Анализ «Бесприданница» Островский. Островский, "Бесприданница": анализ и характеристика героев

Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях проблематики драмы Островского «Бесприданница», о характеристике и сценическом амплуа некоторых её героев. Также обсудим и проанализируем такие пьесы, как «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», трилогию о Бальзаминове. Проведем краткий экскурс по творчеству драматурга после написания пьесы «Гроза».

Рис. 1. Титульный лист одного из изданий драмы «Бесприданница» (1948) ()

«Бесприданницу» Островский написал в 1878 году. 10 ноября она была поставлена в Москве, а через две недели, 22 ноября 1878 года, - в Александринском театре Санкт-Петербурга. В январском номере «Отечественных записок» появилась эта пьеса уже напечатанной. Это драма в четырех действиях, действия происходят в наше время. Место действия - город Бряхимов. Это такой же вымышленный, обобщенный город, как Калинов в «Грозе».

Рис. 2. Иллюстрация к драме «Гроза» ()

Бряхимов также является местом действия в пьесах «Красавец мужчина» и «Таланты и поклонники», обе они написаны позже «Бесприданницы». Как и в «Грозе», декорации - это Приволжский бульвар, но пространство, в отличие от пьесы 1859 года, разделено на уровни, оно организовано вертикально. Кофейня и есть Волга. В спектакле театра-студии Петра Фоменко эти уровни подчеркнуты и часть действий происходит в подмостках на вершине лестницы. Любопытно посмотреть на имена персонажей. У Островского имена персонажей часто говорящие. Часто, но не всегда. Иногда Островский одинаково называет персонажей совершенно противоположных. В «Бесприданнице» фамилии действительно говорят. Вот, например, фамилия Кнуров. Кнур - это боров, кабан. Кнуров - это персонаж нового типа. Это хозяин жизни, богатый купец, но это не Дикой, не Большов, не Торцов. Здесь нет ни сапог, ни поддевки, ни картуза, ни бороды. У него из кармана торчит французская газета, которую он читает довольно много времени. А когда он на сцене - как будто заслоняется этой газетой от недостойных его собеседников. Следующий персонаж - Вожеватов. Само слово вожеватый означает обходительный, приветливый . Фигура достаточно нетрадиционная. Во-первых, молодой, об этом будет сказано с самого начала пьесы, а во-вторых, он с детских лет знаком с Ларисой и симпатизирует ей, хотя и не влюблен. В-третьих, он чувствует в себе еще азарт покупки, приобретения. Это другой тип купца, предпринимателя, «денежного мешка». В пьесе есть такой персонаж, как Паратов. Фамилия Паратов образована от прилагательного паратый , это охотничий термин. Слово паратый означает сильный, быстрый, хитрый. Действительно, Паратов - персонаж необычайно любопытный. Он всегда эффектен, вплоть до театральности, он способен выбить монету из рук Ларисы, он любит быструю езду, хотя если бы капитан парохода послушался его, то, возможно, котлы действительно разорвались бы. Важно, что он уже в первом разговоре с Вожеватовым говорит, что у него «… ничего нет заветного, найду выгоду, так все продам, что угодно…».

Это выражение задает тональность характера Паратова, который, очень эффектно обольстив Ларису, говорит ей, что у него обручальное кольцо, он помолвлен, он чувствует, что он свою свободу уже продал. Это персонаж очень важный.

Имя матери Ларисы - Харита. Оно по-цыгански означает прелестница . Цыганская тема в этой пьесе необычайно важна. Чрезвычайно многое в настроении этой пьесы рождается от цыганского хора, от цыганских песен, и не только цыганских. Здесь все время звучит музыка. Здесь и «Матушка-голубушка», и «Не искушай меня». Поет Лариса. Музыкальная составляющая пьес, а, соответственно, и спектакля, фильма, если говорить об экранизации Эльдаром Рязановым этой пьесы под названием «Жестокий романс», тоже чрезвычайно важна.

