Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские. Фрески Сикстинской капеллы – самые известные росписи в мире Кто расписывал ватикан

Это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо . Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело , которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино , Пинтуриккио , Лукой Синьорелли , Козимо Росселли , Доменико Гирландайо и Боттичелли . Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе . Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников.

Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджио в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».

В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса.
Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади римляне узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.


2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. - Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год,
когда Микеланджело было 57 лет.
Внизу: Сотворение Адама — центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год, когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



1
1. Сикстинская капелла — Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них — спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.


12. Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница, Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена — искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он — сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея — Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена — Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей — Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена — Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.

Серое неприметное здание, примыкающее к собору Святого Петра, выглядит довольно обыденно, а по внешнему виду скорее напоминает крепость, нежели церковное строение. Однако именно это здание служило в качестве домовой церкви Папе Римскому, а сегодня в нем собирается Конклав – специальное собрание, на котором избирается высшее духовное лицо – Папа Римский.

История

История Сикстинской капеллы берет начало в XV веке. На месте нынешнего церковного здания стояла так называемая Великая капелла, где для обсуждения важных вопросов собирался весь папский двор – на подобные встречи собиралось около 200 кардиналов , которые представляли различные религиозные ордены.

Но папа Сикст Четвертый полагал, что строение недостаточно безопасно для подобных мероприятий. На то были веские основания – в то время существовала прямая угроза со стороны турецкого султана Мехмеда «Завоевателя», да и отношения с флорентийской династией Медичи вряд ли можно было назвать дружественными. Поэтому Папа велел снести Великую капеллу и на ее месте выстроить новую , более надежную.

Работы по строительству нового церковного сооружения, автором проекта которого стал архитектор Баччо Понтелли , начались в 1473 году, а строительство возглавил архитектор Джорджи де Дольчи . Возведение часовни завершилось в 1481 году, а спустя два года – в 1483 году – было проведено торжественное освящение капеллы, получившей имя папы Сикста.

Освящение приурочили к празднику Вознесения Богоматери . К открытию было также приурочено создание специального мужского хора. Право петь в этом хоре получал далеко не каждый – туда принимались только мужчины, и только католической веры.

Первоначально хор состоял из 24 человек, сегодня он (официально получивший название «Cappella musicale pontificia Sistina») состоит из 49 человек.

Своими размерами церковь в точности повторяла размеры ветхозаветного Храма Соломона – 40,9 метров в длину, 13,4 м. шириной, а высота здания достигала 20 метров .

Здание имеет три этажа, три яруса . Нижний, самый мощный и наиболее укрепленный, служил опорой всему зданию и одновременно убежищем в случае военной атаки. Второй ярус – основной, именно здесь были расположены помещения для совещаний. Третий ярус выполнял функции дозора: здесь были расположены караульни и галерея для обхода всего здания.

По первоначальному замыслу верхний ярус задумывался как открытый , но во время дождей воды заливали второй ярус, от этого фрески портились, поэтому со временем над галереей решено было возвести крышу.

Многочисленные прихожане и гости города могут узнавать о результатах выборов незамедлительно: если выборы состоялись, об этом извещает белый дым из печной трубы на крыше капеллы . Если же результаты выборов неудовлетворительны, то дым будет черного цвета.

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далматта). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Роселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок , изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.

Цокольная часть здания украшена гобеленами , которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов , остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось , кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»

Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонаротти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.

Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим . Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.

Работы по росписи сводов капеллы длились без малого 5 лет, с 1508 по конец 1512 года. Когда на стены был нанесен завершающий мазок краски, перед всеми предстала вся библейская история, от сотворения мира до времен великого потопа.

Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.

Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов , которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.

Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.

При работе над фреской мастер поступился канонами своего времени. Так, Иисус изображен без бороды, ангелы лишены крыльев, а святые изображены нагими . Просто описание картины не позволит полноценно понять, что изобразил Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы, поэтому взгляните на фото фрагмента росписи.

Примечателен тот факт, что на одной из фресок, в частности изображающей «Мученичество святого Варфоломея», Микеланджело придал Варфоломею собственные черты. А вот в роли царя Миноса, имеющего ослиные уши, Микеланджело изобразил самого злостного критика своих работ – Бьяджо ди Чезено.

