Дидактические игры по изо ранний возраст. Картотека увлекательных игр по изодеятельности. «Придумай и собери портрет»

1. Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании

В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:

  1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.
  2. Игры, направленные на развитие воображения (воссоздающее и творческое).
  3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости .
  4. Игры, развивающие чувство ритма , умение составлять ритмическую композицию .
  5. Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой).
  6. Дидактические игры, помогающие различать стилизованные и реалистические изображения.

К I группе игр можно отнести дидактические игры:

  • “Дымковские мастера”;
  • “Составь свой узор” (городец);
  • “Укрась сам” (хохлома);
  • “Жостовские подносы” (жостово);
  • “Гжельские узоры” (гжель).

В этих играх дети закрепляют знания о элементах росписи по народным промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивалось творчество, активизировалась и обогащалась речь.

С дидактической игрой “Составь красивый узор” (разрезные картинки) может быть связано занятие по декоративному рисованию: роспись по мотивам народного декоративного искусства. Организовав игру (в процессе которой дети будут создавать узоры, складывая разрезные картинки внимательно рассматривая элементы узора, их цвет, композицию), педагог будет способствовать уточнению представлений детей о той или иной росписи. Это поможет им потом в создании узора.

Желание правильно составить узор заставит детей внимательно всматриваться в части узора на картинках, сравнивать их, объединять соответствующие части выделять мотивы орнамента.

Ко II группе относятся игры, направленные на развитие воображения и на нахождение закономерности следования узора.

Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, развивать воссоздающее воображени е.

А) Например: игра “Продолжи узор”.

Игровая задача: собрать бусы; продолжить дорожку; расставить вагоны; отремонтировать заборчик; помочь заштопать коврик и т.д. (игра имеет много вариантов).

Б) Игра “Лоскутное одеяло”.

Игровая задача: помочь игровому персонажу собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются воспитателем и могут меняться).

Материал: комплект деревянных кукол (разных по высоте, толщине); куклы сгруппированы в “семьи” по орнаментам.

Игровая задача: помочь куклам найти свои семьи.

Ход игры: Воспитатель ставит на стол одну (более сложный вариант 2-3 игрушки) куклу из любой “семьи” и говорит: “Сегодня я познакомилась с Анютой”. Посмотрите, какая она нарядная!” Педагог с детьми рассматривает одежду, головной убор на кукле, обращает внимание детей на орнамент - элементы узора и их чередование. “Кукла Анюта гуляла с родителями в парке и потерялась. Она просит вас ей помочь найти свою семью. Давайте отправимся в “парк”. Воспитатель подводит к другому столу. На нём расставлены деревья, качели, скамеечки из настольного театра. В парке гуляют несколько кукол. Дети рассматривают игрушки и по орнаменту определяют родителей Анюты и возвращают её родителям.

Второй вариант игры “День рождение куклы”.

Игровая задача: в конце праздника детям предлагается “отвести кукол- детей” к куклам - родителям. Если дети затрудняются, педагог помогает им определить, чем куклы похожи и чем отличаются “дети” и их “родители”

К III группе относятся игры и упражнения на развитие ручной умелости.

Цель - способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать координацию глаза и руки.

В младшей и средних группах: игра “Помоги довезти игрушки”.

Цель - учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.

Игровая задача: помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.

“Проплыть между препятствиями”;

“Пройти по лабиринту”;

“Найти клад”;

“Провести хоккейную комбинацию”.

К IV (четвёртой) группе относятся игры, развивающие чувство ритма; обучающие умению составлять ритмическую композицию.

Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким. Например, игра “Собери дорожку”.

Игровая задача:

  • для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);
  • для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);
  • для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”.

Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, воображения.

