Примерный развернутый конспект по изо с детьми. План-конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему. Выставка работ учащихся и обсуждение

Нестерова И.А. План-конспект урока ИЗО // Энциклопедия Нестеровых

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Составление план-конспекта урока ИЗО

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

Цели урока:

Обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

Прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

Учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

Иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Для учащихся:

Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Нравится ли эта картина?

Объясните почему?

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

О чем вы расскажите дома?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р.п Красные Баки, Нижегородской области.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА»

Работу выполнила:

Педагог дополнительного

образования первой категории

Маякова Людмила Витальевна

Красные Баки

201 3 г.

Конспект открытого занятия по изобразительному искусству Тема «Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета.»

Тема занятия: усвоение нового материала: « Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета».

Цели занятия:

Развивать у обучающихся представления о тёплых и холодных цветах, цветоведение;

Познакомить обучающихся с значимостью контраста, обогатить опыт их видения цветом и цветовыми сочетаниями;

Воспитывать аккуратность при работе с красками, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Таблица с изображением основных цветов.

2. Композиция на сочетание тёплых и холодных цветов с преобладанием жёлтого в одном случае и преобладанием синего цвета в другом.

3. Рисунок на контраст тёплых и холодных цветов.

4. Альбом, гуашевые краски, кисти.

План занятия:

1. Орг. момент – 2 мин

2. Постановка целей урока -1 мин

3. Объяснение нового материала – 10 мин

4. Демонстрация наглядного материала – 5 мин

5. Самостоятельная работа – 20 мин

6. Проведение анализа работ – 6 мин

7. Подведение итогов – 1 мин

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверьте, на столе у вас должен быть альбомный лист, гуашевые краски, кисть и баночка с водой, тряпочка для кисточек.

Ребята, тема нашего занятия «Цвет – как средство выражения. Тёплые и холодные цвета».

Цвет он вносит яркость в создаваемый образ. Цвет предмета представляет собой мозаику, составленную из цветных пятен.

Ребята, а вы помните 3 основных цвета спектра? (жёлтый, красный, синий)

Правильно. Смешиваясь они образуют оранжевый, фиолетовый и зелёный

цвет (на доске таблица)

Художники договорились, например, синюю, голубую, фиолетовые краски считать холодными. А красную, жёлтую, оранжевую – тёплыми красками. Это, наверное, потому, что тёплыми красками можно нарисовать огонь, солнышко, цыплёнка. А холодными красками – хмурый день, дождик.

А сейчас я вам расскажу сказку. Жили-были на свете две девочки подружки, одну звали Снегурочка, а другую девочку Весна. Каждый год они встречались когда на смену холодной зиме приходила тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляли ковёр из своих цветов. Среди множества красок у каждой из них была одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могли любой цвет превратить в холодный или тёплый. Чтобы краски превратить в холодные, Снегурочка опускала в них маленькую синюю льдинку. Весна же наоборот, зажигала краски лучом солнечного жёлтого цвета, превращала их в тёплые, поэтому тёплые цвета всегда связывают с солнцем и называют солнечными. У девочек был ещё один секрет – расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу быть ярче, громче звучать, становиться сочнее. Но существовал между ними и спор. Никак подружки не могли решить – как же назвать зелёный цвет? Дело было в том, что зелёный цвет состоит из двух: тёплого жёлтого и холодного – синего цвета. Значит, если, замешивая зелёный цвет, Снегурочка, положит большую льдинку, он станет более холодным, но если Весна большим жёлтым лучом осветит синий, то получившийся зелёный цвет станет тёплым, радостным. Действительно, тёплые цвета воспринимаются как более солнечными, более радостными, счастливыми и весёлыми, в то время как холодные воспринимаются в некоторой тревоге, загадочности,таинственности, грусти и печали.

Демонстрация пособий:

Ребята, посмотрите на это композиционное сочетание тёплых и холодных цветов. Какой цвет преобладает в первом случае? (жёлтый)

Во втором? (синий)

Хорошо.

Прежде чем, вы приступите к практической работе, давайте повторим какие цвета относятся к тёплым? (красный, оранжевый, жёлтый)

А почему эти цвета назвали тёплыми? (так как этими красками можно нарисовать огонь, солнышко, цыплёнка)

Правильно. А какие цвета относятся к холодным? (синий, голубой, фиолетовый)

А почему их назвали холодными? (так как этими красками можно нарисовать холодный день и дождик.)

