Искусство открывает нам мир какую. Искусство открывает нам большой мир! Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 3

Искусство открывает мир

  1. Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в § 3).
  2. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.

Художественный материал:

  1. Музыка: М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц» (слушание, пение);
  2. Литература: А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»; X. К. Андерсен. «Соловей».

Песенный репертуар:

  1. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.
  2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
  3. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Ход урока:

Организационный момент

Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать…»
(А. Толстой)

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.

Работа по теме урока

1. Беседа о роли искусства в жизни человека

Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.

Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности - это радость, утешение, поддержка.

На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.

Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.

Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.

Подобные мотивы нередко встречаются и в сказках, где герои обмениваются посланиями, зашифрованными в рисунках-символах. Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и той ситуацией, которую они выражали.

Истинным мудрецом считался тот, кто обладал богатым воображением, способным разобраться в хитросплетении символов. Это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст, любое письмо. Однако и сейчас необходимо иметь и мудрость, и воображение, чтобы понять произведение искусства, ибо оно содержит смысл, не лежащий на поверхности, а зашифрованный в сочетаниях слов, мелодий или красок.

Природа, создавая человека, наделила его таким воображением. Всмотритесь в детские рисунки, понаблюдайте за детскими играми - и вы увидите, как естественно дети познают мир через своё собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуются необычными сочетаниями красок и даже изобретают собственные слова.

Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2-7-летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках?

То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.

2. Работа с учебником

К сожалению, нередко происходит так, что с годами человек утрачивает свежесть восприятия жизни и способность к воображению. Об этом очень талантливо рассказывает французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц».

Вот как она начинается:

«Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная?- возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!»

Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.)

Эти слова, конечно, не следует понимать так, что все взрослые одинаковы. Среди них встречаются самые разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди, исповедующие идеалы выгоды, не замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни. Это и есть те самые «взрослые», о которых писал Экзюпери.

«Чего ради, нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга» писал Экзюпери.

Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»

3. Вокально-хоровая работа

Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)

Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца возник здесь не случайно: он навеян сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далёкой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу планету.

Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве; этот путь принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть.

Он с удивлением узнал, что это понимание жизни, такое простое на первый взгляд, оказалось недоступным многим взрослым людям, которых Маленький принц повстречал на своём пути, - ни Королю, гордому своим мнимым величием, ни Звездочёту, тратящему жизнь на бесплодный подсчёт своего богатства, ни Пьянице, стремящемуся обрести вечное забвение в вине.

И только Лётчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас, узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали воплощением высокой сказочной мечты.

Музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Разучивание песни.

Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.

Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека - и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Оказывается, всё это не умерло в нём, а только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворённой жизни. И вот прочитанная книга, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершают чудо - чудо возвращения к самому себе, к своим истокам.

4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»

- «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные - китайцы...

В целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться».

Поднимите руки те, кто читал эту сказку?

Правильно - это «Соловей» Г. Х. Андерсена - сказка, повествующая об истинности красоты и о непрочности власти и богатства.

Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах всё, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.

Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что император жесток и своенравен. (Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается) . Каковы же его подданные?

«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.

- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.

- Это мычат коровы,- сказала девочка. - Нам ещё далеко идти.

Немного погодя в болоте заквакали лягушки.

- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчик в молельне. (Молельня – помещение для религиозных собраний, служб).

- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.

И, наконец, запел соловей.

- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот он и сам! - И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.

- Неужели этот? - удивился первый приближенный. - Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ! (Особа – важный, влиятельный человек).

Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах.

И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе.

Однако сам император был глубоко потрясён.

«Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.

- Я видел на глазах императора слезы,- какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!»

Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором и изгнанный из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.

«Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! - сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!»

Таков итог этой сказки. Это совсем небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны различные вещи в их истинном свете: непрочность земного могущества, неверность и легкомыслие подданных, ценящих корону императора выше человеческого сердца, нравственная сила подлинного искусства, побеждающего даже смерть.

Отныне император и соловей обрели друг друга. Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой. И в этом единении обнаружился некий высший смысл, когда красота оказалась способной подчинить себе надменную гордость императора.

Итог урока:

Так мы видим, что искусство способно воспитывать даже императоров. Искусство открывает мир - не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей.

Искусство это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении - у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового.

