Инсценирование сказок народов мира в начальной школе. Театрализованное представление «Наш край — Ямал» (Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка»). Танец с тканью

Учитывая возрастные особенности учащихся, им была предложена следующая информация:

  • сценическая информация – инсценировка сказок и кукольный театр;
  • развивающая информация – загадки;
  • художественно-литературная информация: стихотворения к произведениям, анализ представленной сказки;
  • наглядная информация – оформление сцены к каждой сказке, костюмы, маски.

Для того, чтобы учащиеся начальных классов лучше воспринимали словесную информацию, необходимо, чтобы эта информация иллюстрировалась, что очень легко сделать при помощи компьютера и мультимедийного проектора с экраном. В ходе мероприятия использовался слайдовый показ

Первый и главный отличительный признак творческого конкурса отражен в слове “творческий”. Творческий подход, то есть нестандартный, необычный, нетрафаретный.

У детей это требование легче выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям легче проявить свой творческий потенциал, поэтому использовалась игровая технология.

В ходе данного мероприятия учащиеся приобрели и совершенствовали следующие умения, навыки, способы деятельности:

  • умение слушать и слышать;
  • деятельностной активности школьников в процессе решения проблемных задач: отгадывание загадок, обсуждение сказок;
  • коммуникативные способности;
  • навыки свободного, образного говорения, то есть речевые навыки, склонность к импровизации;
  • умение достойно держаться перед большой аудиторией;
  • эстетический вкус.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

Тема: “Театр хантыйских и мансийских сказок”

ИНСЦЕНИРОВКА ХАНТЫЙСКИХ И МАНСИЙСКИХ СКАЗОК

Цель: приобщение подрастающего поколения к творчеству народов ханты и манси.

  • знакомить с творчеством народов ханты и манси;
  • развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.

Технологии: игровые, информационные

Методы и приёмы:

– передача информации с помощью практической деятельности;

– словесной передачи информации и слухового восприятия информации;

– наглядной передачи информации и зрительного восприятия;

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • макет домика, деревьев;
  • ширма.

Ожидаемый результат:

– расширение кругозора учащихся;

– деятельностная активность учащихся;

– приобщение к творчеству, возбуждение интереса к художественным произведениям народов ханты и манси.

Ход мероприятия

ПАСЯ ОЛЭМ! – это на языке манси “Здравствуйте”.

Дорогие ребята! Мы с вами живём в прекрасном уголке нашей Родины. Увидеть красоту природы может только тот человек, который любит свою родную землю.

У каждого из нас три матери.
Первая – это мама.
Вторая – это Родина.
Третья мать – природа.
Люблю тебя, югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!

Ребята, вы познакомились с 77 летней историей нашего Ханты– Мансийского округа, учителя вам рассказали об обычаях и предметах обихода, кухней коренных народов, вы узнали о природе и животных нашего края, научились играть в игры народов ханты и манси, познакомились с разным орнаментом и научились его выполнять, побывали в городах нашего округа.

Сегодня мы увидим ещё одну сторону жизни коренных народностей– сказки ханты и манси. Мы побываем в театре сказок народов ханты и манси.

1. Ребята, вы знаете, как сказать по мансийски ГУСЬ?

– ЛУНТ, а по хантыйски? – ЛОНТ. Есть сходство?

Оказывается, гусь – священная птица ханты и манси. Даже одежда из меха называется “гусь”. Послушайте, какие красивые стихи написал народный поэт ханты и манси Роман Ругин:

Сказкой снега и мороза
Я дивлюсь не надивлюсь
Вот красавица берёза
Нарядилась в белый “гусь”.

О том, какие умные это птицы вы увидите в инсценировке хантыйской сказки “Лиса и гуси ” в исполнении ребят 1-а класса.

  • Какую сказку смотрели?
  • (Ответы детей : “Лиса и гуси”)
  • Кто оказался хитрее лиса или гуси? Ответы детей
  • Как гуси перехитрили лису? Ответы детей
  • А почему в хантыйской сказке “Лиса и гуси” гуси показаны сообразительней, чем лиса. Хотя во всех русских народных сказках лису показывают хитрой и ловкой? Ответы детей

Гусь – священная птица ханты и манси, они перед ней преклоняются, считают гусей самыми умными птицами.

2. Вы, ребята, такие смышлёные, что эту загадку отгадаете запросто:

Шевелит ушами, Скачет под кустами
Серенький трусишка,
Звать его…. (зайчишка)

Посмотрим хантыйскую сказку “Зайчишка” в исполнении ребят 1-б класса.

