Сочинение на тему обломов и ольга ильинская в романе обломов, гончаров читать бесплатно. История любви обломова и ольги в современном литературоведении

Роман Гончарова «Обломов» является значительным философским произведением. В нем автор раскрывает самую суть жизни, которая бурлящим, струящимся потоком проходит мимо главного героя, а он ее даже не замечает.

Ильинской занимают в романе особенное место. Здесь происходит встреча двух личностей и случается проверка ценностей, мнений, взглядов. Читатель с большим интересом наблюдает за развитием большого чувства, печалится, когда оно угасает. Данная статья призвана рассмотреть причины личностного кризиса Ильи Ильича и его взаимодействие с Ильинской.

Первая встреча

Впервые Обломов и Ольга встречаются благодаря Андрею Штольцу. Кто как не сумел вытащить домоседа Илью Ильича из квартиры! Спустя несколько дней после приезда он решил навестить барышню и взял с собой Обломова. По всему было видно, что молодые люди понравились друг другу. Во всяком случае Обломов выражал явную заинтересованность. Нельзя сказать, что именно первая встреча каким-то образом повлияла на их дальнейшие отношения, но она стала началом долгого душевного испытания, породившего массу переживаний.

Зарождение чувства

Отношения между Ольгой и Обломовым начинаются постепенно. Наверное, быстро вспыхнуть чувство и не могло у Ильи Ильича: он так много размышлял, анализировал, точно пытался взвесить каждую маленькую деталь. Большое впечатление на него произвело пение девушки. Они вместе слушали «Каста дива», и волнующие нежные мечты находили отклик в его сердце. Отношения Обломова и Ольги исполнены возвышенного чувства и нежной восторженности. Казалось, такое восхищение возможно испытывать только в юности, когда душа наиболее открыта к сердечным подвигам.

Как любит Илья Ильич

Развитие отношений Обломова и Ольги происходит очень красиво и необычно. Илья Ильич поражен природной грацией девушки, он очарован ее улыбкой, красотой и духовным богатством. Ведь как поразительно она умела понимать самые обыкновенные вещи! С ней можно было говорить часами, беседуя на самые разные темы. Обломов смотрит на нее завороженными глазами: она представляется ему чудом, даром, данным свыше. Барин долго не может решиться начать ухаживать за ней, так как не уверен в собственной привлекательности, в том, что может быть ей интересен. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы завоевать ее расположение, а просто любуется ее близостью.

Илья Ильич любит самозабвенно, с исступлением, до боли в груди. Несмотря на все это, он не решается объясниться с возлюбленной, не спешит делать ей предложение. Даже тогда, когда в тишине вечернего сада прозвучало робкое Ольгино «люблю», он не смел принимать это всерьез. Не потому, что не верил в искренность девушки, а от того, что считал ее прелестным ребенком, который еще себя не знает. Обломов слишком много рассуждал о природе любви, выдумывал себе причины, по которым они с барышней не могут быть вместе.

Глубина душевных переживаний главного героя потрясает. Ильинской наполнены небывалой чистотой, душевной теплотой и подлинным стремлением узнать друг друга лучше.

Как любит Ольга

С самого начала знакомства барышня проявляла интерес к барину. Он представлялся ей загадочной личностью, она восторгалась глубиной его мысли. Единственное, что ей в нем не нравилось, - это привычка спать днем. Такую его особенность она желала бы исправить, подвергнуть искоренению. С особым восторгом девушка представляла себе, как он отучится лениться, и в том будет только ее заслуга. Она воображала себя прекрасной учительницей, из любви к которой должен поменять свой характер взрослый мужчина. Конечно, наивность Ильинской можно простить в силу ее юного возраста.

Отношения Обломова и Ольги продолжались ровно до тех пор, пока страх и недоверие не погубили это теплое чувство.

Письмо Обломова

Свои сомнения относительно их совместного будущего Илья Ильич запечатлел в длинном послании к Ольге. В то время дело уже практически шло к свадьбе, и даже Захар едва ли сомневался в том, что скоро произойдут значительные перемены. Находясь в состоянии порыва, точно пребывая в малодушном анализирует ситуацию и приходит к выводу, что барышня принимает его не за того, кого хотела бы видеть перед собой.

Он уверен - ей нужен другой, рыцарь, который будет совершать во имя нее подвиги и сыпать ласковыми речами, а теперь девушка жестоко ошибается. Илья Ильич даже готов пожертвовать собственным чувством, лишь бы она стала счастливой. Развитие отношений Обломова и Ольги постепенно сходит на нет. Барин не верит в собственные перспективы, в глубине души считает себя недостойным любви, потому и отказывается. Пока писал то злополучное письмо, он плакал, как ребенок. А когда послание было отправлено, Илья Ильич не выдержал и тем же вечером отправился к Ильинской, чтобы объясниться с ней.

Разрыв отношений

Отношения Обломова и Ольги и не могли продолжаться долго. Нужно было что-то предпринять, сделать определенные шаги, коих не последовало из-за нерешительности Ильи Ильича. Можно сказать, что Обломов просто не стал дожидаться, когда Ольге надоест общаться с ним, и предпочел первым прекратить тревожное, болезненное чувство. Дело в том, что любовь звала его, побуждала к тому, чтобы преобразить свою жизнь, хотела заставить его измениться, а он, напротив, всеми силами души обнаруживал неготовность к подобным переменам.

Таким образом, отношения Обломова и Ольги потерпели крах. Они начались так красиво и многообещающе, а закончились слезами, принесли за собой невыносимую боль. Причиной тому послужила неготовность с той и другой стороны принять от судьбы щедрый подарок и быть благодарными.

Считается, что любовь преображает человека. Истинное чувство помогает высветить в человеческой личности все лучшее, что в ней заложено природой, воспитанием, прожитыми годами. Так ли это в случае Обломова - героя одноименного романа Гончарова?

