Народная артистка ссср тамара синявская. Тамара Синявская — биография, дети, первый муж. Тамара Синявская. Фильмография

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Синявской Тамары Ильиничны

Синявская Тамара Ильинична – российская артистка, супругом которой был знаменитый оперный и эстрадный певец .

Ранние годы

Родным городом Тамары Ильиничны стала Москва. Здесь она 6 июля 1943 года, появилась на свет, и здесь в полной мере раскрылся ее певческий талант. А все благодаря маме, которая не только передала Тамаре способности к выступлениям на сцене, но и помогла ей практически. Женщина поняла, что дочь может проявить себя в творческой сфере, поэтому определила ее в ансамбль при Доме пионеров.

Свои навыки юная певица совершенствовала не только в этом музыкальном коллективе, но и в подъездах старинных зданий. Парадные входы таких домов отличались превосходной акустикой, и девочка хорошо слышала звучание своего голоса. Тамара постоянно работала над собой, причем, не только самостоятельно.

Девушка отправилась изучать азы пения в музыкальное училище при Московской консерватории. Кроме того, была принята в хор Малого театра, что приблизило ее к оперному искусству. В результате старания Синявской были отмечены на выпускном экзамене оценкой «пять с плюсом». Редчайший случай в училище!

Дебют

В группе стажеров Большого театра Синявская оказалась, когда ей исполнилось всего 20 лет. В то время Тамара еще не закончила консерваторию, но члены приемной комиссии, пораженные ее мастерством, махнули на это рукой. Дебютантка постаралась оправдать оказанное ей доверие, вследствие чего в основной состав попала уже спустя год.

Она оказалась на одной сцене с признанными мэтрами, что, конечно же, не прибавляло ей смелости. Шутка ли, стать коллегами , Александра Огнивцева, Ирины Архиповой. Но Тамаре Синявской протянул руку помощи известный оперный режиссер Борис Покровский.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


С легендой советской, российской, азербайджанской оперы и эстрады девушка сошлась в Баку. В этот восточный город она отправилась в качестве участницы мероприятий в рамках «Декады русской культуры». К тому времени Тамара имела мужа, да и был несвободен.

Синявская ранее сочеталась браком с прекрасным человеком, балетным артистом. Тогда она переживала непростой период в своей жизни после смерти матери. Будущий супруг окружил певицу лаской и заботой, и она была безмерно благодарна за поддержку.

Но это не помешало Тамаре инициировать развод, после чего она вышла замуж за . Не просто за выдающегося певца, а за любимого человека. Детей, правда, Синявская ему не подарила, но зато блистала вместе с на совместных концертах и творческих вечерах.

Расставание с Большим театром и утрата мужа

Синявская ушла со сцены в 2002 году. Певица сама приняла такое решение и нисколько об этом не пожалела в дальнейшем. По ее мнению, все в жизни следовало делать вовремя. При этом признавалась, что слегка поторопилась, но считала свой поступок правильным.

Несколько лет она еще выступала на одних концертных площадках с мужем, пока здоровье не пошатнулось. Вскоре он умер, а она на долгие годы перестала выходить в свет.

Однако нашла в себе силы оправиться от потери. Помогли студенты, которых Тамара Ильинична стала обучать вокальному искусству. И хотя собственных детей у Синявской так и не появилось, этих молодых людей она стала считать сыновьями и дочерями.

Кафедру в ГИТИС Тамара Синявская возглавила в 2005 году. Работа не мешала ей регулярно, раз в месяц-полтора, наведываться на могилу мужа. Путь из Москвы в Баку, где похоронен «всесоюзный Орфей», не близок, но Тамара взяла за правило систематически преодолевать его.

Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии Ленинского комсомола.

Pодилась 6 июля 1943 года в Москве. Супруг – Магомаев Муслим Магометович (1942 г. рожд.), народный артист СССР.

Природа одарила Тамару Синявскую необыкновенным по объему и красоте голосом. «У моей матери в молодости был хороший голос. Вероятно, поэтому я с детства тоже любила петь», – вспоминает Тамара Ильинична. – Я заходила в парадные с хорошей акустикой, там мраморные, высокие потолки, мраморный пол, старые резные лестницы... В одном парадном попою, пока кто-нибудь не выйдет, не спросит: “Кто это здесь распевает?”, – и перехожу в другой. Так у меня были “парадные концерты” в каждом парадном нашего дома на улице Мархлевского».

