Оформление музыкального зала в детском саду. Музыкальное оформление корпоратива. Назначение музыкального зала в дошкольном учреждении

«Музыкотерапия – лекарство для души»

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: Замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.

Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий.

«Каприс №24» Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных образов, способствует контрацепции внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для не го привычным окружающим фоном.
Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее» лекарство самостоятельно.
Цель занятий с использование музыкотерапии: Создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; Растормаживание речевой функции.
В школьном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционный занятий с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение – чтение под музыку, сочетание музыки и изо деятельности.

На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения – игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамика, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

  • Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.
  • В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение – искусственным, что бы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
  • Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не ранее чем через 2 часа после еды.
  • Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться – это поможет им «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка – успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.
  • Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
  • Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
  • После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
  • Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.
  • 10. Желательно использовать инструментальную классическую и
    специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую
    популярную т.к. они несет ненужную смысловую нагрузку.
    Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо
    продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый
    взгляд. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей,
    стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако не все так
    просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы
    человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии
    возбуждения и смятение вряд ли окажет глубокое впечатление
    торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным.
    С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит
    грустную музыку, это может поднять ему настроение.

      В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные мною выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнений, драматизация лечебный спектаклей – игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

    Список музыкальных рецептов
    Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
    От нервозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева, звучание домбры.
    Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа, звуки кобыза.
    Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой – рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.
    Поднимают настроение, избавляют от депрессий, заряжают накал чувств – джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги¸ берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
    Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
    Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.
    Нормализуют сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
    Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
    В качестве лечения от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юмореску» Дворжака, а так же изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже»).
    Головную боль также снимает прослушивание знаменитого полонеза Огиньского.
    Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона
    От гастрита излечивает «Соната №7» Бетховена
    Язва желудка исчезнет при прослушивании «Вальса Цветов» Штрауса.

    Оформление музыкального зала к праздникам и развлечениям.

    Оформление музыкального зала к празднику – очень интересный, захватывающий, творческий процесс. В то же время это достаточно сложная и трудоёмкая работа. Поэтому в ней принимают участие все педагогические работники детского сада.
    Мы стараемся, чтобы интерьер музыкального зала соответствовал тематике праздника и в тоже время был ярким, близким детскому восприятию. Для изготовления элементов декора мы используем разные доступные и недорого стоящие материалы: остатки ткани, бумагу для принтера, бумагу для детского творчества, гофрированную бумагу и т. д. В работе с бумагой применяем разные методы работы: тычкование, вытынанки, оригами и т.п.
    Осеннее оформление.

    Ещё один вариант осеннего оформления. Все элементы декора:зверюшки, листья грибы и т. д. выполнены из офисной бумаги, сложенной гармошкой.


    Весеннее оформление.


    Праздник Пасхи.
    Незадолго до праздника всем воспитателям было предложено оформить пасхальное яичко на свой вкус. Красивые, нарядные яички мы сложили в корзинки.



    День защитников Отечества.


    Вечный огонь.
    Вечный огонь и цифра 9 выполнены из гофрированной бумаги методом тычкования.


    Новый год.


    Яркий, нарядный музыкальный зал создают у детей и зрителей праздничное настроение и способствует воспитанию эстетического вкуса, более глубокому восприятию тематики праздника.

    Музыка (греч. букв.- искусство муз) - вид искусства, который отражает действительность в художественных звуковых образах. Музыка - специфическая разновидность творческой деятельности и общения людей.

    Образные системы музыки позволяют воплощать понятия, определяющие социальные и философские идеи. Для конкретизации идей своих произведений композиторы прибегают к синтезу музыки со словом (вокальная и программная инструментальная музыка), сценическим действием, танцем, изображением (музыкально-сценические жанры, киномузыка).

    Музыка имеет большое познавательное, воспитательное, организующее значение в жизни общества. Как важное средство духовного воспитания человека музыка формирует эстетические вкусы и идеалы, развивает эмоциональную чувствительность, чувство прекрасного.

    Музыкальное оформление – сопровождение музыкой драматического спектакля, кинофильма, циркового представления, радиопостановки и т. п. Существует 2 вида музыкального оформления - компиляция, т. е. использование фрагментов из существующих музыкальных произведений (например, подбор отрывков из симфонической и камерной музыки для сопровождения немого кинофильма), и сочинение специальной музыки.

    Шумовое оформление – звукошумовое оформление, шумы и звуки, организованные в определённом темпе и ритме, используемые при постановке театральных спектаклей, кинофильмов, радио- и телевизионных передач. Выполняются с помощью специальной аппаратуры.

    Театральная музыка – в широком смысле музыка в любых театральных спектаклях, то есть как в постановках театра музыкального (Опера, Балет, Оперетта, Музыкальная драма, Музыкальная комедия), так и драматического.

    В драматическом театре она способствует созданию определённой эмоциональной атмосферы спектакля; наряду с прочими средствами воссоздаёт исторический, национальный и локальный колорит, углубляет характеристики персонажей, подчёркивает переломные моменты развития действия, драматические кульминации.

    Помимо музыкальных номеров, вплетающихся в сценическое действие, применяются и относительно крупные инструментальные пьесы, предваряющие всю постановку или отдельные акты спектакля, - Увертюра и Антракты.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Глумов А., Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Settle R., Music in the theatre, L., 1957.

    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

      Режиссура и музыка.

    Театральные системы двадцатого века пристрастны к музыке.

    В историческом для мирового театра 1898 году старый принцип музыкального оформления представления оказывается исчерпанным.

    Станиславского сначала просто раздражали традиционная музыка в увертюрах, дежурные польки с кастаньетами в антрактах «Гамлета». К «Царю Федору Иоанновичу», первой постановке Художественного театра, в 1898 году заказывается специальная увертюра - и вот режиссер не удовлетворен: «Вышла прекрасная симфония», но она звучит помимо драмы, не входя в нее. Если раньше композитор мог возвышать до себя среднюю драматургию и иногда его «музыкальные номера» содержали некоторое толкование пьесы, акцентируя те или иные моменты в ней, то теперь искусство театра перешло в новый этап.

    Режиссер ощущает недостаточность, изжитость старой театральной эстетики, ему нужна музыка, рожденная сценой, внутренне связанная с развивающейся на подмостках драмой.

    С приходом режиссуры на драматической сцене возникает новое единство: подчиненный объединяющей и целенаправленной воле, развертывается мир спектакля.

