Национальные орнаменты и узоры янао. Народные художественные ремесла ямало-ненецкого автономного округа. Шерстяные изделия с узорами

Познакомить детей с культурой ненцев, с содержанием ненецких орнаментов.

  • Научить делать закладку с ненецким орнаментом.
  • Развивать наблюдательность и внимание.
  • Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей.
  • Обогатить жизненный опыт детей.
  • Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся.
  • Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру коренного народа - ненцев.
  • Оборудование: аншлаг, трафареты, образцы орнаментов, картинки тундры, чума, оленей, куклы в ненецкой одежде, бурки, шапки, ненецкие игрушки, украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа, образцы закладок.

    Музыкальный ряд: песни о Нарьян-Маре, диск с аранжировками детских ненецких песен.

    Ход урока

    I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. Вступительная беседа.

    Дети читают стихи:

    Суров мой север лишь на первый взгляд.
    Пусть ветры завывают за стеною.
    Вас каждый видеть будет рад
    И обогреть душевной теплотою.

    Дороже нет родного края,
    Где отчий дом, семья, друзья.
    Его я славлю, воспеваю,
    Ведь это родина моя.

    Звучит один куплет песни “Нарьян-Мар, мой, Нарьян-Мар”.

    Мы с вами живём в городе Нарьян-Маре.

    Столицей чего является город Нарьян-Мар? (НАО)

    Люди каких национальностей живут в нашем округе?

    Люди какой национальности являются коренными жителями нашего округа? (Ненцы).

    Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

    II. Объявление темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент и сделаем своими руками закладку с ненецким орнаментом.

    Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

    Что же такое орнамент? (Ответы детей)

    Орнамент (слово на доске) - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.

    Где можно встретить ненецкие орнаменты?

    III. Показ изделий из меха оленя с орнаментами.

    1. Куклы в мужской и женской ненецкой одежде.
    2. Бурки с ненецким орнаментом.
    3. Большеземельская и Канинская ненецкие шапки.
    4. Ненецкие игрушки.
    5. Ненецкие панно и украшения.
    6. Значки и книги с ненецким орнаментом.
    7. Флаг нашего округа.

    Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

    Ученики класса (ненцы) читают стихи:

    Нить вплела в узоры паниц.
    Всё, чем славен мой народ.
    Крылья песен, плавный танец,
    Стад оленьих хоровод.

    Зашифрованы в узорах,
    Чтобы радовать людей
    Синь озёр, а на озёрах,
    Гордый контур лебедей.

    Рыбы лов, охоты сценки,
    Ритм труда, азарт игры...
    С древних пор владеют ненки
    Тайной мастерства иглы. (П. Явтысый)

    Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

    А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

    Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”.

    Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой.

    Вот узор “Тропы оленьи”.

    В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.

    Кроме этих, существует ещё много разных узоров - орнаментов. Мы с вами пока ещё маленькие, чтобы украшать одежду ненецким орнаментом, поэтому сегодня на память о нашем уроке, мы выполним закладку и украсим её ненецким орнаментом.

    1. Показ образцов закладки.
    2. Анализ выполненного образца.
    3. Повторение последовательности выполнения закладки.
    4. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

    IV. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен)

    Анализ детских работ.

    Итоговое слово учителя:

    Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный, образный язык - узорную письменность, донёсшую до нас из глубины веков обычаи, традиции, легенды ненецкого народа. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей. Тундра тогда и теперь полна зверьём, птицей. С помощью орнаментов ненцы украшали одежду, предметы быта. А нам с вами важно уметь читать эти орнаменты и создавать новые.

    Наш урок я хочу закончить прекрасными стихами ненецкого поэта А.Пичкова.

