План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: фгос история создания романа а.с.пушкина "дубровский". Дубровский (роман), история создания, сюжет романа, возможное продолжение, критика, экранизации, опера

Судя по тому, что в романе «Дубровский» еще не встречается имя Наполеона Бонапарта (да и как оно могло проникнуть в такую глушь, где все живут по законам старины?), то действие его происходит в 10-х годах XIX века. Хотя само произведение было написано почти на двадцать лет позже. В основу его легла реальная история о небогатом дворянине, которого лишили земли, и он, чтобы жить, был вынужден заниматься грабежом.

Мечты и деяния молодого императора Александра I

Император Пётр Алексеевич сделал из 90% крестьян не просто крепостных, а полноценных рабов, которые даже не могли жениться по собственному желанию. Историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», это полностью подтверждает. Помещик при Петре Алексеевиче тоже нес кабальную службу - или в армии, или на государственной должности. Пока он служил, его помещали на землю с Отсюда и название - «помещик». Если служить он не мог, то землю и крестьян отбирали. Царь Петр III дал вольности дворянству. Теперь знатный господин мог служить или не служить по собственному усмотрению, но земля и крестьяне были в его полном владении.

Такова историческая эпоха в романе «Дубровский». Цари жаловали (то есть дарили) крепостных крестьян и земли помещикам. Так некоторые из них богатели. Другие же оставались бедными, с малым количеством земли и крепостных. Чтобы сохранить их в рабстве, надо было держать людей в полном невежестве. Именно поэтому обучение детей грамоте не практиковалось. Крестьяне называли своих хозяев «барином», «барыней», а ребенка их - «барчуком». Такой была историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Дворянки выходили замуж только за людей своего сословия. Если знатного происхождения человек нарушал это правило, то он становился изгоем. Большинство бар считало такое положение нормальным. Некоторые получали домашнее образование, другие уезжали, как молодой Дубровский, учиться в большие города. Кто-то говорил по-французски, другие же знали только обиходные отдельные слова, которые при случае могли вставить в свою речь. Они не хотели знать тех людей, которые не относились к дворянскому сословию и не уважали их. Такие отношения характеризует историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Как изменить страну?

Конечно, молодой император мечтал о конституции, так как был убежденным республиканцем. Но кому ее надо было давать? Не обученным читать, Или, может быть, только грамотным? Дворянству? Духовенству? Мучительно император искал правильный путь. А пока шли эти поиски, настала новая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский». В ней время как бы застыло на рубеже Екатерины и Павла. Император прекрасно осознавал дикость и тупость даже лучших представителей дворянского сословия. Что же можно было сказать об образовании представителей других сословий - чиновников, крестьян, крепостных и вольных людей? Учившиеся в лучшем случае при семинариях, они ничего не знали, и их патриархальный быт и нравы просто ужасали.

Деревенский быт

Богатый барин Кирила Петрович Троекуров в своей губернии находился на особом положении. Он любил подобострастных людей, которые во всем были рады ему угодить. Чтобы барину не было скучно, он принимал множество гостей и неуважительно и с издевкой к ним относился. Это его развлекало. Каждый день он объезжал свои земли, потом устраивал длительные пиры, развлекаясь «проказами» над новыми знакомыми. Тех, кто не хотел терпеть его самодурства, он умел напугать так, что с ним больше и не спорили.

Его сосед и единственный, кого он считал другом, - Андрей Гаврилович Дубровский. Троекуров часто мечтал о том, чтобы обвенчать их детей. Бедный, но гордый Дубровский не считал это правильным.

Оба помещика до безумия любили псовую охоту и частенько охотились вместе.

Язык романа «Дубровский»

Русский язык - очень тонкая структура, которая может передать множество оттенков мыслей любого человека. В романе он показывает, как изменилась наша речь за последние двести лет. Языковая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», - ответы на культурные запросы того времени.