Имя Лариса означает приятная, сладкая. Имя персонажа здесь вступает в некий диалог с характером. Это не просто этикетка: если Лариса, то будет всегда приятная и сладкая. А она совсем не сладкая. Или Вожеватов должен быть всегда вежливым и обходительным, но вспомните его отношение с Робинзоном. Робинзон - это персонаж, который читателю Островского должен быть знаком. Это актер Счастливцев, который появляется в пьесе «Лес», написанной намного раньше, чем «Бесприданница».

Заглавие комедии «Лес» также многозначно, как и заглавие «Грозы».

Рис. 3. Титульный лист одного из изданий пьесы «Лес» (1950) ()

С одной стороны, речь идет о продаже леса. Помещица Гурмыжская продает свой лес. Это отражение реального процесса, когда дворянские усадьбы приходят в упадок, имения продаются, мельчают и т. д. Бодаев, один из персонажей этой комедии, говорит: «Нужно любовнику ермолку с кисточкой - она лес продает, строевой, бережёный, первому плуту» . Действительно, Восмибратов - первый плут. Но с другой стороны, лес - это и место действия. В лесу встречаются Петр и Аксюша, Счастливцев и Несчастливцев. Причем здесь снова пьеса становится в контекст творчества Островского: один из указателей ведет в усадьбу Гурмыжской Пеньки, а другой - в город Калинов (место действия «Грозы»). Неслучайно Карп говорит: «Живем здесь в лесу, молимся пенью, да и то с ленью» . А потом Несчастливцев будет говорить Счастливцеву: «Как мы попали в этот лес?» Т. е. лес - это не только деревья, лес - это жизнь в усадьбе Гурмыжской, жизнь с чудовищными порядками.

Несчастливцев: И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец.

Так вырастает смысл заглавия и становится символическим.

Очень любопытны имена персонажей. Как всегда, у Островского они значимые. Например, Миланов. Миланов был в «Недоросле» Фонвизина. Миланов - это чувствительный негодяй.

Миланов: Когда были счастливы люди? Под кущами. Как жаль, что мы удалились от первобытной простоты, что наши отеческие отношения и отеческие меры в применении к нашим меньшим братьям прекратились! Строгость в обращении и любовь в душе - как это гармонически изящно!

Т. е. он тоскует о том, что после реформ нельзя пороть крестьян, нельзя безнаказанно ими распоряжаться, как вещами.

Миланов: Не от дам разорены имения, а от того, что свободы много.

Бодаев: Какой свободы? Где это?

В основе пьесы - традиционная ситуация: молодые люди, которые любят друг друга, на пути которых есть препятствие. В конце эти препятствия должны быть преодолены. Так происходит в классической пьесе. В произведении Островского появляются деньги, с помощью которых решается всё.

Буланов: За деньги-то люди черту душу закладывают.

Комедия злободневна. Здесь есть четкие привязки к современности, например земство (местное самоуправление), которое страшно не нравится Бодаеву. Нам становится понятным, как существует театр в театре. Это является самым главным в пьесе «Лес».

Вначале Аксюша спрашивает у Гурмыжской, зачем нужна эта комедия с её замужеством за Буланова. Гурмыжская, как циничное и лицемерное существо, говорит, что если понадобится, то она заставит её играть эту комедию. Здесь вообще каждый разыгрывает свою роль. Например, Гурмыжская. Первое амплуа - она благодетельница.

Гурмыжская: Играешь роль, да и заиграешься.

Сколько я перенесла неприятностей за эту глупую комедию с родственниками!

Разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным.

Сироту обидеть грешно. Ты не забывай Бога-то!

Второе амплуа - она возлюбленная старуха, которая выходит замуж за гимназиста Буланова.

У Буланова тоже несколько амплуа: он - простак, любовник и хозяин игры.

Счастливцев - комический персонаж. Это хорошо видно из разговоров с Несчастливцевым, который, играя роль благородного человека, становится таковым. Например, отдает последнюю тысячу Аксюше.

После упомянутой выше реплики о лесе есть продолжение:

Гурмыжская (пожимая плечами): Комедианты.

Несчастливцев: Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты - вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы.