А на этом фото изображено «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, тоже созданное Микеланджело.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного . Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

  • Рекомендуем посетить:
  • Смотрите также: ?
  • Вам пригодится:

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них - предназначались для нужд церкви, а верхний - галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м - длиной, 13,4 м - шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи


Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо .

Потолок


Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых . Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку .

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти - Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески - (Raffaello Santi).


Потолок Сикстинской капеллы - был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя , имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.


В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком . Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» - состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.


Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр - стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!


Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве . И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.


Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.


Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства . Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало - 14 лет, с 1980 по 1994 года !

Современная жизнь

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – , посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и та йны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд - правдива, а которая - сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.


В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга .

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.


Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт - мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы


Адрес : Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы : с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с . Искренне рекомендуем.

Билеты : Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит - 16 евро, льготный - 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по , уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения : фото и видеосъемка запрещены!

Среди роскошных дворцов и храмов Ватикана находится неприметное здание, внутреннее убранство которого считается одним из величайших шедевров мира. Это Сикстинская капелла. Святыня является сакральным местом для католического мира. Здесь служит мессу Папа Римский, а также происходит избрание нового главы католической церкви.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Согласно вековым традициям, итальянский храм украшались восхитительными фресками, впечатляющих своих прихожан и гостей. Внутреннее оформление часовни олицетворяет величие и культурное достояние христианского Рима прошлых столетий. После возведения здания Сикстинской капеллы, на протяжении двух лет росписью храма занималась плеяда прославленных художников из Флоренции. Это были Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли.

В общей сложности живописцы создали 16 фресок, изображающих библейские сюжеты. Несмотря на то, что святыню расписывали разные мастера XV века, капелла стала поистине знаменитой благодаря работам гениального художника Микеланджело. Мастера пригласили расписать потолок и алтарную стену спустя 30 лет после возведения капеллы.

История строительства

Сикстинская капелла была построена в 1481 году по инициативе папы Римского Сикста IV, который присвоил этому небольшому сооружению своё имя. Папа являлся своеобразной одиозной личностью. Его правление ознаменовалось ростом коррупции, взяточничества, введением высоких налогов, а также публичным сожжением еретиков. Были у Сикста IV и светлые деяния. Он перенёс папскую резиденцию в Ватикан, занимался приобщением граждан к искусству, открывая музеи и библиотеки.

Политическая обстановка раздробленных княжеств Италии в средневековье не гарантировала безопасность главе Папского государства. Внутренние интриги и заговоры против понтифика, а также внешняя угроза со стороны Османской империи вынудили построить более защищённое здание, где могли бы укрыться папа Римский, кардиналы и религиозные служащие в случае возникновения опасности.

Архитектором капеллы назначили Баччо Понтелли. Согласно проекту зодчего, церковь должна была иметь высокие двадцатиметровые крепкие стены, способные выдержать нападение вражеских войск на Ватикан. Часовня строилась в виде крепостного сооружения прямоугольной формы с тремя этажами. Фасад церкви увенчан цилиндрическим сводом и украшен двенадцатью стрельчатыми окнами. Верхний ярус, опоясанный окнами-бойницами, предназначался для вооружённых солдат. Внешний вид здания был лишён какой-либо помпезности. В часовне не предполагалось проводить торжественных церемоний. Длина капеллы составляет 40 метров, а ширина 13 метров.

Описание

Помещение капеллы представляет собой просторный зал с овальным сводом, где расположен алтарь. Пол покрыт великолепной мозаикой, а стены и потолок расписаны фресками великих мастеров того времени. По периметру часовни стоят каменные скамьи. Зал разделён мраморной перегородкой с красивыми канделябрами. Визуально стены помещения разделены на несколько зон. Нижняя часть украшена серебряными и золотыми драпировками. Средний ряд представлен фресками, описывающими земную жизнь Иисуса Христа и Моисея. На верхнем ярусе расположены портреты первых правителей Папской области.