  1. Игра “Подбери узор”. Цель - кто быстрее на карте найдёт все свои фигурки.
  2. Игра “Рукавички”. Цель - подобрать пару (или комплект) по узору (орнаменту).
  3. Игра “Пуговичное ожерелье”. Цель - закрепить знание цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Игровая задача - сделать в подарок бабушке ожерелье.
  4. Игра “Математический планшет” (с 5 лет). Цель - умение конструировать на плоскости различные изображения. “Рисование резиночками”.

К пятой (IV) группе можно отнести игры, помогающие сформировать представления симметрии (центральной и осевой).

Симметрия - в переводе с греческого означает соразмерность. Рассматривают симметрию осевую и центральную.

Равновесие элементов в орнаменте достигается благодаря симметрии. Симметрия часто выступает как единственное средство выразительности.

Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления о симметрии; развивать воссоздающее и творческое воображение, совершенствовать изобразительные навыки.

  1. Игра “Разбитый сервиз”, “Археологи” (для старшей группы). Игровая задача - помочь восстановить первоначальный вид предметов (игры имеют много вариантов).
  2. Игра “Раскрась узор”.
  3. Игровая задача - помочь игровому персонажу раскрасить узор или какой-то предмет.

    Упражнения на симметричное вырезывание также формируют у ребёнка представления о симметрии - это вырезывание из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной в 4 и в 6 раз, аппликация из готовых геометрических форм на составление симметричных изображений (бабочка, ваза и т.д.).

  4. Увидеть симметрию в узоре помогает проведение игры “Волшебное зеркало”.

6. Детям предлагается поставить зеркало на середину (линии-ось) и увидеть полное изображение узора на предмете (на карточке), запомнить его и повторить (продолжить) на второй половине предмета (рисованием, аппликацией или выкладыванием готовых форм).

Игры на развитие цветовосприятия

Цель - развивать чувство цвета, формировать представление о том, что цвет является средством выразительности, закреплять умения составлять упорядоченные ряды.

Например:

  1. Игра “Платье для сестёр”.
  2. Игровая задача - раскрасить платья для сестёр - времён года так, чтобы сёстры догадались, где платье для зимы, для лета, для осени, для весны. (Изменяя цветовое решение, получают различные варианты декорирования платьев).

В старшей группе по декоративному рисованию ставится задача: научить детей умению стилизовать реальные образы, подчёркивая в предмете основное, характерное, опуская детали.

Стилизация - это декоративное обобщение, подчёркивание особенностей формы предмета с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, изменить цвет, отказаться от передачи объёма.

В одних орнаментах натуральные образы претерпевают небольшие изменения, в других всё выглядит предельно схематично.

Для ребёнка умение узнавать стилизованные образы и самостоятельно выполнять стилизацию - задача довольно трудная.

7. Использование педагогом творческих игр и упражнений по типу “превращалки” - даст ребёнку возможность самому стилизовать те или иные объекты, а также разовьёт творческие способности.

Игры - “превращалки”.

Цель - развивать воображение на основе комбинаторики, учить выделять главное и на основе этого подводить к использованию стилизации в изобразительной деятельности.

1. Игра “Превращение геометрических фигур”. Игровое задание - преврати в животное (в птицу, человека, растение и т.д.).

Усложнение: преврати геометрические фигуры во что-нибудь, но не повторяй то, что уже рисовал.

В младшей группе - игры не проводятся;

В средней группе - одномоментно предлагается не более 4-х геометрических фигур;

В старшей группе - не более десяти.

2. Игра “Петельки”.

Игровое задание - преврати петельку во что-нибудь.

3. Игра “Закорючки”

Игровое задание - нарисуй закорючку и преврати её во что-нибудь.

1) Можно поворачивать закорючку

2) Нельзя рисовать змей, деревья, цветы, облака, дым, воду, так как подобным образом можно преобразовать любую форму.

4. Игра “Клубочки”.

Игровое задание:

1) нарисуй клубочек и преврати его в дерево; бабочку;

2) преврати клубочек в цветочек и составь узор (на полосе).

Правил нет.