«Лес» - комедия, и признаков комедии в этой пьесе очень много, хотя все вместе они не соответствуют типу комедии. Можно считать её сатирической, злободневной, в которой есть и отмена крепостного права, и земство, и разорение помещиков. Но здесь же есть и черты классицистической комедии: молодая пара, любовь, препятствия, которые устраняются к концу. Здесь также есть комедия интриги, например события, связанные с образом племянника Гурмыжской. Здесь есть и черты водевильного комизма, например обращения Счастливцева к Карпу, которого он называет то окунем, то налимом. Здесь есть бутафорские ордена и сломанный пистолет, которые тем не менее позволяют Несчастливцеву получить с Восьмибратова 1000 рублей, которую тот собирался украсть у Гурмыжской. В комедии 5 действий, что соответствует классической комедии.

О пространстве мы уже говорили: всюду лес. Здесь есть фольклорный сюжет: несчастный сирота, добрый избавитель, счастливая развязка. Здесь есть предчувствия, например интересные переходы тысячи рублей. Вначале эту тысячу Восьмибратов недодает Гурмыжской, потом её получает Несчастливцев и возвращает Гурмыжской. Но Гурмыжская сама должна ему тысячу рублей, и Несчастливцев с помощью пистолета получает свою тысячу. Но деньги нужны Аксюше, поэтому тысяча рублей достается ей. Таким образом, происходит круговорот денег.

Важны также цитаты, например из Шиллера. В пьесе также явно выражен мотив дороги и скитаний. Очень сильным является финал пьесы:

Несчастливцев: О, люди, люди! (Идет в угол, надевает котомку.) Ну, Аркадий, мы с тобой попировали, пошумели, братец; теперь опять за работу! (Выходит на середину сцены, подзывает Карпа и говорит ему с расстановкой и внушительно.) Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти ее, братец, в город; скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подает руку Счастливцеву и медленно удаляется.)

Здесь он в несколько ином амплуа. Он шут, но не просто шут, а шут осознающий, продающий свое достоинство. Очень важен здесь диалог Робинзона с Паратовым. Паратов издевательски спрашивает у Робинзона, скоро ли тот в Париж едет. На словах «поехать в Париж» строится небольшая игра. Робинзон думает, что его повезут в столицу Франции, а «Париж» - это трактир в окрестности города, куда обещает свозить его Вожеватов.

Робинзон: С кем это? С тобой куда хочешь, а уж с купцом я не поеду. Нет, с купцами, кончено.

Паратов: Что так?

Робинзон: Невежи!

Паратов: Будто? Давно ли ты догадался?

Робинзон: Всегда знал. Я всегда за дворян.

Современники чувствуют то, что не чувствуем мы. Мы можем сейчас сколько угодно давать социологический комментарий, мол, вот дворяне разоряющиеся, мельчащие, рождающиеся, а вот купцы… Это всего лишь социологический комментарий. Для современников это была жизнь, это было то, чем они жили. Это важно понимать.

Паратов: Это делает тебе честь, Робинзон. Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век…

Не золотой век искусства, не искусство выше всего, а сколько ты заслужишь золота, столько ты стоишь. О духе коммерции в современном искусстве впервые заговорили не в XXI веке.

Паратов: Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят - на какого Медичиса нападешь.

Медичи - это покровитель искусств эпохи Возрождения. А здесь Паратов говорит: «какой покровитель достанется» . Могут и ваксой напоить, и в бочке с горы прокатить. За деньги все сделают.

В 1860 году Островский получает Уваровскую премию за пьесу «Гроза» (1859). В конце 1860 году после 11-летнего запрета разрешена к постановке пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849), но с измененным финалом. Островский обращается к историческим темам и пишет такие пьесы, как «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич и Минин-Сухорук», «Тушино». Эти пьесы он пишет в шестилетие от 1861 до 1866 года, период, в котором историческая тематика была характерна для русской литературы. Островский много переводит: «Укрощение строптивой» (У. Шекспир), «Семья преступника» (П. Джакометти), «Кофейня» (К. Гольдони), «Мандрагора» (Н. Макиавелли). В 1861 году Островский дописывает пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь».

