Урок-конспект по литературе: "А. А. Блок. Россия" (8 класс). Произведения какого писателя оказали на вас наибольшее влияние? IV. Новый материал

Могу попробовать ответить вкратце,рассказав о том,как писал свои самые известные произведения Федор Михайлович Достоевский.
Мой первый ответ почему-то исчез,так что буду максимально конкретен,а мой комментарий по данному вопросу краток и лапидарен.Итак,если вы ознакомитесь с биографией Ф.М.,то вы поймете,что жизнь его была,мягко сказать,не сахар:постоянная критика от литературных авторитетов-современников своего времени,неправильное понимание его произведений критиками,проблемы в семье и личной жизни и постоянные денежные долги(за произведения платили колоссально мало,а надо было обеспечить себя,семью брата,пасынка и свою семью;неудачные истории с рулеткой и т.п.).И в таких условиях творец писал свои произведения(зачем были сказаны условия поймете далее).Буду конкретен:"Бедные люди",принесшие писателю изначальную популярность,были написаны на,так сказать,черновике,в котором была лишь идея произведения,жанр,главные персонажи,соль сюжета и развязка, и лишь после одобрения Белинским переписывались целый год в поисках идеального окончательного варианта.Остальные произведения,типа "Идиота" и "Братьев Карамазовых",из-за недостатка денежных средств и нужды расплатиться с долгами да и просто прокормить себя хоть чем-то,кроме чая,писались частями и продавались также-частями.Журнал "Русский вестник",публиковавший романы,постоянно торопил с частями,так как писатель уже давно погряз в долгах издательству.Это интересно было отметить,так как,наверное,самый известное произведение Ф.М. "Преступление и наказание",также издававшиеся частями,не успевало в срок и было написано с помощью каллиграфистки и по совместительству будущей жены публициста Анны Григорьевны,которая помогала ему в изложении мысли и некоторых идей,касательно романа(например,образ Сонечки Мармеладовой был доработан до своего итогового вида исключительно благодаря ее помощи).
Отвечая на вопрос о заранее подготовленном плане произведений(не относится к "Бедным людям"),могу ответить так:идеи своих произведений писатель проносил с собой всю свою жизнь;многие сюжетные линии были обдуманы и придуманы еще заранее, и со временем они либо попадали в великие романы,либо,как некоторые ответвления из Карамазовых,выходили как краткие самостоятельные работы для проверки временем и окружением.Персонажей(не относится к Сонечке,про которую уже было сказано) писатель,разумеется,прорабатывал в процессе сюжета,но они уже были готовыми во всех смыслах этого слова героями произведений(ибо практически все герои произведений Ф.М. представляют собой либо его ближайшее окружение(отец,нянечка,друзья,каторжники и тп),либо его самого(например,персонаж-дворянин из "Записок из Мертвого дома" и многие другие герои были собирательными образами самого творца).
В заключение хочется отметить,что Федор Михайлович писал свои произведения,заранее зная,каким образом пойдет та или иная сюжетная линия,но в то же время подвергал работы постоянным исправлениям и корректировкам либо из-за влияния жесткой цензуры,либо из-за своей мании довести произведения до совершенства.
________________________
надеюсь,смог хоть немножко помочь:3

Россия всегда была читающей страной. В советское время – самой читающей. Властителями умов в нашей стране были писатели. Не философы, не политики, не художники, не артисты, а именно писатели – поэты, прозаики, публицисты.

Почти у каждого человека есть свой любимый писатель, знакомство с произведениями которого стало одним из главных событий всей жизни, легло в основу эстетических предпочтений и нравственных ориентиров.

В раннем детстве я впервые услышал стихотворениеЛермонтова «Белеет парус одинокий» и с тех пор я знаю, что такое поэзия, красота, игра сильных чувств. Я даже не читал стихи, я жил в стихах. В стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока, Некрасова, Маяковского, Есенина, Бунина, Заболоцкого. Жил в прозе Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Булгакова, Алексея Толстого, Бунина, Шолохова, Шукшина, Валентина Распутина.

И каждая такая жизнь была почти равна настоящей жизни с ее взлетами, падениями, затмениями, прозрениями.

