Шекспир и его герои. Персонажи Уильяма Шекспира: самые известные. Быть или не быть

У многих героев произведений английского драматурга существовали либо реальные прототипы, либо легендарные и полулегендарные прообразы…

У многих героев произведений Уильяма Шекспира существовали либо реальные прототипы, либо легендарные и полулегендарные прообразы, историчность которых до сих пор оспаривается исследователями. Впрочем, не меньше споров ведется относительно самого английского драматурга и его творчества.

«Ромео и Джульетта»

Многих исследователей волновал вопрос, были ли Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти на самом деле, или их образы представляют собой всего лишь художественный вымысел. «Поезжай в Верону — там есть ломбардский собор и римский амфитеатр, и потом могила Ромео…» — писал в 1875 году поэт граф Алексей Константинович Толстой своей возлюбленной Софье Миллер. А Жермена де Сталь в романе «Коринна или Италия» упоминает: «Трагедия о Ромео и Джульетте написана на итальянский сюжет; действие происходит в Вероне, где и ныне показывают гробницу двух влюбленных».

Ромео и Джульетта. Сцена на балконе. Форд Мэдокс Браун, 1870 год


До сегодняшнего дня в Вероне практикуется особая церемония Patto d’Amore (Обет Любви) для молодоженов. Она совершается в том самом месте, где, как рассказывает старое веронское предание, дали друг другу обет любви Ромео и Джульетта. Их тайный брак был освящен в церкви монастыря Святого Франциска. Сохранившиеся помещения церкви Сан-Франческо стали теперь музеем фресок, рядом с которым находится знаменитая крипта с саркофагом Джульетты — Tomba di Giulietta. Это место является самым древним из всех, связываемых с историей Ромео и Джульетты в Вероне, и почитание его началось еще до появления великой шекспировской трагедии. Множество знаменитостей отдали дань уважения этой гробнице: Мария-Луиза Австрийская, мадам де Сталь, Байрон, Гейне, Мюссе и другие. Все эти свидетельства говорят о том, что легендарная история могла быть правдой, несмотря на отсутствие прямых исторических доказательств.

Кроме красивой легенды, о Ромео и Джульетте нет достоверной информации


Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I делла Скала (Эскала по Шекспиру), то есть к 1301 — 1304 годам. Данте Алигьери в «Божественной комедии» даже упоминает неких Каппелетти и Монтекки: «Приди, беспечный, кинуть только взгляд: Мональди, Филиппески, Каппелетти, Монтекки, — те в слезах, а те дрожат!»

Известно, что в Вероне в XIII веке жили семьи с похожими фамилиями — Даль Капелло и Монтиколли. Но вот в каких они были отношениях, исследователям установить не удалось. Возможно, во враждебных, что для того времени не было редкостью. Практически каждый итальянский город был расколот тогда на соперничающие группировки. И вполне возможно, что жертвами этой борьбы, текущей и в самой Вероне, могли стать несчастные влюбленные.

«Макбет»

Король Шотландии из Морейской династии Мак Бетад мак Финдляйх, живший в 1005 — 1057 годах, стал героем трагедии Шекспира «Макбет». Следует отметить, что сюжет произведения не вполне соответствует исторической действительности.


Генри Фюзели. Макбет и ведьмы


Макбет являлся правителем Морея и возглавил Шотландию после смерти короля Дункана I, который погиб при вторжении в Морей 14 августа 1040 года. В 1045 году против Макбета восстал отец Дункана Кринан, однако был убит, после чего власть шотландского правителя лишь окрепла. Продолжалось это до вторжения войск Сиварда в Южную Шотландию, которые разбили Макбета. Три года спустя он был убит сыном Дункана Малькольмом.

В 1040 году Макбет — прототип пьесы Шекспира — стал королем Шотландии

«Король Лир»

Леир, одиннадцатый легендарный король Британии, стал прототипом шекспировского короля Лира в его одноименной трагедии. Согласно легенде, Леир, рожденный в 909 году до нашей эры, был сыном короля Бладуда. В отличие от своих предков, он не имел сыновей. Зато у него родились три дочери: Гонерилия, Регана и младшая — Корделия.


Король Леир с дочерьми

Король хотел поделить королевство на три части, чтобы каждая из дочерей получила свою. Однако старшие стали плести интриги за спиной отца с целью захвата власти. В итоге монарх был вынужден бежать в Галлию, где объединился со своей младшей дочерью и отправился в поход на Британию во главе большой армии. Одержавший победу Леир правил еще три года, а затем передал трон Корделии.

Леир, легендарный король Британии, стал прототипом короля Лира


«Гамлет»

У Гамлета, как и у других героев Шекспира, был исторический прототип, о котором «английское все» узнал из трудов датского хрониста XII века Саксона Грамматика. Оказывается, давным-давно в Ютландии спокойно себе жил принц Амлет. Но безмятежная жизнь принца закончилась, когда злые враги убили его отца Горвендила. Чтобы отомстить за смерть родителя, Амлет прикинулся безумным, тем самым обхитрив врагов, после чего жестоким образом с ними расправился, предав смерти в числе прочих и своего отчима. Кстати, он, похоже, не рефлексировал по поводу и без такового, а был человеком достаточно решительным. Жил он, в отличие от Гамлета литературного, долго и, возможно, счастливо, пока не погиб в сражении с королем Дании.


Прототип Гамлета был хитрее, чем его литературный герой

Сара Бернар в роли Гамлета. Фотография Джеймса Лафайета


«Отелло»

Прототипом знаменитого Отелло из пьесы «Отелло, венецианский мавр», вероятно, является итальянец по имени Маурицио Отелло. Он стоял во главе венецианских войск на Кипре с 1505 по 1508 год. В этот период умерла супруга полководца, причем обстоятельства ее смерти были весьма загадочными. На Кипре с тех пор существует замок Отелло в Фамагусте, где якобы была задушена Дездемона.


Башня Дездемоны — другое название замка Отелло. Фото 1900 года

Можно смело утверждать, что этот человек изменил мир, менталитет, восприятие, отношение к искусству как таковому. Уильям Шекспир, произведения которого изучаются в школьной программе, был настоящим гением. Его пьесы и стихи можно назвать подлинной энциклопедией человеческих взаимоотношений, своеобразным зеркалом жизни, отражателем недостатков и сильных сторон людских сущностей.

Великий гений

Произведения Шекспира - это внушительный вклад в мировую литературу. За свою жизнь великий британец создал семнадцать комедий, одиннадцать трагедий, десяток хроник, пять поэм и сто пятьдесят четыре сонета. Интересно то, что тематика их, проблемы, описанные в них, актуальны и по сей день. Даже многие исследователи творчества драматурга не могут дать ответ, как в шестнадцатом веке человек мог создать произведения, которые волнуют все поколения. Даже выдвигалась гипотеза, что работы написаны не одним человеком, а некой группой авторов, но под одним псевдонимом. Но истина пока не установлена.

