Когда появилось декоративно прикладное искусство. Доклад на тему: «декоративно – прикладное искусство". Современное русское прикладное искусство

Который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель , художественное стекло, фарфор , фаянс , ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика , текстиль , дерево), по технике выполнения (резьба , роспись, вышивка , набойка , литьё , чеканка , и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

«Трельяж», дизайн для обоев (1862)

Виды декоративно-прикладного искусства [ | ]

  • Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства .
  • Валяние - создание скульптур, аксессуаров и композиций из натуральной шерсти. В зависимости от применяемой техники различают сухое и мокрое валяние. Техника основана на уникальном свойстве шерсти сваливаться - образовывать войлок .
  • Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
  • Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество - производство ковров.
  • Выжигание - на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
  • - один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.
  • Картины из соломки.
  • Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении или интерьере.
  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка , скульптура , - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Плетение - способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
  • Поделки из спичек и палочек.
  • Роспись:
  • Скрапбукинг - оформление фотоальбомов.
  • Художественная обработка кожи - изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Топиар - искусство создания декоративных деревьев (настольных и напольных) из природного материала и искусственного декора.

Введение.

1. Народное декаративно-прикладное искусство и его место в детском саду.

2. Характеристика предметов народных промыслов.

3. Знакомство детей с народным искусством и обучение декоративной лепке в разных возрастных группах.

Заключение.

Литература.

Введение

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приёмам декоративной лепки.

Но для того чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен быть сам знаком с народными художественными промыслами, должен знать и понимать народное искусство, знать методику обучения детей декоративной лепке.

1. Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду

В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда.

Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Народное ДПИ должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Это даст возможность украшать интерьеры групп и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях. Все предметы ДПИ должны храниться в шкафах педагогического кабинета. Они распределяются по промыслам и постоянно пополняются новыми предметами. Для детей младших групп нужно иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Для средней группы нужно иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.

Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащая представление об окружающем мире. Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка.

Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.

2. Характеристика предметов народных промыслов

Рассмотрим предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в детском саду.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Здесь работают всем известные прославленные мастера А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина, которые, сохраняя старые традиции, создают новые оригинальные игрушки. Народные умельцы работают в благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды (рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. По легенде в этом месте жил дед Филимон, который делал игрушки. Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы А.И. Дербенёва, П.П. Илюхина, А.И. Лукьянова и др. Люди и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке мало, если сравнивать её с дымковской.

Маленький ребёнок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Однако в 1930 году художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. Среди игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. В основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными, например, медведь стоит на задних лапах – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть, утка с распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям, места соединения деталей тщательно сглаживают. Изделия сушат, обжигают в печи и расписывают темперными красками. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. У каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат старые народные традиции.

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА

В городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали изготавливать глиняные игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с её основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожжённой глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повёрнутыми шейками и головками, что придаёт им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Вот уже более 350 лет в селе Богородское вблизи Сергиев-Посада работают резчики по дереву. В их умелых руках бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из липы, которая должна сохнуть перед этим 2 года. Основные виды расписных игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой. Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь.

Известным мастером богородской резьбы является потомственный резчик Н.И. Максимов. Многие годы он обучал резчиков в профессиональном техническом училище, стремился привить им не только навыки и приёмы резьбы, но и любовь к природе, ко всему живому. Богородские игрушки широко известны в нашей стране и славятся далеко за её пределами.

ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА

Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремёслами занимались здесь издавна, примерно с14 века. Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками коричневого и желтовато-зелёного цветов. Иногда посуду украшали лепными фигурками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой и др. В настоящее время художники работают над созданием новых сюжетов и композиций. Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с олимпийскими факелами. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.

