Отчет о посещении русского музея. Отчеты о посещении музеев и художественных выставок. Проектная деятельность музея

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи Новодевичий монастырь, Покровский собор, Церковь Троицы в Никитниках, Палаты 16-17 вв. в Зарядье, Крутицкое подворье, Музей декабристов. Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в первые годы после его основания Московский университет. Исторический музей хранит более четырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого отца предков. Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66 пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы православие, самодержавие, народность. Инициатор принятия Университетского устава 1835.

Государственные печати 1856-1881гг. (большая, средняя и малая). Служили для скрепления важнейших государственных документов в эпоху правления императора Александра ІІ. Изготовлены из свинца, вес большой печати 15 кг.

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.

Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.

Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение

Отчёт о работе музея

МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского

1. «Музей истории села» МКОУ СОШ №5 с.Новоромановское

Арзгирского района Ставропольского края.

2.Почтовый адрес: Ставропольский край Арзгирский район

с. Новоромановское, ул. Ленина,131.

  1. 3.Дата открытия: 1995 год (историко-краеведческий музей), 2000 год (получено звание «Школьный музей»).

4.Директор учреждения - Хелемендик Екатерина Андреевна.

В нашей школе создан историкo - кpaeвeдчecкий музей. Он был основан в 1995 году. Музей призван отразить в своих материалах историю нашего села Новоромановского, историю школы, особенности географического положения района. Поисковая работа, экспонирование и пропаганда музейной коллекции в настоящее время ведутся школьниками под руководством учителей Малявиной Ирины Петровны, Хоршевой Аллы Васильевны.

5.Актив музея: совет музея, лекторская группа, группа «Поиск».

6.Ответственные за работу музея: Малявина И.П. (учитель географии), Хоршева А.В.(учитель МХК);

Совет музея: Хелемендик Е.А.,Рябоконь Л.И.(зам. директора по УВР),Мягкова Н.Т.(учитель истории),Малявина И.П. (учитель географии), Хоршева А.В.(учитель МХК),Плотникова Г.Е.(учитель истории), Бондаренко В.А. (зам. директора по АХЧ), Чурсинова Н.М. (ветеран труда), Петров Д.С.(ветеран ВОв), Дземич В.Д. (ветеран труда), Петренко П., Машкова И., (учащиеся 10 класса),Хоршев Алексей (учащийся 9 класса), Самокиш Дмитрий (учащийся 8 класса).

Музей истории села является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.

В 2000 году мы получили звание «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, создание интересной композиции и успехи в воспитании учащихся (свидетельство № 7970 Министерства Образования Российской Федерации, Центра детско-юношеского туризма и краеведения).

7. В музее имеется программа, расчитанная на период работы с 2010 по 2013 гг.

8. Обязательными атрибутами школьного музея являются

символы нашей Родины, представленные флагом гербом и гимном России, а также флагом и гербом Ставропольского края.

Наличие символов обеспечивает знание их детьми и другими посетителями,наглядно показывает принадлежность музея стране и субъекту Федерации, поддерживает чувство патриотизма.

Секции музея: поисковая, экскурсионная, лекторская, фондовая.

Разделы экспозиций музея

1. История образования села.

2. Село в 20-30 годы

4. 1941 - 1945

Всё для фронта,Всё для победы!

5. Послевоенные годы.

6. Село в 70 - 80г.

7. России верные сыны.

8. История УПБ.

9. История школы.

  1. Моя малая Родина с.Новоромановское

Часть музейных стендов посвящены истории школы. На одном из них размещены фотографии выпускников школы разных лет. Два класса школы - выпуск военного периода 1940-41гг.

У каждого ученика есть учитель, которого он помнит и любит. На одном из стендов музея собран материал об учителях, которые всю свою жизнь посвятили школе и педагогической деятельности.

Экспозиция «Преданья старины глубокой». Этот раздел музея представляет посетителям предметы старины, быта наших односельчан, которыми они пользовались в прошлом. Экспонаты для этого раздела собирают сами ребята или преподносят в дар гости музея. Раздел направлен на сохранение памяти потомков в предметах, поддержание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Экспозиция всегда вызывает живой интерес у посетителей, постоянно обновляется.

Один из разделов музея посвящен истории образования и деятельности ученической производственной бригады.

Её основателем был Орлов И.Н., продолжил Пилипенко А.М.

В пристендовой витрине находятся его награды,отражающие достижения УПБ.

Большой раздел в музее посвящён годам Великой Отечественной войны,

где помещены фотоматериалы военных лет, подлинники и копии документов,

альбомы с воспоминаниями и записями солдат-односельчан, материалы о ветеранах, уже ушедших от нас и ныне живущих. Этот раздел постоянно пополняется новыми материалами, он служит хорошей наглядностью для школьников и других посетителей музея.

9. Связь музея с другими организациями.

Школьный музей поддерживает тесные отношения с музеями края, Советом ветеранов ВОв, выпускниками школы, жителями села.С музеем с. Николо-Александровского, музеем с. Арзгир, музеем А.Скокова с. Величаевского,школьными музеями школ Арзгирского района, музеем г. Мин-воды, школа №6,отделом образования ААМР, Гос. Архивами г. Ставрополя, Советом ветеранов ВОв, школьным музеем с. Величаевского, краеведческим музеем г. Мин-воды, Постом №1 г. Мин-воды, музеем отряда ОМОН г. Ставрополя.

Поисковой группой школьного музея предоставлен материал в музей с. Арзгир о герое Советского Союза Гаркуше Я.Ф. В сборе материала о герое Советского Союза Гаркуше Я.Ф. поисковой группе оказывали помощь администрация г. Мин-Воды, краеведческий музей, Арзгирская районная администрация (Деревянко С.И., Соколова В.А.).

10.В музее имеются портреты, биографии, описание подвигов совершённых в военное и мирное время Героя Советского Союза Гаркуша Я.Ф., полного кавалера Ордена Славы Лобода А.А, Героев Социалистического труда Манякина С.И., Купреева П.Я.

11.Раздел «России верные сыны». На стендах этого раздела собран материал о наших односельчанах - воинах

Интернационалистах, служивших в Афганистане и ребятах, выполнявших свой воинский долг в «горячих» точках России – Чечне и Дагестане. В пристендовой витрине

размещены копии наградных документов, солдатских конвертов из мест службы, альбомы с материалами о

службе воинов-односельчан.

Совсем недавно (2011 г.) появилась экспозиция «Памяти героя», посвященная выпускнику школы, старшему лейтенанту Ставропольского ОМОН Луговскому Максиму, погибшему при исполнении служебного долга, посмертно награжденному Орденом Мужества. В 2011 г. отряду юнармейцев МКОУ СОШ №5 было присвоено имя Луговского Максима. Ребята с гордятся этим и стремятся оправдать высокое звание отряда, носящего имя героя.

  1. В фондах музея имеется список рекомендованной литературы по истории Вов.

