Страшная правда о санта-клаусе. Откуда взялся санта клаус

Во всем мире не найдется более обожаемого и ожидаемого детьми персонажа, нежели Санта Клаус, он же Дед Мороз, он же Бабо Наталь, Святой Николаус или Пьер Ноэль. У него множество образов и имен, которые наиболее часто произносятся в канун Нового года не только детьми, но и взрослыми, свято верящими в магию этого праздника.

Образ полненького белобородого старичка в красном пальто, разъезжающего на санях в новогоднюю ночь, укоренился в сознании многих людей с раннего детства. Все знают его привычку пробираться ночью в дома к послушным деткам через дымоход или окно и оставлять подарки под елкой или же в заранее приготовленных носочках. Но мало кто задумывался о том, откуда все-таки произошел этот неунывающий добрый толстячок.

История про доброго священника

Оказывается, прототипом современного Санты послужил священник Николас из Миры (Турция), который жил в четвертом столетии нашей эры. Он прославился своей безграничной щедростью и любовью к детям и обездоленным. Николас забрасывал подарки для детей из бедных семей через окно и умилялся тому, в какой восторг приходили малыши от новых игрушек.

Всю свою жизнь священник посвятил благотворительности и покровительству над бедняками. Отсюда возникла еще одна легенда о трех незамужних женщинах, которые были настолько бедны, что не могли позволить себе насобирать приданого для свадьбы. Тогда Николас тайно подбросил им ночью мешочек с золотом в надежде помочь найти свое счастье. Не веря своим глазам, отец невест решил проследить, откуда берутся чудесные дары, но Николай оказался хитрее, и третий мешочек забросил через дымоход.

К сожалению, ему так и не удалось сохранить в тайне свою щедрость и все узнали о происхождении нежданного богатства. С тех пор, даже после смерти священника, люди продолжают анонимно дарить неимущим подарки, прикрываясь именем Николаса, а в некоторых странах его даже вознесли в ряд святых.

Так, в Греции и Святой Николай является покровителем моряков и рыбаков, а в греческом фольклоре его даже называли «покровитель морей». Во многих современных европейских странах день этого святого празднуют 6 декабря, а в России 19 декабря, после визита князя Владимира в Константинополь. Истории о Николае распространились до самой Лапландии, которая впоследствии обозначилась как место жительства Клауса. Имя же со временем трансформировалось из голландского Синт Николаас в Синтер Клаас, а, достигнув берегов Америки, утвердилось как Санта Клаус.

Современный Санта очаровывает маленьких детей своей таинственностью и вездесущностью – как успеть в одну ночь посетить миллионы малышей по всему миру, да еще и знать, кто как себя вел на протяжении всего года? Суть Санты всеми воспринимается одинаково, меняются лишь его атрибуты и образы, которые в каждой стране добавляются или изымаются в зависимости от их внутренних традиций.

Как выглядит Санта-Клаус в разных странах?

Так в Америке , Санта Клаус, завезенный из Дании, трансформировался из строгого священника в жизнерадостного старого гнома. На американских землях святой превратился в пухленького шутливого старца, приносящего подарки в новогоднюю ночь. Румяный с мороза, навеселе, в красном костюме и с мешком, полным подарков, за спиной – типичный образ Санты для всех американцев.

В Германии детки ждут Николауса, оставляя перед сном свои ботиночки возле входной двери и зазывая святого в гости. Послушные малыши под утро находят в своей обуви подарки, а те, кто не слушал родителей, получают вместо сладостей и игрушек угольки.

Шведские дети в канун Нового года с нетерпением ожидают Юлтомтена, сказочного гнома на козьей упряжке, а в Дании заказывают подарки Юлемандену. Он также представляется с мешком за спиной, но в упряжке с оленями и с подручными эльфами, для которых малыши оставляют блюдце с молоком или рисовый пудинг.