(Показ слайда № 3, выступление ребят 1-б класс)

  • Почему герои не помогали Зайчишке? Не выполняли его просьбы? Ответы детей
  • Как проучили Зайчишку герои сказки? Ответы детей
  • Чему учит сказка “Зайчишка”? Ответы детей

3. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Романа Ругина “Мать”.

С первого пронзительного крика
До молчанья смертного
У нас,
Даже если ходим далью дикой,
Нету ближе материнских глаз
Горе сына стянется арканом
И на сердце матери моей.
Мать меня считает мальчуганом
Даже и на склоне моих дней.
Добрые ж дела сынов,
как птицы,
К матери летят среди зимы
Наво сне любое может сниться
Ну, а мамам снимся только мы.
Снится:
сын опять не пообедал!
Снится:
сын опять летит не к ней
Это наши радости и беды
Молодят и старят матерей.

Ну, а сейчас посмотрим выступление ребят 1-в класса, они нам покажут мансийскую сказку “Женщина– кукушка”.

  • В кого превратилась мать? Ответы детей
  • Почему кукушка не воспитывает птенцов? Ответы детей
  • Чему нас с вами учит эта сказка? Ответы детей

4. Послушайте, что сказала Т. Чучелина про охоту.

Охота не забава.
Охота – глазам слава.
Ногам – слава.
Рукам – слава.
С пустыми руками
Не возвращайся домой!
Нет! Наш обычай
Совсем не такой!
Охота не забава.
Охота – рукам слава.

Сейчас слово предоставляем ребятам 2-а класса, они нам покажут мансийскую сказку “Берестяной нос”, в которой вы увидите, что произошло в лесу с охотником.

Ведущий:

  • Кого увидел в избушке охотник? Ответы детей
  • Какой выход из этого положения он нашёл? Ответы детей
  • Чему учит нас эта сказка? Ответы детей
  • 5. А теперь, ребята, поднимите руки – у кого есть дедушка? Вспомните, как с вами он разговаривает, объясняет непонятное, отвечает на ваши вопросы, учит какому ремеслу. Дедушки добрые, ласковые, отзывчивые всегда придут к вам на помощь. Вот об общении дедушки с внуком расскажут в мансийской сказке “Сказка про Мозым – ики-ПОХ” ребята 2-б класса.

    Ведущий:

  • Кому принадлежат стаи птиц? Ответы детей (Хозяину Каменных гор)
  • Для чего ВошанвортИки предупреждал, чтобы птичьих костей не ломал? Ответы детей
  • (В воду бросим, птицы оживут)
  • Какие мудрые слова сказал ВошанВортИки? Ответы детей
  • (Умны старики, а внуки дальше их видят)
  • 6.Отгадайте загадку:
    Из сугроба на опушке
    Чьи-то выглянули ушки,
    И помчались скок да скок,
    Белый маленький клубок.
    Вот запрыгал он с разгона
    По проталинкам зелёным.
    Он вокруг берёзки кружит
    Перепрыгивает лужи.
    Ветер, ветер догони-ка!
    Не догнать нам…(зайца)

    Посмотрим выступление ребят 3-а класса с хантыйской сказкой “Хочу не хочу”.

    • Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки? (Ответы детей : Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
    • Почему лисий хвост не подошёл зайчишке? (Ответы детей : Он ему только мешал. “Ответы детей :… яркий хвост между деревьями мелькал, орёл его увидел и схватил”)
    • Чему учит сказка? (Ответы детей : Не быть капризным и слушать старших.)

    7.А сейчас отгадайте загадки:
    Хоть и ростом невелик,
    А к почтению привык:
    Перед ним дубы, и клёны,
    И берёзы бьют поклоны. (Топор)
    Кланяется, кланяется,
    Придёт домой растянется. (Топор)

    Ребята 3-б класса покажут нам хантыйскую сказку “Золотой топор”.

    Ведущий:

  • Что уронил старик в воду? Ответы детей
  • Какие топоры предлагал водяной старику? Ответы детей
  • Чему учит нас сказка? Ответы детей
  • 8. Отгадайте следующую загадку:
    На деревьях по утрам оживленье, шум и гам.
    Птицы раньше всех встают, солнцу песенку поют.
    Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло.
    И, нахохлившись ворчит: “Не люблю, когда светло!” (сова)

    Слово предоставляем ребятам 4-го класса с мансийской сказкой “Умная сова”

    • Почему сова сказала Топал-Ойко, что он не мужчина? (Ответы детей : Потому что живёт не своим умом, а жены, не оценивая свои поступки).
    • Почему он изменил своё решение, кто ему помог в этом? (Ответы детей: Помогла умная сова. Топал-Ойко понял, что поступил неправильно, решив построить новый дом из костей птиц, рыб, зверей).

