Тщеславие в романе Стендаля "Красное и чёрное". Психологический анализ в романе Фредерика Стендаля «Красное и черное

Творческая работа

по литературе

«Тщеславие в романе Стендаля «Красное и Черное»


ученицы 10-Б класса,

гимназии №5


г. Мелитополь

"Роман - это зеркало, с которым идешь по

большой дороге. То оно отражает лазурь

небосвода, то грязные лужи и ухабы.

Идет человек, взвалив на себя это

зеркало..."

Стендаль "Красное и черное".

стендаль роман конфликт тщеславие

Как ни парадоксально, но один из наиболее выдающихся писателей ХIХ века, Стендаль (настоящее имя - Анри Бейль), при жизни никогда не был признан ни критиками, ни широким кругом читателей. Он написал великое множество произведений исторического, критического, художественного характера. Почти все они прошли практически незаметно для публики. Единственное, чего удостоились сочинения Стендаля - редкие и не самые благожелательные рецензии.

Однако если Стендаль не вызывал восторга у обывателей, то такие небезызвестные личности как Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин, Иоганн Вольфганг Гете были верными почитателями его таланта.

Настоящая слава пришла к Стендалю посмертно, благодаря его другу и душеприказчику Ромену Коломбу, который в 1850-е годы полностью переиздал все написанное Стендалем: художественные произведения, журнальные статьи и переписку. После этого Анри Бейль прочно вошел в лигу классиков, а школа французских реалистов 50-х годов назвала его своим учителем. Спустя несколько лет его романы были переведены на множество языков.

В России талант Стендаля разглядели и оценили гораздо раньше, чем на его родине. Лев Толстой, Максим Горький не раз упоминали о своих приятных впечатлениях от прочтения произведений Стендаля. Особенно поразили Льва Николаевича военные сцены из романа «Пармская обитель». Пушкину больше всего приглянулся роман «Красное и черное».

«Красное и черное» - это роман из жизни в прямом смысле слова. В его основу лег напечатанный в газете случай из судебной хроники о молодом человеке, представителе наинизшего сословия, сыне плотника - вчерашнего крестьянина.

Молодой парень, желая сделать карьеру и стать состоятельным человеком, пошел работать гувернером в дом местного богача, но вскоре потерял место, так как стало известно о его любовной связи с женой работодателя. Дальнейшая жизнь молодого человека была полна неудач, несчастий и потерь, что и привело к самоубийству.

Эта история послужила началом сюжетной линии произведения, и благодаря гению Стендаля была углублена, расширена и усовершенствована, что позволило появиться на свет Жюльену Сорелю - неоднозначной и неординарной личности. Это были хроники того времени, собственно как и написано в подзаголовке книги - «Хроники ХIХ века». Стендаль создал «энциклопедию тщеславия», вся трагедия которой в самой трагичности тогдашнего общества.

В романе подняты непростые и глубокие темы. По сей день они актуальны и обсуждаемы. В нем есть извечное, одинаковое во все времена: тщеславие и любовь.

Главный герой романа - Жюльен Сорель - весьма честолюбив (в отличие от своих туповатых братьев). Несмотря на свое простое происхождение, он "жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почету и внешних знаков, почестей".

Жюльен умен, он восхищается Наполеоном и зачитывается его мемуарами, мечтает о его величии, силе духа, военных успехах. Его расстраивает, что в обществе нет ходу людям из простонародья, которые при Наполеоне могли добиться успеха благодаря личным качествам. Он живет в эпоху Реставрации, когда всем заправляют аристократы. Это - времена лицемерия, лжи и лести.

Сорель восхищается Наполеоном и с силой ненавидит хитроватого и необразованного плотника, отца, увальней-братьев, семейную лесопилку и все, что его окружает и делает таким непохожим на Наполеона.

Судьба преподносит юноше шанс реализовать свои амбиции: мэр города (местный богач) господин де Реналь берет его на должность гувернера для своих детей. По мнению Жюльена, это его шанс попасть в высшее общество, шанс достичь наполеоновской славы.

В душе у Жюльена бурлят нешуточные страсти, он одержим тщеславием особого рода - это «наполеоновский комплекс», суть которого заключается в стремлении человека претворить в жизнь любую свою идею или желание.

Амбиции Жюльена настолько захлестнули его, что их реализация стала для него вопросом жизни и смерти, для него не существует компромисса. Это его крест! Юноша проявляет чудовищную силу воли, чтобы быть достойным своего кумира. Жюльен панически боится упустить хотя бы малейший шанс на пути к самосовершенствованию и достижению своих целей. Это стремление и является основой, на которой построен сюжет романа.

С самых первых строк Стендаль подробно описывает душевные переживания главного героя, борьбу Добра и Зла в его сердце. Писатель показывает, с какой поразительной витиеватостью в душе героя переплелись противоположные качества. С одной стороны, юноша стремится к высокому, пытается соответствовать своему кумиру Наполеону, его благородству, чести, отваге, достоинству.

С другой стороны, способы, к которым прибегает честолюбец, вряд ли бы одобрил Наполеон: Жюльен пробивает себе дорогу лицемерием и хитростью. Он двуличен, обманывает недалеких провинциальных жителей, священников и аристократов. В его душе борется хорошее и плохое, «красное и черное». Ему свойственны благородные цели, порожденные добрыми порывами сердца - но и самая черная ненависть, тщеславное желание властвовать и порабощать толпу буржуа, незаслуженно оказавшихся богаче и знатнее его, Жюльена Сореля.