Хорошо. А сейчас, ребята, вы приступите к практической части. Вы должны будете изобразить ковёр из цветных лоскутков, которые составляли Снегурочка и Весна. Заполняя при этом весь лист, используя сочетание тёплых и холодных цветов, переданных большими мазками и расположенных рядом для большей выразительности и звучания.

Всё понятно?

Тогда приступайте.

(Во время работы педагог проходит по кабинету, наблюдает за работой обучающихся, даёт советы). После того, как занятие подошло к концу, проводим выставку готовых работ и их анализ.

Посмотрите, ребята, какая чудесная выставка у нас получилась. Каждая работа передаёт настроение своего автора. В некоторых работах преобладают тёплые цвета.

А какое настроение отражено в этих работах? (весёлое, радостное)

А кто мне покажет те работы, в которых преобладает холодный цвет?

Ребята, а здесь какое настроение отражено? (грустное, печальное)

Ребята, а на ваш взгляд, какая работа передаёт самое весёлое настроение?

А какая, самое грустное?

А теперь подведем итоги нашего занятия методом «цветопись»

Красный – занятие понравилось

Жёлтый – занятие не очень понравилось

Зеленый – занятие не понравилось

Ребята, вы очень хорошо работали на занятии, молодцы!

Занятие окончено.

Список литературы.

1.В. Визер. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.- СПб.: Питер,2006. – 192 с.: ил.

2. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов /Сост. Г. Г. Виноградова. – М. : Просвещение, 1990. – 175 с. –(Б-ка учителя изобразит. искусства).

3. Интернет картины в теплых и холодных тонах.

Козлова Ирина Григорьевна

МОУ СОШ р.п Соколовый Саратовского района

Учитель Изобразительного искусства

План-конспект урока по изобразительному искусству

класс: 5

27 урок

на тему: «Мой сияющий мир»

Выполнение эскиза росписи пасхального яйца

Учебник

«Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, Л.А.

Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерский -М: Просвещение 2011 г.

Цели урока:

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Расширение понятийнойбазы за счет включения в нее новых элементов

Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и внимание,

- познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.

Задачи:

Личностные:самоидентификация; самоуважение и самооценка

Формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Метапредметные управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и

Самостоятельность, речевая деятельность; навыки сотрудничества

Предметные: Учащиеся научатся понимать значение древних корней народного искусства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства.

Тип урока:

Урок «открытия – нового знания»

Оборудование:

Для учащихся:

лист бумаги

ф-А4, шаблон яйца 2 шт. (маленький и большой), карандаш, краски (гуашь),

кисти №3, 4, 5,

салфетки, банки с водой, ластик;

для учителя:

ЭОР Мультемедийная установка, компьютер, презентация «Мой сияющий мир», конспект, нарисованная корзина с двухсторонним скотчем в середине.

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1 этап Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Демонстрация слайдов

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Принимают учебную цель и задачу

Поиск решения учебной задачи

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3 этап Моделирование

Организует пробную работу на шаблонах, обсуждение составленных моделей

Фиксируют графически пробную работу. Осуществляют самоконтроль

Построение ориентированной

основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Воспринимают ответы обучающихся. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия

Построение логической цепи

Диагностическая работа, оценивание выполнения каждой операции

Участвуют в обсуждении содержания материала. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций

Творческая практическая деятельность

Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу

Осуществляют самоконтроль Выполняют работу, анализируют и оценивают результат.

Контроль

Контрольно-оценивающая деятельность

Осуществляют пошаговый контроль по результату. Рефлексия своих действий

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Вопросы учителя:

Посмотрите, ребята на картинки (Слайд № 2), и скажите, что может их объединять?

В процессе ответов учащиеся приходят к выводу о теме урока – будем

расписывать пасхальные яйца.

А знаете ли вы, откуда пошла традиция, расписывать яйца? (Слайд № 3-4)

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно. - Почему именно яйцо, а не яблоко или груша?

Яйцо, как священная эмблема, каждого народа на Земле. Откуда этот вселенский символ? - Для человека разумного яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом, т.е. яйцо сотворение мира, начало мира. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить, т.е расписать.

Почему славяне считали яйцо символом Вселенной?