Кто он, наш герой? Русский барин, которому в момент знакомства с ним читателей около тридцати двух-трех лет, «приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Инертность, апатия, боязнь всякой деятельности - вот результат воспитания, когда мальчика растят, как «экзотический цветок в теплице», не позволяют шага шагнуть самостоятельно, изнеживают и балуют сверх всякой меры. Учение вызывает тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при первом же удобном случае.

Любимое времяпрепровождение выросшего Обломова - лежание па диване в пустых мечтаниях и сладкий сон. Он мучается от сознания т ого, что у него не хватает силы воли, чтобы сдвинуться с места, и он просит своего деятельного друга детства Штольца помочь ему: «Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь». Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, а уезжая за границу, «завещал Обломова ей, просил приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома». Так в жизнь Ильи Ильича Обломова входит Ольга.

Она не была красавицей. «Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Ольга - чужая в своей семье, но в ней есть ум и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. И Обломов воспринял Ольгу как воплощение некой мечты, увидев в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую.

Их отношения позволяют нам глубже понять характер Обломова. Что же находит в нем Ольга? Она видит отсутствие цинизма, способность к сомнению и сочувствию. Она ценит его ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые чужды и ей. Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: поэтически расцветающая любовь и «просветительская» миссия Ольги. Ей хочется помочь этому болезненно неспособному к действию человеку. Она мечтает, что «укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил...». Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о своем влиянии на Обломова, о своей «миссии». Ей нравится сознавать себя в роли «просветительницы»: ведь она, женщина, руководит мужчиной! Любовь станет для нее долгом, а потому уже не сможет быть ни безоглядной, ни стихийной. Полюбить, чтобы перевоспитать, «из идейных соображений» - такого в русской литературе еще не было. Влюбленность Ольги - своеобразный эксперимент. Но почему-то этот эксперимент заставляет чаще биться ее сердце. «Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета: считала это уроком, назначенным свыше».

Такова в своей любви Ольга Ильинская, а что же Обломов? При первой же встрече он сам не свой: его беспокоит ее взгляд, и он гадает, почему она так смотрит на него. Он не может лгать и с досадой на самого себя признается, что немного ленив. И чем дальше развиваются отношения молодых людей, тем искреннее становится он. Меняется весь образ его жизни: он с удовольствием ходит в гости к Ильинским, завороженно слушает пение Ольги, много и подолгу гуляет, он не ужинает и забыл о послеобеденном сне. Ему стыдно перед самим собой за то, что он не читает, - он берется за книги. Обломов вдруг осознает ненужность, бесцельность своего существования.

Как со всяким влюбленным, с ним постоянно образ любимой. «А Обломов, лишь проснется утром, первый образ в воображении -образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал - она тут, тут». Он следил теперь за своей одеждой. Беззаботность покинула его в тот момент, когда она первый раз для него пела. «Он уже жил не прежней жизнью...» Он делает вывод: «Любовь - претрудная школа жизни». Но все эти изменения не выходили «из магического круга любви», а дело оставалось лишь намерением.

Молодым людям не суждено быть счастливыми, потому что Ольга любит Обломова не такого, какой он есть, а такого, каким хочет его сделать: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и гибнешь!»

Мучительно расставание героев. Ольга, искренне любящая Илью, вложившая столько сил в его воскрешение к активной жизни, оплакивает и свой душевный труд, пропавший даром, и свои воспоминания о прогулках в парке, ветке сирени, обо всем том, что приросло к сердцу. Отрывать все это невыносимо больно. Но она не в силах принять (и трудно винить ее в этом) ту малость, которую только и может предложить Обломов: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

Почему же не складываются отношения у молодых людей? Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен хотя бы ради их будущего семейного счастья решиться на дело. Но на дело воли у Обломова нет. Он сам знает имя зла, которое губит его любовь, рушит возможное счастье. Имя этому злу - обломовщина.

Если Штольц - антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги. Различны их социальный круг (одна - дворянка, другая - мещанка), социальное положение (незамужняя девица и вдова с детьми), уровень образования. Но главное их отличие в психологии восприятия своего женского предназначения. Ольга стремилась быть ведущей по отношению к мужчине, а Агафья Матвеевна - существо, подчиненное даже такому безвольному человеку, как Илья Обломов.

«Идейной» любви новой женщины противопоставлена душевная, сердечная, традиционная любовь, о которой можно сказать, что она стара как мир.

Робкая, застенчивая, забитая, подвластная братцу, Агафья тем не менее сразу же вызывает симпатию у Обломова: «У ней простое, но приятное лицо... должно быть, добрая женщина!»

По мнению Штольца, Пшеницына есть чудовище, погубившее Обломова. Но для многих читателей в Агафье Матвеевне гораздо больше женского, нежели в Ольге. Этот образ «простой бабы» довольно убедителен, потому что в нем нет ничего идеального. Напротив, он написан с помощью множества бытовых деталей и вне быта просто немыслим. В Пшеницыной больше женского не потому, что у нее локти соблазнительны, что она образцовая хозяйка и в этом ее призвание, а в том, что она умеет любить тихо, без высоких слов, без впечатляющих жестов, но любить беззаветно, забыв саму себя. О таких женщинах говорят, что изо дня в день они совершают подвиг любви. У нее нет ни какой-либо программы спасения Обломова, ни самолюбия. Просто в вечных хлопотах по дому предугадывает она каждое желание любимого. Она способна на самопожертвование. Когда Илья Ильич болел, она просиживала у его постели, не сводя с него глаз, бежала в церковь, чтобы подать записочку с его именем.

Удивительным лиризмом проникнуты строки о скорби Агафьи Матвеевны после смерти Ильи Ильича: «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда... Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти...» После смерти Обломова она превратилась от горя в тень, «все прочее умерло для нее, кроме Андрюши».