3. Знакомство детей с народным искусством и обучение декоративной лепке в разных возрастных группах

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе детского сада. Возможности ребенка в декоративной лепке на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем. Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых воспитатель спрашивает детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагают расставить игрушки в определенном порядке, построить для матрешек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрешки и гладкие точеные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей. Особенно нравится малышам, когда на столе много игрушек. Одна или две игрушки почти не привлекают внимание ребенка, интерес к ним быстро пропадает. Играя с матрешками, они говорят воспитателю, что матрешек много, они большие и маленькие, у матрешек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точеных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный.

В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки.

Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее. Стремление малыша к украшению своей работы воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Для работы с детьми в первом полугодии обычно используют те же игрушки, что и в первой младшей группе, но проводят более глубокий анализ формы предметов. Например, показывая матрешку детям, воспитатель говорит, что у матрешки есть голова, руки, называет детали одежды: фартук, рукава, платок, показать на них красивые, цветы, листья и другие декоративные элементы.

Дети второй младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку, которую можно предложить для рассматривания в конце первого - начале второго полугодия. Причем детей не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества дает возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской лепки. Однако подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Начиная со второго полугодия детям можно предложить украсить дискообразное изделие объемными формами - шариками и валиками. Выполняя это задание, дети лепят торт, пирожное для кукол, располагая элементы в определенном ритме: шарики - по краю и в середине, а валики - в виде сетки или лучами, расходящимися от центра к краям. Сначала дети создают основу, а затем постепенно украшают ее. Активность каждого ребенка проявляется в том, что малыш сам выбирает форму, размер элементов и чередует их.

Следующий этап - более сложное задание: детям предлагают вылепить чашку и нанести на нее узор стекой по краю чашки в один и несколько рядов.

После ознакомления с деревянными игрушками дети лепят птиц, грибы, кукол в длинном наряде. Каждый предмет они украшают, а умение работать стекой переносят на изображение таких деталей, как рот, нос, глаза у кукол. Все это делает детские работы более выразительными. Таким образом, намечается определенная последовательность ознакомления детей второй младшей группы с народной игрушкой и введение в лепку декоративных элементов. Для игр и рассматривания в этой группе можно использовать семеновские матрешки, загорские деревянные точеные игрушки и деревянные игрушки богородских мастеров, каргопольские игрушки (конь, гусь, утка, собака) и дымковские (петушок, курочка-наседка, куклы крупные и мелкие). Для ознакомления перед занятием лепкой можно предложить деревянные точеные предметы, состоящие из округлых и конусообразных форм.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания.

Знакомство детей 4-5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом - на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка - дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.

Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи.

Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.

СТАРШАЯ ГРУППА

Изобразительная деятельность детей 5-6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того, они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям.

Начиная со старшей группы, занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.

Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.

Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками. Однако детей надо познакомить хотя бы с двумя игрушками каждого вида.

Все предметы народного прикладного искусства основаны на определенных традициях и особенностях, которые желательно знать воспитателю. Так, планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, украинские миски, посуда производства «Гжель» и. т. д.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Изобразительная деятельность детей 6-7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего, более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.

Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Ребята с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами и глазурью, они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы.

В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды - из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки - изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза). Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел.

Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые углубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.

Отбор предметов декоративного характера проводится с учетом того, что со многими из них дети уже знакомились в старшей группе. Для ребят 6-7 лет подбираются экземпляры с более сложной формой и росписью. Декоративные тарелки и блюда могут быть расписаны сказочными цветами, птицами и рыбами. Расширяется набор дымковских кукол: водоноска, франтиха под зонтиком, также доярка с коровой; наездник на коне, индюк с расписным хвостом и многие другие. Из каргопольской игрушки детям можно показать старичка, который поит коня, мужика-сеятеля, тройку и Полкана - сказочного полузверя, получеловека. Из филимоновских игрушек хорошо использовать лису с петухом, танцующие пары и другие образцы, которые дети еще не видели. Из калининских можно отобрать курицу с затейливым хохолком и петуха. Из богородских игрушек детям будут интересны «Медведь и заяц идут в школу», «Баба-яга», «Медведь-футболист», «С добрым утром». Перечень игрушек может быть более разнообразным, но воспитатель отбирает лишь то, чем располагает детский сад.