Будущую оперную звезду в послевоенном московском детстве соседи просили петь потише, советовали ее матери отвести ее в Дом пионеров, что та и сделала. Только сначала записали ее не в хор, а в танцевальную группу знаменитого детского ансамбля песни и пляски под руководством В.С. Локтева (помимо пения Тамара очень любила балет). В 1953 году она перешла в хоровой коллектив ансамбля, где занималась 8 лет. В те времена ни один правительственный концерт не проходил без участия этого детского коллектива. Ансамбль В.С. Локтева стал превосходной музыкально-сценической школой. Тамара Синявская научилась не бояться публики, по-настоящему поняла, что значит «чувство сцены», и даже съездила в свою первую зарубежную поездку в ЧССР. Так же, как и многие девочки в этом возрасте, она очень любила кино, и особенно песни из кинофильмов «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу» и многих других, которые знала наизусть и распевала вслух. Потом появилась Лолита Торрес, и Тамара поняла, что на сцене нужно еще и играть, и быть красивой. По словам Тамары Ильиничны, она очень многое у нее взяла, дома могла часами репетировать перед зеркалом.

После школы Т. Синявская мечтала стать драматической актрисой, но судьба решила иначе. По совету В.С. Локтева она поступила в музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась у Л.М. Марковой, а затем у О.П. Померанцевой. На драматической сцене она все же выступила – в Государственном академическом Малом театре, где в студенческие годы работала в хоре, в том числе пела в цыганском хоре в спектакле «Живой труп». Это была хорошая актерская школа, ведь приходилось общаться с корифеями сцены. В театре к молодой талантливой певице отнеслись с большой теплотой, а одна актриса подарила ей клавир оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

По вечерам – театр, а все остальное время отводилось музыке. Еще в училище Т. Синявская солировала в кантатах «Москва» П. Чайковского и «Александр Невский» С. Прокофьева . Ее педагог О.П. Померанцева писала о ней: «Это была очень старательная и трудолюбивая студентка. Буквально на наших глазах вырастала интересная, яркая певица с большими возможностями».

В 1964 году на выпускном экзамене она получила оценку «пять с плюсом» – случай исключительно редкий в училище. И тогда же возникла идея – пробоваться в Большой театр…

Вспоминает Т.И. Синявская: «Я пою и получаю записочку на нотной тетради: “Тамара, мой педагог говорит, что тебе надо пойти прослушаться в стажерскую группу Большого. Тебя примут”. И, получив эту записочку, я побежала в Большой театр…» Великолепные вокальные данные молодой певицы произвели огромное впечатление на членов комиссии, которая представляла собой весь цвет советского музыкального искусства: Е. Светланов, Г. Рождественский, Б. Покровский, И. Архипова, Г. Вишневская . Тамара Синявская, несмотря на юный возраст (20 лет) и отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу, а через год стала солисткой основной труппы Большого театра, с которым вот уже более 40 лет связана вся ее творческая жизнь.

Первой ролью молодой певицы в Большом театре стал Паж в опере «Риголетто» Дж. Верди . Это выступление показало, что Т. Синявская создана для исполнения «мужских» ролей. Ее голос, великолепные внешние данные идеально подходили для ролей травести. Собственно, руководство театра, принимая молодую певицу, прежде всего имело в виду именно эти партии. Однако так сложилось, что в это время большая часть труппы Большого театра уехала в Милан на гастроли и для спектакля в Москве понадобилась исполнительница партии Ольги в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. Выбор пал на Синявскую. Дебют, в котором партнером молодой певицы был замечательный тенор Виргилиус Норейка, прошел блестяще. Тамара Синявская не только утвердилась в основном составе исполнителей, но вскоре, по общему признанию, стала «лучшей» из Ольг. Великий Сергей Лемешев признавался, что в свои 70 лет, играя с ней в спектакле «Евгений Онегин» Ленского, он впервые встретил настоящую Ольгу. «Редкий по красоте тембра и звучности голос, музыкальность и благодатная сценическая внешность быстро снискали ей симпатию зрителей, – писал С.Я. Лемешев. – Неотъемлемое качество всех образов Синявской – обаяние – главное непременное достоинство артиста».