    Музыка становится нужной режиссерскому театру в ее широком значении. Другими словами, роль музыки в микрокосме драмы потенциально не уступает мощной роли музыки в большой действительности.

    Предлагая в 1906 году первый русский перевод работы Рихарда Вагнера «Опера и драма» (1851), переводчик А. Шепелевский настаивал на особой ее актуальности в России: «Самой жизнью, самим развитием искусства выдвинут вопрос о вмешательстве в драму музыки…

    «Наша литературная драма, - читаем у Вагнера, - так же далека от настоящей, как фортепиано от симфонического пения человеческих голосов»;

    В самом деле, на рубеже двадцатого века в драматическом театре началось сильное движение к комплексной, охватывающей действительность в возможно больших связях, сценической передаче драмы, музыке же следовало занять свое место в структуре творимого режиссером действия. Сценическая ткань воспроизводила в спектакле сложное переплетение влияний личности и окружающей ее среды. Представление, частью которого становилась музыка, было {22} в сравнении с дорежиссерским театром насквозь одушевлено.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010. 163 с.

      История театральной музыки.

    Театральная музыка – активный драматургический фактор, имеющий большое смысловое и формообразующее значение; она способна создать определённую эмоциональную атмосферу, подчеркнуть основную идею пьесы), конкретизировать время и место действия, охарактеризовать персонаж, повлиять на темп и ритм спектакля, выделить основные кульминации, придать единство спектаклю с помощью сквозного интонационного развития и лейтмотивов. По драматургическим функциям музыка может гармонировать с происходящим на сцене (созвучный музыкальный фон) или составлять с ним контраст. Различают музыку, вынесенную за рамки сценического действия (увертюра, антракты, заставки), и внутрисценическую. Музыка может быть специально написана для спектакля или составлена из фрагментов уже известных сочинений (компиляционный метод использования музыкального материала).

    История театральной музыки восходит к древнейшим видам театра, унаследовавшим от религиозных обрядовых действ их синтетический характер. В античной и древней восточной драме на равных правах объединялись слово, музыка, танец. В древнегреческой трагедии , выросшей из дифирамба, музыкальную основу составляло хоровое унисонное пение в сопровождении инструментов. В Индии классическому театру предшествовали музыкально-драматические виды народных театральных представлений. В истории китайского театра ведущая роль также принадлежит смешанным театрально-музыкальном представлениям; своеобразно осуществляется синтез музыки и драмы в одном из ведущих театральных жанров эпохи средневековья - дзацзюй. В Японии из старых видов театральных представлений особенно выделяются бугаку (8 в.) - придворные спектакли с музыкой гагаку. Важная роль отводится музыке и в театрах но (с 14-15 вв.), дзёрури (с 16 в.), кабуки (с 17 в.). В средневековой Западной Европе, где театральное наследие античности было предано забвению, профессиональная драма развивалась главным образом в русле церковного искусства. В 9-13 вв. в католической церкви священнослужители разыгрывали перед алтарём латинские литургические драмы; в 14-15 вв. литургическая драма переросла в мистерию с разговорными диалогами, исполняющуюся вне храма на национальных языках. В светской среде музыка звучала во время придворных празднеств, маскарадных шествий, народных представлений. В эпоху Возрождения западноевропейское искусство обратилось к традициям античного театра; на новой почве расцвели трагедия, комедия, пастораль. Обычно они ставились с пышными музыкальными интермедиями аллегорического и мифологического содержания, состоявшими из вокальных номеров в мадригальном стиле и танцев. Одним из важнейших этапов в истории театральной музыки стал английский театр 16 века. Благодаря У. Шекспиру и его современникам – драматургам Ф. Бомонту и Дж. Флетчеру – в английском театре елизаветинской поры сложились устойчивые традиции, так называемые incidental music – небольших вставных музыкальных номеров, органично включавшихся в драму. Впоследствии на английской почве сформировался новый синтетический жанр – балладная опера. Её создатели Дж. Гей и Дж. Пепуш построили драматургию своей "Оперы нищих" (1728) на чередовании разговорных сцен с песнями в народном духе. В Испании начальный этап развития национальной классической драмы связан с жанрами rappresentationes (священных представлений), а также эклоги (пастушеской идиллии) и фарса - смешанных театрально-музыкальных произведений с исполнением песен, чтением стихов, танцами, традиции которых были продолжены в сарсуэлах. Во Франции речитативы, хоры, инструментальные эпизоды к классицистским трагедиям Ж. Расина и П. Корнеля писали М. Шарпантье, Ж. Б. Моро и др.

    Разговорные диалоги чередуются здесь с речитативами, ариями, танцевальными выходами (entrіes) в традициях французского придворного балета (ballet de cour) 1-й пол. 17 в.

    В 18 веке во Франции появилось первое произведение в жанре мелодрамы - лирическая сцена "Пигмалион" Руссо, исполненная в 1770 с музыкой О. Куанье.

    Вплоть до 2-й половины 18 века музыка к театральным представлениям нередко имела лишь самую общую связь с содержанием драмы и могла быть свободно перенесена из одного спектакля в другой. "Начальная симфония должна быть связана с пьесой в целом, антракты - с концом предшествующего и началом следующего действия, заключительная симфония – с финалом пьесы. Необходимо иметь в виду характер главного героя и основную идею пьесы и руководствоваться ими при сочинении музыки" (И. Шейбе). "Так как оркестр в наших пьесах некоторым образом заменяет античный хор, то знатоки давно уже выражали желание, чтобы характер музыки более соответствовал содержанию пьес, каждая пьеса требует для себя особого музыкального сопровождения" (Г. Лессинг). Вскоре появилась театральная музыка в духе новых требований , в том числе принадлежащая венским классикам – В. А. Моцарту (к драме "Тамос, король Египта" Геблера, 1779) и Й. Гайдну (к пьесе "Альфред, или Король-патриот" Бикнелла, 1796); однако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу театральной музыки оказала музыка Л. Бетховена к "Эгмонту" Гёте (1810), представляющая собой тип театральной музыки, обобщённо передающей содержание узловых моментов драмы. Театральная музыка 19 века развивалась в намеченном Бетховеном направлении, но в условиях эстетики романтизма. На рубеже 19-20 веков в подходе к театральной музыке наметились новые тенденции. Выдающиеся режиссёры этого времени (К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Г. Крэг, О. Фалькенберг и др.) отказались от музыки концертного типа, потребовали особых звуковых красок, нетрадиционной инструментовки, органичного включения музыкальных эпизодов в драму. Режиссёрский театр этого времени вызвал к жизни новый тип театрального композитора, учитывающего не только специфику драмы, но и особенности данной постановки. В 20 в. взаимодействуют 2 тенденции, сближающие музыку с драмой: первая из них характеризуется усилением роли музыки в драматическом спектакле (опыты К. Орфа, Б. Брехта, многочисленных авторов мюзиклов), вторая связана с театрализацией музыкальных жанров (сценические кантаты Орфа, "Свадебка" Стравинского, театрализованные оратории А. Онеггера и т. д.). Музыкальное оформление брехтовских спектаклей служит одним из главных средств создания эффекта "отчуждения", призванного разрушить иллюзию реальности происходящего на сцене. По замыслу Брехта музыка должна состоять из подчёркнуто банальных, легкожанровых песенных номеров – зонгов, баллад, хоров, имеющих вставной характер, словесный текст которых концентрированно выражает авторскую мысль.

