Научно-исследовательская работа Панфиловой Златы: "Образ розы в творчестве современных поэтов". «Роза», анализ произведения Ивана Тургенева Юное лицо, как бьется сердце

Тема: Лингвистический анализ текста И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...»

Цель: Уметь анализировать текст с точки зрения лингвистики,

стилистики, морфологии; уметь находить в тексте сильные позиции; знать, как рассчитывается гармонический центр, с применением методики Нинель Васильевны Черемисиной.

Девиз: «Я алгеброй гармонию проверил...»

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Оборудование: Тексты, калькулятор, таблица «Гармонический центр».

I. Слово учителя:

Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит интересная работа. Литературный текст мы разложим на цифры, чтобы выявить то слово, которое несёт на себе всю смысловую нагрузку текста.

Сильная позиция текста - это то, на что мы с вами обращаем внимание. (Заглавие, эпиграф, начало текста, абзац, конец текста, гармонический центр (ГЦ), в загадке - отгадка). ГЦ - это точка «золотого сечения» (Аристотель). Пропорция «золотого сечения» известна с античности. ГЦ для каждого текста вычисляется индивидуально.

ГЦ = Длина текста х коэффициент «золотого сечения» 0,618

Текст берётся за 1 см.

ГЦ

-0, 618 0 0,382

Повторение: На тексте малого объёма мы с вами рассчитаем ГЦ:

То толстеет, то худеет ,

Вопрос: Назовите сильные позиции данного текста.

Теперь посчитаем, сколько синтаксических мест в тексте. Предлог считаем вместе с именем существительным.

8 синтаксических мест; 8 х 0,618 = 4,944; ГЦ=5

Сейчас, ребята, используя свои знания, мы должны проанализировать стихотворение «Как хороши, как свежи были розы...» и рассчитать ГЦ

«Как хороши, как свежи были розы...»

1.Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение.

Оно скоро позабылось мною...но первый Стих остался у меня в памяти:

...

2.Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна " свеча . Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит;

Как хороши, как свежи были розы ...

Создаётся иллюзия тем; одиночество эмоционально окрашено.

3.И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опёршись на выпрямленную руку склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появление первых звёзд.

Картина с точки зрения восприятия героя

Есть лирическое «ты», «я».

Заглавие 1(р) ЛП, ЛВ Я напоминание

Деление на абзацы 2 (р) ЛП, ЛВ контр, я

Из (р), союз и - соединит, функция воспоминание Я

ЛП1, ЛВ1, ты

р - восторг героя перед героиней а 4(р) ЛП, ЛВ Я рассказчик

сожаление

5(р) ЛП1, ЛВ1 они жизнеутверждение 6(р) - ЛВ, ЛП я и пёс, смерть.

1 - экспозиции (пролог)

4-6 - тема старости, с ней перекликается тема смерти.

5 - тема молодости/жизни

чередование эпизодов.

Целостность текста проявляется во взаимозависимости тем, частей, целого в развитии глубинного смысла произведения.

Все уровни произведения (содержательный)

Как простодушно - вдохновенны задумчивые глаза,

как трогательно - невинны

раскрытые вопрошающие губы , как ровно

дышит ещё не вполне расцветшая,

ещё ничем не взволнованная грудь,

как чист и нежен облик юного лица!

я не дерзаю заговорить с нею, - но как

она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы ...

    А в комнате всё темней, да темней...

нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке.

мороз скрепит и злится за стеною - и чудится скучный старческий шёпот...

Как хороши . как свежи были розы ... Нагнетание по всем линиям

    Встают передо мною другие образы...

Слышится весёлый шум семейной

Деревенской жизни. Две русые головки,

Прислонясь друг к другу, бойко смотрят

На меня своими светлыми глазками,

алые щёки трепещут сдержанным

смехом, руки ласково сплелись,

вперебивку звучат молодые,

уютной комнаты, другие, тонкие молодые руки бегают,

путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и

ланнеровский вальс не может заглушить воркотню

патриархального самовара...

(лингвистический, формальный) организованы глубинным смыслом. (Ланнер(авст)-один из зачинателей вальса)

Уютное, одушевленное, очеловеченное, радостное пр-во.

    1-2. когда-то, давно-давно комната

теперь, где-то старость как

определить вид глаголов. Одиночество

холод как одиночество.

2-горит одна свеча символ угасающей жизни .

4- свеча трещит

6- свеча мерцает и гаснет

    зима - время года; старость

    лето - время года; молодость, расцвет.

(вид глаголов, им. прилагательные)

    1. Одинокая, не согретая ничьим присутствием холодная жизнь.

    эмоции, чувства, состояние героя.

4 а переход в другое пространство, скучный, старческий шёпот - старость низкий потолок

тени колеблются - трагичность ситуации

    весёлый шум, молодость.

    Смерть.

Как хороши, как свежи были розы ...

6. Свеча мерцает и гаснет ...

Кто это кашляет там так хрипло и глухо?

Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ...

Мне холодно ... Я зябну ... и все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы ...

Вывод: В тексте 154 слова. ГЦ находится в 4 абзаце, на сравнительном союзе как. Этот союз употреблён в тексте 18 раз.

XXVI Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников

Секция: филология

Название работы « Образ розы в творчестве современных поэтов»

Место выполнения работы :

г. Новоалександровск,

МОУ гимназия № 1, 8 класс

Научный рук.: Синицина Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 1

г. Ставрополь, 2015.

Оглавление:

Введение

Глава 1. Образ розы в литературе

Глава 2.