Почему я выбрал только русских писателей? Потому что, как сказал один замечательный поэт: «И вновь из голубого дыма встает поэзия. Она вовеки непереводима, родному языку верна». Даже самый гениальный перевод не передает всех достоинств оригинала. А если вы и выучите какой-то язык и будете читать произведения иностранца на языке оригинала, то все равно это будет всего лишь знакомство с текстом. Чтобы проникнуть в глубину художественного текста, надо вырасти в стихии того языка, на котором он написан. А произведения русских писателей мы, выросшие в стихии русского языка, читаем на русском языке.

Итак, назовите писателя, произведения которого оказали на вас наибольшее влияние. Если я какое-то имя не внес в опрос, назовите его в комментариях. К сожалению, нет возможности внести имен больше: опросный лист предусматривает 20 строк

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Цель урока

· продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;

· развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;

· развивать дальнейшую творческую деятельность;

· формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.

Задачи урока

· формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;

· повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

· знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

· развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

· воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей.

Оборудование: Карточки с заданиями, компьютерные слайды, выполненные в программе PowerPoint.

1. Организация начала урока.

У. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

Прочитайте слова, которые я предлагаю взять вам как эпиграф к уроку. СЛАЙД 1

"Человек, который понимает природу, - благороднее и чище".Л.Леонов

Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

В конце урока мы вернёмся к этим словам и решим, могут ли они быть эпиграфом к уроку.

2. Мотивация и целеполагание. Работа в группах. Игра "Вспомни и назови"

Прочитайте отрывки из произведений, назовите автора и название этого произведения.

(Дети выбирают произвольно карточку с текстом)

А.П.Чехов "Белолобый"

"Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам, Теперь, при дневном свете легко уже было рассмотреть его Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак, глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое:"

Л.Н.Толстой " Лебеди"

Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

И.С.Тургенев "Перепёлка"

Я подвинулся ближе к перепелке. Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив головку и глядела на меня сбоку своим карим глазком. И мне вдруг так жаль её стало! Мне показалось, она глядит на меня и думает, за что же я умирать должна? За что? Ведь я свой долг исполняла; маленьких старалась спасти, отвести собаку подальше - и вот попалась!

Что объединяет этих писателей? (Они писали о природе, животных для детей)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, о животных.

Как выдумаете чей портрет показан на слайде? (появляется надпись ФИО писателя)

Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель, который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150, он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы. Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают многие писатели, а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появился уже в детстве.

Прочитайте, как называется это произведение. (дети должны разгадать алгоритм для прочтения названия) СЛАЙД 4

4. Подготовка к восприятию нового материала.

У. Как называется это произведение? (Приёмыш) СЛАЙД 5

У. Как вы думаете, что обозначает это слово? (сирота, которого взяли на воспитание чужие люди)

У. Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)

У. Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении?

У. Давайте проверим, верны ли ваши предположения?

У.При чтении этого произведения вам встретятся трудные и новые слова и выражения.

5. Словарная работа . (идет по ходу чтения текста, с учётом знаний детей) СЛАЙД 6

Бобылём, особняком, схиреет, сгрудятся, грезилось, дескать, на перелёте, божья птица, заводь, невод, пожива, муштруют, сторожевой оклик)

6. Первичное чтение произведения учителем и хорошо читающими учениками по частям

а) 1 часть (читает учитель).

1. От чьего лица ведется повествование? (автора)

2. Где происходят события, описанные в произведении; (на Урале, на Светлом озере)

3. Как бы вы озаглавили эту часть? (На Светлом озере)

б) 2 часть (читает ученик).

1. Назовите героев, которые встретились нам в этой части; (Тарас, лебедь, собака Соболько)

2. Как бы вы назвали эту часть? (Приёмыш, лебедь)

в) Читаем 3 часть

1. Какое настроение было у вас во время прочтения этой части?

2. Что вы узнали о жизни Тараса? (жил один, очень любил природу, понимал её)

3. Какое бы название подошло к этой части? (Лебедь и Соболько, дружба)

7. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

У. Как вы думаете, каким будет конец истории?

Совпало ли ваше предположение с текстом?

