Современный балет: театр Бориса Эйфмана. Театр Бориса Эйфмана: репертуар и отзывы Современный балет эйфмана

Хореограф, сценарист, режиссер, танцовщик.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (18.07.1988).
Народный артист России (11.12.1996).

Родился в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство танкового завода инженера Янкеля Борисовича Эйфмана и врача Клары Марковны Курис.
В 1951 году вернулся в Кишинев. В 1964 году окончил хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. С 1962 по 1966 годы руководил детской хореографической студией при Дворце пионеров. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.

Первые постановки осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), - на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.

С 1971 по 1977 год был балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой, а поставленные им балеты шли на сцене Театра оперы и балета им. Кирова: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».

В 1977 году при Ленконцерте создал свой театр, который сначала назывался «Новый балет», а позднее был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
Уже в конце 1970-х годов с этой труппой им были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Баррета), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.

Художественный руководитель – директор Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, профессор.

театральные работы

«Поединок» (1980) по рассказу А.И. Куприна на музыку А. Хачатуряна
«Покорение стихии» (1981) на музыку Д.Д. Шостаковича, «Автографы» (1981): «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А.Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена
«Познание» (1981) на музыку Томазо Альбинони
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1982) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Легенда» (1982) на музыку Т. Когана
«Композиция» (1982) на музыку Антона Веберна
«Художник» (1983) на музыку Франца Шуберта
«Метаморфозы» (1983): «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса
«Каприс» (1983) на музыку Гектора Берлиоза
«Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1984) на музыку Гаетано Доницетти
«Поединок» (1986) по рассказу А.И. Куприна на музыку В. Гаврилина
«Интриги любви» (1986) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Мастер и Маргарита» (1987) на музыку А. Петрова
«Пиноккио» (1989) на музыку Жака Оффенбаха
«Человеческие страсти» (1990) на музыку Х. Сарманто
«Убийцы» (1991) на музыку И.С. Баха, Густава Малера и А.Г. Шнитке
«Реквием» (1991) В.А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году)
«Иллюзии» (1992) на музыку К. Пети
«Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина
«Идиот» по мотивам Ф.М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского
«Чайковский» (1993)
«Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994) на музыку Л. Минкуса «Карамазовы» (1995) по роману Ф.М. Достоевского на музыку С.В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М.П. Мусоргского
«Красная Жизель» (1997) на музыку П.И. Чайковского, Жоржа Бизе и А.Г. Шнитке
«Мой Иерусалим» (1998) на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
«Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»), «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, «Мусагет» к столетию Джорджа Баланчина
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (2005)
«Чайка» по А.П. Чехову на музыку С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина (2007)
«Евгений Онегин» на музыку П.И. Чайковского и А. Стиковетского (2009)
«Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне (2011)

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2012).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 марта 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 сентября 2003).
Государственная премия РФ (1998) - за балетные спектакли Санкт - Петербургского государственного театра балета «Чайковский», «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим».
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, 1996, 1997, 2001, 2005).
Национальная театральная премия «Золотая маска» (1996, 1999).
Премия «Триумф» (1996).
Орден «Мира и Согласия» (Россия, 1998) в номинации «новое слово в хореографии».
Орден искусств и литературы Франции (1999).
Командорский крест ордена Заслуги Республики Польша (2003).
Премия "Человек года" Федерации еврейских общин России (2006).
Премия «Benois De La Danse» в номинации «Лучший хореограф 2005 года» (2006).
Премия Правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова» (2011).
Заслуженный деятель Казахстана (2012).

Создает собственную труппу, «Ленинградский Новый балет», сегодня известную театралам всего мира как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Концепция «Нового балета» была для своего времени новаторской и смелой - он изначально создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли новой труппы - «Двухголосие» и «Бумеранг» - принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за балетмейстером репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 70-х - начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры. Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев - такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот », «Поединок », «Мастер и Маргарита » и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Труппа танцовщиков с особым пластическим мышлением, блистательно владеющих классическим танцем и искусством драматического перевоплощения, покоряет западную публику. «Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман - удивительный театральный волшебник, - пишет авторитетный театральный критик Клайв Барнс в газете „Нью-Йорк Пост“. - Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться - это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века XХI».

Один из ведущих балетных критиков США Анна Кисельгоф называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это - Борис Эйфман».