Вопросы и задания:

  1. «Искусство открывает мир». Как вы понимаете эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»?
  2. Был ли в вашей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения вы совершили добрый поступок?
  3. Согласны ли вы, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это?
  4. Внимательно рассмотрите портреты великих деятелей искусства. Какие черты объединяют эти изображения?
  5. 3адумайтесь: слово дух родственно словам духовность, одухотворённость. Почему возможно говорить о реальности духа?
  6. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение о музыке. Какие чувства оно вызывает в вас?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Таривердиев. Маленький принц (в исп. Е. Камбуровой), mp3;
Таривердиев. Маленький принц (фонограмма «минус»), mp3;
Продавец зонтиков (фонограммы «плюс» и «минус»), mp3;
3. Конспект урока, docx.

В презентации использованы иллюстрации В. Север к книге А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», Е. Харук, О. Боман к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»


Слушание музыки:

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Малень­кий принц

Есть такое понятие «детство человечества». Оно от­носится к древним временам, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылял­ся пропетой песней, вырезал на стене контуры живот­ных.

В ту далекую пору искусство еще не подразделялось на отдельные виды. Музыка была неразрывно связана со стихом, песня - с танцем, пантомимой и даже с ри­сунком. Да, рисунком. Потому что, до того как на­учиться писать, люди изображали предметы и явле­ния, животных и самих себя, "пытаясь передавать друг другу различную информацию.

Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.

Подобные сюжеты нередко встречаются и в сказках, где герои обмениваются посланиями, зашифрованны­ми в рисунках-символах. Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и тем, что они выражали. Истинным мудрецом считался тот, кто обладал бога­тым воображением, способным понять хитросплетение символов. Это сейчас достаточно быть просто грамот­ным человеком, чтобы прочесть любой текст, любое письмо.

Однако и сейчас необходимо иметь и мудрость, и во­ображение, чтобы понять произведение искусства. Ибо оно содержит смысл, который не лежит на поверхно­сти, а зашифрован в сочетаниях слов, мелодий или красок.




Природа, создавая человека, наделила его таким воображением. Всмотритесь в детские рисунки, пона­блюдайте за детскими играми - и вы увидите, как естественно дети познают мир через свое собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуют­ся необычными "сочетаниями красок и даже изобрета­ют собственные слова.

Но, к сожалению, нередко бывает, что с годами чело­век утрачивает свежесть восприятия жизни и способ­ность к воображению. Об этом очень талантливо рас­сказывает французский писатель Антуан де Сент­-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц ».

Разучивание песни "Маленький принц"

фонограмма:


слова:

Снится мне издавна,

снится мне она.

Выйду я из дому,

выйду Я из дому-

прямо за пристанью

бьется волна.

Ветреным вечером

Смолкнут крики птиц.

Звездный замечу я

Свет из-под ресниц,

Тихо навстречу мне} 2 раза

Выйдет доверчивый

Маленький принц.

Самое главное -

Сказку не спугнуть,

Миру бескрайнему

Окна распахнуть.

Мчится мой парусник} 3 раза

В сказочный путь.

Где же вы, где же вы,

Счастья острова?

Где побережие

Света и добра?

Там, где с надеждами} 2 раза

Самые нежные

Бродят слова.

В детстве оставлены

Давние друзья.

Жизнь - это плаванье

В дальние края.

Песни прощальные,

Гавани дальние,

В жизни у каждого

Сказка своя.


Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца навеян ска­зочной повестью А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц» .

В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далекой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу Землю.

Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве. Этот путь принес ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое Живое существо. Именно это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и Власть.

Он с удивлением узнал, что такое понимание жизни оказалось недоступным многим взрослым людям, ко­торых Маленький принц повстречал на своем пути. Ни Королю, гордому своим мнимым величием, ни Звез­дочету, тратящему жизнь на подсчет своего богатства, ни Пьянице, стремящемуся найти вечное забвение в вине.

И Только Летчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые пове­дал ему затерявшийся в пустыне ребенок. С той поры для Летчика и для всех нас, узнавших эту историю, Маленький принц и его далекая планета стали вопло­щением высокой сказочной мечты.

Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всего света. Возвра­щаясь домой, путешественники превозносили в сво­их книгах все, что им довелось увидеть. Но больше всего они восхищались соловьем, живущим в лесу, у синего моря.

Император, узнав о соловье, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают! » - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что в начале сказки император жесток и своенравен! .