Рис. 4. Иллюстрация к фильму «Женитьба Бальзаминова» ()

Это третья пьеса из трилогии о Мише Бальзаминове - незадачливом и недалеком, бедном и глуповатом персонаже, который мечтает жениться на богатой невесте (рис. 4). И вот на протяжении первых двух пьес у него ничего не получается, а на третий раз он находит вдову Белотелову, и сваха устраивает их брак. Эта третья пьеса напечатана в журнале братьев Достоевских «Время», и Достоевский (рис. 5) пишет Островскому письмо:

Рис. 5. Ф.М. Достоевский ()

«Уголок Москвы, на который вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девицы, сваха, маменька, сваха и, наконец, сам герой - это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она ввек не потускнеет в уме. Но из всех ваших свах - Красавина должна занять первое место. Я её видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве, лет десяти от роду; я её помню». Действительно, Островский в этой трилогии о Бальзаминове изображает совершенно особый замоскворецкий мир со своим неторопливым укладом, нелепой претенциозной ученостью и фантастическими суждениями. В пьесе «Праздничный сон до обеда» (1857) сваха появляется в доме купеческой вдовы, у которой дочка на выданье:

Красавина: Да говорят, белый арап на нас подымается, двести миллионтов войска ведет.

Ничкина: Откуда же он, белый арап?

Красавина: Из Белой Арапии.

В 1868 году Островский пишет комедию «На всякого мудреца довольно простоты». В этой комедии все мудрецы: и ретрограды, и консерваторы, и либералы. А сюжет этой комедии состоит вот в чем: некий молодой человек, умный, циничный, собирается продвинуться в своей карьере и решает, что для этого все средства хороши. Он ухаживает за женой одного очень глупого, но высокопоставленного чиновника, который очень любит учить других. И Глумов покорно выслушивает все его поучения, а его жене, довольно немолодой, но с большими претензиями, намекает на свое увлечение ею. Он устраивает дело так, что довольно вздорная вдова Турусина именно за него пытается отдать свою единственную и с большим приданым дочь. Он поступает в секретари к отставному чиновнику Крутицкому, у которого много идей, в частности о вреде реформ. И чтобы как-то вознаградить себя за этот цинизм, Глумов ведет дневник, где дает беспощадные характеристики всем. Но однажды он забывает этот дневник, и дневник попадает к Мамаевой, которая обнародует его. Вначале все шокированы тем, что пишет Глумов о них в дневнике. И вот, что говорит Глумов в финале пьесы:

Глумов: Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки - я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что, пока я был между вами, в вашем обществе, я только тогда и был честен, когда писал этот дневник. И всякий честный человек иначе к вам относиться не может. Вы подняли во мне всю желчь. Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя? Вы сами то же постоянно говорите друг про друга, только не в глаза. Если б я сам прочел вам, каждому отдельно, то, что про других писано, вы бы мне аплодировали. Если кто имеет право обижаться, сердиться, выходить из себя, беситься, так это я. Не знаю кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник. Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все - тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется. Прощайте! (Уходит.)

Молчание.

Крутицкий: А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать.

Городулин: Непременно.

Мамаев: Я согласен.

Мамаева: Уж это я возьму на себя.

Так заканчивается пьеса.

В 1870 году Островский пишет комедию «Лес», а в 1873 - «Снегурочку» (рис. 6).

Рис. 6. Издание сказки «Снегурочка» ()

У Островского складывается такой ритм: с мая по сентябрь он живет в имении Щелыково и обдумывает пьесу, осенью печатает, зимой ставит. Но так было не всегда. Пресса к Островскому была настроена не участливо, все время выискивая огрехи в творчестве писателя. В 1875 году Островский ставит дворянскую комедию «Волки и овцы» (рис. 7),

Рис. 7. Титульный лист одного из изданий пьесы «Волки и овцы» ()

в 1880 году печатает пьесу «Сердце не камень», в том же 1880 году участвует в Пушкинском празднике, на котором выступали и Тургенев, и Достоевский. В 1882 году он печатает пьесу «Таланты и поклонники», в 1884 - «Без вины виноватые», а в 1886 году становится заведующим репертуарной частью московских театров, а 2 июня 1886 года умирает в своем Костромском имении, где его и хоронят.

