Художественная литература весне средней группе. Конспект НОД чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников на тему"Весна идет"(средняя группа). Конспект занятия чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольнико

Конспект ННОД

Медведева Наталья Яковлевна

воспитатель 1кв. категория

ННОД Развитие речи

ОО «Развитие речи»

Тема «Чтение стихов о весне»

Возраст детей 4-5 лет

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме.
Задачи:
1.
Учить детей внимательно слушать стихотворение. ;

2. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

3. Формировать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация по теме, солнышко с лучиками, мяч, магнитофон, аудиозапись со звуками природы.

Ход ННОД:

Воспитатель: С колокольчиком хожу

На ребяток я гляжу

Колокольчик заводной,

Кто играть пойдет со мной?

Ребята, давайте встанем все в круг.(Дети образуют круг)

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую.

А вы поприветствуйте наших гостей (Дети здороваются с гостями )

Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»

Дети: В ротике.

Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык ).

Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху ).

Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз ).

Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками ).

Ребята давайте подойдем к окну, я вам прочитаю стихотворение Елены Каргановой

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла Дети: (весна)

Воспитатель: это стихотворение так и называется «К нам пришла весна». Вам понравилось это стихотворение? Скажите, пожалуйста, какие признаки весны описал автор в своем стихотворение.

Ответы детей.

Воспитатель: какой самый первый признак весны?

Дети: ярко светит солнышко.

Воспитатель: а вы хотите чтобы в нашей группе светило свое солнышко? Давайте возьмем лучики и прикрепим его к нашему солнышку, но когда будем прикреплять, нужно сказать какое оно солнышко, согласны.

Дети: берут лучики и прикрепляют к фланелеграфу со словами солнышко(лучистое, круглое, золотое и т.д.)

Воспитатель: какое у нас замечательное солнышко появилось в группе, вам нравиться? Весной начинает припекать солнышко, что происходит?

Дети: начинает таять снег, бегут ручейки, капает капель.

Воспитатель: а вы хотите послушать звуки весны. Воспитатель включает аудиозапись со звуками весны.

Дети по звуку узнают журчание ручейка, звон капели.

Любовь Алейникова

Крыши в кепках, набекрень,
Начинается капель,
С козырьков стекают капли,
Глазки трёт Зима и плачет.
Это солнышко согрело
Зимушку усталую,
И ручьи уносят смело,
В речку воду талую.

Воспитатель: ребята давайте вспомним, что умеет делать ручеек и капель.

Дети: ручеек (бежит, льется, журчит, звенит), капель (капает, звенит, тает).

Воспитатель: снег тает, побежали быстрые ручейки кого они могут разбудить?

Дети: медведя, ежа и т.д.

Воспитатель: ребята мы с вами учили стихотворение Георгия Ладонщикова «Медведь». Давайте его вспомним и дружно, выразительно расскажем гостям. Дети коллективно читают стих.

Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил -
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна.

Воспитатель: молодцы. Весной медведица из берлоги выходит не одна а с медвежонком и у многих лесных животных появляются детеныши. Вы хотите поиграть в игру «Мамы и малыши».

Проводится игра с мячом, дети встают в круг воспитатель кидает мяч и называет маму, например медведица, ребенок возвращая мяч называет детеныша.

Воспитатель: весной природа просыпается и появляются…?

Ответы детей: цветы, травка, листочки

Воспитатель: вы знаете как называется первый весенний цветок.

Дети: подснежник.

Воспитатель: правильно, а вы хотите послушать стихотворение о подснежнике.

Из-под снега, на проталинке,
Самый первый, самый маленький,
Мокролюб, цветочек-вешник -
Распустил бутон подснежник.

(Олег Карелин)

Воспитатель:все ли слова вам понятны в этом стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: мокролюб- означает любит, когда много воды, подснежник и появляется тогда, когда много воды, во время таяния снега давайте вместе скажем мокролюб.

Дети: повторяют.