Дети с учителем формулируют вопрос- проблему, на который нужно ответить. (Слайд № 5)

На слайде № 5 открывается текст.

Славяне его также видели и считали, что

скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, желток – земля.

Вот и получилась Вселенная.

Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных.

А вот как это делали, мы сейчас с вами и догадаемся:

Слайд № 6

А как вы думаете, почему этот способ украшения яйца называется «Крашенка»?

Открывается текст

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.

Слайд № 7

А как вы думаете, почему этот способ украшения яйца называется «Крапанка»?

Открывается текст

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым

Слайд № 8

А от какого слова произошло это название?

Открывается текст

Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.

Слайд № 9,10

Открывается текст

Дряпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть и ещё так называемая «прорезная роспись» - это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.

Слайд № 11,12

- Писанки с мережками

Стали обережками,

В них мечта записана –

Зло сбивает писанка

Почему такое странное название?

Открывается текст

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Какие основные цвета орнамента Писанок? (Слайд № 13)

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный.

Слайд № 14

Из чего ещё делались пасхальные яйца?

Открывается текст

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

Слайд № 15

А это что за странное название?

Открывается текст

Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества

Пробная работа учащихся

На маленьких шаблонах выполняется пробная роспись яйца.

По завершению работы дети прикрепляют на зафиксированную, на доске корзину.

Проводим обсуждение «Что получилось, а что нет?»

Практическая работа учащихся.

На листе А4 учащиеся выполняют эскиз расписного яйца.

1. Эскиз можно сделать на листе с помощью большого шаблона.

2. Нарисовать яйцо самостоятельно.

3. Нарисовать на большом шаблоне

Учащиеся выполняют работу, контролируют и оценивают результат.

Учитель устно выставляет оценки.

Выставка работ учащихся и обсуждение

Несколько учеников выходят к доске и рассказывают о своей работе.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились.

Закончите фразу:

Я знаю…

Для меня стало открытием…

У меня получилось…

Поставьте оценки в дневники.

Домашнее задание: Подобрать иллюстра­тивный материал русских народных сказок с изображением людей или животных в образах людей.

План-конспект урока по изобразительному искусству в 1 классах.

Тема урока: У лукоморья дуб зеленый. Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве .

Тип урока: комбинированный.

Цель: Познакомиться со сказочным и фантастическим образом дерева; Выполнить образ древа жизни и его элементов.

Задачи:

Предметные : смогут составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении дерева в ис-ве; использовать выразительные возможности художественных материалов.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам;

Оборудование урока:

    для учителя: компьютер, экран, проектор

    для учащихся: 1 лист бумаги формата А4, гуашь, кисть №8, кисть №3, украшения (стразы, цепочки)

УМК:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Изобразительное искусство, 1 класс

Ход урока:

1.Орг. Момент

(1 минута)

Приветствие, фиксация отсутствующих

Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока цели.

(5 мин)

- Ребята, а вы любить стихи?

Ребята, а какие вы знаете стихи А.С. Пушкина?

Поднимите руки, кто знает стихотворения « У лукоморья дуб зеленый?»

Ребята, а давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Кто желает ее назвать? Откройте учебник на странице 117.

Посмотрите рисунок, что вы на нем видите?

Верно, как вы думаете? Чем мы будем сегодня занимать?

Отлично, ребята! Сегодня мы рассмотрим образ в искусстве и изобразим наше сказочное дерево.

Отвечают на вопросы.

Поднимают руки.

Сообщают тему урока.

Дерево, дуб и т.п.

Рисовать дерево!

3. Изучение нового материала

(10 мин)

Дерево, «древо жизни», - один из вечных образов искусства. Дерево согревало, кормило, обувало. Из дерева строили дома и храмы, корабли,

изготавливали посуду и мебель.

ВСПОМНИ.

В каких живописных пейзажах главными героями были деревья? В каких изделиях народные мастера выявляли красоту дерева?

ПОЛЮБУЙСЯ, как в народной росписи дерево, «древо жизни» изображено сказочным цветком. Это пожелание счастья и добра.

В. ШУМАКОВА.

Дерево. Пасхальная композиция. Дерево. Народная роспись.

