Роль искусства в обществе. О некоторых общих «законах» искусства

Во все времена человеческой цивилизации искусство всегда влияло на духовное развитие человека: или благотворно воздействовало на его моральный облик или, наоборот, вело к деградации личности. В зависимости от того, какие руки его созидали,- добрые или злые, в каком мышлении оно рождалось,- позитивном или негативном...
Всем понятно, что действие (поступки) происходят на основе мышления личности. А мышление развивается на основе той информации, которую впитывает наш мозг. И мы сами делаем выбор, какие мысли наши принимать и действовать соответственно им, или, наоборот, оказывать противодействие. Все зависит от нашего выбора.
Чтобы использовать силу мозга, совсем не обязательно знать законы физики или понимать сущность реальности - учеными давно доказано, что мысли материализуются.
«Использование огромных резервов, скрытых в подсознании, позволяет решать самые сложные проблемы повседневной жизни.ю когда логика оказывается бессильной» (Джон Кехо, поэт, филантроп, активный общественный деятель, предприниматель).
С этой точкой зрения согласен и доктор Дэвид Пит, ученый-физик Канадского королевского университета и автор книги «Мост между материей и мозгом», утверждающий, что наши мыслительные процессы намного более тесно связаны с физическим миром, чем многие предполагают".
" В 1979 году Роберт Дж. Джан, декан Школы технических и прикладных наук Принстонского университета, разработал программу по изучению «роли сознания в выявлении материальной действительности».Проведя тысячи экспериментов, Джан и его помощники опубликовали свои открытия, обнаружив, что имеются все основания утверждать, что мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность"(из книги Джона Кехо «Подсознание может все!»
«Хорошо,- скажите Вы,-а причем тут роль искусства в спасении человеческой цивилизации?»
Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Мысли совместно с действиями - это движущая сила для реализации либо достойной мечты, либо недостойной. Этот выбор совершается в мозгу мечтателя...» (из книги «Сила мысли» Гленн Бленда, автора бестселлеров и предпринимателя.)
«А причем тут искусство?»- опять спросите Вы. Да потому что искусство - это прямой результат нашего мышления.
Но как изменить наше мышление, как направить наши мысли к позитивной реализации?
Тут нужно вспомнить о духовности.Вернуться к изначальному сотворению человека, когда Бог вложил в него дух. Но человек отошел от планов Бога. начал творить зло изначально, избрав непослушание. Избрав неправильную, но собственную точку зрения. Ева сЪела запретный плод, Каин убил Авеля…
«В своем порабощении виноваты мы сами,
Ни звезды виноваты, милый Брут»
(Уильям Шекспир, перевод М.Столяровой)

И статьи Веры Воровьевой "Актуальное искусство: зритель в поисках смысла" :

В. Кандинский, «О духовном в искусстве».

Всякое искусство отражает эпоху, в которой оно рождено, предвосхищает пути развития культуры, обогащая ее новыми ценностями и идеалами, а также предостерегает общество от возможных ошибок развития. Последняя из названных функций имеет особенно глубокую связь со сферой актуального искусства. Искусство противоречивой эпохи не может не иметь противоречивых направлений. Именно таким направлением является актуальное искусство. Появление и развитие актуального искусства – закономерный процесс. Он затрагивает как отражение болезни и разобщенности, порой абсурдности современного мира, так и осмысление путей исцеления, поиска новых ценностей и новой духовной опоры культуры и человека. Этот творческий процесс, включающий великое множество разнородных явлений, способен как обогатить и возвысить искусство, так и разрушить его основы, связанные с духовным содержанием образа. Попытаемся понять, почему.

Каков возможный смысл и созидательный потенциал актуального искусства?

Современное общество, имея огромный потенциал к развитию, в немалой степени характеризуется утратой незыблемых стандартов добра, истины и прекрасного. Множество ценностей и идеалов прошлого, рожденных различными идеологиями,оказались ограниченными, деструктивными, несостоятельными, несбыточными. Ценности, способные не разъединять, но объединять и по-настоящему возвышать человечество, находятся в стадии формирования и осмысления, требуя истолкования прошлого и настоящего на более высоком уровне понимания, без разделения на абсолютное добро и зло, без тотального отказа, восхваления и очернения различных путей развития. Глубина экологического, политического, духовного разлада внутри современного общества приводит к настоятельной необходимости создания новой концепции существования человека в мире, подразумевающей поиск зерна смысла и мудрости в каждом опыте прошлого, а также необходимости создания нового многообразного единства идей и культур...