Воспитатель: вешник – это устаревшее слова, сейчас так не говорят, а говорят весенний, поэтому цветочек – вешник, означает цветочек весенний. Давайте вместе повторим вешник. А как вы думаете такой красивый цветочек можно рвать?

Ответы детей.

Воспитатель: нет нельзя этот цветок занесен в красную книгу. Поэтому он находится под охраной человека.

Физкультминутка проводится с платочками

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель: вы хотите послушать еще стихотворение про весну, которое написала Ирина Токмакова.

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

Воспитатель: вам понравилось это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: а вы хотите выучить это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: вам поможет картинки подсказки. Повторение стихотворение с детьми по мнемотаблицам.

Дети повторяет стихотворение.

Воспитатель: ребята, а что вам понравилось на нашем занятии.

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям выполнить коллективную работу по аппликации на тему: «Весна». Дети выбирают готовые формы и составляют весеннею композицию по мотивам прослушанных произведений.

Открытое занятие для сотрудников ДОУ

по ознакомлению с художественной литературой

в средней группе

Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)

Провела – воспитатель Власова Ирина Тимофеевна

г.Москва, ГОУ Д/С № 2526
Цель – обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:

- Образовательные: учить целостно и эмоционально воспринимать произведения с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Развивающие: развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление, грамматическую, диалогическую и связную речь.

- Воспитательные : воспитывать любовь к природе, умение выслушать собеседника.


Методические приемы:

Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково», рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент, подарки детям.


Оборудование:

Картина Саврасова А.К. «Весна», опорные картинки, схемы, мяч, игрушка – заяц, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, подарки -деревянные лодочки (по количеству детей), портрет писателя Л.Н.Толстого.


Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.

Наблюдения в природе.


Лексический материал:

Х О Д З А Н Я Т И Я:


  1. Организационный момент.
Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Педагог: Дети, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

на полях видны.

Видно, очень теплые

ноги у весны. (И.Токмакова)


  1. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия текста.
Сюрпризный момент.

Воспитатель(незаметно стучит за ширмой):

Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришел…

Воспитатель заглядывает за ширму.

- Что-то он стесняется выходить…А давайте угадаем, кто это:

Длинные ушки,

серое брюшко.

Кто же это, угадай-ка…

Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)
- Правильно, дети. Это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)

- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.

Кажется, он что-то хочет мне сказать…

(Воспитатель подносит зайчика к уху.)

Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.

(Педагог показывает детям подарочный пакет)

Давайте посмотрим, что в нем лежит?

(Педагог открывает сундучок и достает картину Саврасова А.К. «Весна»)

Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими вопросами.


  1. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
– Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ «Пришла весна». А написал его Лев Николаевич Толстой.

(Педагог показывает портрет писателя) Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…

Пришла весна.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу упали…


  1. Словарная работа.
- Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?

(Наступила весна.)

А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)

- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация.)

Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».

Глагол «потекла» . Берется небольшая емкость под наклоном и в нее вливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.

Глагол «пустить» . Берется лодочка, сделанная своими руками, и опускается в воду. В это время воспитатель говорит, что вот так дети пускали лодочки.


  1. Беседа по содержанию . Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением . Педагог уточняет ответы, выставляет опорные схемы на доске.

Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)

Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)

Что делали дети? (Дети бежали.)

Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)


  1. Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом «Назови ласково».

Лексический материал:

доска- дощечки,

лодка – лодочки,

вода – водичка.

лужа – лужицы.


  1. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.
Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ.
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем . Развитие

связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна.

Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.
9. Итог.

– С каким произведением вы сегодня познакомились?

(С произведением «Пришла весна»)

- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

Вы сегодня все такие молодцы, и зайчик приготовил вам сюрприз.

Педагог показывает детям лодочки, сделанные из дерева, и предлагает их пустить по воде.

Используемая литература:
1. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В и др. Центр педагогического образования, Москва, 2008
П Р И Л О Ж Е Н И Е

Опорные картинки к рассказу «Пришла весна»

1.

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4 - 5 лет) по теме «Весна пришла».