У Островского появляются характеры очень сложные, очень неоднозначные. При всем том, что и Кабаниха, и Варвара, и Катерина - необычайно сложные персонажи, но главное в них все же не внутренняя противоречивость, не сложность психологических мотивов, а сила, с которой выражена та или иная черта. В «Бесприданнице» все сложнее. Карандышев (карандаш, коротышка, недоросток ) не только жалок, не только смешон, он не только ничтожество. Мы увидим, как осложняется этот характер.

Не случайно Кнуров, уже после истории с пикником за Волгой, когда Лариса уже опозорена и несчастна, хладнокровно и цинично говорит: «Я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления… Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат…».

То, что Кнуров готов купить Ларису, понятно с самого начала. Но то, что Кнуров готов разыграть с Вожеватовым Ларису в «орлянку», т. е. в «орла и решку», это мы видим на сцене. А вот насколько он искренен, когда говорит, что не задумался бы предложить Ларисе руку, но он женат? Это новый, неочевидный мотив, оттенок в характере этого героя.

В первом действии пьесы Островского, как всегда, экспозиция. Второстепенные персонажи представляют главных, их предыстории. Пушечный выстрел. Это завязка. Уже Лариса сказала Карандышеву: «Если б явился Сергей Сергеевич, все было бы иначе» . Лариса хочет покончить с цыганским табором, с унизительной долей бесприданницы, с тем, что мать ее продается кому угодно. Она с отчаянья готова выйти за Карандышева, но предупреждает его, что никаких заслуг пока она в нем не видит.

Лариса. Не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их!

А для Карандышева важно, что он здесь победил всех, что неприступная Лариса согласилась выйти за него. Для него это амбиция, черта героя Достоевского, необычайно важна, поэтому он и не хочет уезжать. Драма произойдет на наших глазах. Забери он Ларису, как она просила, увези ее куда-то в захолустье, куда он собирается поехать к чиновникам, и драмы бы не было. Вот чем отличается драма от трагедии. Трагедия неизбежно произойдет, трагедия - это воля судьбы, рока. Драма - результат человеческих решений. Поэтому «Бесприданница» - психологическая драма, а «Гроза» - трагедия.

Еще одно предчувствие, предсказание есть в первом действии. Именно предчувствие, но не пророчество. Лариса видит решетку, у нее кружится голова, она боится отсюда упасть, сорваться. Это, по сути, сюжет «Грозы», но Лариса этого шага не сделала.

Второе действие начинается с диалога Кнурова и довольно лукавой, жадной матери Ларисы. Здесь появляется Паратов у Ларисы, здесь некоторое столкновение Паратова и Карандышева, приглашение на обед. Понятно, что для Кнурова, Вожеватого, Паратова приглашение на обед Карандышева звучит как оскорбление, но все трое принимают его. Кнуров - потому что просит Харита. Он уверен, что так или иначе, в замужестве или нет, Лариса очень скоро разочаруется в своем Карандышеве и ей, как дорогому бриллианту, нужна будет дорогая оправа, вот тут он и понадобится. Вожеватов принял приглашение на ужин, потому что он, как Паратов, собирается подшутить над Карандышевым и его высмеять. Для этого им понадобился Робинзон. Тут еще, вдобавок к унижениям грядущим карандышевским, Островский выводит на сцену его тетку, которая будет рассуждать о том, что слишком дорогое вино куплено, слишком дорогие закуски, все можно было сделать дешевле, все чрезвычайно разорительно.

Третье действие. Обед. Карандышев предлагает тост за Ларису, которая умеет ценить и выбирать людей. Все идет по плану Вожеватого и Паратова. Карандышева подпаивают, и когда он выходит на сцену, входит в комнату, выясняется, что уехали не только Кнуров, Вожеватов, Паратов, а уехала и Лариса. И вот здесь происходит очень важный разговор.