Именно таким девятнадцатилетним юношей, в душе которого бурлят нешуточные страсти, Жюльен и приходит работать в дом мэра. Ласковый и добрый прием госпожи де Реналь впервые в жизни пробуждает в молодом человеке симпатию к человеческому существу. Он покорен красотой этой женщины. Жюльен поражен: дама такого высокого положения общается с ним учтиво и с уважением.

Благородство и простота этой женщины пробуждают в душе Сореля самые высокие чувства. Однако пробуждение этих чувств еще больше подталкивает его идти к достижению своих целей путем лицемерия и ненависти, мерить людей той невысокой меркой, которую он избрал.

Словно злой демон подталкивает его к решительным действиям. «И вдруг ему пришла в голову дерзкая мысль - поцеловать у нее руку. Он тут же испугался этой мысли, но в следующее же мгновение сказал себе: "Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу".

Жюльен считает, что единственное достоинство и оружие, которым он обладает, - это его незаурядный ум и необыкновенная память. Бедность и простое происхождение обостряют его гордость и заостряют щепетильность в отношении своего человеческого достоинства.

Проходит время. Мадам де Реналь все больше увлекается выспренней натурой Жюльена Сореля. Стендаль показывает читателю любовь определенного сорта: «любовь-тщеславие», когда госпожа де Реналь, испытывая необыкновенный душевный подъем и счастье, принуждала свою служанку Элизу вновь и вновь рассказывать о том, как Жюльен отказался на ней жениться. Более того, мадам де Реналь под предлогом убедить гувернера жениться на служанке, отправляется к Жюльену чтобы самолично услышать отказ юноши, и еще больше потешить свое самолюбие.

Женщина начинает носить новые платья, более откровенные чем обычно. "Она была очень хорошо сложена, и такие наряды шли ей как нельзя лучше".

В то же время Жюльен, перечитав в очередной раз Наполеона, и заострив свое внимание на его суждение о женщинах, решает, "что он должен добиться, чтобы впредь эта ручка не отдергивалась, когда он ее коснется".

Жюльен настолько поглощен собственным стремлением к славе, что принимает его за силу воли и продолжает его лелеять, что в его понимании является «закалением духа». Он готов убить себя, лишь бы не сойти с намеченного «героического долга», который он сам себе и придумал. "Как только часы пробьют десять, я сделаю то, что обещал себе, - иначе иду к себе, и пулю в лоб".

Наконец он одерживает победу, которая не приносит ему никакого удовольствия. Он засыпает "мертвым сном, совершенно изможденный той борьбой, которую в течение целого дня вели в его сердце застенчивость и гордость".

Юноша убеждается в том, что жена мэра в него влюблена. В его душе сначала пробуждается далеко не любовь: "...если я не хочу потерять уважение к самому себе, я должен стать ее возлюбленным... Я еще потому должен добиться успеха у этой женщины, - продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие, - что, если потом кому-нибудь вздумается попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что меня на это толкнула любовь".

Сорель идет к намеченной цели в соответствии с собственными представлениями об отношениях мужчины с женщиной, построенных на наполеоновском марш-рывке и кавалерийской атаке. Едва ли не приказным тоном сообщает госпоже де Реналь, что ждет ее в своей комнате в два часа ночи.

В то же время ожидание назначенного часа делает юношу совершенно несчастным - он не хочет этой встречи и этой интрижки, но когда наступает назначенного время он берет себя в руки и решает: "...я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну, но я, по крайней мере, докажу что я не ничтожество".

Только со временем, поработив госпожу де Реналь, Жюльен начинает по настоящему влюбляться в женщину, но "любовь его в значительной мере все еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное презренное существо, обладает такой красивой женщиной". Ее ответная страсть "сладостно льстила его самолюбию".

В течение всего романа Стендаль открывает все больше и больше видов тщеславия. Он показывает «тщеславие-самолюбие», разновидностей которого великое множество, ведь у каждого человека собственное самолюбие.

Судьба преподносит юноше новое испытание: он случайно становится свидетелем того, как Агдский епископ (по возрасту священник ненамного старше Жюльена), репетирует перед зеркалом свою встречу с верующими. Во время богослужения этот молодой епископ ухитряется казаться благородным и умудренным опытом старцем.

Жюльен делает вывод, что «всего можно добиться умением и хитростью", и совсем необязательно честно и праведно на протяжении многих лет служить в церкви. Так автор открывает новое тщеславие - способность создавать образ мудрого и святого старца, истинного слугу божьего.

Следующий этап на пути в высший свет к политикам, министрам, знати и епископам - это семинария. В семинарии Жюльен ведет борьбу своего тщеславия с тщеславием трехсот семинаристов, которые стремятся его погубить, ненавидят и пытаются свергнуть. Жюльен считает семинаристов низкими людьми, которые мечтают только о том, чтобы вдоволь поесть и с помощью лживых наставлений и проповедей обобрать свою паству. Такие мелкие цели и недостойное тщеславие противно «высоким» идеалам Сореля.

Стендаль раскрывает устои общества того времени - это мир подлых и низких людей. На их фоне он и показывает Жюльена Сореля, который своей гордостью и самолюбием бросает вызов всему этому миру. Выжить Жульену помогает исключительно ум и вера в собственную значимость.

Новое тщеславие, которое открывается читателем - тщеславие, которым одержим патрон Жюльена маркиз де Ла-Моль. Его тщеславие кроется в утонченной вежливости и предельной учтивости. Он мечтает стать министром (эта его мечта все-таки осуществляется), а также жениться на дочери герцога де Реца. Прямое доказательство охватившего его тщеславия - голубая лента через плечо. Маркиз ненавидит низкие классы, от этой ненависти питается его тщеславие и толкает его на участие в роялистском заговоре, суть которого - утвердить власть короля, вернуть все привилегии и преимущества родовой аристократии, отстранить буржуазию от власти. Жюльен также принимает участие в этом заговоре.