...Рождение актуального искусства связано с разочарованием во всесилии разума и потому связано с аппеляцией к миру чувственного, субъективно-личностного. Аппеляция к миру чувственного, к подсознанию и душе зрителя на уровне абстрактных форм, концептов, образов и творческих действий художника, очищенных от второстепенного содержания и ясного сюжета, таит в себе новые, еще не исследованные возможности духовного воздействия на зрителя.

Рождение актуального искусства в его самых пронзительных проявлениях можно рассматривать как реанимацию человеческой души, умирающей от отсутствия сильных чувств и впечатлений в безразличии и бездуховности будней нашей эпохи.

Актуальное искусство в некоторых своих проявлениях до боли откровенно диагностирует болезни общества. Игра и интерпретация актуального искусства становятся бунтом против мнимой, насаждаемой массовой культурой, одномерности многомерного человека, против сна наяву, в котором проходят жизни тысяч людей. Такое искусство несет в себе отрицание предзаданности человека, превращения его в бесчувственную машину, взаимозаменяемый винтик огромной общественной системы. Актуальное искусство в лучших своих проявлениях дает осознать абсурдность предзаданного существования, происходящего вне осознанного выбора, вне свободы и ответственности человека за безграничные возможности своей жизни. Такое осознание ведет к тому, что человек уже не может механически воспроизводить ограниченный набор реакций и не страдать.

Созидательным потенциалом обладает область актуального искусства, связанная с поисками новой выразительности абстрактного образа. В творческом поиске художник совершает движение от отображения формы объектов и явлений к передаче их многомерного внутреннего содержания, идеи, смысла, вибрации, уникальной творимой ими атмосферы. Как многими веками ранее иконописец отошел от детальной передачи анатомии и пропорций человеческого тела во имя запечатления духа, пребывающего в этом теле, так и талантливый современный художник, создающий абстрактный образ, стремится к осмыслению и отображению сокровенной сути вещей.

Данная область творческого поиска способна обогатить искусство современности новой глубиной, силой и редкой духовной наполненностью.

Однако актуальное искусство имеет и противоречивые, порой деструктивные черты. Свобода во имя творческого поиска и предельной откровенности автора зачастую оборачивается бесплодной свободой от духовных ценностей и смысла творимого. Пустые формы, не наполненные ничем либо наполненные непереработынными и непереосмысленными автором разрушительными эмоциями, не переплавленными в мудрость, способны войти в резонанс с самым темным и деструктивным в душе зрителя, рождая болезненные фантазии и идеи. Зритель не поднимается выше устремления автора. Если автор не устремлен ни к чему, его искусство может принести вред. О великой и небезопасной силе воздействия искусства было известно всем цивилизациям и культурам прошлого. Свобода художника всегда была ограничена внутренней необходинмостью служения идее, ведущей человека и культуру к мудрости и осознанности. Вхождение в резонанс с искусством, идеи которого не имеют созидательного потенциала, губительно для человеческой цивилизации."

"Духовная жизнь, частью которого является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов. есть движение вперед и ввысь"

Таким образом, мы видим, что любой вид искусства, исполняемый автором, может нести в себе созидательный и разрушительный характер.

Созидательный, если он основан на духовном развитии и разрушительный - если основан на стереотипе современной идеологии...

Роль искусства в мире в целом, безусловно, огромна - как по созидательной, так и по разрушительной силе. Современное искусство играет, к сожалению, преимущественно роль разрушительную.

Действительно, если самые шумные архиноваторы современного искусства исчезают бесследно за малейшим поворотом истории, то Фидий, Микеланджело и Рафаэль, Бах, Бетховен и Моцарт вообще не поддаются времени...Все они создали в своих произведениях созидательную силу.

Сегодня. в современном искусстве мы видим превосходство материального мира над духовным, чувства над разумом, тела над душой...

" Без откровения свыше народ необуздан."- из Книги Притчей Соломоновых (29:17).