Цели:

Образовательные : закреплять знания о смене времен года; дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе; выявлять простейшие причинно-следственные связи; учить детей запоминать и пересказывать небольшой текст, активизировать наблюдательность; учить детей создавать из бумаги кораблики, комбинируя приемы аппликации: срезание угла для получения корпуса кораблика, разрезание прямоугольника по диагонали для получения паруса.

Развивающие : развивать пальчиковую моторику - умение сочетать речь с движениями (мелкими и общими); развивать слуховое и зрительное внимание.

Речевые : формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, умение запоминать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Воспитательные : воспитывать любовь к природе.

Материал : картина «Весна»; мягкая игрушка Солнышко; массажные коврики.

Раздаточный материал : прямоугольники из бумаги, ножницы, клей, клеёнка, салфетка, листы бумаги с изображенным ручейком.

Набор дел :

Рассматривание альбома «Весна»; загадка о весне; пересказ рассказа «Пришла весна, потекла вода»; физкультминутка «Ручеек», Игра «Кораблик плыви ко мне», индивидуальная работа, гимнастика для глаз «Солнышко», наблюдения на прогулке за признаками весны.

Организационный момент .

Подходи ко мне дружок.

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(весной)

Какое время года сейчас на улице?

Какое время года было?

Дети садятся на стулья.

Рассматривание картины .

(Дидактический материал в картинках. Времена года: в городе, в деревне, в природе.)

Посмотрите внимательно на картину.

Какое время года изображено на ней?

Почему вы так решили?

Обратите внимание на небе.

Какое небо весной?

А солнце весной какое?

Что происходит со снегом весной?

Что происходит с деревьями весной?

Каких животных вы видите на картине?

Это какие животные?

А кого из этих животных мы не можем увидеть на зимней картине?

Снег растаял и появились первые цветы.

Как они называются?

Ребята, а кто ещё изображен на картине?

Во что они одеты?

Чем заняты ребята?

Как появились ручьи?

Молодцы!

Когда приходит весна и текут ручьи, всем хочется построить кораблик и поплыть далеко-далеко.

Послушайте об этом рассказ Л.Н.Толстого очень внимательно, будем его пересказывать.(Чтение рассказа ):

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Понравился рассказ? О чем он?

Что сделали дети? Как они играли с лодочкой? Им было весело?

В: Кто хочет об этом рассказать? Вызывает ребенка, который хорошо запоминает и рассказывает. Затем еще двух-трех детей. Помогает: тихо подсказывает слова, поощряет.

Оценивает только положительно.- Молодцы!

Ребята, а вы хотите не только рассказать, что происходит на улице когда приходит весна, но и показать?

Физминутка: «Ручеек».

В: Вставайте парами. Последняя пара проходит под поднятыми над головой руками и встает впереди, сразу сзади другая пара проходит вперед.

«Потекли, как ручеек». Игра длится 30-40 секунд.

В: Вы в парах продолжите играть в занимательную игру «Плыви ко мне кораблик»

Дети встаю около тазика с заранее налитой водой и дуют на кораблик от одного к другому- вдох выдох. Игра длится одну минуту.

В: А теперь мы с вами будем делать кораблики:

Берем голубую цветную бумагу, три прямоугольника из белой бумаги: Из одного прямоугольника дети делают лодочку, срезав углы, другой- разрезают по диагонали - это парус, а из маленького прямоугольника - флажок. Все детали дети наклеивают на голубой лист бумаги.

Молодцы!

Давайте сделаем один длинный ручей. И наши кораблики отправятся в плавание.

Дети выкладывают свои работы на стол, делая длинный ручей.

Рассматривают работы других детей.

Ребята, вы так старались. Ваши глаза устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Солнышко, солнышко!

В небе свети!

Яркие лучики нам протяни!

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам попал.

Солнечный лучик песенку пел

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнышко скрылось,

Ушло на покой.

Мы же на место

Сядем с тобой!

Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.

Руки вперед.