    Благодарностью в адрес наших маленьких артистов, в адрес классных руководителей, ставших на время и режиссёрами, и костюмерами, и декораторами, и гримёрами, мы закрываем воображаемый занавес “театра сказок народов ханты и манси.

    Ведущий: ОС ЁМАС УЛУМ! – что значит “до свидания”!

    Литература

    1. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 1 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
    2. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 2 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.

    Наида Мирзоева
    Инсценированная сказка «Северная сказка»

    МБОУ «Русскинская СОШ»

    Декабрь 2016г.

    Воспитатель : Мирзоева Наида Ибрамхалиловна

    «Северная сказка »

    Цель : организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку .

    Задачи :

    Дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;

    Познакомить с фольклором народов ханты-манси : загадки, пословицы, приметы;

    Формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

    Создание развивающей среды.

    (Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния ).

    Рассказчица :

    Далеко-далеко на Севере , где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния , на зимнем стойбище жила- была семья –ханты : мать трое сыновей и малютка доченька

    Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими : маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты : дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.

    Анки, Анки! Почему снег белый?

    Анки, Анки! Почему солнце светит?

    А ветер почему дует?

    Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.

    (Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей) .

    Анки :

    Сыночек, мама устала.

    А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)

    Анки :

    Давай лучше сказку тебе расскажу ?

    Идэ : (обрадовался)

    Давай, давай! Хочу сказку , сказку хочу ! А про кого будет твоя сказка , Анки?

    Анки :

    Ладно, слушай сказку . Эта сказка лесная , про зверей : про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)

    (И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ )

    Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.

    Смотрит заяц : на ели сидит ворона и смеется.

    Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?

    Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!

    Сорвала ворона яблоко.

    Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.

    Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц . Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял : яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.

    Стой, стой! -кричит заяц.

    Остановился еж и говорит :

    Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу :

    Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

    Подлетела ворона к ним и говорит :

    Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.

    Заяц, ворона и еж кричат друг на друга :

    Мое яблоко! Нет, моё!

    Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми) .

    Что такое? Что за шум? – спрашивает.

    Все звери подбежали к медведю :

    Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.

    Рассуди, чьё это яблоко?

    И рассказали медведю все как было.

    Медведь подумал, подумал и спросил :

    Кто яблоко нашел?

    Я -шэвэр! -сказал заяц .

    А кто яблоко сорвал?

    Я- Вурни! -сказала ворона .

    Хорошо. А кто его поймал?

    Я! - сказал еж .

    Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.

    Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)

    А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми

    Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)

    Еж разделил яблоко на четыре части.

    Один кусок дал зайцу :

    Это тебе, Шэвэр!

    Ты первый яблоко увидел.

    Второй кусочек вороне дал :

    Это тебе, Вурни!

    Ты яблоко сорвала.

    Третий кусочек еж себе в рот положил :

    А это мне!

    Я яблоко поймал.

    Четвертый кусочек еж дал медведю :

    А это тебе, Мэми!

    А мне за что? – спрашивает медведь.

    А тебе за то, что ты нас всех помирил!

    Анки :

    Ну, вот, сыночек и вся сказка ! Понравилась?

    Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!

    Анки :

    А что ты понял, сынок, из этой сказки ?

    Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.

    Анки :

    И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!

    Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь ?

    Анки :

    Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)

    Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.

    (Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра) .

    Список литературы :

    1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)

    2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

    3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772) . Л., 1947.

    4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59

    5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит» , 1999.

    6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина . Вып. 4. СПб., 1891.

    7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.

    8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.

    9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом » , 1990.

    10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки ) . Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси . М., 1990.

    Публикации по теме:

    «Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»

    День здоровья и дружбы «Спортивный теремок» - инсценированная сказка с элементами игр, упражнений, соревнований для средних, старших и.

    Познавательный проект «Северная сказка», совместно с родителями КНМС «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка.

    Л. Б. Дерягина

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

    Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира


    Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС


    ББК 74.200.58 85.338 Д36

    Дерягина Л. Б.