Исчезли, теперь считаются романа: губерния, дворовый, поручик, генерал-аншеф, подьячий, холоп, стряпчий, пономарь, гувернер, купчая, вестимо, исправник, стремянной, псари, кучер, заседатель, отъезжее поле.

Что легло в основу романа «Дубровский»?

Эти вопросы волнуют читателя, переживающего за судьбу Владимира Гавриловича и Марии Кирилловны. Дает ли историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», ответы на вопросы?

Кто был прототипом романа? Ответ - реальный человек, дворянин Павел Островский.

Закончен ли роман? Нет. Он начал раскрывать со всей полнотой картины русской жизни того времени и не смог поместить «живых» героев в среду авантюрного европейского романа, далекого от действительности. Историческая эпоха в романе «Дубровский» вставала в противоречие с реальной жизнью.

Почему Маше и Владимиру нельзя было соединить свои жизни? По меркам нашего времени, все очень просто: они могли это сделать. Но в те годы существовало понятие «таинство брака», которое верующие люди нарушить не могли: это было против всех существующих правил. С грузом такого прегрешения человек жить просто не смог бы.

При жизни Пушкина этот роман, который он считал незаконченным, но, возможно, предполагал к нему вернуться, опубликован не был. Быть может, автор сумел бы впоследствии найти ответы на те вопросы, которые его волновали.

Работа над романом «Дубровский» была начата А.С. Пушкиным 21 октября 1832 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным, рассказавшим про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский». Так и роман назывался сначала. Этот дворянин имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал сюжет исторического романа об удальце, дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

Н.Г. Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский»».

Этот урок - о романе «Дубровский».

Сегодня в центре нашего внимания роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

Уже говорилось, что за вольнолюбивые стихи Пушкин был отправлен в ссылку сначала в Кишинев, затем в Одессу, а потом в село Михайловское Псковской губернии. В 1826 году Александр Сергеевич был вызван Николаем II в Москву. Поле беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с умнейшим человеком России. А.С. Пушкину было разрешено жить в Москве и даже работать в архиве.

В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» он работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. Но роман так не был закончен, и при жизни писателя его не напечатали.

В основу романа легло сообщение друга А.С. Пушкина П.В. Нащокина (рис. 1) об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, имевшем процесс с соседом за землю. Островский был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.

Рис. 1. К.П. Мазер. П. В. Нащокин.1839 ()

Известно также, что перед началом работы над романом А.С. Пушкин побывал в Пскове, в Болдино, где рассматривались подобные дела помещиков Муратова, Дубровского, Крюкова. Таким образом, в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства, которые были творчески переработаны А.С. Пушкиным.

Что же такое роман?

РОМАН - это большое повествовательное произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходят множество событий, в которых учувствуют большое количество героев.

СЮЖЕТ - последовательность и связь событий в художественном произведении.

В девятнадцатом веке стал очень популярен жанр авантюрно-приключенческого романа, появились произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость жадности, любовь ненависти.

Многие писатели для придания занимательности использовали прием «переодевания», а также меняли хронологию событий. Главный герой такого произведения был неизменно красив, честен, благороден, смел, а заканчивался авантюрный роман победой главного героя.

А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе жизненных проблем не позволили ему закончить это произведение. А.С. Пушкин не смог вместить живых героев в жесткие схемы этого жанра.

Действие романа «Дубровский» происходит в двадцатые годы девятнадцатого века и развивается в течение полутора лет.

Каким было общество тех времен?

Самодержавие, крепостное право. Во главе государства - царь. Основные сословия - дворяне, чиновники, крестьяне, крепостные и воины. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Дворянство было неоднородным. Некоторые дворяне владели обширными землями, поместьями и большим количеством крестьян, владения других были небольшие. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия.

Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своими крестьянами как имуществом. Большинство людей, не принадлежавших к дворянской фамилии, они не считали достойными уважения и внимания.

