Экскурсия «Вдохновение рук ненецких мастериц. Мотивы ненецких узоров Основа орнаментальной системы хантов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

Районная конференция юных исследователей

«Мой первый доклад»

Секреты ненецкого орнамента

ученик 4 «А» класс МБОУ ТСОШ.

Руководитель: Максаева Ольга Владимировна

учитель начальных классов МБОУ ТСОШ.

Консультант: Тодерика Мария Ачиновна

учитель КНЯ, заведующая музеем МБОУ ТСОШ

п. Тазовский, 2016г.

Секреты ненецкого орнамента

Цель и задачи проекта

    Выяснить какие типы орнаментов существуют.

    Узнать, о чем рассказывают ненецкие орнаменты.

    Изучить, как создаются орнаменты и как их используют ненцы в своей жизни.

4. Научиться рисовать ненецкие орнаменты.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме.

2. Наблюдение.

4. Беседа.

Гипотеза : существует ли взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта.

Планируемый результат : научиться узнавать и рисовать ненецкие орнаменты.

Введение.

Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали люди на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу… » (из хантыйской песни).

В давние-давние времена в заснеженное тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленей шкуры строили жилье, делали орудие труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости.

Актуализация.

В прошлом году мы всем классом побывали на экскурсии в настоящем ненецком чуме. Экскурсовод Салиндер Мария Хилидевна нам рассказала, что в ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Женщина следит за порядком в чуме, готовит еду, шьет одежду из оленьих шкур и даже ее украшает орнаментом.

Мне стало интересно, как в таких суровых условиях женщинам удается украшать одежду, ведь под рукой нет ни страз, ни других приспособлений?

Прежде всего, мне захотелось узнать, что такое орнамент и легко ли его создать? Обратившись к интернет – источникам, я узнал, что:

Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов (утварь , орудия и оружие , текстильные изделия , мебель , книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере ), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка ).

Я очень люблю рисовать и решил научиться создавать ненецкие орнаменты.

Изучив литературу, посетив наш школьный музей, побеседовал с заведующей музея Тодерика Марией Ачиновной, я узнал, что орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры вырезают и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент.

Я провел исследование-опрос, знают ли мои одноклассники, проживающие на территории Ямало - Ненецкого автономного округа, как коренные жители украшают свою одежду, как называются орнаменты, используемые для украшений, где кроме одежды встречаются орнаменты?

Обратите внимание на диаграммы. (Приложение I).

Оказывается, что 17 ребят из 25 опрошенных, знают, что для украшения одежды ненцы использую орнаменты, и лишь двое из них смогли назвать некоторые орнаменты.

На мой вопрос: где еще можно увидеть орнаменты, ребята не смогли дать ответ.

Я решил узнать сам и рассказать одноклассникам, какие существуют ненецкие орнаменты и где еще их можно встретить.

Совершая прогулку по нашему поселку, мое внимание привлекли флаги Ямало-Ненецкого автономного округа, Тазовского района и поселка Тазовский. Рассмотрев внимательно флаги, я увидел рисунки-орнаменты. Из литературы и интернет - источников я узнал, что на флаге Ямало – Ненецкого автономного округа изображен белый орнамент «Оленьи рога», который символизирует основу жизни (на ненецком «илебць») на территории края белых снегов и северных оленей. На флаге Тазовского района на первой вертикальной полосе изображена орнаментальная полоса, условно объединяющая изобразительные мотивы герба: ягеля, волн и рыб (пластин, чешуи) в виде „головок“ и „чумов“». Орнаментальная полоса символизирует природные богатства района. На флаге поселка Тазовский изображен элемент национального орнамента (рога) образно указывает на коренное население этой территории - ненцев и развитое здесь оленеводство. . (Приложение II).

Я решил собрать материал о ненецких орнаментах. Посетив школьный музей, рассмотрев ненецкую одежду и предметы быта, я сделал для себя открытие, что узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Можно выделить несколько видов орнаментов.

