Муслим магомаев. Муслим Магомаев: история о первом несчастном браке и любимой дочери (фотосессия) Когда умер муслим

«Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова - список можно продолжить, - я очень молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью».

Музыка в наследство

Назван Муслим Магомаев в честь деда. Тот хоть и вырос в семье кузнеца-оружейника, рано начал играть на восточной гармони, освоил скрипку, гобой, создал оркестр и хор. Магомаев-старший организовывал концерты по произведениям народной музыки и собственным сочинениям, написал две оперы и стал одним из основоположников азербайджанской классической музыки.

«Я всегда был твердо уверен в том, что мой дед - великий композитор и дирижер. Я должен был повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом. А чтобы закрепить за мной эту заочную идею, меня и нарекли при рождении именем деда. Так я стал полным его тезкой. В то время как мои сверстники играли на полу машинками и оловянными солдатиками, я ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром» .

Отец Муслима, Магомет Магомаев, был одарен от природы: играл на рояле и много пел; будучи театральным художником, оформлял спектакли в Майкопе и Баку. Погиб за несколько дней до окончания Великой Отечественной войны. Спустя 27 лет уже знаменитый на весь мир Муслим Магомаев смог навестить братскую могилу, где похоронен отец - в польском городе Хойна.

Мать Муслима была драматической актрисой. Айшет Ахмедовна, на сцене - Кинжалова. Дополнение к эффектной внешности - хороший голос. Айшет Кинжалова пела и аккомпанировала себе на аккордеоне.

В детстве Муслим зачитывался книгами Жюля Верна. Хоть уверенно шел музыкальной дорогой, но грезил и морем. Дома устроил собственный «Наутилус» - уголок в комнате, где мастерил корабли. Из любопытства ломал механические игрушки - чтобы разобраться, как они устроены. Однажды на глаза пытливому Муслиму попалась дедушкина скрипка… Инструмент пришлось клеить. Сейчас это экспонат бакинского музея.

Муслим Магомаев. Фотография: fishki.net

Муслим Магомаев. Фотография moscow-baku.ru

Муслим Магомаев. Фотография: muslimmagomaev.ru

«Соловьиный час»

«Первую мелодию я сочинил в пять лет. И запомнил ее на всю жизнь» . Эта мелодия и стала песней «Соловьиный час». Стихи впоследствии написал Анатолий Горохов. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории, взахлеб слушал пластинки, оставшиеся от деда. Первыми «учителями» будущего певца стали Энрико Карузо, Титто Руффо, Беньямино Джильи. Юноша сравнивал свое исполнение и знаменитых певцов.

Первое оперное выступление Муслима Магомаева состоялось в музыкальном училище. Муслим всерьез увлекся вокалом, и концертмейстер Тамара Кретинген стала искать для него неизвестные романсы и произведения старинных композиторов. Выступали на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. Одним из номеров стал отрывок из «Мазепы» Петра Чайковского .

В студенческие годы Магомаев женился на своей однокурснице Офелии. Брак оказался недолгим и подарил Магомаеву дочь Марину. Родственники супруги ждали, что Муслим начнет обеспечивать семью, а он мечтал петь в оперном театре. Но устроился в Ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа, и перед молодой семьей встало новое препятствие - гастрольный график.

«Юноша из Баку покоряет мир»

Столь лестный заголовок и фотография Магомаева в журнале «Огонек» - результат поездки молодого исполнителя на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Начинающий певец был единственным солистом от Азербайджана. В Финляндии выступал в залах и на улицах. После поездки и телевизионной передачи Магомаева стали узнавать на улицах, а первым шагом к мечте стала стажировка в Азербайджанском театре оперы и балета.

В 1963 году у прессы вновь появился повод написать про Магомаева хвалебные отзывы: «Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный артист» . Это после выступления в рамках Декады культуры и искусства Азербайджана. В ложе Кремлевского дворца съездов аплодировал сам Иван Козловский . «Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху…» - писали молодому исполнителю на программке.

После этого успеха Муслиму Магомаеву предложили сольное выступление в Концертном зале имени Чайковского . Спустя год - стажировка на родину бельканто, в театре «Ла Скала», в 1966 году Магомаев выступил на сцене знаменитого театра «Олимпия», а в Каннах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий его пластинки разошлись миллионными тиражами. Советский певец получил «Золотой диск». Муслим Магомаев первым из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта поехал в США.

Состоялся Магомаев и как композитор: писал музыку для фильмов Эльдара Кулиева, к спектаклям «Рождает птица птицу» и «Ярославна» по мотивам «Слова о полку Игореве» . Муслим Магомаев записал арию князя Игоря, а Тамара Синявская - плач Ярославны. Спектакль шел не на сцене, а у стен Спасо-Преображенского монастыря.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фотография: business-gazeta.ru

Тамара Синявская и Муслим Магомаев в гостях у моряков Балтийского флота, 1981 год. Фотография: portal-kultura.ru

Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фотография: vm.ru

«Ты моя мелодия»

Муслим Магомаев стал часто выступать в Большом театре . Из всего репертуара предпочитал спектакли с участием Тамары Синявской. Знакомство состоялось с легкой руки Роберта Рождественского в Бакинской филармонии имени Муслима Магомаева - старшего, которую певец считал «семейной обителью». «Казалось бы, обычное светское знакомство, но у меня сразу возникло приятное ощущение уюта и симпатии» , - вспоминал певец.

Муслим показывал Тамаре свой Баку. Продолжилось знакомство в Москве, а проверялось долгой стажировкой Синявской в Италии. Магомаев звонил каждый день и даже посылал цветы. Именно в этот момент в репертуаре певца появилась песня «Мелодия»… Тамара ее услышала по телефону. После развода с первым мужем была стихийная свадьба в ресторане «Баку». Магомаеву пришлось петь зимой в открытые окна для поклонников, а потом два месяца болеть бронхитом.