Агафья не спасла Обломова и не погубила его. Можно сказать, что она создала для него подобие счастья. Можно - что она дала ему столько счастья, на сколько оставалось у него душевных сил. Она дала Обломову возможность умереть в той тишине, из-за которой он так упорно враждовал с жизнью.

Образы экспериментирующей деловой женщины Ольги Ильинской и щедрой душой Агафьи Пшеницыной - два настолько различных типа женщин, что сравнение их вряд ли корректно. Каждая по-своему типична, у каждой есть свои достоинства и свои недостатки. Неясно только: типичны они были вчера или типичны и по сей день. Если разобраться, вопрос о том, какой быть женщине в отношениях с мужчиной, в семье, остается открытым и сегодня. И женщины типа Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной находят и ныне своих почитателей. Каждому, как говорится, свое.

Анализ эпизода в эпическом произведении – очень непростая для многих учеников и учителей тема сочинения. В чем трудности в работе над темой подобного рода? Прежде всего, в необходимости осмысления того, какое место в структуре произведения занимает эпизод, в умении самостоятельно анализировать текст, учитывая как его содержание, так и форму, в ходе анализа раскрыть общие особенности творческой манеры и миропонимания автора и еще в целом ряде, может быть, менее значительных, но не менее трудных проблем (Н.И. Павлова). Попробуем учесть их, анализируя два небольших взаимосвязанных фрагмента эпического произведения.

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе «Обломов» он говорил о том, что «любовь с силой Архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет ее поэзией (В.А. Недзвецкий). Значимость темы любви для автора романа, ее привлекательность для юного читателя определили выбор эпизодов для анализа: объяснение Обломова с Ольгой Ильинской в 6 главе 2 части и объяснение Обломова с Агафьей Пшеницыной в 1 главе 4 части романа «Обломов». Именно в этих эпизодах раскрываются особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленных, понимание любви писателем. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа.

Итак, объяснение Ольги и Ильи Ильича…

Приступая к анализу этого эпизода, важно выяснить, что предшествовало ему в отношениях героев, дать сжатую их характеристику. И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и это постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная. Штольц, уезжая, поручил ей Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролет. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он заметно переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. Ольга, конечно, чувствует, что главная и, может быть, единственная причина такой перемены в том, что Обломов влюблен в нее.

И это действительно так. Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия. Душа героя с детства была подвластна воздействию поэзии: его целиком захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, все улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности».

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов по-прежнему – юноша, «поэтом» называет его Штольц. Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Но автор знает о том, что все это – лишь мгновенный порыв, а потому заканчивает фразу иронически: «Он в эту минуту уехал бы даже за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать».

Ольга поет «Casta diva», и «все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог». Под влиянием музыки, пения в сердце Обломова пробуждается духовное, глубокое чувство любви. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу: «Он …смотрел на нее как будто не глазами, а мыслью, всей своей волей, как магнетизер, но смотрел невольно, не имея силы не смотреть. “Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! – думал он, глядя на нее почти испуганными глазами. – Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть!”». Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами, устанавливается понятное только им двоим душевное общение, воспетое в творчестве В.А. Жуковского, других русских поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из нее , - думал он, - из нее что-то переходит в меня . У сердца, вот здесь, начинает будто кипеть и биться… <…> Боже мой, какое счастье смотреть на нее! Даже дышать тяжело». «Не смотрите же на меня так странно, - сказала она, - мне тоже неловко… И вы, верно, хотите добыть что-нибудь из моей души…». (Здесь и далее курсив мой. – Н.Е .). Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их: «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом , в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением ». Активная, деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости душевной организации.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признается в любви: «Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть.

Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина».

Герои по-разному понимают любовь. Обломов – весь чувство. В каждом шаге и поступке он предельно искренен, во всем светит его «нестыдливое сердце». Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живет разум. Однако после нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить свое признание, либо взять назад неосторожное слово, – но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Гончаров – великий мастер-психолог – самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы 2 части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идет, - слышит она. “Идет кто-то…” – подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

Ольга Сергеевна! – сказал он, трясясь, как осиновый лист.

Илья Ильич! – отвечала она робко, и оба остановились.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, - говорила она».

В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живет сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом. А потому и речь героя полна восторженных или огорченных восклицаний, утвердительных реплик, наполненных чувством, раздумьем: «Ужо... нет, завтра... как сберусь». «Поверьте мне, это было невольно... я не мог удержаться...». В репликах и небольших по объему внутренних монологах Обломова часты многоточия, скрывающие переполнявшие его душу чувства, но в то же время и нерешительность, неопределенность, новизну и неясность для него самого переживаемых ощущений. Перед Ольгой он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от нее в следующую минуту: ласкового слова, от которого сердце радостно бьется, или колкости, невольно рождающей восклицание «про себя»: «О, злая!»

При описании Ольги Гончаров использует в основном метод внешней характеристики, краткую ремарку, фиксирующую и характеризующую ее жест, взгляд, интонацию, речь. Ольга – вся движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя», кратки, полны энергии, как и реплики, обращенные к Обломову. Она либо спрашивает его о чем-то, либо побуждает к действию: «Что он (Штольц. – Н.Е. ) пишет?»; «Что ж вы?»; «Когда?»; «Понюхайте, как хорошо пахнет!»; «А вы любите, чтоб в комнатах чисто было?». В речи героини проявляется стремительность ее натуры, внутренний огонь пятнами горит на ее щеках. Ольге приходится намеренно сдерживать движения души.

Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой ее являются слова Обломова о том, что его признание в любви было нечаянным, «только от музыки». Ольгу это извинение глубоко огорчает, она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют, на щеках пропадают два розовых пятна, она «сильно рванула мимоходом ветку с дерева... тотчас же бросила... на дорожку», «у ней в горле стояли слезы», она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлен тем, какое действие на нее имели его слова. Теперь для него важнее не извинение за нечаянное признание, а прощение за то, что огорчил ее своим извинением, тем более, что в нем была неправда. Удерживая Ольгу, он искренен и не стыдится открыть свое сердце: «…Ради бога, не уходите так, а то у меня на душе останется такой камень…».

Почувствовав за этими словами героя его любящую душу, Ольга начинает настойчиво добиваться от него нового признания. Она «добывает» его своими неотступными вопросами: «Отчего?»; «Что в нем?»; «Ну?»; «Отчего же плакать?»; «Что?». Она нетерпеливо ждет, медленно, «будто с трудом» всходя по ступеням лестницы. И Обломов вновь говорит ей о любви. На энергичное требование Ольги герой отвечает неопределенно, медлительно: «И сам не знаю... <...> Стыд у меня прошел теперь: мне не стыдно от моего слова... Мне кажется, в нем...» «…То же... волнение... то же... чув... простите, простите - ей богу, не могу сладить с собой...». Эти его слова являются кульминацией сцены. Развязка ее – призыв героини: «…Только вперед…». В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперед» быть более осторожным в своих речах. И все же, думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв к Обломову, выражена жизненная философия героини, ее постоянное стремительное движение вперед, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: она «мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперед!».

В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Обломовым, Ольга активна, она берет на себя роль мужчины. Любовный сюжет в романе имеет мифологический подтекст: Ольга думала об Обломове как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». Действительно, на какой-то период ей удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шепотом, «говорила и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб все говорило и пело беспрестанно в нем самом». А когда он окажется на Выборгской стороне, Ольга тайком встретится с ним в Летнем саду, на Неве, приедет к нему на квартиру. Обломов и сам понимал, что только рядом с Ольгой он живет. Не будет ее, он – «мертвый человек». Об этом он предупреждает героиню еще тогда, когда она и не помышляет о разлуке. Но чувство Ольги разумно и самолюбиво. Любовь к Обломову постепенно превратится для нее в обременительную заботу о нем. Она поймет, что он опускается, и чувство самосохранения подскажет ей выход: она расстанется с Обломовым. В сцене их последнего объяснения Ольга упрекнет героя: «Камень ожил бы от того, что я сделала…». Полюбив Штольца, она будет стыдиться героя своего первого «романа», назовет его словом Тарантьева и Сонечки – «мешок». Роль Пигмалиона оказалась не под силу героине.

Любовные отношения Ольги и Обломова развертываются на природном фоне, сердца героев открыты навстречу природе. Момент наивысшего духовного взлета, расцвета чувств - встреча и объяснение героев - сомкнут с наиболее поэтическим моментом в жизни природы - с весной и началом лета, порой цветения деревьев и трав. Свидания происходят в прекрасном, благоухающем парке. В объяснении героев участвует сама природа, которая помогает раскрыться их душам. Впоследствии любовь Ольги и Обломова из душевного общения перерастет в страсть. Героиня испытает порывы страсти во время грозы, в разгар лета. Но вот Обломов сделал предложение, и оно принято. Теперь для героя любовь превращается в тяжкий долг. Он сравнивает ее с «оспой», которую Штольц «привил» им с Ольгой. В душе героини тоже растет чувство неудовлетворенности ее отношениями с Обломовым: «…Она впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от мечты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день, когда все предметы кажутся в сером цвете». Происходит это тогда, когда «лето подвигалось, уходило. Утра и вечера становились темны и сыры». Расстанутся Обломов и Ольга, когда замерзнет Нева и земля покроется снегом. Вернувшись на Выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег: «Снег, снег, снег! <…> Все засыпал!». В сценах любовных свиданий Ольги и Обломова присутствуют повторяющиеся образы: ветка сирени, огонь как символы жизни. Им будут противостоять и другие образы: холод, тьма, снег – символы смерти.

Один из символических образов, проходящих через весь роман, - это образ огня. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнем (Т.А. Агапкина). В народных представлениях Илья Пророк, бог-громовержец или громовик – «могучий, седой старец», который разъезжает на огненной колеснице «из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы…» (С.В. Максимов). Имя Ольга означает «святая», «факел» (Жития Святых); «стихия ее была свет», - пишет о ней Гончаров. Фамилия ее происходит от имени Илья, имени бога-громовержца. Планета, которой принадлежит Ольга, - Луна, источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил (А.Н. Афанасьев). Образ огня, присутствующий в сцене объяснения, – это огонь любви. Он горит в душах героев и определяет их внешнее и внутреннее преображение. «В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление огня любовному пожару» (А.Л. Топорков). Любовь Обломова и Ольги – это горение сердец: жизнь «жжет», «кипение у сердца». «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем…».

Палящие лучи огня любви для Обломова и желанны, и губительны. Огонь соотносится с поэтическим образом «сердечного пыла», можно сгореть в «огне страстей» (Г. Бидерман). Уже при первых встречах с Ольгой Илья Ильич жалуется: «Мне отчего-то больно, неловко, жжет меня». Но в то же время и просит: «Ах, если б этот же огонь жег меня, какой теперь жжет – и завтра и всегда! А то нет тебя – я гасну, падаю!». Ольга для него – желанный источник этого огня: «Мне все противно, все скучно; я машина: хожу, делаю и не замечаю, что делаю. Ты огонь и сила этой машины…». Но под палящими лучами страсти выгорело сердце Обломова: он устал от неестественной для себя роли и просит у Ольги отдыха: «…Весь организм мой потрясен: он немеет, требует хоть временного успокоения…». За разрывом с Ольгой последовала болезнь героя, горячка.