13.Поисковая работа. Создание школьного музея тесно связано с развитием туристско-краеведческой работы среди учащихся. Реализуя Программу работы музея истории села, отряд «Поиск» ведёт летопись жизни музея, где фиксируются поиски, исследования, находки. Ребята художественно оформляют дневники походов, экспедиций, экскурсий.

Поисковая группа школьного музея по просьбе родственников, живущих в Калининградской области, совместно с редакцией газеты Пограничной Службы ФСБ России по Южному Федеральному округу «На рубежах Родины» собрали материал о бывшем чекисте

Деревяникине Михаиле Ефимовиче (2009 г.). Было установлено место его захоронения, найдены очевидцы тех событий.

Ведётся сбор и оформление материалов о Манякине С.И. - председателе колхоза «Родина» в 1956-58 гг. - герое Социалистического труда, награжденном 5 орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени.

Группой «Поиск» собран и оформлен материал о герое Социалистического труда П. Я. Купрееве.

В районе х.Ново-Гражданского (ныне с.Николо-Александровское) находится братская могила, где захоронены героически погибшие

в годы Великой Отечественной войны партизаны Гофицкого района. На этом месте установлен обелиск. Совместно с учащимися школы с. Николо – Александровского была воссоздана история появления этого обелиска.

Ведётся поиск и обработка материалов о массовом расстреле евреев фашистами в годы Вов в окрестностях с. Новоромановановского.

С февраля 2011 г. оформлен материал и продолжается поисковая работа о выпускнике школы Луговском Максиме, награжденном посмертно орденом мужества.

Систематически музей пополняется материалами о ветеранах педагогического труда нашей школы, поддерживается тесная связь с ближайшими родственниками.

К 65-летию Победы школьниками и учителями школы в ходе акции «Они приближали Победу» был собран подробный материал о тружениках тыла, работавших в родном селе в годы Великой Отечественной войны.

  1. Наличие подлинных экспонатов и условия сохранности фондов.

Собирать и хранить подлинные памятники истории и культуры трудное и ответственное дело.

Школьный музей был открыт при наличии фонда подлинных материалов, а также необходимого помещения и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

Одним из главных критериев музея является наличие научно-обработанных фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в школьном музее, составляют фонд музея.

Фонд музея состоит из основного и вспомогательного.

В фондах музея хранятся:

Фотографии – 484;

Копий документов - 38;

Экспонаты – 4;

Альбомы – 29;

Схемы – 2;

Макеты – 1.

Материалы, посвящённые периоду Великой Отечественной войны:

Фотографии – 134, из них подлинников – 87;

Документы, отражающие события военных лет – 2, из них подлинники - 12;

Материалы газет – 32;

Экспонаты времён ВОв – 23, из них подлинников – 17;

Альбомы – 11.

15. Экспозиционная работа поддерживается на хорошем уровне. Музей выдержан в едином художественном стиле, с соблюдением хронологии событий в истории села, что обеспечивает эстетичность оформления, удобство для восприятия материала во время экскурсий и других мероприятий, проводимых в музее.

16. Поведение экскурсионной и просветительской работы.

Одним из направлений работы музея является экскурсионная работа . Экскурсии проводятся для учащихся школы, родителей, учащихся других школ, жителей села. Благодаря этому школьный музей подтверждает статус открытой системы.

В музее работают две группы экскурсоводов:

Младшая (из учащихся 6-7 классов);

Старшая (из учащихся 8-11 классов).

Экскурсии проводятся обзорные и тематические :

«Земли родной минувшие года»;

«Поклонимся суровым тем годам»;

«Этих дней не смолкнет слава»;

«Преданья старины глубокой»;

«Время выбрало нас»;

«Моё село вчера и сегодня»;

«История школы».

За 2011-2012 год музей посетили 236 человек.

Школьный музей является центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности.

На базе музея проводятся классные часы, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОв и труда, участниками военных действий в Афганистане и Чечне, встречи с выпускниками школы, уроки мужества, конкурсы чтецов, заочные путешествия по местам солдатской славы, конференции, этнографические шоу.

Учащиеся активно используют материалы школьного музея при

подготовке и написании рефератов, сочинений, писем фронтовикам и других творческих работ с героической тематикой.

На основе материалов музея школы учитель географии Малявина Ирина Петровна составила программу спецкурса «Моя малая Родина» (5 класс). Занятия спецкурса проходят в музее. Дети выступают не только как зрители, но и вовлечены в работу музея (пополнение музея экспонатами, предметами быта).

Выпускники школы ежегодно используют материал музея

для написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

Экспозиции и материалы музея используются на уроках географии, литературы, истории, МХК, музыки, ИЗО; на спецкурсах «История Ставропольского края» (10-11 класс), «География Ставропольского края» (8 класс); на факультативе «Введение в народоведение» (2-4 классы).

Для жителей и гостей села организуются выставки к юбилею села, школы, экспонаты музея используются для оформления народных праздников, ежегодно с выездными выставками учащиеся школы выступают на районном слёте туристко-краеведческого движения «Отечество», где занимают призовые места.

17. Деятельность школьного музея и работы членов его коллектива

освещается на страницах районной газеты «Заря». Это позволяет

раскрыть значимость проводимой работы, популяризует

деятельность музея среди населения села и района, пробуждает

в детях чувство патриотизма, гордости за свои достижения.

18. В музее имеется перспективный план работы на 2011-2012 учебный год.

19. Иные показатели, характеризующие работу музея: успехи учителей и учащихся школы, достигнутые в учебно-воспитательной работе средствами музейной педагогики. Прилагается папка достижений.

Работа в музее помогает многим школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.


Елена Никитина

Никитиной Елены Николаевны (воспитателя МБДОУ №16 ст. Луковской)


оздокскому музею .

Мой музей ! Твои добрые стены

Воскрешают былые века.

Остается память нетленной,

Словно бурная Терек-река.

Ты – хранитель истории края,

И счастливых, и горьких лет.

Мы приходим сюда, узнавая

Чью-то книгу иль чей-то портрет.

О музей ! Собиратель Моздока ,

Ты для нас как родной человек.

Для тебя не отмеряны сроки.

Пусть же долгими будут дороги,

Ну а сердце – юным вовек.

Раиса Ермизина.

15 января 2014 года я в первый раз посетила Моздокский краеведческий музей . Родилась и выросла я в Карачаево-Черкесской республике, тоже богатой своей историей. В Моздоке я живу только 6 лет , поэтому посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы первых жителей г. Моздока и животных , которые обитали и живут до сих пор на территории района.

Удивляют первобытные орудия труда и орудия, сделанные из дерева, камня, металла. Переходя в другой зал, замечаешь смену исторических событий, убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте. Поражает своей массивностью казачий курень,

который был собран по крупицам самими жителями города. Я долго рассматривала все его детали, так как эта тема меня затрагивает больше всего, потому что мои прадеды были казаками. А так как мой дедушка (сейчас ему 90 лет) Ветеран Великой Отечественной войны, от посещения зала на эту тему у меня замирало сердце. И что больше всего понравилось : как грамотно и интересно экскурсовод могла рассказать и донести до посетителей историю каждой вещи .