Наш Новый Год не мыслим без доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Ни одно западное Рождество (Европа, Англия, США и другие) не обходится без самого главного персонажа — Санта Клауса. Но кто же этот добросердечный даритель подарков? Это реальный персонаж или выдуманный? Почему его так назвали и где он живет? На все эти вопросы я постараюсь вам сегодня ответить. Санта Клаус Точно могу сказать, что Санта Клаус это вполне реальный человек, который жил в древности. Правда, звали его по-другому, выглядел он иначе и родился он не в Лапландии, как принято считать, а в местечке Миры Ликийские в 253 году нашей эры, на современной территории Турции. А звали его тогда Святым Николаем. Он был простым епископом, который готов был принять смерть за свою веру и всегда боролся за добро.

Ходили легенды, что Святой Николай сам был очень зажиточный, но не жадный. Он помогал всем несчастным и бедным, по ночам незаметно подбрасывая в их башмаки, которые они оставляли у дверей, монеты, и клал на окна вкусные пирожки. Так святой Николай стал любимцев детей. Однако своим заступником и святым его также избрали купцы, пекари, заключенные и моряки.

Но как он стал символом Рождества? День Святого Николая празднуется 6 декабря. В 10 веке в кафедральном соборе немецкого города Кельна ученикам христианской школы в этот день стали раздавать выпечку и фрукты. Очень быстро эта традиция получила широкое распространение в других городах и странах. Вспоминая легенду, люди стали на ночь вешать специальные праздничные чулочки или башмачки, чтобы Николай положил туда свои дары.

Принято считать, что Святой, заходящий в дома по ночам, спускаясь по печной трубе, послушным детям приносит подарки, а озорникам, шалунам и проказникам — розги. Поэтому дети задолго до праздника стараются вести себя хорошо, а родители при их плохом поведении сразу напоминают о том, что в дар можно получить розги. Иногда, даже вместе с презентами ребятишкам дарят небольшие веточки.

Как Святой Николай стал Санта Клаусом? В США этот персонаж попал из Голландии в 17 веке. В 1626 году фрегата из нескольких голландских кораблей прибыла в Новый свет. На носу главного корабля «Goede Vrove» стояла фигура Николая, который, как я уже говорила, был также покровителем моряков.

Мореплаватели купили за 24 доллара землю у коренных жителей Америки — индейцев и дали название поселению — «Новый Амстердам». Сегодня эта «деревушка» стала самым крупным городом США и одним из самых известных городов в мире — «Нью-Йорк». Нидерландцы фигурку святого сняли с корабля и перенесли на главную площадь, чтобы Николай защищал поселок.

Только вот индейцы и новые жители говорили на каком-то своем языке, а не по-английски. Они не могли четко выговорил имя святого и фраза звучала как «Синтер Клас», потом преобразилась в «Санта Клас», а с течением времени в привычную нам «Санта Клаус». Вот так Святой Николай чудом преобразился в Санта Клауса, который в Сочельник разносит подарки по домам.

Однако на этом история преображения уже Санта Клауса не заканчивается. Поэма Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая», опубликованная в канун Рождества 1822 года, стала важным этапом перевоплощения. В 20 четверостишьях описывается встреча ребенка с Санта Клаусом, который принес ему подарки. В поэме от прежнего святого практически ничего не осталось, он начисто был лишен строгости и серьезности. Санта на санях У К. Мура Санта — веселый, жизнерадостный эльф с трубкой во рту и круглым брюшком. В результате этой метамарфозы Николай навсегда потерял епископальный облик и пересел на упряжку с оленями. В 1823 году в поэме «Ночь перед Рождеством» были перечислены имена 8 оленей Санты:

  • Бликсем (Молниеносный)
  • Дандер (Болван)
  • Кюпид (Купидон)
  • Комет (Комета)
  • Виксен (Злобный)
  • Прэнсэр (Гарцующий)
  • Дэнсер (Танцор)
  • Дэшер (Потрясающий)

Только в 1939 году появился девятый олень Рудольф с большим и блестящим красноватым носом. Рудольф Меж тем, иллюстратор Томас Наст детально доработал образ Санта Клауса в 1860—1880 гг. в журнале «Harper"s». У Санты появились такие незаменимые атрибуты, как список плохих и хороших детей, северный полюс. Но и это еще не конец превращения.