Огненные стрелы Ильи, бога-громовика, достигли цели: Ольга тоже полюбила Илью Ильича. В сцене любовного объяснения с Обломовым, когда она чувствует себя любимой, на ее щеках горят два розовых пятна. Когда же Обломов говорит о том, что его признание в любви было неправдой, оно «только от музыки», «она изменилась в лице: пропали два розовые пятнышка и глаза потускли». Герой повторяет свое признание, и на щеках героини вновь появляются два розовые пятна как след того огня-страсти, который горит и в ее душе. Влияние чувства любви к Обломову плодотворно для героини. Как под лучами горячего солнца созревает каждый плод, так и Ольга, по наблюдению Штольца, «созрела», «развилась». Но и Ольга, как и Обломов, испытала губительность огня-страсти, он опалил и героиню, как опалил героя. Штольц едва узнал Ольгу в Париже: «Черты ее, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности».

Гончаров использует в сцене объяснения героев символику цветов . Обломов предлагает Ольге ландыш. В книге Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» об этом цветке говорится как о символе душевных излияний, любви и счастья. Ольга же «сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос.

Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она и закрыла нос и ему». Ветка сирени появится в романе не однажды и после этой сцены. Ольга с большой любовью будет вышивать сирень в знак памяти о первом свидании. Расстанутся герои, когда лето сменит зима, «сирени отошли, пропали». Н.Ф. Золотницкий пишет об этом цветке: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда». Избирая сирень как эмблему, символ любви, герои и не подозревают об этом. Обломов, который говорит: «…Ни резеды, ни роз не люблю», - и не предполагает, что он отказывается от тех цветов, которые являются символами любви и любовного влечения, и вместе с Ольгой предпочитает им сирень, которая в самом начале их отношений пророчит разлуку (И.В. Грачева).

Сцена объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны в романе подготовлена рассказом о том, как складываются отношения этих героев, какие чувства они испытывают друг к другу.

В чем проявляется любовь Обломова к Агафье Матвеевне? Чувство героя к вдове Пшеницыной Гончаров не хочет называть любовью, говорит о нем с неизменным юмором. Чувство это ни в чем не похоже на то, что герой испытывал по отношению к Ольге. То – романтическое, духовное чувство, – будило сознание, самолюбивые желания и тревоги, стремление на подвиги, мучительные терзания о том, что «уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает». Но та любовь была подобна «оспе», «кори», «горячке», едва не погубившей героя. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней». После пережитой горячки «Илья Ильич долго был мрачен, по целым часам повергался в болезненную задумчивость…<…> хозяйка … заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие». Обломов постепенно приобретает неподвижность, каменеет. Даже во время любовного объяснения с Агафьей Матвеевной «глаза его не блистали».

Чувство к вдове Пшеницыной несет герою желанный, сладостный покой. Это доказывают слова, передающие его переживания и действия: «охотно оставался»; «останавливал глаза»; «потихоньку ногой отворял дверь»; «шутил с хозяйкой»; «все это делалось покойно»; «не волновался тревогой»; ему «хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей»; «его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним, лелеет». Гончаров характеризует лишь внешние проявления чувств: душа, ум, сердце Обломова с утратой любви к Ольге замолчали.

Любит ли Агафья Матвеевна Обломова? В ее жизни до встречи с ним не происходило ничего подобного. Она видела, что он во всем противоположен ее покойному мужу – коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; манеры его покойны и красивы; разговор умен и прекрасен; белье он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини, «он барин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат... <...> И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой...».

Гончаров иронически сравнивает зарождение любви в душе героини с «осадкой дна морского», «с осыпанием гор», с простудой или неизлечимой лихорадкой. Чувства Агафьи Матвеевны автор передает с мягким юмором, как бы не веря самому себе, позволяет себе лишь догадываться о них. О чувстве своем героиня «никогда не спрашивала себя». Оно не имеет для нее имени. На нее как будто «нашло»; «она стала сама не своя»; она «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». Внешний облик Агафьи Матвеевны, ее поведение зависят теперь от отношения к ней Обломова. После разрыва с Ольгой он болен, мрачен, едва говорит с ней, – она худеет, становится «точно каменная», в хозяйстве заметны изъяны; Обломов оживает, у него появляется «добрая улыбка», он стал «смотреть на нее по-прежнему ласково, заглядывать к ней в дверь и шутить - она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело…». При этом она «не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит, но она... никогда не сознавала и не понимала этого...».

Любовь Агафьи Матвеевны проявлялась, подобно любви русской крестьянки, в преданности до гроба. Она добровольно надела на себя «хомут» забот об Илье Ильиче и везла этот тяжелый воз с радостью. Смыслом ее жизни, всего ее хозяйства стали его покой и удобство. Любовь героини проявляется в действии: «сделает замечание», если подгорит жаркое или переварится уха; не спит, «ворочается с боку на бок, крестится, вздыхает», если Ильи Ильича долго нет вечером; «вскочит с постели, отворит форточку», «накинет юбку», «бежит в кухню, расталкивает Захара, Анисью и посылает отворить ворота», если он приедет поздно; «в три прыжка является в кухню», чтобы проследить, хорошо ли сварен для Ильи Ильича кофе.

Бескорыстная преданность Агафьи Матвеевны выражается в том, что во время болезни героя она, забывая о себе и своих детях, ухаживала за ним, просиживая ночи у его постели, а утром бежала в церковь, чтобы помолиться за его здоровье. Она «бросалась на колени и долго лежала, припав головой к полу…». Тайно от всего дома Агафья Матвеевна заложила и продала последнее, что имела, - жемчуг, меха, одежду, - только бы накормить Илью Ильича, когда братец обобрал их обоих. После удара, который случился с Обломовым, стараниями Агафьи Матвеевны герой был выхожен и возвращен к жизни.