2.1. Образ розы в творчестве Э.Асадова

2.2. Образ розы в творчестве Т. Смертиной

Заключение

Библиографический список

Вступление

Роза является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы, католической церкви, Богоматери. Этот цветок называют царицей, богиней утренней зари. Поэты всех времён и народов не устают воспевать её.

Роза - один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времён. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндусских сказаниях.

Образ розы привлекал писателей и поэтов разных эпох и стран именно как средство для раскрытия внутреннего состояние человека, его душевного мира, как самостоятельного образа.

Актуальность исследования обусловлена не угасающим интересом поэтов в своем творчестве раскрыть образ розы, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, раскрыть многообразие образа розы, показать выразительно-художественные средства, с помощью которых раскрывается образ розы. Оказывается, тема поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.

Объектом нашего исследования являются поэтические произведения современных поэтов Э. Асадова и Т. Смертиной.

Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа розы в каждом из представленных произведений.

Цель нашего исследования – исследовать образы розы в поэтических произведениях совремнных поэтов, выявить какие душевные качества раскрываются посредством розы, определить с помощью каких приемов раскрывается образ розы.

Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

1. прослеживается эволюция образа розы, начиная с мифологии до сегодняшнего дня;

2. определяются основные средства, помогающие раскрыть образ розы, манера подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа.

Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Образ розы в русской литературе

1.1. Эволюция образа розы в мировой литературе

Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна – по большей части это символ любви. В таком значении роза построила мостик объединения между литературой Востока и Запада: Шекспир, Конфуций и другие гении обращали свое внимание на этот цветок. Причем не просто обращали – у Конфуция изучению и созерцанию розы посвящено около 600 томов библиотеки.

Говорят, что своим происхождением роза - цветок любви, обязана иранской литературе. В поэмах существовал такой мотив, как роза и вино, символизирующий опьянение любовью и любовный аромат. Позже в любовном контексте роза перешла в литературу европейскую и проявилась в куртуазной литературе Средневековья и любовной лирике Новых времен. Использование символа розы в эротических образах в литературе восемнадцатого века ученые-литературоведы связывают с отображением чувственной страсти, как контрасте духовной любви, которую часто символизировал голубь.

Образ розы веками не стоял на месте, он эволюционировал вместе с литературным процессом. Символизм и романтизм любой литературы мира отмечены таким образом, в основном в поэзии, хотя встречается роза и в прозаических произведениях.

В XIII веке во Франции появляется "Роман о розе" в стихах Гильома де Лоррис о юноше, влюбившемся в розу. Этот роман пользовался большим успехом. Сохранилось 30 рукописных экземпляров и переводы его на другие языки. Рукописный экземпляр этого романа хранится и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. "Роман о розе" вызвал много подражаний. Пьеса Екатерины II "Царевич Хлор" тоже явилась подражанием этому роману. Обычно на состязаниях трубадуров высшей наградой победившему певцу служила роза.

1.2. Образ розы в русской литературе

В русской литературе розы были упомянуты авторами всех литературных течений. В Х V ІІІ в. поэт Тредиаковский написал стихотворение, посвящённое розе, «Ода в похвалу цветку розе»:

Красота весны! Роза, о прекрасна! Всей, о госпожа, румяности властна! Ты - во всех садах яхонт несравненный, Ты - из всех цветов цвет предрагоценный .

В 1834 Иван Петрович Мятлев пишет свое произведение «Розы» и это классицизм. Символизм это – «Розы тяжесть и нежность» Мандельштама. Кстати, мотивы Мятлева позже употребил в своей поэзии Игорь Северянин в своей эмиграционной поэзии «Классические розы». У каждого автора роза – своя. Если в вышеописанных произведениях она не является позитивным символом, как красноречиво об этом говорит название стиха Мандельштама, то, к примеру, у Брюсова это символ девичества – тонкий стебель, белые цветы нередко идут в параллели с рассказом о девических мыслях. В 1912 году Александр Александрович Блок пишет поэму «Роза и крест», выражая тем самым свою несбыточную мечту о счастье, суть которой лежит в словах ««Сердцу закон непреложный - Радость - Страданье одно!» и роза у него в этом произведении ни много ни мало черного цвета. Так вот с этой же поэмой Блок потом будет полемизировать в 1914 году, пытаясь все-таки отыскать свое счастье, и вновь вернется к этой теме в дальнейшем своем творчестве. У

Глава 2. Образ розы в современной поэзии:

2.1. Образ розы в творчестве Э.Асадова.

Образ розы представлен в творчестве Эдуарда Асадова, несмотря на то, что стихотворения Асадова написаны на военную тему . Его судьба уникальна, в ней есть и счастливые моменты, но много и трагических эпизодов, связанных с войной. Там он и потерял зрение, но это дало толчок к творчеству, к написанию стихотворений. Как он сам сказал:

Я так хочу свои стихи писать,

Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед.

Такая песня будет побеждать,

Такую песню примет мой народ!

Эдуард Аркадьевич Асадов является почетным гражданином города-героя Севастополя, дважды награжден орденом «Знак почета» . Он боец по своему внутреннему состоянию души. Но это не помешало Асадову приоткрыть нам образ розы в его неповторимом и уникальном восприятии. В стихотворении «Роза друга» (Приложение 1), посвященном комсоргу Бресткой крепости Самвелу Матевосяну. В самом названии поэт уже дает нам понять, что к этому цветку у него особое отношение – это напоминание о друге, которого нет рядом. Образ розы в понимании Асадова – это память, но окрашенная горькими воспоминаниями. Сразу понимаешь, что события или воспоминания очень дороги поэту, связаны с трагическими событиями Великой Отечественной войны, с событиями Бресткой крепости. Даже описание розы уже дает нам понять краски событий:

Благоухая, как целый сад,

Роза – это частица друга, это его чудо, которое олицетворяет дружбу людей разных народов, которые готовы пожертвовать собственной жизнью ради спасения других.