Под ее рассказы начинаешь замечать, что мысленно представляешь себе историю того или иного предмета. Ловлю себя на том, что переношусь в другое измерение, меняю время действия, теряю ход событий. Начинаю понимать, что у каждого экспоната - своя история, и есть в этом что-то завораживающее.

Хочется поклониться всем живущим ныне ветеранам войны и тыла до самой земли. Они – достояние Моздока .

Таким образом, я совсем не пожалела об этой экскурсии. Думаю, что, посылая воспитателей в подобные места культуры и отдыха, Управление образования способствует не только теоретическому усвоению материала, но и дает возможность (и время) самостоятельно и наглядно ознакомиться с творчеством людей, живших до нас. А это особенно важно в настоящее время, когда интерес к культуре, к сожалению, не очень высок. А краеведческий музей - яркое свидетельство того, что лучшие страницы истории города будут сохранены.

Утверждаю:

Директор МБУК «Топчихинский ЦДК»

Дудкина С.Н.

о проделанной работе за 2017 год

МБУК «Топчихинский ЦДК» Топчихинский районный краеведческий музей.

Топчиха 2018

Нормативно-правовая база.

Топчихинский районный краеведческий музей является одним из первых муниципальных музеев Алтайского края вошедших в эксперимент по оптимизации в сфере культуры. В результате краеведческий музей, ранее самостоятельное юридическое лицо, с февраля 2016 года вошёл, как структурное подразделение в состав образовавшегося на базе центрального Дома культуры муниципального культурного центра МБУК «Топчихинский центральный Дом культуры» (МБУК «Топчихинский ЦДК») учредителем которого является Администрация муниципального образования «Топчихинский район». Таким образом, Топчихинский районный краеведческий музей осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом МБУК «Топчихинский ЦДК», и положением о Топчихинском районном краеведческом музее.

В ходе оптимизации музей не изменил своего краеведческого направления, и по прежнему относится к типу краеведческих музеев, в которых сохраняются, изучаются и экспонируются не только предметы и памятники истории и культуры, но так же и предметы природы Топчихинского района. Музей был образован в 1981 году, как музей на общественных началах. В 1986 году он преобразуется в Топчихинский районный краеведческий музей и получает статус районного (несколько позже, муниципального) учреждения культуры. В 2006 году музей передается в качестве филиала в Центральную меж поселенческую (районную) библиотеку МУК «ТМЦБ», в составе которого находился до октября 2009 года. С 15 октября 2009 года музей являлся самостоятельным учреждением культуры с образованием юридического лица. С декабря 2011 года, в соответствии с федеральным законом №83, музей преобразован в муниципальное казённое учреждение культуры, а с февраля 2016 года вошёл как структурное подразделение в состав МБУК «Топчихинский центральный Дом культуры» в составе которого состоит в настоящее время.

Основные показатели работы

Планирование своей работы музей осуществляет по следующим показателям:

— наличие основного фонда

— посещаемость музея

Количество проведенных музеем экскурсий, лекций и массовых мероприятий (оказанных оплачиваемых услуг).

— количество организованных музеем выставок.

Количество экспонируемых предметов из числа предметов основного фонда.

Таким образом, в отчетном году, основной фонд, на период 01.01.2017 года, составил 9770 предметов, что всего на 35 предметов больше чем на тот же период в предыдущем отчетном году. Научно-вспомогательный фонд музея составляет 1397 предметов, что на 30 предметов больше чем в прошлом отчётном году. Столь малое количество поступлений, как основного, так и научно вспомогательного фонда объясняется несколькими причинами. Во первых в отчётном году сотрудниками музея была проведена колоссальная работа по ревизии книги поступлений №1, в которой зафиксированы предметы поступившие в Топчихинский краеведческий музей до 1996 года. Во вторых сотрудники музея стали вести более серьёзную работу по формированию определённых коллекций. Огромное количество времени в отчётном году ушло на освоение переданных музею новых площадей, в том числе и под хранилища. С марта по май 2017 года все силы работников музея были направлены на освоение помещений бывшего филиала Сбербанка, на втором этаже Дома культуры и устранение излишней влажности в хранилищах и экспозиционных залах музея. Только после того как были установлены два мощных кондиционера, работающих на осушение, удалось нормализовать температурно-влажностный режим в помещениях музея.

Посещаемость экспозиций музея (сумма 4 и 7 графы отчетной таблицы 8-НК) за 2017 год составила 4679 человек, что на 1429 человек больше в чем в предыдущем отчетном году. Это объясняется тем, что в течение отчётного года музей работал, и был открыт для посещения в течение всех 247 рабочих дней. Кроме того, постоянные публикации в районной прессе, и тесное сотрудничество с детскими садиками райцентра. Привело к росту не только экскурсионных посещений, но и индивидуальных посещений экспозиций музея. Часто детишки начальной школы и старших и средних групп детского садика, после проведенного в музее мероприятия вели в музей своих друзей, знакомых, родителей. Таким образом, росло число индивидуальных посещений. Так же музей продолжил активное сотрудничество с военным гарнизоном Топчихи. В результате всё молодое пополнение полка РХБЗ и танковой базы посетили музей и познакомились с историей и культурой Топчихинского района. Немало важным явилось и естественное любопытство граждан, желавших посмотреть, как же устроился музей на новом месте, что изменилось в его экспозициях. Определённую роль в увеличении числа посетителей сыграла и разнообразная экспозиционно-выставочная работа музея. В музее были проведены две привозные выставки, что привлекло ту часть потенциальных посетителей, которые посетив один раз музей, были уверены, что всё в нём уже видели. Так же проводимые в течении всего года выставки работ местных умельцев и мастеров разных возрастных групп, от детского сада до пенсионеров, привлекали большое количество индивидуальных посетителей в музей.