То есть, если человек действует не по воле Божией, по воле "свыше", а по своей воле, которая основана на греховной природе, -то он создает то или иное произведение искусства, несущее в себе негативные стержни. и, уверяю Вас, его произведение может нести в себе силы, разрушающие психику и духовность зрителя, читателя, слушателя...А отсюда и произрастающие негативные плоды деятельности, исходящие от изменения ценностей вследствии деградации восприятия мира. За самим человеком выбор- скажете Вы. Это так. Но выбор зачастую проявляется от того жизненного опыта, которое пережил человек, его духовного развития и воспитания...А если учитывать тот факт. что современное искусство более несет в себе разрушительный характер. чем созидательный, то и результат восприятия действительности, обязательно будет нести в себе негативный отпечаток. А отсюда и неправильный выбор...

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это – художественное содержание, а не научное и не философское. Великий писатель Л.Н Толстой, например, говорил, что искусство это как средство обмена чувствами. Сегодня ни кто не может точно ответить на вопрос, для чего человеку нужно искусство. Одни говорят, что искусство существует для украшения жизни, в то время как другие утверждают, что искусство нужно для того что бы человек мог выразить свои чувства.

Тут можно было бы процитировать слова Владимира Ильича Ленина, обсуждая задачи стоящие перед советскими художниками, он говорил что: Искусство в своей основе народно. «Искусство принадлежит народу. И оно должно уходить своими корнями в толщу трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их талант».

Конечно искусство занимает особое место среди многих других эстетических ценностей, и несомненно играет колоссальную роль в развитии общества. Оно пристает перед людьми в виде огромного количества художественных произведений, созданных живописцами, ваятелями, писателями, музыкантами. Но если вдруг красота созданных человеком вещей со временем исчезает, то искусство в этом отношении устойчиво- те или иные художественные произведения сохраняются обществом, а по этому воспринимаются людьми, оказывают на них воздействие.



Место искусства среди многих других эстетических ценностей определяется тем, что оно несет в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей и сохраняет их образы для нового общества.

Почему искусство сохраняется людьми? В первую очередь потому, что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой и гармоничной личности.

Следовало бы отметить тот факт, что искусство обладает познавательной функцией- оно наглядно показывает человеку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения, духовные ценности с которыми человек не всегда встречается в своей практике. Искусство дает человеку художественную картину мира, которая выступает частью общей картины мира и на ряду с идеологическими воззрениями составляет мировоззрение человека. Отсюда искусство способствует выработке ценностной ориентации человека к жизни, понимания смысла жизни. Вот почему произведения великих художников называют энциклопедией жизни. В связи с этим искусство используется в процессе образования, обучения.

Искусству присуща так же идеологическая функция- оно влияет на возникновение у людей классовых интересов, мировоззрения, приобщения к идеологии определенного класса.

Искусство участвует в формировании всех социальных чувств людей (нравственных, политических, религиозных и т.д.), в целом общественно психологии, то есть оно осуществляет воспитательную функцию, выступает как важное средство воспитания. К тому же оно способствует к самосознанию человека.

Еще одной ее функцией является трансляция во времени и пространстве. Трансляция того или иного опыта осуществляется для того, что бы человек обратился к глубинам своего понимания мира. Через сопоставление своих ценностей и ценностей предыдущих поколений, другого человека, других культур. Однако, самое главное для того, что бы человек научился выстраивать свою жизненную стратегию, учитывая при этом опыт своих предков, опыт других культур и своих современников.

Искусство – это одна из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии явлений общественного характера и оказывает огромное влияние на развитие общества. В единстве всех своих сторон- искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей доступности, точности, наглядности огромной силой воздействия на умы и сердца людей.

Прежде всего, искусство формирует чувства человека. Затем человек обращается к познанию оснований идеалов. Так, начинается развитие его интеллекта. Видя, что должное и существующее вокруг не совпадают, человек начинает воплощать свое представление о должном в жизнь, либо же он принимает существующее как должное. Таким образом начинается формирование его воли. Так, искусство способствует социализации человека. Оно вводит его в культуру, пробуждая волю к активно творческому преобразованию существующего порядка.

Выделяется еще одна функция, которая называется коммуникативная. Она заключается в то, что оно расширяет социальный опыт людей- их взаимодействие друг между другом, природой и обществом, которое почти всегда ограничено к примеру пространством и временем, общением на производстве и в быту. По средством искусства человек приобщается к исторической практике общества, общается с природой и людьми различных стран, эпох, народов… А практика- это основа познания мира человеком. Эта связь человека с общественной практикой, способствует более полному формированию духовного мира человека, более полному познанию человека и общества.