Орнаменты, изображающие животных, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьи уши», а фигура, напоминающая изображение насторожившегося и присевшего зверя – «соболь».

Существуют узоры, изображающие человека – «головки», «силач» или «борец», «дети».

Даже растения люди тундры изображают в узорах – «сосновая шишка», «морошка», «сухая ветка». (Приложение III).

Из интернет-источника я узнал, что все элементы орнамента являются основой для построения большинства узоров, разнообразных по содержанию рисунков, его построению. Орнамент обычно изготовляли из камуса - шкура с ног оленя. Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берёт две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого цвета с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. После этого она разбирает полоски. Их стало четыре – две белые и две коричневые. Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой и наоборот. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Между ними вставляет тонкую полоску яркого сукна и прошивает вместе. Получается мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом фоне.

Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры ненцев. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня украшают ненцы свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Рисунки ненецкого орнамента, как правило, передаются из поколения в поколение. (Приложение IV).

Практический этап

Рассказав одноклассникам о своем открытии, я решил сам научиться рисовать ненецкие орнаменты. Но поначалу работа оказалось слишком сложной. Тогда моя учительница Ольга Владимировна предложила мне начать с задания «Продолжи узор». Я попробовал и у меня получилось. После этого я приступил к рисованию ненецких орнаментов. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов: «заячьи уши», «чумики», «головки», «след песца», «локоть лисицы», «силач», «след медведя», «дети». (Приложение V).

В классе мы с Ольгой Владимировной устроили мою персональную выставку, где я рассказал одноклассникам о своих достижениях и показал свои рисунки. Ребята заинтересовались моими работами и предложили собрать материал по теме «Ненецкие орнаменты» и передать их в наш школьный музей. (Приложение VI).

Заключение.

Во время выполнения своей работы я узнал о том, что такое орнамент, как его выполняют, где используют. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов. Выдвинутая мной в начале работы гипотеза подтвердилась, что существует взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта. На слайдах представлены фото и мои рисунки, которые подтверждают эту взаимосвязь.

(Приложение VII).

Я считаю, что собранный материал будет полезен и на уроках рисования и краеведения. В дальнейшем я планирую продолжить работу по исследованию орнаментов и хочу узнать, существует ли связь между ненецкими орнаментами и орнаментами других народов, населяющих нашу Родину.

Список литературы:

    ru.wikipedia.org

    Приходько М.С. «Хомани», Санкт-Петербург, 2002.-222с.
    Федорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2003г.- 151с.

    [Электронный ресурс] Режим доступа: sites . google . com

ВикипедиЯ [электронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org

    Рандин В.А. «Орнаменты», М.:«Просвещение», 1992.-56с.

Приложение I.

Опрос одноклассников

    Как коренные жители – ненцы украшают свою одежду?

    Как называются ненецкие орнаменты?

    Где еще, кроме одежды, можно встретить орнаменты?

Приложение II

Флаг Флаг Тазовского района

Ямало - Ненецкого автономного округа

поселка Тазовский

Приложение III.

«Заячьи уши»

«Морошка»

Приложение IV.

Игрушки Украшения


Сумочка Пояс


Обувь и концертная одежда



Приложение V.

«Заячьи уши»

«Медвежий след»

«Рога лося»

Приложение VI.


Приложение VII.

«Заячьи уши»


Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

Немного из истории коренных народов Севера

Созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири - ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты - так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры - узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси?

Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение - "украшение". Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко - от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий - до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

Основа орнаментальной системы хантов

Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием "собачья лапа", ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка".