Образ розы – это символ жизни, это память о тех, кто не вернулся с войны. Грусть и тоска пронизывают все стихотворение. Цвет розы – это цвет крови, чья была пролита в годы войны, а именно при освобождении Бресткой крепости. Образ розы ассоциируется у Асадова с маленьким факелом, навечно зажженным огнем. Пламенно-алый цветок будет постоянно напоминать о боевых товарищах, о героических поступках.

Иной образ представлен в стихотворении «Белые розы» - это признательность за творчество поэту, это благодарность за труд. Маленький букет белых роз каждый год приносит поэту в день рождения девушка не только от себя, а от всех поклонников. Привет из роз – это то, ради чего стоит трудиться, ради кого поэт приоткрывает частичку своей души, помогает замечать и ценить прекрасное. Не случайно образ розы белого цвета – цвета чистоты, невинности, - появляется в стихотворении. Поэт приносит в этот мир только чистоту и добро, и если хотя бы несколько людей помнят его и любят, значит, он оставил на земле заметный след – след своих стихов. Это и является оценка творчества каждого поэта.

Вспыхнет на миг, как пламя,
Слова смущенно-тихи:
- Спасибо вам за стихи! -
И вниз застучит каблучками.

Образ роз представлен как что-то сказочное, связанное с самыми приятными и счастливыми воспоминания из детства, отголоски прошлого, такие желанные:

Бутоны тугие, хрустящие,
В каплях холодных рос.
Как будто ненастоящие,
Как будто бы в белой чаще
Их выдумал дед-мороз.

2.2. Образ розы в творчестве Татьяны Смертиной

Особое место образ розы занимает в творчестве Татьяны Смертиной, а втора более 30 книг и около 700 публикаций в центральной периодике, автор книг переводов поэзии: с персидского, таджикского, башкирского, марийского языков. Лауреат Всероссийской Есенинской премии; лауреат Всероссийской премии Н.Заболоцкого; лауреат премии Ленинского комсомола; лауреат премий: «Литературная газета», «Литературная Россия», журналов «Смена», «Крестьянка», «Мир женщины» и других. Ее стихи звучали на радио и телевидении в авторском исполнении. Ее поэтические произведения переведены на другие языки ". Поэтесса создала свой Сиреневый сайт под названием «Розовые стихи», где помещены более 40 стихотворений о розах. Нашлось место и строкам о любви, измене, радости и счастье, ненависти, предательстве, времени. Стихи о жестокости и доброте, нежности, страсти... Как она сама пишет на сайте: « Милости прошу в мою лесную обитель, в мои виртуальные и реальные, фиалковые, сиреневые миры, на сиреневый, авторский сайт, где мои авторские стихи - стихи Татьяны Смертиной, современная квантовая поэзия и рассказы. Вы можете услышать крик марены в белом березнике и заглянуть в бездны омутной кувшинки…Или в бездны своей души? Серьезный смысл трагического Времени может быть скрыт вечерним туманом… Или раненой птицей Реальности брошен к Вашим ногам. Буду рада, если вас привлечёт свет моей печальной свечи. Россыпь лепестков... Татьяна Смертина - стихи о любви, поэзия о любви и не только». Темы, затронутые в творчестве поэтессы, так тесно переплетаются в ее поэзии, что создают какой–то единый образ современной женщины с ее болью и счастьем, страданиями и минутами успокоения, переживания и радости. Но какие бы темы она не поднимала в своем творчестве, образ розы, на мой взгляд, является основным. Каждое стихотворение поэтесса сопровождает картинами художников, где на первом плане женщина и роза, в разные эпохи развития человечества. То девушка средневековья, то в эпоху ренессанса, то в эпоху возрождения, то в современное время. Но везде это гимн женской красоте, совершенству, любви.

Необычно представлен образ розы в стихотворении « А рассвет – тучи рвет на клочки» (Приложение 2). Интонация стихотворения тревожная, предвещающая беду, даже сами строки как будто рвут на части строку:


Он отеллово-гневен, суров...
Роза белая вздрогнула вновь:
Бледным веером в мрак – лепестки.

Поэтесса передает интонацией стихотворения последние минуты жизни розы, здесь образ розы представлен как самостоятельный герой, с его болью и страданиями. Каждое четверостишие заканчивается многоточием. Давая нам, читателям, возможность вставить свои мысли, продолжить поток мыслей поэтессы:

«Вмиг от ужаса,
выбрызнув пламень,
Головою расшибся о камень... »

Роза как беззащитная девушка «вздрагивает», глаголы, которые использует Т. Смертина, заставляют ярко и образно представить гибель розы « расшибся, скользит». У поэтессы образ розы – это беззащитная девушка (указанием на это служит эпитет «юный»), которая под влиянием окружающего мира, зловещего и жестокого, ничего не может сделать, чтобы предотвратить свою гибель. Лишь остается призрак убитой розы. Нам стоит лишь размышлять: почему мир так жесток и ужасен, почему так не ценятся простые, но главные вещи, как жизнь. Много вопросов, ответы поэтесса не дает, но нас не оставляет ощущение скорби, тоски.