Карандышев: Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон - ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Это монолог героя Достоевского. Смешной человек, который оказывается глубоко раненым, уязвленным. Он совсем неоднозначный. А героиня говорит матери: «Или я буду счастлива, или ищи меня в Волге» . Счастлива она не будет, но и в Волгу она не бросится.

Четвертое действие. Этому действию можно было бы дать название «Вещь». Сначала друг другу передают Робинзона. Потом Кнуров и Вожеватов в «орлянку» разыгрывают Ларису. Появляется Карандышев с пистолетом. Смешная фигура. До этого сказано, что он ковер дешевый купил, повесил туда сабли старые, турецкий кинжал, который не вынимается из ножен, пистолеты, ружье, которое не стреляет. Последний его разговор с Ларисой так же не прост, как и характер Карандышева. Сначала Карандышев стыдит Ларису, возмущается ее поведением, потом заявляет свои права на нее: «я ваш хозяин» , а потом говорит (это к вопросу о том есть или нет любовь у Карандышева к Ларисе): «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю» . На что Лариса с горькой улыбкой говорит: «Так я себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы» . Лариса почти цинически говорит: «Да, я вещь, но если быть вещью, то дорогой. Зовите Кнурова» .

Карандышев (вставая): О, не раскайтесь! Вы должны быть моей.

Лариса: Чьей ни быть, но не вашей.

Карандышев: Не моей?

Лариса: Никогда.

Карандышев: Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета).

Лариса (хватаясь за грудь): Ах! Благодарю вас!

Карандышев: Что я, что я …ах, безумный! (Роняет пистолет).

Лариса (нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние… (Поднимает пистолет и кладет на стол).

Их кофейной выходят Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Гаврило и Иван.

Все: Что такое? Что такое?

Лариса: Это я сама… никто не виноват, никто… Это я сама.

За сценой цыгане запевают песню.

Паратов: Велите замолчать! Велите замолчать!

Лариса (постепенно слабеющим голосом): Нет, незачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю. (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

В этой пьесе важно все: мотив игры, игры сценической, Робинзон, обед у Карандышева, где все разыгрывают гостей, заинтересованных в хозяине, игры в «орлянку», стрельба Паратова. Здесь важны предметные детали: и решетка, и гитара, и пистолет. Время действия - менее суток, как в классической пьесе, Островскому больше и не нужно. Деньги, расчет, самоубийство, Волга, музыка - все это входит в пьесу и реализуется только в спектакле. В пьесе нарастает драматизм от начала к концу. Эта пьеса при жизни Островского не имела успеха, и Савина, для которой Островский писал эту роль, после девятого спектакля отказалась от нее. Созонов перестал играть Карандышева. Эту пьесу ждали только в 1896 году, когда на большой сцене Ларису играла Вера Комиссаржевская.

Закончим урок вопросом, ответ на который вы можете найти, посмотрев иллюстрации и записи фильмов, спектаклей прошлых лет. Как играть Ларису? Играть ее как исключительную героиню, поднятую над всеми (так играла Комиссаржевская), или играть ее как одну из (героиню заблуждающуюся, подверженную таким же искушениям, каких не миновали другие герои пьесы). Вопросы остаются, а следовательно, остаются и разные возможности для разного прочтения пьесы, разных постановок спектаклей, для разных пониманий.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. 3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Telenir.net ().
  2. Rud.exdat.com ().
  3. Lit-helper.ru ().

Домашнее задание

  1. Каковы основные особенности проблематики драмы Островского «Бесприданница»?
  2. Составьте сравнительную таблицу пьес «Бесприданница» и «Лес».
  3. * Подготовьте доклад о творчестве Островского после «Грозы».