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты - целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. "Заячьи ушки". Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. "Глухарь". Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. "Выводок утят".
  4. "Лапа лисы".
  5. "Малая рябь воды".
  6. "Крыло гуся".
  7. "Заячьи уши".
  8. "След белки".
  9. "Выдра".
  10. "Человек на лошади".
  11. "Кедровая шишка".
  12. "Лягушка".
  13. "Жук".
  14. "Рога оленя".
  15. "Березовая ветвь".
  16. "Медвежий след".
  17. "Цветущий куст".
  18. "Накаты волн".

С ромбом у хантов связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой - трудолюбие, с крыльями - движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:


Применение узоров для вышивания

Существует три способа хантыйской вышивки: "керем-ханч", ектем-ханч", "севем-ханч". Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Шерстяные изделия с узорами

Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется "сах". У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление - тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент "солнце" связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый - с тайгой. А вот считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.

«Ненецкий орнамент» Урок изобразительного искусства в 5 классе Корепанова Светлана Витальевна, учитель ИЗО, черчения, МХК МБОУ «СОШ № 1 г. Нарьян-Мара» Тема урока: Ненецкий орнамент Цель урока: познакомить учащихся с ненецким орнаментом Задачи урока:  расширить знания учащихся об искусстве ненцев;  познакомить учащихся с типами орнаментов;  научить составлять орнаменты;  развивать пространственное видение;  воспитать чувство любви к родному краю. Оборудование: набор «Ненецкие орнаменты», изображение флага НАО, изображения «Геометрические орнаменты», фото «Северное сияние», репродукции с изображением ненецкой одежды газеты «Нярьяна Вындер», «Выбор народа», презентация POWER POINT. 1.Организационный момент 2. Беседа (слайд 1) Слово «орнамент» (слайд 2) происходит от латинского ornamentum, что означает украшение. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов (слайд 3):    геометрический - состоит из точек, линий, кругов, ромбов, многоугольников и др.; растительный – составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.; зооморфный – изображает стилизованные фигурки или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Особенности орнамента состоят в следующем. 1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов создается образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены повторяющиеся элементы, которые называются раппортами. мотивов. Мотив художественный художественный на ритмически 2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п. Мы живём с вами в субъекте Российской Федерации - Ненецкий автономный округ, коренным населением которого являются ненцы. Ненцы – одна из народностей Севера. У ненцев издавна существует разделение видов труда на мужской и женский. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежды (слайд № 4,5), мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла. Неотъемлемой частью оформления изделий северных мастериц (одежды, обуви, предметов быта) является ненецкий узор (слайд 6,7,8). Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненецкие узоры лаконичны, они силуэтны, имеют чёткое и ритмичное строение. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом говорят его названия (слайд 9,10): «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «головки», «подобие чума», «рога оленя», «красивые рога», «лежащие рога». Чаще всего названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями. Все элементы узоров являются основой для построения большинства узоров, разнообразных по содержанию рисунков, его построению. Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (слайд 11,12). Орнамент (слайд 13) обычно изготовляли из камуса - шкура с ног оленя. Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берёт две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого цвета с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. После этого она разбирает полоски. Их стало четыре – две белые и две коричневые. Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой и наоборот. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Получается мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом фоне. Составление (создание) орнаментов – настоящее искусство. Сегодня и нам предстоит научиться их составлять, рисовать. Начнём с самых простых (слайд 14). «Мядико» - подобный чуму Нэвак** - головки Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён. Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром. А вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.    Днём и ночью дрожит, всего боится. Зимой около пенька его не видно. Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц.) В украшении национальной одежды и обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете? Почему он так называется? (Слайд 15.) Практическая работа: продолжи ненецкий орнамент “уши зайца”- тэваси ха Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания. Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы» (слайд 16). Практическая работа: Последовательно выполняя движения, получите ненецкий орнамент «локоть лисы»- Тен салик Орнаменты встречаются и в официальных символах округа. Современный флаг Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три неравных полосы – белую, синюю и зеленую. Белый цвет символизирует в геральдике чистоту, покой и первозданность. Синий цвет – символ постоянства, бесконечности, а зеленый – молодости, надежды и жизненной энергии. Вверху синяя полоса ограничена орнаментом геометрически правильных фигур, традиционных в культуре народов Севера (слайд 17). Знаешь ли ты, что в тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы прирученных оленей. За маленьким другом ухаживают взрослые и дети. Первое время он живёт в чуме, спит, отдыхает и ест на краю постели своего маленького хозяина, который тоже помогает ему расти – собирает для него корм, делится лакомством и оберегает от всех бед. Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре. Про него загадывают загадки: В ночь беззвёздную до чума Кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье? (Олень.) Ему посвящены пословицы и поговорки: Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё. И это неслучайно. Ведь олень служит человеку средством передвижения, он кормит человека, он его и согревает. Из меха оленя шьют меховую одежду, которую ненцы называют малицей. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал за ворот. Практическая работа. Продолжи ненецкий орнамент. 3. Итог занятия. Сегодня мы изучили удивительный мир ненецких орнаментов. убедились в необыкновенности их названий и изображений. Составление их – настоящее искусство. Давайте вспомним некоторые из них (слайд 18). 4. Домашнее задание. Подготовить небольшое сообщение о ненецком орнаменте, не изученном на уроке.