Краткая биография

Шекспир, произведения которого так любимы многими, оставил много загадок после себя и очень мало исторических фактов. Считается, что родился он неподалеку от Бирмингема, в городе Стрэтфорд-на-Эйвоне, в 1564 году. Отец занимался торговлей и был зажиточным горожанином. Но вопросы литературы и культуры с маленьким Уильямом не обсуждались: не было в то время в городе среды, которая бы благоприятствовала развитию таланта.

Мальчик ходил в бесплатную школу, в восемнадцать лет женился (вынужденно) на богатой девушке, она была старше него на восемь лет. Видимо, семейная жизнь не нравилась Шекспиру, поэтому он примкнул к бродячей группе артистов и уехал в Лондон. Но стать актером ему не повезло, поэтому он писал стихи в честь влиятельных особ, обслуживал коней богатых посетителей театра, работал суфлером, дописывал пьесы. Первые произведения Шекспира появились, когда ему было 25 лет. Затем он писал еще и еще. Они были поставлены и имели успех. В 1599 году на средства артистов группы, и Шекспира в том числе, был построен знаменитый театр «Глобус». В нем и работал драматург, не покладая рук.

Особенности произведений

Произведения Шекспира даже тогда отличались от традиционных драм и комедий. Их отличительной чертой было глубокое содержание, присутствие интриги, которая изменяет людей. Уильям показывал, как низко может пасть даже благородный человек под влиянием обстоятельств и, наоборот, как совершают великие поступки отъявленные негодяи. Драматург заставлял своих героев раскрывать характер постепенно, по мере развития сюжета, а зрителей - сопереживать персонажам, следить за сценой. А еще произведения Шекспира характеризуются высоким нравственным пафосом.

Неудивительно, что гений драматургии уже при жизни лишил дохода многих авторов, поскольку публика требовала именно его работы. И он отвечал требованиям спроса - писал новые пьесы, переигрывал античные сюжеты, использовал исторические хроники. Успех подарил Уильяму благосостояние, и даже дворянский герб. Умер он, как принято считать, после веселой пирушки в честь своего дня рождения в дружественном кругу.

Произведения Шекспира (список)

Мы не сможем в этой статье перечислить все работы величайшего английского драматурга. Но укажем самые известные произведения Шекспира. Список следующий:

  • «Ромео и Джульетта».
  • «Гамлет».
  • «Макбет».
  • «Сон в летнюю ночь».
  • «Отелло».
  • «Король Лир».
  • «Венецианский купец».
  • «Много шума из ничего».
  • «Буря».
  • «Два веронца».

Эти пьесы найдутся в репертуаре любого уважающего себя театра. И, конечно же, перефразируя знаменитую поговорку, мы можем сказать, что плох тот актер, который не мечтает сыграть Гамлета, плоха та актриса, которая не хочет сыграть Джульетту.

Быть или не быть?

Произведение Шекспира «Гамлет» - одно из самых ярких, самых проникновенных. Образ принца датского волнует до глубины души, а его извечный вопрос заставляет задуматься о своей жизни. Для тех, кто еще не читал трагедию в полной версии, расскажем краткое содержание. Пьеса начинается появлением в королей призрака. Он встречается с Гамлетом и рассказывает ему, что король умер не своей смертью. Оказывается, душа отца требует мести - убийца Клавдий не только забрал себе жену покойного короля, но и трон. Желая удостовериться в правдивости слов ночного видения, принц выдает себя за сумасшедшего и приглашает бродячих артистов во дворец для инсценировки трагедии. Реакция Клавдия выдала его, и Гамлет решает мстить. Дворцовые интриги, предательства любимой и бывших друзей делают из принца мстителя без сердца. Он убивает нескольких из них, защищая себя, но гибнет от шпаги брата умершей Офелии. В конце умирают все: и Клавдий, который неправдиво занял трон, и мать, которая выпила отравленное мужем вино, приготовленное для Гамлета, и сам принц, и его оппонент Лаэрт. Шекспир, произведения которого трогают до слез, описал проблему не только Дании. Но и всего мира, наследственной монархии, в частности.

Трагедия двух влюбленных

Произведение Шекспира «Ромео и Джульетта» - это трогательная история о двух молодых людях, которые готовы жертвовать собой, чтобы быть со своим избранником. Это рассказ о враждующих семьях, которые не давали своим детям быть вместе, быть счастливыми. Но детям враждующих вельмож наплевать на установленные правила, они решают быть вместе. Их встречи наполнены нежностью и глубокими чувствами. Но девушке нашли жениха, и родители велят готовиться к свадьбе. В уличной потасовке представителей двух враждующих семейств гибнет брат Джульетты, а убийцей считают Ромео. Правитель желает выслать преступника из города. Молодым людям помогают монах и кормилица, но они не до конца обговорили все детали побега. В итоге Джульетта выпивает зелье, от которого впадает в Ромео же считает любимую мертвой и пьет яд в ее склепе. После пробуждения девушка убивает себя кинжалом парня. Монтекки и Капулетти мирятся, оплакивая своих детей.

Другие работы

Но писал Уильям Шекспир произведения и другие. Это веселые комедии, которые поднимают настроение, легкие и живые. Они рассказывают о людях, хоть и известных, но таких, которым не чужды любовь, страсть, стремление к жизни. Игра слов, недоразумения, счастливые случайности приводят героев к хеппи-энду. Если в пьесах и присутствует грусть, то она мимолетная, такая, чтобы подчеркнуть веселую суматоху на сцене.

Сонеты великого гения также оригинальны, наполнены глубокими раздумьями, чувствами, переживаниями. В стихах автор обращается к другу, любимой, печалится в разлуке и радуется при встрече, испытывает разочарование. Особый мелодичный язык, символы и образы создают неуловимую картину. Интересно, что в большинстве сонетов Шекспир обращается к мужчине, возможно, к Генри Ризли, графу Саутгемптону, покровителю драматурга. И только потом, в более поздних произведениях, появляется смуглая дама, жестокая кокетка.

Вместо послесловия

Каждый человек просто обязан прочитать хотя бы в переводе, но полное содержание самых известных произведений Шекспира, убедиться, что величайший гений обладал способностью пророка, поскольку смог определить проблемы даже современного общества. Он был исследователем человеческих душ, замечал их недостатки и преимущества, подталкивал к изменениям. А разве не это является предназначением искусства и великого мастера?

Шекспир – писатель, который написал много прекрасных произведений, что известны по всему миру. Одна из таких работ – это пьеса «Гамлет», где переплелись разные судьбы и затронуты общественные и политические вопросы 16-17вв. Здесь в трагедии показаны и предательство, и желание восстановить справедливость. Читая произведение, мы с героями переживаем, ощущаем их боль, потерю.