    Д36 Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам за-

    рубежных писателей и народов мира. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬС­ТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 с.

    ISBN 978-5-89814-758-7

    В книге предложены сценарии для постановки в детском коллективе. В каждом сценарии предлагаются несложные варианты сценического, звуко­вого и музыкального оформления спектаклей. В конце каждого сценария даны вопросы для обсуждения с детьми.

    Книга предназначена для педагогов ДОУ, начальной школы и руководи­телей детских театров.

    ©Дерягина Л. Б., 2013

    © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013

    ISBN 978-5-89814-758-7

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Уважаемые педагоги!

    Театр был и остается действенным помощником в нравст­венном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает юного актера ин­теллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами на сце­не - это особый ценный опыт общения, формирующий умение контактировать и работать с людьми. Необходимость действо­вать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Театр - это игра, а игра - стихия ребенка.

    В книге «Театрализованная деятельность в ДОУ» пред­ставлены сценарии в стихах по мотивам знаменитых про­изведений зарубежных сказочников «Королевские зайцы» П. К. Асбьёрнсена и «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена и 14 сце­нариев в прозе и в стихах по сказкам народов мира (Европа, Азия, США, Африка). Эти небольшие пьески предназначены для постановки в детском саду, начальной школе и в детском театральном коллективе. Также их можно поставить в куколь­ном и в домашнем театре.

    В каждом сценарии предлагаются доступные варианты оформления игрового пространства и постановочные решения, но остается широкий простор для фантазии. В зависимости от возможностей постановщиков декорации и костюмы могут быть самыми простыми, условными или, наоборот, яркими, оригинальными, подробными. В одном случае обычные стулья, вешалки-стойки, ширмы обозначат место действия, а неболь­шие детали костюма, маски - действующих лиц. В другом ва­рианте это могут быть живописные декорации, изображающие характерные пейзажи страны, жилища героев; изготовленная своими руками бутафория, выполненные по эскизам костюмы. В работе по оформлению спектакля обязательно должны учас-


    твовать дети, а не только педагоги и родители. Ребята могут нарисовать эскизы костюмов и декораций, принять посильное участие в изготовлении бутафории, костюмов, масок, в подбо­ре реквизита. В спектакле можно использовать компьютерную технику для создания «волшебных» эффектов и демонстрации на экране места действия; для иллюстрированного рассказа о стране, где родилась сказка, инсценировка которой выносит­ся на суд зрителей. Световое и музыкальное оформление также варьируется от простого к сложному по возможностям поста­новщиков. Специально поставленные танцы и хорошо отрепе­тированные вокальные номера украсят действо.

    В гимназиях с углубленным изучением иностранных язы­ков можно сделать перевод и сыграть сказку на языке оригина­ла - английском, итальянском, финском, китайском, японском, хинди и т. д. Это станет для учащихся отличной языковой прак­тикой.

    Книга пригодится вам для проведения театрального фести­валя в своем детском образовательном учреждении или среди нескольких детских садов (школ, самодеятельных коллективов). Это мероприятие может стать ярким, запоминающимся собы­тием в жизни детей. Каждая группа (класс) представляет свою сказку, предваряя или завершая инсценировку интересным рас­сказом о стране, ее обычаях. Ребята исполняют народные танцы и песни, демонстрируют национальные костюмы. Театральный фестиваль удачно дополнит конкурс детских рисунков и поде­лок на темы сказок народов мира, природы, достопримечатель­ностей и обычаев разных стран. В финале творческого праздни­ка можно порадовать гостей и участников оригинальным уго­щением - блюдами национальной кухни.



    Любая народная сказка, даже самая забавная и легкомыс­ленная на первый взгляд, заключает в себе мораль, поучение, высмеивает человеческие пороки и слабости. В небольшом, как правило, тексте сосредоточена вековая мудрость народа. Предлагаемые вашему вниманию инсценировки сказок народов мира завершаются списком примерных вопросов для обсужде­ния. Вы можете использовать сценарии для проведения увле­кательных занятий по нравственному воспитанию. Для этого не обязательно воплощать сказку на сцене. В группе (классе)


    прочитайте пьеску в лицах, предварительно распределив роли. Если дети еще не умеют читать, они могут выучить роли дома с помощью родителей или в группе с помощью воспитателя. В самом простом варианте вы можете сами прочитать сказку детям и обсудить ее по вопросам. Можно разыграть сказку с по­мощью игрушек, особенно если это сказка о животных. А мож­но подготовить и показать на занятии отдельные сценки.