Тут же юный бутон,
взрыв огня,
Вмиг от ужаса,
выбрызнув пламень,
Головою расшибся о камень...

Я поверила в странный обман!
Потому-то душа и болит.
Над травою плывет не туман –

В стихотворении « Эта роза легко ломалась» представлены судьбы и характеры трех роз. Они также олицетворяет собой трех девушек с разными характерами: одна – податливая окружающему миру, вторая – твердая как кремень, имеющая сильный характер, не сдающаяся, третья – мечущаяся, но затем поддавшаяся соблазну, сожалеющая о своем поступке, выбрала страшный путь – уйти из жизни. В таком маленьком по объему стихотворении Т. Смертина смогла показать три разные судьбы девушки, воплощенных в образе розы. Глаголы прошедшего времени помогают нам понять избранные дороги: «ломалась, не давалась, бросилась».

Эта роза легко ломалась.
А вторая –
Совсем не давалась.
Ну, а третья,
Осыпав шелк,
Ночью бросилась
Под сапог.

Какое бы стихотворение Татьяны Смертиной мы не взяли, образ розы – это один миг из жизни девушки, печальный и трогательный. Поэтесса использует противопоставление: величественному, радующему взгляд людей цветку розы и трогательной судьбе юной девушки, которая либо борется за себя, либо сдается обстоятельствам, либо мечется, ища выход из трудной ситуации. Только женщина, может тонко чувствовать душу девушки, ее переживания, ее боль, ее утрату, ее любовь и счастье. Об этом стихотворения Т. Смертина. Ее образ розы – это образ борьбы, страданий, печали, счастья юной девушки. Сравнение розы с девушкой неслучайно. Девушкой, как и розой, восхищаются. А как только чувствуют опасность, защищаются. Только девушка при причинении обиды борется, а роза защищается шипами. Получается у Т. Смертиной, образ розы – это воплощение молодости.

Заключение

Образ роз занимает особое место в творчестве поэтов. Он многолик и неисчерпаем как творчество самих мастеров поэтического творчества. На протяжении существования русской литературы образ розы трансформировался. У одних поэтов – это позитивный символ, символ девичества, у других – это символ свободы, борьбы. У А.С. Пушкина это аллегория увядшей молодости, радости, счастья, а иногда и ранней смерти. Увядшие розы – символ утерянной молодости и красоты. Роза для Пушкина - символ идеала женщины. Порой это образ чувственности и страсти, молодости и красоты. Для А. Фета образ розы олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви», красоту и совершенство.

Для Э. Асадова образ розы – это человеческая память, печальное прошлое, солдатская дружба, признательность поэту за его творчество.

Для Т. Смертиной образ розы – это образ борьбы, страданий, печали, счастья юной девушки, это один миг из жизни девушки, печальный и трогательный, это судьба юной красавицы.

Роза – одно из чудес Божьего мира, наполняющее нас спокойной верой в мудрость мироустройства, радостным воодушевлением, праздничностью. Она самостоятельный носитель чувств и переживания человека. Какую бы роль не отводили в своем творчестве поэты образу розы, он непохожий, таинственный, до конца не раскрытый, то есть у каждого автора роза – своя.

Библиография

    А. А. Фет Стихотворения русских поэтов и классиков

    А. С. Пушкин. «Избранные произведения». Москва. 1987 год

    Э. Асадов. Что такое счастье. Поэзия. Издательство Эксмо, 2013 г.

    Русская речь. 6/2012 г. Роза в поэзии XVII – первой половины XIX века. Т.А. Трафименкова, кандидат филологических наук, стр. 2-9

    Татьяна Смертина. 2009. Сиреневый сайт Татьяны Смертиной - авторский официальный сайт Татьяны Смертиной.

Приложение 1

Эдуард Асадов

"Роза друга"

Комсоргу Брестской крепости

Самвелу Матевосяну

За каждый букет и за каждый цветок

Я людям признателен чуть не до гроба.

Люблю я цветы! Но средь них особо

Я эту вот розу в душе сберег.

Громадная, гордая, густо-красная,

Благоухая, как целый сад,

Стоит она, кутаясь в свой наряд,

Как-то по-царственному прекрасная.

Ее вот такою взрастить сумел,

Вспоив голубою водой Севана,

Солнцем и песнями Еревана,

Мой жизнерадостный друг Самвел.

Девятого мая, в наш день солдатский,

Спиной еще слыша гудящий ИЛ,

Примчался он, обнял меня по-братски

И это вот чудо свое вручил.

Сказал: - Мы немало дорог протопали,

За мир, что дороже нам всех наград,

Прими же цветок как солдат Севастополя

В подарок от брестских друзей-солдат.

Прими, дорогой мой, и как поэт,

Этот вот маленький символ жизни.

И в память о тех, кого с нами нет,

Чьей кровью окрашен был тот рассвет -

Первый военный рассвет Отчизны.

Стою я и словно бы онемел...

Сердце вдруг сладкой тоскою сжало.

Ну, что мне сказать тебе, друг Самвел?!

Ты так мою душу сейчас согрел...

Любого спасибо здесь будет мало!

Ты прав: мы немало прошли с тобой,

И все же начало дороги славы -

У Бреста. Под той крепостной стеной,

Где принял с друзьями ты первый бой,

И люди об этом забыть не вправе!