Занятия по знакомству детей с народным прикладным искусством и декоративной лепке в данной группе являются продолжением той большой работы, которая была проделана в предшествующих группах. Поэтому дети 6-7 лет должны быть подготовлены к восприятию новых, более сложных образцов народного творчества, к усвоению новых способов лепки и росписи.

Основные задачи декоративной лепки - научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать ввод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки.

Литература

1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.

2. Дурасов Н.А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.

3. Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.

4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005.

5. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2005.

6. Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.

7. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства от­ражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправ­ной и полноценной частью художественной культуры, а всего несколько десятилетий назад ученым приходилось это доказывать.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с дру­гим типом творчества - искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А.Вене­цианова, В.Васнецова, М.Врубеля, К.Петрова-Водкина, В.Попова вопло­щены народные представления о мире, величии человека и природы, общ­ность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Ряд современных художников-профессионалов, работающих в области живописи, графики, текстиля, ковроткачества, художественной обработки

стекла, керамики, дерева, металла, также обращаются к народному творчеству.

В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемы» народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма „ театр кукол, сатирические пьесы), танец архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразны материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковке литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и мне другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотив: орнамента имеют древние мифологические корни.



В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и д

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отображает только наилучшие творческие достижения.

Декоративное искусство - это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой - монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия)



Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В последнее время оформительское искусство принять относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства: с здание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту: и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, оде да, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом - в конструкции, пропорциях, деталях, а так в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту удивительную красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украше­нием самого человека - создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды. Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей." И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промыш­ленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве опреде­ленной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декора­тивно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет краси­вую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украша­ющие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершен­ством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чем сходство и различие между произведениями народного и професси­онального декоративно-прикладного искусства? Как же узнать, произведе­нием народного или профессионального декоративного искусства являются какая-нибудь ваза или ковер?

Может быть, здесь поможет уровень образования мастера или художника? Нет, не поможет, хотя принято считать, что народный мастер не имеет специального образования, а вот художник прикладного искусства обяза­тельно должен закончить специальное учебное заведение. Однако сегодня существуют специализированные учебные заведения, которые готовят спе­циалистов для таких центров, как Гжель, Федоскино, Семенов и др.

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному или профессиональному декоративному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, так как изделия народного искусства по­рой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-про­фессионалов порой создаются в одном экземпляре.

Художественную вещь сегодня, так же как и сто лет назад, народный мастер в основном выполняет вручную. При этом мастер может трудиться как один, так и в коллективе, а также в организованных мастерских и даже на фабриках в центрах традиционных народных художественных промыслов. Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства создают художники предприятий художественной промышленности или мастерских. Они участвуют как в производстве декоративных вещей, выпускаемых мас­совым тиражом, так и в создании отдельных авторских образцов. Художни­ки-профессионалы в своем творчестве могут опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

Наверное, самое важное при определении того, к какому виду искусен, нести ту или иную вещь, - определить, в рамках какой художественной композиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного при технология обработки материала.

Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет, продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое устройство всех элементов.

Умение анализировать выразительные средства образа художественном в народном и декоративно-прикладном искусстве необходимо для топ бы прочувствовать и научиться лучше понимать общее и особенное в к из них.

В этой связи ним из важнейших становится вопрос о соотношении живописного фического в декоративных произведениях, о том, что в них преоб. изобразительность или пластичность. Следует сказать о сложном взаимодействии пластического и живот начал в декоративном искусстве. В одних изделиях пластическое несет начало живописного - скопинская керамика, каргопольская, дымковская игрушки. Синтез части и целого для народного мастера обязателен, как бы ширялась его палитра, что бы ни преобладало - изобразительное или ментальное начало.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом завис применяемых материалов, технологии их обработки.

Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла поз ют создавать сосуды разнообразной формы, ее наилучшее художеств образное решение обусловлено свойствами материала.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусе своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические свойства материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кожи, камня и др.

Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художестве: образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологическим характером материала, в котором это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет оби отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее - «видовое», видовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений.

Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в про­изведениях прикладного искусства.

Теперь рассмотрим сходство и различие в по­нятиях «художественный образ», «символ» и «знак» на примере произведений народного декоратив­ного искусства. Самым емким и многоаспектным будет понятие «художественный образ». В одних случаях символ - это знак, наделенный органич­ностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В других символ не равнозначен художественному

образу, но, что особенно важно, всегда должен иметь художественную ценность. Таким образом, художественный образ не всегда имеет символи­ческое значение, а символ не всегда образно-выразителен. Знаковое изображение, как прави­ло, не несет никакой образной и символической значимости, хотя в народном искусстве очень часто все знаки - это символы, а порой" даже и образы. Такал многозначность образов-символов и знаков-символов в народном декоративном ис­кусстве представляет определенную трудность. Например, птица в Городецкой росписи или в гжельской керамике имеет различную образность. Если говорить о птице вообще, то это будет изоб­ражение не конкретной птицы и даже не изоб­ражение птицы в традициях какого-нибудь про­мысла, а изображение, приближенное к знаку. В то же время символом солнца может быть де­коративное изображение петуха. С другой сторо­ны, ряд символов может иметь не одно, а не­сколько значений. Так, символом солнца может быть не только петух, но и конь. Такая символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением природным божествам.

Анализируя художественные достоинства кон­кретного произведения народного или профес­сионального декоративного искусства, необхо­димо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, жи­вописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повто­ры, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Если научиться хорошо анализировать образ в любой из художественных систем, то откро­ются богатейшие возможности выявления взаи­мосвязей художественно-выразительных средств.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных разли­чиях между этими видами искусств. Народное ис­кусство, преображающее действительность, рас­сматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отли­чительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства опре­деляются целостным восприятием мира.

Обозначенные качества в равной степени присущи как народному декоративно- приклад ному искусству, так и устному, музыкально-поэти­ческому фольклору, игровым, драматическим и другим формам народного творчества.

Народное искусство - явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятель­ность, обряды и праздники. В предметах народ­ного искусства материализовано образное мыш­ление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды на­родного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, архитектура.

Результаты художественно-творческой дея­тельности народа отражают его жизнь, воззре­ния, идеалы, поэтому в произведениях народ­ного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и бога­тый по своему содержанию, опыт придает на­родному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Поэтому в данном контексте он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность на­родного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздей­ствующую на личность и общество.

Народное искусство - это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи - неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства - творческая деятельность народа, отражающая его са­мосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значи­тельную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к челове­ку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традицион­ных народных художественных промыслов в системе образования.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б.Бакушинский, И.Я.Багуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Нек­расова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творче­ства, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С.Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна.

Длительное время под традиционностью народного искусства понима­лись в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.

Авторы современных исследований в области искусствознания рассматри­вают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б.Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколе­ния в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняю­щихся одновременно.

Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов.

МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры - школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства.

Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искус­ства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональ­ных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народ­ного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Традиция, проносимая через века, не мешает проявляться чувству со­временности. В народном искусстве оно выражается не столько во внешних приметах времени, хотя, естественно, и они имеют место, сколько в спо­собности ответить на запросы сегодняшнего дня в традиционной форме. Это сказывается прежде всего в восприятии мира, в представлении о пре­красном.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символи­кой - живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Тради­ция в таком случае - творческий метод.

«Рассматривая традицию как живую, мы должны в первую очередь пони­мать ее как целостное отношение к миру. Только тогда народное искусство откроется во всем объеме своего смысла, идейного и эмоционально-эстети­ческого содержания. Однако целостность не говорит о неизменности народно­го искусства.