Шекспир Гамлет главные герои произведения

В своей работе «Гамлет» Шекспир создал разных героев, чьи образы неоднозначны. Каждый герой трагедии «Гамлет» Шекспира – это отдельный мир, где имеются свои недостатки и положительные стороны. Шекспир в трагедии «Гамлет» создал разнообразных героев произведения, где есть как положительные, так и отрицательные образы.

Образы героев и их характеристика

Так, в работе мы знакомимся с Гертрудой – матерью Гамлета, которая была умной, но слабовольной. Сразу после смерти мужа, выходит замуж за его убийцу. Ей неизвестно чувство материнской любви, поэтому она легко соглашается стать сообщницей Клавдия. И только после того, как она выпила яд, что предназначался ее сыну, она поняла свою ошибку, поняла, насколько ее сын мудрый и справедливый.

Офелия, девушка, которая до последнего вздоха любила Гамлета. Она жила в окружении лжи и шпионажа, была игрушкой в руках своего отца. В конце концов, сходит с ума, так как не вынесла испытаний, что выпали на ее судьбу.

Клавдий – идет на братоубийство, лишь бы достичь своих целей. Подлый, хитрый, лицемер, который к тому же был умен. Совесть у этого персонажа имеется и она его также мучит, не давая в полной мере насладиться своими грязными достижениями.

Розенкранц и Гильденстерн – яркий пример того, какими не должны быть настоящие друзья, ведь друзья не предают, а здесь, делая характеристику героев произведения «Гамлет» Шекспира, видим, что эти герои легко предают принца, став шпионами Клавдия. Они с легкостью соглашаются отвезти послание, в котором говориться об убийстве Гамлета. Но в итоге судьба играет не на их руку, ведь погибает в итоге не Гамлет, а они сами.

Горацио же, напротив, настоящий друг до последнего. Он вместе с Гамлетом переживает все его тревоги и сомненья и просит Гамлета, после того, как почувствовал неизбежный трагический конец, подышать еще в этом мире, да рассказать все о нем.

Вообще, все персонажи по-своему яркие, незабываемые, неповторимыми и среди них, конечно же, невозможно не вспомнить в произведении Шекспира «Гамлет» образ самого главного героя, того самого Гамлета – датского принца. Этот герой многогранен и имеет обширный образ, что наполнен жизненным содержанием. Вот мы видим ненависть Гамлета к Клавдию, при этом он замечательно относиться к актерами. Он может быть грубым, как в случае с Офелией, и может быть обходительным, как в случае с Горацио. Гамлет остроумен, хорошо владеет шпагой, он боится божьей кары, но в то же время, богохульствует. Он любит мать, несмотря на ее отношение. Гамлет равнодушен к престолу, всегда с гордостью вспоминает отца, много думает и размышляет. Он умен, не высокомерен, живет своими мыслями, руководствуется своим суждением. Словом, в образе Гамлета мы видим многогранность человеческой личности, который задумывался о смысле существования людей, поэтому он и произносит всем известный монолог: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».

Характеристика героев по произведению Шекспира «ГАМЛЕТ»

4 (80%) 3 votes

Характеристика героев по произведению Шекспира «Король Лир» — Лир

Шекспир и его герои

Весь мир есть сцена и все мужчины и женщины лишь актеры,

у которых есть свой момент появления и исчезновения.

Шекспир «Как вам это понравится»

В наши дни Стратфордская школа шекспироведения возобладала почти полностью в признании Шекспира бесспорным автором всего знаменитого литературного наследия. На протяжении четырех столетий она утверждает, что 37 самых великих пьес и 154 самых прекрасных сонета, созданных гением в Елизаветинской Англии, были написаны Уильямом Шекспиром из Стратфорда. Этому не помешал зияющий недостаток обычных для писателей прошлого фактологических и текстологических доказательств, подтверждающих их авторство свидетельствами заслуживающих доверия современников, наличием бесспорных рукописных и других материалов, связывающих писателя с его творениями.

О личности Уильяма Шекспира достоверно известно многое. Он родился 23 апреля 1564 г. в Стратфорде на Эйвоне, небольшом городке в 35 км от Бирмингема, в семье ремесленника (его отец изготовлял перчатки и торговал различными фермерскими товарами, впоследствии был избран членом муниципалитета и судебным администратором города). В 18 лет Уильям женился на Анне Хатвэй, бывшей на 8 лет старше него. У них было трое детей. В 1585 г. В 1589 г. Уильям покинул Стратфорд, а появился в Лондоне, где стал актером в театре Глобус. В 1612 г. Уильям вернулся в Стратфорд, где занялся бизнесом и торговлей. В 1616 г. он простудился и умер в день своего рождения.

В наши дни, каждый интересующийся культурой, турист, прибыв в Англию, посещает город Шекспира. В Стратфорде Англия демонстрирует пять домов, в разное время принадлежавших семье Уильяма Шекспира. Дом Мэри Арденс, в котором провела детство мать Уильяма, дом, в котором Уильям родился и провел первые 5 лет жизни, дом жены Уильяма Анны Хатвэй с ее прекрасным садом, Холл Крофт – дом старшей дочери Уильяма Сусанны и ее мужа – известного в городе доктора Джона Холла и, наконец, Нэш Хауз – дом первого мужа внучки Уильяма, на месте которого стоял сгоревший Новый Дом, в котором в 1616 году Шекспир умер. Это впечатляющая экспозиция реалий не оставляет сомнений в существовании Уильяма Шекспира, которого нация и мир вслед за стратфордцами считает величайшим поэтом и драматургом, когда либо писавшим на английском языке. Авторство Уильяма Шекспира подтверждается авторитетом королевского дома. В 1879 г. в Стратфорде был открыт Королевский Шекспировский театр и создана Королевская Шекспировская Компания, финансируемая из государственного бюджета. Компания имеет свои театры в нескольких городах Англии.

Однако есть сомневающиеся в авторстве Уильяма Шекспира. Им не дают покоя не только отсутствие достоверных литературных свидетельств, но сама личность мастера слова. Вызывает сомнения недостаток в его образовании, отсутствие информации о его расширяющих интеллектуальный горизонт путешествиях, противоречие между следующим из пьес детальным знанием придворного этикета и далеко не аристократическим происхождением Уильяма. Его жизнь горожанина небольшого городка, бизнесмена, актера, ростовщика, инвестора, театрального импресарио, никак не согласуется с жизнью великого поэта и драматурга.

Стратфордская версия авторства Шекспира основана почти целиком на трогательном стихотворном посвящении драматурга Бен Джонсона, современника Шекспира, опубликованном во введении к, напечатанному после смерти поэта в 1623 г., Первому Фолио, содержащему почти все пьесы великого драматурга. Посвящение озаглавлено В память моего дорогого друга, Автора , Господина Уильяма Шекспира. В нем он называет Шекспира Лебедем Эвона. И это, практически, все, что связывает Уильяма Шекспира с приписанным ему литературным наследием. Привлекает внимание особая подчеркнутость факта авторства в посвящении, которая в данных обстоятельствах необычна. Казалось бы, что вполне достаточным является авторское имя Уильяма Шекспира на титульном листе книги.