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский », «Я - Дон Кихот», «Красная Жизель », «Русский Гамлет », «Анна Каренина », «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

«Всю свою творческую жизнь я занимаюсь расширением границ возможностей балетного театра и, в первую очередь, - поиском языка тела, способного выразить жизнь духа. Для меня танец - это не физический процесс, а духовный. Язык тела - более древний, более глубинный способ общения. В нем зафиксированы рефлексы чувственной жизни многих поколений людей. Расшифровать эти знаки, воплотить их в эмоционально насыщенное произведение балетного искусства - наша цель», - говорит Борис Эйфман.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников. Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы. Сегодня обогащение балетного репертуара современной России и реализация этих двух стратегических проектов - главные ориентиры в долгосрочных планах балетмейстера и его театра.

Источник: официальный сайт Театра балета Бориса Эйфмана

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману - молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

Действительно, в первое трехлетие в репертуаре труппы преобладали сочинения молодежной тематики, исполняемые под так называемую «современную музыку». Так, в «Прерванной песне» - спектакле, посвященном памяти чилийского поэта Виктора Хары,- на сцене играла рок-группа, в «Искушении» использовалась симфоджазовая музыка Р. Уэйкмена, в «Двухголосии» - записи «Пинк Флойд», в «Бумеранге» - группы «Махавишна». Однако уже и в этот период становления коллектива в его репертуаре были сочинения, явно выходящие за «молодежные» рамки, балеты, значительные по замыслу и интерпретации («Под покровом ночи», те же «Двухголосие» и «Бумеранг»).

Этапным спектаклем для труппы был поставленный Б. Эйфманом в 1980 году балет «Идиот» (по мотивам романа Ф. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. Чайковского). Художественная смелость балетмейстера оказалась оправданной: вопросы жизни и смерти, разлада мечты и действительности, страстного стремления человека к счастью и его фатального столкновения с реальной жизнью - все это свойственно и проблематике романа Достоевского, и гениальному сочинению Чайковского. С этого времени в пестром, казалось бы, калейдоскопе сочинений Б. Эйфмана (с 1978 года - единственный хореограф труппы) ясно обнаруживается интерес к вечным темам и сюжетам, проблемам добра и зла, любви и ненависти, рабства и свободы. Впрочем, ставит хореограф и балеты комедийные, даже буффонадные («Безумный день» по мотивам комедии П. Бомарше или «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира).

В период становления коллектива в нем работали известные ленинградские артисты А. Осипенко и Д. Марковский. Их вдохновенное, выразительное мастерство не только украшало спектакли, но и служило своеобразным камертоном для молодых артистов. Из них выросли свои мастера - В. Гальдикас, В. Морозова, В. Михайловский - и интересные солисты - Н. Голубцова, И. Емельянова, О. Калмыкова, Т. Корочкова, Р. Куприев, В. Мухамедов, С. Фокин. Театр современного балета, как и «Хореографические миниатюры »,- труппа гастрольного характера. Его творчество с интересом и пониманием встречали зрители Москвы и Новосибирска, Киева и Тбилиси, Гданьска и Будапешта, Бухареста и Хельсинки.

А. Деген, И. Ступников, 1988

Если очень коротко попытаться описать состояние балета конца 20-21 вв., то надо сказать, что сегодня есть академический балет, народный танец и всё остальное, что следует называть – современный балет. И вот здесь, в современном балете, царит такое разнообразие, что можно и потеряться.

Чтобы найтись, можно поговорить о балете разных стран, вспомнить современных исполнителей, но, пожалуй, лучший подход – это начать разговор о балетмейстерах, тех людях в мире балета, кто собственно его всегда и создаёт.

А особенно интересны будут те, кто реализует свои собственные хореографические идеи. Таким балетмейстером является петербуржец Борис Эйфман, 69ти лет от роду, народный артист РФ, лауреат нескольких российских премий, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» разных степеней, руководитель Театра балета (г. Санкт-Петербург). И на этом с биографией Эйфмана можно и закончить, потому что, то, что он делал и делает – гораздо интересней.

О личных мотивах

Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли.

И хорошо, когда можно написать о явлении, в данном случае о балете, с позиций дилетанта. Потому что, чтобы прослыть знатоком надо будет пользоваться профессиональным языком, терминами (поддержки, па-де-де, па-де-труа и проч.), аргументировать оценки, проявить балетный кругозор и т.п.

Иное дело – дилетант, который может показать свежий взгляд на явление, а при недостаточной обоснованности заметить: ну, хорошо, ещё подучусь. И, что важно – говорить о личных впечатлениях, но главное – чтобы не было смешно.

Что есть у Эйфмана, и чего нет у других?