Следующей этапной работой молодой певицы стал Ратмир в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Дебюту предшествовала тщательная и кропотливая работа с дирижером Б. Хайкиным. На премьере новой постановки «Руслана и Людмилы» в 1972 году она покорила россыпью блестящих верхних нот, глубиной и насыщенностью нижних, свободой и легкостью вокализации. Ее Ратмир стал несомненной удачей и украшением постановки. Именно успех первого исполнения партии Ратмира решил вопрос о переводе ее из стажеров в солисты.

Уже первые выступления Тамары Синявской в спектаклях Большого театра привлекли к ней пристальное внимание любителей музыки, критиков, коллег. Всем было ясно, что на оперной сцене появился новый огромный, самобытный талант. Первые успехи и признания не вскружили ей голову. Исполняя партии контральто и низкого меццо, она мечтала о партиях высокого меццо.

Все последующие годы работы Тамары Синявской в театре были годами непрекращающейся борьбы за расширение своего голосового диапазона и, соответственно, – диапазона творческого, репертуарного. Ее трудоспособность поразительна! В первые годы работы в театре она спела несколько десятков различных партий. Среди них были такие, которые вошли в летопись отечественного музыкального театра. Это прежде всего Кончаковна в «Князе Игоре» А. Бородина и Оберон в опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». С образом Кончаковны связаны и первые триумфальные успехи певицы на зарубежных сценах: на фестивале «Варненское лето», на гастролях Большого театра в Монреале, Париже, Осаке.

С 1968 года начинается серия блестящих выступлений Тамары Синявской на международных конкурсах. Первым был конкурс молодых оперных певцов на IX Международном фестивале молодежи и студентов в Софии. Первый конкурс – и первая золотая медаль. Через год – XII Международный конкурс вокалистов в городе Вервье (Бельгия). Советские певцы принимали участие в этом труднейшем состязании впервые. Тем знаменательней оказался успех, выпавший на долю Синявской, завоевавшей Гран-при и золотую медаль, а также специальную премию за лучшее исполнение романса. «Синявская – это просто чудо. Голос восхитительный, звучный и объемный. Исключительным моментом явилось исполнение арии из “Фаворитки” Г. Доницетти . Голос совершенно необычный по широте диапазона и по тембру во всех регистрах», – писал в дни конкурса журнал «Ле Курье».

А еще через год Тамара Синявская получила 1-ю премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Три золотые медали за три года! Как и во время недавних гастролей Большого театра в Париже, успех Т. Синявской на конкурсе, в жюри которого входили легенды мировой оперной сцены – Мария Каллас , Мария Максакова, Ирина Архипова, можно назвать триумфальным. Она стала самой молодой из лауреатов первых премий. Музыкальная пресса отмечала ее уникальный по красоте и силе меццо-сопрано, имеющий ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким русским голосам. Именно это и позволило Тамаре Синявской превосходно исполнить арию Вани из оперы «Иван Сусанин», Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. Глинки и Воина из кантаты «Москва» П. Чайковского. Столь же блестяще прозвучали в ее исполнении сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» П. Чайковского.

Выступление на конкурсе П.И. Чайковского совпало с выпускными экзаменами в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, в который она поступила в 1968 году сразу на 3-й курс и где училась на факультете актеров музыкальной комедии в классе Д.Б. Белявской. В том же 1970 году ей была присуждена премия Московского комсомола за высокое исполнительское мастерство, большую концертную деятельность, активную пропаганду шедевров русской и советской музыки. Таким образом, этот насыщенный и крайне плодотворный для певицы год, стал своеобразным рубежом, подведшим итог первому этапу ее профессиональной деятельности. Тамара Синявская превратилась в зрелого мастера со своеобразным, только ей одной присущим творческим почерком.