В процессе этих игр, наблюдая за превращением фигур в результате собственных действий, ребёнок познаёт вариативность создания образа, зависимость конечного результата от способов и приёмов, которые были использованы. У детей формируются творческие задатки личности. Дидактическая игра может быть включена в любое занятие. Это позволяет повысить интерес детей к занятию и активизировать их деятельность.

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности
и развитию речи в подготовительной группе

Тема: “Русский народный костюм”

Программное содержание:

  1. Учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле сорочки, сарафана, епанички.
  2. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме.
  3. Закрепить умение работать цветными фломастерами.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков через чистоговорку.
  6. Продолжать формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

Материал: силуэты сорочки, сарафана, епанички из белого и цветного картона /набор на каждого ребёнка/; иллюстрации с изображением русской девушки в нарядной старинной одежде /национальный костюм/; набор открыток “Русский орнамент; магнитофонная кассета с записью мелодий старинных русских северных хороводов; наборы цветных фломастеров; карточки с символами-знаками /из орнамента/.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию изображения русской девушки в праздничной старинной одежде.

Воспитатель: “Кто изображён на рисунке? Посмотрите, какая эта девушка стройная, изящная. Настоящая русская красавица! Как раньше в народе называли таких красавиц? /Лебёдушка, берёзонька, пава, ягодка/. А какими именами их называли в русских сказках? /Василиса Прекрасная; Варвара-краса, длинная коса; Марья-искусница; Елена Премудрая; Марьюшка - Ягодка лесная, рукодельница/. Наша красавица собралась идти на ярмарку. Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Что это за одежда? /Сорочка, сарафан, душегрея, епанишка; кокошник, платок/. Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались её красотой и говорили: “А идёт-то, а идёт, как лебёдушка плывёт; говорит, то говорит, словно реченька журчит. Или ещё так говорили: “Как красива, величала, выступает будто пава!” /Воспитатель предлагает девочкам показать, как ходить павой/.

Воспитатель: “Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде девушки? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определённый смысл, значение. Например, знак солнца.... Девочки выберите, пожалуйста, карточки с этим символом и покажите всем. Что солнце дарит людям? /Тепло, свет, плодородие/. /Поэтому и сам этот знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

На что похож этот знак? /На волны, на реку, на ручеёк/. Это знак воды. Ручеёк журчит и веселит нас, несёт радость, веселье. Другой знак - засеянное поле.

Мальчики, выберите и покажите всем, пожалуйста, карточки с этим знаком. Он приносит счастье, достаток в дом, богатство. Вспомните и назовите, символы на других карточках. /Дети показывают и называют: знак огня; символ земли, пропитанной водой; знаки небосвода с водой; символы семян, цветов, проросшей почки; знак земли и воды/. Узор в орнаменте мог быть вышит однотонными или цветными нитями. И это не просто так. Каждый цвет в одежде обозначает что-то своё: красный - благополучие, любовь, красоту; жёлтый - тепло и ласку; синий - радость; зелёный - мир; чёрный - богатство.

А знаете ли вы, для чего вышивали символы? (Они оберегали человека). Поэтому их называют оберегами. В зимнее время года одежду праздничную шили, украшали вышивкой, а весной юноши и девушки наряжались и выходили погулять: песни пели, хороводы водили, в игры играли. Давайте и мы с вами немного поиграем.

Воспитатель: “Журавли летят - весну на крыльях несут!”

Дети за ведущим ребёнком идут по кругу, выполняя движения и говоря слова чистоговорки:

“Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
“Где же лучшая земля?”
Отвечал он, пролетая:
“Лучше нет родного края!”

Воспитатель: “Сегодня мы с вами будем украшать одежду старинным русским орнаментом. Свою работу с символами-пожеланиями вы сможете потом подарить своим друзьям. Рисовать - “вышивать будем фломастерами. Не торопитесь, обереги - знаки прорисовывайте чётко, аккуратно, чтобы друзья легко могли прочитать в орнаменте ваше пожелание. Работать будем под музыку. Когда музыка закончится, то вы принесёте свои работы на выставку. Приступайте к составлению узора”. Воспитатель включает музыку. В конце занятия воспитатель предлагает каждому ребёнку рассказать, что он пожелал своим друзьям через орнамент.