Главными причинами сомнений в личности автора является непреодолимый разрыв между известными фактами жизни Уильяма Шекспира и широтой образования, знакомством автора драматургического и поэтического наследия с классической литературой, достижениями астрономии и других наук, его знанием права и законов судопроизводства. Уильям Шекспир не был студентом ни одного из университетов страны. Не существует никаких следов посещения и детального знакомства Уильяма Шекспира с городами Италии, о которых автором написано 9 из его 37 пьес, страны, в которой великий поэт и драматург и все образованные англичане почерпнули идеи европейского Ренессанса.

Огромный словарный запас поэта и его мастерство владения языком, а главное глубина и сила его мышления плохо согласуется с известными фактами жизни Уильяма.

Чаще других сомнения высказываются писателями, хорошо понимающими механизм творческого литературного процесса. В авторстве Уильяма сомневались Чарльз Диккенс, Ральф Уальдо Эмерсон, Уолт Уитмэн, Владимир Набоков, Джон Голсуорси. Сомневались актеры театра и люди кино, Чаплин, Орсон Уэллс. К сомневающимся принадлежат и некоторые ведущие актеры самой Шекспировской компании, такие как сэр Джон Гилгуд, и ныне живущие сэр Деррик Якоби, Марк Риланс, Майкл Йорк.

Генри Джеймс сказал, что «меня преследует убеждение, что божественный Уильям есть величайший и самый успешный обман терпеливого мира». Марк Твен опубликовал в 1909 г. книгу «Умер ли Шекспир?», в которой, касаясь недостатка знаний об авторе, писал что «Сатана и Шекспир – самые известные среди неизвестных персон, когда либо существовавшие на нашей планете».

Среди исследователей возник ряд имен возможных и более вероятных авторов классического наследия. В их поддержку появилось множество работ текстологов, исследователей эпохи, собирателей биографических доказательств.

Сомнения были и относительно единственности автора, однако работы многих текстологов убедительно показали, что всё, приписываемое Шекспиру, написано одним и тем же мастером.

Однако для Нации не столь важно, какому из ее сынов принадлежит мировая слава, а наличие на нее многих кандидатов нарушает традицию поклонения гению, вносит хаос в ритуал его обожания. В этой связи Томас Элиот заявил, что «честная критика и бережный подход направляется не на поэта, а на поэзию», как бы говоря: забудьте думать об авторе и восхищайтесь поэзией!

Для национальной славы знание настоящего имени и жизни автора не так уж и важны. Есть немало интересных и любимых писателей, полностью укрывшихся за своим nom de plume, или, открыв свое имя, утаивших от читателей факты своей жизни. При этом их творчество не вызывает проблем интерпретации. Однако для гения шекспировской величины знание фактов его биографии имеет громадное значение. Интерпретация его произведений без знания важных событий его личной жизни и жизни его друзей, круга идей, владевших людьми его среды, без ощущения смысла, вкладываемого автором в свои слова, теряет важный якорь их понимания, оставляет профанам свободу обесценения его шедевров, их превратного, пустого истолкования на потребу невзыскательного зрителя. Достаточно вспомнить, нашумевший в 1968 г. и удостоившийся 4-х Оскаров, включая Оскара за режиссуру, фильм флорентинца Франко Зеферелли о Ромео и Джульетте. В нем драма всепобеждающей ненависти растворилась в бесконечном балетном фехтовании и любовном танце красиво разодетых молодых актеров на фоне залитого солнцем итальянского средневекового пейзажа с замками.

С прошедшими столетиями сомнения и поиски более вероятного автора не умирают. Вот пример из российского поиска кандидата на авторство. В то время, как организованная в 1975 г. Шекспировской Комиссии Российской Академии наук придерживалась стратфордской версии авторства, Илья Михайлович Гилилов (1924-2007), бессменный секретарь этой комиссии, опубликовал в 1997 г. нашумевшую книгу Игра об Уильяме Шекспире или тайна великого феникса, в которой приведены тщательно обоснованные аргументы в пользу коллективного авторства сэра Роджера Мэннерса – Пятого эрла Ратленда и его жены Елизаветы Сидни, дочери известного придворного поэта, дипломата и воина, погибшего в сражении Филиппа Сидни.

Оба этих автора давно значились в списке вероятных кандидатов. Мэннерс, елизаветинский аристократ и интеллектуал, после учебы в Оксфорде и Кембридже продолжил свое образование в университете Падуи вместе с английскими одноклассниками господами Гильденстерном и Розенкранцем. Мэннерс, умерший в возрасте 36 лет, был членом дипломатической миссии в Дании и был известен рядом литературных мистификаций.

Умерший в 1987 г. Кальвин Гоффман, американский писатель и театральный критик, приводит многочисленные детальные текстологические и биографические доказательства в пользу авторства, приписываемого Шекспиру литературного наследия, Кристофера Марлоу. Он утверждал, что этот известный Елизаветинский драматург и поэт вовсе не был убит в Депфорте 1593 г. в возрасте 29 лет а, бежав из Англии, нашел убежища во Франции и Италии, где и написал все, что приписано Шекспиру.

Оксфордские шекспироведы и Зигмунд Фрейд убеждены, что автором был 17-й эрл Оксфорда Эдвард де Вере, образованный аристократ и способный поэт, у которого был конфликт с еврейским ростовщиком Майклом Локом относительно «3000 дукатов».

Эрл окончил курс в Кембридже в возрасте 14 лет и продолжил образование в Италии, где изучил итальянский язык, литературу и юриспруденцию, получив степень магистра Права. Естественно, что Де Вере был хорошо знаком с нравами аристократов.

Крейлер убежден, что «Венецианский купец», «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь» написаны Де Вере и что «Гамлет» является почти автобиографической пьесой из жизни эрла Оксфорда. Образ Полония в ней есть пародия на отца жены эрла Уильяма Сесила, лорда Барли.

Марк Твен и ряд других исследователей убеждены, что автором приписываемых Шекспиру пьес и поэзии является Френсис Бэкон, известный елизаветинский философ, ученый, юрист, государственный деятель.

Однако детальный анализ возможного авторства вышеназванных кандидатов неизбежно наталкивается на непреодолимые противоречия, не давая достаточно веских доказательствни одному из кандидатов и не позволяя надежно исключить из них Уильяма, неизбежно оставляя в силе имя Шекспира.

Но и на перечисленных именах список кандидатов не заканчивается. Существуют исследователи, убежденные в том, что под именем Шекспира выступал Уильям Стэнли эрл Дерби и даже сама королева Елизавета.