«Помимо любви, привязанности, есть еще одно чувство. Глубокое уважение , - рассказывала Тамара Синявская. - Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу - это все бывает очень эмоционально, громко, но на три минуты. Мы разбегаемся в разные комнаты… и потом выходим: о чем речь то была, дождь, что ли, прошел? И все! Я очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый…»

Ушел со сцены Муслим Магомаев в самом расцвете славы в 1998 году. Он занимался живописью, общался с поклонниками через интернет. Одну из последних песен, «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина

Роберт Рождественский

Муслим Магомаев - советский, российский и азербайджанский певец и композитор. Он был самой яркой звездой на советской эстраде. Благодаря прекрасному вокалу и уникальной манере исполнения он стал непревзойденным кумиром для миллионов поклонников. О судьбе этого замечательного человека пойдет речь в данной статье.

Родители

Магомаев Муслим Магометович, биография которого интересует многих, появился на свет в 1942 году, 17 августа, в городе Баку. Его отец - Магомет Магомаев - трудился театральным художником и погиб на фронте за пятнадцать дней до Победы. Мать будущего певца - Айшет Магомаева - была драматической актрисой и сталинской стипендиаткой. Она выступала на сцене под творческим псевдонимом Кинжалова. Дедушка мальчика - Абдул-Муслим Магомаев - знаменитый в Азербайджане композитор. Имя этого талантливого человека носит Азербайджанская государственная филармония. Таким образом, биография Муслима Магомаева с самого рождения связана с творчеством.

Национальность

Мама будущей знаменитости имела русские, адыгейские, а также (по отцу) турецкие корни и была очень красивой женщиной. Бабушка мальчика со стороны папы по национальности была татаркой, происхождение ее супруга никому не известно. Сам Муслим Магометович всегда назвал себя азербайджанцем и утверждал: "Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать".

Детские годы

После смерти мужа Айшет Магомаева избрала актерскую карьеру и переехала в Вышний Волочек, а затем - в Мурманск, где поступила на службу в местный театр и вновь вышла замуж. После этого у Муслима появились сестра Таня и брат Юрий. После окончания войны будущий певец жил у своего дяди - Магомаева Джамала Муслимовича. Мальчик посещал музыкальную школу при Бакинской консерватории, где осваивал игру на фортепиано и основы композиции. Талантливого ученика заметил профессор консерватории В.Ц. Аншелевич. Он стал заниматься с Муслимом, научил его филировать свой уникальный голос. Эти уроки впоследствии очень пригодились певцу во время работы над партией Фигаро в знаменитом "Сибирском цирюльнике".

В музыкальной школе, в которую ходил мальчик, не имелось вокального отделения, поэтому в 1956 году биография Муслима Магомаева ознаменовалась новым событием: он стал студентом Бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа. Ему довелось учиться у преподавателя Милованова А. А. и концертмейстера Крейтинга Т. И. Муслим окончил учебное заведение в 1959 году.

Первые успехи

Творческая биография Муслима Магомаева-певца началась в 1957 году в городе Баку, где он втайне от своей семьи выступил на сцене Дома культуры бакинских моряков. Родственники мальчика боялись, что пятнадцатилетний исполнитель излишним напряжением может повредить свой уникальный голос. Однако Муслим был уверен, что его вокал уже полностью сформировался. Спустя четыре года певец стал выступать в составе профессионального Ансамбля песни и пляски при Бакинском военном округе. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Международного фестиваля молодежи и студентов в городе Хельсинки, где исполнил песню "Бухенвальдский набат". Вся страна узнала певца после его выступления на сцене Кремлевского дворца съездов в 1962 году, во время заключительного концерта фестиваля азербайджанского искусства. Юный артист потряс публику не только уникальным голосом, но и незаурядными внешними данными. Его популярность стала быстро набирать обороты.

Становление карьеры

Сольный концерт певца впервые состоялся в 1963 году, 10 ноября, на сцене концертного зала имени Чайковского. Выступление прошло с большим успехом. В том же году биография Муслима Магомаева украсилась новым важным событием: он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. Параллельно артист продолжал выступать с исполнением эстрадных композиций.

В 1964-1965 годах талантливого вокалиста направили на стажировку в итальянский театр "Ла Скала" (Милан). В 1960-е годы Магомаев активно гастролировал по СССР, выступал в самых крупных городах страны в спектаклях "Севильский цирюльник" и "Тоска". Певцу предложили войти в труппу Большого театра, однако он отказался, потому что не желал ограничивать свой репертуар исполнением классических арий.

Временные трудности

Биография Муслима Магомаева связана с постоянным успехом. С юных лет он был почитаем и любим. Официальная власть всячески благоволила певцу, его постоянно отправляли на заграничные гастроли, где он покорял своим талантом восторженную публику. Так, в 1966 и в 1969 годах Муслим Магометович выступил на сцене парижского театра "Олимпия". Однако даже этого любимца фортуны настигли временные трудности. Директор театра - Брюно Кокатрикс - предложил талантливому артисту годовой контракт, собирался сделать из него звезду мировой величины. Однако эта идея не понравилась Министерству культуры СССР. У Магомаева начались проблемы на родине - его заработками заинтересовалась ОБХСС. Новость о возбуждении уголовного дела застала певца в Париже. Местные эмигрантские круги всячески уговаривали артиста остаться во Франции, но он не представлял свою жизнь вдали от России и предпочел вернуться. Министерство культуры СССР на время запретило Муслиму выступать за пределами Азербайджана. Артист воспользовался свободным временем и окончил в 1968 году Бакинскую консерваторию по классу вокала.

Пик популярности

После временного забвения Магомаева вновь стал знаменит. В 1969 году он завоевал первую премию на Международном фестивале в городе Сопоте. В 1968 и 1970 годах получил в Каннах награду "Золотой диск". В 1973 году творческая биография Муслима Магомаева вышла на новый уровень: певцу присвоили звание "Народный артист СССР". В течение многих лет (с 1975-го по 1989-ой) вокалист являлся художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым неоднократно гастролировал по Советскому Союзу. Популярность артиста в 1970-е годы была поистине безграничной. Его пластинки расходились огромными тиражами, даже в наши дни он остается непревзойденным кумиром для многих людей, живущих на постсоветском пространстве. В репертуаре певца более шестисот произведений, среди которых присутствуют арии, романсы, эстрадные песни.