    Белым пламенем стынут снега
    Где-то зябнут в сугробах селенья.
    А в узорах я вижу рога
    Красоту и отвагу оленью.
    Вот они разбрелись на пимах,
    На паницах я вижу узоры.
    Будто стадо на вольном просторе,
    Утопает в снегу, как во мхах.
    И проворная тянет игла
    Нитку прочную дальше и дальше.
    В том узоре не чувствуешь фальши,
    Где так вложено много тепла.

    Герб Ямало-Ненецкого автономного округа .

    Описание герба автономного округа. (из Закона "О гербе ЯНАО" (N41-ЗАО от13 октября 2003 года).

    1. Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.
    2. Описание короны: золотой орнаментированный обруч о семи видимых остроконечных зубцах (пяти на передней стороне обруча); передний (средний) зубец орнаментирован и завершен золотым же изображением пламени; обруч короны также орнаментирован.
    3. Рисунки герба автономного округа в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону.
    4. Объемное изображение герба автономного округа в многоцветном варианте находится на хранении в постоянной экспозиции Государственного учреждения "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского".

    Официальное толкование герба автономного округа.

    1. Герб автономного округа составлен по установленным геральдическим правилам, является своеобразным памятником преемственности истории и культуры региона, отражает его природно-климатическую особенность и основную направленность деятельности коренного населения автономного округа.
    2. При исполнении герба автономного округа применены четыре основных геральдических цвета: сине-голубой, белый (серебряный), красный, а также цвет золота, которые символизируют следующее: сине-голубой - символ величия, созидания, красоты, цвет неба и воды (моря, рек, озер); белый (серебряный) - символ чистоты, добра, возрождения, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов; красный - символ жизни и единства; золото - символ могущества, богатства, справедливости, великодушия. Золото в гербе автономного округа аллегорично показывает уникальную северную природу, неисчерпаемое богатство недр автономного округа.
    3. Северный олень символизирует мощь и независимость территории".

    Герб ЯНАО внесён в регистр Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации за N 584.

    Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа .

    Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа принят Государственной Думой ЯНАО 28 ноября 1996 года и утверждён губентатором округа Ю. Нееловым 9 декабря (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа" N47). Согласно тексту Закона:

    "Статья 2. Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище сине-голубого цвета. От нижнего края,на расстоянии одной седьмой части флага, проходит бело-сине-красный горизонтальный рисунок от древка до правого края полотнища общей шириной одной пятой части ширины флага.

    Ширина белого рисунка, изображённого в виде орнамента (геометрически правильных фигур "Оленьи рога"), составляет восемь частей из десяти общей ширины горизонтального рисунка. Красная, синяя полосы одинаковы по ширине и соответствуют размеру ширины основания орнамента, т.е. каждая равна одной десятой части общей ширины горизонтального рисунка. Площадь единицы элемента, образующего орнамент, имеет ромбовидную форму и составляет 1/1350 часть всей площади флага.

    Каждый орнамент состоит из девяти равных ромбов. Отношение ширины флага к его длине 2:3".

    23 апреля 2003 года на заседании Госдумы Ямала был принят Закон "О внесении изменений в закон "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа".

    Сегодня фраза "Женщина -хранительница домашнего очага, и ее место на кухне" наверняка будет воспринята прекрасной половиной человечества в штыки. Но есть еще народности, где четкое разделение ролей между мужчиной и женщиной - это не просто дань вековым традициям, а жизненная необходимость. Речь идет о коренных народах Севера. Особой роли слабого пола в суровых условиях жизни посвящена выставка "Искусство, рожденное в чуме", проходящая в Музейном ресурсном центре.

    У ненцев, проживающих на территории нашего округа, есть традиция: когда в семье рождается ребенок, вне зависимости от пола, ему дарят олененка, приговаривая: "Как малыш растет, так пусть и стадо его увеличивается". Следить и ухаживать за оленями - прерогатива мужчин, они же занимаются охотой и рыбалкой. У женщины - свои функции, не менее важные. Вся работа по ведению домашнего хозяйства лежит на ее плечах: приготовление еды, воспитание детей, заготовка дров, установка и разборка чума. Женщина даже спит поближе к выходу, чтобы раньше всех встать следующим утром и успеть подготовиться к приходу нового дня.