Клауса, напрочь лишенного святого нимба, наряжали во всевозможные разноцветные одежды. Но в 1931 году известный бренд Coca Cola запустила рекламную кампанию, лицом которой стал Санта Клаус. Хаддон Сандблом — американский художник — изобразил белобородого добродушного старичка в красно-белой одежде и с газировкой руках.

В итоге Санта Клаус приобрел образ, который сегодня мы все можем видеть. Это толстенький веселый старик, разносящий подарки в ночь Рождества. У него обязательно красная куртка или полушубок, белая борода, красная шапка и штаны с белой оторочкой. Санта Клаус передвигается на санях, запряженных 9 северными оленями и до краев наполненных дарами для послушных детей по всему миру.

В Великобритании его принято называть «Father Christmas», что означает «Батюшка Рождество». А вот наш русский Дед Мороз к Святому Николаю не имеет никакого отношения. Наш дедушка Мороз — это фольклорный обрядовый персонаж, живущий в лесу или, как сегодня считается, его резиденция в Великом Устюге. Зима — его жена. Вместе они правят на земле с ноября по март. В очень старых сказках его иногда называют Морозко или Дед Трескун.

Где сегодня живет Санта Клаус?

Самые близкий родственник Деда Мороза — Йолупукки, который живет в Лапландии, здесь же обитает и Санта Клаус. С 1984 года решением ООН Лапландия была официально провозглашена Землей Деда Мороза. Здесь же находится и резиденция Санты, в которой он вместе с гномами и эльфами живет весь год. Именно туда дети со всего мира пишут письма с пожеланиями по адресу: Полярный круг, 96 930, Финляндия или на Интернет-сайт: santamail.com.

Финское правительство возвело Санта Клауса в культовый ранг, построили ему дом на склоне горы Корватунтури, сделали рекламу, создали сайт и объявили его электронный адрес на весь мир. Именно Йолупукки из Лапландии (Финляндия) ежедневно получает больше всего писем от взрослых и детей со всех стран мира.

Ежегодно 24 декабря в полдень он на своих северных оленях приезжает в самый старинный финский городок Турку в сопровождении тоннту, своих юных помощников — девочки мальчики в красных комбинезонах и колпаках. Здесь со здания городского совета провозглашается приход Рождества и поются новогодние песни .

Но благодаря америнской рекламе и настойчивости западный Санта Клаус постепенно вытеснил и английского Father Christmas, и финского Йолупукки, и французского Рождественского Деда. И даже нашего любимого и родного Дедушку Мороза. Скажу даже больше, турки поставили памятник Святому Николаю в городе Демра, однако стоит на постаменте не епископ, а веселый бородач с огромным мешком подарков!

Однако, судя по всему, это не окончательные изменения в образе святого. К примеру, в Израиле, где строго соблюдаются религиозные традиции, Рождество не празднуют. И если вы захотите там купить рождественские открытки или другие аксессуары, то вам будет найти их весьма проблематично.

Но на то они и евреи — найдут выход из любой ситуации! На прилавках израильских магазинов в канун Рождества стали постепенно появляться открытки с изображением Санта Клауса, у которого на голове красуется иудейская кипа вместо традиционного красного колпака. На открытках пока что отсутствуют праздничные поздравления, но что-то мне подсказывает: Толи еще будет!

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад. Образ Санты складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, перчаточки и мешок с подарками.