В ходе целенаправленного и обоюдовыгодного сотрудничества районного музея с редакцией районной газеты «Наше слово» в районе постоянно поддерживается интерес к краеведению, генеалогии и другим областям знаний связанных с историей и культурой Топчихинского района. Районная газета выходит два раза в неделю, и в каждом номере печатается статья либо по материалам, хранящимся в музее, либо о мероприятиях и иных событиях происходящих в музее. В школах стали чаще задавать задания и различные проекты, связанные с краеведением. Это прослеживается не только в результате возросшей посещаемости, но и в количественном росте пользователей, посетителей краеведческого и музейного сайтов. Посещение их резко возросло с началом учебного года. В третьих постоянно проводимая сотрудниками музея исследовательская работа и оказываемая методическая помощь лицам самостоятельно занимающимся поисковой, или иной краеведческой работой (поиск пропавших без вести и.т.д) позволила привлечь в музей исследователей. Кроме того, пусть с небольшим спадом, но продолжалось в сентябре, октябре и частично в ноябре месяцах сотрудничество с туристическими учреждениями Барнаула. В первую очередь с туристической компанией «Отдыхай», организовавшей доставку в музей более 250 учащихся города Барнаула. Всего же работниками музея, за отчетный период, было охвачено экскурсиями, лекциями, массовыми мероприятиями, то есть оказано платных услуг 10998 жителям и гостям Топчихи и Топчихинского района, что на 547 человек меньше, чем в прошлом отчётном году. Это объясняется тем, что мы не стали учитывать выезды музея по школам и домам культуры района как выставку и лекцию одновременно. Музеем учитывалось только посещение передвижной выставки за пределами музея, а лекция учитывалась в виде экскурсии по передвижной выставке. Нам кажется это не совсем верно, так как тематика выставки и проводимых лекций иногда различались. Но, в целом в году учёт вёлся именно так, и по этому, по концу года вместе с небольшим общим снижением, выявилось достаточно большое снижение количества лекций, и как следствие этого снижение количества слушателей лекций. Всё это отразилось на общем, небольшом снижении. Как и в предыдущие годы, работники музея проводили много мероприятий вне помещения музея, в основном по населённым пунктам района. Работники музея считают, что районный музей должен оправдывать своё название и быть как можно ближе к населению даже самых отдалённых населённых пунктов района. Так, при поддержке заместителя главы администрации по социальным вопросам А.А. Назаренко, удалось осуществить в июне отчётного года поездки с передвижными выставками по 8 отдалённым школам района, где в это время работали детские оздоровительные площадки. Кроме того, музей, вместе с артистами ЦДК с концертной и выставочной программой, посвящённой 80-летию Алтайского края и 85-летию Топчихинского района проехался с выставкой «Прикоснись к истории» по семи населённым пунктам Топчихинского района, наиболее удалённым от Топчихи. Например, за последние 7 лет, музей впервые побывал в заобской части района, в Чаузовском сельском Совете.

Поскольку музей в данное время располагается в здании ЦДК, многие массовые мероприятия проводились совместно с ЦДК, либо с использованием их аудиторий. Например, открытие выставки «национальный, традиционный костюм народов Алтайского края» проходило в большом выставочном зале ЦДК. Особенно плодотворно сотрудничает музей с районной библиотекой. Совместно было проведено несколько крупных мероприятий районного масштаба. Наиболее удавшимся, на мой взгляд, было мероприятие историко-поэтическое «День белых журавлей» посвящённый памяти земляков погибших защищая свою Родину. Кроме того стали уже традиционными участие музея в таких районных мероприятиях как проводы русской зимы, день села, праздничные мероприятии посвящённые празднованию победы над фашизмом, проводимые в местах массовых гуляний, таких как центральный стадион, берёзовая роща, центральная площадь села и.т.д.

В музее, за время его существования сформировался небольшой обменный фонд, состоящий в основном из таких предметов как, настенные и настольные керосиновые светильники, угольные утюги, коромысла, рубели, примусы и керосиновые плиты, гребни и.т.д. В отчётном году работники районного музея активно использовали предметы этого фонда в качестве реквизита в театральных представлениях творческих коллективов центрального районного Дома культуры. А так же различных частных корпоративных мероприятиях краеведческой направленности. Данное сотрудничество, на наш взгляд полезно обеим сторонам. Музей имеет возможность активно демонстрировать предметы старины из собственных фондов, развивая у населения интерес к старине и краеведению, а специалисты ЦДК для своих спектаклей, театральных композиций получают не бутафорские, а подлинные предметы старины в качестве реквизита. В отчётном году, сотрудники музея не только с реквизитом, но и лично участвовали в трёх театральных постановках краеведческого характера. Например, на празднике, посвящённом 80-летию Алтайского края, Сергей Витальевич играл Батюшку Алтая. Так же, сотрудники музея участвовали в театральных и игровых постановках краеведческого характера на дне села, на проводах зимы. В какой-то степени это поддерживает здоровый интерес у населения к краеведению, а значит, работает на увеличение посетителей музея, и на повышение престижа районного музея.

За отчетный период работниками музея было проведено 98 экскурсий по залам и экспозициям музея, что на 19 экскурсий больше чем в прошлом отчётном году. Данное увеличение стало возможно в результате активного сотрудничества музея с сотрудниками ЦДК, Топчихинской Детской школой искусств, расположенной так же в здании ЦДК, районной библиотекой, а так же пятью детскими садами и воинским гарнизоном Топчихи. Так со старшими группами детского сада проводились как театрализованные, так и с использованием слайд фильмов и мультфильмов, мероприятия этнографической и краеведческой направленности. Такие как:

  1. «Русская каша мать наша» об истории приготовления различных каш в русской печи, с экскурсией по экспозиции музея и просмотром сказки.
  2. «История игрушки» с показом коллекции игрушек из фондов музея, экскурсией по выставке «Моя любимая игрушка» и просмотром слайд фильма «Удивительный мир игрушки»
  3. «Космическое путешествие» об истории освоения космоса и роли в этом Топчихи и Топчихинского района.
  4. «Крылатая Россия» о пернатых обитателях Алтайского края и Топчихинского района. И так далее.

Было прочитано 30 лекций, что на много меньше (50) чем в прошлом отчётном году. Это вызвано тем, что мы не стали, возможно, ошибочно, учитывать как лекции те выступления сотрудников музея, которыми сопровождались, помимо экскурсии, передвижные выставки организованные музеем в отчётном году. Наиболее запомнившиеся ребятам темы лекций: «Героям Отечества посвящается» о земляках Героях Советского Союза и Героях России, «По старинным трактам Алтая» об истории Демидовского и Змеиногорского трактов, «Они не пропали без вести», о результатах поисковой работы Топчихинского районного краеведческого музея, «Памяти негаснущая свеча», «Традиции русских мастеров», «Этот удивительный язык орнамента», «История Топчихинского военного гарнизона», «Пернатые друзья» и так далее. Несколько увеличилось и количество массовых мероприятий как организованных непосредственно музеем, так и мероприятий в которых музей принял участие. Если в 2016 году было 42, то в 2017 году их проведено самим музеем, либо музей принял участие, 61 мероприятие. Этот ощутимый рост связан с развитием более тесного сотрудничества с ЦДК.