Королева любила и поддерживала театры, публика их обожала, но пуританская и англиканская церкви боролись с актерами и обвиняли театр во вредном влиянии на нравы, в богохульстве, в кощунственном переодевании мужчин в женское платье, поскольку женщинам запрещалось выступать на сцене.

В 16-м столетии Лондонская Корпорация вела беспощадную войну с театрами, объявив их местом беззакония, дебошей, насилья, помех городскому транспорту, рассадником сомнительных таверн и проституции, возникающих вокруг театров, а главное – зоной распространения эпидемии чумы.

Среди аристократии театр считался вульгарным видом искусства, и ее члены не были склонны обнаруживать свой интерес к нему. Отсюда возникло предположение о скрывающем свое имя титулованном авторе шекспировских пьес.

Кто бы не был этим гением театра, называемым сегодня Шекспиром, созданные им образы пережили столетья и существуют независимо от сомнений в личности их создателя. Автор был великим знатоком человеческих душ, гуманистом и редким для своего времени человеком, лишенным расовых предрассудков, писателем объявшим противоречивость своих персонажей, сделавшим убедительными двойственные голоса своих героев, описавшим в своих творениях сосуществование альтернативных миров.

В судьбах многочисленных и разнообразных характеров пьес, мастерски обобщенных без потери реализма и правдивости, концентрируются драматургический анализ поведения людей в различных критических ситуациях человеческой жизни.

Уже более четырех столетий шекспировские образы живут среди нас, заставляют размышлять над их чувствами, мыслями и поступками. Образы Гамлета, Клавдия и Офелии; Ромео Джульетты, членов семей Монтекки (Монтегю) и Капулетти, Меркуцио и Тибальдо; Короля Лира и трех его дочерей; Фальстафа; Просперо; Макбета, Леди Макбет и короля Данкена; черного венецианского генерала Отелло, Яго и Дездемоны; еврея Шейлока, Антонио, Басанио и Порции известны читающей публике во всем мире.

«Ромео и Джульетта» – пьеса о непобедимой силе ненависти. В Вероне между членами клана Ромео и клана Джульетты существует давняя незатухающая вражда. Ее олицетворяет жаждущий крови родственник Джульетты Тибальдо. В уличной схватке Тибальдо убивает Меркуцио, друга Ромео. В ответном поединке Ромео убивает Тибальдо, и ненависть кланов получает кровавую подпитку. Несмотря на вражду кланов, юный Ромео и четырнадцатилетняя Джульетта полюбили друг друга. В Вероне возникает надежда, что любовь молодых людей приведет к забвению вражду кланов. Но Шекспир не тешит зрителей пустой надеждой. Он знает, что человеческая ненависть сильней любви. Великий знаток человеческих душ не следует либеральному христианскому тезису о природной доброте человека. Трагедия заканчивается смертью героев.

«Гамлет» – бесспорно самая великая из написанных для театра пьеса. Эссе о Гамлете писали, Гёте, Кольридж, Гегель, Ницше, Тургенев, Фрейд, Элиот, Азимов, Деррида и многие другие. В ней речь идет о трудном выборе человеком долга своего пути в лабиринте жизни, где торжествует Зло. Столкнувшись с ним, вернувшийся из университета принц Гамлет размышляет, следует ли ему выйти из лабиринта, где коварный враг, используя вероломство и преступные методы, неизбежно побеждает, оставить поле сражения, «умереть, иль может быть заснуть». Альтернативой является вступление в битву и неизбежность прибегнуть к грязному оружью врага.

Отчаянье Гамлета перед триумфом Зла созвучно с мотивом знаменитого 66-го сонета Шекспира.

История датского принца далеко выходит за рамки жанра елизаветинской трагедии реванша. «Трагедия датского принца Гамлета» , является не только величайшим шедевром драматургии, но и одной из самых совершенных и глубоких литературных попыток создания образа идеального героя, человека, каким он должен быть, по мнению автора.

Прошло уже более четырех столетий со времени публикации пьесы о Гамлете, трансформировались нравы людей и нормы морали, углубились знания человеческой психологии. Однако ни актуальность проблемы Гамлета, ни признание моральной силы этого молодого человека не утратили своей силы. Не уменьшилась и необходимость борьбы с меняющим формы Мировым Злом и неразрывно связанная с ней трудная проблема выбора эффективного, но не загрязняющего руки, оружья.

Гамлет оставил двор своего отца – датского короля, став студентом знаменитого Виттенбергского университета, с именем которого связана Реформация 16-го столетия и имя его выпускника – Мартина Лютера.

Гамлет (так же, как и его создатель), агностик, не верящий в вечную жизнь. Он в курсе современной науки и литературы. В связи со смертью отца принц возвращается домой, где его ожидает беззаботная, придворная жизнь наследника престола, племянника нового короля. Однако при дворе Гамлет сталкивается со Злом, требующим восстановления справедливости, наказания преступника, опасной борьбы, смертельного боя. Гамлет обнаруживает, что его дядя – новый король, вероломно убил своего брата – отца принца, а его мать стала женой нового короля. Король Клавдиус – олицетворение преступной жажды власти, коварства, готовности к убийству. Однако Шекспир рисует в нем реального человека, наделяет его государственным умом ответственного монарха, дипломатически избегнувшего конфликта с агрессивной Норвегией, способностью помочь Гамлету преодолеть депрессию. Клавдиус признает свои грехи и в тиши своей личной часовни пытается вымолить прощение.

Гамлет – человек мысли, вовсе не жаждет скрестить свой меч, пролить кровь врагов, окунуться в сражение, сулящее ему при существующей расстановке сил почти неизбежную гибель. Он знает, что борьба с коварным врагом, который для своей победы готов на все, потребует от него действий, противных его душе. Он размышляет о самоубийстве, но после долгих размышлений он выбирает борьбу. Перед вступлением в смертельную схватку, он добивается неопровержимых доказательств виновности своего врага – ставит следственный эксперимент с помощью бродячей труппы актеров.

Зло стремится не только победить, но и запачкать своего противника. Но Гамлет понимает, чтобы не проиграть борьбу придется отвечать коварством на коварство и кровью на кровь. Он принимает это неизбежное условие – необходимость использования оружия врага для защиты правого дела. Шекспир показывает, что и при этом Гамлет остается чистым. На примере истории Лаертиса – друга детства Гамлета, сына советника короля Полония, подчеркивается различие между честным боем и убийством отравленным оружьем. По ошибке Гамлет убивает отца Лаертиса. Он доводит до самоубийства Офелию – его сестру. Жаждущий мести Лаертис вызывает Гамлета на поединок. Однако в поединке с принцем Лаертис соглашается драться покрытым ядом оружием, предложенным ему Клавдиусом.

Современное поколение вновь стоит перед трудной проблемой выбора формы борьбы в решительной схватке с врагом, придерживающимся иных моральных правил и использующим бесчеловечные методы, проблемой выбора оружия для обороны, не противоречащего гуманным этическим нормам.