Образы изначальные мотивы постоянные народное творчество пере­осмысляет в новых отношениях, привязывая к ним новые переживания и представления. Вот откуда его многообразие форм. Однако при этом не должно исчезать особенное, выделяющее тот или иной очаг народного твор­чества в его национальном и региональном признаке; напротив, оно ока­зывается необходимым условием художественного многообразия», - счи­тает М.А.Некрасова 1 .

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для кото­рой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение наци­онального, школы народного искусства (национальная, региональная, кра­евая, школа отдельных промыслов).

Наиболее полное определение понятию «шкода» дала М.А.Некрасова. Она считает, что это понятие обязательно включает культурную преемственность, то есть народное искусство - художественная йс/наш, формируемая традици­ей. Таким образом, в народном искусстве школа рассматривается как за­крепленные преемственностью традиций и характерные для данного очага народного творчества навыки мастерства, профессиональные приемы и ху­дожественные системы, а не в значении места обучения мастеров.

Преемственность традиций формирует художественную народную куль­туру края, поддерживает высокий профессионализм народного мастерства. Именно это качество позволяет выделить особенности той или другой шко­лы как творческой общности. Только школа как культурная преемственность, определяемая бытованием традиции, способна дать такую художественнную основу, которая делает народное искусство живым во времени, позволяет развиваться художественным промыслам.

Главное лицо в художественном промысле - народный мастер, особая твор­ческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой крал, носитель традиций и коллективного опыта.

"В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой пещи жирет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная сис­тема отрабатывается коллективно."

После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбивши­еся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым учени­кам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства украшают и преображают жизнь.

3. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве

Композиция как значимое соотношение частей художественного произ­ведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тему), плоскостное или объемное пластическое решение.

Для постижения композиционных закономерностей обязательно воспри­ятие образа художественной вещи или пространственно-объемной компо­зиции в целом.

Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-при­кладном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоратив­ного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемо­го предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с тради­ционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и дру­гими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами.

В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соот­ношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов до­стигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цвето­вых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

Орнамент как часть декоративного образа вещи играет очень важную роль в формировании ее облика. Один и тот же сосуд, украшенный разными орнаментами, каждый раз приобретает новую образность, а значит, и дру­гую выразительность. Большое значение имеют расположение орнамента и

только тоненькой полосочкой, в другом случае может быть орнаментирова­на вся ее поверхность. При декорировании объекта обязательно надо учиты­вать взаимосвязь орнамента и формы предмета. Большой цветок и такой же маленький цветок совершенно по-разному украшают чашку.

Керамическую посуду, металлические подносы или шкатулки из папье-маше украшают не только орнаментами, но и сюжетными рисунками. Обыч­но их выполняют без учета перспективы, так как рисунки должны подчерк­нуть плоскость, а не показывать глубину.

В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу.

Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного ис­кусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобрази­тельный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит укра­шению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изоб­ражения.

Тема декоративной композиции может быть выражена способами, прин­ципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда с собственной архитектурой и кон­кретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Нередко изображение сочетается с орнаментом и приобретает почти ор­наментальный характер, словно «стелется» по плоскости, что обусловлено обобщением форм, условной цветовой характеристикой. При всем своеоб­разии декоративного изображения оно вовсе не исключает повествовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ. Даже иллюстрации к книге могут быть выполнены декоративно.

В декоративной композиции особую роль приобретают выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур, очень важно найти правильное цветовое и тоновое соотношение фигур и фона композиции, так как именно они важны при стилизации.

Основные композиционные схемы и закономерности декоративной ком­позиции те же, что и при построении картины (круг, треугольник, квадрат, овал и др.). Композиция бывает симметричной и асимметричной, открытой и замкнутой. Стремительное движение может передать композиция, выстро­енная по диагонали. Каждое из перечисленных выразительных средств в декоративной композиции имеет своеобразие.