Учитель показывает мультфильм: « У лукоморья дуб зеленый» (Приложение 1 )

По предложению учащиеся читают отрывок из учебника

Отвечают на поставленные вопросы

Смотрят на иллюстрацию в учебники, которая поможет сформировать образ будущего рисунка для выполнения творческого задания

Учащиеся смотрят презентацию, которая поможет им выполнить творческое задание

4. Физкультминутка.

(3 мин)

Следующие упражнения необходимы вам для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно. Упражнение выполните 8–10 раз.

Учащиеся выполняют упражнение

6.Творческое занятие (15 мин).

Вам предстоит создать образ «древо жизни». Мы показали, как можно его изобразить, что можно на нем нарисовать.

Использовать можете любые краски и декоративные элементы (пуговки, цепочки, стразы).

Ребята, а как вы думаете, почему мы можем использовать любые краски?

Расположите лист, так как вам удобно (вертикально, горизонтально).

Приступайте к выполнению заданий.

Учитель контролирует процесс выполнения задания и помогает учащимся выполнить работу.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся выполняют пошагово требования

Выполняют работу

7. Подведение итогов, рефлексия

(6 мин)

Учитель организовывает выставку творческих работ.

Что вы сегодня узнали на уроке? Для этого откройте учебник на странице 118.

Рефлексия

Учащиеся оформляют выставку творческих работ, затем приводят рабочее место в порядок.

Открывают стр. 118, формулирую ответ на поставленный вопрос

Учащиеся выбирают смайлик настроения

Приложение 1:

Мультфильм: «У лукоморья дуб зеленый, сказки Пушкина»

Конструкт занятия

Тема занятия: «Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета»

Класс: 2

Тип: комбинированный

Вид занятия: беседа по искусству, тематическое рисование

Цель: формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета.

Задачи:

Планируемый результат: готовый весенний пейзаж с заданным временем суток

УУД:

Личностные: формирование мотивации и целенаправленной познавательной потребности в художественно-познавательной деятельности, направленной на получение знаний о цветах, в частности глухих и звонких, композиционных умений.

Регулятивные : формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с подготовленным учителем материалом; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевой анализ в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Материалы и оборудование

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, сигнализаторы, наглядный материал.

Для учащихся: акварель, кисти, листы бумаги

Ведущий вид деятельности : продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, наглядные, практические.

Функция учителя : ведущий, консультант, управляющий.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

Проблемного обучения

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

ИКТ - технология (презентация, работа с компьютерами).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Формирование УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Я очень рада с вами снова встретиться. Напомню, что меня зовут Валерия Александровна. Все готовы к уроку?

Проверка готовности домашнего задания, если есть неготовые, то раздать заранее подготовленные эскизы для работы.

Личностные

Способность к самооценке

II . Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут «говорить». Научимся понимать «язык разноцветных красок».

Так же мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать весенние пейзажи.

Ребята, а вы помните о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Правильно, о теплых и холодных цветах. А сегодня узнаем еще одну группу цветов- глухие и звонкие. Как вы думаете, какие это цвета? (Глухие и звонкие цвета – это оттенки одного и того же цвета, которые различаются по яркости и насыщенности. Например, ярко-желтый будет звонким по отношению к светло-лимонному оттенку).

Познавательные

Регулятивные

Личностные (смыслообразование)

III . Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы

Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?

Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Голубым огнем, зеленым

Загорелись сосен кроны,

Мир зарею обновленный,

Встрепенулся, ожил вдруг.

Алою зарей плененный,

Обновленный, удивленный,

Алый, голубой, зеленый,

Разноцветный мир вокруг.

(Т. Курбатова «Утро»)

Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?

А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).

Познавательные

Коммуникативные

Аргументация своего мнения

IV . Реализация построенного проекта

После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)

Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?

(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)

Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Коммуникативные

Познавательные

V . Первичное закрепление материала

Физ-минутка:

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

Учащие выполняют задания. Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.

При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорные модульные таблицы.

Познавательные

Преобразование информации

Коммуникативные

Аргументация своего мнения

VI . Включение в систему знаний и повторение

В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?

Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?

С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?

Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?

Познавательные

VII . Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

Работа с сигнализаторами.

Сложно ли было смешивать цвета для получения нужного вам оттенка?

Испытывали ли вы трудность в передаче цветом определенного времени суток? Почему?

Будете ли вы использовать полученные знания в дальнейшем, на разных уроках?

Понравился ли вам урок в целом?

Домашнее задание: закончить работы.