Отношение к Гамлету, как к благородному герою, несмотря на его «невегетарианские» действия в конфликте с врагами, связано с побудительными мотивами его действий. Гамлетом движет таинственный моральный императив, о котором почти через два столетия Кант писал, как о недоступной разуму данности, заложенной в сознании людей. Борьба Гамлета со злом лишена личной выгоды, он – бескорыстен.

В трагедии – все ее герои погибают. Норвежец Фортинбрас – новый монарх, пришедший править Данией, емко, в двух словах, заключает историю датского принца, называв его – “noble Hamlet” – благородный Гамлет.

Гамлет не ожидает небесного воздаяния за свою благородную борьбу со Злом. Он умирает со словами the rest is silence, означающими, что миссия окончена, и после этого есть лишь желанная тишина.

«Венецианский купец» – пьеса о еврее, живущем среди христиан. Причина обращения автора к еврейской теме неизвестна. Непосредственным поводом для обращения Шекспира в 1596-97 гг. к истории Шейлока, к трагедии еврея в средневековой Венеции, послужил судебный процесс, закончившийся казнью доктора Родриго Лопеса (1525-1594), жившего в Лондоне “ converse” (крещеного еврея). Спасаясь от португальской Инквизиции, доктор Лопес бежал в Англию, где сделал успешную медицинскую карьеру и стал личным медиком королевы Елизаветы I. В эту эпоху еврейские врачи нередко служили при дворе монархов. У королевы Франции доктором был еврейский “converse”, испанского короля и папу Павла III также лечили еврейские доктора.

Дон Антонио, поддерживаемый Англией претендент на португальский престол, живший в изгнании в Лондоне, был в центре интриг и шпионажа со стороны захватившего Португалию испанского короля Филиппа – давнего врага Английской короны. Роберт Де Веро, 2-й эрл Эссекса, страдавший шпиономанией фаворит королевы, в связи с испанскими интригами вокруг Дона Антонио обвинил доктора Лопеса в измене и в заговоре против королевы Елизаветы. Под пытками Лопес признался, что испанцы пытались уговорить его отравить королеву, но измену он отверг. Несмотря на сомнения королевы в виновности Лопеса и ее длительный отказ подписать ему смертный приговор, эрл Эссекса добился его осуждения и казни (практикуемых в то жестокое время для государственных преступников – последовательных повешения, утопления и четвертования).

Очевидно, что и пятиактная трагедия Кристофера Марлоу «Еврей из Мальты» (1590 г.), тема которой и отдельные сюжетные элементы повторены в «Венецианском купце» Шекспира, оказали влияние на пьесу великого поэта о еврее Шейлоке .

Сюжет пьесы заимствован из одной из историй в опубликованном в 1565 г. в Милане сборнике рассказов Джиовани Фиорентино, озаглавленном «Il Pecorone (Простак)» (1378 г.). Этот сборник по форме сходен с «Декамероном» Боккаччо (1350 г). Современный Шекспиру английский перевод этого сборника неизвестен, что позволяет предположить, что он был прочитан автором пьесы в итальянском оригинале. В рассказе описана история богатой флорентинки, сеньоры Бельмонт, вышедшей замуж за молодого, нуждающегося в деньгах антрепренера, готовящего экспедицию для поисков сокровищ за морями. Необходимые для экспедиции деньги его друг помог найти у еврея-ростовщика. Залогом долга назначен фунт мяса должника, (обычай, заимствованный из практики античного Рима). Экспедиция оказалась безуспешной и купец предстал перед судом для неминуемого выполнения условий займа. Однако сеньора Бельмонт – жена купца убеждает судью в несправедливости контракта с евреем и спасает своего незадачливого мужа.

Пьеса, которая могла бы называться «комедией реванша» – считалась в то время развлекательной, поскольку никто в ней убит не был и «злоумышленник» был наказан. Она появилась на сцене театра Глоб под названием «Комическая история Венецианского купца или по иному называемая Венецианский Еврей» , в действительности является одной из наиболее сложных по своему моральному месседжу. В ней автор рассказывает историю ростовщика Шейлока со своей обычной мудростью и объективностью.

Неизвестно, посещал ли автор пьесы Венецию, но с еврейством непосредственно он знаком не был. Пьеса написана в 1596-98 гг., более чем через три столетия после изгнания евреев из пределов английского королевства по эдикту короля Эдуарда I. С тех пор в стране сменились более десяти поколений и непосредственного знания еврейства не существовало. Антисемитизм был лишь традицией, питаемой воспоминаниями прошлого, или заимствовался из опыта стран континентальной Европы. В Англии в 1275 г. был издан закон, обвинивший евреев в ростовщичестве, выпуске неполноценных золотых и серебряных монет и запрещающий евреям заниматься денежным кредитованием. Эдикт требовал от евреев полного отказа от ростовщичества в течение следующих 15-ти лет. Поскольку все другие способы заработка им были практически запрещены, они были вынуждены продолжать кредитование. В 1290 г. за нарушение эдикта они были изгнаны из страны.

Позже, отдельные евреи, спасаясь от испанской и португальской инквизиций, селились в Англии, перейдя в христианство. Король Генрих VIII, отец королевы Елизаветы, привез из Венеции в Лондон изгнанные из Испании еврейские семейства музыкантов и композиторов Бассано и Люпоса. (Предполагается, что 27 сонетов Шекспира (со 127-го по 152-й) посвящены «Смуглой леди сонетов», поэтессе и феминистке Эмилии Ланье, дочери Батиста Бассано).

Естественным является выбор ростовщика в качестве еврейского персонажа. Происхождение необычного имени Шейлока, героя пьесы «Венецианский купец» неизвестно. Следует отметить, что сюжет пьесы построен на поведении этого героя, несвойственном религиозному еврею, каким, безусловно, был Шейлок. Описанное Шекспиром желание Шейлока убийством отомстить за нанесенные ему оскорбления не соответствует еврейской морали, запрещающей убийство человека. Кроме того, нанесенное Шейлоку оскорбление, даже самое тяжелое, убийству не равно и превосходит требование возмездия, паритетного преступлению (око за око, зуб за зуб), на котором основано еврейское правосудие. (В случае юридической коллизии, когда перед еврейским судом предстает убийца, которому как равное преступлению наказанием является смерть, суд предлагает ему вечное изгнание). Однако отношение к Шейлоку со стороны венецианских сограждан представлено с полным реализмом.

В Juden Frei Англии Шекспир и Марлоу, знакомые с проблемами еврейской диаспоры в Европе, не обладали достаточным знанием иудаизма и его моральных норм и, поэтому, во многих чертах наделили свои еврейские персонажи – Шейлока и Барабаса (героя пьесы Марлоу «Еврей Мальты» ) – характерами и моралью современных им христиан.