Последние годы

В 1998 году артист оставил творческую деятельность и поселился вместе с семьей в Москве. Будучи тонкой натурой, он понимал, что уходить со сцены нужно вовремя и с достоинством. Занимался живописью и вел оживленную переписку через интернет с поклонниками в последние годы Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца до сих пор волнуют многочисленных почитателей его таланта. По свидетельству друзей, исполнитель страдал заболеванием сердца и легких, но совершенно не умел беречь себя - мог выкурить три пачки сигарет за день. Одной из последних песен артиста была композиция "Прощай, Баку", записанная в 2007 году. Скончался в 2008 году, 25 октября, в возрасте шестидесяти шести лет Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца ни для кого не является тайной. Певец умер от ишемической болезни сердца.

Личная жизнь

Артист был женат дважды. В 1960 году он сочетался браком с девушкой по имени Офелия. Муслим Магомаев, биография, его дети всегда являлись предметом обсуждения в народе. Первый брак певца распался через год, однако супруга успела подарить ему дочь. Девочку назвали Мариной. Это единственный ребенок певца. В настоящее время живет в Соединенных Штатах вместе с супругом и воспитывает сына по имени Аллен дочь Муслима Магомаева

Биография певца в 1974 году, 23 ноября, отмечена повторным браком. Он женился на Синявской Тамаре Ильиничне - певице, народной артистке СССР. С ней Муслим Магомедович прожил до самой смерти.

Такова биография Муслима Магомаева. Его жизненный путь был незабываемым и ярким. Он стал символом целого поколения и до сих пор живет в памяти многочисленных поклонников.

Магомаев Муслим Магометович (1942-2008) – азербайджанский, советский и российский певец (баритон), исполнял эстрадные и оперные композиции, композитор. В 1973 году стал Народным артистом СССР.

Рождение и семья

Муслим появился на свет в столице Азербайджана, городе Баку 17 августа 1942 года. Все его предки были настолько тесно связаны с музыкой, что творческий жизненный путь маленького Муслима получился предопределённым с самого рождения.

Его дедушка, Муслим Магомаев-старший, был композитором, пианистом и дирижёром, он превосходно играл на восточной гармони, габое, скрипке, написал такие известные оперы, как «Шах Исмаил» и «Наргиз». В честь знаменитого деда нарекли и маленького Муслима, он стал полным его тёзкой. К сожалению, внук никогда не видел своего дедушку, так как Муслим Магомаев-старший умер от чахотки в 1937 году.

Бабушка Муслима, Байдигюль (её имя переводится с азербайджанского языка как «весенний цветок»), занималась воспитанием внука. Она его очень сильно любила, никогда не наказывала и прощала любые шалости. Муслим бабушку Байдигюль обожал, но очень часто совсем не слушался. Когда она говорила ему что-то важное, он старался поскорее сбежать на улицу к таким же маленьким шалопаям.

Отец Муслима, Магомет Магомаев, человеком был очень одарённым, он нигде не обучался музыке профессионально, при этом прекрасно музицировал на рояле и пел, обладал задушевным приятным голосом. Работал он театральным художником, оформлял спектакли. Магомет прошёл всю войну, погиб за 15 дней до Победы. Маленькому Муслиму долгое время не говорили правду, рассказывали, что папа находится в длительной командировке. О том, что отца нет в живых, Муслим узнал уже в возрасте 10-11 лет.

Его мама, Айшет Магомаева, была драматической актрисой, имела псевдоним Кинжалова и являлась сталинской стипендиаткой. Дедушка по материнской линии был турок, а бабушка наполовину русская, наполовину адыгейка. Мама родилась и выросла в Майкопе, где и познакомилась с Магометом, приехавшим в город оформлять очередную театральную постановку.

Когда отец ушёл на фронт, мама жила в Баку. После того, как супруг погиб, она вернулась в Майкоп. Мама Муслима предпочла заняться театральной карьерой, уехала сначала в Вышний Волочёк, а потом в Мурманск, где работала в областном драматическом театре. Там она ещё раз вышла замуж, и у Муслима Магомаева появились ещё единокровные сестра Таня и брат Юра. Сам Муслим воспитывался в семье родного дяди (брата отца) Джамала Магомаева.

Детские годы

В раннем детстве у Муслима была пожилая и очень добрая няня – тётя Груня, мальчик чувствовал себя с ней хорошо и уютно. С детских лет осталось воспоминание, как няня пошла в церковь и взяла Муслима с собой. Православный храм запомнился малышу своею пышностью, мерцанием свечей и запахом ладана. Потом в жизни он увидел много разных конфессий, но русская церковь навсегда осталась в его памяти и сердце, как сказочный терем, где живёт добрый Бог.

Перед сном няня Груня рассказывала Муслиму народные добрые сказки. Потом, когда он обучился чтению, сам изучил все произведения Пушкина. Любовь к сказкам прошла с Муслимом с раннего детства через всю жизнь, будучи уже взрослым человеком, он собрал полную коллекцию фильмов Диснея.

После деда в доме остались кларнет, рояль и скрипка. Дядя Джамал понемногу учил мальчика овладевать музыкальными предметами. Но нельзя сказать, чтобы ребёнка постоянно заставляли заниматься музыкой. Он, как и любой нормальный мальчишка, любил поломать игрушку, чтобы изучить её внутренности. В более старшем возрасте увлёкся приключениями, прочитав все произведения Жюля Верна. Обожал мастерить деревянные корабли, а в своей комнате даже устроил целый уголок «Наутилус».

В подростковом возрасте любил всякие затеи, связанные с техникой и особенно с электричеством. Бабушке порой даже страшно было к чему-нибудь прикасаться, чтобы её не ударило током. Все эти увлечения даром не прошли, Муслим Магомаев, став уже взрослым мужчиной и знаменитым певцом, очень многое по дому умел и делал сам.