ИСКУССТВО открывает мир

Николаева Екатерина Евгеньевна, учитель изобразительного искусства, черчения и труда МОУ «Конарская средняя общеобразовательная школа» Цивильского района Чувашской Республики

Не бывает человеческого общества без искусства. С первых шагов нашим первобытным предкам потребовались все виды художественной деятельности, чтобы общаться между собой, понимать друг - друга, иметь единую реакцию на жизненные явления.

Им оказались нужны не только речь (слово), но и музыка, танец, изображение, украшение, постройка – все виды художественной деятельности, которые породили богатейшую видами, жанрами, течениями, личностями сферу искусств современности.

Вглядываясь в день сегодняшний, мы, педагоги школы, должны осознать, что потребность в этих видах деятельности возникает в жизни детей, как только они начинают общаться, формироваться как субъект общества, даже самого маленького человеческого коллектива.

Именно на эти потребности мы опираемся, развиваем их, строя художественную культуру ребёнка по принципу: «от жизни – через искусство – к жизни».

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудовой и профессиональной ориентации учащихся.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Сегодня занятия декоративно- прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Они отдают тепло окружающим, радуют глаз зрителя, вызывая положительные эмоции. Ручной труд – это один из самых дорогих и популярных видов оформления интерьера. Эти работы показывают высокую значимость этого труда, они заинтересовывают и других учеников к выполнению работ своими руками. А это – прекрасное времяпровождение, совмещение полезного с приятным. Занятия разными видами искусства, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изучая виды искусства, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Создают не только полезные, но и красивые изделия. Ребята выполняют творческие проекты, т.е. выполняют работу над созданием изделия, начиная с выбора темы, сбора материала, техники исполнения, т.е. от идеи до окончательного изготовления изделия.

Эстетическая значимость общения с искусством, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития детей, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя. Развитию художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды. Дети получают радость творчества, воспитываются красотой – а это значит то, что они учатся ценить свою и чужую работу, а это значит, что они будут по жизни созидать, а не разрушать.

Это подтверждают следующие поэтические строки Шекспира:

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном, грабителем,

И как Эреб черна его душа…

В них выражен смысл едва ли не всех эстетических трактатов, попыток определить роль и значение искусства в жизни человека и человечества. Как Эреб – как самая мрачная часть подземного мира, ада - черна душа человека, лишенного чувства прекрасного. Так считал великий Шекспир, веривший в светоносную, преображающую силу искусства.

Выдающийся педагог нашего времени В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал, что он изучил жизнь тех 460 семей, в которых воспитывались подростки, совершившие правонарушения и преступления, и увидел вот какую картину. Чем тяжелее преступление, чем больше в нем бесчеловечности, жестокости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной из таких семей не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой. Никто из них не мог назвать ни одного музыкального произведения. Понимание, ощущение красоты этих произведений является признаком элементарной эстетической культуры подростка.

Искусство открывает мир. Если всмотреться в детские рисунки, понаблюдать за детскими играми – можно увидеть, как естественно дети познают мир через свое собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуются необычными сочетаниями красок. Читая книгу К. Чуковского «От двух до пяти» о детском словотворчестве, не перестаешь удивляться, какие глубины творческой фантазии таятся в каждом человеке, как глубоко и точно проникает ребенок в сущность жизни.

К сожалению, нередко происходит так, что с годами человек утрачивает свежесть восприятия жизни и способность к воображению.

Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери в своей книге «Правдивые истории» делает один грустный вывод: Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Любит ли он бабочек?» они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывают его родители?». И после этого воображают, что они узнали человека. Когда говоришь взрослым, «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби»,- они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!» Эти слова, конечно, не следует понимать так, что все взрослые одинаковые. Среди них встречаются самые разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг - друга. Иногда это приводит к очень тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди, исповедующие идеалы выгоды, не замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни, это и есть те самые «взрослые», о которых писал Экзюпери. Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Оказывается, все это не умерло в нем, а только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни. И вот прочитанная книга, стих, услышанная мелодия, увиденная картина или встреча с добрым человеком совершают чудо – чудо возвращения к самому себе, к своим истокам. Открывается то, что было лучшее в душе его. Вот это лучшее мы и должны развивать, обогащать в детских душах, чтобы со временем они не утрачивали способность сопереживать, плакать, смеяться, любоваться прекрасным.

« Откройся, мысль! Стань музыкою слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» (Н. Заболоцкий).

Слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства, которые должны присутствовать на уроках изоискусства. Изоискусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой. Глядя на удачную работу можно проникнуться в неё и можно услышать музыку души, музыку красок, цветовых сочетаний и линий. Надо воспитывать в детях стремление к музыке изображаемого. Поэзия, музыка и изоискусство - это части одного целого, и они должны быть в гармонии.

Красота формы производит очень сильное впечатление на души детей. Много поучительных сведений можно узнать, читая И. Анимушкина и творя «лесную сказку» совместно с детьми. Союз знаний с искусством, фантазией – как у М. Пришвина! Художник природа очень изобретательна в создании красивых фор: корни деревьев как щупальца спрута, вывернутый с корнем комель, напоминающий образцы скульптур С.Коненкова и С. Эрзя. А если послушать музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Лебедь» и поиграть, «поплавать», потанцевать плавно под музыку? Сколько радости в глазах детей. Ещё бы: они начинают чувствовать « лебединость» пластичной формы, плавного танцевального движения. Хорошо показывать репродукцию или слайд с картины художника М.Врубеля – «Царевна – Лебедь». Сказочный облик царевны, уплывающей от нас и обернувшейся к нам с вопросом, никого не оставляет равнодушным. И не только красотой форм головы, шеи, рук, крыльев. Ученики вглядываются в её прекрасное лицо, читают в её глазах-очах ласковость, тревогу, надежду и таинственность, так как эти очи светятся как звездочки, переливаются как драгоценные камни.

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Постепенный ввод детей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к чудесам красоты природы. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть истоки красоты, и они забьют животворными ключами. Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить.

«Зайчик»

Мама подарила мне маленького плюшевого зайчика. А это было перед Новым годом. Я поставила его на елку среди ветвей. Все легли спать. На елочке горели маленькие лампочки. Вижу – зайчик спрыгнул с веточки и бегает вокруг елки. Попрыгал-попрыгал и опять возвратился на елку. (Николаева Марина ученица 2 класса).

«Подсолнечник»

Взошло солнышко. Проснулись птички. Поднялся в небо жаворонок. Проснулся и подсолнечник. Встрепенулся, стряхнул со своих лепестков росу. Повернулся к солнышку: «Здравствуй, солнышко. Я долго ждал тебя. Видишь, мои желтые лепестки поникли без твоего тепла. А теперь они поднялись и радуются. Я круглый и золотой, похожий на тебя, солнышко». (Надежда Николаева, ученица 2 класса).

Сказка – это «свежий ветер», раздувающий огонёк детской мысли и речи. Дети с удовольствием сочиняют сказки и рисуют их. В них – мир детских мыслей, чувств, желаний, взглядов.

Облагораживание души, сопереживание с красотой действительности, природы, восхищение красотой человека, его поступков, жизни, труда, делают тоньше душевный строй ребенка, способствуют воспитанию в нем совести, желания жить и творить по законам Красоты.

Воздействие изобразительного искусства, музыки, литературы, танца, театра и кино дает свои результаты: ребенок нормально развивается. Но ничто не сравнится с праматерью прекрасного – живой природой. Формирование чувства природы, доброго отношения ко всему живому на земле, да и просто экологически грамотного человека невозможно без развитого эстетического отношения к природе, без воспитания чувства восторга перед её красотой.

Как река начинается с маленького родника, так и все сложнейшие проблемы нравственного становления юношей и девушек берут начало в детстве.

Мир искусства богат и сложен. Для того чтобы человек вступил в него не как в темный, неведомый лес, полный всяких неожиданностей, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни, настойчиво приобщая к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия.

Очевидно, что искусство, безусловно принадлежащее народу, станет внутренним достоянием каждого из нас в том случае, если мы будем пробуждать и развивать художников в самих себе и в наших детях.

Самый верный и наиболее плодотворный путь приобщения к искусству – это живое общение с ним. Постепенно, мы незаметно для себя накапливаем бесценный опыт «эстетического отношения к действительности». Мы начинаем другими глазами смотреть на то. Что нас окружает, начинаем видеть красоту или же замечать привлекательность в том, мимо чего раньше проходили равнодушно.

Проблема, которая меня волнует, это проблема эстетического воспитания, приобщения детей к искусству, развитие творческих способностей учащихся через разные виды искусства. Хочется надеяться, что разговор о прекрасном на уроках хоть немного изменит учеников, каждый раз не покидает надежда, что ребята вынесут из уроков хоть каплю положительного.