Вытянуть вперед правую руку. Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами. Повторить тоже с левой рукой.

Закрыть глаза.

Сесть на место.

Ребята, вы так много знаете о весне.

А вы зиму с весной не перепутаете?

Давайте проверим:

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

Занятие длится 25-30 мин.

Светлана Воронина
Перспективный комплексно-тематический план средней группы по образовательной области «Чтение художественной литературы»

Тема : «Милая, любимая мамочка моя»

Цель : формировать представления детей о труде и профессии своих мам и женщин детского сада; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме,заботиться доставлять радость своими поступками, действиями. Тема : «Мама» В. Шуграева. Чтение стихотворения Е . Благининой «Вот какая мама!» у Д/И «Что лишнее?» Чтение стихов к празднику 8 Марта.

Чтение рассказа Л . Воронкова «Что сказала бы мама?» Дружинин М «Я решил сварить компот » в Игра «Приготовим борщ, компот »

Тема : «Во что я люблю одеваться»

Цель :формировать представления детей об одежде,её связи с сезоном, возрастом, о материалах,из которых она изготовлена, и их качестве; показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года; воспитывать бережное,аккуратное отношение к своей одежде и одежде других. Тема «Научу брата обуваться» Е. Благинина. Чтение стихотворения Л . Г. Парамоновой «К одежде относятся…» у Игра «Как нужно ухаживать за одеждой?» Театрализованные мастерские (изготовление шапочек – масок)

Рассмотрение одежды, в которую ты одет. пр Игра «Одень на прогулку куклу»

Составление рассказа по сюжетным картинкам. в Игра «Распредели одежду по времени года»

Тема : «Встречаем весну и пернатых друзей»

Цель : расширять представления детей о характерных признаках весны; учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширять представления детей об образе жизни птиц весной . Тема : «Март» П. Образцова . Чтение рассказа Г . Снегирев «Скворец» у Разучивание стихотворения З. Александрова «Капель» Совместно с родителями изготовление скворечников.

Рассмотрение первых пернатых птиц. пр Инд. беседа «Какие птицы прилетают весной и зачем?»

Чтение стихотворение И . Белоусов «Милая певунья» в Игра «Времена года»

Тема : «Наши добрые дела»

Цель : Сказать детям, что добрые и хорошие люди, окружающие их- люди, которые хорошо трудятся, заботятся о других и всегда готовы помочь, они веселые, честные и правдивые. Тема : «Краденое солнце» » Чтение стихотвренияС . Маршак «Рассказ о неизвестном герое» у Игра «Полечим больную куклу» Оформление самодельных книг.

Ухаживание за кошкой. пр Инд. беседа «Кто нуждается в заботе?»

Чтение стихотворения Г . Цыферов «Жил на свете слоненок» в Ремонт книжек- малышек.

Неделя, тема,цель. Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями воспитанников.

Непосредственно организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов.

Тема : «Деревья весной»

Цель : закреплять представления о названии и об основных частях растений, учить видеть их характерные особенности, ввести названия растений в активный словарь, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Тема : «Черёмуха» Е. Благининой. Чтение произведенияМ . М. Пришвина «Этажи леса» у Игра «Эти детки, с какой ветки?» Совместный уход за деревьями на участке детского сада.

Сравнение почек тополя и ивы. пр Рассмотрение стволов разных деревьев (березы, клёна, тополя)

Чтение стихотворения С . Маршак «Праздник леса» в Игра «Деревья и кусты»

Тема : «Космическое путешествие»

Цель : формировать представление детей о Солнце и звездах, планетах , их разнообразии и размерах ; развивать познавательный интерес детей, речь, мышление, воображение . Тема : «12 апреля –День Космонавтики» . Чтение стихотворение Г . Лагздынь «Космонавт» у Рассматривание фотографий, картинок о космосе. Оформление тематических альбомов.

Беседа о космосе. пр Инд. беседаозвездах.

С/Р игра «Мы космонавты» в Изготовление атрибутов к игре.