В течение 2017 года музей не оставлял и исследовательскую деятельность со школьниками. В 2017 году в очередной раз совместно с РАНО и Детско-юношеским центром Топчихи была проведена районная краеведческая конференция школьников. Были заслушаны, выявлены лучшие исследовательские работы по четырём номинациям и рекомендованы для участия в краевых конкурсах, олимпиадах и конференциях в 2018 году. Кроме того жюри конференции дали основательные и очень полезные рекомендации по написанию исследовательских работ. Выдали свои рецензии на предлагаемые исследования. В ходе подготовки к конференции музей оказывал методическую помощь четверым юным исследователям, чьи работы впоследствии, были признаны лучшими в своих номинациях. Руководителем одного из юных исследователей, ставшего дипломантом являлся сотрудник районного краеведческого музея. В 2017 году, подготовленные сотрудниками музея юные исследователи выступили на Краевой историко-краеведческой конференции школьников, и на краевой детской конференции «Будущее Алтая». На конференции «будущее Алтая» юный исследователь Бельчиков Данил, научным руководителем которого являлся заведующий районным краеведческим музеем, получил диплом второй степени, за исследовательскую работу «История военного гарнизона «Топчиха – I». Так же и сам музей в отчётном году принял участие в краевом конкурсе на лучший туристический маршрут военно-патриотической направленности и занял первое место с презентацией туристического маршрута «Топчиха – боевая слава Алтая»

За отчетный период сотрудниками музея было организовано 26 выставок, что на 8 выставку больше чем в 2016 году. В результате 2147 предметов основного фонда музей смог продемонстрировать на данных выставках, что на 138 предметов больше чем в прошлом отчётном году. Из них, 1849 музейных предмета экспонировалось в постоянных экспозициях музея, и 298 предметов в течение года экспонировалось во временных и передвижных тематических выставках. Ежедневно от 70 до 100 посетителей работают с материалами, выставленными на сайте районного краеведческого музея.

Фондовая работа

На протяжении многих лет количество музейных предметов в фондах музея постоянно увеличивается. Правда, в отчетном году основной фонд увеличился только на 35 предметов. Столь малое количество поступлений, как основного, так и научно вспомогательного фонда объясняется несколькими причинами. Во первых в отчётном году сотрудниками музея была проведена колоссальная работа по ревизии книги поступлений №1, в которой зафиксированы предметы, поступившие в Топчихинский краеведческий музей до 1996 года. Во вторых сотрудники музея стали вести более серьёзную работу по формированию определённых коллекций. Огромное количество времени в отчётном году ушло на освоение переданных музею новых площадей, в том числе и под хранилища. С марта по май 2017 года все силы работников музея были направлены на освоение помещений бывшего филиала Сбербанка, на втором этаже Дома культуры и устранение излишней влажности в хранилищах и экспозиционных залах музея. Только после того как были установлены два мощных кондиционера, работающих на осушение, удалось нормализовать температурно-влажностный режим в помещениях музея. Таким образом, работники музея не имели возможности в полной мере заняться работой по комплектованию фондов. Из принятых музеем в течение отчётного года предметов можно отметить спортивные награды и личные вещи олимпийского серебряного призёра, многократного чемпиона мира и Европы по академической гребле топчихинца Переверзева Виктора Михайловича.

Учет и хранение основного и научно-вспомогательного фондов ведется музеем в соответствии с установленными правилами и нормами, хотя имеются некоторые нарушения работа по выявлению и устранению которых в настоящее время ведётся. Для улучшения условий хранения фотографического и документального материала в отчетном году музеем продолжает приобретаться кордонные короба. В отчетном году их было приобретено 8 штук. Приобретено более 1000 бумажных светонепроницаемых конвертов под размеры фотографий 14х18 и 21х30. В течение года шла планомерная работа по оборудованию центрального хранилища на втором этаже здания ЦДК площадью 6 квадратных метров. Это абсолютно изолированное и защищённое помещение бывшей кассы отделения Сбербанка. Стены, двери его бронированы и даже окно из пуленепробиваемого стекла. А так же велась работа по организации производственного помещения, там же, на втором этаже здания (кабинет заведующего музеем и главного хранителя фондов). Оборудована металлическими стеллажами музейная библиотека. Все предметы, поступившие на хранение в музей, вносятся в тематическую картотеку. Так же имеется картотека персоналий и картотека учета предметов и фотодокументальных материалов, относящихся к Великой Отечественной войне.

В течение отчетного года проведены плановые сверки коллекции содержащей драгоценные металлы. Оформлены научные паспорта на предметы коллекции полотенец, а так же работники музея начали переход к системе вторичного учета предметов основного фонда.

В музее хранятся 22 предмета, стоящие на специальном учёте как содержащие драгметаллы, и предметы в которых предположительно содержатся драгоценные металлы, были апробированы в лаборатории Западносибирской инспекции пробирного надзора в 2014 году. Предметы хранятся в несгораемом металлическом сейфе в кабинете заведующего музеем.

В течение всего отчетного периода наблюдалась постоянная востребованность музейных фондов. Ряд музейных предметов использовались на массовых мероприятиях и лекциях в школах Топчихи и района (предметы обменного фонда). Фотодокументальный материал использовался не однократно, в течение года учителями и учащимися для подготовки исследовательских работ и учебных рефератов. Особенно востребованными были материалы по Великой Отечественной войне, по истории политических репрессий и о памятниках истории и культуры в Топчихинском районе. Учителя райцентра и школ района часто используют электронные материалы (презентации тематические) предлагаемые музеем. Так же активизировался интерес населения к вопросам составления родословных, и как следствие этого к фондам музея, к персоналиям родных и близких. Надо сказать, что интерес населения района к краеведению, вопросам генеалогии постоянно возрастает. Это выражается в возрастании количества обращений граждан, как Топчихинского района, так и других регионов Сибири и зарубежья за помощью в проведение генеалогических исследований, и подборке материалов из фондов музея. Обращения поступают из самых отдалённых мест планеты. Из Англии, Австралии, Бельгии, Германии и многих регионов России.

В течение года в музей за уточнением, по хранящимся в музее материалам, судьбы родственников обращалось 165 человек.

Продолжена работа по составлению электронной базы основного и научно-вспомогательного фондов музея. На данный момент оцифрованы 100% фотодокументальных материалов связанных с историей политических репрессий в Топчихинском районе. Завершена оцифровка коллекции фронтовых писем периода Великой Отечественной войны. В настоящее время завершена работа по оформлению коллекции фронтовых писем (оцифровка, печатный набор текста и запись легенды). Продолжена работа по созданию электронной базы фронтовых писем, хранящихся за пределами музея, в школьных, муниципальных музейных комнатах и частных коллекциях. Продолжена работа по оцифровке музейных предметов, не только находящихся в экспозициях, но и из фондов музея. Оцифрованы предметы периода гражданской войны и первой мировой войны. В настоящее время ведётся работа по оцифровке описей и легенд к отснятым материалам.

Подготовлены диски с фотографиями предметов основного фонда по темам с описанием, легендами, а так же презентации, фильмы созданные музеем и при содействии либо участии музея. Данные диски были вручены школам и дома культуры наиболее отдалённых населённых пунктов района.

Температурный и влажностный режим, как в залах, так и хранилищах находится в приделах нормы. Установлено два мощных кондиционера.

В целях сохранности фондов музея с 2011 года в залах музея и хранилищах проведена пожарно-охранная электронная система, выведенная на пульт частного охранного агентства «Сокол» в с. Топчиха.