Единственный путь эстетического воспитания – идти от того, что интересует, волнует, даже раздражает человека, от его боли, тревог, надежд к художественным ценностям, т.е. вести его от жизни к искусству и снова возвращать в жизнь.

Мне хочется побудить потребность в искусстве, ведь она «сама собой» может и не возникнуть. Проще объяснить, зачем надо лазать по шведской стенке, чтобы стать сильным, ловким; или зачем учить математику – ясно, чтобы хоть не обсчитали в магазине. А вот общий смысл картин, скульптур не очень понятен. Зачем они? Почему, когда существуют прекрасные пейзажи Васильева и Левитана, современный художник пишет те же пейзажи, почти те же березы? Конечно, можно найти поэтичные слова, объяснить, что это не просто березы, что они окрашены неповторимым чувством творца, что это его глубоко личный символ Родины. Умом – то ребята, возможно, примут такое объяснение, но проникнет ли оно в их душу? Сложность состоит и в том, что изоискусство менее активно, чем кино и музыка. Можно заплакать, слушая Шопена; перед самой трагической картиной – вряд ли. Счастлив тот, кто понял и почувствовал, что вместе со зрительными образами входит в нас огромный мир, входит образ родной земли, о которой прекрасно сказала Анна Ахматова: « ложимся в неё и становимся ею, оттого и зовем так свободно - своею».

Чтобы мальчишки и девчонки не спрашивали «зачем», а естественно дышали эстетическим воздухом, надо, чтобы их он окружал. Если этого нет, не помогут даже самые возвышенные слова. Поэтому нам, педагогам, нужно направить свою работу на формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты, знакомить с различными видами искусства, известными людьми, формировать навыки создавать красивое, овладевая различными средствами, пробуя свои силы в многообразных формах творческой эстетической деятельности. Нужно постараться развить у детей чувства прекрасного, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, повышать общую культуру, воспитать активную жизненную позицию, развить творческие способности детей.

Этого можно достичь только кропотливой, творческой, добросовестной и интересной работой учителя и ученика.

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. БорееваТамбовская область, г. Моршанск
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
I ЧЕТВЕРТЬ
Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ
Урок 3. ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ МИР
Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории
Цели урока: рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
Материалы к уроку: рисунки детей 2-7 лет, слуховая наглядность: «Маленький принц» муз. М. Таривердиева, сл. Н Добронравова, «Продавец зонтиков» (автор неизвестен).
Ход урока:
Организационный момент
Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать».
А. Толстой
Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.
Работа по теме урока
1. Беседа о роли искусства в жизни человека
- Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.
Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности - это радость, утешение, поддержка.
На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.
Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.
Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.
Однако и сейчас необходимо иметь и воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках.
Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2-7-летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.)
То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.
Учащиеся приводят примеры.
2. Работа с учебником
- А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняются в этом возрасте!
К сожалению, новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где как раз говорится об этом, а затем побеседуем.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900 -)1944, французский писатель, поэт и профессиональный лётчик


Вот как она начинается:
«Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная?- возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».
В этой книге автор делает ещё один грустный вывод:
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.
Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!»
- Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.)
- Конечно, все взрослые - разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие - сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.
Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».
Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»
3. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни «Маленький принц»
- Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)
- Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Микаэл Леонович Таривердиев (1931-1996), советский и российский композитор, Народный артист РСФСР (1986), Лауреат Государственной премии СССР (1977)

Николай Николаевич Добронравов (1928), советский и российский поэт-песенник, Лауреат Государственной премии СССР (1982)

В. Север. Иллюстрация к книге А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Разучивание первого куплета.
- Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.
Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека - и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Всё это было в человеке, но только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни. И нужен был какой- то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.
Продолжение разучивания песни «Продавец зонтиков».
4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»

Ганс Кристиан Андерсен (1805 -1875), датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых
- В Китае, как вы знаете, глава государства - император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки те, кто читал эту сказку?
- Правильно - это «Соловей» Г. Х. Андерсена - сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Эта сказка изложена в ваших учебниках на странице 16. Прочитайте её.

О. Боман. Иллюстрация к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»
Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах все, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.
Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.
И мы видим, что император жесток и своенравен. Каковы же его подданные?
«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.
- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.
- Это мычат коровы,- сказала девочка.- Нам ещё далеко идти.
Немного погодя в болоте заквакали лягушки.
- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчик в молельне.
- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.
И, наконец, запел соловей.
- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот он и сам! - И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.