Наталья Никулина
Картотека увлекательных игр по изодеятельности:

1. «Нарисуй свое настроение»

Ребенок изображает какой – либо предмет или образ. Подбирает цвет для передачи настроения. Спрашиваю, почему он выбрал ту или иную краску.

Цветовые характеристики :

Красный – активность, радость

Красный и желтый – радость

Розовый – фантазия

Оранжевый – дружелюбие

Зеленый – внимание

Желтый – искренность

Голубой – бодрость

Синий – азарт

Коричневый – сочувствие

Черный – усталость

Эта игра цвето-рисуночная игра – тест способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком.

2. «Самый красивый цвет»

Каждому ребенку даю по десять фишек разного цвета и предлагаю разложить их, опираясь на свои цветовые предпочтения : первым ребенок должен выложить тот цвет, который он считает самым красивым.

Спрашиваю, что в этом цвете самое необыкновенное? Есть ли у него братья и сестры? Какой у него характер? Почему этот цвет самый красивый? Почему этот цвет самый любимый?

3. «Цветовушка»

Перед детьми большой лист ватмана. Предлагаю быстро покрыть его пятнами – красными, синими, желтыми, черными и белыми (основные цвета хроматической гаммы) . Лист складываю вдвое и разглаживаю ладонями. Наступает торжественный момент, разворачиваем бумагу – и перед нами царство красок – голубых, розовых, сиреневых, всех оттенков зеленого и коричневого.

4. «Радость и грусть»

Каждый играющий получает набор цветных фишек : их надо разложить на две группы – «радость» - теплые оттенки и «грусть» - холодные оттенки. Спрашиваю, почему так думаешь?

5. «Характер цвета»

Путем смешивания красок ребенку предлагаю изменить «характер цвета» : сделать его более спокойным, разбудить, сделать веселее, печальнее и так далее.

6. «Волшебные листочки»

Детям раздаю листы с силуэтами животных, заранее нарисованными свечкой. Закрашивая рисунок краской, дети неожиданно для себя находят изображение животного.

Краску кисточкой берем, лист перед собой кладем.

Провели и раз, и два – получилась голова.

Проведем еще разок – появился вдруг щенок…

(вместо животных можно нарисовать разные цифры, птиц, транспорт, дома, деревья, цветы)

7. «Сказочный герой»

Детям раздаю листы бумаги с цветными абстрактными пятнами, и дети, вглядываясь в них, должны увидеть и дорисовать изображение (в меру своей фантазии) . Таким образом получается изображение сказочного героя.

8. «Волшебные животные»

Использую эту игру со старшими дошкольниками.

Предлагаю нарисовать при помощи подбора цифр волшебных животных.

Шесть плюс шесть – рисуем брюшко, тройка – нос – и вот лягушка,

Хвост пятеркой, шесть – спина,

Нолик будет голова. «Кис – кис» - кошку позовем.

Тройка – раз, семерка – два, вот и мыши голова.

Лебедь шею изогнул, двойкой криво завернул,

Хвост семеркой, крылья – шесть, лебедь наш красивый есть.

Предлагаю детям самим проявить фантазию и придумать животных из цифр.

9. «Веселые точки»

Предлагаю детям легким нажимом карандаша наметить предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполнить пространство внутри него, используя фломастеры разных цветов. При необходимости получатся новые оттенки путем добавления точек одного цвета в другой. Если на предмете есть тень, то ее можно выявить, увеличив количество точек в этом месте. Эта игра способствует развитию чувства ритма.

10. «Чьи это следы?»

Предлагаю нарисовать следы разными способами, используя любую технику : пальчиками, ватной палочкой, кистью плашмя, концом кисти…

Спрашиваю детей, а как еще можно нарисовать следы, чьи это следы?