19 декабря вся Русь Православная отмечает день святителя Николы Угодника . Именно он стал прообразом сегодняшнего Санта Клауса, как его называют на Западе. Откуда взялся толстый новогодний мужик в красном зипуне, который разъезжает на оленях, живет почему-то в Лапландии и дарит всем детям подарки? А ведь Санта Клаус, то есть святой Николай, жил в 4 веке в городе Миры страны Ликия (нынешняя Турция), был худощавым монахом и даже вряд ли видел снег. Как же случилось, что имя одного из величайших подвижников Церкви стал персонажем новогодней детской сказочки? Ответ прост - апостасия, всеобщее отпадение от веры христианской, от Матери-Церкви. Сегодняшний американец не понимает, при чем Христос в Рождестве, потому что и само слово Рождество - Christmass («Христова месса») стало писаться вот так - «X-mas». Близость памяти этого святого к Рождеству сделало его героем этого праздника, потерявшего для западного человека всякие христианские корни.

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы).

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус. А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково - Святой Николай.

Кто же был этот самый святой Николай, которого почитают во всем мире, хотя и в абсолютно придуманном образе? Ответ на этот вопрос дает его жизнеописание или, говоря церковным языком, его житие.

Будущий святой родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, на южном берегу Малой Азии (сейчас это территория Турции). Его родители были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. По их горячим молитвам Господь даровал-таки им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».

С юных лет почти все свое время мальчик проводил в церкви, в более зрелом возрасте принял сан священника. Когда его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство, для него не было никакого сомнения в том, что оно должно быть употреблено для помощи нуждающимся. Такой случай вскоре представился.

Неподалеку проживал некогда знатный и богатый человек, впавший теперь в крайнюю нужду. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решился на крайнюю меру: поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил им помочь. Трижды по ночам он подкрадывался к их убогому жилищу и бросал в окно по мешочку с золотом. Вскоре все сестры удачно вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он в свою очередь стал тоже помогать людям. Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались - он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя.

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме - с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.

Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями - волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, - без подарков опять обойтись было невозможно. А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (вспомните эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии.

Сегодняшний Санта Клаус - совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он - в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

Где живет Санта Клаус

Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет на северном полюса, другие – что он поселился в местечке Рованиеми на севере Финляндии. В современной Финляндии даже существует специальная служба для ответов от лица Санта Клауса, и это понятно, т.к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем от детишек разных стран с просьбами и пожеланиями.

Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова "зола") св. Николая (в православной традиции Николая-Угодника) первыми голландскими поселенцами в Америке. Он считался покровителем мореходов и детей, для которых весь год готовил подарки, а в рождественскую ночь развозил их и оставлял в подготовленных для подарков чулочках. Правда, так стало считаться позже, а у голландцев Sinterklaas был, скорее, суровым воспитателем, ибо насыпал золу в чулки тем детям, которые вели себя не так, как надо. Особую популярность главный рождественский герой приобрел после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк МУР в 1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется в предрождественскую ночь, когда засыпают даже мыши, и спускается по каминной трубе с мешком, полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям.

Стихотворение быстро разошлось и стало популярным, что несколько обидело профессора, так как был очень серьезен и не одобрял веселья, в которое превратилось празднование рождества.

А лет через сорок карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел завершенность: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги.

Русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора. Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Его минус - зачастую просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности - просто душа просит. Но для безголосых, безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит, но и поцеловать может.

Где родился Санта Клаус

Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США сравнительно недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая", в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с подарками.

Санта Клаус - легендарный герой Рождества, добрый старичок, приносящий подарки детям на Рождество и Новый год . Как правило, его изображают веселым пухлым дедушкой с белой бородой, одетым в окаймленный белым красный кафтан. Он летает по воздуху на санях, полных игрушек и запряженных восьмеркой оленей. Говорят, что в Сочельник Санта (а также Святой Никола или Святой Ник) проникает в дома через трубу и кладет подарки под Рождественскую елку и в чулки всех детей, которые на протяжении года вели себя хорошо. Хотя привычный для нас образ Санта Клауса и является североамериканским изобретением XIX века, в нем все же заложены древние европейские корни, и это оказывает большое влияние на празднование Рождества во всем мире.