Тема : Какая у меня есть мебель?»

Цель : Формировать представление детей о мебели (кресло, диван, стул, шкаф и др.) её функциях и свойствах; качество материалов из которых она изготовлена; Тема : «Мебель для куклы» Чтение произведения З . Александрова «Прятки» , «Купила кровать» у Заучивание с детьми считалку «У стола 4 ножки….» Консультации для родителей «Как правильно подобрать мебель для ребенка , его возраста»

Рассмотрение деревьев на участке. пр Инд. беседа «Из чего делают мебель?»

Беседа : «Из чего делают мебель?» в Воспроизведи рисунок мебели из палочек.

. Тема : «Дети-друзья природы» Цель : расширять представления детей о характерных признаках весны. учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах, развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Тема : «Я по лесу зеленому бреду»

Чтение рассказа «В небе тучи поспорили» у Рассмотрение на картинках подснежников и других ранних цветов. Литературные викторины .

Наблюдение за природными изменениями весной. пр Инд. беседа «Как изменились облака

Чтение рас . Л. Толстого «Пришла весна» в С/Р и «Морское путешествие»

Неделя, тема,цель. Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями воспитанников.

Непосредственно организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов.

Тема : «О труде в саду и огороде»

Цель : расширять представление детей о труде людей в селе в весеннее время года, развивать речь детей. Тема : «Наш сад» Чтение рассказа Г . Лагздынь «На дачу» у Инсценированная игра «Сам копай, сам сажай – сладок будет урожай» Литературные конкурсы .

Поливка саженцев. пр Игра-эксперимент с водой.

Чтение стихотворения Я . Дегутите «Склонила тяжелую голову рожь» . в Отгадывание загадок.

Тема : «Цветы нашего участка»

Цель : закрепление представления о названии и основных частей растений; учить видеть их характерные особенности,ввести название цветов в активный словарь.

Тема : «Ромашка» Чтение стихотворение О . Высотская «Одуванчик» у Заучивание стихотворения «Цветовод» Семейное посещение библиотеки.

Рассмотрение цветов на участке детского сада. пр Создать радостное и весеннее настроение.

Чтение стихотворения М . Познанская «Ромашка» в Рассматривание сюжетных картинок.

Тема : «Путешествие в мир насекомых»

Цель : расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках, развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. воспитывать бережное отношение ко всему живому. Тема : «Муха-Цокотуха» Чтение «Муравейник зашевелился» В. Бианки. у д/и «Муравьи» Советы родителям

Наблюдение за муравьем. пр Рассмотрение бабочек

Беседа : «Зачем насекомом яркая окраска. Чтение стихотворения Г . Лагздынь «Поющий день» в Нахождение сходства и различия в насекомых.

Тема : «Лето»

Цель : «Закрепить знания о времени года-лето, его признаках, развивать умение сравнивать, анализировать.

Тема : «Веселое лето» В Берестов Чтение стихотворения И . Суриков «Лето»

у Игра «Опишите лето, какое оно»

Консультации для родителей «Лето-радость и опасность»

Рассмотрение цветов, бабочек,пчел. пр Отгадывание загадок.

Чтение стихов о лете . в Рассмотрение сюжетных картинок.

Воспитатель

Цели: закрепить знания детей о времени года «весна», продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения-пластилинография.

1. Образовательные:

Закрепить умение выделять признаки весны;

Активизировать предметный словарь по теме «весна»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей

Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

2.. Развивающие:

Продолжать развивать связную речь детей,

Развивать двигательную активность

Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию

Развивать мелкую моторику рук

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем;

Материал:

Плотный картон оранжевого, розового, жёлтого цвета.

Пластилин синий, белый, зелёный.

Доска для лепки

Иллюстрация с изображением подснежника, сосульки, сюжетные картинки «Весна», мяч, сосульки, тазик.

Предварительная работа. Беседы о весне, о первых цветах, о приметах весны. Заучивание загадок, стихов о весне, чтение сказок, рисование цветов, сюжетно-ролевая игра «Путешествие по весеннему городу».