11. «Ладошка превращается…»

Предлагаю продумать и дорисовать цветной отпечаток ладошки до определенного задуманного образа : петушок, павлин, осьминог, лебедь, цветок, солнышко, проявляя фантазию.

12. «Придумай свой необычный цветок»

Предлагаю придумать и нарисовать свой необычный цветок, используя разные отпечатки : поролон, разрезанные яблоки и картофель , ластик, салфетку… Спрашиваю детей, а как ты думаешь, где растет этот цветок?

13. «Точечный рисунок»

Спрашиваю детей о том, кто здесь нарисован, показывая лист с точками, приготовленный заранее. Предлагаю проверить, кто правильно отгадал, для этого соединяем все ближайшие точки. Каждому ребенку предлагаю выполнить это задание, выбирая приготовленный любой лист.

14. «Подбери узор»

Предлагаю узнать и подобрать нужный узор : дымковской, филимоновской игрушки.

15. «Рисуем сказку»

Предлагаю на листах фломастерами придумать и нарисовать героев сказки из геометрических фигур. Круг – голова, овал – туловище. Подрисовываем острые маленькие треугольники – ушки, усы, глаза, нос, рот, лапы – получился кот Васька. Повстречал он…кого? А дальше, что случилось?

16. «Собери гусеницу»

Предлагаю собрать гусеницу из кругов, начиная с самого темного цвета до самого светлого, закрепляя цвета и оттенки.

17. «Найди пару»

Предлагаю найти и назвать знакомую дымковскую игрушку, подобрать соответствующее цветное изображение к контуру или силуэту : кони, индюки, петухи, барышни…

18. «Нарисуй свой узор»

Предлагаю придумать и нарисовать свой неповторимый необычный узор, используя разные нетрадиционные техники рисования по желанию.

19. «Листопад»

Предлагаю нарисовать листопад, используя пальчиковую живопись. Каждый пальчик опускаем в свою краску.

20. «В какой росписи птица?»

Предлагаю узнать и назвать знакомые росписи : «хохлома» , «гжель» , «дымка» , «городец» , «филимоново» .

21. «Составь узор»

Предлагаю составить декоративные композиции – расположить элементы, подбирая их по цвету - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла : «хохлома» , «гжель» , «дымка» , «городец» , «филимоново» .

21. «Определи узор»

Предлагаю определить какой узор : хохломской, дымковской, гжелевской росписи, закрепляю знания элементов, входящих в состав узора. Спрашиваю, почему так думаешь?

22. «Помоги Незнайке»

Предлагаю назвать и показать знакомые росписи : «хохлома» , «гжель» , «дымка» , «городец» , «филимоново» .

23. «Завиток – цветок»

Предлагаю нарисовать цветы с помощью завитка.

24. «Радуга - дуга»

Предлагаю нарисовать радугу в нужной цветовой последовательности, сначала по образцу, потом самостоятельно.

25. «Цветное лото»

Предлагаю назвать предметы одного цвета, но разных оттенков (4 оттенка одного цвета, используя готовые карточки .

26. «Осенние листочки»

Предлагаю нарисовать или подобрать готовые листья по названному цвету : оранжевый, желтый и красный.

27. «Цветной круг»

Предлагаю составить круг из теплых и холодных цветов.

28. «Разрезные картинки »

Предлагаю составить целую картинку из отдельных приготовленных частей. Спрашиваю, что изображено? (пейзаж, натюрморт)

Татьяна Кокорина

Мне как педагогу по изобразительной деятельности необходимо не только научить дошкольников рисовать , но и дать им основы цветоведения. Желательно, чтобы в первый класс они пришли, зная основные, дополнительные цвета, контрастные цвета, хроматические – ахроматические цвета и т. д. Также необходимо научить ребят смешивать цвета и знать какой цвет получается в результате смешения основных цветов. Конечно, отлично помогают в этом практические занятия, в которых детям даётся полная свобода экспериментировать с цветами. Но любые знания для дошкольников лучше давать в игровой форме, к тому же одни и теже знания, полученные в разной форме, лучше усваиваются. Поэтому возникла необходимость найти другой - игровой способ – чтобы закрепить знания о том, какой должен получиться цвет в результате смешения определённых основных цветов, а при диагностике легко и быстро проверить эти знания.