Ещё когда он называл свой Театр просто ансамблем балета п/у Б.Эйфмана (конец 70х г.) всё равно его постановки выделялись. Музыку молодой хореограф для своих спектаклей выбирал исключительно первоклассную: высокая классика, из современной – та, что была художественно привлекательной и убедительной. По жанрам – симфоническая, оперная, инструментальная, камерная, по именам – Моцарт, Россини, Чайковский, Шостакович, Бах, Шнитке, Петров, «Пинк Флойд», Маклафлин – и это далеко не всё.

Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.

Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей (Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).

О стилевом начале у Эйфмана

Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград). Это к тому, что академическая база у Эйфмана есть, другое дело, что в своём Театре балета он начал искать что-то другое.

О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события.

Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.

Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро – это некое триединство музыки, танца и театрального действа.


Чего пока ещё нет у Эйфмана?

В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами.

У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. Хотя однажды в Москве один из спектаклей озвучивал симфонический оркестр п/у Ю.Башмета.

У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания (как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина), но мировая известность – уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.

У танцоров Эйфмана – тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. Вот имена 5 ведущих танцовщиков театра: Вера Арбузова, Елена Кузьмина, Юрий Ананян, Альберт Галичанин и Игорь Марков.

У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.

А пока надо пытаться попасть на спектакли Театра балета в Санкт-Петербурге, пытаться искать в сети фильмы, снятые по балетам Б.Эйфмана, заглянуть, в конце концов, на сайт театра. И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.

Сайт Театра балета Бориса Эйфмана – http://www.eifmanballet.ru/ru/schedule/

Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана - вот официальное название феномена, родившегося в 1977 году и ставшего явлением по тем временам уникальным. Однако тут были и свои трудности. Авторский театр одного хореографа так же, как авторское кино, с трудом мог существовать в советской реальности. Однако он возник вопреки всем преградам. И с этого момента началась история нового балетного искусства. Не имея постоянных репетиционных точек и реквизита, с маленькой труппой энтузиастов, которая сначала называлась просто ансамблем балета, Эйфман сумел с первым же спектаклем добиться того, на что у признанных режиссёров уходили многие годы.

Балет «Двухголосие» до сих пор вспоминают в театральной среде как настоящее потрясение. Затем последовали другие постановки, направленные на молодёжную аудиторию. Смелые хореографические решения, свободные от клише, сопровождались музыкой Pink Floyd, Гершвина, Шнитке, что привело к диссидентскому ореолу вокруг фигуры хореографа. И это же привлекло в театр Бориса Эйфмана широкие массы зрителей, прежде равнодушных к искусству балета.

Особенности хореографии Эйфмана

Благодаря врождённому чувству движения и инстинкту к сочинительству Борис Эйфман создал совершенно новый танцевальный стиль, который в зарубежной прессе не раз называли «балетом будущего». Сочетание авангардистских пластических приёмов с традициями русской классики, на которой вырос хореограф, вызывает оглушительный успех. Это не просто балет - это микс свободного танца, классики и дионисийских мистерий, истории и современности…

Театр для Эйфмана не просто место работы. Это главное дело его жизни, к которому режиссёр относится с соответствующей серьёзностью. «Это мое земное предназначение», - утверждает

Сюжеты и идеи

Узнаваемые сюжеты - визитная карточка, которой за долгие годы сумел обзавестись театр Бориса Эйфмана. Большинство его постановок сюжетны, и часто основой балета становятся литературные произведения и биографии людей искусства. Эйфман трактует знакомые истории по-новому, и они открываются зрителю с совершенно неожиданной стороны. «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дон Кихот», «Братья Карамазовы» (балет «По ту сторону греха») - художник взрывает рамки знакомых со школьной скамьи произведений, вырываясь в область неизведанного, превращая хрестоматийный сюжет в модернистское произведение искусства. Его балеты рассказывают о сегодняшнем дне, а не о минувшем.

Хореограф-психоаналитик

Со свойственным ему психологизмом Эйфман берётся за трактовку биографий гениальных творцов и просто выдающихся исторических деятелей. Поставлены балеты по мотивам жизни Чайковского, Ольги Спесивцевой («Красная Жизель»), Павла Первого. Архетипические черты героев вытаскиваются наружу и зачастую возводятся в абсолют.

Художник исследует проблемы власти и человечности, борьбы и подчинения, проводит сюрреалистические эксперименты, возводящие элементы обыденной жизни в ранг высокого искусства. Каждый раз Эйфман обращается в своих балетах к течению самой жизни - концепция «искусства для искусства» чужда ему. Бориса Эйфмана называют хореографом-философом и даже хореографом-психоаналитиком - так точно он препарирует порывы человеческой души, преобразуя их в движения тела.