Экспозиционно-выставочная и

культурно-просветительная работа

В 2015 году музеем проведено 26 выставок, из них 19 выставок проводилось в помещении музея. Столь большое, по сравнению с прошлыми годами, количество выставок проводимых в помещении музея связано не с тем, что пришлось заново воссоздавать 9 стационарных экспозиций, а с тем, что музей в течение всего года мог стабильно, спокойно и плодотворно работать, используя все помещения, и возможности, как свои, так и всего центрального Дома культуры. Кроме того в течение всего отчётного года, по просьбе родителей, воспитателей детских садов, учителей, мастеров декоративно-прикладного искусства работниками музея в выставочном зале музея проведено 6 выставок-конкурсов декоративно-прикладного творчества. Особенностью таких выставок являлось то, что в оформлении, а так же в самой выставке обязательно использовалась часть предметов из фондов музея. Это рисунки, поделки, фотографии, игрушки по теме выставки и.т.д. В течение всего года успешно работал выставочный зал музея. В Отчётном году в нём работали выставки: годовая выставка «2017 — год экологии», 6 выставок-конкурсов декоративно-прикладного творчества, выставки: «Фотоателье прошлого», «60 лет телевидению на Алтае и 80 лет краевому радио» «120 лет народного образования в Топчихинском районе» «Богатство земли Алтайской» об алтайских рудах и минералах. В течение отчётного года музеем при поддержке администрации района и директора ЦДК было организовано 7 выставок, которые были показаны в 15 отдалённых от Топчихи населённых пунктах района. Все выездные, передвижные выставки подготавливались исключительно из фондов музея. В Помещении музея, из 19 выставок, 13 были подготовлены исключительно из фондов музея. Таким образом, большая часть, как долговременных, так и кратковременных переносных выставок в отчетном году проводилось с использованием собственных фондов.

Всего за отчетный 2016 год музеем экспонировалось, во всех формах, как в здании музея, так и за его пределами 2501 предмет основного фонда, из них 2147 предметов экспонировались на выставках и экспозициях, организованных работниками музея, и 354 предмета были представлены в других демонстрационных формах. Из всех демонстрировавшийся предметов, 302 предмета экспонировались впервые. Большее количество охватить на данный период сложно. Это объясняется недостатком кадров. Поскольку, в данном отчётном году музей большое внимания уделял в своей работе исследованиям. При наличии двух сотрудников музея охватить должным образом с положительным ростом все сферы деятельности музея очень трудно.

В течение года музеем создавались, дорабатывались и перерабатывались специальные тематические электронные выставки, в виде слайд фильмов и презентаций на основе имеющихся в фондах музея оцифрованных материалов. Это:

«Имя твое – женщина», «В горах Афгани..», «Приезд Г.С. Титова в Топчиху и Топчихинский район», «Чернобыль – боль моя», «Топчиха вчера, сегодня, завтра», «Они прославили наш район в России и мире», «Героев славных имена», «Заботы женские», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Великое примирение», «дети войны», «Росли деревни как грибы», «Памяти негаснущей свеча», «Они не пропали без вести» и другие. С этими материалами работники музея выступали как на мероприятиях в музее, так и на лекциях в школах Топчихи и Топчихинского района, а так же предоставляли их учителям школ района для самостоятельного использования. Так в течение года было роздано по школам и сельским клубам района 35 презентаций, в основном военно-патриотического характера. Избирательным участкам (выборы в депутаты разных уровней, а так же выборы в молодёжную Думу Топчихинского района).

В 2017 году музей был открыт для посещения 247 дней. В течение отчётного года музей неоднократно, по просьбе туристов, отдельных групп или граждан работал в воскресные дни. С декабря 2012 года музей открыт для посещения 6 дней в неделю, то есть музей работает и в воскресенье. За это время музей посетило 4679 человек, в основном учащиеся школ Топчихи и района, а так же военнослужащие воинского гарнизона Топчихи и туристы из Барнаула и Новоалтайска. Однако посетителями музея были не только жители Алтайского края и Топчихинского района, но и из Новосибирской, Кемеровской, Тюменской области и Магадана. Гостями музея были семьи, приехавшие в Топчиху из Германии, в отпуск, а так же земляки, проживающие в Сиднее Австралия, Брюсселе, Лондоне. Среди посетителей музея были гости из Москвы, Санкт-Петербурга и ближнего зарубежья. В ходе развития сельского туризма музей посетили туристические группы из Павловского, Алейского и Шипуновского, Калманского, Тальменского районов, а так же городов Барнаула и Новоалтайска. В книге отзывов ими оставлены положительные отзывы. На основании записей в книге отзывов и проведённого опроса установлено, что в среднем более 90% посетителей были полностью удовлетворены полученными услугами. В отчетном году работниками музея проведено 98 экскурсий различной тематики для 2997 человек. В первую очередь это обзорные экскурсии по залам музея для групповых посетителей, а так же для солдат воинских частей Топчихинского гарнизона. С 2012 года музей начал сотрудничать с туристическими фирмами города Барнаула, и в частности с фирмами «Сириус тур», «Шестой континент», «Отдыхай» и другие.

В течение года работниками музея было прочитано 30 лекций, которыми было охвачено 897 человек. Тематика лекций весьма разнообразна. Это:

«Трагедия Чернобыля»

«В горах Афгани …»

«Оглянись не во гневе…»

«808 учебный авиационный полк в Топчихе»

«История Топчихинского военного гарнизона»

«Крылья Топчихинского района»

«Знаменитые земляки»

«Великое примирение»

«Героям отечества посвящается»

«Они не пропали без вести»

«…..Забрала меня к себе Чечня»

«История моего села»

и другие.

За 2017 год музеем либо организовано и проведено, либо принято участие в 61 массовом мероприятии (числом участников в 3554 человека). Это такие мероприятия как «День памяти и скорби» посвященный памяти жертв Великой отечественной войны, «Они не пропали без вести», «День музеев», «Грозный — ты боль моя» и другие.

В 2017 году музей продолжил активное сотрудничество с редакцией районной газеты «Наше слово». В течение отчётного периода сотрудниками музея опубликовано в районной прессе 53 статьи краеведческого характера. В течение года велись такие рубрики, как, «Есть такое село на карте района» к юбилею населённых пунктов района, «Познаём родной край» о замечательных, памятных и исторических местах Топчихинского района, «Люди легенды» о выдающихся земляках Топчихинского района. Еженедельно в газете печаталась целая страница материала краеведческого характера под одной из указанных выше рубрик. Многие из них выставлены на сайте музея.

Исследовательская работа

В течение отчетного периода работниками музея проводилась большая исследовательская работа по трём основным направлениям, таким как малоизвестные страницы истории района, разведка археологических памятников на территории Топчихинского района и изучение уже имеющихся предметов основного фонда.