К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина Большой театр готовил постановку оперы С. Прокофьева «Семен Котко», в которой Тамара Синявская исполнила роль девушки-подростка Фроси, ставшую большой творческой удачей. В начале 1972 года открылся новый театр – Московский камерный музыкальный. Режиссером его стал Б.А. Покровский, главную роль Варвары в первом спектакле театра – опере Р. Щедрина «Не только любовь» исполнила Тамара Синявская. Б.А. Покровский не случайно пригласил ее на эту роль. Не только потому, что их связывали многочисленные совместные работы (она готовила с Б.А. Покровским Ольгу, Оберона, Фросю, Ратмира). Главное было в том, что Тамара Синявская своим восприятием оперы, свободой и раскованностью сценического поведения, всем своим творческим обликом была по духу очень близка создателям нового театра. Она блестяще оправдала этот выбор. В партии Варвары Синявской удалось создать образ именно современной женщины, но в ее Варваре была та извечная сила русского женского характера, которая присуща многим героиням русской оперной классики. «Варвара Синявской – центр всего спектакля. Ее голос меццо-сопрано удивительной красоты и ровности, особенно в грудном регистре – настоящая драгоценность» («Советская музыка» № 7, 1972. И. Масленникова»).

Русский женский характер Синявской довелось воплотить во многих спектаклях Большого театра. Галерея созданных ею образов в операх русских композиторов богата и разнообразна. Но самая любимая героиня – Любаша в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». «Я помню, кажется, все, что с ней связано, – говорит Тамара Ильинична, – помню точно дату своего дебюта в “Царской невесте” – 1 апреля 1972 года. С тех пор мы неразлучны. Поем, думаем, страдаем, радуемся – всё делаем вместе…»

В «Царской невесте» она вначале исполняла партию Сенной девушки, затем пела Дуняшу – подругу Марфы. Встречи с музыкой Н. Римского-Корсакова продолжились в «Псковитянке» – одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (служащей прологом к спектаклю), в которой Синявская спела партию Надежды. Следующей героиней Н. Римского-Корсакова у Тамары Синявской была Любава в опере «Садко». Свободно, распевно льется в этой партии ее голос, то завораживая чарующей кантиленой, то волнуя своей порывистостью.

Следующий этап творческой биографии Тамары Синявской связан с зарубежной классикой. В 1973–1974 годах она стажировалась в знаменитом миланском театре «Ла Скала». В 1978 году певица впервые вышла на сцену Большого театра в роли главной героини оперы Ж. Бизе «Кармен». Как всегда у Синявской получился яркий, самобытный образ. Ее Кармен глубока, неоднозначна и, бесспорно, умна. Очень выразительна в этой роли Синявская и пластически: замечательно двигается, танцует, позы ее поистине «говорящие». Готовя свою Кармен, она серьезно занималась танцем с прославленной балериной Мариной Тимофеевной Семеновой. В апреле 1981 года она выступила в роли Кармен на сцене Сметановского театра в Праге. Западный классический репертуар вскоре пополнился у Синявской ролями из опер Дж. Верди – она с успехом спела Ульрику в «Бале-маскараде» и Азучену в «Трубадуре».

Затем опять русская классика – теперь М. Мусоргский . Партия Марины Мнишек в опере «Борис Годунов», Марфы в «Хованщине». Пополнила русский оперный репертуар Синявской и небольшая партия Лауры в «Каменном госте» А. Даргомыжского .

Большое место в репертуаре певицы занимают оперы советских композиторов. Кроме Варвары в опере Р. Щедрина «Не только любовь» и Фроси в «Семене Котко» С. Прокофьева Синявская выступила в нескольких небольших ролях в эпопее С. Прокофьева «Война и мир» (Соня, цыганка Матреша, служанка Мавра Кузьминична), впоследствии к ним добавилась Элен Безухова. Она стала первой в России исполнительницей партии мадемуазель Бланш в опере С. Прокофьева «Игрок». Затем были партии в операх советских композиторов, связанных с Великой Отечественной войной: медсестра Клавдия в «Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева; партии в операх К. Молчанова «А зори здесь тихие» (Женя Комелькова) и «Неизвестный солдат» (Жена комиссара). В этих партиях Синявская вкладывает в свое исполнение всю боль и память о тех, кого не дождались с войны.

Т.И. Синявская исполнила на сцене Большого театра практически все крупные партии для меццо-сопрано. Помимо уже упомянутых в ее репертуар вошли: Флора («Травиата» Дж. Верди), Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини ), Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского), Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).