    Русская театральная музыка имеет многовековую историю. В древности разыгрываемые скоморохами сцены-диалоги сопровождались "песнями бесовскими", игрой на гуслях, домрах, гудках. В народной драме, выросшей из скоморошьих представлений ("Атаман", "Маврух", "Комедия о царе Максимилиане" и др.), звучала русская песня и инструментальная музыка. В церкви развивался жанр православного музыкального литургического действа – "Омовение ног", "Пещное действо" и др. (15 в.). В 17-18 вв. богатством музыкального оформления отличалась так называемая школьная драма (драматурги - С. Полоцкий, Ф. Прокопович, Д. Ростовский) с ариями, хорами в церковном стиле, светскими кантами, плачами, инструментальными номерами. "Комедийная хоромина" (осн. в 1672) имела большой оркестр со скрипками, виолами, флейтами, кларнетами, трубами, органом. Начиная с петровского времени, получили распространение торжественные театрализованные представления (прологи, кантаты), основанные на чередовании драматических сцен, диалогов, монологов с ариями, хорами, балетами. К их оформлению привлекались крупные русские (О. А. Козловский, В. А. Пашкевич) и итальянские композиторы. Вплоть до 19 в. в России отсутствовало разделение на оперные и драматические труппы; отчасти по этой причине в течение продолжительного времени здесь преобладали смешанные жанры (опера-балет, водевиль, комедия с хорами, музыкальная драма, драма "на музыке", мелодрама и др.). Значительную роль в истории русской театральной музыки сыграли трагедии и драмы "на музыке", во многом подготовившие русскую классическую оперу 19 века.

    Новый период в русском театре 19 века открыл М. И. Глинка музыкой к драме Н. В. Кукольника "Князь Холмский", написанной вскоре после "Ивана Сусанина" (1840). В увертюре и антрактах обобщённо раскрывается образное содержание основных моментов драмы, развиваются симфонические принципы послебетховенской театральной музыки.

    Русская театральная музыка 2-й пол. 19 века в большой степени связана с драматургией А. Н. Островского. Знаток и собиратель русской народной песни, Островский часто пользовался приёмом характеристики через песню. В его пьесах звучали старинные русские песни, былинный распев, причет, мещанский романс, фабричные и острожные песни и другие.

    На рубеже 19-20 веков в театральной музыке наметилась глубокая реформа . К. С. Станиславский одним из первых предложил во имя цельности спектакля ограничиться только предуказанными драматургом музыкальными номерами, переместил оркестр за сцену, потребовал от композитора "вживания" в режиссёрский замысел.

    Если МХТ ограничил роль музыки ради целостности спектакля, то такие режиссёры, как А. Я. Таиров, К. А. Марджанишвили, P. P. Комиссаржевский, B. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, отстаивали идею синтетического театра. Режиссёрскую партитуру спектакля Мейерхольд рассматривал как композицию, построенную по законам музыки. Он считал, что музыка должна рождаться из спектакля и одновременно формировать его, искал контрапунктического слияния музыкального и сценического планов (привлёк к работе Д. Д. Шостаковича, В. Я. Шебалина и др.).

    В ряде современных постановок заметно тяготение к мюзиклу, например в спектакле Ленинградского театра им. Ленсовета (режиссёр И. П. Владимиров) "Укрощение строптивой" с музыкой Г. И. Гладкова, где герои исполняют эстрадные песни (по функции близки зонгам в театре Б. Брехта), или "Избранник судьбы" Шоу в постановке С. Ю. Юрского (комп. C. Розенцвейг). По активной роли музыки в драматургии спектакля отдельные постановки приближаются к типу синтетического театра Мейерхольда ("Пугачёв" с музыкой Ю. М. Буцко и особенно "Мастер и Маргарита" по М. А. Булгакову с музыкой Э. В. Денисова в Московском театре драмы и комедии на Таганке, режиссёр Ю. П. Любимов).

    В 70-е гг. 20 в. в области театральной музыки много работали Ю. М. Буцко, В. А. Гаврилин, Г. И. Гладков, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, К. А. Караев, А. П. Петров, Н. И. Пейко, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, М. Л. Таривердиев, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай и др.

    Украинская театральная музыка в театре 70-90 годов XIX столетия.

    Украинский театральный процесс конца XIX - начала XX ст. удостоверяет общность с модернистскими тенденциями Европы.

    Музыкальное оформление спектаклей осуществляли композиторы Н. Лысенко и К. Стеценко.

    Украинская музыка была неотъемлемой составляющей бытового, реалистичного и романтического театра, дополняла его психологическое действие, четче очерчивала человеческие характеры. Здесь много значили неповторимые чары украинской народной песни.

    Одним из известных композиторов XIX ст. был С. Гулак-Артемовский – оперный певец, драматург, который учился в Киевской духовной семинарии. В 1839 г. М. Глинка, О. Даргомыжский и М. Волконский устроили концерт и на собранные средства отправили талантливого юношу в Италию. Дебют С. Гулака-Артемовского состоялся на сцене Флорентийской оперы.

    Во второй половине XIX ст. среди украинских профессиональных композиторов отличается творчество П. Нищинского и П. Сокальского. П. Нищинский закончил Афинский университет, где получила степень магистра наук. В Одессе организовал хоры и руководил ими. Вершиной его творчества считается музыкальная картина «Вечерницы», написанная для пьесы Т. Шевченко «Назар Стодоля». В конце XIX века композитор Петр Сокальский (1832-1896) написал оперы "Мазепа" и "Майская ночь" (по мотивам рассказов Н. Гоголя).