В 2017 году сотрудники музея совершили три многокилометровых велосипедных броска в районы предполагаемого расположения археологических памятников. В результате было открыто и официально зафиксировано 15 новых, ранее не известных, и не учтённых памятника археологии (курганы). В составе исследовательской группы работали вместе с сотрудниками музея учащиеся старших классов школы №2 с. Топчиха и Победимской средней общеобразовательной школы. Под руководством работников музея Д. Бельчиковым, учащимся 11 класса была подготовлена исследовательская работа, которая заняла третье место на районной краеведческой конференции и была рекомендована к выступлению на Краевой историко-краеведческой конференции в Барнауле весной 2018 года.

Работники музея активно поддержали идею создания в Топчихинском районе Бессмертного полка, и на данный момент музеем собран фотографический материал на 275 погибших воинов села Топчиха и Топчихинского района. При поддержке Совета ветеранов и Администрации района было изготовлено 235 фото планшета, для демонстрации на 9 мая. 185 планшетов воинов с. Топчиха хранятся в музее. Более 200 из них были пронесены торжественно по центральной площади райцентра 9 мая 2017 года. Остальные были пронесены на торжественных митингах в сёлах района.

Отрадно отметить, что за отчётный период музей не утратил своей функции сельского исследовательского и консультационного центра всех тех, кто интересуется прошлым своей семьи, своего рода. В музей за помощью и консультациями такого рода за год обратилось более 134 человек. 35 из них проведено уточнение места захоронения погибшего воина, 22 – выданы копии наградных документов погибших или уже умерших воинов. 69 человекам проведено уточнения в плане родословной. В течение года музей, в тесном контакте с районным архивом готовил ответы на множество справочных корреспонденций приходивших в районную Администрацию. Был дан ответ на 16 корреспонденций (в основном по электронной почте).

В отчётном году сотрудники музея совместно с районным отделом образования, администрацией СОШ №1 имени Героя России Д. Ерофеева и администрацией Детско-юношеского центра с. Топчиха провели в ноябре краеведческую конференцию школьников.

Музейная безопасность

В 2010 году, арендатор помещений ЦДК, магазин Форте (хозяин Переверзев С.М.), в которых в настоящее время размещается музей, на свои средства, оборудовал помещения главного зала и фойе (140м.кв.) охранно-пожарной сигнализацией, которая выведена на пульт частного охранного агентства «Сокол». Кроме того, данные помещения указанной площади оборудованы автоматической порошковой системой пожаротушения. Окон в помещении музея нет. Все входы (центральный и два пожарных выхода) оборудованы охранной сигнализацией на размыкание, выведенной на пульт ЧОП «Сокол». В залах и хранилищах музея размещено четыре огнетушителя. В 2016 году утрат экспонатов и музейных предметов основного и научно вспомогательного фондов не обнаружено. Музей имеет один центральный и два запасных, пожарных выхода.

Материально-техническая база

Материально-техническая база музея, состоящая из следующих технических средств:

  1. Диктофон PANASONIK RR – QR 230 EK инвентарный №000000000000009
  2. Видеокамера цифровая SONY DCR-YC 27E инвентарный №000000000000001
  3. Ноутбук Acer Aspire инвентарный №0000000000000010
  4. Телевизор ERISSON-21UF20инвентарный №000000000000002

5.Фотоаппарат «кодак» инвентарный №000000000000007

  1. Персональный компьютер с выходом в интернет.
  2. Мультимедийный проектор с экраном

Доходы музея

Доходы музея состоят из доходов от основных видов уставной деятельности и бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование музея идёт вместе с ЦДК. Музей в результате своей основной деятельности заработал 16000 рублей, при сохранении цен на входные билеты по 30 рублей взрослый, 15 рублей детский (с экскурсией). Посещение музея для детей возрастом до 18 лет бесплатно. Каждая третья пятница месяца бесплатный вход в музей для взрослых. Кроме того работники музея не брали плату за мероприятия вне музея, кроме туристических поездок, не брали плату за мероприятия на которые приглашались гости. Это разного рода встречи с интересными людьми, родственниками героев, ветеранами, а так же не брали плату за посещение торжественных мероприятий проводимых в залах музея.

Все средства, заработанные музеем, от продажи входных билетов использованы на проведение мероприятий, а так же на приобретение хозяйственных и канцелярских товаров. Кроме того музей за свои средства приобрёл семь полузакрытых и закрытых витрин а так же заменил панели в главном экспозиционном зале и провёл отделку стен сувенирной лавки.

Кадры

В отчетном году в штате музея по прежнему только два человека. Это заведующий музеем и хранитель музейных предметов.

Музейную деятельность осуществляют два человека, заведующий, имеющий высшее историческое образование, и хранитель музейных предметов, имеющий среднее специальное образование. Уборку помещения музея осуществляет технический работник ЦДК.

Отчёт подготовил Заведующий

Топчихинским районным С.В. Поздин

краеведческим музеем

Отчет о работе школьного музея за 2017 г..

Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Школьный музей является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.

Школьный краеведческий музей - одна из важнейших составляющих развивающей образовательной среды, где возможно решение многих образовательных и социальных проблем.

Школьный музей МКОУ «Олинская средняя общеобразовательная школа» имеет свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» № 13392 от 15.04.2004 г. Основная цель деятельности музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений средствами музейной педагогики.

Задачи :

Организация поисковой работы; сохранение памяти истории школы и села Оля;

Расширение и углубление знаний по истории малой Родины и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения.

Развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы.

Прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

Проведение на базе музея мероприятий, тематических занятий и экскурсий с использованием экспонатов музея.

Основные направления деятельности музея:

    Поисковая работа.

    Фондовое (организационно-техническое обеспечение).

    Реставрационно-оформительская деятельность:

    Проектно-исследовательская работа.

    Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.

Деятельность музея в 2017 году:

В 2017 году работа в школьном музее традиционно велась по этим направлениям, согласно Положению о школьном музее.

Фондовая и поисковая работа.

Пополнение музейного фонда осуществляется в результате поисковой работы.

Основу фондовшкольного краеведческого музея составляют вещественные и письменных и вещественные источники по истории края, около 1000 подлинных экспонатов военного и русского быта, рыбацкого ремесла, фотографии, альбомы и многое другое, собранные школьниками и педагогами.

подготовке к юбилею школы было собрано более 200 фотографий, газетные статьи, около 20-ти грамот и дипломов школы учащихся и педагогов разных времен, журналы, тетради, дневники, предметы пионерской жизни, технические средства для учебного процесса: магнитофоны, проигрыватели, фильмоскопы, и т.д.

В качестве подарков в музей передали миномет, казачью саблю, утварь, предметы военной жизни из Хулхуты и т.д.

Реставрационно-оформительская деятельность :

Собранные экспонаты, материалы используются для написания работ и оформления выставок, стендов и экспозиций.

В мае прошлого года б ыл с нуля оформлен Зал истории Олинской школы.

Были изготовлены 4 стенда и витрина. Реставрирован и выставлен стенд о педагогах- ветеранах.