Тамара Ильинична много выступала за рубежом, в том числе в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии, Китае, Южной Корее. Она – участница многих музыкальных фестивалей («Варненское лето», «Пражская весна» и др.). С огромным успехом прошли гастроли певицы в США в 1991 году. Она исполнила партию Эрды в «Золоте Рейна» и «Зигфриде» на Вагнеровском фестивале (Сиэтл), в котором также участвовали певцы из Англии, ФРГ, Австрии, Италии. В том же году состоялись ее выступления в Вашингтоне и Нью-Йорке на фестивале, посвященном 100-летию С. Прокофьева: с оркестром под управлением М. Ростроповича Т.И. Синявская исполнила «Александра Невского», цикл С. Прокофьева на стихи А. Ахматовой , произведения С. Рахманинова.

Некоторые партии из обширного репертуара Т.И. Синявской впервые были исполнены ею за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Р. Вагнера , в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Т.И. Синявская не ограничивается оперной сценой – многие годы она ведет обширную концертную деятельность. Трудно переоценить огромную просветительную, пропагандистскую роль ее искусства. С сольными концертами Тамара Ильинична выступала на самых различных площадках – от крупнейших концертных залов России и мира, включая Государственный Кремлевский дворец, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского и Концертгебау (Амстердам), до малых клубов, а то и просто импровизированных сцен в цехах заводов и фабрик, на стройках, в воинских частях.

Концертный репертуар Тамары Ильиничны Синявской включает сложнейшие произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича , П. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, лирические романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, народные песни, произведения в сопровождении органа. Много творческой энергии Т.И. Синявская отдает советской песне. Она поет и классику этого жанра, например «Катюшу» М. Блантера , и песни современных композиторов – А. Пахмутовой , Т. Хренникова, М. Фрадкина , О. Фельцмана, неизменно привлекая внимание слушателей вкусом, благородством исполнительской манеры, высокой одухотворенностью.

Т.И. Синявская долгие годы плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых В. Гергиев , Б. Хайтинк, Г. Рождественский, М. Эрмлер, В. Спиваков , М. Ростропович, Ю. Башмет , Р. Шайи и другие. В частности, с В. Гергиевым на гастролях в Амстердаме она исполнила «Ахматовский цикл» и «Реквием» Дж. Верди, с оркестром В. Спивакова дала концерты камерной музыки в костеле во Франции. Целый ряд записей певицы за рубежом сделан с М. Ростроповичем, в том числе «Александр Невский», «Иван Грозный».

Более 30 лет Тамара Ильинична выступает в жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом Магомаевым. Судьба сводила их не раз, но решающей стала встреча в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. В 1974 году они поженились. С тех пор – и в жизни, и на концертной сцене – они вместе. Дебютом их вокального дуэта было выступление в новогоднем «Огоньке» (1975) с неаполитанской песней «Тиритомба». Далее последовали концерты и гастроли, на которых они исполняли классические дуэты, русские и неаполитанские песни, романсы, а также участие в авторских вечерах О. Фельцмана, А. Пахмутовой, Р. Рождественского.

Дискография Т.И. Синявской включает записи: «Борис Годунов» М. Мусоргского – Марина Мнишек (дирижер А. Лазарев, Castle Vision), «Евгений Онегин» П. Чайковского – Ольга (дирижер М. Ростропович, Chant du Monde, 1970; дирижер М. Эрмлер, Olympia, 1977), «Иван Сусанин» М. Глинки – Ваня (дирижер М. Эрмлер, 1979), «Князь Игорь» А. Бородина – Кончаковна (дирижер М. Эрмлер, 1986), «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой» (1989), «Иван Грозный» С. Прокофьева (дирижер М. Ростропович, 1993), «Еврейский цикл» Д. Шостаковича (дирижер М. Юровский, Capriccio, 1999). В фильме-опере «Каменный гость» А. Даргомыжского в ее исполнении звучит партия Лауры («Мосфильм»). Творчеству Т.И. Синявской посвящен документальный фильм «Меццо-сопрано из Большого» (режиссер Г. Бабушкин).

Тамара Ильинична много внимания уделяет педагогической деятельности, с 2006 года ведет мастер-класс по вокалу в Российской академии театрального искусства (РАТИ).