    Одним из первых композиторов-профессионалов в Галичине был Михаил Вербицкий (1815-1870). В 1863 г. он написал музыку на слова П. Чубинского "Ще не вмерла Украина", которая стала государственным гимном Украины.

    Особый взнос в развитие национальной музыкальной культуры сделал Николай Лысенко (1842-1912) – выдающийся композитор, пианист, хоровой дирижер, фольклорист, теоретик музыки и педагог, основатель профессиональной школы.

    Литература:

      Таиров A., Записки режиссера, М., 1921;

      Дасманов В., Музыкальное и звуковое оформление пьесы, М., 1929;

      Сац Н. И., Музыка в театре для детей, в её кн.: Наш путь. Московский театр для детей, М., 1932;

      Бегак Е., Музыкальное оформление спектакля, М., 1952;

      Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955;

      Виды и жанры.

    Музыкальный жанр походит от французского «genre» , что означает тип, вид, тип, вид, манера, род.

    Классификация музыкальных жанров: музыкальные жанры чаще всего делят на три большие группыжанры вокальной музыки (пение с инструментальным сопровождением или без него), жанры инструментальной музыки и жанры вокально-инструментальной музыки.

    Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки.

    Понятие музыкального жанра употребляется в различных аспектах:

      широком - симфонический, камерный, оперный жанр, и пр.;

      узком - большая опера, комическая опера, лирическая опера, музыкальная драма и т.д.; симфония, камерная симфония, сюита; увертюра; симфоническая поэма, соната, квартет и т.д.; ария, ариозо, каватина, романс, песня и т.д.

    Музыкальный жанр имеет определённые функции:

    Семантические, определяющие содержание самого художественного произведения.

    Коммуникативные - функции, которые связаны с художественным общением и его организацией.

    Тектонические (структурообразующие), определяющие построение произведения.

    Имеют место всевозможные способы классификации музыкальных жанров. Одна из распространённых классификаций – это разграничение жанров по условиями их построения и исполнения. По такой классификации жанры делятся на:

    Народную музыку (музыкальный фольклор)

    Развлекательную музыку (в т.ч. музыка современной эстрады)

    Камерную музыку (что выполняется камерными ансамблями)

    Симфоническую музыку (выполняется большими оркестрами)

    Хоровую музыку (выполняется хоровыми коллективами)

    Театральную музыку (в т.ч. оперы, музыки к спектаклям, кинофильмам и т.п.)

    Классическая инструментальная музыка делится на симфоническую и камерную. Симфонической называется музыка, предназначенная для выполнения симфоническим оркестром. Основные жанры симфонической музыки: симфония, увертюра, концерт, сюита, а также симфоническая поэма, симфоническая фантазия, дивертисмент и т.п.

    Камерно-инструментальная музыка предназначается для исполнителей небольшого состава. В прошлом так называли музыку, исполняемую дома. К камерно-инструментальной музыке принадлежат соната, трио, квартет, а также большое количество "малых камерных жанров" - небольших инструментальных пьес, среди которых ноктюрн, прелюдия, кантилена, баркарола, каприс, аллегро, анданте и др.

    Народная музыка

      Этническая музыка

      Русская музыка

      Современная народная музыка

    Духовная музыка

      Христианская духовная музыка

      Католическая музыка

      Православная музыка

      Протестанская музыка

    Классическая европейская музыка

      Музыка Средневековья

      Григорианский (Грегорианский) хорал

    • Ранняя полифония

      Школа Нотр-Дам, фр. Notre-Dame de Paris

      Романтизм

      Экспрессионизм

      Футуризм

    Джаз

      Новоорлеанский джаз

      Диксиленд

      Вестерн-свинг

    Современная популярная музыка

      Эстрадная музыка

    • Менестрель-шоу

      Мюзик-холл

    • Поп-музыка

    Электронная музыка

      Брейкбит

    • Нью-скул-брейкс

    Рок-Музыка

      Рок-н-ролл

    • Рокабилли

      Сайкобилли

      Неорокабилли

      Особливості, класифікація та функції театральної музики

    Театральна музика повинна бути лаконічною, конкретною і порівняно простою за формою.

    Музика для спектаклю може бути написана спеціально, може бути підібрана з раніше написаних творів.

    Необхідно відзначити ще одну істотну особливість театральної музики: її вплив не тільки на глядача, але й на творчий стан актора. Музика допомагає йому зосередитися, увійти в роль, впливає на творчу уяву.

    «Звукове оформлення» спектаклю – музичне, шумове та звукотехнічне оформлення. До музичного оформлення відноситься включення в спектакль вокальних творів, танців, інструментальних п"єс, фрагментів симфонічних творів, хору – одним словом, музики всіх жанрів і форм. До шумового оформлення – включення в сценічну дію театральних шумів, а також таких звуків, як крики тварин, дзвін і т. п. Загальний задум, план такого оформлення називається звуковим вирішенням спектаклю.

    Деякі театри відмовилися від оркестру, і зараз драматичний актор все частіше грає під музичну фонограму. Істотно спростилося шумове оформлення, з"явилася можливість відмовитися від громіздких і не завжди досконалих апаратів для отримання сценічних шумів. Все це істотно розширило творчі можливості режисера в художньому оформленні спектаклю. У театрі завжди відбувається пошук нових виражальних засобів і прийомів – активних, дієвих, динамічних, здатних по-справжньому захопити емоційний світ сучасної людини. У вирішенні цих завдань істотна роль належить театральному звукорежисеру.

    Кожна п"єса має свої специфічні, жанрові риси, що потребують певного музичного рішення. Деякі п"єси та спектаклі взагалі не вимагають музики. І навіть в одній і тій же п"єсі, поставленій в різних театрах, музика набуває своєрідні особливості, властиві тільки даній постановці. Тому музика драматичних спектаклів з великими труднощами піддається систематизації і класифікації.

    Музику в драматичному спектаклі підрозділяють на кілька типових видів:

    Увертюра;

    Музичні антракти (вступ до дії або картини);

    Музичний фінал акту або спектаклю;

    Музичні номери по ходу сценічної дії.

    Увертюра звучить на початку спектаклю при закритій завісі і зав"язує перший контакт з глядачем.

    Музичні теми, що вперше прозвучали в увертюрі, можуть отримати продовження і розвиток по ходу дії спектаклю (лейтмотив). До музичного антракту вдаються, коли необхідний час для перестановки декорацій або щоб відокремити паузою зміну картин.