Дворяне жили в своем поместье, занимались хозяйством, ездили, друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина «барин», хозяйку - «барыня», а детей -«барчуками» или «барчатами».

Главными героями романа Александра Сергеевича Пушкина являются Кирила Петрович Троекуров, его дочь Марья Кирилловна, его сосед и друг Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир.

Поговорим о Троекурове.

Что говорит о нем Александр Сергеевич Пушкин:

Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…

То есть Троекуров имел власть над людьми и мог поступать как ему заблагорассудится:

Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…

Грубость и своенравие Кирилы Петровича Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как к крепостным крестьянам, он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

Около семи часов вечера некоторые гости, хотели ехать, но хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Таким он был «в домашнем быту».

В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.…

Он раза два в неделю страдал от обжорства… (рис. 2)

Рис. 2. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых

Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Дубровский, единственный из окружающих его людей, держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский были похожи отчасти характерами и наклонностями, это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство сознанием своего богатства и власти, а Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер, оба любили псовую охоту и держали собак.

Разбил их дружбу случай на псарне Троекурова (рис. 3):

Рис. 3. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, - псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить (рис. 4).

Рис. 4. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства, и поэтому замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя назвать нечаянным случаем, она была закономерна, потому что Троекуров ко всем относился надменно. Дубровский был глубоко оскорблен и не мог стерпеть этого унижения.

Обидеть Дубровского Троекуров не хотел и желал вернуть дружбу гордого соседа, но когда Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова, известных разбойников, то Троекуров» вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе». Таковые подвиги были ему не в диковину.

В Троекурове возникает жажда мести, и он выбирает самый подлый способ мести - отобрать имение у своего бывшего товарища.

В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение.

Причем сделать это под видом законности и чужими руками.

Для исполнения этого подлого плана он выбирает заседателя Шабашкина, который за деньги готов с огромным рвением выполнять противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого он является.

Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы.

Дубровский был изумлен. Он не допускал мысли, что кто-то может посягнуться на его законную собственность.

Шабашкин понимает, что Дубровский мало знает толку в делах и что человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение.

Первая глава заканчивается неутешительно:

Февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судье для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским, и генерал-аншефом Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудовольствия. В тот же день Дубровский отправился в город; на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.

Бывшие товарищи стали врагами.

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского «никто не обратил внимание, когда же приехал Кирилла Петрович писари встали и заложили перья за ухо, члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия придвинули ему кресло из уважения к его чину летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады и жалости к Дубровскому, возмущение против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей.

А.С. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а к Дубровскому просто подносит бумагу. Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене.

Судья рассчитывали на благодарность Троекурова. Троекуров подписал под решением суда «совершенное свое удовольствие».

Дубровский стал неподвижен, потупя голову.

Несправедливое преступное решение суда привело Дубровского к внезапному помешательству.

Судьи не получили от Троекурова желаемой награды, так как внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество. Троекуров понял, что зашел слишком далеко, в нем заговорила совесть. Вся затея судом обернулась настоящей бедой для Дубровского, и у него помутился разум.

Рис. 5. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка была ему не нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства, он хотел сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство, но довести своего противника до сумасшествия он, конечно, не желал.

Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что неограниченная власть калечит душу ее обладателя, а также приводит к трагедии многих других людей.

Список литературы

  1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. - М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. - М.: Детская литература, 1955.
  3. Пушкин А.С. Дубровский. - М.: Детская литература. 1983.
  4. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
  1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

Задание на выбор (1 или 2).

  1. Подготовьте сжатый пересказ одной главы по самостоятельно составленному плану.
  2. Подготовьте устный рассказ на одну из тем (А или Б).

    А. Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»

    План.

    1. Краткая история жизни героя.
    2. Изменения в судьбе героя после смерти отца.
    3. Черты характера героя: честолюбие, любовь к отцу (3 глава), благородство (4 глава, заступается за Шабашкина); смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие.
    4. Дубровский-разбойник.
    5. Любовь к Маше Троекуровой.
    6. Авторская симпатия к главному герою.
    7. Мое отношение к Владимиру Дубровскому.