Мною была разработана и создана игра на смешение цветов «Крылья бабочек» . Для этого я нашла в интернете подходящий шаблон бабочки, скопировав необходимое мне число, окрасила их крылья и туловища, воспользовавшись программой Paint. Распечатала, вырезала, заламинировала и вот что у меня получилось.


Итак, игра на смешение цветов «Крылья бабочек» позволяет добиться следующих целей :

Дать и закрепить знания об основных и дополнительных цветах;

Дать и закрепить знания о том, какой дополнительный цвет получается в результате смешения основных цветов.

К окончанию старшей группы дети должны знать и различать такие жанры живописи как портрет, пейзаж, натюрморт. И конечно же здесь тоже нужны знания через игру.

Так появилась игра "Составь натюрморт". Все детали для неё я нарисовала гуашью и акварелью .

Цель игры : научить составлять натюрморт, соблюдая правила композиции и цветоведения.

Состав : фоны для натюрморта; вазы, корзины, кувшины, фрукты, овощи, грибы, ягоды;



контурные изображения натюрмортов;

карточки с изображением натюрмортов




Также необходимо научить дошкольников различать тёплые и холодные цвета. В этом поможет игра "Укрась кувшин".Игра научит не только украшать кувшин в соответствующей цветовой гамме, но и подбирать узор контрастный цвету кувшина, учить чередовать детали по цвету и размеру.





А с помощью следующей игры можно закрепить понятие «симметрия» .

Для этой игры я вырезала вазы и кувшины разных форм из картона коричневого цвета и разрезала их пополам. Цель игры : находить одинаковые половинки и составлять из них кувшины, вазы, бокалы.



Очень надеюсь что кому-то пригодятся мои идеи.

Часть 2. Картотека дидактических игр

по ИЗО в детском саду

Д/И «Большой – маленький»

Цель. Развивать умение видеть красоту природы, анализируя природные объекты и выделяя их свойства 9 величину). Учить сравнивать изображения.

Задание. Карточки с изображением больших и маленьких предметов (рыбы, цветы, листья и т.д.) игра может напоминать лото: на карточках больших слева – два объекта (большой и маленький, справа – две пустые клетки такого же размера, маленькие карточки с теми же изображениями).

Д/И «На что похоже?»

Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности.

Задание. На столе выкладываются несколько овощей и фруктов. Ребёнок называет свойства одного из них, а потом говорит, на что он похож или что на него похоже. Найти.

Д/И « Вершки – корешки»

Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части, развивать умения сравнивать, учить составлять изображе6нпия из двух частей, образующих единое целое, закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.

Задание. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки – корешки».

Д/И «Ягоды, овощи, фрукты»

Цель. Развивать умение анализировать, сравнивать (такой же), учить классифицировать (подбери все овощи, фрукты, ягоды по цвету), выкладывать ряды, состоящие из одинаковых изображений.

Д/И «Разрезные картинки»

Цель. Учить действиям анализа и синтеза, умение выделять части целого и из частей составлять целое, учить правильно называть получившееся изображение, развивать чувство формы, пропорции, детали.

Д/И «На лугу (в поле, в лесу и т.д.) расцвели красивые цветы»

Цель. Развивать восприятие цветов и оттенков, умение подбирать по цвету:

На лугу расцвели цветы тёплой цветовой гаммы;

-……холодной…….

-……разные…….

Д/И «Тёплый – холодный»

Цель.

Задание два листа, в середине одного круг красного цвета (тёплый), в середине другого круг синего цвета (холодный). Детям предлагаются разложить карточки – картинки, которые соответствуют цвету круга на листах.