    Якщо увертюра і музичні антракти вводять глядача в майбутню дію, то так звані «кінцівки», або музичні фінали, можуть, навпаки, завершити сприйняття, узагальнити в музиці вже висловлене у спектаклі.

    Найбільш багатогранна роль музики, що включається безпосередньо по ходу сценічної дії. За способом використання музики в дії її поділяють на дві основні категорії.

    Музика, що виявляється у зовнішній, тобто видимій стороні дії. Цю музику називають сценічною, а також реальною, виправданою, мотивованою, «музикою по ходу дії», «від автора» і т. д. Оскільки така музика є частиною запропонованих обставин, то умовно домовилися таку музику називати «сюжетною».

    Музика, що вводиться в спектакль режисером, відноситься до іншої категорії, ніж сюжетна, і відрізняється від неї тим, що звучить не всередині дії, а поза ним.

    Її джерело фізично не знаходиться на сцені і не мається на увазі десь поруч. Її чує тільки глядач, дійові особи про неї «не підозрюють». Але і така музика найтіснішим чином пов"язана з дією і є її активним елементом. Це музика як би внутрішнього, духовного життя героїв. Таку музику називають психологічною, узагальнюючою, емоційною, ілюстративною, фоновою і т. д. Так як цю музику в спектакль вводить режисер, її називають іноді «музикою від режисера».

    Функції сюжетної музики. Сюжетна музика у спектаклі в залежності від умов її застосування може нести найрізноманітніші функції:

    Характеризувати дійових осіб;

    Вказувати на місце і час дії;

    Створювати атмосферу, настрій сценічної дії;

    Розповідати про дію, невидиму глядачеві.

    Сюжетна музика відіграє дуже значну роль і в характеристиці місця і часу дії. У цьому випадку музика стає ніби приналежністю, атрибутом події, побутових чи історичних обставин, вона дозволяє відтворити певний колорит тієї чи іншої епохи, характеризувати окремі групи людей.

    Функції умовної музики. Ввести умовну музику в спектакль значно важче, ніж сюжетну. Її умовність може увійти в суперечність з реальністю життя, що показується на сцені. Тому умовна музика завжди вимагає переконливого внутрішнього виправдання. Разом з тим, виразні можливості такої музики дуже широкі, до неї можуть бути залучені найрізноманітніші оркестрові, а також вокально-хорові засоби. Найчастіше умовна музика застосовується для створення атмосфери дії, її емоційного фону.

    В епізодах з текстом умовна музика може проявляти себе і більш активно і «спрямовано», ніж, якби вона створювала тільки загальний емоційний фон. Коли йде хвилююча сцена, побудована на діалозі, репліки передають лише частину того, про що думають герої. Музика ж оголює глибину їх переживань, підсилює внутрішню дію. Умовна музика може розкрити внутрішній монолог героя. Драматургічно внутрішній монолог виникає зазвичай після якихось подій, коли герой, залишившись наодинці з собою, оцінює їх, розмірковує, нерідко переживає емоційний вибух. Це і дозволяє музиці «висловитися» тут на повну, вона допомагає нам зрозуміти те, що важко, а часом і нетактовно було б висловити словами. У подібних випадках вона взаємодіє з відповідною мізансценою.

    Умовна музика, так само як і сюжетна, може характеризувати дійових осіб. Умовна музика дає можливість не тільки загострити характеристики героїв, але й знайти виразні рішення в комедійних сценах, вона виступає як засіб сатиричного викриття і пародії. Умовна музика в ряді випадків може стати безпосереднім і прямим учасником дії, важливим засобом сюжетного розвитку: може помітно посилити або, навпаки, загальмувати розвиток дії.

    Ваш магазин, торговый центр или бутик только открылся? Вы не знаете, как правильно оформить торговый зал музыкальным сопровождением, а, главное, понятие не имеете, где его взять, чтобы не нарушить авторские права? Компания DigiSky к вашим услугам.


    Мы работаем уже больше 10 лет, наш опыт и накопленные знания позволяют сказать, что для нас музыкальное оформление для магазина – сфера, где мы знаем все нюансы. За это время мы разрабатывали музыкальное оформление для магазинов: Metro Cash&Carry, Подружка, Монетка, Перекресток экспресс, Selgros Cash&Carry и многих других.

    Наше сотрудничество с вами будет строиться следующим образом:

    • мы подберем для вас музыкальное оформление магазина. Выберем нужный формат, который будет идеально подчеркивать и дополнять специфику вашего бизнеса;
    • поможем выбрать и установить профессиональное оборудование (музыкальный плеер, динамики и т.д.) будем управлять музыкальным сопровождением и обновлением композиций из нашего офиса;
    • время от времени будем проводить анализ работоспособности системы и корректировать ее по мере необходимости;
    • поможем избавиться от необходимости разбираться с отчисления авторам композиций. Это мы тоже возьмем на себя.

    Почему музыкальное оформление магазина – это так важно?

    Покупатель, переступая порог магазина, попадает в особый мир, мир бренда. Если он уже бывал в нем и вернулся вновь – значит, его что-то зацепило. Разумеется, такое не скажешь о продуктовых супермаркетах, куда люди ходят за продуктами. И делают это ежедневно. Сменить привычный магазин их заставит разве что отравление "просрочкой" или сильные наценки. Другое дело – магазин одежды, бытовой техники и электроники. Тут его владельцу главное не вызвать у покупателей отрицательных эмоций. На помощь идет все, начиная от приветливого персонала и скидок, заканчивая музыкальным оформлением зала.

    Разное музыкальное оформление по-разному влияет на покупательскую активность. Если вы поставите более спокойную музыку, то ваши покупатели буду выбирать товар более медленно, и их активность уменьшится. Если же вы остановите свой выбор на ритмичной танцевальной музыке, то тем самым подтолкнете покупателей на скорейшее принятие решения.

    Музыкальный зал - особое место в детском саду. Именно здесь в основном происходит эстетическое развитие ребёнка, его встреча с удивительным миром музыки и танца, приобщение к народной праздничной культуре. И конечно же, интерьер этого помещения требует особенного подхода. Музыкальный зал должен радовать ребят, удивлять их, воспитывать художественный вкус, причём как в будни, так и во время торжественных событий.

    Назначение музыкального зала в дошкольном учреждении

    Музыкальный зал - это образовательная среда для дошкольников. Он предназначен для проведения музыкальных занятий с воспитанниками, а также для проведения праздничных мероприятий - утренников, досугов и развлечений.