Прослушивание музыки «Времена года».

Составление описательного рассказа "весна".

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята! Послушайте стихотворение.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лед,

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет!

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне). Как вы это поняли? (Ответы детей: пригревает солнце, день становится длиннее ночи, снег становится грязным, рыхлым, начинает таять, капают сосульки, из теплых стран возвращаются птицы… Воспитатель помогает детям, зачитывая строки стихотворения). Молодцы ребятки, а как называется первый весенний месяц? (Ответы детей). Какие еще месяцы придут вслед за мартом? Сколько всего месяцев бывает весной? Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»

2. Дидактические игры. Загадки.

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает загадку о разных временах года.

1. Дел у меня не мало-

Я белом одеялом

Все землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома

Зовут меня. (зима)

2. Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (весна)

3. Я соткана из зноя, несу тепло с тобою, я реки согреваю,

Купайтесь! Приглашаю.

И любите за это, вы все меня. Я. (лето)

4. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

5.Яркая стоит погода.

Рано солнышко встает.

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо, Землянику поспевай,

Не ленись, да собирай.

Ответ (лето).

6.Расчудесная погода

Улыбается природа!

Изумрудная пора

Рада, рада детвора!

Солнышко румяное,

Утречко туманное.

Ответ (лето).

7.Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ (осенью).

8.Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла.

Ответ (весна).

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Сосульки летом … (не бывает) капель летом … (не бывает

А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние словечки». Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)

2. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)

3. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

4. Светлый, весенний, солнечный, погожий … (день)

5. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)

6. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)

7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).

Как хорошо вы знаете все приметы весны. Значит, вы без труда отгадаете мои загадки.

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в … (ручей)

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется … (трава)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький … (подснежник)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли … (почки)

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к вам пришла … (весна)

3 Физкультминутка «Пришла Весна»

Давайте покажем, как к нам весна идет.

Если речка голубая пробудилась ото сна (руки через стороны вверх, потянулись)

И бежит в полях, сверкая, (прыжки на месте)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна, (приседания)

И поет пичужек стая –

Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна, (наклоны головы к левому-правому плечам)

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной
(Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая).

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку).

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Давайте проверим. (Роняю). Значит, она, какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло).

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает).

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос).

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Воспитатель: Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы.

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети: Это подснежник.

Воспитатель: в марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - первый мартовский цветок.

Воспитатель: Верно, а кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети: Подснежник появляется из-под снега; он распускается, он белый, как снег…

Воспитатель: Верно, он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный!

Воспитатель: Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут и долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением. И мы сейчас с вами это сделаем.

4. Практическая часть:

Рассматривание иллюстрации с изображением подснежника, выделение частей (стебель, листья, цветок)

Стебельки: Скатать тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе.

Листики.: Скатать тонкую колбаску зеленого цвета, пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики у стебелька, расплющить, закрепить на основе.

Лепестки подснежника: скатать колбаску белого цвета, заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок. Точно так же изобразить другие подснежники.

Разминка для пальчиков: «Ладошки»

Вот у нас игра какая

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой левую ладошку

Мы похлопаем немножко

А потом ладошкой левой

Ты хлопки по правой делай.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.

По коленкам - шлеп, шлеп шлеп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай.

Можем хлопнуть за спиной

Хлопаем перед собой!

Справа можем, слева можем!

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя

Вот какая красота!

Дети выполняют задание.

5. Итог занятия.

Ребята, весенние приметы мы с вами назвали, загадки о весне отгадали, показали, как весна идет, поиграли в весенние словечки, сделали картину.

Ребята, а зиму с весной не перепутаете?

Сейчас проверим.

Зима ушла, а весна - … - пришла.

Зима холодная, а весна - … - тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - … - греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

Вот сколько всего успели сделать. Что вам больше всего понравилось?

Что мы делали сегодня на занятии?

Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Молодцы, все сегодня хорошо поработали.