Также из детства, помимо любви к сказкам, в нём на всю жизнь остались увлечения. В зрелом возрасте его интересовали всякие электронные игрушки. Когда он увлечённо играл в какую-нибудь компьютерную игру, близкие смотрели на него и говорили: «Мальчишка!» Но Муслим не обижался, он всегда знал: «Если в тебе исчезнет наивное и детское и ты отпустишь это состояние из души, значит, начал стареть…»

А ещё в доме был огромный кованый сундук с тремя замками. Бабушка ключи всегда носила с собой и никогда никому их не давала. Однажды Муслим попытался стянуть ключи, чтобы заглянуть в этот таинственный сундук, но его замыслы во время были раскрыты, бабушка отругала внука и так никто не узнал, что там хранится. Не знали об этом ни дядя Джамал, ни его жена тётя Мура. И лишь когда бабушка умерла, они открыли сундук и увидели там дедушкин концертный фрак, дирижёрскую палочку и ноты. Так бережно и свято бабушка Байдигюль хранила память о своём муже. Позднее в этот самый сундук известный певец складывал письма от своих многочисленных поклонников.

Музыкальное образование

Заниматься музыкой Муслим начал очень рано. Уже в 3-4 года он пытался самостоятельно подбирать мелодии на рояле. Увидев такие способности мальчика, ему наняли учителя. Педагога звали Валентина Купцова, от неё постоянно пахло водкой, а в сумочке всегда лежала бутылка.

Первую мелодию Магомаев сочинил в 5 лет, много позже с поэтом-песенником Анатолием Гороховым они на эту музыку сделали песню «Соловьиный час». Куда больше маленькому мальчику нравилось подбирать собственные мелодии, чем изучать чужие, особенно тяжело ему давался Бах. Всё время было желание спрятать подальше эти ноты и сказать, что они затерялись, от Баха он убегал к мальчишкам во двор. Осознание того, что этот немецкий композитор действительно был гением, пришло гораздо позже.

В 1949 году Муслим начал обучение в элитарной музыкальной школе-десятилетке при Бакинской консерватории. В эту школу принимали только одарённых детей, никакой блат тут не помогал.

Общеобразовательные предметы не очень нравились Муслиму, с музыкой всё обстояло иначе: он её боготворил. Через год обучения он уже солировал в хоре, в школе изучал основы композиции и фортепиано, а дома прослушивал пластинки с оперными ариями знаменитостей того времени: Энрико Карузо, Титта Руффо, Беньямино Джильи, Маттиа Баттистини.

С 1956 по 1959 годы Муслим обучался в Бакинском музыкальном училище имени Асафа Зейналлы.

Творческий путь

В семье очень переживали, чтобы в подростковом возрасте Муслим не потерял свой божественный голос, поэтому были против его ранних концертов на сцене. Но сам юноша был иного мнения, и в возрасте 15 лет на сцене Дома культуры Бакинских моряков состоялось его первое выступление. Подростковой голосовой ломки Муслиму удалось избежать.

В 1961 году состоялся его дебют в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, после чего начался гастрольный тур по Закавказью.

А уже через год он вошёл в состав делегации СССР и отправился в Хельсинки, где после исполнения музыкальной композиции «Бухенвальдский набат» победил на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.

В этом же 1962 году в Кремлёвском дворце съездов проходил фестиваль азербайджанского искусства, во время заключительного концерта пел и Муслим. После этого выступления он узнал, что такое всесоюзная слава. Началась эстрадная концертная деятельность, но она не помешала певцу в 1963 году стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964-1965 годах Муслим стажировался в итальянском городе Милане в театре «Ла Скала».

Возвратившись из Италии, Магомаев с партнёршей Марией Биешу проехали по крупнейшим городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре Муслиму предложили войти в труппу Большого театра, но он отказался, так как молодому певцу не хотелось ограничиться лишь оперными выступлениями.

В 1966 и в 1969 годах с оглушительным успехом прошёл гастрольный тур Муслима в Париже, он выступал в известнейшем театре «Олимпия». После этих гастролей директор Парижского театра предложил Магомаеву заключение годового контракта. Певец заинтересовался этим предложением, но получил отказ в Министерстве культуры СССР. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но в этом случае отказался он, так как своей жизни вдали от Родины не представлял.

Грампластинки певца расходились многомиллионными тиражами, его репертуар включал в себя помимо эстрадных песен и оперных арий популярные шлягеры зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с отечественными:

  • 1-я премия на Международном фестивале в Сопоте (1969);
  • «Золотой диск» в Каннах на Международном фестивале грамзаписи (1969 и 1970);
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1971);
  • Народный артист СССР (1973).

В 1975 году в Азербайджане Муслим создал государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым началась бесконечная череда гастролей. Магомаева хотели видеть и слышать в каждом уголке Советского Союза и далеко за пределами страны. Многотысячные стадионы и концертные площадки собирали его концерты во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии, Польши. На протяжении 14 лет Муслим руководил созданным им оркестром.

В течение нескольких десятилетий без Магомаева не обходился ни один правительственный концерт или праздничная передача на телевидении. Его эстрадные композиции знала и пела вся страна:

  • «Азербайджан»;
  • «Чёртово колесо»;
  • «Бэлла Чао»;
  • «Свадьба»;
  • «Благодарю тебя»;
  • «Огромное небо»;
  • «Верни мне музыку»;
  • «Нам не жить друг без друга»;
  • «Мелодия»;
  • «Лучший город земли»;
  • «Королева красоты»;
  • «Голос Земли».

Личная жизнь

Такой красивый молодой человек, да ещё и с уникальным голосом, пользовался невероятной популярностью среди девушек. Первый раз Муслим женился в 1960 году на своей сокурснице по музыкальному училищу, девушку звали Офелия. У супругов родилась дочь Марина, но вскоре после этого брак распался. Дочка унаследовала от отца музыкальный дар, но в жизни предпочла избрать другую профессию. Сейчас Марина проживает в США, пока был жив Муслим, она поддерживала с отцом тёплые отношения.