    Это помещение в детском саду обычно самое большое и светлое. Его стараются оборудовать наилучшим образом, ведь это своего рода визитная карточка дошкольного учреждения.

    Музыкальный зал - это, как правило, самое большое и светлое помещение в ДОУ

    Поскольку в музыкальном зале проводятся массовые мероприятия, здесь крайне важным является соблюдение требований СанПина и правил противопожарной безопасности. Ведь на практике они нередко игнорируются в погоне за инновациями и презентабельным внешним видом. Например, из-за необходимости установки мультимедийного оборудования активную деятельность детей нередко переносят из светлой части в тёмную (где нет окон) или же в погоне за излишним уютом окна затемняют тяжёлыми шторами, а пол полностью застилают ковровым покрытием, что очень затрудняет влажную уборку.

    Зонирование музыкального зала

    В соответствии со специфическими особенностями образовательной области «Музыка» пространство музыкального зала условно делится на определённые зоны.

    1. Спокойная зона. Она наиболее значима для музыкального воспитания, поскольку именно здесь дети поют и слушают музыкальные произведения. Оборудование спокойной зоны включает в себя музыкальный инструмент (фортепиано) и небольшое пространство, где ребята могут сидеть на стульчиках. Здесь же иногда устанавливают мольберт для демонстрации наглядного материала, стеллаж для детских инструментов, столик, чтобы поставить туда макет или разместить игрушечного персонажа. В данной зоне очень важно соблюдать принцип взаимодействия детей и музыкального руководителя «глаза в глаза», при этом дошкольники всегда располагаются справа от педагога.
    2. Активная зона. Это довольно большое пространство для танцевально-ритмических упражнений, музыкально-двигательного творчества. При этом музыкальный руководитель, находящийся за фортепиано, должен иметь возможность видеть всех воспитанников. Поскольку часть активной деятельности дошкольников происходит сидя либо лёжа на полу, желательно, чтобы в активной зоне находился ковёр (дети не будут чувствовать дискомфорта). Здесь нет места объёмной мебели и декорациям, стеллажи (если они есть) должны быть надёжно закреплёнными.
    3. Рабочая зона. Это место предназначено для продуктивной детской деятельности, которая часто имеет место на интегрированных музыкальных занятиях (музыка+изо). Здесь дети могут выразить свои эмоции посредством красок, карандашей, цветной бумаги, пластилина и пр. (материалы и инструменты находятся в специальном стеллаже) Эту зону следует оборудовать, конечно же, ближе к окнам. Поскольку такой уголок изо нужен далеко не на каждом музыкальном занятии, то иногда (особенно если зал не очень просторный) он быстро устанавливается непосредственно перед его проведением.

    К главным зонам музыкального зала относятся активная и спокойная зона.

    Фотогалерея: основные зоны музыкального зала

    В спокойной зоне дошкольники поют песни и слушают музыкальные композиции Активная зона представляет собой достаточно большое пространство для танцевально-ритмических упражнений В спокойной зоне часто размещают стеллаж для музыкальных инструментов

    Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды музыкального зала предусматривает установку в помещении мульмедийного оборудования. Оно важно для осуществления интеграции образовательных областей, делает более разнообразным музыкально-дидактический материал, позволяет максимально заинтересовать детей и сформировать у них целостную картину окружающего мира.

    Мультимедийное оборудование незаменимо на интегрированным музыкальном занятии

    Различные варианты оформления музыкального зала в ДОУ, в том числе своими руками

    Поскольку музыкальный зал предназначен для эстетического развития детей (конечно, оно неотделимо от познавательного), то его интерьер приобретает особое значение.

    Выбираем красивые шторы для зала

    В дизайне любого помещения важную роль играют шторы или занавески.

    Шторы, как правило, шьют из довольно тяжёлой ткани. Они симметричны, имеют официальный, торжественный вид. Традиционно у штор есть складки, плиссировка, иногда подкладка (препятствует выгоранию на солнце основной ткани). Они часто дополняются различными декоративными элементами: ламбрекеном, бандо, подхватами, перекидами, декоративными карнизом и пр. Занавески менее строгие, представляют собой упрощённый вариант штор. Верхняя часть у них всегда видимая, не скрытая ламбрекеном. К занавескам уместно подбирать простой струнный карниз.

    В музыкальном зале шторы особенно важны, поскольку должны поддерживать сказочную атмосферу, напоминать ребятам о волшебных мирах. Поэтому шьют их чаще всего в романтическом стиле.

    Шторы должны создавать особую творческую атмосферу, напоминать ребятам о чудесных неведомых мирах

    Шторы должны быть не только красивыми, но и сделанными из безопасного материала, практичными в уходе. Дошкольникам должно быть интересно рассматривать полотно, и именно с подобных элементов декора у малышей с раннего возраста будет формироваться эстетический вкус и развиваться воображение.

    Вариантов оформления штор много, стоит только применить творческий подход в решении этого вопроса. Кроме того, эту часть интерьера нужно периодически менять. В Один из вариантов - ориентация на сезонность: осенью можно подобрать занавески в золотистых, оранжевых, красных тонах, зимой - серебристые, или бирюзовые, весной - зелёных оттенков.

    В любом случае шторы для музыкального зала должны иметь нарядный и праздничный вид.

    Что касается цветовой гаммы этой части интерьера, то взрослые обычно любят спокойные и сдержанные оттенки. Также всегда оригинально смотрится комбинация светлых и тёмных оттенков, контрастный рисунок на светлом фоне.

    Контрастные шторы всегда смотрятся выигрышно

    Поскольку в музыкальном зале всегда много окон, то именно оттенок штор будет определять общую цветовую палитру помещения. Поэтому сотрудникам ДОУ следует иметь представление о том, как разные цвета влияют на детское восприятие и эмоциональное состояние. Особенно это актуально для малышей до 5 лет, психика которых менее устойчива, чем у старших дошкольников.

    1. Розовый цвет вызывает радостное настроение, способствует снятию стресса.
    2. Жёлтый вызывает ассоциации с теплом и уютом, заботой и стабильностью. Такая расцветка особенно полезна для тревожных детей.
    3. Зелёный успокаивает, но при этом пробуждает любознательность и стремление развиваться. Он вселит в малышей уверенность в своих силах.
    4. Оранжевый бодрит, стимулирует активную физическую деятельность. Он поможет раскрепоститься излишне застенчивым и чувствительным детям.
    5. Синий - цвет собранности, ответственности, олицетворяет собой порядок (полезен в плане соблюдения дисциплины на музыкальном занятии).