Чтоб миру вернуть и тепло, и смех,

Вы первыми встали, голов не пряча,

А первым всегда тяжелее всех

Во всякой беде, а в войне - тем паче!

Мелькают рассветы минувших лет,

Словно костры у крутых обочин.

Но нам ли с печалью смотреть им вслед?!

Ведь жаль только даром прошедших лет,

А если с толком - тогда не очень!

Вечер спускается над Москвой,

Мягко долив позолоты в краски,

Весь будто алый и голубой,

Праздничный, тихий и очень майский.

Но вот в эту вешнюю благодать

Салют громыхнул и цветисто лопнул,

Как будто на звездный приказ прихлопнул

Гигантски-огненную печать.

То гром, то минутная тишина,

И вновь, рассыпая огни и стрелы,

Падает радостная волна,

Но ярче всех, в синем стекле окна -

Пламенно-алый цветок Самвела!

Как маленький факел горя в ночи,

Он словно растет, обдавая жаром.

И вот уже видно, как там, в пожарах,

С грохотом падают кирпичи,

Как в вареве, вздыбленном, словно конь,

Будто играя со смертью в жмурки,

Отважные, крохотные фигурки,

Перебегая, ведут огонь.

И то, как над грудой камней и тел,

Поднявшись навстречу свинцу и мраку,

Всех, кто еще уцелеть сумел,

Бесстрашный и дерзкий комсорг Самвел

Ведет в отчаянную атаку.

Но, смолкнув, погасла цветная вьюга,

И скрылось видение за окном.

И только горит на столе моем

Пунцовая роза - подарок друга.

Горит, на взволнованный лад настроив,

Все мелкое прочь из души гоня,

Как отблеск торжественного огня,

Навечно зажженного в честь героев!

1973 г.

Белые розы


День моего рождения,
Небо с утра занесло,
А в доме, всем тучам назло,
Вешнее настроение!

Оно над столом парит
Облаком белоснежным.
И запахом пряно-нежным
Крепче вина пьянит.

Бутоны тугие, хрустящие,
В каплях холодных рос.
Как будто ненастоящие,
Как будто бы в белой чаще
Их выдумал дед-мороз.

Какой уже год получаю
Я этот привет из роз.
И задаю вопрос:
- Кто же их, кто принес? -
Но так еще и не знаю.

Обняв, как охапку снега,
Приносит их всякий раз
Девушка в ранний час,
Словно из книги Цвейга.

Вспыхнет на миг, как пламя,
Слова смущенно-тихи:
- Спасибо вам за стихи! -
И вниз застучит каблучками.

Кто она? Где живет?
Спрашивать бесполезно!
Романтике в рамках тесно.
Где все до конца известно -
Красивое пропадет...

Три слова, короткий взгляд
Да пальцы с прохладной кожей...
Так было и год назад,
И три, и четыре тоже...

Скрывается, тает след
Таинственной доброй вестницы.
И только цветов букет
Да стук каблучков по лестнице...

Приложение 2

Поэт Татьяна Смертина -
краткая биография

Биография, из справочника: "ТАТЬЯНА СМЕРТИНА – русский поэт. Русская - родители крестьянских корней, русские. Фамилия Смертина - родовая, от рождения и по сей день. Родилась 2 декабря, в лютую метель, в вятской лесной глухомани. Детство – на лесоучастке Хомут. Грамотой овладела в трехлетнем возрасте самостоятельно, стихи начала создавать и читать с деревенской сцены c 5 лет, первые публикации в прессе с 12 лет.

Выросла и закончила школу в селе Сорвижи Кировской области,Литературный институт в Москве. Член Союза писателей России. В партиях и на службе никогда не состояла. Основное занятие в жизни - поэзия. Автор более 30 книг и около 700 публикаций в центральной периодике. Татьяна Смертина обладает уникальным даром чтения своих стихов. Кроме ярких выступлений в столице, известна благотворительными авторскими вечерами поэзии по многочисленным провинциям и городам России, на которые собиралось большое количество народа, и которые были самостихийны и очень эмоциональны. Таких подвижнических вечеров проведено ею по России сотни и сотни. Она их начала проводить с 14 лет. Татьяна Смертина автор книг переводов поэзии: с персидского, таджикского, башкирского, марийского языков. Лауреат Всероссийской Есенинской премии; лауреат Всероссийской премии Н.Заболоцкого; лауреат премии Ленинского комсомола; лауреат премий: «Литературная газета», «Литературная Россия», журналов «Смена», «Крестьянка», «Мир женщины» и других. Стихи звучали на радио и телевидении в авторском исполнении. Переведена на иные языки".

Розовые стихи

***

А рассвет – тучи рвет на клочки,
Он отеллово-гневен, суров...
Роза белая вздрогнула вновь:
Бледным веером в мрак – лепестки.

Тут же юный бутон,
взрыв огня,
Тот, что кланялся розе три дня,
Вмиг от ужаса,
выбрызнув пламень,
Головою расшибся о камень...

Я поверила в странный обман!
Потому-то душа и болит.
Над травою плывет не туман –
Призрак розы убитой скользит...

***

Эта роза легко ломалась.
А вторая –
Совсем не давалась.
Ну, а третья,
Осыпав шелк,
Ночью бросилась
Под сапог.