Сцену объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны в конце 1 главы 4 части романа Гончаров во всем противопоставляет сцене объяснения Обломова с Ольгой. Любовные признания Ольги и Обломова случились весной, в цветущем парке. Объяснение Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны происходит на кухне, время года здесь уже не имеет значения: жизнь на Выборгской стороне, как и в Обломовке, течет одинаково ровно и зимой, и летом - это жизнь в циклическом времени. Календарное время теперь заменено бытовым. В руках у героини не ветка сирени, а ступка с пестиком. Герои с одинаковым чувством говорят о корице, халате, любви и поцелуе, о перспективах будущей жизни.

Первое объяснение заканчивалось энергичным призывом Ольги, второе - призывом Обломова: «Добрая Агафья Матвеевна! <…> Знаете, что: поедемте-ка в деревню жить: там-то хозяйство! Чего, чего нет: грибов, ягод, варенья, птичий, скотный двор…». Обломов зовет героиню в Обломовку, в свой идеальный мир. В ответ Агафья Матвеевна говорит: «Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо». В этих словах выразилась ее жизненная философия. Она не знает иной жизни, кроме жизни в круге, в циклическом времени, во вращении вокруг собственного очага, потому и призыв ее во всем противоположен призыву Ольги. И герой согласен с героиней: «Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей». Агафья Матвеевна, как и Обломов, героиня идиллии, в которой обязательна, органична «прикрепленность, приращенность жизни и ее событий к месту». «Единство места жизни поколений ослабляет и смягчает временные границы между индивидуальными жизнями и между различными фазами одной и той же жизни», «сближает и сливает колыбель и могилу, детство и старость» (М.В. Отрадин).

Если в отношениях с Ольгой «мужскую» роль руководительницы взяла на себя героиня, то в отношениях с Агафьей Матвеевной как активная, действующая сторона выступает Обломов. Он чувствует свое превосходство над героиней, поведение Агафьи Матвеевны для него предсказуемо и понятно. В сцене объяснения он уверен в себе, его реплики кратки и энергичны: «А если я вам помешаю?»; «А если я поцелую вас?»; «Ну, поцелуйте же меня!». В речи героя отсутствуют те частые многоточия, которые автор использовал в сцене объяснения с Ольгой, и за которыми было скрыто невысказанное, противоречивое чувство.

В отличие от Ольги, которая вся – чувство и порыв, Агафья Матвеевна отвечает герою молчаливым приятием всех его слов и поступков. Она всегда ровна и одинаково спокойна. Единственная форма выражения чувства у нее – усмешка: даже когда его дыхание обжигает ей щеку, она лишь усмехается. Казалось бы, герою никогда не оживить «каменную Галатею» - Агафью Матвеевну. Но это не так. Хоть Обломов и не видел себя в роли Пигмалиона, но любовь к нему станет причиной внутреннего преображения героини. После смерти Ильи Ильича «она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее…».

Чувства Ольги и Обломова чисты, духовны, Ольга для Обломова высока и неприкосновенна, образ ее соотнесен в его мечте (см. 4 главу 2 части романа) с образом идеальной женщины, жены. Агафья же Матвеевна - тоже из мечты героя. Это та самая «краснощекая прислужница» «с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами». Обломов сам приходит на кухню, затевает ласковый и шутливый разговор, берет Агафью Матвеевну за локти, не давая ей толочь корицу, наклоняется и целует ее в щеку. Героиня лишь позволяет оказывать ей эти знаки внимания, при этом «чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки («Смотрите, просыплю корицу; вам же нечего будет в пирожное положить»,-заметила она»), а сама счастлива...». Вся эта сцена представляет собой классическую картину ухаживания барина, «барской любви». Не случайна поэтому ирония автора в адрес героев: «он подвигается к ней, как к теплому огню, и однажды подвинулся очень близко, почти до пожара, по крайней мере до вспышки»; она отвечает на его заигрывание, «глядя в ступку как в пропасть и немилосердно стуча пестиком», а поцелуй принимает, «не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут».

Во второй сцене объяснения, как и в первой, присутствует образ огня: Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее…». Однако в данном случае речь идет не об огне страсти, огне любви, а об огне домашнего очага, средоточии дома, семьи. По народным представлениям, Бог-громовержец «послал с неба молнию, возжег ею на земле огонь и устроил первый очаг». «В пламени очага чтили небесный огонь Перуна», - замечает А.Н. Афанасьев. В своей работе «Религиозно-языческое значение избы славянина» он пишет: «Очаг домашний был самое священное место, от него религиозный характер перешел на все жилище». Очаг – это начало, объединяющее людей в семью, в сообщество, связанное родственными узами. Воспитанный у родного очага в Обломовке, «среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых», Обломов был глубоко «проникнут семейным началом» и всегда тосковал по нему. В его мечтах живет образ очага, вокруг которого строилась бы вся его жизнь, жизнь его друзей, родных. Поклонение огню домашнего очага в доме Обломовых Гончаров сравнивает с поклонением огню Весты. Другого огня обломовцы не знали и не хотели знать.

Жизнь Обломова на Гороховой улице как бы не предполагала очага. Обед здесь не варился на огне, а подавался готовым. На Выборгской стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая является для героя «добрым» «Божьим даром» (Жития Святых), горит огонь очага, огонь Весты, а сама она исполняет при нем роль весталки, хранительницы очага, его хозяйки. Служение огню и служение Обломову для нее сливаются в одно.

Как известно, «римляне чтили неиссякающий огонь богини Весты, охраняемый девами-весталками». «Веста изображалась или подле пылающего очага, или с горящим светильником в руке» (Афанасьев). В образе богини Весты римляне особенно подчеркивали ее светоносную чистоту. Именно за опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет ее: «Сама опрятность!» Героиня даже по-своему целомудренна, хотя и имеет детей: она не испытывает порывов страсти, подобно Ольге, даже когда Обломов целует ее.