Любая форма общественного сознания, включая и искусство, связана с реальностью через свои определенные функции.

Исходя из всего этого, от себя можно сказать, что человек был бы практически совсем иным. Если бы в мире не знали что такое искусство. Не будь искусства, мы вряд ли смогли бы посмотреть на мир с разных тоҹек зрения, заглянуть за рамки обыденного, ҹувствовать немного острее.

Ведь если взять и провести параллель между человеческой жизнью, начиная от самого его рождения и заканчивая смертью. То можно четко увидеть, что искусство сопровождает его практически везде и всюду на протяжении всей его жизни. И очень жаль, что современные технологии отвлекают нынешнюю молодежь от прекрасного мира искусства. Согласитесь, ведь это замечательно- видеть мир не так, как его видят все остальные.


Заключение

В заключении хотелось бы подвести итоги проведенной мной работы. И я была удивлена тому, насколько огромна роль искусства в нашей жизни. Я конечно знала, что какую- то роль искусство все же играет в нашей жизни, но я не знала, что настолько. Из этой работы я разведала для себя очень много интересного и в то же время полезного. Мне было интересно изучать, искать и читать различные статьи и книги на данную тему. И стало ясно, что искусство все же отображает образное как реальное. Главной целью которого является приобщение человека к прекрасному, интересному,чувственному и красивому, в отдельных случаях даже к необъяснимому и противоречивому. И это очень интересно.

Искусству, как уже говорилось, в нашей жизни отведена особая и очень важная роль. Ведь именно она заставляет нас задумываться над важными проблемами и вещами, которые происходят вокруг нас, она волнует наше сознание и не оставляет нас равнодушными. Оно способно воодушевить или заставить нас собраться с духом, даже тогда, когда мы сломлены духовно и морально. Искусство порой может быть единственным средством, которое может вдохновить нас на подвиг или поддержать в трудной ситуации.

Мне очень понравилось обсуждать, анализировать вопросы на эту тему. Ведь этот вопрос достаточно таки актуальный на сегодняшний день. Особенно в современной динамичной реальности, когда мир меняется так быстро. Эти темпы изменения жизни часто приводят к нарастанию конфликтов самых разных уровней. Посему исследования процессов развития культуры всевозможных социальных слоях позволяют своевременно разрешить и снять конфликт и смоделировать социокультурную ситуацию на ближайшие годы.

Что же касается материала, то во время работы над этой темой я несколько раз посетила городскую библиотеку, и оказалось, что его довольно таки мало. Но все что я нашла очень помогло мне. Очень интересные книги и статьи. Особенно мне понравился один «Научно- методический журнал», автором которого является В.Г.Горецкий. В нем описываются проблемы современного человечества, и конечно затрагивается и тема – роль и место искусства в современном обществе. И хотелось бы, что б в мире выпускалось по больше журналов с подобными статьями. Что бы люди знали, что происходит в той или иной области и что можно сделать, что бы его улучшить.

Я очень довольна проведенной мной работой. И считаю, что у меня получилось раскрыть этот вопрос.

Сейчас невозможно представить себе, чтоб нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

III. Заключение.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Литература

Гнедич П.П. История искусств, 2002

Каган М. С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

- 75.00 Кб

Роль искусства в жизни общества, его функции

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно- образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их», - говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.

Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.

В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.

Цель искусства - раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Произнося приговор уродливым сторонам жизни, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества. Важнейшим моментом эстетической оценки действительности является отрицательное, враждебное отношение передового художника ко всему реакционному как уродливому и оценка прогрессивного как прекрасного по своей сущности.

Активная, мобилизующая роль искусства особенно возросла в нашу эпоху - эпоху борьбы двух общественных систем: социалистической и капиталистической. В нашей стране искусство является одним из могущественных средств коммунистического воспитания, борьбы против пережитков капитализма в умах и чувствах людей.
Искусство нельзя понять вне его взаимоотношения с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии, вне его зависимости от экономических основ общественного развития.

Искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.