Второй супругой Магомаева стала актриса Большого театра Тамара Синявская.

В 1972 году в Баку проходила декада русского искусства, куда была приглашена молодая актриса Синявская. Здесь и произошло её знакомство с Магомаевым, которое оказалось судьбоносным. Она была замужем и менять что-либо в своей семейной жизни не собиралась, но вопреки здравому смыслу, чувства настолько захватили и Тамару, и Муслима, что они уже не могли представить себе жизни друг без друга. В ноябре 1974 года они поженились и с тех пор были неразлучны.

Семейная жизнь складывалась не всегда гладко, оба были знаменитыми, с сильным характером, редко шли на уступки, но всё-таки не нашли в себе сил, чтобы расстаться и жить врозь. Идиллия наступила уже после того, как Муслим окончил свою концертную деятельность. Вдвоём они часто ездили на отдых в Баку, на место их первой встречи, где наслаждались шашлыками, Каспийским морем и друг другом.

Проживали супруги на подмосковной даче, где разбили потрясающий сад со множеством альпийских горок и растений. Тамара занималась садом, а Муслим любимым делом – писал музыку, делал аранжировки и рисовал.

Смерть

В 1998 году Магомаев прекратил концертную деятельность. Голос был ещё силён, но больших нагрузок не выдерживало сердце. Он ушёл из жизни от ишемической болезни. Это произошло 25 октября 2008 года на руках у супруги. Упокоился великий певец рядом со своим знаменитым дедом в Баку на Аллее почётного захоронения.

Годы жизни одного из самых любимых слушателями певцов Советского Союза Муслима Магомаева: 1942-2008. Он начал музыкальную карьеру в совсем юном возрасте, и практически сразу стал популярным благодаря уникальному голосу. От чего умер Магомаев, и где он похоронен?

Причиной смерти Муслима Магомаева стала ишемическая болезнь сердца. «Он был простым и одновременно великим, предсказуемым и неожиданным…», – такими словами охарактеризовал ушедшего маэстро один из старейших мужских американских журналов «Esquire».

Когда умер певец

Дата смерти Муслима Магометовича Магомаева 25 октября 2008 г. Эстрадный и оперный певец, исполнявший композиции низкозвучащим лирическим баритоном, умер в возрасте 66 лет на руках у своей супруги Тамары Синявской в Москве.

Причина смерти

11 ноября 2008 г. Муслим Магомаев должен был подвернуться сложной операции, в результате которой его сердце смогло бы работать ещё длительное время. Однако он не дотянул до неё несколько дней.

Музыкант мужественно переносил болезнь, но она прогрессировала, и в последние дни Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал. Нарушение работы кровеносной системы стало причиной того, что в отдельную область сердца перестал поступать свежий поток крови. Последнее обследование в кардиоцентре имени Бакулева выявило ещё ряд отклонений, которые в любой момент могли послужить причиной гибели артиста:

  • тахикардию;
  • гипертонию;
  • патологию сердечной мышцы.

Незадолго до этого на его сосудах была сделана операция, о она не дала ожидаемых результатов. Единственным выходом оставалось внедрение к кровеносную систему катетеров, что и было предпринято.

Выполненный ряд процедур не облегчил жизнь Магомаева, как и раньше, его мучили страшные головные боли. Для того чтобы спасти великому композитору жизнь, было принято решение делать сложнейшую операцию – коронарное шунтирование. В кардиоцентре начались подготовительные работы, но Муслим Магометович не смог дожить до их завершения.

«Мы планировали вставить в закупоренный сосуд шунт и перенаправить кровь в обход пробки. Длительное раздумье было связано с тем, что операцию необходимо делать с использованием местного наркоза, что для его почтенного возраста является существенным риском. Уверенности в том, что изношенное сердце выдержит нагрузки, нет. Но другого выхода не было…», – так вспоминает ситуацию один из лечащий врачей.

Прощание и похороны

Церемония прощания ушедшего русского Орфея проходила в столице исторической родины его предков, Баку, 29 октября. Гроб с телом был установлен в Государственной филармонии Азербайджана, за день до этого, 28 октября 2008 г. он стоял в Москве, в концерном зале имени Чайковского.

Проститься с умершим пришли тысячи поклонников, друзей и даже тех, кто никогда не слышал его голос. Молодые девушки вряд ли были поклонницами его таланта, но как и все, стояли в очереди, чтобы почтить память великого азербайджанца, ставшего самым первым народным артистом из их маленькой родины.

Шествие, проследовавшее по проспекту Свободы, оставило после себя дорогу, усыпанную цветами. Прибыв на мемориальное кладбище, предназначенное для захоронения почётных граждан страны, произнесли молитву. После того как мулла закончил, гроб под аплодисменты было опущено в землю. Могила Муслима Магометовича Магомаева находится рядом с захоронением его деда, известного советского композитора и дирижёра.

Краткая биография

Народный артист СССР Муслим Магомаев родился во время войны, 17 августа 1942 г в Баку. Страшное для страны и всего человечества время отразилось на мальчике. С детства он воспитывался сиротой: отец погиб во время взятия Берлина, мать была вынуждена уехать в Майкоп, затем в Вышний Волочек.

Детство Муслима

До 9 лет маленький Муслим воспитывался братом отца Джамаилом Муслимовичем. Дядя сделал для него всё, что смог: воспитал любовь к родине и музыке, почитание старших. В целом сделал всё необходимое для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя сиротой.

В 1951 мать забирает его к себе в Волочек. Здесь ребёнок продолжает ходить в школу, занимается музыкой, играет на фортепиано. Однако спустя год он возвращается обратно в Баку.

Кое как закончив школу, Муслим поступает в музыкальное училище г. Баку имени Асафа Зейналлы, которое успешно оканчивает в 1959 г. Удивительно, но в период обучение, у подростка не меняется голос, что существенно сказалось на его дальнейшей популярности.