В 1973 году Т.И. Синявская удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР», в 1976 году – «Народная артистка РСФСР», в 1982 году – «Народная артистка СССР». Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». В 2004 году стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и награждена орденом М.В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за значительный личный вклад в развитие культуры России награждена орденом «Почетный знак Петра Великого».

Дом Т.И. Синявской и М.М. Магомаева невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин и общего любимца – серебристого пуделя Чарли.

Со знаменитой певицей Большого театра, вдовой Муслима Магомаева Тамарой Синявской мы встретились в ГИТИСе, где Тамара Ильинична заведует кафедрой вокала...

Тамара Синявская. Родилась в 1943 г. в Москве. Оперная певица, победительница международных конкурсов, педагог. С 1964 по 2003 г. - солистка Большого театра. Народная артистка СССР, лауреат премии Ленинского комсомола. Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева.

«Отдай мою куклу»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы ведь в своё время гастролировали по всему миру и Союзу. Если бы сейчас вас с учениками-певцами позвали выступить в Киев, поехали бы?

Думаю, навряд ли. Чтобы услышать какое-то слово вслед?.. Кто меня там ждёт? Вы знаете, это приблизительно то же самое, что взаимоотношения мужчины и женщины. Если ты желанная - иди. А если нежеланна, зачем идёшь-то к нему? (Пауза.) Наверное, если бы я там выступила, меня бы с моими взглядами либо осудили в прессе, либо сказали: «Давайте жить дружно»... Всё, что происходит сейчас, похоже на скандал на общей кухне, где делят кастрюли и конфорки... Зачем вообще ругаться на весь мир? Для меня лично это о-о-очень низкий уровень... Люди думают, две жизни будут жить? Друзья мои, вспомните, есть Любовь, Искусство, есть Чувства... Родные же мы народы! Первое время из-за известий об Украине я не спала - так сердце колотилось... Я свою сознательную жизнь прожила в Советском Союзе, мне и в голову не приходило, что Украина - это «соседнее государство»...

Певица Тамара Ильинична Синявская получает первую премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. 2-25 июня 1970 года. Фото: РИА Новости / Олег Макаров

- А некоторые украинские политики считают - Америка им ближе, чем Россия...

Каждый человек имеет право на своё мнение. А также право иметь мозги. Ну ты сам-то с собой поговори, что тебе лучше - дружить с вечным ближайшим соседом или с далёкой Америкой? Ради бога, если тебе так нравится уклад американской жизни - бери визу, билет и поезжай, будет твоя родина там. Я не очень понимаю, о каком духовном родст-ве с Америкой они говорят?!

Но, глядя на сегодняшнее противостояние между бывшими советскими республиками, невольно возникает сомнение в былой дружбе народов... Была она?

- (С нажимом.) Была! Я вспоминаю правительственные концерты во Дворце съездов. Это был настоящий парад искусств всех 15 республик. Молдавия - Мария Биешу . Эстония - Георг Отс . Украина - Дмитро Гнатюк , Юрий Гуляев , Анатолий Соловьяненко , Евгения Мирошниченко . Азербайд-жан - догадываетесь, кто был? (Муслим Магомаев. - Ред. ) Литва - Виргилиус Норейка . И, конечно же, Большой театр выставлял всю свою мощнейшую обойму: Тамара Милашкина , Евгений Нестеренко , Владимир Атлантов , Елена Образцова , Юрий Мазурок , ну и ваша покорная слуга. Мы, артисты, дружили между собой, мы друг другом восхищались. К примеру, приезжал Виргилиус из Литвы - и чтобы он не позвонил? (Говорит с литовским акцентом.) «Муслимчик, я здесь, в Москве, может быть, встретимся?» А как же иначе? У дружбы на уровне искусства предела нет. Или, допустим, приезжаю я в Киев и знаю, что у меня там очень много друзей и многие из них придут на моё выступление. Как правило, в конце сольного концерта я пою песню на языке той страны, в которой гастролирую. Естественно, спела и на украинском. На следующий день газеты написали: «Она - украинка, просто скрывает». Должна сказать, что я очень любила Украину, да и сейчас её люблю… Кстати, вся Украина Муслима обожала!