    «Эта Сказочная планета» - вторая книга сценариев Дерягиной Л. Б., выпущенная издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Первая книга - «Играем сказку» - включа­ет в себя сценарии в стихах по самым известным сказкам российских писателей («Волшебник Изумрудного города», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Буратино») и сценарии по сказкам народов России и ближнего зарубежья.

    Желаем творческих успехов!


    ЧАСТЬ I. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

    Полная бочка лжи 1 (в 2-х действиях)

    Действующие лица:

    Сказочник.

    Хальвор. ^

    Бьёрн. V три брата-лентяя

    Эспен-лежебока. *

    Старик - отец братьев-лентяев.

    Старуха-волшебница.

    Королева.

    Принцесса.

    Фрейлина.

    Глашатай.

    Крестьяне.

    Зайцы (не менее 6 исполнителей).

    Два стражника.

    Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в начальной школе

    Сценарий внеклассного мероприятия «В мире сказок»

    Автор: Валиева Рузалия Хатмулловна, воспитатель, ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) школа – интернат V вида, г. Бирск.
    Описание работы: Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, желающих провести интересное мероприятие по внеурочной деятельности.
    Цели: - обобщить знания учащихся о сказках;
    - развивать умения узнавать сказки и их героев.
    Задачи:
    Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества;
    Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
    Коррекционные: совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения;
    Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.
    Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (шапочка красного цвета, сапог, репка, стрела, топор, лук, туфелька), песни из мультфильмов.
    Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.