Репертуар

За годы своего существования театр балета Бориса Эйфмана представил публике более сорока постановок. Стоит рассказать о некоторых из них, ставших наиболее значимыми ступенями творческого развития художника.

  • 1997 год - «Красная Жизель» - балет, увековечивший трагическую историю русской балерины Ольги Спесивцевой, затянутой в водоворот революционного террора и прошедшей через одиночество эмиграции. Постановка отличается необычайно выразительной экспрессивной пластикой. Эйфман отмечает важность этого балета в его творческом восхождении.
  • 1998 год - «Мой Иерусалим» - театральное действо, затрагивающее вечные темы человеческого бытия. В отличие от большинства эйфмановских постановок, балет не имеет чёткой сюжетной линии. Зритель отмечает, что особенность его в том, что в нём используется современная техно-музыка (еврейская, христианская, мусульманская религиозная), а также этно-музыка и отрывки из Моцарта.
  • 2005 год - «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Балет сосредоточен лишь на одной сюжетной линии романа - любовном треугольнике, что, по мнению театралов, позволило Эйфману добиться максимального психологизма и мощного эмоционального воздействия.

  • 2011 год - «Роден» - масштабное высказывание о трагичности судьбы гениев, о том, что принесено в жертву ради создания великих шедевров. Снова и снова Эйфман обращается к борьбе, отчаянию и безумию, ещё ожидающему многих людей искусства. Оживший камень, окаменевшая плоть - всё смешалось на сцене театра.
  • 2014 год - «Реквием» (музыка Моцарта и Шостаковича). Это ещё один нетипичный для хореографа балет, создававшийся в два этапа. Один акт был поставлен в 1991 году. Он представлял собой философское размышление о человеческой жизни под музыку Моцарта. Но через двадцать три года Эйфман вернулся к балету, добавив в него ещё один акт - посвящение А. А. Ахматовой. Премьера обновлённого балета была приурочена к празднованию юбилея освобождения Ленинграда - празднику, знаменующему победу жизни над смертью.
  • 2015 год - Up & Down - пластическая интерпретация романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Именно в этой постановке психоаналитический талант Эйфмана достиг пика. Оригинальные сюрреалистические решения вытаскивают из глубин подсознания героев их страхи и мании, и всё это на фоне блистательных джазовых аранжировок.
  • 2016 год - «Чайковский. PRO et CONTRA» - итог многолетнего творческого осмысления личности композитора. Сложная сюжетная линия повествования передаёт предсмертные воспоминания Чайковского, перед глазами зрителя проносится вся его жизнь.

Хореограф Борис Эйфман, биография, фото которого интересуют всех любителей балета, заслуживает если не любви, то хотя бы безмерного уважения. Он всегда шел в искусстве своим путем, умел отстаивать свою точку зрения и находить новые, порой гениальные сценические решения. У его балета множество поклонников по всему миру, гастроли его труппы начиная с 70-х годов всегда проходят при аншлагах, и сегодня Эйфман находится на этапе творческого роста, так что впереди у зрителей еще немало удивлений.

Детство

Борис Эйфман (дата рождения - 22 июля 1946 года) появился на свет в маленьком сибирском городе Рубцовске, куда семья переехала перед войной в связи с мобилизацией Якова Эйфмана, инженера, для строительства тракторного завода. Мама Бориса работала врачом. В 1951 году семья возвращается на историческую родину в Кишинев. Будущий хореограф с раннего детства имел большую тягу к самовыражению при помощи пластики. Поэтому ни у кого не вызвало удивления, когда Борис Эйфман записался в студию балета при Дворце пионеров, где быстро стал одним из лучших учеников. Уже тогда он отличался небывалым трудолюбием и был абсолютно влюблен в танец, в пластику человеческого тела, в движение.

Путь в профессию

В 1960 году Борис Эйфман, биография которого уже навсегда была связана с балетом, поступает на только что открытое хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Он приходит в мастерскую Рашели Иосифовны Бромберг, которая уже знала его по занятиям в студии. Чуть позже она передает ученику руководство хореографическим кружком во Дворце пионеров. Так Эйфман одновременно учится и учит, постигая профессию все глубже.

Когда в 1964 году он окончил училище, в нем созрело желание продолжать учиться, и он поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова, на балетмейстерское отделение, которое и окончил в 1972 году. Уже с первых шагов в училище Эйфман больше интереса проявлял к постановкам, чем к танцу. У него было свое видение сцены и представления о выразительных возможностях тела танцовщика, которые он мечтает выплеснуть на зрителя.