Живя в классовом обществе, художник, естественно, выступает как представитель определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений.
В классовом обществе воздействие реакционных идей накладывает отпечаток ограниченности на творчество художников. Выражение художником подлинных интересов трудящихся классов расширяет его творческий кругозор и его способность к эстетическому воплощению в образах искусства передовых устремлений общества в целом.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных школ, стилей, течений, находящихся во взаимодействии, борьбе. В своем творчестве художник исходит не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения натуры, но также из опыта, накопленного искусством за всю историю человечества, из традиций национальных школ, то опираясь на них, то противопоставляя им свое новое понимание явлений действительности.

Уровень развития искусства, достижение им высокой эстетической ценности, подчеркивает К. Маркс, не находится в прямом соответствии с ростом производительных сил. Прогрессу производительных сил в антагонистическом обществе сопутствует рост эксплуатации, которая уродует человека и человеческие отношения, сковывает развитие творческих способностей трудящихся масс, насаждает иллюзии в их сознании. Возникновение и расцвет некоторых видов искусства возможны только на ранних этапах художественного развития и неповторимы в классовом обществе в дальнейшем.

Прогресс искусства сильнее и ярче проявляется в гуманистических и реалистических тенденциях и завоеваниях каждой эпохи. Реализм - художественный метод, наиболее отвечающий познавательной природе искусства. Но правдивое отражение действительности не может быть сведено к копированию действительности. Подлинный реализм характеризует стремление воплотить в ярко индивидуальных образах типическое, закономерное в жизни. Отсутствие гармонического единства обобщения и индивидуализации художественного образа приводит или к схематизму, лишающему художественное произведение жизненной силы убедительности, или к изображению случайных, мелочных сторон действительности. «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах... которые их окружают и заставляют действовать...»,- подчеркивает Энгельс, говоря об особенностях демократического реализма 19 в.

Реализм в искусстве - понятие историческое. Он приобретает различное содержание и форму в зависимости от определенных исторических условий данной эпохи, проходя ряд качественно своеобразных ступеней своего развития. Эти ступени определяются как изменением самого предмета изображения - новых общественных отношений, нового уклада жизни,- так и воплощением нового уровня общественного сознания, различием характера представлений о жизни.

На ранних ступенях общественного развития правдивое отражение жизни в искусстве формируется стихийно и большей частью облекается в фантастические мифологические формы (искусство древнего мира и средних веков). Сознательная устремленность к познанию мира, его закономерностей, сложение реализма как программно осознанного определенного метода в искусстве относится к эпохе Возрождения, когда искусство, как и наука, освобождаясь от плена церковной схоластики, овладевает правдивым отображением образа человека, его мировоззрения и общественных отношений.

Демократический реализм 19 в. развивается в условиях капиталистического общества. Он окончательно освобождается от связи с мифологией, от религиозных форм восприятия мира, и с углублением метода, приобретает целеустремленный характер. Это в основе своей - критический реализм, обнажающий и критикующий пороки капиталистического общества, утверждающий демократические гуманистические идеалы. Критический реализм с его осознанной идейной программой является выразителем боевой демократической культуры с ее народным национальным характером.

Революционный пролетариат строит бесклассовое общество, обеспечивающее всестороннее развитие творческих способностей человека, освобожденного от всяких форм социального рабства. После победы социализма складывается как ведущее искусство, как целостный метод и направление социалистический реализм. Он продолжает развитие реалистических достижений предшествующих исторических эпох, критически перерабатывая все ценное, созданное человечеством. Вместе с тем социалистический реализм - новая, высшая форма реалистического искусства, наиболее последовательного и полного художественного отображения и оценки действительности в ее развитии и изменении.

Искусство социалистического реализма правдиво запечатлевает уклад жизни и наглядно воплощает мир этических и эстетических чувств, мыслей и идей социалистического коллектива. Оно воспитывает народ в духе социализма и коммунизма. «Наш реализм сугубо динамичен... Социалистический реалист понимает действительность как развитие, как движение, идущее в непрерывной борьбе противоположностей... Он определяет себя как выражение исторического процесса, с одной стороны, а с другой стороны,- как активную силу, которая определяет собой ход этого процесса»,- подчеркивал А. В. Луначарский,- «но он (реализм) насквозь отдается борьбе, он весь насквозь - строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и его вождей, он понимает великое значение того первого основного боя и того первого акта мирового социалистического строительства, которое происходит в нашей стране.