Сам Муслим Магометович вспоминает школьные годы такими словами: «Всё, что относилось к музыке: фортепиано, сольфеджио, хор, музыкальная литература – идеальное восприятие. По другим предметам еле вытягивал на тройку. Иногда складывалось такое впечатление, когда вижу формулу, отключаются мозги».

Первые выступления

Дата первого выступления на сцене приходится на 1957 год. В юношеском возрасте он тайком от дяди и деда пел в местном Доме культуры. Взрослые были против этого, так как опасались, что не сформировавшийся голос мальчика может сорваться навсегда.

В дальнейшем в 1961 г. дебютирует в ансамбле песни и пляски и становится лауреатом всемирного молодёжного фестиваля в Финляндии.

Популярность

Известность пришла к солисту после того, как он выступил в Москве на концерте азербайджанского искусства. Последующие сольные концерты привели к тому, что молодой, подающий большие надежды паренёк был отправлен на стажировку в Италию. Оттуда с гастролями он попадает в Париж. Уникальный голос становится предметом восхищения местной публики, в результате чего певец получает предложение остаться и стать звездой мирового масштаба. Юноша был не против, но вмешательство Министерства культуры Советского Союза не позволило ему остаться.

По достижении 31 года ему присвоили звание Народного артиста, что стало своеобразным рекордом для Азербайджанской ССР. Через 2 года, в 1975, певец создаёт Азербайджанский эстрадно-симфонический оркестр и возглавляет его до 1989 г. На протяжении всей жизни Муслим Магометович был популярен, им восхищались, и приглашали на самые значимые в стране мероприятия.

Последние годы жизни

В последние 10 лет Магамаев практически не пел. Это связывается с тем, что в начале 2000-х маэстро стал плохо себя чувствовать, сказывались годы каждодневных нагрузок. Больше времени уделял рисованию и написанию автобиографии.

После того как в 1998 г. музыкант завершил карьеру, он больше не возвращался на сцену, лишь изредка брался за исполнение. Одна из его последних работ расценивалась критиками, как прощание с миром, она называлась «Прощай, Баку».

Семья

Симпатичный молодой человек, обладающий уникальным голосом, пользовался большой популярностью среди ровесниц, у него было много поклонниц. На одной из них Магомаев женился в 1960 г. Брак с однокурсницей Офелией продлившийся всего год, подарил Муслиму единственного ребёнка – Марину.

Женщина, с которой он прожил всю жизнь, Тамара Синявская, народная артистка СССР, была младше на 1 год. Знакомство произошло на одном из концертов в 1972 г, спустя 2 года молодые поженились.

Известие о том, что скончался великий Магомаев, потрясло весь мир. Ценители его творчества имеются практически в каждой цивилизованной стране. Репертуар маэстро включает в себя известные оперные арии, эстрадные песни, романсы и зарубежные хиты.

Видео

Видео ролик, посвящённый жизни, творчеству и смерти музыкального гения

Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev). Родился 17 августа 1942 года в Баку - умер 25 октября 2008 года в Москве. Советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1973).

Отец - Магомет Магомаев, художник, сыном знаменитого азербайджанского композитора, основоположника азербайджанской классической музыки Муслима Магомаева (его имя теперь носит музыкальная филармония в Баку). Мать отца (Багдагуль-Джамал) была татаркой.

Мать - Айшет Ахмедовна (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса. Ее отец был турком, а мать имела адыгейские и русские корни.

Муслим Магомаев считал себя азербайджанцем. Он говорил: «Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать».

Своего отца Муслим Магомаев почти не помнил - тот погиб на фронте под Берлином, за три дня до окончания войны.

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру и уехала в Вышний Волочёк, затем - в Мурманск, где работала в мурманском областном драмтеатре и снова вышла замуж. По матери у Муслима брат Юрий и сестра Татьяна.

Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева.

О своем детстве певец рассказывал: "Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре.

Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие. Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.

Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются".

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции.

Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».

Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген, которое закончил в 1959 году.

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.

В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).

В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров - Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.

Муслим Магомаев - Свадьба

В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) - «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.

В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР, которое он получил в 1971-м.

С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

Много гастролировал за рубежом: Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев - автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе - американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.

Снялся в нескольких кинофильмах.

Муслим Магомаев в фильме "Низами"

В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт.

По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.

При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему (Алиеву) искусство в Азербайджане расцветает. Однако после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы (был на этом посту до 2006 года), с которым Магомаев некогда дружил, окончательно испортились. Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем. В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, большую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию.

Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца , на руках у своей супруги Тамары Синявской. Прощание с певцом состоялось 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского.

В тот же день гроб с телом певца был доставлен спецавиарейсом на его родину, в Азербайджан, и 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника - народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева.

18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя Муслима Магомаева. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская.

В августе 2017-го к 75-летию певца Первый канал показал .

Муслим Магомаев (документальный фильм)

Рост Муслима Магомаева: 186 сантиметров.

Личная жизнь Муслима Магомаева:

Первая жена - Офелия, армянка, его однокурсница. Поженились в 1960 году. В браке родилась дочь Марина. Но семейная жизнь продолжалась всего год.

"Что тут сказать? Мальчик 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Я благодарен тем временам - что наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу", - говорил впоследствии Магомаев.

Дочь Марина живёт в США, замужем за Александром Козловским, имеет сына Аллена.

У певца было множество романов.

Большой любовью Магомаева в 1960-1970-е годы была музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (Фиготина). Их совместная жизнь продолжалась 15 лет. По сути они жили в гражданском браке.

Мила Карева (Фиготина)

"Мы жили в Баку в двух комнатах коммуналки, а в Москве в основном по гостиницам, иногда снимали квартиру. Муслим был человеком прекрасным во всех отношениях: фантастический певец, талантливый артист, добрый друг, роскошный любовник, каких больше не было, и гениальный мужчина", - вспоминала Карева.