Участники благотворительного вечера «Премьера премьер» народная артистка СССР Екатерина Максимова, народная артистка РСФСР Тамара Синявская, народный артист РСФСР Владимир Спиваков на сцене Государственного киноконцертного зала «Россия». 1987 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Мы и не думали тогда о национальностях! Честно говоря, я и сейчас о них не думаю... Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви и с бесконечным восхищением человеком, которого так щедро одарил Господь Бог. Чем больше проходит времени, тем больше я это чувствую. Действительно, если тебе человек приятен, если ты его в буквальном смысле «пьёшь», ты что, будешь думать, сколько в нём течёт кровей? Да никогда в жизни! Видимо, мы так были воспитаны. (Поёт.) Ещё в далёком 1957 г. я услышала замечательную песню - это был гимн демократической молодёжи, который звучал на всех улицах Москвы во время Первого фестиваля молодёжи и студентов Москве. «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём, в эти грозные годы мы за счастье бороться идём...» Конечно, это песня из детства...

«Мы гордились СССР»

Елена Образцова с большой болью говорила: сегодняшние певцы, отучившись в России, разъезжаются по всему миру...

Полностью согласна с Еленой Васильевной, царствие ей небесное. В своё время нас воспитывали в любви к своему дому, к Ро-ди-не, не стесняясь этого слова! Да, мы ездили на гастроли. Да, у тебя есть дом родной, и ты можешь ездить «по гостям» сколько угодно. А если у тебя нет дома, ты кто? Вечный кочевник! Вечный пилигрим. Выезжая за рубеж на гастроли, я всегда знала, кто я. И кого я представляю. (Повышает голос.) И попробуй кто-нибудь при мне сказать что-то плохое о моей стране! Каким-то необъяснимым образом я сразу становилась человеком-трибуном! И доказывала я свою правоту, будучи на сцене. И те люди, которые 15 минут тому назад скептически кривились: «А, Советский Союз», мне хлопали! Заметьте - не я им! Вот в чём была задача. Гордились мы своей Родиной! И не просто так пели на конкурсах международных, а отвоёвывали честь своей страны!

Cолистка ГАБТ России, народная артистка СССР Тамара Синявская и её супруг, народный артист СССР Муслим Магомаев во время выступления на концерте. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко К сожалению, сейчас я мысленно не могу ухватиться ни за одного певца или певицу, для которых Россия, что называется, была бы «основным местом работы», базой. Получается, что ты и за границей, и на родине - «гость дорогой». И как это понимать?.. Я крайне болезненно отношусь к тому, что сейчас многие себе позволяют говорить что угодно о России. (Вздыхает.) Не означает ли это, что, глядя на себя в зеркало, ты плюёшь в лицо сам себе?! А я как любила свою Родину, так и буду любить до конца. И знаете, когда я чисто физически это ощутила? По телевизору показали первую встречу Путина с нынешним крымским руководством... Это событие всколыхнуло всю мою детскую память, когда от пионерского ансамбля имени Локтева меня отправили в качестве поощрения в «Артек» в зимний период, я там училась в школе... Тогда Крым был ещё в составе Российской Федерации... У меня мурашки побежали от мысли, что Крым возвращается! Мура-а-ашки! Объяснение здесь одно: я исконно коренной русский человек. И нутро в этом смысле у меня ого-го какое. (Смеётся.)

Тамара Синявская и Муслим Магомаев Фото: www.russianlook.com

«Всё бежим, бежим»

Тамара Ильинична, глядя на сегодняшних исполнителей, возникает вопрос: а где глыбы-то? Почему не рождаются личности уровня Муслима Магомаева?

Дело не только в голосе. Конечно же, есть молодые голосистые ребята. Но! Мы же всё время бежим, бежим куда-то… Мы даже не успеваем оглянуться. К примеру, появился какой-то замечательный голос - вы что, думаете, его второй раз покажут по телевизору? Нет! Бежим дальше! Ищем новых, делаем из них звёзд в кавычках. Эти «звёзды» мелькнут два раза на экране и либо угасают, либо с турами по стране... А с Муслимом, я думаю, даже и сравнивать не надо... Он был отмечен Господом Богом. И это моё твёрдое убеждение. До самого последнего дня пребывания на этой земле он вызывал к себе интерес. Не делая для этого ни-че-го. Просто раз и навсегда захватив в плен своим талантом.