Тщеславие охватывало и дочь маркиза де Ла-Моль Матильду, она была одержима «родовым тщеславием». Его суть заключалась вот в чем: она была названа Матильдой-Маргаритой в честь королевы Марго, у которой был любовник Бонифас де Ла-Моль - предок семьи маркиза. Бонифас был осужден за заговоры и обезглавлен на Гревской площаде 30 апреля 1574 года. Голову Бонифаса выкупила его возлюбленная - королева Марго - и лично похоронила. Узнав историю семьи, Матильда стала ежегодно носить траур по Бонифасу де Ла-Моль.

Влюбленность Матильды в Сореля также продиктована тщеславием - она делает ее необычной. Жюльен - представитель черни, но в то же время необычайно горд и умен, и совершенно не похож на ту безликую толпу аристократов, которые ее окружают. Она часто размышляет о вероятных последствиях буржуазной революции и того, что будет с ее аристократическим окружением: "...какую роль придется тогда играть Круазенуа и моему брату? Она уже предопределена заранее: величественная покорность судьбе. Это будут героические бараны, которые дадут перерезать себя без малейшего сопротивления. А мой маленький Жюльен, если у него будет хоть какая-нибудь надежда спастись, всадит пулю в лоб первому якобинцу, который явится его арестовать". Это тешит ее самолюбие, и она стремится одержать победу над сердцем Жюльена.

И вот - новое тщеславие, которое заключается в любви Матильды к Жюльену Сорелю, оно основано на его нелюбви к ней. Эти отношения становятся борьбой тщеславий Матильды и Жюльена. Матильда то пылает любовью к молодому человеку, то - руководствуясь мыслями о том, что почти королевского происхождения, и этот «первый встречный простолюдин» не достоин ее - отталкивает его с холодной презрительностью. Жюльена же на эти отношения толкает опасение прослыть "в ее глазах презреннейшим трусом", чего никак не может позволить его самолюбие и гордость.

В эти отношения вплетается тщеславие русского князя Коразова, который весьма обеспокоен соответствию каждого представителя своего пола понятию «настоящего мужчины». Он советуют Сорелю ухаживать за вдовой маршал де Фервак на глазах у Матильды. И это уже новый уровень борьбы - это битва мужского и женского самолюбия и тщеславия. Победа за Жюльеном, который невероятно горд собой, так как Матильда сама предлагает жениться на ней. Это вынуждает ее отца обеспокоится достойным положением в обществе для жениха дочери, и он отправляет Жюльена служить в элитный полк. Тщеславие Сореля ликует - его стремления исполняются.

И тут в дело вмешивается судьба: маркиз де Ла-Моль получает уличительное письмо от бывшей возлюбленной Сореля госпожи де Реналь. Это письмо рушит все планы Жюльена. Он едет в свой городок дабы разобраться с мадам де Реналь. Разворачивается извечная борьба в душе человека, борьба «красного и черного». «Красное» - чувства, настоящее, истинное - побеждает: он убивает бывшую возлюбленную. В этот раз «черное» - тщеславие - уступило, позволив Жюльену поступить как живой и чувствующий человек, а не холодная и расчетливая машина по достижению власти. Едва ли не впервые в жизни Сорель совершил необдуманный поступок - он дал волю чувствам, он не обдумал и не рассчитал свой поступок и лично сломал собственноручно построенную лестницу на пути к успеху.

Даже в этот переломный момент, когда ее жених Жюльен находится в тюрьме и ждет исполнения приговора (его должны обезглавить), Матильда находит способ потешить свое тщеславие. Она проводит параллель между ее родовой историей о любви королевы Марго и Бонифаса де Ла-Моля и своей собственной, и решает спасти Сореля. Она мечтает об этом, мечтает о том, как все будут восхищаться ее поступком, силой ее любви и теми невероятными жертвами, которые она для этого принесет, как люди будут пересказывать ее историю десятилетиями, а она сама станет легендой для своих потомков.

Наступает день казни, палач исполняет приговор и Матильда, чувствуя себя королевой Марго, забирает голову Жюльена, целует ее и хоронит в пещере. Потом выйдя в толпу народа, она в знак своей любви разбрасывает тысячи монет. Тщеславие Матильды ликует - она все-таки нашла способ остаться в памяти людей надолго.

В конце романа Жюльену Сорелю наконец-то открывается истина. Перед лицом смерти он все видит по-другому, его тщеславие отступает - уже нет смысла в борьбе и бороться уже не за что. Сорель понимает, что все это время любил мадам де Реналь, и что все то, к чему его толкало тщеславие, было ошибкой. Он ясно осознает, что с гораздо большим удовольствием посвятил бы свою жизнь любви к госпоже де Реналь. Жюльен осмыслил, что в тщеславии нет ничего хорошего и оно отобрало единственное ценное, что было в его жизни - любовь к женщине и мгновения счастья с ней.

Описание жизни Жюльена Сореля и есть самая настоящая энциклопедия тщеславия. Именно поэтому роман Стендаля всегда будет актуален, ведь изменилась эпоха, но люди не поменялись, изменились формы тщеславия - но оно осталось.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ВОПРОС 20: Стендаль. Роман «Красное и черное», проблематика, специфические черты сюжета и главного героя.

Самой значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам автор довольно точно назвал хроникой XIX века. Сюжет романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет, Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность - Жюльена Сореля. Писателя в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он - выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким остается. Сын маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции. Однако Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же.» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа.

Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду.

Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Традиционно принято было считать, что названия цветов, вынесенные в заглавие романа, символизируют стоящий перед главным героем выбор между карьерой в церкви (чёрный цвет одежд клириков) и в армии (красный цвет офицерского мундира). Впоследствии было выдвинуто немало гипотез, почему автор выбрал для романа такое название, но однозначного мнения на этот счёт в литературоведении так и не сформировалось. Следующий роман Стендаля, оставшийся незаконченным, имел в рукописи сходное название - «Красное и белое».

Роман Стендаля «Красное и черное» является одним из самых ярких и характерных произведений объективного психологизма. В его художественной структуре выделяются два уровня: развертывание действия, рассказ о намерениях и поступки героя, отношения с другими персонажами, его коллизии и конфликты и параллельно с этим - голос автора, который анализирует и объясняет все то, что происходит с героем, раскрывает причины и мотивацию его действий. Так, письмо Матильды к отцу, в котором она сообщает о венчании с Жюльеном, заставляет маркиза де ла Моля наконец принять решение. И тут сразу вступает в свои права автор: «В этих исключительных обстоятельствах властно подали голос все значительные черты его характера, выкованные большими потрясениями, что он пережил в молодости, лишения эмиграции сделали его фантазером... Однако то же воображение, которое уберегло его душу от губительной среды золота, сделало его жертвой безумной страсти - добиться для дочери любой ценой титула герцогини ».

Далее представлен развернутый внутренний монолог маркиза де ла Моля, содержащий тонкий всесторонний анализ характера Жульена: «Нет, нет у него гибкости и хитрости какого-нибудь проныры, не упустит ни удобной минуты, ни благоприятного случая. А с другой стороны - я вижу, что он руководствуется вовсе не высокими правилами. Для меня это что-то непонятное... Какая-то семинарская мелкая душа чувствует себя неудовлетворенной только от того, что нет денег и жизненных благ. У него совсем другое: он ни за что не позволит, чтобы его презирали».



В своем романе Стендаль часто прибегает к внутреннего монолога в форме, заимствованной из классической драматургии (где он, по сценической природой драмы, озвучивается). Следовательно присущ произведения драматизм адекватно выражается во внутренних монологах и диалогах героя, нередко с воображаемыми оппонентами.

Роман «Красное и черное» нельзя назвать Бессюжетные или ослабленной сюжетностью, наоборот, здесь есть напряженный и динамичный сюжет с драматическими коллизиями и событиями, крутыми поворотами действия, наконец, с финальной катастрофой. Однако острый и захватывающий сюжет не является для Стендаля самоцелью. Он подчиняется задаче раскрыть внутренний мир и судьбу главного героя, связанные с внешними факторами, с конкретикой общественно-исторического момента, который тоже поддается анализу.

Творчество Стендаля открывает новый период в развитии западно-европейской литературы – период классического реализма. Именно стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов.

В центре внимания литературы критического реализма – анализ классовой культуры, социальной сущьности, социально-политических противоречий современности. Поэтому основным в специфике этого литературного направления и творческого метода является художественное осмысление действительности как социального фактора. Когда речь идет о реализме античности, реализме возрождения, то понятие реализма истолковывается в самом широком смысле. Применительно к литературе 19 века реалистическим следует считать только то произведение, которое отражает сущьность данного социально-исторического явления, когда персонажи несут в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки, а условия в которых они действуют не являются плодом вымысла автора, а являются отражением эпохи.

Впервые характеристика критического реализма была сформулирована Энгельсом в апреле 1888 г. в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс в связи с ее романом «Городская девушка». Высказывая ряд дружеских пожеланий относительно этого произведения, Энгельс призывает свою корреспондентку к правдивому, реалистичному изображению жизни. Суждения Энгельса содержат в себе основополагающие положения теории реализма и поныне сохраняют свою научную актуальность.

«На мой взгляд,- говорит Энгельс в письме писательнице,- реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах»*. Подразумевая под типичными характерами прежде всего те, в которых выражены основные социальные типы эпохи, из бесчисленного множества характеров в «Человеческой комедии» Энгельс выбирает характеры представителей поднимающейся буржуазии, все более усиливавшей свой" напор на дворянскую аристократию, и характеры аристократов. Как важнейшую черту мировоззрения Бальзака Энгельс отмечает, что он идеализировал милых его сердцу аристократов, противопоставив их буржуазному «вульгарному выскочке». Но силу реализма Бальзака, правдивость его социально-исторического анализа Энгельс видит в том, что сатира Бальзака становится особенно острой, ирония - особенно горькой, когда писатель описывает именно этих дорогих ему аристократов и аристократок. В том, что Бальзак показал их как представителей класса, уходящего с исторической арены, безвозвратно утрачивающего свою былую мощь, заключалась их типичность.

[* Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1948. С. 405.]

И наибольшей заслугой реалиста Бальзака Энгельс считает то, что подлинных людей будущего писатель увидел не в победившей буржуазии, а в республиканцах Сен-Мерри - там, где они в то время действительно были. Тем самым, выявляя основное направление социальных конфликтов Между дворянством, буржуазией и народной революционной демократией, автор «Человеческой комедии» представил в динамике исторического развития современную ему буржуазно-аристократическую Францию. Ближайшим историческим актом этого процесса стала революция 1848 г., в которой рабочий класс Франции выступил продолжателем дела героев Сен-Мерри, воспетых Бальзаком.

Типизация в искусстве не была открытием критического реализма. Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответствующих художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали говорить, типичные черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали.