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того как мы проведем краткий анализ пьесы "Бесприданница", станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы "Бесприданница" именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор». Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы "Бесприданница", отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев. Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» - система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов - «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы "Бесприданница" им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы "Бесприданница" Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте

Замысел драмы «Бесприданница» был задуман А. Н. Островским в 1874 г. Первоначальный сюжет был совершенно другим (старуха с тремя дочерьми, двое влюбленных). По некоторым сведениям, оригинальный вариант сложился у писателя под впечатлением от кинешемского дела об убийстве мужем своей жены из ревности. Большую роль в скандальной истории сыграл «миллионщик» И. А. Коновалов (возможный прототип Кнурова).

Пьеса была закончена в конце 1878 г. Через несколько дней состоялась ее премьера в московском Малом театре.

Смысл названия

Название «Бесприданница» указывает на главную героиню и на ее жизненную трагедию. Лариса не имеет хорошего приданого, что в эпоху Островского было серьезным препятствием для брака.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — трагическая судьба бесприданницы.

Лариса — очень красивая, образованная, обладающая музыкальным вкусом девушка. Эти несомненные достоинства привлекают к ней поклонников. Но как только почитатели талантов Ларисы узнают, что она бедна, ухаживания прекращаются. Никому не нужна бедная жена, которую придется содержать.

Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды. Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы «окрутила» богатого человека. Девушка ненавидит ложь и притворство. Она мечтает о чистой большой любви.

Мечта Лариса начала осуществляться при знакомстве с Паратовым. Девушка впервые увидела настоящего мужчину, который оценил ее личные достоинства, а не материальное положение. Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею.

Решение выйти замуж за ничтожного Карандашева Лариса принимает от отчаяния перед крушением мечты. Брак с Юлием Капитонычем не доставит ей счастья, но по крайне мере позволит занять определенное положение в обществе и вырвет из того «балагана», в который превратился ее дом, наполненный стараниями матери женихами.

Неожиданное возвращение Паратова становится причиной разыгравшейся трагедии. В душе Ларисы вновь оживают умершие надежды. Она, не задумываясь, бросает жениха и отправляется за любимым человеком. Отдавшись Паратову, Лариса уверена, что это автоматически делает их мужем и женой. Грубый обман Сергея Сергеевича наносит последний удар по мечтательной девушке. Она уже ничего не ждет от опостылевшей жизни.

Лариса остается благодарной Карандышеву за его смертельный выстрел. Только таким страшным способом ей удается вырваться на свободу и перестать чувствовать на себе клеймо бесприданницы.

Проблематика

Главная проблема Ларисы заключается в том, что из-за отсутствия приданого никто из окружающих не видит в ней живого человека со своими чувствами и желаниями.

Мать мечтает поскорее сбыть дочь с рук и надеется с помощью ее выгодного брака поправиться свое материальное положение. Для Кнурова и Вожеватова Лариса — игрушка, «дорогой бриллиант», требующий «дорогой оправы» и «хорошего ювелира». Оба дельца с откровенным цинизмом разыгрывают в финале девушку в «орлянку».

Илья Капитоныч вроде бы действительно любит Ларису, но после получения согласия девушки на брак его отношение меняется. Тихий и скромный чиновник преображается. Лариса становится для него всего лишь удачным средством удовлетворить наконец-то свое самолюбие. Не случайно бесприданница говорит именно своему жениху: » …я для вас кукла, поиграете со мной, изломаете и бросите».

Возможность «поиграть» с Ларисой предоставляется «идеальному мужчине». Для Сергея Сергеевича воспользоваться «дорогой игрушкой» не представляет большого труда, ведь бесприданница поверила ему и жестоко обманулась.

Падение Ларисы также никого, кроме нее самой, особенно не взволновало. Паратов говорит о «мгновенном увлечении». Кнуров даже доволен этим, так как «дорогой бриллиант» становится намного доступнее. Жалкий Карандышев надеется вновь завладеть теперь уже падшей женщиной.

Еще одна проблема, затронутая в драме — появление в России в конце XIX века нового типа людей. «Дельцы-миллионщики» типа Кнурова, нажив в короткий срок сказочные состояния, чувствовали себя полными хозяевами жизни. Лариса и Карандышев представляются для них настолько мелкими людишками, что их чувства и желания не имеют никакого значения.