    Б. Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова».

    План.

    1. История жизни героев и их семей (дружба отцов, рано лишились матери, одиноки и впечатлительны).
    2. Дубровский - Дефорж (любовь к Маше).
    3. Неравнодушие Маши к Дубровскому.
    4. Встречи Маши и Владимира.
    5. Сватовство князя Верейского.
    6. Ожидание помощи от Дубровского.
    7. Свадьба Маши.
    8. Честь и верность данному слову - главные ценности героев.
    9. Мое отношение к героям.

Среди незавершённых произведений светила русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина экстраординарным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Он оригинален за счёт сочетания наболевших в обществе проблем с динамичной сюжетной линией. Работа над произведением длилась чуть более полугода, но опубликована она была лишь восемь лет спустя, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора конец мог бы быть другим, но уже много поколений читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

Восприятие романа

Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается как вполне законченный, хотя и не получил окончательной художественной обработки; остались непроработанными некоторые сюжетные эпизоды, не до конца ясны мотивы поведения героев, а в изображении главных героев нет должной глубины. По сути, они весьма статичны, и читатель вынужден самостоятельно домысливать их человеческие черты. Лишь детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершённости романа и его возможном продолжении.

Процесс написания

Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Возможной причиной охлаждения называют интерес к «Истории Пугачёва» и первым наброскам романа о пугачёвщине. Среди произведений Пушкина это произведение стало одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и шагом к историческому роману «Капитанская дочь». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для его творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик героев с изображением конкретных сцен с их участием.

Появление замысла романа

Весьма сдержанно и лаконично произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы поместного дворянства. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и давая время от времени прямые оценки действиям и отпуская иронические замечания.

Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творениями западноевропейских и русских писателей 18-го-первой трети 19-го века. Многие исследователи творчества Пушкина думают, что толчок к созданию романа дала драма Шиллера «Разбойники», комедия Капниста «Ябеда» и многие обличительные пьесы о продажных служителях российского правосудия. Но на деле писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Суть истории в том, что у помещика незаконно отняли имение, после чего он стал разбойником и попал в острог.

Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. Таким образом, писатель добивался максимальной достоверности и даже документальности романа. Есть свидетельства такой правдивости - во второй главе практически без изменений приведён текст документа судебного решения по делу одного из помещиков, потерявшего своё имение. Лишь имена героев тяжбы заменены на вымышленные - Троекуров и Дубровский.

Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беззакониях, которые давно стали типичным бытовым явлением. В сюжет органично вплелись многие общественные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По словам великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество.

«Дубровский» - кто написал и какие конфликты были положены в основу?

За некоторое время до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого презента от императора Николая I. Это было собрание законов империи в 55-ти томах. Такой знак царской расположенности должен был показать поэту всю мощь законодательства. В романе «Дубровский» (кто написал его, знает каждый) уже нет романтического пафоса, присущего ранним творениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Главная мысль произведения в том, что, по сути, в романе все законы заменены законом силы, богатства и знатности.

Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

Второй конфликт романа - семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация - замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Центральные герои конфликтов

В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, который угнетает и Дубровских, и собственную дочь. Образ русского барина становится истинным воплощением самодурства и самоуправства. Это настоящий деспот, которому безразличны чужое мнение и чужие желания. Он такой не по своей вине, но вследствие социального положения. Он груб, избалован и сластолюбив. Стоит прибавить к этим чертам отсутствие образования, и получается человек «пылкого нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко демонстрируется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Автор, однако, находит в герое и несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживая из-за отнятого у Дубровского имущества, и даже пытается помириться и вернуть отнятое.