    Ход мероприятия

    Ребята, сегодня у нас необычный вечер – праздник «В мире сказок». Как и на каждом празднике, у нас должны быть и веселье, и шутки, и песни, и смех, но и серьезное, конечно. Вы должны показать, что вы знаете о сказках. Итак, начинаем наш вечер.
    Ведущие:
    Эй-гей, народ честной,
    Заходи смелей, не стой!
    Те, кто мрачен, кто не улыбается,
    На праздник не допускается!
    Внимание! Внимание!
    Послушайте сообщение важнейшего значения!
    Первое событие – праздника открытие!
    Затем впоследствии – торжественное приветствие,
    Потом – театральное представление,
    А дальше – наши выступления!
    (Под музыку в зал входят герои сказок в костюмах)
    1 – ведущий:
    Здравствуйте, наши друзья любезные!
    Ребятушки расчудесные!
    Веселые, забавные,
    Мальчишки, девчонки славные!
    2 – ведущий:
    Дружные, послушные,
    Нарядные, приятные!
    Смелые, умелые!
    Добрейшие, умнейшие!
    Симпатичные на вид!
    Ведущие: Поздравляем вас с праздником!
    Все: Наш низкий поклон вам, проказникам.
    1 – ведущий:
    Они прилетели по воздуху к нам,
    Приплыли по бурным, зелёным волнам.
    2 – ведущий:
    Приехали в поезде, в автомобиле.
    Волшебства сказочные становятся былью!
    (Выходят герои сказок)
    Айболит:
    Я человек не молодой, с усами и бородой
    Люблю ребят, лечу зверят,
    Симпатичный на вид
    Называюсь … (Айболит)
    Карабас:
    Я человек не молодой,
    Во-от с такущей бородой,
    Обижаю Буратино, Артемона и Мальвину,
    И вообще для всех людей
    Я отъявленный злодей.
    Знает кто–нибудь из вас,
    Кто такой я … (Карабас)
    Красная Шапочка:
    Меня моя бабушка очень любила,
    Красную шапочку мне подарила,
    Только я имя забыла свое.
    Волк: Ну, отгадайте, как звали её?
    Буратино:
    С букварём иду я в школу –
    Деревянный мальчуган –
    Попадаю вместо школы,
    В полотняный балаган.
    Аленушка с Иваном:
    Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца.
    Медведь с коробом:
    А дорога далека,
    А корзина нелегка,
    Сесть бы пенек,
    Съесть бы пирожок.
    (Герои сказок под музыку садятся на свои места)
    Ведущий: А сейчас для вас, дорогие ребята, я приготовила вопросы. За каждый правильный ответ получаете по жетону. По набранным жетонам мы и определим, кто из вас хорошо знает сказки.
    Колотил да колотил
    По тарелке носом –
    Ничего не проглотил
    И остался носом. (Журавль из сказки «Лиса и журавль»)
    Летела стрела, и попало в болото,
    А в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленой кожей,
    Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна – лягушка»)
    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки на них глядит
    Добрый доктор … (Айболит)
    Возле леса на опушке –
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки
    Угадайте без подсказки,
    Кто герой этой сказки. (Л. Толстой «Три медведя»)
    Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
    Что нужно было сказать, чтобы пять золотых монет у Буратино превратились в капитал? («Рекс-фекс-пекс»)
    Где спрятался седьмой козлёнок? (В печке)
    Что больше любил Карлсон? (Варенье и печенье)
    Что сказали Бабки-Ежики, чтобы подняться на метлах в воздух? (Прощай, Земля! )
    Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке?
    (Кащей)
    Где жили старик со старухой из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке»? (У самого синего моря).
    На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок
    Покатился … (Колобок)
    Ведущий: Молодцы, ребята, узнали всех героев наших сказок. А сейчас поиграем. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос. А теперь – наоборот: правой рукой за левое ухо, левой рукой – за нос. Снова наоборот. Быстрее! Еще раз. Молодцы! Все вы так здорово состязались, придется вас наградить.
    1 – ведущий: А каким будет наш приз?
    2 – ведущий: Ну, скажем, песни из мультфильмов или сказок?
    1 – ведущий: Ребята, а какие песни вы знаете? («Улыбка», «Песенка про кузнечика», «Добрый жук» и т.д.)
    (Раздается стук, на сцену выходит почтальон)
    Почтальон: Ребята, к нам, в сказочный город пришли телеграммы. Разрешите, я вам их зачитаю, а вы угадайте, кто их прислал, так как герои ваших сказок забыли подписать свои телеграммы.
    Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки. (Мойдодыр»)
    Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. («Волк и лиса»)
    Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. («Курочка Ряба»)
    Спасите! Нас съел серый волк! («Семеро козлят»)
    У меня день рождения, только потерялся хвостик. («Винни-Пух»)
    Ведущий:
    А сейчас нужно рассказать отрывок из своей любимой сказки. (Рассказы детей)
    Ведущий: Молодцы! Так хорошо все знаете сказки. А сейчас отгадайте загадки.
    1.В чаще леса, вдоль тропинок,
    Он стоит среди осинок.
    Шляпа есть, но нет пальто
    Отгадайте, это что? (Гриб)
    2. Деловитая хозяйка
    Полетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком
    И поделится медком. (Пчела)
    3. Для него прогулка – праздник
    И на мёд особый нюх.
    Это плюшевый проказник –
    Медвежонок..(Винни-Пух)
    4. Проживает вместе с нами,
    Ходит с длинными усами,
    На дворе в разгаре лето,
    А она в меха одета.
    Ставят мясо: «Мало, мало!»
    Сколько раз ей попадало,
    Прыг! – и села на окошко.
    Вот у нас какая … (Кошка)
    5.В нём вода, но он – не речка,
    Хоть и с клювом, но не грач.
    Он не печка, хоть, как печка,
    От углей он стал горяч.
    И пузат, и добродушен,
    Он гостей собрал на ужин,
    Чай налил – дымится пар
    Вот спасибо …(Самовар)
    Ведущий: Ребята, некоторые сказочные герои забыли свои вещи. Назовите их и сказку, в которой они живут.
    Шапочка красного цвета, («Красная Шапочка»)
    Сапог, («Кот в сапогах»)
    Репка, («Репка»)
    Стрела, («Лягушка – царевна»)
    Топор, («Каша из топора»)
    Лук, («Чипполино»)
    Таз и мочало, («Мойдодыр»)
    Туфелька, («Золушка»)
    Ведущий: Ребята, для вас будут звучать песни из мультфильмов, вам необходимо вспомнить, из какой они сказки. (Дети отгадывают названия мультфильмов)
    Ведущий:
    Праздник – это шутки,
    Праздник – это смех, радость, веселье!
    1 – ведущий: Вот и праздник окончен!
    2 – ведущий:
    Пусть звонкие песни звучат вокруг!
    Песня – веселый и умный друг!
    1– ведущий:
    Пусть игры и пляски,
    Как книжки и сказки,
    Украсят наш досуг!
    2 – ведущий:
    Вот настал момент прощанья,
    Говорим всем: до свиданья!

    Внеклассное мероприятие в начальной школе "В мире сказок"

    Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

    Цели:

      Привить любовь и заинтересованность к изучению народного творчества.