Савельев Владимир Сергеевич
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Козловской СОШ Барабинского района Новосибирской области
Конспект открытого урока по литературе 9­м классе на тему
"Лингвистический анализ текста (на примере стихотворения в прозе И.С.
Тургенева
"Как хороши, как свежи были розы…"
Цели урока:

углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его
элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.
Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;

рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка
помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного,
глубокого лиризма;

развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную
активность;

воспитывать интерес к родному языку.
Методы и приемы: эвристическая беседа, комментированное письмо,
лингвистический анализ текста, самостоятельная работа
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как
хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в
хрустальной вазе.
Ход урока
I.
Организационный момент.
: Здравствуйте, садитесь. Тексты, которые лежат у вас на партах,
Учитель

пусть лежат пока перевернутые, в тетрадях мы сегодня писать будем, но
немного, мы больше будем с вами разговаривать.

Сообщение темы и целей урока.
II.
: Итак, тема урока на доске «Лингвистический анализ текста»,
Учитель

возможно, вы этого еще в полной мере не понимаете. Эпиграф дан в виде одной
из цитат, которые мы разбираем к сочинению при подготовке к ГИА –
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его
речевую ткань». Что такое эпиграф?
Ученики

: это цитата, в которой содержится главная мысль.
Учитель
: что ж получается, если я даю эту цитату в качестве эпиграфа к

уроку, значит это и есть главная мысль урока, тогда нужно еще раз ее
прочитать и понять, чем мы собираемся с вами сегодня заниматься. «Читатель
проникает в мир образов художественного произведения через его речевую
ткань». С чего начнем?
Ученики

: «читатель проникает» ­ значит «читатель понимает», «речевая
ткань» ­ текст, слова в тексте, предложения, которые сплетаются между собой,
выразительны, красивы и так далее.
Учитель

:
проанализировать какие­то приемы, образы и так далее. Теперь к теме урока –
значит, чтобы понять смысл текста, читатель должен
: это наука о языке.
: итак, лингвистический анализ текста, значит, что мы будем
лингвистический анализ текста, ЛИНГВИСТИКА – это что такое?
Ученики

анализировать?
Ученики

языковые приемы.
: итак мы работаем с вами сегодня с текстом, переверните листы.
Учитель

Перед вами стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Как хороши,
как свежи были розы…», посмотрите, название дается в кавычках, обычно
: языковой анализ текста, языковые единицы, слова, предложения,
этого не происходит, значит, что у нас в названии?
Ученики: цитата

Учитель: цитата, очевидно, известная, на самом деле, для того, чтобы понять,
откуда эта цитата, Тургенев пишет первый абзац, читаем его (имя ученика)
(Ученик читает первый абзац)

Учитель: итак, значит, откуда у нас взята цитата?
Ученики: из стихотворения.
Учитель: верно, действительно, где­то когда­то давным­давно, был
малоизвестный поэт 19 века Евгений Мятлев, который написал это
стихотворение, потом на стихотворение положили музыку, оно стало
романсом. Мы сейчас послушаем этот романс, и вы скажете, какое настроение
у романса, у стихотворения, и соответственно, какое настроение будет у
текста.
(прослушивание романса)
Учитель: какое настроение у стихотворения?
Ученики: грустное.
Учитель: о чем оно, что в нем происходит?
Ученики: рассказывается о девушке, она умирает.
Учитель: верно, грусть в том, что в конце девушка умирает «в погосте белый
камень, на камне роз моих увянувший венок». Представьте, ребята, как­будто
вы помните это стихотворение, то на какие мысли вас натолкнуло название?
Ученики: юность, грусть, смерть.
Учитель: свои стихотворения в прозе Тургенев писал уже в старости, они так
и назывались «старческие», и в них очень много грустных размышлений о
жизни, о смерти, то есть настроение текста задается сразу названием. Теперь
обратимся к тексту. Я нашел запись этого текста, какая у нас задача, не просто
посмотреть текст, а посмотреть, какие главные приемы в нем есть, как они
организуют данный текст.
(прослушивание текста)

Учитель: ребята, вы, когда слушали, вам не хотелось, чтобы читали чуть
быстрее? (ответы) Я, прежде чем выбрать эту запись, прослушал еще массу
разных записей, были записи и за 3 минуты, и за 2 с половиной, компактно,
быстро, для урока просто идеально, но все же я остановился на этом варианте,
как вы думаете – почему??
Ученики: именно эта запись подчеркивает настроение текста.
Учитель: кто произносит это стихотворение? (автор). Кто лирический герой?
Какой он? Как он будет говорить? (медленно, хрипло) потому что это не
юность молодая, когда хочется, чтобы все было быстро, на самом деле
интонация передает настроение текста.
Учитель: когда вы читали, слушали текст, вы заметили, что в тексте есть
очень яркие языковые приемы, какие, самый яркий, вы должны были его
заметить.
Ученики: повтор одной и той же строчки «Как хороши, как свежи были
розы…»
Учитель: как называется у нас такой прием? (лексический повтор). Нам
важно не просто увидеть прием, а понять, для чего он, что он делает?
Ученики: показывает разные оттенки, делит текст на смысловые части, как в
песни припев делит песню на куплеты.
Учитель: сколько частей у нас получается? (ответ – 6) скажите, первая часть,
та, что мы уже прочитали, она будет относиться к основному содержанию,
передавать какие факты, относиться к биографии, к жизни героя? (ответ – нет),
тогда у нас получится 1 часть и еще 5 главных частей, с которыми мы и будем с
вами работать. То есть, мы скажем, что лексический повтор делит наш текст на
какие­то смысловые отрезки, сколько раз повторилось строка? (ответ – 7). 7 –
такое сакральное, священное число определенную гармонию в текст тоже
приносит. Хорошо, другой прием, увидели еще?
Ученики: синтаксис, многоточие и так далее.