Происхождение легенды.

В истории Святой Никола впервые появляется в христианских легендах, в которых его боготворят за спасение выброшенных во время шторма моряков, покровительство детей и преподношение щедрых подарков бедным. Не смотря на то, что подлинность многих историй о Святом Николе сомнительна (рассказывают, например, как он однажды принес бедной семье мешок золота, закинув его через окно), легенда о нем распространилась по всей Европе, придав ему образ героя, преподносившего детям подарки. Христианский Святой Никола изменялся или превращался в разнообразные языческие образы, такие, как итальянский Бефана, или немецкая Берхта. Святого называли Sankt Nikolaus в Германии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Голландии. В этих странах Святой Никола иногда изображался скачущим по небу на коне. Представлялся он в мантии епископа и временами был в сопровождении Черного Петра - эльфа, который должен был шлепать непослушных детей. Празднование Дня Святого Николы - дня, когда люди обменивались между собой подарками, - обычно проходило 6 декабря. После Реформации немецкие протестанты признали почитание сына Христа и создали для него собственный день торжества - 25 декабря. Когда традиция широко распространилась, ее начали тесно связывать с Рождеством.

Американское происхождение.

Американский Санта Клаус получил свою вдохновляющую идею и имя из датской легенды о Sinter Klaas, которую привезли с собой основатели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Санта Клауса появилась в американской прессе в виде St. A Claus , а известный писатель Вашингтон Ирвинг стал первым, кто рассказал подробную историю о датском Святом Николе. В своей книге «История Нью-Йорка», опубликованной в 1809 году под псевдонимом Дидриха Кникербокера , Ирвинг описывал появление Святого на коне в сопровождении Черного Петра каждый год в канун праздника Дня Святого Николы. Этот датско-американский образ Святого Ника стал полностью национальным для американского народа в 1823 году после выхода поэмы Клемента Кларка Мура «A Visit From Saint Nicholas» больше известной как «The Night Before Christmas » («Ночь перед Рождеством »). Мур добавил такие подробности, как имена оленей, смех, кивки и подмигивание Санты, а также описал способ, с помощью которого Санта, словно эльф, возвращался обратно из трубы (истолкование Мур брал не из головы, а ссылаясь на работы Ирвинга 1809 года).

Происхождение Санта-Клауса

Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта - «святой», Клаус - «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации , выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период Контрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество . Но, например, в Нидерландах , где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам , ныне известное как город Нью-Йорк , образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга , в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.

В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая », в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса .

1881 Иллюстрация Томас Наста, который с Клеменом Кларком помогал создавать современный образ Санта-Клауса.

В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст , работавший в журнале Harper’s Weekly , использовал по мотивам книги Клемента Кларка Мура персонаж Санта-Клауса в серии своих политических карикатур, в виде героя, дарящего подарки. Персонаж стал популярен, и Наст позднее выпустил, в том числе и для «Харпер уикли», множество забавных рисунков, но уже для детей, с веселыми сценками из жизни Санты-Клауса. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.

Художник впервые упомянул, что Санта живёт на Северном полюсе, что Санта ведет специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей и.т.д. На рисунках Наста происходила постепенная трансформация облика Санты от персонажа в виде толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и веселому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel , «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Наст был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.

Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несет никакой смысловой нагрузки, - отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты».

  • Дэшер («Стремительный»),
  • Дэнсер («Танцор»),
  • Прэнсер («Гарцующий»),
  • Виксен («Злобный»),
  • Комет («Комета»),
  • Кюпид («Купидон»),
  • Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром») и
  • Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).

Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством» . Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень - Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.

Спутники Санта-Клауса

В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус , который наказывает непослушных детей и пугает их.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Трансформация: от Святого Николая к Санта-Клаусу. История образа Санты в рисунках, рус.
  • Упоминание американской радиостанции "Голос Америки", о том что пуритане не праздновали Рождество

Wikimedia Foundation . 2010 .