Венеция, как место, где развернулась история Шейлока, выбрана Шекспиром не случайно. Именно в этом городе, где в 15-м столетии образовалась крупная еврейская община испанских, португальских и германских еврейских изгнанников, возникли и первые еврейские гетто. Жизнь евреев Венеции стеснялась рядом запретительных законов. Им возбранялось выходить из гетто после наступления темноты, появляться без специальной красной шапки, а позже без желтого шарфа. Разрешенные им занятия ограничивались содержанием меняльных лавок, кредитованием денег, торговлей текстилем, печатаньем еврейских книг и медицинской практикой. При этом размер процента, взимаемого за кредитование денег, устанавливался властями Венеции.

Действие пьесы концентрируется вокруг взаимоотношений еврея Шейлока с ее нееврейскими характерами. Гордый Шейлок, очевидно выходец из испанских изгнанников, немолод, вдов, богат. Он живет одиноко со своей любимой дочерью Джессикой и бережно хранит память и кольцо своей умершей жены Леи. В его трудном и презираемым, но необходимом бизнесе Шейлок постоянно испытывает незаслуженные издевательства и унижения со стороны венецианцев.

Грациано, друг героя пьесы венецианского купца Антонио, воплощает чувства венецианцев к евреям, оскорбляет Шейлока, говоря ему: «О, будь ты проклят безжалостный пёс, чей дух управляется волком с кровавыми жадными волчьими желаниями <…>. О, каменный, бесчеловечный, презренный враг». Подобные поношения Шейлок часто слышит в свой адрес.

Шейлок – человек с чувством собственного достоинства – считает себя равным гражданином Венеции. Он с трудом переносит постоянные унижения и мечтает о возмездии. По существующим в Европе законам чести лишь пролитая в поединке кровь может смыть позор оскорблений. Однако, даже забыв о еврейском запрете убийства, сама идея поединка престарелого еврейского ростовщика со знатным венецианцем кажется гротеском. Да и поводы для такого поединка возникают слишком часто.

Бедный аристократ Басаньо просит у своего друга, богатого купца Антонио 3 000 дукатов для брачной поездки в Бельмонт к богатой невесте Порции. У Антонио свободных денег не оказалось, так как его капитал вложен в морскую экспедицию, но гарантировать необходимый заем он готов. Басаньо находит в городе еврея-ростовщика Шейлока. Антонио обращается к нему за ссудой, но на оскорбительных условиях нулевого интереса. Шейлок взбешен, но видит в этом возможность возмездия за перенесенные унижения. Он соглашается на беспроцентную ссуду, но требует в качестве залога в случае неуплаты жизнь должника. Антонио соглашается, и они подписывают контракт, по которому в случае дефолта к установленной дате несостоятельный должник обязан расстаться с «близким к сердцу фунтом мяса»! Оба участника сделки знают, что отделение от тела фунта плоти, «близкого к сердцу», неизбежно означает смерть.

Шейлок вовсе не хочет возврата денег – он жаждет возмездия и мечтает о возможности убить венецианца.

Описывая Шейлока, Шекспир отвергает господствующий в Европе стереотип еврея, по которому он был особым, низшим, уродливым существом, физически и духовно отличным от христианина. Шейлок не наделяется ни отвратительной внешностью, ни отвратительным характером. Шекспир описывает глубоко оскорбленного человека, жаждущего реванша, человека равного и понятного другим людям. В своем известном монологе Шейлок говорит:

«Да, я еврей. Разве у еврея нет глаз? Разве он не имеет рук, внутренних органов, размеров, чувств, привязанностей, страстей? Он питается той же пищей, его ранят тем же оружием, он страдает теми же болезнями, лечится теми же лекарствами, замерзает и испытывает жару от тех же зимы и лета, что и христианин. Разве мы не кровоточим, когда нас ранят. Разве мы не смеемся, если нас щекочут? Разве мы не умираем, если нас отравляют и, разве мы не мстим, если вы поступаете с нами несправедливо?»

Экспедиция Антонио потерпела неудачу. У него нет денег для возврата долга. Шейлок арестовывает его и приводит его на суд герцога. Басаньо и Порция, получив письмо Антонио о грозящем ему суде, спешат на помощь и возвращаются в Венецию. В суде в мужской одежде молодого доктора права Бальтазара появилась хитроумная Порция. Чтобы Шейлок сразу знал свое место, Порция вопрошает: «Который из вас здесь купец, и который еврей?»

Право Шейлока не оспаривается. В виде компенсации ему предлагается двойная сумма долга. Но он отказывается и требует неукоснительного исполнения контракта. Герцог не хочет принимать трудного решения и передает дело молодому ученому доктору права Бальтазару – Порции.

Порция взывает к милосердию и предлагает Шейлоку тройную сумму долга – 9 000 дукатов! Но для гордого человека его достоинство дороже денег. Шейлок отказывается и от этого предложения, продолжая настаивать на выполнение контракта. Здесь автор приписывает Шейлоку явно несвойственный еврею средневековой Европы слишком бескомпромиссную позицию в венецианском суде.

Настроение суда меняется. Порция вдруг заявляет, что контракт не действителен, поскольку в нем говорится лишь о мясе, но ничего не говорится о крови, без которой оно не может быть отделено от тела.

Более того, поскольку контракт на отделение мяса от тела «вблизи сердца» содержит умысел убийства – по закону Венеции это равносильно посягательству иноземца (еврея) на жизнь венецианца. А такое преступление карается лишением злоумышленника всего его имущества, половина которого идет потерпевшему, а другая поступает в казну. На этом суд окончен!

Шейлок беззащитен и разорен. Его дочь оставляет дом отца, переходит в христианство, выходит замуж за христианина. Великодушный Антонио отказывается от своей половины имущества Шейлока при условии перехода еврея в христианство и завещании его имущества после смерти его дочери. Отказ Шейлока от веры отцов, который психологически значительно больше, чем удовлетворение его мстительности, здесь объясняется незнакомством автора с иудаизмом, но отражает реальность еврейской жизни. Спасая жизнь от преследований инквизиции, евреям приходилось оставлять свою религию.

Владимир Жаботинский, анализируя образ еврея в литературе, писал: «Но ничего настоящего, ничего такого, что если не по силе, то хоть по настроению, по проникновению в еврейскую душу могло бы стать рядом с «Натаном Мудрым» или с «Шейлоком», русская литература не дала ». Писатель и мыслитель Жаботинский правильно понял замысел Шекспира и отверг антисемитское клише поверхностного истолкования истории Шейлока, как истории отвратительного еврея.

Шекспир был великим писателем и редким человеком, свободным от расовых предрассудков. Шейлок наделяется «испанской гордостью» и бескомпромиссностью.

Хотя христианам – героям пьесы свойственны любовь друг к другу, чувство дружбы, великодушие, в то время как Шейлок показан лишь незаслуженно оскорбленным и, поэтому мстительным и жестоким, главный вектор пьесы обращен не на обвинение Шейлока, а на критику антисемитизма. Законы не защищают Шейлока от постоянных оскорблений, они обращены против еврея. У Шейлока нет шанса на справедливость. Он ставится в безвыходное положение, в то время как венецианцы торжествуют, унижают Шейлока, заставляют его креститься.