Типизация же у критических реалистов представляет более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации отнюдь не последнее место занимает психологизм, т. е. раскрытие сложного духовного мира - мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев критических реалистов социально детерминирован. Такой принцип построения характеров и определил более глубокую степень историзма у критических реалистов по сравнению с романтиками. Однако характеры у критических реалистов менее всего походили на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа - портрет, костюм, сколько его психологический облик (здесь непревзойденным мастером был Стендаль) воссоздает образ глубоко индивидуализированный.

Именно так строил Бальзак свое учение о художественной типизации, утверждая, что наряду с основными чертами, присущими многим людям, представляющим Тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индивидуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.

Реалисты XIX в. при создании художественных образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию характера, которая определялась сложным взаимодействием личности и общества. Этим они резко отличались от просветителей и романтиков. Пожалуй, первым и весьма ярким примером тому был роман Стендаля «Красное и черное», где глубокая динамика характера Жюльена Сореля - главного героя этого произведения - раскрывается по этапам его биографии.

Искусство критического реализма ставило своей задачей объективное художественное воспроизведение действительности. Писатель-реалист основывал свои художественные открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений жизни. Поэтому произведения критических реалистов являются богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохе. Например, роман Стендаля «Люсьен Левен» дает представление об общественном укладе первых лет Июльской монархии во Франции во многом более точное и яркое, чем специальные научные работы об этом периоде.

Эта сторона критического реализма отмечалась и основоположниками марксизма. Для Энгельса «Человеческая комедия» Бальзака имела значение не только как высокохудожественное произведение, в не меньшей мере он ценил ее как огромный труд познавательного характера.

О том же познавательном значении литературы критического реализма говорит и Маркс в своей характеристике английского реалистического романа XIX в.

В 1830 г. Стендаль заканчивает роман «Красное и черное», ознаменовавший наступление зрелости писателя..

Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хронику газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу, в которую отчаявшийся Берте выстрелил в церкви и затем пытался покончить жизнь самоубийством.

Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, всегда искавшего возможности подтвердить правду вымысла реальностью. Вместо мелкого честолюбца появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.

В стремлении охватить все сферы современной общественной жизни Стендаль сродни его младшему современнику Бальзаку, но реализует он эту задачу по-своему. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом Стендаль тяготеет к традиции романистов XVIII в., в частности высоко почитаемого им Филдинга. Однако в отличие от него автор «Красного и черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в.

«Хроника XIX века» - таков подзаголовок «Красного и черного». Подчеркивая жизненную достоверность изображаемого, он свидетельствует и о расширении объекта исследования писателя. Если в «Арманс» присутствовали только «сцены» из жизни великосветского салона, то театром действия в новом романе является Франция, представленная в ее основных социальных силах: придворная аристократия (особняк де Ла Моля), провинциальное дворянство (дом де Реналей), высшие и средние слои духовенства (епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии, аббат Шелан), буржуазия (Вально), мелкие предприниматели (друг героя Фуке) и крестьяне (семейство Сорелей).

Изучая взаимодействие этих сил, Стендаль создает поразительную по исторической точности картину общественной жизни Франции времен Реставрации. С крахом наполеоновской империи власть вновь оказалась у аристократии и духовенства. Однако наиболее проницательные из них понимают шаткость своих позиций и возможность новых революционных событий. Чтобы предотвратить их, маркиз де Ла Моль и другие аристократы заранее готовятся к обороне, рассчитывая призвать на помощь, как в 1815 г., войска иностранных держав. В постоянном страхе перед началом революционных событий пребывает и де Реналь, мэр Верьера, готовый на любые затраты во имя того, чтобы слуги его «не зарезали, если повторится террор 1793 года».

Лишь буржуазия в «Красном и черном» не, знает опасений и страха. Понимая все возрастающую силу денег, она всемерно обогащается. Так действует и Вально - главный соперник де Реналя в Верьере. Алчный и ловкий, не стесняющийся в средствах достижения цели вплоть до ограбления «подведомственных» ему сирот бедняков из дома призрения, лишенный самолюбия и чести, невежественный и грубый Вально не останавливается и перед подкупом ради продвижения к власти. В конце концов он становится первым человеком Верьера, получает титул барона и права верховного судьи, приговаривающего Жюльена к смертной казни.

В истории соперничества Вально и потомственного дворянина де Реналя Стендаль проецирует генеральную линию социального развития Франции, где на смену старой аристократии приходила все более набиравшая силу буржуазия. Однако мастерство стендалевского анализа не только в том, что он предугадал финал этого процесса. В романе показано, что «обуржуазивание» общества началось задолго до Июльской революции. В мире, окружающем Жюльена, обогащением озабочен не только Вально, но и маркиз де Ла Моль (он, «располагая возможностью узнавать все новости, удачно играл на бирже»), и де Реналь, владеющий гвоздильным заводом и скупающий земли, и старый крестьянин Сорель, за плату уступающий своего «незадачливого» сына мэру Верьера, а позже откровенно радующийся завещанию Жюльена.

Миру корысти и наживы противостоит абсолютно равнодушный к деньгам герой Стендаля. Талантливый плебей, он как бы вобрал в себя важнейшие черты своего народа, разбуженного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, неколебимость в продвижении к цели. Он всегда и везде (будь то особняк де Реналя или дом Вально, парижский дворец де Ла Моля или зал заседаний верьерского суда) остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в законных правах сословия. Отсюда потенциальная революционность стендалевского героя, сотворенного, по словам автора, из того же материала, что и титаны 93-го года. Не случайно сын маркиза де Ла Моля замечает: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». Так думают о герое те, кого он считает своими классовыми врагами,- аристократы. Не случайна и его близость с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом испанским революционером Диего Бустосом. Характерно, что сам Жюльен ощущает себя духовным сыном Революции и в беседе с Альтамирой признается, что именно революция является его настоящей стихией. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает о Жюльене Матильда де Ла Моль, пытаясь определить, какую роль может сыграть в грядущей революции ее возлюбленный.