Д/И «Подбери наряд»

Цель. Учить различать тёплые и холодные тона, формировать умение подбирать наряд для сказочных персонажей, развивать творческое воображение, чувство вкуса, речь.

Материал. Куклы; Снежная Королева. Огневушка –Поскакушка набор нарядов в определённой гамме.

Задание. Рассмотреть таблицы холодных и тёплых тонов.

Кому подходит наряд из холодных тканей и каких?

Кому можно сшить наряд из тёплых тонов?

Какой наряд подходит для Снежной Королевы?

Нарядите куколку.

Что случится, если мы перепутаем наряд?

Варианты вопросов можно менять.

Д/И «Подбери цвет сказочным героям»

Цель: учить выбирать цветовую гамму для отображения понятий добро и зло. Развивать творчество и фантазию.

Материал. Силуэты сказочных противоположных персонажей. (Баба Яга и Василиса. Квадраты и треугольники из цветной бумаги различной цветовой гаммы.

Задание. Разложить в разные стороны: для Бабы Яги квадраты, Василисы треугольники. Выбирая определённую цветовую гамму, учитывая характер того или иного персонажа.

Баба Яга. Какая она? Во что одета? Где живёт? Чем занимается?

Василиса. Какая она? Во что одета? И т.д.

Д/И «Дорисуй животных»

Цель: отработка технических навыков рисования животных.

Материал. Листы с нарисованными геометрическими формами и линиями. Используйте за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, круг, трапецию и т.д.

Линии: прямую, волнистую, замкнутую ит.д.

Задание. На первом этапе можно дать образцы, рисунки животных.

На 2 этапе рисунки должны выполняться по замыслу ребёнка.

Д/И «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много, а кукол две. Значит, всю посуду нужно и разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, это Даше. Давай подумаем вместе, как разделить лучше посуду.

Посуда одинаковая по цвету?

А какого цвета одежда у кукол?

Какая посуда подходит к кукле с красным бантиком?

А какую посуду можно отобрать для куклы в синем?

Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Д/И «Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где и чья шапочка.

Как же это узнать? Подсказка – посмотри на шарфики.

Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз,а теперь наоборот - снизу вверх.

Вспомни, каким цветом твоя шапочка?

Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные?

(это разные оттенки коричневого цвета)

Какой мишка тебе нравится больше всех?

Упражнение «Палитра осени»

Задачи : развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по цветоведению; совершенствовать навыки работы красками и кистью.

Оборудование: карточки-задания с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий, нужный цвет и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет.

Описание . Каждый ученик получает карточку, на которой он должен выполнить задание:

а) два прямоугольника раскрашены, например, один желтым и другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается нераскрашенным. Учащиеся смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник;

б) прямоугольник раскрашен цветом начала осени, например, зеленовато-желтым, рядом с ним - два нераскрашенных прямоугольника, соединенные «+». Учащиеся должны раскрасить их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый.

Примечание . Чтобы придать упражнению занимательность, можно создать игровую ситуацию: дождем нечаянно смыты цвета с некоторых осенних листьев (вместо прямоугольников даны изображения листьев). Предложить учащимся восстановить их цвет.

Игра «Какого цвета осень?».

Эта игра проводится вначале самоподготовки перед работой с цветом над осенней композицией.

Задачи : развивать цветовую зоркость учащихся, зрительную память; учить смешивать на палитре цвета для получения нужного.

Оборудование : репродукции осенних пейзажей на каждого ученика или на одну парту; набор фишек шести различных цветов.

Описание . По команде учителя (воспитателя) учащиеся достают из пакетов репродукции пейзажей и набор фишек. Внимательно вглядываясь в репродукции картин, сравнивают цвета в репродукции с цветом фишек. При обнаружении сходства они устанавливают фишку на место аналогичного цвета. Когда набор фишек исчерпан, учащиеся должны получить на палитре те цвета, которые рассмотрели в репродукции.