Познакомить детей с культурой ненцев, с содержанием ненецких орнаментов.

  • Научить делать закладку с ненецким орнаментом.
  • Развивать наблюдательность и внимание.
  • Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей.
  • Обогатить жизненный опыт детей.
  • Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся.
  • Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру коренного народа - ненцев.
  • Оборудование: аншлаг, трафареты, образцы орнаментов, картинки тундры, чума, оленей, куклы в ненецкой одежде, бурки, шапки, ненецкие игрушки, украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа, образцы закладок.

    Музыкальный ряд: песни о Нарьян-Маре, диск с аранжировками детских ненецких песен.

    Ход урока

    I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. Вступительная беседа.

    Дети читают стихи:

    Суров мой север лишь на первый взгляд.
    Пусть ветры завывают за стеною.
    Вас каждый видеть будет рад
    И обогреть душевной теплотою.

    Дороже нет родного края,
    Где отчий дом, семья, друзья.
    Его я славлю, воспеваю,
    Ведь это родина моя.

    Звучит один куплет песни “Нарьян-Мар, мой, Нарьян-Мар”.

    Мы с вами живём в городе Нарьян-Маре.

    Столицей чего является город Нарьян-Мар? (НАО)

    Люди каких национальностей живут в нашем округе?

    Люди какой национальности являются коренными жителями нашего округа? (Ненцы).

    Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

    II. Объявление темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент и сделаем своими руками закладку с ненецким орнаментом.

    Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

    Что же такое орнамент? (Ответы детей)

    Орнамент (слово на доске) - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.

    Где можно встретить ненецкие орнаменты?

    III. Показ изделий из меха оленя с орнаментами.

    1. Куклы в мужской и женской ненецкой одежде.
    2. Бурки с ненецким орнаментом.
    3. Большеземельская и Канинская ненецкие шапки.
    4. Ненецкие игрушки.
    5. Ненецкие панно и украшения.
    6. Значки и книги с ненецким орнаментом.
    7. Флаг нашего округа.

    Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

    Ученики класса (ненцы) читают стихи:

    Нить вплела в узоры паниц.
    Всё, чем славен мой народ.
    Крылья песен, плавный танец,
    Стад оленьих хоровод.

    Зашифрованы в узорах,
    Чтобы радовать людей
    Синь озёр, а на озёрах,
    Гордый контур лебедей.

    Рыбы лов, охоты сценки,
    Ритм труда, азарт игры...
    С древних пор владеют ненки
    Тайной мастерства иглы. (П. Явтысый)

    Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

    А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

    Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”.

    Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой.

    Вот узор “Тропы оленьи”.

    В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.