    Территория вокруг чума - это и есть ее владения, где она полноправная хозяйка. И от ее трудолюбия, мастерства и заботы во многом зависит процветание семьи. К роли заботливой хозяйки девочек начинают приучать с пятилетнего возраста. Именно в этом возрасте мать изготавливает и дарит ей тучанг - сумку для рукоделия. Ее делают из шкурок животных и яркого сукна, украшают орнаментом и интересными поделками. Здесь девочка поначалу хранит куклы, а потом - свои главные сокровища, которые будут сопровождать ее всю жизнь: иголки, наперсток, сухожилия для ниток, бисер, кусочки тканей, ножик. Первыми изделиями юной рукодельницы становятся предметы кукольного гардероба. По мере взросления, наблюдая за работой матери и сестер, девочки учатся выделывать шкуры, делать поделки из бисера, шить теплую одежду и обувь, создавать орнамент.

    Вообще, до 13 лет ненки должны научиться шить все, чтобы до наступления совершеннолетия подготовить себе приданое. У ненцев даже существует мнение, что если девушка до 15 лет не научилась пришивать подошву к пимам (традиционная теплая обувь аборигенов Севера), то замуж ей уже не выйти. Особую сложность представляет собой шитье ягушки - верхней зимней одежды. На ее создание может уйти от двух недель до нескольких месяцев, все зависит от мастерства. Если учесть, что женщина полностью одевает всю семью, становится ясно, насколько это трудоемкая работа.

    За всю жизнь у ненки может накопиться до 15 сумок, разных по виду и размерам, где она хранит одежду, обувь, хозяйственные вещи. А в конце жизни тучанг кладут в гроб его обладательницы - ненцы верят в загробную жизнь.

    Отдельно стоит сказать об орнаменте, который является непременным атрибутом одежды коренных народов Севера и секреты которого передаются из поколения в поколение. Несложные геометрические узоры, которые нашим взором воспринимаются как зигзаги и крестики, на самом деле, имеют особое значение. Это своеобразная знаковая система, где каждая закорючка имеет особое предназначение. Для мастериц она служит оригинальной подписью, которая может многое о ней рассказать: семейное положение, наличие детей, возраст. Каждый природный элемент находит воплощение в женском рукоделии. Словно художник широкими мазками, она вышивает на вещах картину окружающего мира.

    Сегодня существует огромное множество орнаментов, но особой любовью пользуется у рукодельниц "сломанная ветка березы". Дело в том, что береза считается у ненцев священным деревом, к которому они приходят очищаться. Также бытует мнение, что дух этого дерева помогает женщинам в повседневных делах.

    Самым сложным орнаментом является "медвежий", но не каждая женщина рискнет выполнить его. Однако, освоив такую технику, она тут же попадает в разряд рукодельниц высшей категории. Дело в том, что медведь для коренных народов - это тотемное животное, а поэтому и к одежде, на которой он изображен, предъявляют особые требования: она не должна лежать где попало, передается по наследству, ее не могут надевать беременные женщины, в ней нельзя ходить на кладбище и в священные места. Чаще всего таким орнаментом украшают детские вещи - для ненцев он служит оберегом.

    Однако самым популярным на Ямале является узор "оленьи рога". Не трудно догадаться, почему: оленеводство - один из основных видов хозяйственной деятельности в нашем округе, а также его символ - именно этот узор украшает флаг нашего округа.

    Оксана Зайчукова

    Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

    Немного из истории коренных народов Севера

    Созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири - ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты - так поделили их специалисты.

    На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

    Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры - узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

    Чем был орнамент для народов ханты и манси?

    Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение - "украшение". Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко - от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий - до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

    Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

    Основа орнаментальной системы хантов

    Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

    Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

    Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

    Самые распространенные узоры хантов

    Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

    А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием "собачья лапа", ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

    Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.

    Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

    Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка".

    Хантыйские орнаменты и их значение

    Узоры для народа ханты - целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

    1. "Заячьи ушки". Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
    2. "Глухарь". Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
    3. "Выводок утят".
    4. "Лапа лисы".
    5. "Малая рябь воды".
    6. "Крыло гуся".
    7. "Заячьи уши".
    8. "След белки".
    9. "Выдра".
    10. "Человек на лошади".
    11. "Кедровая шишка".
    12. "Лягушка".
    13. "Жук".
    14. "Рога оленя".
    15. "Березовая ветвь".
    16. "Медвежий след".
    17. "Цветущий куст".
    18. "Накаты волн".

    С ромбом у хантов связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

    Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой - трудолюбие, с крыльями - движение.

    Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

    А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:


    Применение узоров для вышивания

    Существует три способа хантыйской вышивки: "керем-ханч", ектем-ханч", "севем-ханч". Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

    Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

    Бисерные работы

    Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

    Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

    Шерстяные изделия с узорами

    Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

    Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

    Украшение орнаментами одежды

    Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

    На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

    Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется "сах". У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

    У женщин хантов было специальное приспособление - тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

    Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

    Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

    Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

    Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент "солнце" связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

    Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый - с тайгой. А вот считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.

    Дети и подростки нашего округа умеют ценить красоту природы северного края, в полной мере владеют декоративно-прикладным искусством коренных малочисленных народов Севера и хорошо ориентируются в национальных орнаментах.

    К такому выводу пришли организаторы первого зонального конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Орнаменты Ямала», который проходил 4 и 5 ноября на базе детской художественной школы. Участниками мероприятия, которое проводилось в рамках реализации окружной целевой программы «Культура Ямала» и муниципальной целевой программы «Культура Муравленко», стали 53 учащихся отделений изобразительного искусства детских художественных школ и школ искусств из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко и поселка Ханымей. Самым юным участникам конкурса едва исполнилось девять лет, старшим - семнадцать.

    Несмотря на разницу в возрасте, первое конкурсное задание для всех было одинаковым. В представленных до начала творческого состязания двух домашних заготовках необходимо было отразить культуру, быт, традиционные ремесла коренных малочисленных народов Севера, а также флору и фауну округа. Ребята постарались на славу. Представили всевозможные вышивки, резьбу по дереву, игрушки, вязаные изделия, сувениры и украшения, выполненные в национальном стиле, а также модели одежды северных народов.

    Кроме того, на конкурс ребята представили свое изобразительное творчество на темы: «Ямальская земля», «Сказания и мифы народов Крайнего Севера», «Север и люди». «Все ребята настолько хорошо справились с заданиями, что жюри пришлось нелегко. Было очень много хороших работ, и определить победителей оказалось сложно, - говорит директор ДХШ Людмила Ларионова. - Подобные мероприятия способствуют сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, бережному отношению к традициям народов Севера, к окружающему миру и формируют у детей и молодежи патриотическое отношение к своей малой родине.

    Я думаю, поставленных целей на этом конкурсе-фестивале мы добились в полной мере». Пока ребята выполняли конкурсные задания, преподаватели приняли участие в мастер-классах, которые проводили гости из Тобольска, Сургута, Нового Уренгоя и, конечно же, преподаватели учреждений дополнительного образования принимающей стороны. Поучительными для всех оказались выступления Марины Каткилевой, преподавателя ДЮЦ, и Татьяны Ангеловой, преподавателя ДШИ.

    По итогам двухдневного фестиваля-конкурса определились девять победителей. Лидирующие места заняли учащиеся города Муравленко. В общей сложности в активе нашего города шесть призовых мест, Ноябрьска - три. Кроме того, за творческое раскрытие темы задания и высокий уровень техники исполнения творческих работ 12 ребят были награждены поощрительными премиями.

    Айгуль Игтисамова