Пробный ход. На доске вывешивается репродукция осеннего пейзажа. Учащиеся проделывают аналогичную работу по поиску цветов, характерных для данной картины.

Правило . Работу следует проделать, пуская в ход песочные часы (3-5 минут). Выигрывает тот, кто больше определит цветовых аналогий и получит эти цвета на палитре.

Игра-лото «Какое дерево лист потеряло?».

Игра проводится во 2 классе, когда учащиеся вновь обращаются к изображению осенних листьев.

Задача : совершенствовать зрительную память учащихся.

Оборудование: карточки лото с изображением различных деревьев (можно использовать карточки лото для 1 класса); набор карточек с изображением листьев на каждого ученика.

Описание. Воспитатель раздает карточки лото и набор карточек с изображением листьев. Игровое действие заключается в следующем: воспитатель демонстрирует один из листьев, лежащих у него на столе, и обращается с вопросом: «Какое дерево потеряло этот лист?». Дети сравнивают настоящий лист с изображениями листьев на своих карточках, находят нужное изображение и показывают его воспитателю. Неправильно поднятая карточка выбывает из игры. Затем воспитатель считает «раз, два, три», и дети закрывают изображение соответствующего дерева изображением листа.

Правила вытекают из содержания самой игры: быть очень внимательным, поднять нужную карточку, пока считает воспитатель, быстро определить изображение нужного дерева. Выигрывает тот, кто правильно выполнил все условия игры.

В конце игры воспитатель предлагает каждому учащемуся нарисовать понравившийся листочек в альбоме.

Примечание . Наградой победителям может быть осенняя песенка, во время которой могут быть собраны все карточки и проведена физкультминутка.

Эстафета «Весенний узор».

Игра проводится воспитателем перед самоподготовкой, перед работой над созданием узора из ягод (приемом тычка) и листьев (приемом примакивания) в полосе.

Задача: закрепить навыки работы приемом тычка и примакивания (прикладывания).

Оборудование: узор-образец, состоящий из ягод и листьев, ряд из трех ягод, ряд из грех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т. д.

Описание. На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги (половина листа альбома) для коллективной работы над созданием узора. По команде воспитателя к своим полоскам подходят первые представители от каждой команды-ряда и выполняют приемом тычка первую половину узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трех листьев, приемом прикладывания, задавая расстояние между рядами узора. Следующие участники игры выполняют ряд узора из трех ягод и т. д. Сколько учащихся сидит в ряду, столько и рядов будет в узоре.

Правило. Участник эстафеты выходит выполнять свой ряд узора только тогда, когда предыдущий товарищ по команде сядет на свое место.

Выигрывает та команда, которая правильно, красиво и быстро справится с работой, не нарушая правил.

Примечание . Чтобы игра прошла организованно, следует заранее подготовить для работы тычки, кисти, баночки гуаши для ягод и листьев для каждой команды. Предложить учащимся до того, как они выйдут выполнять узор, отработать прием декоративной росписи на листе.

Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными Паузами, так как дети имеют возможность целенаправленно двигаться, выполняя узор.

Игра «Что бывает осенью?».

Задача : развивать наблюдательность и зрительную память.

Оборудование : карточки с изображениями различных признаков времен года.

Описание. Воспитатель демонстрирует карточки с признаками разных времен года, среди которых учащиеся должны определить признаки осени (листопад, дерево в осеннем уборе, перелет птиц и др.)

Правило . Учащиеся должны сидеть, согнув руки в локтях и установив их на парту (стол). При показе карточки с изображением признака осени они хлопают в ладоши. Если играющий неверно определил признак осени, он выбывает из игры и опускает руки на стол. Остальные продолжают игру.

Возможен пробный ход. Воспитатель показывает 2-3 карточки, среди которых есть карточка с изображением признака осени. Дети должны хлопнуть в ладоши при демонстрации этой карточки.

Итоги игры подводятся как индивидуальные, так и коллективные - по рядам.