    Кроме этих, существует ещё много разных узоров - орнаментов. Мы с вами пока ещё маленькие, чтобы украшать одежду ненецким орнаментом, поэтому сегодня на память о нашем уроке, мы выполним закладку и украсим её ненецким орнаментом.

    1. Показ образцов закладки.
    2. Анализ выполненного образца.
    3. Повторение последовательности выполнения закладки.
    4. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

    IV. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен)

    Анализ детских работ.

    Итоговое слово учителя:

    Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный, образный язык - узорную письменность, донёсшую до нас из глубины веков обычаи, традиции, легенды ненецкого народа. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей. Тундра тогда и теперь полна зверьём, птицей. С помощью орнаментов ненцы украшали одежду, предметы быта. А нам с вами важно уметь читать эти орнаменты и создавать новые.

    Наш урок я хочу закончить прекрасными стихами ненецкого поэта А.Пичкова.

    Белым пламенем стынут снега
    Где-то зябнут в сугробах селенья.
    А в узорах я вижу рога
    Красоту и отвагу оленью.
    Вот они разбрелись на пимах,
    На паницах я вижу узоры.
    Будто стадо на вольном просторе,
    Утопает в снегу, как во мхах.
    И проворная тянет игла
    Нитку прочную дальше и дальше.
    В том узоре не чувствуешь фальши,
    Где так вложено много тепла.

    Дети и подростки нашего округа умеют ценить красоту природы северного края, в полной мере владеют декоративно-прикладным искусством коренных малочисленных народов Севера и хорошо ориентируются в национальных орнаментах.

    К такому выводу пришли организаторы первого зонального конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Орнаменты Ямала», который проходил 4 и 5 ноября на базе детской художественной школы. Участниками мероприятия, которое проводилось в рамках реализации окружной целевой программы «Культура Ямала» и муниципальной целевой программы «Культура Муравленко», стали 53 учащихся отделений изобразительного искусства детских художественных школ и школ искусств из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко и поселка Ханымей. Самым юным участникам конкурса едва исполнилось девять лет, старшим - семнадцать.

    Несмотря на разницу в возрасте, первое конкурсное задание для всех было одинаковым. В представленных до начала творческого состязания двух домашних заготовках необходимо было отразить культуру, быт, традиционные ремесла коренных малочисленных народов Севера, а также флору и фауну округа. Ребята постарались на славу. Представили всевозможные вышивки, резьбу по дереву, игрушки, вязаные изделия, сувениры и украшения, выполненные в национальном стиле, а также модели одежды северных народов.

    Кроме того, на конкурс ребята представили свое изобразительное творчество на темы: «Ямальская земля», «Сказания и мифы народов Крайнего Севера», «Север и люди». «Все ребята настолько хорошо справились с заданиями, что жюри пришлось нелегко. Было очень много хороших работ, и определить победителей оказалось сложно, - говорит директор ДХШ Людмила Ларионова. - Подобные мероприятия способствуют сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, бережному отношению к традициям народов Севера, к окружающему миру и формируют у детей и молодежи патриотическое отношение к своей малой родине.

    Я думаю, поставленных целей на этом конкурсе-фестивале мы добились в полной мере». Пока ребята выполняли конкурсные задания, преподаватели приняли участие в мастер-классах, которые проводили гости из Тобольска, Сургута, Нового Уренгоя и, конечно же, преподаватели учреждений дополнительного образования принимающей стороны. Поучительными для всех оказались выступления Марины Каткилевой, преподавателя ДЮЦ, и Татьяны Ангеловой, преподавателя ДШИ.

    По итогам двухдневного фестиваля-конкурса определились девять победителей. Лидирующие места заняли учащиеся города Муравленко. В общей сложности в активе нашего города шесть призовых мест, Ноябрьска - три. Кроме того, за творческое раскрытие темы задания и высокий уровень техники исполнения творческих работ 12 ребят были награждены поощрительными премиями.

    Айгуль Игтисамова