О регистрации брака они даже не думали. Карева рассказывала: "На гастролях нас отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку следующего содержания: "Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магомедовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков".

Муслим Магомаев и Людмила Карева (Фиготина)

Еще одна любовь певца - юная (в то время) певица Тата Шейхова (впоследствии народная артистка Азербайджана Натаван Шейхова).

Тата Шейхова - любовница Муслима Магомаева

Магомаеву приписывали романы с актрисами Натальей Кустинской и . Также, по слухам, он сватался к , причем, когда она была замужем за Александром Броневицким. Рассказывали, что муж Пьехи из ревности якобы приезжал к ней на гастроли в Париж и искал Магомаева под кроватью. "В принципе, можно было бы "заБРАКоваться" с Эдитой. Но я очень уважал Сашу Броню и знал, что Пьеха - его создание", - говорил сам Магомаев.

Был у него роман с популярной в 1970-е годы певицей Светланой Резановой (исполнительница хита «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!»). "Как в него не влюбиться? Как можно устоять перед таким человеком? Красивый, талантливый, щедрый", – . По ее словам, их роману не помешал и тот факт, что она была знакома с гражданской женой артиста Людмилой Каревой (Фиготиной).

Кроме того, Светлана Резанова высказала уверенность, что ребёнок, которого родила Людмила Карева (Фиготина), - это сын Муслима Магомаева. "После того как Мила забеременела, Муслим расстался с ней и отказался признавать сына. Я не хотела вмешиваться в их отношения, но постоянно слышала какие-то истории. Знаю, что ребенок, которого родила Людмила, действительно похож на Муслима. Но тогда этот малыш был ему просто не нужен, он счастливо жил с Тамарой Синявской и не хотел лишних проблем, а Мила очень часто звонила ему домой", - рассказывала Резанова.

Фильмография Муслима Магомаева:

1962 - «Осенний концерт» (фильм-концерт)
1963 - «Голубой огонёк-1963» (фильм-концерт) (исполняет «Песню о любви»)
1963 - «До новых встреч, Муслим!» (музыкальный фильм)
1963 - «Любит - не любит?» (исполняет песню «Гюльнара»)
1964 - «Голубой огонёк-1964» (музыкальный фильм)
1964 - «Когда песня не кончается» - певец (исполняет песню «Наша песня не кончается»)
1965 - «В первый час» (исполняет песни «Будь со мной» и «Солнцем опьяненный»)
1966 - «Сказки русского леса» (исполняет песни «Stasera pago io», а также «Песня птиц» с Л. Мондрус)
1967 - «Я люблю тебя, жизнь!..» (короткометражный) - певец
1968 - «Белый рояль» (исполняет песню «Пусть она светит всем, как волшебная лампа в ночи...»)
1968 - «Улыбнись соседу» (исполняет песни «Лариса», «Любовный треугольник»)
1969 - «Москва в нотах» (исполняет песни «Вдоль по Питерской», «Чёртово колесо»)
1969 - «Похищение» - артист Муслим Магомаев, камео
1970 - «Бушует "Маргарита"» (исполняет песню)
1970 - «Ритмы Апшерона» (фильм-концерт)
1971 - «Концертная программа» (фильм-концерт)
1971 - «Поет Муслим Магомаев» (фильм-концерт)
1971 - «По следам бременских музыкантов» (Трубадур, Атаманша, Сыщик)
1972 - «Руслан и Людмила» (вокал)
1973 - «Невероятные приключения итальянцев в России» (вокал)
1976 - «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» (короткометражный) (исполняет песню «Мелодия»)
1977 - «Композитор Муслим Магомаев» (документальный)
1979 - «Прерванная серенада» - артист
1979 - «Баллада о спорте» (документальный)
1981 - «О спорт, ты - мир!» (вокал)
1981 - «Поющая земля» (документальный)
1982 - «Низами» - Низами
1984 - «Страницы жизни Александры Пахмутовой» (документальный)
1985 - «Битва за Москву» (песня «Передний край», композитор Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова)
1988 - «Игла» (в фильме использована песня «Улыбнись»)
1989 - «Песня сердца» (документальный)
1996 - «Рашид Бейбутов, 20 лет назад» (документальный)
1999 - «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» («Королева красоты», 7-я серия)
2000 - «Два товарища» (вокал)
2002 - «Муслим Магомаев»

Музыка Муслима Магомаева к фильмам:

1979 - «Прерванная серенада»
1984 - «Легенда Серебряного озера»
1986 - «Водоворот» («Загородная прогулка»)
1989 - «Диверсия»
1999 - «Как прекрасен этот мир»
2010 - «Стамбульский рейс»

Дискография Муслима Магомаева:

1995 - Благодарю тебя
1996 - Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни)
2001 - Любовь - моя песня (Страна грёз)
2002 - Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском
2002 - Муслим Магомаев (Избранное)
2002 - Арии из опер
2002 - Песни Италии
2002 - Концерт в зале Чайковского, 1963 г
2002 - Великие исполнители России XX века (Муслим Магомаев)
2003 - С любовью к женщине
2003 - Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы
2004 - Рапсодия любви
2004 - Муслим Магомаев. Импровизации
2005 - Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты
2006 - Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова

Песни Муслима Магомаева:

«Азербайджан» (М. Магомаев - Н. Хазри)
«Атомный век» (А. Островский - И. Кашежева)
«Бэлла Чао» (итальянская народная песня - русский текст А. Горохова)
«Берегите друзей» (А. Экимян - Р. Гамзатов)
«Благодарю тебя» ((А. Бабаджанян - Р. Рождественский))
«Будь со мной» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Бухенвальдский набат» (В. Мурадели - А. Соболев)
«Вечер на рейде» (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин)
«Вечерний эскиз» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский)
«Возвращение романса» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Восковая кукла» (С. Генсбур - русский текст Л. Дербенёва)
«В путь» («Э-ге-гей-хали-гали»)
«Время» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Герои спорта» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Голос Земли» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Голубая тайга» (А. Бабаджанян - Г. Регистан)
«Давным-давно» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Далеко-далеко» (Г. Носов - А. Чуркин)
«Двенадцать месяцев надежды» (С. Алиев - И. Резник)
«Девушку чайкой зовут» (А. Долуханян - М. Лисянский)
«Долалай» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Донбасский вальс» (А. Холминов - И. Кобзев) (в дуэте с Э. Андреевой)
«Есть глаза у цветов» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнева)
«Загадай желание» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Звезда искусственного льда» (А. Ойт - Н. Добронравов)
«Звезда рыбака» (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов)
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Кони-звери» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Королева красоты» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Королева» (Г. Подэльский - С. Есенин)
«Кто отзовётся» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Лунная серенада» (А. Зацепин - О. Гаджикасимов)
«Лучший город земли» (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв)
«Любви негромкие слова» (В. Шаинский - Б. Дубровин)
«Любимая женщина» (И. Крутой - Л. Фадеев)
«Любимый город» (Н. Богословский - Е. Долматовский)
«Малая земля» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Маритана» (Г. Свиридов - Е. Аскинази)
«Марш нефтяников Каспия» (К. Караев - М. Светлов)
«Маскарад» (М. Магомаев - И. Шаферан)
«Мелодия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мир дому твоему» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Мне тебя не понять» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мой дом» (Ю. Якушев - А. Ольгин)
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Надежда» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Начало начал» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Наша судьба» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Не спеши» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Нет, так не бывает» (А. Островский - И. Кашежева)
«Нет худа без добра» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Новый день» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Ноктюрн» (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)
«Огонь» (О. Фельцман - Н. Олев)
«Огромное небо» (О. Фельцман - Р. Рождественский)
«Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв - И. Макаров) - дуэт с Тамарой Синявской
«От села до села» (А. Быканов - А. Горохов)
«Падает снег» (С. Адамо - Л. Дербенёв)
«Передний край» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Песенка Гениального сыщика» (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Песенка Лепелетье» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Песенка Паганеля» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Песне моей поверь» (П. Бюль-Бюль оглы - М. Щербаченко)
«Песня о дружбе» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Песня прощения» (А. Попп - Р. Рождественский)
«Подмосковные вечера» (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский)
«Позднее счастье» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Позови меня» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Пой, гитара» («От зари до зари, от темна до темна» из к/ф «Песни моря»)
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский)
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Потому, что ты любишь меня» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Добронравов)
«Прекрасная, как молодость, страна» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) - дуэт с Тамарой Синявской
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Прощай, Баку!» (М. Магомаев - С. Есенин)
«Прощай любовь» (А. Мажуков - О. Шахмалов)
«Разве тот мужчина» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Раздумье» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Хазри)
«Романс Лапина» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«С любовью к женщине» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Свадьба» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Сердце на снегу» (А. Бабаджанян - А. Дмоховский)
«Серенада Дон Кихота» (Д. Кабалевский - С. Богомазов)
«Серенада Трубадура» ("Луч солнца золотого...") (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Синяя вечность» (М. Магомаев - Г. Козловский)
«Скажи глазам твоим» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Рза, пер. М. Павловой)
«Слушай, сердце» (А. Островский - И. Шаферан)
«Солнцем опьянёный» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Стадион моей мечты» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Сумерки зелёные» (А. Мажуков - Е. Митасов)
«Сыновья Революции» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Торжественная песня» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Ты ко мне не вернёшься» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Улыбнись» (А. Бабаджанян - А. Вердян)
«Цветные сны» (В. Шаинский - М. Танич)
«Чёртово колесо» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Что взгрустнулось тебе» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Что так сердце растревожено» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Шаланды, полные кефали» (Н. Богословский - Н. Агатов)
«Широка страна моя родная» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Шло письмо» (В. Шаинский - С. Островой)
«Элегия» (М. Магомаев - Н. Добронравов)
«Я о Родине пою» (С. Туликов - Н. Доризо)
«Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (А. Островский)

Роли Муслима Магомаева в оперных театрах СССР:

«Свадьба Фигаро» В. Моцарта
«Волшебная флейта» В. Моцарта
«Риголетто» Дж. Верди
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Отелло» Дж. Верди
«Тоска» Дж. Пуччини
«Паяцы» Р. Леонкавалло
«Фауст» Ш. Гуно
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Алеко» С. В. Рахманинова
«Кёроглы» У. Гаджибекова
«Шах Исмаил» А. М. М. Магомаева
«Вэтэн» К. Караева и Д. Гаджиева

Песни на музыку Муслима Магомаева:

«Баллада о маленьком человеке» (Р. Рождественский)
«Вечный огонь» (А. Дмоховский)
«Грусть» (В. Авдеев)
«Далёкая-близкая» (А. Горохов)
«Дорога разлуки» (А.Дмоховский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский) с В. Толкуновой
«Жизнь моя - моя Отчизна» (Р. Рождественский)
«Жила-была» (Э.Пашнев)
«Земля - родина любви» (Н. Добронравов)
«Колокола рассвета» (Р. Рождественский)
«Колыбельная падающих звёзд» (А. Дмоховский)
«Маскарад» (И. Шаферан)
«Мы для песни рождены» (Р. Рождественский)
«Песня джигита» (А. Дмоховский)
«Последний аккорд» (Г. Козловский)
«Приснившаяся песенка» (Р. Рождественский)
«Приходят рассветы» (Р. Рождественский)
«Принцесса снежная» (Г. Козловский)
«Прощай, Баку» (С. Есенин)
«Рапсодия любви» (А. Горохов)
«Ревнивый Кавказ» (А. Горохов)
«Синяя вечность» (Г. Козловский)
«Соловьиный час» (А. Горохов)
«Старый мотив» (А. Дмоховский)
«Торжественная песня» (Р. Рождественский)
«Тревога рыбачки» (А. Горохов)
«У того окна» (Р. Гамзатов)
«Хиросима» (Р. Рождественский)
«Шахерезада» (А. Горохов)
«Элегия» (Н. Добронравов)