В период возникновения работорговли в Елизаветинской Англии, в 1603 г. Шекспир написал трагедию « Отелло» , в которой черный африканец наделен военной доблестью и благородством. В пьесе вокруг имени черного Отелло раздаются расистские оскорбления. Венецианцам трудно принять брак Отелло и белой аристократки Дездемоны. Наивный и неопытный в области чувств черный венецианский военачальник, падает жертвой навета вероломного и хитроумного венецианца, садиста Яго, убивает любимую им жену .

Венецианский еврей стал жертвой хитроумной венецианки Порции. В столкновении еврея с венецианцами Шейлок – не злодей, а жертва. В этом главный смысл истории венецианского еврея Шейлока.

Сторонники истолкования образа Шейлока, как антисемитского блюпринта отвратительного жадного и опасного еврея, ссылаются на то, что автор не наделил его симпатичными чертами, располагающими зрителей к сочувствию Шейлоку.

В пьесе о Шейлоке нет разительных контрастов в показе характеров героев. Великодушный купец Антонио требует от Шейлока 3 000 дукатов без уплаты интереса. Цель автора – сказать правду о положении еврея, человека ни чем не отличающегося от окружающих его венецианцев, но лишенного равных с ними прав и живущего в атмосфере презрения и ненависти.

С позиции справедливости и равенства людей пьеса неизбежно осуждает еврейское бесправие.

Неразгаданность шекспировской тайны авторства – потеря для литературы и мировой культуры. Духовный мир этого необыкновенного, неизвестного человека, поэта, драматурга, и мыслителя остается одной из высочайших и не размываемых временем вершин поэзии, мудрости и моральности.

Примечания

(англ. Hamlet) - центральный персонаж пьесы Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе он является принцем Дании племянником короля Клавдия и сыном прежнего короля - Гамлета.

Клавдий - дядя Гамлета , убивший его отца и ставший королем Дании. Боясь мести Гамлета, Клавдий посылает его в Англию. Когда Гамлет возвращается обратно, Клавдий, с помощью яда убивает Гамлета, стравив его и Лаэрта, но Гамлет успевает отравленным клинком поразить короля и Клавдий погибает.

Лаэрт (англ. Laertes) - вымышленный персонаж пьесы Вильяма Шекспира "Гамлет, принц датский". Его имя предположительно взято из произведения Гомера Одиссея. Лаэрт является сыном Полония, братом Офелии. Лаэрт - оригинальный шекспировский персонаж, до него подобного персонажа в повествованиях о Гамлете не было.

Призрак отца Гамлета (англ. Ghost of Hamlet"s father; Король Гамлет, англ. King Hamlet) - персонаж трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе является призраком убитого короля Дании Гамлета, отца принца Гамлета.

Офелия (англ. Ophelia) - вымышленный персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Молодая дворянка, дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета.

Фортинбрас (англ. Fortinbras) - имя вымышленного второстепенного персонажа трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Он - наследный принц Норвегии.

Джон Фальстаф – добродушный, полный и немного трусливый пьяница, проводящий все свое время в кругу таких же как он гуляк и развратных девиц из произведений «Виндзорские насмешницы», «Генрих IV, часть 1» и «Генрих IV, часть 2»

Король Лир – герой трагедии Уильяма Шекспира с одноименным названием. Трагедия основана на реальных событиях, она опирается на древнейшие предания Британии о короле Лире и его дочерях.

Гонерилья и Регана, старшие дочери короля Лира из трагедии "Король Лир". Жадные и подлые дочки, которым их отец, король Лир, завещал королевство, уйдя от дел. Лестью и обманом захватив королевство, они охотятся на своего отца и хотят убить его. Они губят графа Глостера, друга Лира, вырвав ему глаза и убивают младшую сестру Корнелию, задушив ее. Когда их преступления раскрываются, Гонерилья убивает себя кинжалом, перед этим отравив сестру.

Меркуцио - друг Ромео, охотник за дамскими сердцами из трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".

Тибальт (Тибальд, англ. Tybalt, Тибальдо, итал. Tebaldo) - персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Он является двоюродным братом Джульетты Капулетти. Убит Ромео, мстившим ему за убийство своего друга Меркуцио.

Джульетта - кроткая и наивная девочкка, постепенно превращающаяся в опытную и созревшую душой женщину, готовую на все ради своего чувства, в подлинную героиню пьесы из трагедии "Ромео и Джульетта".

Ромео - юноша, возлюбленный Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".

Отелло (англ. Othello, итал. Otello) - герой трагедии Вильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр», написанной в 1603 г., а также ряда вторичных произведений по тому же сюжету, в частности опер, кинофильмов и игровых программ.

Яго - поручик, помощник полководца Отелло из драмы "Отелло". Он ненавидит мавра и, желая занять его место, с помощью интриг внушает ему, что его любимая девушка, Дездемона, изменяет ему с Кассио.

Дездемона - жена Отелло, убитая им из ревности

Шейлок - персонаж пьесы Уильяма Шекспира "Венецианский купец", жадный еврей-ростовщик, чье имя стало нарицательным для алчных и скупых людей.

Миранда - героиня пьесы Уильяма Шекспира «Буря», наивная 15-летняя девочка, единственная дочь герцога Просперо. Она и ее отец стали отшельниками на острове по вине ее дяди Антонио, который хотел занять престол.

Калибан (англ. Caliban) - один из главных персонажей романтической трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря». Калибан - антагонист мудреца Просперо, восстающий против хозяина слуга, грубый, злой, невежественный дикарь.

Ричард - уродливый горбун, завидующий своему брату королю Эдуарду IV из трагедии "Ричард III". Когда Эдуард умирает, Ричард захватывает власть, убивая своего брата Кларенса и детей Эдуарда, которые должны были наследовать титул. Все ненавидят Ричарда, и в стране поднимаются восстания. Ричард казнит одного из лидеров, графа Бекингема, но граф Ричмонд побеждает его и занимает трон. «Коня, коня, полцарства за коня!» - эту известную фразу произносит Ричард, сражаясь с Ричмондом.

Макбет и его жена леди Макбет из трагедии "Макбет". Военачальник Макбет, победив восставшего Макдональда, встречает ведьм, одна из которых, предрекает ему быть королем Шотландии. Поверив предсказанью, Макбет рассказывает все жене и они подло убивают короля Дункана, свалив все на прислугу. Став королем, Макбет преследует сыновей Дункана и убивает своего товарища, военачальника Банко, который, согласно пророчеству ведьм, должен стать родоначальником королевской династии. Затем Макбет убивает всех близких тана Макдуфа (ведьмы предсказали, что его нужно опасаться).