    Учёными-психологами доказано, что цвет оказывает значительное влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение - это актуально и для дошкольника

    Шторы в детском саду не должны быть чёрными, коричневыми, фиолетовыми - эти цвета подавляют детскую психику. Также лучше не делать их чисто белыми - у малышей подсознательно будет возникать чувство незащищённости.

    Нужно помнить, что шторы должны быть не просто стильным, но, прежде всего, нравиться детям. Их вкусы обязательно стоит учитывать. Например, удачное решение - украсить занавески аппликацией или подобрать материал с озорным рисунком.

    Милые зверюшки и ромашки поднимут малышам настроение

    Уместным будет также использование яркой фурнитуры (карнизы) и ламбрекенов.

    Ламбрекен - декоративная драпировка, горизонтально расположенная в верхней части шторы, в виде короткого элемента, охватывающего всю ширину шторы.

    Ламбрекены придадут интерьеру музыкального зала особый уют и в то же время праздничный вид.

    Ламбрекены создадут в зале особый уют и праздничный вид

    В музыкальном зале шторы часто располагаются не только на окнах, но и исполняют роль занавеса на центральной стене (именно она изображает ключевую тематику на всех праздниках). С их помощью даже можно создать эффект настоящей сцены.

    Шторы могут выполнять в зале роль занавеса, создавая эффект настоящей сцены

    Такой занавес должен быть сшит из плотной и прочной ткани (ведь её часто украшают шарами, аппликациями, гирляндами и пр.). Поскольку он будет довольно тяжёлым, то крепить его нужно на надёжном карнизе.

    Фотогалерея: идеи для оформления штор в музыкальном зале детского сада

    Интересное оформление ламбрекенов - дуги накладываются друг на друга Обычно окна расположены в боковой части музыкального зала, здесь же они - по центру Хотя использование коротких занавесок не предполагает ламбрекенов, но здесь всё смотрится стильно и к месту Зелёный цвет действует на детей успокаивающе, а оранжевый поднимает настроение Нежно-голубые цветочки придают шторам нежный и изысканный вид Шторы гармонируют с интересным оформлением потолка (выступы)

    Видео: дизайнер даёт советы по оформлению штор и занавеса для сцены в музыкальном зале детского сада (телепрограмма «Полезные новости»)

    https://youtube.com/watch?v=efqlA3OC_Vw Video can’t be loaded: Оформление текстилем актового зала в Детском саду (https://youtube.com/watch?v=efqlA3OC_Vw)

    Как оформить стенд в музыкальный зал

    Музыкальная жизнь воспитанников детского сада довольно насыщена, особенно если идёт подготовка к какому-либо праздничному мероприятию. Отразить её помогают специальные тематические стенды, которые могут располагаться в музыкальном зале либо возле него (если помещение не слишком просторное).

    Стенды всегда красочно оформляются, поскольку они выполняют одновременно информационную и эстетическую функцию. Рисунки, так или иначе, связаны с музыкой: это изображение нот, инструментов, скрипичных ключей и пр. Такие детали в оформлении музыкального зала способствуют поддержанию детского интереса к предмету, помогают настроить ребят во время занятия на творческий лад, поддерживают хорошее настроение, в том числе у педагогов и родителей.

    На стенде, как правило, размещаются фотографии дошкольников, участвующих в музыкальных конкурсах, детские дипломы, почётные грамоты, сцены из утренников, крупно напечатанные тексты песен, стихов. Информацию на стенде нужно периодически менять в зависимости от событий, происходящих в дошкольном учреждении (это может быть не только праздник, но и просто летний отдых детей, наступление осени и пр.).

    Фотогалерея: информационное наполнение музыкальных стендов

    Стенд демонстрирует достижения воспитанников (дипломы), краткую информацию о музыкальных инструментах и детские фото На стенде представлены выступления детских коллективов в различных ярких костюмах На стенде размещены правила игры на детских музыкальных инструментах На стенде интересная информация о том, как сделать музыкальные инструменты своими руками Стенд отражает музыкальную жизнь детского садика

    Сотрудники ДОУ сегодня могут заказать уже готовый стенд, выбрав любой шаблон по вкусу. Приведём некоторые примеры.

    Фотогалерея: шаблоны готовых стендов

    Красочный стенд изображает ноты и разноцветные клавиши Музыка изображена в виде прелестной феи с волшебной палочкой Озорные зверюшки, играющие на музыкальных инструментах, поддержат детский интерес к предмету Мультяшный паровоз на стенде увезёт ребят в чудесный мир музыки На стенде изображён забавный мишка с гармошкой, который всем поднимет настроение Простой стенд в нежной розово-голубой цветовой гамме

    Всегда интересно смотрятся стенды, сделанные руками увлечённых педагогов. Здесь взрослые в полной мере могут раскрыть свой творческий потенциал. К примеру, можно нарисовать тот же нотный стан или приклеить изображения музыкальных инструментов. Удачная идея - нарисовать (или вырезать из раскрасок) литературных персонажей, например незадачливый квартет из известной басни Крылова.

    В качестве фона для стенда можно нарисовать героев басни Крылова «Квартет»

    Стенды можно изготавливать к различным праздникам, например, Дню Победы, Дню Матери, Новому году.

    На патриотическом стенде размещены фотографии ветеранов и детские рисунки

    Поводом для творчества также может быть юбилей детского сада.

    Стенд подготовлен к юбилею детского сада

    Оформление музыкального зала к праздникам

    Каждый праздник - это целое событие в жизни детского сада, проникнутое атмосферой радости. И прежде всего оно находит отражение в оформлении музыкального зала. Здесь обычно задействуются все педагоги, которые своими руками создают украшения и элементы декора. Такая работа объединяет коллектив, создаёт предпраздничную атмосферу, развивает фантазию.

    Чтобы не создавать сложные объёмные декорации во многих детских садах центральная стена обтягивается тканью нейтрального цвета (или она просто вешается вверху на незаметный карниз), к которой удобно крепить аппликативные элементы из бумаги и материала. К каждому празднику стена преображается. Например, осенью там можно увидеть могучий дуб с разноцветными листочками, зимой - окно в зимний двор, украшенное изящным снежным узором, весной - красивый куст сирени и т. д.

    Для такого оформления центральной стены можно воспользоваться следующими идеями.