«Оперная царица Тамара» - такой эпитет придумал в своё время Святослав Бэлза. И во многом он прав: исключительный артистизм и великолепный голос, редкий по своей красоте и насыщенности, да и по типажу как таковому (редчайшее контральто!), - вот главные составляющие успеха Тамары Синявской на оперной сцене.

Её творческий и жизненный союз с Муслимом Магомаевым был плодотворен и принёс артистке большие дивиденды: её слава была очень громкой на просторах бывшего Советского Союза благодаря тому, что она постоянно появлялась в правительственных и эстрадных концертах по Центральному телевидению, много гастролировала по стране.

Гораздо скромнее была международная карьера Синявской, чего немного жаль: при таком редком по красоте, великолепном голосе и яркой внешности, эта карьера должна была быть более значимой и громкой. Трудно сказать, что не позволило этому состояться, но сцены и партии, в которых выступала Синявская в Европе и в мире, были явно не того масштаба, что заслуживал талант Синявской.

Тем не менее, вклад Тамары Ильиничны в копилку Большого, конечно, неоценим: не так уж много было на его прославленной сцене столь ярких как она исполнительниц меццового и контральтового репертуара, столь ярких артистических личностей.

Сегодня Синявская - педагог, пестующий молодых, организатор вокальных конкурсов, человек искусства, делающий немало для развития классической музыки в нашей стране.

"Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве. "

Реклама

Известная советская и российская певица Тамара Синявская является уроженкой Москвы. Она родилась 6 июля 1943 года. Когда будущая певица была маленькой, она хотела стать доктором. В доме, где она жила вместе с мамой, находилась поликлиника. Тамара любила смотрела за тем, как работают люди в белых халатах.

Мать Тамары была очень талантливой женщиной. У нее был красивый голос, однако по некоторым обстоятельствам она не смогла стать певицей. Дочка начала петь следом за мамой, она повторяла услышанные композиции.

В три года Тамара начала чувствовать себя настоящей исполнительницей. Девочка любила петь в подъездах, где была отличная акустика. Впоследствии Тамару отдали в Дом пионеров, где с ней работали хорошие преподаватели.

После этого юная певца стала исполнять песни вместе с преподавателями во дворе, где собирала всех соседей. В скором времени девочка записалась в детский коллектив Владимира Локтева.

Когда девочке исполнилось десять лет, ее перевели в хор. Там она получила сценический опыт.

В последний год школы Тамара по совету наставника, Владимира Локтева, решила поступать в консерваторию имени Чайковского.

В этом учебном учреждении она познакомилась с лучшими учителями, которые смогли довести ее талант до совершенства. Во время учебы девушка подрабатывала на сцене Малого театра. Тогда за выступление солистам хора платили по пять рублей.

Спустя некоторое время Тамаре посоветовал стать стажеркой Большого театра.

Спустя год девушку взяли в основную труппу, однако она знала, что нельзя на этом останавливаться. Вскоре Тамара поступила в ГИТИС, где познакомилась с педагогом Дорой Белявской. Именно она сделала из алмаза настоящий бриллиант.

Однажды основной состав труппы отправился выступать в Милан. Тамара отлично справилась со своей ролью и с того момента начала чувствовать себя настоящей хозяйкой сцены. После этого услышала хороший отзыв от Сергея Лемешева.

Известно, что Тамара Синявская была замужем два раза. Первым ее мужем был артист балета, который помог пережить ей смерть матери. Все было бы хорошо, если бы не гастроли в Баку, где Тамара познакомилась с Муслимом Магомаевым, в которого были влюблены миллионы женщин. Они оба состояли в официальных отношениях, однако страсть оказалась сильнее.

Осенью 1974 года пара узаконила отношения. Они прожили вместе тридцать четыре года. У них не было детей, потому всю свою любовь и заботу Тамара отдавала супругу. После того, как он умер, женщина на протяжении трех лет не выходила на сцену.

Сейчас Тамара Синявская преподает в ГИТИСе, где занимает должность заведующей вокальной кафедры.

Тамару Синявскую все также приглашают на сцену и предлагают лучшие вокальные партии в опере