магистратуре на родине, театральный режиссер, пишет музыку. Подарил Алле внучку Софию (2014 г.р.).

Константин Духов танцует в «Тодесе», занимается спортом.

Как отмечала Алла Духова, ее личная жизнь не сложилась из-за работы: "У меня не хватило сил на мужа, хотя я честно старалась. Семейная жизнь предполагает в первую очередь внимание, недаром говорят, что семья - тяжелая работа. В этом плане семья - жертва, хотя я так не считаю. Я за полную семью, в феминизме меня не обвинишь".

Алла Духова вместе с семьёй живет в Латвии. В родной Риге она построила большой дом.