В романе есть эпизод: Жюльен, стоя на вершине утеса, наблюдает за полетом ястреба. Завидуя парению птицы, он хотел бы уподобиться ей, возвысившись над окружающим миром. «Вот такая была судьба у Наполеона,- думает герой.- Может быть, и меня ожидает такая же...» Наполеон, чей пример «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие» (Стендаль), и является для Жюльена неким высшим образцом, на который герой ориентируется, выбирая свою стезю. Безумное честолюбие - важнейшая из черт Жюльена, сына своего века,- и увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Правда, страстно желая славы для себя, он мечтает и о свободе для всех. Однако первое в нем одерживает верх. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь на собственную волю, энергию и таланты, во всесилии которых герой, вдохновленный примером Наполеона, не сомневается. Но Жюльен живет в иную эпоху. В годы Реставрации люди, подобные ему, представляются опасными, их энергия - разрушительной, ибо она таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь. Поэтому Жюльену нечего думать о том, чтобы прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Противоречивое соединение в натуре Жюльена начала плебейского, революционного, независимого и благородного с честолюбивыми устремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления, и составляет основу сложного характера героя. Противоборство этих антагонистических начал определяет внутренний драматизм Жюльена, «вынужденного насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал» (Роже Вайян).

Путь наверх, который проходит в романе Жюльен Сорель, это путь утраты им лучших человеческих качеств. Но это и путь постижения подлинной сущности мира власть имущих. Начавшись в Верьере с открытия моральной нечистоплотности, ничтожества, корыстолюбия и жестокости провинциальных столпов общества, он завершается в придворных сферах Парижа, где Жюльен обнаруживает, по существу, те же пороки, лишь искусно прикрытые и облагороженные роскошью, титулами, великосветским лоском. К моменту, когда герой уже достиг цели, став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, становится совершенно очевидно, что игра не стоила свеч. Перспектива такого счастья не может удовлетворить стендалевского героя. Причиной тому - живая душа, сохранившаяся в Жюльене вопреки всем насилиям, над нею сотворенным.

Однако для того чтобы это очевидное было до конца осознано героем, понадобилось очень сильное потрясение, способное выбить его из колеи, ставшей уже привычной. Пережить это потрясение и суждено было Жюльену в момент рокового выстрела в Луизу де Реналь. В полном смятении чувств, вызванных ее письмом к маркизу де Ла Моль, компрометирующим Жюльена, он, почти не помня себя, стрелял в женщину, которую самозабвенно любил,- единственную из всех, щедро и безоглядно дарившую ему когда-то настоящее счастье, а теперь обманувшую святую веру в нее, предавшую, осмелившуюся помешать его карьере.

Пережитое, подобно катарсису древнегреческой трагедии, нравственно просветляет и поднимает героя, очищая его от пороков, привитых обществом. Наконец, Жюльену открывается и иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он еще совсем недавно связывал представление о счастье. Поэтому, ожидая казни, он так решительно отказывается от помощи сильных мира сего, еще способных вызволить его из тюрьмы, вернув к прежней жизни. Поединок с обществом завершается нравственной победой героя, возвращением его к своему природному естеству.

В романе это возвращение связано с возрождением первой любви Жюльена. Луиза де Реналь - натура тонкая, цельная - воплощает нравственный идеал Стендаля. Ее чувство к Жюльену естественно и чисто. За маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя, однажды вступившего в ее дом, как вступают во вражескую крепость, которую нужно покорить, ей открылся светлый облик юноши - чувствительного, доброго, благодарного, впервые познающего бескорыстие и силу настоящей любви. Только с Луизой де Реналь герой и позволял себе быть самим собою, снимая маску, в которой обычно появлялся в обществе.

Нравственное возрождение Жюльена отражается и в изменении его отношения к Матильде де Ла Моль, блистательной аристократке, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. В отличие от образа г-жи де Реналь, образ Матильды в романе как бы воплощает честолюбивый идеал Жюльена, во имя которого герой готов был пойти на сделку с совестью. Острый ум, редкостная красота и недюжинная энергия, независимость суждений и поступков, стремление к яркой, исполненной смысла и страстей жизни-все это бесспорно поднимает Матильду над окружающим ее миром тусклой, вялой и безликой великосветской молодежи, которую она откровенно презирает. Жюльен предстал перед нею как личность незаурядная, гордая, энергичная, способная на великие, дерзкие, а возможно, даже жестокие дела.

Перед самой смертью на судебном процессе Жюльен дает последний, решающий бой своему классовому врагу, впервые являясь перед ним с открытым забралом. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, герой бросает им в лицо грозную правду. Не за выстрел в г-жу де Реналь отправляют его на гильотину. Главное преступление Жюльена в другом. В том, что он, плебей, осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи, заняв подобающее ему место под солнцем.

Роман «Красное и черное» — социально-психологический роман, в котором прослежен жизненный путь главного героя — молодого человека поколения 20-х годов XIX века Жюльена Сореля. О чем же роман «Красное и черное»? И почему «красное» и «черное»?