Первоначально потолок капеллы был расписан в виде звёздного неба, однако спустя некоторое время на нём стали появляться трещины. Папа Римский Юлий II (преемник Сикста IV) пригласил убрать изъяны на потолке молодого скульптора Микеланджело, который на тот момент не обладал достаточным опытом подобной работы. Как показывает история, выбор папы оказался абсолютно верным.

Микеланджело создал специальные «воздушные леса», которые крепились в отверстиях над окнами. Конструкция не препятствовала проведению в часовни службы, поскольку находилась в подвешенном положении без опор снизу. Перед Микеланджело стояла сложнейшая задача - покрыть живописными картинами поверхность, площадь которой составляла 600 м 2 .

Фрески

Северная стена капеллы оформлена фресками, изображающими историю Иисуса. Произведения описывают крещение, искушение, проповеди Христа, а также призвание апостолов. Действия картин разворачиваются на фоне итальянского пейзажа и архитектурных ансамблей. Помимо центральной фигуры Христа, на фресках изображено много людей.

Южная сторона часовни обрамлена циклом картин, которые рассказывают о деяниях Моисея. Особого внимания заслуживает произведение Сандро Боттичелли «Юность Моисея». Фреска описывает сразу несколько событий в пределах одной композиции. Моисей убивает египтянина, поднявшего руку на еврея, защищает и пасёт овец, убегает по тропинке в просторную даль, а также уводит своих соплеменников из Египта.

Потолок капеллы, расписанный Микеланджело, поражает своим обилием ярких персонажей. Его работа являет образы библейских героев и Пророков. Изображения отделены нарисованным архитектурным обрамлением. Основываясь на ветхозаветных сюжетах, художник своими произведениями излагает историю создания Богом мира и людей, разделения полов, грехопадения человечества и расплаты за проступок.

Все герои картин обладают могучей физической и духовной силой. В образах персонажей ощущается реализм и драматизм, описанных событий. Одной из центральных фресок Микеланджело является «Сотворение Адама». Художник талантливо изобразил атлетическое телосложение человека, который лежит в расслабленной позе в пустынной местности. К Адаму летит Творец, протягивающий ему руку, тем самым давая жизнь.

На потолке капеллы изображены следующие произведения: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Евы», «Первородный грех», «Изгнание из Рая». Над фресками Микеланджело работал с 1508 по 1512 года. Спустя 23 года после завершения оформления плафона капеллы, Микеланджело расписал алтарную стену фреской, именуемой «Страшный суд». Художник изобразил более 400 фигур, наполненными сложными неуверенными позами с отчаянными жестами. В центре композиции Христос и Дева Мария судят весь человеческий род. По левую сторону от Иисуса расположены грешники, которым уготована страшная участь, справа - праведники, избранные служению на небе.

Реставрация

Со временем пыль, грязь, копоть от свечей, а также протекающая крыша нанесли серьёзный ущерб потолочным и стенным фрескам капеллы. Масштабная реставрация часовни началась в 1979 году при финансовой поддержке Ватикана и японского телеканала, получившего эксклюзивные права на съёмку этапов реставрации. Для восстановления произведений потребовалось химическое средство, способное размягчать грязь, которую специалисты аккуратно удаляли стерильной губкой.

Сикстинская капелла является местом заседаний конклава, где избирают нового папу Римского. Выборы осуществляют при закрытых дверях. Кардиналы со всего мира голосуют за человека, который достоин стать главой католической церкви. Во время процесса голосования на крыше капеллы устанавливают трубу. Если из неё пойдёт чёрный дым, то выборы не состоялись. Белый дым означает избрание нового папы Римского.

Все тайны Сикстинской капеллы связаны с гениальным художником Микеланджело. Учёные утверждают, что он в своих работах оставил потомкам зашифрованное послание, которое расходится с церковными постулатами. Микеланджело считал, что природа тела человека первична, а душа - вторична. На фреске «Сотворение Адама» можно увидеть вокруг Господа силуэт огромного человеческого мозга. Мастер показал, что духовная сила связана с высшим разумом. Во многих росписях художник изображает голых мужчин. Таким образом, Микеланджело подчёркивает, что сначала было оплодотворение, а потом одухотворение.