      Организация досуга.

      Расширить знания ребят о жанре сказки.

      Дать возможность проявить свои таланты.

      Развить творческие способности.

      Учить правильно решать свои проблемы.

      Развивать умение поддерживать разговор.

    Задачи:

      Воспитать культуру общения младших школьников.

      Развить способность восприятия детской литературы.

      Находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков.

      Помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.

    Подготовка праздника .

    Что бы детям было интересно на празднике, их надо подготовить. Они должны знать тексты русских народных сказок, героев сказок, их имена, занятия, сказочные предметы, их применение, волшебные слова, заклинания, зачины, концовки русских народных сказок.

    Оборудование : костюмы, декорации, рисунки, призы.

    Ход занятия

    Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах. А за каждый правильный ответ, вы будите получать приз – наклейку с изображением сказочных героев. В конце занятия, мы подсчитаем количество наклеек у каждого учащегося и у кого их окажется больше тот получит более серьезный приз – альбом и краски.

    Сказка, ребята, к устному народному творчеству. И раньше она называлась баснь. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица – вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов, чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет). Луди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты. Обув человека в сапоги-скороходы. Первый рукописный сборник сказок появился в XVIII веке. А в первой половине XIX века был уже и печатный сборник – «Русские народные сказки».

    Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

    Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

    Учитель. Правильно ребята. Вы все конечно знаете, что очень многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив водицы из колодца, превращается в козленочка, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками, то коровушка-буренушка помогает девочке…

    На доске изображение леса. Звучит музыка: «Куда уходит детство?». Выходит сказочница.

    Сказочница.

    Мы подрастаем, другими станем,
    И, может быть, среди забот
    Мы сказке верить перестанем
    Но сказка снова к нам придет!
    И мы ее улыбкой встретим:
    Пускай опять живет у нас!
    И эту сказку нашим детям,
    Мы вновь расскажем в добрый час.

    Спешу приветствовать вас я,
    Мои веселые друзья!
    Мы собрались сегодня в зале!
    Верней, не в зале, а в лесу.
    Случайно волка не видали?
    А может, встретили лису?
    Все это присказка, не сказка,
    Ведь сказка будет впереди…
    Но мало времени осталось.
    Готовы вы со мной идти?

    Ученики. Да.

    Сказочница.

    Раскроем занавес – вуаль,
    И перед нами на мгновенье
    Раздвинул ветви чудный лес.
    Мы, задержав слегка волненье,
    Войдем в мир сказок и чудес.
    Исполняется «Город сказок».
    В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.
    Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.

    Выходит сказочник.

    Сказочник.

    Добрый день и добрый вечер!
    Я веселый сказочник.
    Я из сказок к вам пришел,
    Я дорогу сам нашел!
    А о том, что будет дальше,
    Я и сам не знаю даже.
    Знаю только: каждый лес
    Полон сказочных чудес.
    В кабинетах в вашей школе
    Чудес будет и поболе!

    Сказочница. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки-куплеты, а вы на каждый вопрос подскажете ответ.

    Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей,
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.

    Он известен, знаменит,
    Это доктор…(Айболит ).

    Многим долго неизвестный,
    Стал он каждому дружком.
    Всем по сказке интересной
    Мальчик-лукова знаком.

    Очень просто и не длинно
    Он зовется… (Чиполлино ).

    Уймись, уймись, колдунья злая,
    Себя надеждами не тешь-ка,
    В лесу семь гномов повстречала-
    Спасется наша … (Белоснежка ).

    Всех он любит неизменно,
    Кто б к нему не приходил.
    Догадались? Это Гена,
    Это Гена … (Крокодил ).

    И горох перебирала
    По ночам при свечке.
    И спала у печки.
    Хороша, как солнышко.
    Кто же это? (Золушка ).

    Работать умела красиво и ловко,
    В деле любимом проявляла сноровку.
    Лебедью белой в танце плыла…
    Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая ).

    Он и весел и не злобен
    Этот милый чудачок.
    С ним хозяин, мальчик Робин,
    И приятель Пятачок.

    Для него прогулка – праздник,
    И на мед особый нюх.
    Этот плюшевый проказник
    Медвежонок… (Вини Пух )

    Вот что Вам скажу, друзья!
    Я лягушкою была.
    Если б не Иван - дурак,
    Быть бы мне лягушкой так. (Царевна – лягушка ).