Кроме эстетической, художественной функции, являющейся для искусства специфической, оно выполняет также неспецифические функции. В многообразии эмоций, переживаемых человеком при восприятии произведений искусства, можно выделить даже витальные (так, возможна реакция на натюрморт с изображением аппетитных фруктов как на реальные плоды). Конечно, это далеко не самое важное, во имя чего создаются произведения искусства.

Многие наши нереализованные возможности компенсируются при общении с искусством (так, например, поставив себя на место персонажа, мы проживаем еще одну жизнь, отличную от нашей). Происходит своеобразная компенсация нашей будничной жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) – механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

В зависимости от овладения языком искусства люди получают удовольствие от разных произведений. В этом заключается гедонистическая функция. Человек образованный, эрудированный способен получать духовное наслаждение от освоения произведений более широкого видового и жанрового спектра, разных школ и направлений.

Искусство помогает нам развлечься и расслабиться, снять напряжение, то есть выполняет рекреативную функцию. Для того чтобы выполнять эту функцию, искусство может не быть сложным, требующим особых интеллектуальных и душевных затрат. С задачей развлечь человека, отвлечь его от повседневного, рутинного течения жизни способно и массовое искусство.

Однако процесс восприятия искусства диалектичен. Искусство не только удовлетворяет потребности человека, но и актуализирует, пробуждает, формирует их. Можно прийти в театр развлечься, а уйти изменившимся нравственно. В этом случае обнаруживается воспитательная функция искусства, которая заключается в его способности обогащать, расширять и возвышать сферу человеческих потребностей. Искусство выступает как средство возвышения, духовного и социального совершенствования человека, оно социализирует личность , предлагая ей тот тип поведения, который необходим обществу.

Искусство может рассматриваться и как способ коммуникации, в нем закрепляется связь между человеком и обществом, благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны. Если же рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т. е. существование во времени, то ее главные функции заключаются в обеспечении сохранения художественных ценностей, передаче их из поколения в поколение (функция трансляции ), поскольку историческая изменчивость социальной жизни требует актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Познавательная функция искусства В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания. Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов.

Великие произведения искусства, скажем, произведения живописи, после создания существуют не только и не столько в музеях, сколько в духовном мире человечества. Так, например, «Владимирская Богоматерь», византийская икона XII века в собрании Государственной Третьяковской галерее, не только представляет собой бесценный подлинник (доска, левкас, темперная живопись), но и живет самостоятельной жизнью, став фактом общественного сознания. Раз созданный художественный образ наполняется все новым и новым смыслом, претерпевает многочисленные эволюции, связанные с историческими изменениями духовного мира людей.

Воспитывая человека, помогая ему постигать духовные ценности, искусство способно формировать общественные идеалы, социальные роли индивида, то есть выполняет социальную и идеологическую функции. Способность апеллировать к социальным потребностям человека во все времена делала искусство оружием острейшей идеологической борьбы, в бурях которой одни произведения горели на костре, а другие становились знаменем, ведущим в битвы тысячные массы людей.

Однако функцию познания может осуществлять наука, рекреативную функцию – физическая культура, например. Удовлетворение человеческой потребности в красоте – также не монополия искусства. Что же является функцией исключительно искусства?

Искусство способно воздействовать на эмоциональную сферу человека, в этом заключается его эмотивная функция. Произведение искусства должно вызывать у человека интерес, дарить удовольствие от его восприятия, будь то чтение, просмотр или созерцание. Оно способно переселить нас в мир художественного вымысла, заставить сопереживать, сочувствовать персонажам, лирическому герою, примерять на себя душевное состояние, запечатленное в нем. Причем эмотивная функция, в отличие от всех вышеперечисленных, присуща всем произведениям искусства вне зависимости от их видовой или жанровой принадлежности.

Однако эмоции способны вызывать не только произведения искусства. Для того чтобы понять специфику искусства, необходимо обратить внимание на то, как оно возбуждает эмоции. В отличие от реальных жизненных обстоятельств, на которые мы эмоционально реагируем, художественное произведение есть искусственно создаваемый источник эмоций. Чтобы человек переживал эмоции в процессе освоения произведения искусства, необходимо воздействовать на его воображение, включить человека в событие. Это совершается, как уже отмечалось, с помощью создания художественного образа.

Описание работы

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их», - говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.