Учитель: (навести на мысль о противопоставлении частей) Прочитайте начало
2й части «…теперь зима…», а 3­я часть, ­ зима меняется на лето, далее, снова
зима, потом снова лето, потом последняя часть снова зима. Итак, что
получается, части текста в каких отношениях (ответ – противоположных).
Получается, второй и очень важный прием для этого текста –
противопоставление. (записываю на доске). Противопоставление как еще по­
другому называется? (ответ – антитеза).
(перехожу к доске для записей – составление таблицы)
Учитель: что мы с вами выписали, какие слова – противоположные – антонимы.
Противопоставление всегда основано на антонимах, хорошо, если смотреть на
внешние признаки нашей таблицы, что у нас получилось – (ответ – лесенка),
когда я что­то делаю лесенкой, как называется такой прием? (ответ –
градация). Верно, градация тоже является одним из ключевых приемов в этом
тексте. И сейчас, вы в своих тетрадях поработаете самостоятельно. Для того,
чтобы найти градацию, вам нужны только те части, в которых описывается
настоящее – это какие части? (ответ – 1,3,5). Переходим к таблице.
Настоящее время
холод
звуки
Темнота и свет
(цветопись)

­
1часть
одиночество
3 часть – старость
5 часть ­ смерть
(Таблицу открыть на слайде)
(Для экономии времени предлагаю работать по рядам. Во время работы
наталкиваю детей на мысль о замене образа света на образ свечи)
Учитель: итак, напоминаю, что градация – это такой прием, где наблюдается
какое­то движение, вверх или вниз, от большего к меньшему или наоборот).
Итак, посмотрим, что у вас получилось, 1й ряд. Как меняется образ мороза,
холода от части к части – что происходит? (ответы)
На слайде – 1 часть ­ «Мороз запушил стекла окон» ­ все красиво, хорошо.

3 часть – «мороз скрипит и злится» ­ появляется жестокость.
5 часть – «мне холодно…я зябну…они умерли…» ­ смерть
Учитель: зима какой несет в себе образ – смерти, старости – как и времена
года, весна – это рождение да, и так далее.
Теперь 2 ряд – 1 часть – «в комнате горит одна свеча…»
3 часть – «все темней да темней… нагоревшая свеча трещит…»
5 часть – «свеча меркнет и гаснет…»
Теперь 3 ряд – 1 часть «звенит и звенит…»
3 часть – «скучный, старческий шепот…»
5 часть – «кашляет хрипло и глухо…» ­ обратите внимание на
звуки – как называется такой прием – аллитерация.
Учитель: хорошо, вы увидели градацию, что происходит в тексте? Человек
постепенно умирает да?
Мы с вами анализировали не смысл, а мы анализировали тут самую речевую
ткань, разные приемы, мы вышли на понимание идеи? (ответ – да). Самое
главное, когда мы работаем с текстом, мы должны объяснять, для чего нужен
тот или иной прием.
Итак, если у нас есть еще время – мы с вами пробежимся по некоторым
художественным приемам
На слайде – «Мороз скрипит и злится» – олицетворение
«летний вечер тихо тает» ­ метафора
«простодушно­вдохновенны задумчивые глаза» ­ эпитет
«мороз запушил стекла окон» ­ олицетворение
«воркотня самовара» ­ олицетворение
Учитель: ребята, а что такое резеда, кто знает? Кто­нибудь когда­нибудь
встречал такое растение? (показать на слайде иллюстрацию).
III. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все,
что было на уроке, и дописать предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Самым интересным для меня было…
Для себя я возьму…
(Предложения зачитывают 2­3 ученика)
Выставление оценок

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь» , помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети» . Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза» . Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной» .

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо» . Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари» , «порывистый ливень» , «потоп дождя» символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое» .

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография

Цель работы – выявление художественной детали – розы в произведениях И.С. Тургенева, исследование влияние её на характеры персонажей, их судьбу.

Задачи исследования :

Доказать важность роли художественной детали в произведениях.

Определить символическое значение розы в литературе.

Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева.

Доказать, что роза – это не случайная аллегория в творчестве поэта.

Объект исследования – произведения писателя, в которых упоминается цветок роза.

Роза – «знак» любви главных героев повести И.С. Тургенева «Вешние воды»

В тургеневскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Так, в повести «Вешние воды» роза олицетворяет красоту главной героини: «Черта тени останавливалась над самыми губами: они рдели девственно и нежно - как лепестки столиственной розы…» Не случайна в этой связи сама фамилия героини - Розелли.

Роза в ходе повествования исполняет предназначенную ей роль, согласно своей символике: она становится «знаком» любви между Саниным и Джеммой.

Роза эта служила также символом чистоты. «Возвращённую розу» Санин вложил в руку Джемме. Затем последовал вызов на дуэль. Но поединок закончился мирным договором. Возможно, это значило то, что и за розу, и за любовь Джеммы Санин не готов бороться до конца. Дуэли предшествует эпизод ночного разговора юноши и девушки, когда герои внезапно оказываются охвачены «знойным вихрем» любви. Кульминационным является момент, когда Джемма передаёт Санину эту отвоёванную им у обидчика розу как символ своих чувств. Джемма трепетно охраняет цветок от чужих глаз. Период бурного расцвета чувств проходит под «знаком» розы: Санин три дня носил её «у себя в кармане» и без конца «лихорадочно прижимал к губам».