    Она легко, как по канату,
    Пройдет по тоненькой веревочке.
    Она жила в цветке когда-то.
    Ну, а зовут ее… (Дюймовочка ) .

    Он дружок не только детям,
    Он живое существо,
    Но таких на белом свете
    Больше нет ни одного.
    Потому что он не птица,
    Не тигренок, не синица,
    Не котенок, не щенок,
    Не волчонок, не сурок.
    Но заснята для кино
    И известна нам давно
    Эта милая мордашка,
    А зовется … (Чебурашка ).

    Будем дружно веселиться,
    Будем петь и танцевать,
    Что бы в сказке очутиться,
    Надо Вам меня позвать!

    Ребята, вы догадались, о ком это идет речь?

    Конечно же, это фея. Давайте ее позовем.

    Вылетает на метле Баба Яга .

    Баба Яга.

    Берегись! Разойдись!
    Везделет, остановись!
    Что за сборище у вас
    В неурочный зимний час?

    Где же видано, чтоб я
    Здесь веселье завела?
    Хватит, крышка вам, друзья,
    Эй, нечистая, сюда!

    Сказочница. Баба Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети желают веселиться!

    Баба Яга. А мне – то что? Что хочу, то и ворочу!

    Сказочница. Мы с ребятами фею звали. Куда ты ее дела? Нам путешествовать по сказкам без нее никак нельзя.

    Баба Яга. А вы ответьте на мои вопросы, тогда я вам и скажу, где ваша фея. Из каких сказок взяты отрывки.

      А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. (Хаврошечка ).

      Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твердо и неудобно. (Три медведя ).

      Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».).

      Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику мягче было спать, а меж тем у нее, бедной, руки окостенели и пальцы побелели. («Мороз Иванович».).

      Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. («Гадкий утенок ».).

      жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребенка. (Дюймовочка ).

      В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. (Приключения Незнайки и его друзей ).

    Баба Яга. Какие вы молодцы, все отрывки отгадали. Ну ладно, скажу, где ваша фея.

    Вашу фею я видала
    У Кощея во дворце.
    Заменить ее смогу вам-
    Преображусь сейчас в лице.
    (Достает пудру и пудрится .)
    Сказочный я элемент,
    У меня есть документ.
    На метле своей летаю
    И детишек я пугаю.

    Сказочница. (Обращается к Бабе Яге )

    Что ты, Бабушка Яга,
    Ребятам страшное нельзя!
    Надо фею выручать.
    Может, нам тебя послать?

    Баба яга.

    Даже не подумаю.
    Давайте мне метлу мою.
    Хотя вас в беде помочь я рада
    Но я жду от вас награды.

    Сказочник.

    Бабка, время не тяни
    И за феей ты лети.

    Баба Яга.

    Вот бесстыжий, вот нахал!
    Где ты бабку увидал?
    Я моложе всех вас вместе.
    Мне к обеду будет двести.
    Забодай тебя лишай,
    Отойди и не мешай.

    Баба Яга садится на метлу и улетает за феей.

    Сказочница.

    Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
    Зло – это леность души.
    Пусть утром каждый,
    Как только проснется,
    Сделать добро поспешит.

    Сказочник. Пока баба Яга совершает доброе дело и ищет фею, я вас предлагаю вспомнить прочитанные сказки. Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и автора сказки.

      Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)

      Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах »)

      Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь »)

      Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

      Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха »)

    Входит Баба Яга и Фея.

    Баба Яга.

    За жару ли, за пургу
    Все бранят меня, каргу,
    А во мне вреда не больше,
    Чем ромашек на лугу.
    Что, заждалась детвора?
    Забирайте. Вот она.

    Ах, как много ребятишек-
    И девчонок и мальчишек!
    Злой Кощей меня унес-
    Испугалась я до слез.
    Бал хотел устроить вроде…
    Но теперь я на свободе!
    В одиночестве и покое
    Дремлют все наши герои
    На страницах книг своих.
    Позовем скорее их!
    Что им маяться от скуки!
    Все герои любят труд!
    Вам, друзья, и карты в руки…
    Пусть герои оживут!

    Входят сказочные герои в костюмах.

    Сказочные герои.

    Как у Бабы, у Яги
    Нет совсем одной ноги,
    Зато есть замечательный
    Аппарат летательный.

    На сметане я мешен,
    На окошке я стужен.
    Круглый бок, румяный бок –
    Покатился колобок.

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый – краса.
    А зовут меня Лиса.

    Возле леса на опушке
    Трое нас живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.