Сходство Агафьи Матвеевны с Вестой подтверждает и еще одно обстоятельство: в Риме и Тибуре (Тиволи) в честь этой богини были построены круглые храмы (С.И. Радциг). В доме Агафьи Матвеевны жизнь движется изо дня в день по кругу, и героиня счастлива такой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела Агафья Матвеевна, даже предметы в этом доме круглые: в кухне – пузатые и миниатюрные чайники, чашки, банки, судки, в столовой – круглый стол, в кладовой – головы сахару, кадки, корчаги, корзины…

Как истинная весталка, Агафья Матвеевна верна дому, очагу, до конца исполняя свой долг на земле. И после смерти Обломова она остается в доме, при очаге. Теперь как хранительница очага она особенно остро ощущает свою связь с умершим мужем. Именно поэтому ею почитается его могила. «Почитание предков связано с огнем», – пишет Афанасьев. Непосредственное отношение к огню имеют и другие действия героини и образы, ее окружающие: она, например, разводит и продает кур, а петух является символом огня.

Бог-громовержец Илья Пророк осмыслен славянами и как божество, творящее урожаи (А.Н. Афанасьев), воспет как «покровитель урожая и плодородия, сеятель, жнец и податель благ… С Ильина дня начинали жатву или заканчивали уборку… . «Петр - с колоском, Илья – с пирогом», - говорит народ» (Т А. Агапкина). А потому важным в контексте произведения оказывается тот факт, что героиня печет пироги, ватрушки, хлеб. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Этим автор прямо указывает на зависимость Агафьи Матвеевны от Ильи. Служение огню и служение Обломову для нее сливаются в одно. Илья Ильич – ее Бог, это то солнце, которое засветилось в ее жизни. Для Агафьи Матвеевны Обломов «сияет, блещет». Сама она «сияет» в лучах солнца-Обломова, она почитает героя, как крестьяне почитали Бога.

Во второй сцене любовного объяснения есть еще один символический образ – это образ халата. Для героя халат становится судьбой: Обломов надел его двенадцать лет назад, когда бросил службу, закрылся в собственной квартире и лег на диван. Он восторгается собственным халатом, видит в нем «тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». Кутаясь в халат, Обломов надеется укрыться от всех жизненных проблем. Халат исчезает из жизни Обломова, когда он влюбляется в Ольгу (Тарантьев увез халат с остальными вещами на Выборгскую сторону). С Ольгой в жизнь Обломова врывается свет. И у читателя появляется надежда, что халат больше не понадобится герою. Но как только герой начинает «прирастать» к Выборгской стороне, Агафья Матвеевна напомнит ему о халате, она вымоет и вычинит его. Халат станет обязательным и неизменным атрибутом семейных отношений Обломова и Агафьи Матвеевны: «Что это у вас на халате опять пятно?» - заботливо восклицает она в сцене любовного объяснения. – «Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою…». Героиня, может быть, потому говорит о халате с такой любовью и заботой, что он является для нее своеобразной гарантией того, что Обломов принадлежит ей и только ей: Ольга оставила свои претензии на него: облаченный в халат, он ей не нужен.

Образ халата в финале романа приобретает зловещий оттенок. Его набрасывает на плечи Обломова Захар в тот момент, когда герой возвращается домой после разрыва с Ольгой, в 12 главе 3 части романа. В этой главе халат оказывается в ряду образов, символизирующих смерть: это холод, снег. В последней части романа он ассоциируется с саваном. Устрашает уже поместительность халата. Он как бы предлагает хозяину: «Расти в ширину, полней, я прикрою, приму тебя любого. На моей родине, на востоке, полнота - признак достатка, благополучия, покоя. Ведь именно к этому стремишься ты с детства. Я никогда и ни в чем не создам тебе неудобства». Ширина халата, возможность завернуться в него дважды делают его похожим на погребальные, смертные пелены, в которые заворачивали покойника. Халат теперь прямо угрожает герою: «Чем больше ты будешь вживаться в меня, поддаваться лени и апатии, тем ближе ты к смерти».

Заключая, хотелось бы сказать, что анализ эпизодов в романе «Обломов» позволяет приобщить учащихся к миру произведения, уяснить представления о любовных переживаниях и характере героев, об авторском понимании любви. Анализируя небольшой фрагмент текста, учитель сможет наглядно показать мастерство писателя-психолога, особенности его поэтического мышления, глубину подтекста романа.

Литература

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т.2.

2. Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина // Народ - художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986.

3. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

4. Грачева И.В. «Каждый цвет – уже намек» // Литература в школе. 1997. №3.

5. Жития Святых. М., 1999.

6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994.

7. Имени тайная власть. М., 1998.

8. Максимов С.В. Литературные путешествия. М., 1986.

9. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.

10. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993. № 1.

11. Отрадин М. «Сон Обломова» как художественное целое. Некоторые предварительные замечания // Русская литература. 1992. № 1.

12. Павлова Н.И. Анализ эпизода // Литература в школе. 2003. № 7.

13. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. Изд. МГУ, 1965.

14. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 2003.