8. Физминутка. (музыка, крылья)

9. Первичное восприятие прочитанного текста.

У. Понравилось ли вам это произведение?

У. Какие чувства вызвала у вас эта история?

У. Соответствует ли название его содержанию?

У.Почему?

У. Верны ли оказались ваши предположения?

10. Работа над жанром и темой произведения.

К какому жанру мы отнесём это произведение? (рассказ) Почему?

А какова его тема? (о животных)

Составьте модель обложки этого рассказа. (заготовки частей модели лежат на партах, работают в парах, анализируют и выбирают нужные части)

Проверяем по СЛАЙДУ 7

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

Почему прямоугольник коричневого цвета?

11. Работа над текстом рассказа.

Вспомните, кто главные герои рассказа? (Тарас и лебедь)

Расскажите как лебедь попал к Тарасу?

(Охотники подстрелили лебедя с лебёдушкой, а он забился в камыши, Тарас поставил сети и поймал Приёмыша)

У.Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Тарас?

Что было бы правильнее: СЛАЙД 8

А как бы вы поступили на его месте? Посмотрите на доску и выберите ответ, который для вас наиболее близок.

(птице нужна свобода)

12. Обобщение полученных знаний.

Перед вами лежат картинки, вам сейчас предстоит побыть операторами, т.е. собрать кадр - эпизод из рассказа, затем сказать что за эпизод вы сняли и вставить его в нужное место на пленке.(на доске лента с изображением кадров)

13. Рефлексия

Что нового вы узнали на этом уроке?

С творчеством какого писателя мы познакомились?

Как называется рассказ, который мы прочитали?

Какова главная идея рассказа?

Чему учит нас этот рассказ?

Как вы должны относиться к животным?

Подходят ли слова, взятые нами эпиграфом к уроку? СЛАЙД 1

14. Информация о домашнем задании. Выставление отметок.

1. Дома вы подготовите пересказ по тому сценарию, который вы составили;

2. И придумаете продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос "Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?"

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    "Винни-Пух и все-все-все" как классика детских книжных полок и мультипликационных фильмов. Жизнь и творческая деятельность автора сказки-повести Алана Александра Милна. Методические приемы использования произведения на уроке литературы в младшей школе.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Развитие речи на основе образца, состоящего в передаче учеником содержания прочитанного. Пересказ детьми художественного произведения, восприятие текста. Виды творческих пересказов и способы сжатия (сокращения) текста. Приемы подготовки к пересказу.

    презентация , добавлен 17.03.2017

    Теоретические основы обучения младших школьников пониманию текста. Работа с ним в начальной школе. Обучение детей озвучиванию и осмыслению художественного текста. Логопедические методики проведения занятий по чтению. Анализ содержания произведения.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2014

    Москва в судьбе русских писателей и отражение "московского текста" в произведениях русской литературы, рекомендованной для изучения в 5 классе. Образ Москвы в современных программах, учебниках, рабочих тетрадях и методических пособиях для 5 класса.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Формирование представлений учеников об особенностях индивидуального стиля В.М. Шукшина на уроке литературы. Приобщение детей к творчеству автора. Формирование гуманистического мировоззрения. Особенности приобретения навыков анализа художественного текста.

    конспект урока , добавлен 29.05.2010

    Чтение - одно из сильнейших средств образования, развития и воспитания. Создание атмосферы творческого приобщения к искусству на уроке чтения в младшей школе. Поэтическое произведение: виды, особенности работы. Пример анализа лирического произведения.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2014

    Становление методологии преподавания чтения. Исследование возможного эффективного применения ассистивных компьютерных средств на понимание текста художественного произведения детьми с нарушениями слуха. Разработка серии заданий для учащихся младшей школы.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2017

    Специфика школьной лекции. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции. Самостоятельная работа учащихся на уроке-лекции. Лекция на разных этапах изучения произведения. Перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.

    реферат , добавлен 19.01.2007

    Художественно-изобразительная наглядность на уроках литературы. Виртуальная экскурсия - одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы. Интеграции музейного и литературного пространства на примере урока по роману М. Булгакова.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Восприятие учениками четвертого класса художественного текста. Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников. Программа опытного обучения.