Время работы и стоимость билетов

Капелла открыта с 9:00 до 18:00 каждый день, кроме воскресенья. Для входа в часовню следует приобрести единый билет, включающий посещение Ватиканских музеев. Билет стоит 16 евро.

July 19th, 2015

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека, как гимн физической и духовной красоте. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе Бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Огромный вклад в художественную сокровищницу Рима внес Микеланджело Буонаротти — один из титанов итальянского Возрождения. Если бы за всю свою долгую жизнь он создал лишь фрески Сикстинской капеллы , то и тогда эту жизнь по праву можно было бы назвать подвигом. Но несравненный скульптор, живописец, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений! И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» — статуей на гробнице папы Юлия II.

Внешний вид капеллы

Вид на алтарную стену

Вид от алтарной стены

Подняв головы вверх, надолго застывают люди перед творениями Микеланджело, и не в силах порой сдержаться вполголоса обмениваются восторженными впечатлениями. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.

Фрески потолка, 1511-1512
Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года.
Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.

Капелла имеет прямоугольную форму (40,93 м в длину и 13,41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Высота капеллы — 20,7 метров, ее завершает цилиндрический свод.
В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо ... На одной стене изображены сцены из жизни Христа , на другой — из жизни Моисея . Однако свод был покрыт живописью, изображающей звездное небо.


Чтобы увидеть фрески знаменитых художников, нажми здесь:

Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем. Из-за многовековой копоти от свечей и слоя пыли эти фрески сильно пострадали; кроме того, в XVIII веке росписи неумело реставрировали на основе животного клея. С 1980 года началась гигантская работа по отделке и реставрации росписей. Глубокая чистка с растворением поверхностного слоя проявила сверх ожиданий очень яркие цвета живописи Микеланджело. В 1990 году реставрационные работы были закончены.
Как это ни парадоксально, но почетный заказ Микеланджело получил благодаря проискам своего недруга Донато Браманте , главного архитектора собора Святого Петра. Микеланджело был настроен критически ко всему, что его окружало. Он не питал симпатии ни к кому из великих мастеров того времени, а с Браманте у него сложились напряженные отношения. И тот задумался избавиться от соперника.
Зная силу Микеланджело-скульптора, Браманте решил отстранить его от скульптур и заставить заниматься живописью. Расчет был прост. Художник, не имевший дел с фресками, потерпит неудачу и впадет в отчаяние. И Браманте настоятельно рекомендует папе: не доверять никому роспись капеллы, кроме Микеланджело.
Скульптор, конечно же, понимал этот замысел Браманте и был страшно зол. Кисти он предпочитал резец скульптора, мечтая воздвигнуть грандиозное сооружение со множеством статуй, в которое задумал превратить давно заказанную ему Юлием II гробницу, а его заставляли переключаться на живопись. Напрасно он отказывался, говорил, что «живопись — не его дело», что с техникой фрески он не знаком. Папа был неумолим и Микеланджело пришлось все же согласиться выполнить ответственнейший заказ, как бы бросив тем самым вызов врагам и завистникам, и в первую очередь самому себе. Заметка самого Микеланджело 10 мая 1508 года «сегодня я начал работать» указывает дату начала этого грандиозного труда.
Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей.
Для Микеланджело строят в капелле леса высотой 20 метров, обтягивают их тканью, чтобы скрыть от посторонних глаз секрет рождения шедевра, и художник начинает свой титанический труд, длившийся 4 года . Лежа, запрокинув голову и изогнув дугой поясницу, он расписывает свод площадью в 600 квадратных метров (343 гигантские фигуры) . Каторжная работа на лесах очень быстро превратила молодого человека в сгорбленного старика.
В это время он написал стихотворный автопортрет — трагикомический сонет «К Джованни, что из Пистойи». Вот отрывок из этого сонета:

Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий);
Мой подбородок сросся с животом.
Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий;
Как гарпия, на жердочке висячей —
Макушка вниз, а борода торчком.

Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу —
Противовесом зад на шатком ложе,
И не сподручно мне водить кистями.
Я согнут, как сирийский лук, в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже.