Одним из основных средств художественной выразительности декоратив­ной композиции является ритм. Ясная ритмическая организация форм, ли­ний, цветовых пятен, тоновых отношений - ключ к построению декоратив­ных изображений и узоров.

Органическое свойство декоративной тематической композиции - деко­ративное преображение любой натуры, выявление нарядности, красочно­сти, узорчатости окружающего мира, соблюдение определенной меры ус­ловности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более замет­ными главные детали, заставляет их звучать в полную силу.

Тема в декоративной композиции может быть обобщена почти до симво­ла и иметь соответствующее художественное решение. Тематическую декора­тивную композицию можно сравнить с орнаментом, где необходимость свя­зи элементов очевидна, причем не только там, где есть повтор мотивов, но и в узоре, свободно заполняющем плоскость.

Остановимся несколько подробнее на проблеме цвета. Основная отличи­тельная особенность декоративного изображения от реалистического состо­ит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от цвета предмета в натуре. Главное - с помощью цвета создать художественный образ.

Но не следует спешно отказываться от реального цвета, он может быть взят за основу, тем более что в природе яблоко, например, может быть желтым, красным и зеленым. При этом даже один цвет бывает светлым и темным, теплым и холодным и содержать множество оттенков.

В декоративной композиции очень важную роль играет закон цельности. Это не исключает возможности совместить в одной работе силуэтные и объемные изображения, использовать обобщенные и детализированные образы, потому что одно лучше выделяется, контрастируя с другим. При этом все же не следует забывать о равновесии частей, которого можно достигнуть за счет отказа от мелочей, усиления главного, объединения всего светом или цветом и т. д.

Кроме этого, композиционными приемами в народном и декоративно-прикладном искусстве можно подчеркнуть объемность или плоскостность украшаемого объекта, тогда расположение и характер декора и деталей будут подчинены этой цели. Выразительность объемно-пространственной компо­зиции в целом во многом достигается с помощью композиционного распо­ложения ее частей. Например, декоративные мозаичные композиции З.Це­ретели, выполненные для санаторно-курортного комплекса в Адлере, представляют собой разнообразные по силуэту, свободно разбросанные формы. Одни из них плавно перетекают друг в друга, а другие сохраняют свою структуру.

Особым разнообразием композиционных приемов отличаются игровые формы и скульптуры во дворах жилых домов.

Анализ композиционных особенностей произведений народного и деко­ративно-прикладного искусства осуществляется с учетом общих закономер­ностей пластических искусств: от анализа общей формы переходят к оценке расположения частей и затем опять к общей выразительности объекта.

4. Искусство орнамента

Орнамент является важней­шей частью народного и деко­ративно-прикладного искусст­ва. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инстру­ментов и т. д.), оружия, широ­ко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т. п. Орнамент можно нарисовать графическим материа­лом и написать красками, вы­шить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т. п.), циновки или выковать из металла (светильник, поставец, ограда, ворота и др.). Орнамент может быть много­цветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), вы­полнен на поверхности пред­мета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен. Общие стилистические при­знаки орнаментального искус­ства определяются особенно­стями и традициями изобра­зительной культуры каждого народа, обладают определен­ной устойчивостью на протя­жении длительного историче­ского периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным при­знаком принадлежности про­изведения к определенному времени и к определенной стране (готика, барокко, модерн и др.).

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, бла­гополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента - сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выра­зительным.

Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и матери­ала той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пласти­ческие и конструктивные особенности предмета, усилить его образное ре­шение, лучше выявить природную красоту материала. Все это возможно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры . Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель , ткани , орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом , уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном .

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять окружающим людям


Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.


Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.



Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Украинская вышиванка



Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.



В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.



Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию , познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок , преданий, пословицы , поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного ис­кусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Познакомимся с наиболее известными из них.

Художественная обработка дерева

Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

Резьба по дереву - это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резь­бой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архан­гельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Киров­ской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кисте­вой росписью в Архангельской, Вологодской областях.

У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.