Название романа символично и многозначно. Эти два цвета — красное и черное — отражают и идеи романа, и социальные проблемы общества, и диалектику души героя.

Красное и черное. Прошлое и настоящее — эпоха Наполеона и период Реставрации. Кумиром для многих молодых людей начала XIX века был Наполеон. В эпоху Наполеона Жюльен Сорель мог бы благодаря своей энергии и воле прославиться на поле боя, совершить подвиг — сделать военную карьеру благодаря своим личным качествам. Он всегда носил с собой портрет Наполеона, все свои действия и поступки оценивал с точки зрения Наполеона, ведь «...Бонапарт, безвестный и бедный поручик, сделался владыкой мира с помощью шпаги...» Но в том обществе, куда так пробивался наш герой, важны только происхождение и деньги, людям его сословия нет места в «хорошем обществе». Выступая на суде, Жюльен говорит: «...Я вижу здесь людей, которые пожелают наказать и раз и навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой...»

Красное и черное. Революция и реакция. Жюльен Сорель мало похож на революционера в начале романа. И все же в конце романа, на суде, мы видим уже не просто преступника или эгоиста — мы видим обличителя. «Берегись этого молодого человека с энергическим характером... начнись опять революция, он всех нас отправит на гильотину», — говорит о Жюльене Сореле брат Матильды. Именно энергичность, напористость, решимость и мужество главного героя позволят ему произнести на суде обвинительную речь против высшего общества.

Красное и черное. Оно в душе самого героя: жажда подвига, поиск себя, мечты о хорошем образовании, о любви — и чрезмерное тщеславие, корысть, стремление пробиться, не гнушаясь никакими средствами; мечты о жизни — и преступление, эшафот.

Жюльен Сорель хотел бы, как его кумир Наполеон, прославиться с помощью шпаги, военным, но времена Наполеона прошли, а низкое происхождение Сореля не позволит ему сделать карьеру. И тогда он решает стать священником, но не потому, что искренне верит в Бога, а корысти ради. И еще: он хочет доказать всем — господину де Реналю, Вально, аббату Пирару, маркизу де Ла-Молю и другим, — что добьется своей цели, сделает карьеру. Материал с сайта

Жюльен мечтает о любви, но сам никого по-настоящему не любит. Единственное чувство, которое он испытывает к людям высшего сословия — ненависть. И когда же он наконец понимает, что любит госпожу де Реналь и любим ею, он отправляется на эшафот.

«Вот уж поистине в человеке уживаются два существа», — думает Жюльен, находясь в камере смертников.

Красное и черное. Мундир офицера и сутана священника; кровь госпожи де Реналь и траурная одежда Матильды. Любовь, раскаяние, вера, послушание и страх, отчаяние, раздражение, ярость...

Стендаль не объяснил нам, какой смысл вложил он в название своего романа, и каждый волен понимать этот смысл по-своему.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • "красное и черное" стендаль основные темы и проблемы.
  • красное черное в романе стендаля красное ичерное
  • значение названия красное и черное
  • почему роман называется красное и черное?кратко
  • проблема заглавия "красное и чёрное"

Основоположником реализма во французской литературе считают Стендаля, хотя сам он называл себя романтиком, а его творческая манера обозначена сочетанием элементов романтизма и реализма Темами своих романов Стендаль выбрал жизнь Франции периода Реставрации (\"Красное и черное\")

В 1827 году суд Гренобля рассматривал дело, вызвавшее много шума Молодой человек Антуан Берте был обвинен в убийстве, чего он, однако, не отрицал Вот вкратце история этого молодого человека

Сын сельского кузнеца, он был воспитан местным священником Когда юноше исполнилось 19 лет, этот священник назначил его воспитателем в зажиточной семьи Мишу де Латур Сам господин Мишу был промышленником И Его жене было лет 36 Что на самом деле произошло в этом доме, никто точно не знал Под вопросом или ухаживал юный Берте в госпожу Мишу? си следствия не была окончательно выяснена Так или иначе, молодому человеку пришлось оставить этот дом Прошло несколько месяцев, и старому священнику, который воспитывал Антуана, удалось устроить его на на обучения в семинарии Юноша пробыл там недолго и был исключен по причинам, которые также остались невыясненными Тогда он устроился воспитателем к аристократической семьи Граница, однако через год или два был изгнан и из этого дома, потому что на этот раз начал ухаживать за дочери хозяина, мадемуазель де Граница Он пытался найти себе другое место, но тщетно; испытывая гонений, он, в конце концов, пришёл к выводу (правильного или ошибочного), что ему везде отказывали из-за того, что госпожа Мишу из чувства мести или ревности преследовала его и делала клевету Берте не мог заработать себе на о жизни, он очень несчастный Однажды он принял неожиданное решение: воскресным утром отправился в церковь маленького городка, в котором проживала госпожа Мишу; во время обеденного службы, в момент преподнесения святых даров, когда госпожа Мишу опустила голову, он выстрелил в нее из пистолета Она упала, и Берте пытался застрелиться сам Он упал, обливаясь кровью Его отнесли, привели в чувство Госпожа Мишу н е умерла Остался живым и Берте, его отдали под суд.

Представьте себе это необычное заседание суда присяжных, на скамье подсудимых сидела человек в черном платье семинариста, голова обмотана белыми бинтами, потому что рана еще не зажила окончательно; генеральный прокурор называл его чудовищем, а он в ответ на все вопросы прокурора повторял

Убейте меня, осудите меня до смерти, ни о чем я не прошу!

Адвокат поддерживал слова своего подзащитного:

Если бы я мог помочь его мольбу, я не выступал бы здесь на его защиту Он не хочет жить Зачем ему жизнь, если он потерял честь? приговором вы только поможете ему освободиться от невыразимого существованияння.