С 1847 г. обдумывал Гончаров горизонты нового романа. «Обыкновенная история» явилась первой частью трилогии, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман «Обломов», спустя еще десять лет был напечатан «Обрыв».
В романе «Обломов» Гончаров с потрясающей убедительностью показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду, в нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то великим мыслителем, то знаменитым художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения. Но это не комический герой (вспомним гоголевского Манилова). Есть, несомненно, черты трагизма в образе Обломова. Дело в том, что Обломов – человек удивительной душевной чистоты, тонко чувствующий красоту, не способный к фальши. Таким он, например, предстает в своих отношениях с Ольгой Ильинской.
Вся история любви Обломова к Ольге – самопожертвование. Он влюблен в нее по-настоящему, и разрыв с ней – его самое сильное потрясение, а потом – самое тяжкое воспоминание. И, тем не менее, он счастлив, когда узнает, что Ольга не погибла, что ее судьба устроена. Ведь с самого начала Обломова тревожила мысль, что он не сможет обеспечить ей материального благополучия, что его «обломовщина» погубит и ее. Вот тогда, в тревоге за любимого человека, а не для каких-то своих выгод, впервые становится Обломов активным. Активным во вред самому себе. Он пишет письмо Ольге, где объясняет, что недостоин ее и не должен принимать от нее никаких жертв. Появилась решительность, нашлись нужные слова, когда дело дошло до главного, до сокровенного. Это мгновенное преображение героя просто удивительно. Оно еще резче отделяет «обломовщину» от обломовской человечности и способности к самопожертвованию.
Эти живые силы характера пробуждает в Обломове именно Ольга. Ее отличает воля, простота и ясность мышления. Она живет напряженной духовной жизнью, полна благородных стремлений принести людям добро. Ольга полюбила Обломова и проникнута решимостью извлечь этого доброго человека из обломовской трясины. И она не щадит усилий, чтобы осуществить свое намерение.
Но если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Ведь Штольц поставил перед ней задачу (еще до ее знакомства с Обломовы) – поднять с кровати лежебоку и вытащить его в свет. Ольга даже в минуты увлечения не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Ей приятно чувствовать свою власть над человеком. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц. В итоге любовь Обломова и Ольги, ярко вспыхнув, быстро увядает.
Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение и утешение. Гончаров нашел здесь удивительно точные и трогательные детали, чтобы показать, как существо забитое, полностью поглощенное заботами о хлебе насущном, вдруг незаметно для себя переходит в мир безграничной любви и самопожертвования, вознося себя как бы на более высокую духовную ступень. Агафья Матвеевна поняла, что жизнь ее с появлением Ильи Ильича обрела смысл. Обломов, конечно, видел и ценил ее любовь, но понимал также и всю горечь этой любви.
Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает сове душевное падение. Чем ближе к концу романа, тем больше у нас нарастает если не симпатия, то жалость к Обломову. Нам жаль этого страдающего и гибнущего героя, наделенного истинной и глубокой человечностью.


В произведении «Обломов» Иван Гончаров достаточно трепетно описывает романтические стороны жизни главных героев. Он попытается разобраться, способны ли искренние чувства полностью изменить уклад жизни людей.

Любовь и отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской с цитатами докажут, что положительные перемены возможны лишь в том случае, когда человек уверенно идет по жизни, не боясь трудностей.

Первая встреча

Илью Ильича Обломова и Ольгу Ильинскую познакомил их общий друг Андрей Иванович Штольц. Мужчины посетили имение барышни с целью послушать ее пение. Музыкальный талант девушки произвел на Илью незабываемое впечатление. Он не отрывал от нее глаз, слушал, и смотрел с упоением.

Ильинская также постоянно рассматривала нового знакомого.

«Едва Обломов оборачивался боязливо в ее сторону, надеясь, что она не смотрит, как встречался с ее взглядом, исполненным любопытства, но таким добрым. Песни в ее исполнении задевали за живое».

Ему хотелось остаться в поместье дольше, но из-за чрезмерной растерянности он решил уйти рано. С этого момента все его мысли заняты Олей.

Влюбленность меняет людей

«Настойчивый взгляд Ольги не покидал головы Обломова».

Он хотел бывать у нее в гостях чаще. С мужчиной начали происходить положительные изменения. Он стал больше следить за внешним видом, за порядком в доме. Обломов продолжает посещать поместье Ильинских. Вскоре он признается Ольге в любви. Растерявшись от услышанных слов, она убегает от него. От смущения Илья долго не появляется в ее доме.

Обломов постоянно думает о возлюбленной. Барышня же мечтает выбить из него всю лень, отучить от привычки спать до обеда.

«Не задремлет, она покажет цель, заставит полюбить то, что разлюбил».

Постепенно она стала добиваться поставленных задач. Илью было не узнать.

Развитие романа

«Симпатия их росла и развивалась. Ольга цвела вместе с чувствами. В глазах стало больше света, а в движениях грации».

Влюбленные много времени проводят вдвоем. «С ней он с утра до вечера, читает, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам». Бывало, не спит по ночам, его воображение рисует портрет Ильинской.

Иногда Обломову кажется, что люди осуждают их, особенно девушку. Неуверенность Ильи в собственной внешности приводит к написанию Ольге письма, с предложением прекратить встречи. Такой поворот событий настолько расстроит ее, что Обломов поймет, насколько сильны ее чувства. «Я люблю иначе. Мне без вас скучно, расставаться надолго - больно. Я узнала, увидела и верю, что вы меня любите». Искренность любимой наводит его на мысли о женитьбе.

«Обломовщина» побеждает любовь

С приходом осени Илью Ильича все чаще посещают грустные мысли. С Ольгой он виделся редко. Постепенно Обломов начал проявлять себя настоящего. Потакая девушке, выполняя ее поручения, создавалась впечатление, что делал это лишь для нее. Неприязнь к книгам и наукам вернулась. Стал часто откладывать поездки в дом Ильинских. Когда Ольга сама проведывала его, придумал всевозможные причины переноса поездок. Несмотря на остывший пыл Ильи, отношения молодых продолжались.

Обломов периодически говорил Ольге, что не доверяет ее любви. А когда сообщил, что дату свадьбы нужно перенести, в связи с финансовой нестабильностью в имении, она приняла решение прекратить роман. Она в очередной раз убеждается, что этот мужчина не станет ей надежной опорой. «Я любила то, что хотела, чтоб было в тебе, Я любила будущего Обломова!