В новой экспозиции оформлены стенды о выпускниках школы, о школьных традициях и директорах. Совместно с Парфеновой С.Ю. оформлен уголок пионерской организации.

С целью оформления новой экспозиции вместе с учащимися и коллегами пришлось изучить огромную массу архивного материала: были тщательно изучены книги приказов школы с 1953 года, личные дела педагогов – ветеранов, газетные сведения, материалы интервью с учителями и выпускниками школы разных лет и другими краеведческими источниками. В поиске материала для оформления зала истории школы активное участие принял весь коллектив.

В результате впервые за 30 лет была написана история школы. Конечно, это требует доработки и поиска материалов в госархиве, но была проведена очень важная глобальная работа, которая позволит сохранить историю родной школы.

К сожалению, многие события до начала 50-х годов уже стерты из памяти людей и многое восстановить пока не удалось и потребует много сил и времени.

Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.

При умелой организации екольный музей должен являться центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности. Одним из направлений работы музея является экскурсионно – просветительская работа , т.е. проведение экскурсий, классных часов, встреч, бесед, уроков Мужества и тематических мероприятий для школьников и односельчан.

В 2017 году Тематические классные часы и уроки Мужества к дням воинской славы были проведены в 1 а(швец М.В.), 4 б,7 а, 9-х и 11классах.Кл рук.: Каширская И.В., Бизяева Г.А., Тарасова И.Н., Голованева А.А..

Для гостей школы были проведены обзорные экскурсии.

Каждый сентябрь для пятиклассников в рамках уроков ИЗО проходят экскурсии ««Мир русской Избы».»

Традиционно в музее проводятся экскурсии, приуроченные ко Дню защитника Отечества и Дню Победы по заявке классных руководителей. В этом учебном году были проведены разные формы мероприятий, приуроченных к юбилейным датам и дням воинской славы. В сентябре в 6,7 и 11 классах были проведены беседы «28 армия на Астраханском направлении». Помощь оказала Жигульская Н.И.,

В октябре проведено сельское мероприятие «100 летию октябрьской революции».

В январе для 6-х классов беседа –«900 дней блокады».

В рамках общешкольного плана работы на 3 четверть к 75-летнему юбилею победы в Сталинградской битве, одной из самых судьбоносных дат в истории нашей страны и всего человечества, был проведен цикл мероприятий. Прошли Беседы, уроки, викторины, посвященные подвигу города-героя, были проведены во 2 «а» классе (кл. руководитель Надбитова Г.Б.), 1 б класс (кл.рук. Варфоломеева Т.В.).

Урок мужества «Сталинград: ни шагу назад», проведенный совместно Бизяевой Г.А для учащихся 7а и 6а классов. Учащиеся из обоих классов (вместе с кл. руководителями Евтеевой О.В. и Володиной О.В.) серьезно подготовились к викторине и показали хорошие знания о событиях и героях Сталинградского сражения.

В мероприятиях школьного музея традиционно принимают участие работники культуры села и библиотечной системы района. В этом году планируется еще один районный семинар для библиотекарей района.

Как показывает практика, мероприятия проходят намного интереснее и с большим эффектом, если ребята приходят подготовленными.

Проектно-исследовательская работа .

Результатом поисково-собирательной работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории Малой Родины, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов и др.

Юными краеведами были написаны работы:

За год были написаны краеведческие работы, с которыми ребята приняли участие в областных и Всероссийском очных конкурсах.

Всероссийский

Отечество

«Шурочка»

Никитенко Т.

Региональный

Отечество

«Шурочка»

Никитенко Т.

Региональный

Малая Родина моя

Мой дед войну не выбирал

Мардасова Д.

Олинские поисковики

Володина В.

Созвездие славы олинских рыбаков

Попова Диана

Муниципальный

Профессия рыбак уходит в прошлое

Никитенко Т.

Региональный

Отечество-2018

История олинской школы

Попова Диана

Олинская пристань

Володина В.

Операция «Кавказ» на земле обетованной

Мардасова Д.

В таблице указаны только те работы, которые оказались победителями или призерами. Не указаны творческие конкурсы фото, презентаций, видео…

Написание одной исследовательской работы требует много усилий: изучаются архивные документы, проводятся интервью; много времени уходит на правильное оформление работы и на подготовку ее защиты. Но это того стоит: во-первых, эти навыки пригождаются учащимся в будущем, во-вторых, эти материалы пополняют

архив музея и могут использоваться для подготовки проектов, уроков мужества, бесед.

Некоторые материалы печатаются в районной газете «Лиманский вестник».

За прошедший год вышли статьи:

«Испытания и спасение на олинской земле»,

«Питерские потомки Михаила Сороина»,

«Образование школа дает среднее, а воспитание - высшее»,

О мероприятиях и событиях в школьном музее часто упоминается в районной газете и на сайте районного отдела культуры.

Просветительская работа

За 15 лет работы в музее накоплен богатый материал об истории села, односельчанах, история школы… Это очень хорошо, но гораздо важнее, когда все это не лежит мертвым грузом, а активно используется педагогами для воспитательных целей.

На сегодня некоторые педагоги школы активно сотрудничают с музеем и используют его архивы для работы над проектами, исследовательскими и творческими работами: Голованева Т.А., Парфенова С.Ю., Капелина В.С., Алымова Т.И., Лебедева Е.В. и другие.

10-летний опыт работы в составе жюри областного конкурса «Отечество» позволяет мне оказывать педагогам методическую помощь в этом направлении.

Итог.

Самое важное для любого педагога, чтобы семена, посеянные им в душах и умах ребят, проросли и принесли хорошие плоды.

Фгос предполагает прививание детям компетенций, которые могут им пригодиться в будущей жизни.

Некоторые ребята, познавшие вкус поисковой и музееведческой работы продолжают этим заниматься, уходя из стен родной школы. На сегодня в состав регионального поискового движения «Лотос» под руководством Даирова А.А. входит пятеро наших выпускников:

Власов Алексей,

Степанова Алена,

Никитенко Татьяна,

Яковлева Екатерина,

Бабаев Андрей.

Ребята пополнили фонды музея экспонатами с раскопок под Волгоградом и Хулхутой.

Школьный музей поддерживает тесные отношения с музеями края: краеведческим музеем п. Лиман (Лепехина М.Ю.), Музеем Боевой славы г. Астрахань (научный сотрудник Второв А.В.), музей Астраханского колледжа вычислительной техники-Бекмурзаева С.А. т.д.

Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.

Проблемы:

Обновление устаревшей материально – технической базы школьного музея и приобретение:

а) специализированных застекленных витрин;

б) светонепроницаемых жалюзей;

в) дополнительных осветительных приборов.

Активизация использования материалов школьного музея по истории села и школы на уроках и внеклассной работе.

Популяризация достижений школьников и деятельности школьного музея в школе и селе.

Продолжить коллективную работу по накоплению материалов о школе и преподавателях с целью издания Книги памяти школы и сборника по истории школы.