Андрей Гаврилович Дубровский располагает к себе читателя, сочувствующего его печальной участи. Но автор отнюдь не идеализирует своего героя, отмечая присутствие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также подверженность минутным эмоциональным перепадам. И зависть ему знакома, да и как управленец он не блещет, ведь поправить состояние ему не удаётся. Главной чертой Дубровского является дворянская гордость, не позволяющая ему принимать покровительство Троекурова. Дубровский оказывается тоже своего рода деспотом и исключает саму возможность свадьбы своего сына и Маши Троекуровой, считая это милостью, недостойной дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба - это демонстрация превосходства беззакония над честностью.

Владимир Дубровский - праведное чувство или кровная месть?

Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и самодурство Троекурова буквально вытолкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как он не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не отечественный Робин Гуд, но человек, который волей случая оказался в подобных обстоятельствах и не может иначе. Неординарность судьбы Дубровского основывается на житейских обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», кто написал художественные портреты романтических злодеев в «Евгении Онегине», отрешился от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест в адрес государства, которое отнимает у него будущее. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский - это плод общественного беззакония, прикрытого законом.

кто он на самом деле?

Не зря отметил Александр Пушкин: Дубровский, благодаря частой смене облика и моделей поведения, становится похож на других героев-самозванцев - Отрепьева и Пугачёва. В романе он появляется то как гвардейский офицер, привыкший к беззаботной жизни, то как любящий сын, то как мститель и атаман шайки разбойников. Он отважен и хладнокровен, когда проникает в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических свиданий.

Описание Дубровского отличается умолчанием и недосказанностью. Читатель между строк может понять, что за качества характеризуют эту личность. До 11-й главы не говорится о подлинной сущности невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Также покрыто дымкой существование Дубровского в шайке разбойников. Есть упоминания о том, что главарь шайки славится умом, отважностью и великодушием. Слухи и толки испуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество умолчаний, даёт больше информации о чувствах разбойника. Он умён и расчетлив, а также хорошо осведомлён обо всех событиях в доме Троекурова, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве к Маше. Под видом учителя француза он поступает к Троекурову на содержание. Дубровский - мститель, но мстить Троекурову он не может, так как влюблён в Машу и не поднимет руку на её семью.

Любовная страсть в герое оказывается выше жажды мщения, и Дубровский прощает Троекурова.

Главной во втором томе становится трагедия несбывшейся любви героя, недоступность для него простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед тем как покинуть дом Троекуровых, он открывается Маше и признаётся в своих чувствах. Маша в растерянности. Она не отвечает взаимным признанием, но даёт обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае нужды.

Главная героиня романа - Маша Троекурова и её переживания

Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и престарелого денди князя Верейского, который к ней сватается. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Её тянет к Дубровскому, который под маской Дефоржа поражает девушку своей смелостью, а под настоящим именем интересует её своей необычностью, но даже брак с ним её страшит, ведь в ней глубоко укоренились нравственные нормы о возможном бракосочетании с человеком её круга, но никак не учителем или разбойником. А вот замужество с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить её, не лишать жизни и прислушаться к ней. Поняв тщетность своих просьб, она пишет письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неотвратимо надвигается. Несмотря на свою молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации она находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждёт помощи до последнего момента, но после того как ею принесена клятва вечной верности, она понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, она отказывается уйти с ним. Это показывает не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, который предоставил ей право выбирать и смирился с её выбором.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

Почему не устаревает роман?

Роман «Дубровский» - повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийного недовольства крестьян, полномасштабной войны, которая полноценно изображена в последующих произведениях автора.

Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о разбойниках его банды? Можно лишь предполагать, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь в конце романа становится очевидно, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, есть те же барски-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются одинаковые песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того как для героя потеряна мысль о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что вряд ли они вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободны и грабежи прекращаются. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу - это и его личное поражение, и поражение всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.

Урок 16 6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

Прав ли был Дубровский на псарне?

Почему два лучших друга стали врагами?

Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.