Карьера хореографа

Борис Эйфман - хореограф с большим стажем. Он начал ставить первые спектакли еще во время учебы. Его первые постановки в Ленинграде в начале 70-х годов - «Жизни навстречу» на музыку Кабалевского, «Икар» по произведению А. Чернова и В. Арзуманова, «Фантазия» А. Аренского - стали настоящим открытием для балетной публики. Уже тогда он тяготел к модерну, смело сочетая различные выразительные средства. Его постановки с самого начала демонстрировали стремление к созданию яркого синтетического зрелища, в котором органично сочеталась литературная основа, декорации, костюмы, свет и танец с сильным драматическим началом.

В 1972 году дипломная работа Эйфмана «Гаяне» на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета наделала много шуму: необычная хореография, тонкая прочувствованность образов - все это произвело неизгладимое впечатление на публику и критику.

С 1971 года Борис Эйфман работает балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой. Его спектакли со студентами училища показывались на сцене Кировского театра. Здесь он ставит «Жар-птицу» И. Стравинского, «Встречи» Р. Щедрина, «Прерванную песню» Калныньша. Эти работы делают Эйфмана известным, в том числе за рубежом, так как театр возит спектакли на зарубежные гастроли. Также в этот период начинающему балетмейстеру выпадает возможность сделать несколько фильмов-балетов для телевидения.

Театр Б. Я. Эйфмана

Попробовав свои силы на одном из лучших театров страны, Борис Эйфман понял, что в таких академических заведениях ему не удастся в полной мере реализовать свои замыслы. И он все силы бросает на создание собственного театра.

В 1977 году его усилия дают результат: он открывает при Ленконцерте театр «Новый балет». Набрав труппу по своему вкусу, Эйфман начинает творить. Хореограф выбирает непривычные для советского театра произведения и ставит совсем не В своих спектаклях балетмейстер стремится найти ответы на животрепещущие вопросы бытия, в первую очередь он апеллирует к молодежной аудитории, стараясь говорить с ней на близком ей языке рок-музыки и современного танца.

С 80-х годов он начинает регулярно гастролировать за рубежом, в частности ежегодно посещает Нью-Йорк, где гастроли театра Эйфмана стали традиционными и очень ожидаемыми. В России театр также имеет невероятную популярность, хотя долгие годы не имеет своего здания. Только в 2010 году строится Академия Бориса Эйфмана, а Дворец танца, о котором мастер мечтает долгие годы, пока так и находится на стадии проекта.

Выдающиеся работы

Борис Эйфман, биография которого - это путь новатора и борца, создал театр, чтобы выбирать репертуар по своему усмотрению. Афиша театра поражает разнообразием жанров. В ней есть балеты-буфф: «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Интриги любви», программы камерных балетов: «Метаморфозы», «Автографы», сказки: «Жар-Птица», «Пиноккио». Эйфман всегда стремился ставить спектакли с качественной литературной основой, так в репертуаре появились «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Поединок», «Идиот». Уже первые работы показали, что театр Эйфмана готов к экспериментам, так в его афише появились постановки «Под покровом ночи» Бартока, «Двухголосие» на музыку Баррета, «Искушение» Уэйкмана. За свою творческую жизнь Борис Эйфман уже поставил более 40 балетов, среди которых самыми известными считаются «Чайковский», «Красная Жизель», «Роден», «Реквием».

Награды

Народный артист Борис Эйфман, биография которого есть путь преодоления, в последние годы избалован наградами. До 90-х годов его не желали отмечать государственными наградами, чтобы не поощрять новаторское балетное искусство. Но после перестройки все изменилось, балетмейстер получил звания народного артиста и заслуженного деятеля искусств. Он был трижды награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», несколькими орденами иностранных государств. Эйфман является неоднократным обладателем премий «Золотая маска», «Золотой софит» и «Триумф».

Личная жизнь

Борис Эйфман всегда является объектом пристального внимания СМИ и поклонниц. Хореографу приписывают немало романов, еще бы: знаменитый, импозантный, молодой, свободный. Разве женщины могут пройти мимо такого мужчины равнодушно? Самым громким его романом были отношения с красавицей актрисой Анастасией Вертинской. Но все завершилось ничем. И Эйфман женился на солистке своего балета Морозовой Валентине Николаевне. Они долгое время проработали в театре бок о бок, для нее мастер поставил несколько интересных партий. В 1995 году у пары родился сын Александр. Валентина смогла полностью реализоваться в театре Эйфмана как танцовщица. А сегодня продолжает работать рядом с ним педагогом-репетитором, оказывая мужу значительную помощь и поддержку.