В сцене свидания Санина и Джеммы, «когда мгновенно как вихрь налетела на него любовь», девушка, «достав из корсажа уже увядшую розу, бросила ее Санину. – «Я хотела дать вам этот цветок…» Он узнал розу, которую отвоевал накануне…» (VIII, 297-298). Эта красная роза – метафорический образ Джеммы и ее жизни, которые девушка отдает Дмитрию Санину.

Роза – одна из внешних причин, вызывающих поступки Санина. После дуэли он понимает, что любит Джемму. «Он вспомнил о розе, которую вот уже третий день носил у себя в кармане: он выхватил ее и с такой лихорадочной силой прижал ее к своим губам, что невольно поморщился от боли» (VIII, 314).

Тургеневская повесть наполнена красными розами. Они цветут в саду Джеммы, вазы украшают ее дом.

В глубокой старости Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны - загубленную жизнь героя.

В зрелом возрасте Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны – загубленную жизнь героя.

Роза как атрибут красивой женщины в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц – так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

Владимир видит девушкуЗину среди зелени, в саду - это обнаруживает связь героини с природой, гармоничность ее образа. «…Дня три спустя она встретила меня в саду. Я хотел уклониться в сторону, но она сама меня остановила.

Дайте мне руку, – сказала она мне с прежней лаской, — мы давно с вами не болтали.

Я взглянул на нее: глаза ее тихо светились и лицо улыбалось, точно сквозь дымку.

Вы все еще нездоровы? – спросил я ее.

Нет, теперь все прошло, -отвечала она и сорвала небольшую красную розу. — Я немножко устала, но и это пройдет…». Почему же героиня сама сорвала розу – символ любви? Неужели юноша не мог этого сделать в знак уважения и восхищения женщиной? И.С. Тургенев хочет показать, что Володя совсем юный, хотя влюблён в Зинаиду. Она относится к нему как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

«… – И вы опять будете такая же, как прежде? – спросил я. Зинаида поднесла розу к лицу -и мне показалось, как будто отблеск ярких лепестков упал ей на щеки…»

Будемте друзьями — вот как! — Зинаида дала мне понюхать розу…»

Я для вас ребенок, — перебил я ее.

Ну да, ребенок, но милый, хороший, умный, которого я очень люблю. Знаете ли что? Я вас с нынешнего же дня жалую к себе в пажи; а вы не забывайте, что пажи не должны отлучаться от своих госпож. Вот вам знак вашего нового достоинства, – прибавила она, вдевая розу в петлю моей курточки, — знак нашей к вам милости. ,..»

Это признание и подаренная роза как атрибут красивой женщины переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед. (Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет внимание символике розы: «…Однажды, часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз…». Розы, букет из которых она вяжет в своей беседке, – атрибут Богородицы. Это символ любви, красоты, памяти, вечности. Роза - атрибут богинь любви, весны.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Уже при обрисовке портрета молодой женщины в этой сцене появляется символ розы. Фенечка “очень похорошела”: “Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки”.

Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков.

Когда после размолвки с Одинцовой, Базаров вновь оказался в имении Кирсановых, он с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, что докторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу из срезанного ею букета в подарок: “Какую вам, красную или белую?” Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: “Красную, и не слишком большую”. Роза как таковая Базарову ни к чему, она нужна только как символ. « А вы небось не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали». «.. Фенечка вытянула шейку и приблизила лицо к цветку…»

Возможно, Базаров способен все-таки нравиться женщинам, а может, ему хочется чьего-то сочувствия и сострадания, и его слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», – были далеко не шуточными.

Получается, что Базаров посредством «языка цветов» иносказательно просил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Словно в противовес другим писателям роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы, которая не дает нам выйти из мира огорчения.

Роза – символ жизни и смерти в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева

«Как хороши, как свежи были розы..» И.С. Тургенев

«Стихотворения в прозе» создавались на протяжении 1877-1882 годов. Критика увидела в новом произведении Тургенева прежде всего отражение наиболее сокровенных мыслей и переживаний писателя, «зеркало его духовного состояния».

Задумчивая элегия Мятлева «Розы» возродилась в 19 веке в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Одно так и называется: «Как хороши, как свежи были розы…».

Начинается такими строками: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

« Как хороши, как свежи были розы …»

Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности? Тема стихотворения в прозе Тургенева - грусть при воспоминаниях о давно прошедшей юности, Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание.

Какие образы возникают в этом произведении?

Зима- старость;

Роза – молодость.

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья…

Становится грустно от того, что ощущаешь конечность человеческого бытия, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное.

Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью – «Как хороши, как свежи были розы…»

Строчки из стихотворения И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» – своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь. А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.

А еще два десятилетия спустя строки вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора «Как хороши, как свежи были розы», изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.

«Роза» И.С. Тургенев

Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто - Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл. Любовь налетела на нее внезапно. Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы , брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бурное проявление чувства, вторая - разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование», – писал в восхищении Павел Анненков, отзываясь на «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

Роль детали в русской литературе имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.

В ходе данного исследования можно доказать, что роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть. И именно эта деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу 60 – 70-х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев.

Отцы и дети . – М.: Издательство: АСТ, 2005.
  • Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003.
  • Штерн Ф.И. Реализм и литературная традиция. Тургеневские “Стихотворения в прозе” и их отдаленные предшественники. Учение поэтики реализма. Вологда, 1990.
  • Щеблыкин И.П. История русской литературы XI – XIX в. – М.: Высшая 2005.