    Фотогалерея: идеи для оформления центральной стены (элементы крепятся на ткани)

    К празднику 8 Марта к стене можно прикрепить красивое дерево с нежно-розовыми цветами К центральной стене прикрепляются элементы, соответтсвующие тематике К стене крепятся бумажные ёлочки, снежинки, снегурочка из ткани К стене крепится изображение девушки-осени в красно-оранжевом сарафане и рябиновой веткой в руках Если педагоги показывают докшольникам спектакль, то центральную стену также нужно соответствующе оформить

    Что касается съёмных декоративных элементов, то вешать их лучше всего на английские булавки, хранить же такие украшения можно несколько лет.

    На остальные стены (которые не задрапированы тканью) можно аккуратно приклеить воздушные шары, стразы, ленточки, бумажные аппликации и даже лёгкую ткань.

    Такое оформление лаконично, однако в полной мере передаёт весеннее настроение женского праздника

    Потолок также требует особого праздничного оформления. Украшения можно крепить на люстры. Более удобный вариант - натянуть по периметру зала леску или шёлковую нить и на неё развесить новогодний дождик, ёлочные шарики, снежинки, ленточки, осенние листья и пр.

    Фотогалерея: идеи оформления потолка к празднику

    Изюминка оформления - разноцветные ленточки, расходящиеся из центра в разные стороны Оригинальная идея - в центре потолка крепится синий зонт, с которого падают бумажные капли дождя Разноцветный дождик напоминает северное сияние

    Что касается оформления окон, то для новогоднего торжества идеальный вариант - белоснежные вытыканки (в сети Интернет сегодня можно найти огромное количество красивых шаблонов). К празднику осени хорошо прикрепить яркие изображения плодов и колосьев, а весной - нежные цветочки в пастельных тонах.

    Вытыканки на окнах идеально передают предновогоднюю атмосферу

    Рассмотрим интересные идеи, которые сделают праздники в детском саду более запоминающимися.

    Новый год

    Палитра зимнего убранства холодная: это синие, голубые, белые и серебристые оттенки. Изюминкой оформления можно сделать самый главный атрибут Нового года - ёлку: её можно сделать не разноцветной, а украсить шариками только синего и серебристого цвета. Эти же тона присутствуют и в остальном декоре.

    Ёлку можно украсить скромно, но со вкусом - шарами только зимних тонов - синими и серебристыми

    На центральной стене можно оформить занавес исключительно из снежинок. Кончено, это очень трудоёмкая работа, но она того стоит.

    Создание занавеса из снежинок -очень трудоёмкая работа

    Если люстры на потолке достаточно объёмные, то это можно интересно обыграть с помощью щаров и мишуры.

    Украшенные люстры смотрятся изящно и очень нарядно

    С помощью простой белой ткани можно обустроить уютную зимнюю полянку.

    Серебрситые снежинки, нашитые на белую ткань, переносят зрителей в зимний лес

    Видео: новогоднее оформление музыкального зала

    Видео: украшение музыкального зала к Новому году

    https://youtube.com/watch?v=alf6cV-dwjU Video can’t be loaded: Украшение музыкального зала к Новому году (https://youtube.com/watch?v=alf6cV-dwjU)

    Осень - замечательное красочное время года. Поэтому в оформлении музыкального зала нужно использовать яркие цвета. Подойдут объёмные аппликации деревьев, фруктов, овощей, грибов, искусственные ветви деревьев. Интересная идея - смастерить берёзки из ватмана и украсить их жёлтой листвой (кстати, их можно будет использовать и на других праздниках, только декорировав снегом или же зелёными листьями).

    Оригинальная идея оформления - берёзки из ватмана

    Ещё один замечательный вариант - акцентировать внимание на птицах, улетающих осенью в тёплые края. Задрапированная невесомая ткань нежно-голубого цвета передаст движение воздуха.

    Невесомая ткань словно передаёт колебания воздуха при полёте птиц

    При проведении осеннего праздника всегда уместно оформление зала в русском стиле.

    Осенние праздники часто проводят в русском народном стиле, поэтому и зал можно оформить таким образом

    Видео: оформление музыкального зала к осеннему празднику

    https://youtube.com/watch?v=rPkxfh2SnZc Video can’t be loaded: Оформление зала к осеннему празднику в детском саду. (https://youtube.com/watch?v=rPkxfh2SnZc)

    23 февраля и День Победы

    Что касается таких патриотических праздников, как 23 февраля и День Победы, то здесь музыкальный зал уже оформляется в строгом, но торжественном стиле: плакаты, цифры из бумаги или атласных лент, голуби, салют, шары синего, красного и белого цветов.

    Оформление зала к патриотическим праздникам должно быть строгим, но торжественным

    8 Марта

    Международный женский день - это праздник весны, нежности и красоты. Поэтому музыкальный зал должен быть оформлен соответствующим образом. Чаще всего к центральной стене прикрепляется большая цифра «Восемь». Можно проявить фантазию в её оформлении, например, сделать её из жёлтых воздушных шариков, символизирующих цветы мимозы.

    Мимоза - символ женсокго праздника, поэтому можно задействовать этот образ в оформлении зала

    Другая интересная идея - сделать очаровательное платье антропоморфной Весны из нежных бело-розовых цветочков, а волосы - из бумажных листьев.

    Красавица Весна одета в нежное платье из цветов

    Выпускной

    Выпускной - это последний праздник ребят в детском саду. И задача взрослых - сделать его незабываемым. Чаще всего, зал оформляется с помощью воздушных шаров. Конечно, таким оформлением занимаются специальные агентства, которые собирают из шариков радугу, гирлянды, облака, цветы, солнышко и всё остальное, на что только способна фантазия. Однако родителям и сотрудникам ДОУ следует взять на вооружение такую идею: с дошкольниками пришли попрощаться их любимые игрушки. Для этого внизу центральной стены зала следует установить столик или скамейку, на которой (и вокруг неё) разложить множество плюшевых игрушек. Это смотрится очень трогательно и символизирует переход ребят в более взрослую жизнь.

    С дошкольниками пришли попрощаться их любимые игрушки

    Также на таком празднике будет уместно устроить в музыкальном зале выставку детских рисунков или же фотовыставку о жизни дошкольного учреждения.

    Оформление музыкального зала требует от сотрудников ДОУ хорошего вкуса и творческого подхода. Ведь, это место должно вызывать у дошкольников позитивные эмоции, именно здесь они чаще всего соприкасаются со сказкой и волшебством, Нарядное помещение способствует более глубокому детскому восприятию тематики праздника. Задача музыкального руководителя и других педагогов - постоянно находить интересные дизайнерские идеи, ведь самые оригинальные вещи и украшения вполне можно создать своими руками.