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Юлию II не терпелось поскорее увидеть фрески на своде капеллы, и его очень раздражало нежелание художника показать свою работу. Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. И в ответ услышал: «Когда смогу». Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку».
31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен, и капелла открыта. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Эти две работы — свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля — стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения.
Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы.
В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах.
Несколько меньше них — группы фигур в распалубках* нал окнами и люнетах** . В них художник изобразил многочисленных предков Христа.


*распалубка — треугольный свод, образованный двумя криволинейными ребрами;
**люнет — арочный проем в стене, ограниченный снизу горизонталью;
в люнетах помещаются окна; глухие люнеты украшают росписью.

При помощи иллюзорно переданных живописью архитектурных деталей Микеланджело разделил центральную часть свода на девять прямоугольных композиций, изображающих основные библейские события . Композиции расположены так, что зритель может последовательно рассматривать их, идя от алтарной стены к выходу.
Вот некоторые из этих фресок:


Сотворение солнца и луны и
сотворение животных и растений, 1511

Грехопадение и изгнание
Адама и Евы из рая, 1510

Сотворение Адама, 1510

Всемирный потоп, 1509

Чтобы увидеть все фрески на библейские сюжеты, нажми здесь:

В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей , сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant"Angelo в 1797 году.
Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Как и во всей росписи Сикстинской капеллы, мастер стремился при помощи человеческого тела показать сложную внутреннюю жизнь человека, охватившие его страсти. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности; прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни.
Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Большинство же из них дано в сильном движении, их фигуры и лица выражают напряженное внимание и беспокойство. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.

Чтобы увидеть все фрески, изображающие юношей, нажми здесь:

В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл , сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Здесь, как и всюду, основной темой является человек, человек в действии, в напряжении, которое чувствуется в каждом движении тела. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Мастер стремился подчеркнуть в их образах сверхчеловеческую мощь и нравственное совершенство. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.


Пророк Иезекиил

Ливийская сивилла

Дельфийская сивилла

Пророк Захария

Чтобы увидеть все фрески, изображающие пророков, нажми здесь:

Группы фигур в распалубках и люнетах изображают многочисленных предков Христа .
Перед вами несколько фресок в распалубках (небольшие треугольные своды, образованные двумя криволинейными ребрами):

А вот фрески, расположенные в люнетах (арочные проемы в своде или стене над окнами, ограниченныу снизу горизонталью):

Чтобы увидеть все фрески, изображающие предков, нажми здесь:

Четыре угловых распалубки вдвое больше остальных и заполнены изображением четырех драматических эпизодов из жизни древних евреев :

Юдифь и Олоферн, 1509, распалубка свода

Давид и Голиаф, 1509, распалубка свода

Медный змий, 1511, распалубка свода

Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв.м) совсем один, без помощников. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование.
Четыреста фигур (высотой до 2,5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых. Мастера обвинили в кощунстве: в святом месте он изобразил обнаженные тела! В начале 1564 года (через 20 лет) одному из учеников Микеланджело было поручено «одеть» 25 фигур фрески! Так появились на них стыдливые драпировки. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.

Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе.
Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», — решил он. Всю ночь, просматривая книги и картины, Баррето обнаружил еще шесть анатомических изображений. На следующий день он рассказал об этом своему другу Марчело де Оливейра, и оба они на протяжении еще трех месяцев вместе проводили исследования. Итогом этих исследований стала книга «Тайное искусство Микеланджело», опубликованная в прошлом году в Бразилии.

В ходе своей работы бразильские врачи выяснили, что еще один американский врач, некто Гарабед Экноян, нашел изображение почки в «Отделении земли от воды». В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела.
Некоторые их них тематические. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.

Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Некоторые считают, что слишком много воображения. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что, и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». (Я согласна с этим высказыванием, а вы?)
В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле? Баррето и Оливейра не могут дать точного ответа на этот вопрос, однако указывают на то, что доподлинно известно, что Микеланджело и другие деятели искусства эпохи Возрождения были буквально помешаны на человеческой анатомии и человеческом теле.