Сам Берте писал генеральному прокурору:

"Господин прокурор, я хотел бы, чтобы меня сегодня осудили, а послезавтра казнили Смерть - сладкое прощения, которое я мог получить Я уверяю вас, что я ее совсем не боюсь Меня уже заставили достаточно н ненавидеть жизнь, и я не хочу, чтобы длительный судебный процесс сделал ее для меня еще более отталкивающей Позвольте мне иногда выходить во двор, и я обещаю не раскрывать там ртатам рота".

Такой была история, которая обошла в 1827 году все газеты Франции, в частности газеты департамента Изер Стендаль прочитал эту историю, она заинтересовала его через большое количество обстоятельств: прежде всего потому, щ что этот судебный процесс - почти готовый роман о молодом человеке, постепенно приобретала жизненного опыта Кроме того, молодые люди подобного типа издавна восхищали Стендаля и привлекала его вниманиегу.

Начиная с 1827 года писатель размышлял над судьбой этого юношу, однако пока не приступил к работе над книгой: писать ее он начал только в 1829 году В годы Реставрации писатель, без сомнения ву, не мог опубликовать; революция 1830 года вселила в него силы, и в 1831 году он уже мог представить роман на рассмотрение широкого общественностьу.

Роман"Красное и черное\" - роман-исследование, направленное против тирании, государственной власти, религии, привилегий от рождения, кастовости, богатства В центре - конфликт талантливой личности с дворянско-буржуазным обществ вом Произведение построено в традициях романа"единого героя\", но это нисколько не мешало Стендалю подать широкую картину социальной жизни Будучи социально-психологическим романом, он сохраняет черты романа-воспитание: четко очерченную фигуру главного героя, который познавал свипізнавав світ.

Тема: жизни Франции периода Реставрации

Жанр: социально-психологический роман, роман-хроника.

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное". Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах. Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: "Правда, горькая правда". Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Конфликт: талантливая личность - буржуазное общество, разум - чувства

Проблемы: карьера плебея в дворянско-буржуазном обществе, моральная капитуляция, ценой которой подобная карьера должна быть оплачена

Композиция: Роман"одного героя\", сосредоточен не столько на событиях, сколько на переживаниях

Символическая названия: революция (красное) - реакция (черное), любовь - ненависть, жизнь - смерть, красота - уродство

Основными композиционными приемами этого произведения были контраст (в названии, системе образов, характер главного героя, его порывах и действительности) и градация, которая позволила шаг за шагом панорамно от воссоздать жизнь Франции от провинциального городка в столицу, от мелкого мещанина к аристократа, показал, как честолюбие завоевывало ведущие позиции в душе героя и как он пришел к пониманию хи бности избранное путь.

Психологизм Стендаля построен на конфликте чувств и разума, борьбе между ними У Сореля как соединились два лица: одно - действовала, а другая за ней наблюдала Подобный самоанализ - характерный атрибу ут реалистического романа Стендаль использовал психологический портрет как одно из средств характеристики героя"Большие черные глаза"Сореля"сверкают мнением\","его чрезвычайно бледное задумчивое лицо вы звало у отца предчувствие, что сын его недолго протянет на этом светеовго протягне на цьому світі".

Сюжет романа составил напряженное духовную жизнь героя в его сложных взаимоотношениях с обществом, тайная"война"за право реализовать себя Композиция сосредоточено не столько на событиях, сколько на переживания. Ритм повествования неровный: медленное течение аналитико-психологических отрывков связана со скупыми описаниями, потом - быстрые узловые и поворотные моменты, которые вводили в русло неторопливых наблюдений за оттенками страстей сердца. Внутренний монолог перешел в прямую речь, афористический диалог - в подробное авторское комментирования Стендаль простой стиль держал в постоянном напряжении.

Главный герой романа - Жюльен Сорель - от рождения плебей, сын плебея-ремесленника, который очень рвался из дома своего отца и своего социального положения в высшее общество Все домашние ненавидели ли, и он возненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он оказывался всегда избитым Однако за последний год его красивое лицо стало привлекать сочувствие юных девушек В безрадис ном детстве Жюльена, в его естественной антипатии к патологической жадности отца Сореля видел Стендаль источники того светлого, щедро одаренного природой прекрасными способностямями.

Идеалом для Жюльена стал Наполеон, его стремительное восхождение к власти Он также мечтал очень быстро сделать блестящую карьеру, о которой уже давно думал Воспитатель Жюльена, штаб-врач и старый бонапартист, пе ередав юноше дух Французской революции Жюльен взял свой кодекс чести из прошлого Но во времена Реставрации"человеку 93-го года"нет места Мир изменился, и успеха в нем невозможно достичь умом, настойчивостью или доблестью Единственная возможность занять место по способностям - стать священником Поставленный перед выбором - неизвестность или самоутверждения - юноша по-час тайную войну с обществом Хитрость и лицемерие стали его оружием Жюльен все подчинил поставленной цели: приспособился к мещанских вкусов, притворялся святош, скрывал мысли Бедный юноша стал честолюбцем только потому, что его натура заставила его стремиться к радости, которые стоили денег Пренебрегая высшее общество, он должен жить по его законам. Натура его раздвоенная: честолюбие и искренность чувств сосуществовали, поочередно принимая гору друг над другом Честолюбие Сореля было защитой от унижений, приобретенным, а не настоящим чувством, поведением человека, поставленной классовой принадлежностью в неравные условия жизни.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией "всеведающего автора", при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.