Композиция

Драма состоит из четырех действий с четко выделенной экспозицией (разговор Кнурова и Вожеватова), завязкой (приезд Паратова), кульминацией (торжественный обед и бегство невесты) и развязкой (убийство Ларисы).

Чему учит автор

На примере Ларисы Огудаловой Островский показывает, к чему может привести бездушное отношение к живому человеку. Судьба умной и красивой девушки оказалась беспощадно изломанной только из того, что у нее не было денег.

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-анализ

по пьесе А.Н.Островского

«Бесприданница»

Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка

Оформление урока: иллюстрации постановки пьесы в Малом театре; экранизации Э.Рязанова (опыт показывает, что с фильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы в классе с целью более эмоционального восприятия произведения); афиша: «Бесприданница на сцене различных театров» (афишу учащиеся готовят самостоятельно).

Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский «Гроза»

Ход урока

I. Слово учителя.

1.Особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг.

Для творчества этого периода характерны:

Устойчивые темы;

Штрихи к психологической физиономии русского характера;

Усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;

Повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;

Фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);

Народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужды»).

II. История создания пьесы «Бесприданница».

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

III. Работа с учащимися по пьесе островского «Бесприданница» (1879).

Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца- это, как правило, «сосуществовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы и построим нашу беседу.

План беседы

  1. Царство хищных, цепных и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция значительных лиц в городе»).
  2. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд. задание).
  3. «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой.
  4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.
  1. «Царство хищных, цепных и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.

Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?

(Учащиеся зачитывают цитаты из таблицы, которую они заполняли дома.)

Работа с таблицей.

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительные лица города»

«Блистательный барин»

Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много.

Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

За удовольствие надо платить, они даром не даются…

Я знаю, что такое купеческое слово.

Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.

Всякому товару цена есть.

Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

Я сам такой же бурлак.

Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

У меня правило: никому ничего не прощать…

Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

Господа, я имею слабость к артистам.

Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватого?

Держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом.

И все же, что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образ жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе».

Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку моей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров.

В чем заключается сложность характера Паратова?

- В чем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы.

- Паратов - смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

- при общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает… Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем органично. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта и здравомыслия, чтобы оценить опасность его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни современных читательниц симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути.

- Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «…найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Вывод. Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов – Лариса Огудалова.

  1. Драму Островского было принято назвать драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интеллигент – не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель, как мы только что увидели на примере героев пьесы, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех.

В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.).

Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский:

«В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться ». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.

И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса – яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается и иллюзиями…

  1. Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Ответы учащихся:

«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватый – содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:

« Паратов . Сейчас или никогда.

Лариса . Едем.

Паратов . Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

Лариса . Куда вам угодно».

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможность быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует мир только чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее. (фрагмент из к/ф «Жестокий романс».)

Но постепенно несоответствия с романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развитии действия драмы.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его добротой и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы душе Карандышева. Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам.

Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь…да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно …»

В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну, уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой».

Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама… Ах, какое благодеяние!»

Критики о Ларисе . (Высказывания о Ларисе записаны на доске.)

П.Д. Боборырыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы…ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной «низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь поскольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Беседа по вопросам:

  1. Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошенность души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что Лариса в определенный момент переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы лишена «цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод. Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней – несчастлив…»). Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

  1. Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы.

Различное.

Катерина

Лариса

Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.

Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Общее.

По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота - то куда ведет… в самый омут».

IV. Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев…».

Аккуратность произведения островского подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница», о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

V. Домашнее задание.

Сочинение на тему: «Зачем же люди лгут, что Островский устарел?».


Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1874-1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема - Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт - экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт - развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт - кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт - развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

История написания

В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Тема

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым - редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель - не продешевить.

Лариса Огудалова - тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком - отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она - вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке - гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт - кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт - развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Главные герои

Жанр

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге - трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.