А к толстой является автором произведений. А.К. Толстой, Брянская земля. Фантастические повести и романтическая проза

Алексей Константинович Толстой – русский писатель, поэт и драматург из рода Толстых.

Алексей Константинович Толстой
(1817-1875)
«И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало».
А. К. Толстой

Родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея Перовского. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Перовский (псевдоним Антон Погорельский), сочинил для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика Алеши.

С шести лет Алексей выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. Он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым (который позднее напишет портрет юного Толстого). Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. В 1834 году Толстой был зачислен «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 года он сдает в Московский Университет экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных.

В 1836 году Толстой берет четырехмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжелобольного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Все свое состояние он оставляет Алеше.

В конце этого же года Толстой переведен в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Во Франкфурте Толстой большую часть своего времени, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях.

С 1838 - 1839гг. Толстой живет за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (которые будут опубликованы только после смерти автора).
Первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики. Вернувшись в Россию, Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог, перешедшем ему по наследству. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.

В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом «Краснорогский» опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внес в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нем не нашел. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена.

В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Им далеко не сразу было суждено воссоединиться.

Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления, он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит его, и в 1861 году он добивается своей отставки. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом.

Поэта увлекает и русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создает исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.

В это время, он написал три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1869гг.). К началу 70-х годов у писателя возник замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, но закончить его, к сожалению, автору не удалось.

В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия. Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Алексей Константинович Толстой, был писателем большого природного таланта. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, - как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве. И, разумеется, не упомянуть самого знаменитого русского мудреца Козьму Пруткова было бы непростительной ошибкой. Наиболее блестящие афоризмы «председателя Пробирной Палатки» принадлежат как раз перу Толстого. «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Где начало того конца, которым оканчивается начало?», «Не всё стриги, что растёт». И вечно актуальное для наших березняков: «Держаться партии народной и современно и доходно».

Царедворец, поэт, патриот, историк, писатель, сатирик, насмешник, мистик, авантюрист, силач и красавец... Как там у Козьмы Пруткова? «Никто не обнимет необъятного»? Парадоксальным образом автору изречения, графу Алексею Толстому, это почти удалось.

Знаете ли вы что

Алексей Толстой был физически очень силён. Как говорят исторические документы, он могу при помощи одних рук разгибать подковы, а также он мог всего одним пальцем вгонять гвоздь в стену.

С супругой Софьей у Алексея Константиновича Толстого детей не было.

Жена Толстого, несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна и обладала пытливым умом. Знала четырнадцать иностранных языков.
Алексей Константинович был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя.
В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени.
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения - поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.

Интернет-ресурсы:

Алексей Константинович Толстой. Все книги автора [Электронный ресурс] // Читать книги онлайн: электронная библиотека. – Режим доступа: https://www.bookol.ru/author/aleksey-konstantinovich-tolstoy.htm

Бугримова, Ольга. Тайны А. К. Толстого [Электронный ресурс] / О. Бугримова // Проза.ру: литературный портал. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/07/29/1745

Жуков, Дмитрий. Алексей Константинович Толстой [Электронный ресурс] / Д. Жуков. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=102609

Ерёмин, Виктор. Алексей Толстой, или О, счастливчик! / В. Еремин // LiveInternet. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post419155158/

Кудряшов, Константин. Литература абсурда. Алексей Толстой не терпел скуки в творчестве и жизни / К. Кудряшов [Электронный ресурс] / / Аргументы и факты. 2015. - № 41. – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/person/literatura_absurda_aleksey_tolstoy_ne_terpel_skuki_v_tvorchestve_i_zhizni

Толстой Алексей Константинович. Собрание сочинений [Электронный ресурс] / А. К. Толстой // Lib.Ru/Классика. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/

Афоризмы и цитаты:

Все, что не ты - так суетно и ложно,
Все, что не ты - бесцветно и мертво.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

В природе человеческой окрашивать чужие поступки нашим личным расположением к их совершителям.

Прослыть боится слабым лишь тот, кто слаб.

Правду сказать недолго, да говорить-то надо умеючи.

Печали вечной в мире нет
И нет тоски неизлечимой.

Не вдруг приходит вдохновенье,
Земное бремя тяжело...

Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Нас редко оскорбляет обвинение в пороках, которых мы решительно чужды.

К чему душа, когда любовь погибла!
Теперь мне боле нечего терять -
И смерть и ад на бой я вызываю!

В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!

Не было б вам на том свету ни дна, ни покрышки.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября (по старому стилю 24 августа) 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
В 1826 г. мальчика перевезли в Петербург. При посредстве Жуковского он был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II, и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с тамошними достопримечательностями, однажды представил его Гете. До самой своей смерти в 1836 г. дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.
Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в 1834 г. поступает в число так называемых «архивных юношей», состоящих при Московском главном архиве министерства иностранных дел. В 1835 г. он выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837–1840 гг. числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Петербург, с 1840 г. числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 г. получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 – церемониймейстера.
В 1840-х гг. Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Однако именно тогда начинается и его серьезная литературная деятельность. Первая публикация – фантастическая повесть «Упырь» (1841 г., под псевдонимом Краснорогский) была отмечена Белинским.
С 1854 г. в «Современнике» появляются стихи Козьмы Пруткова. Эта маска тупого и самовлюбленного бюрократа была придумана в начале 50-х гг. Толстым и его двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Тогда же Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В конце 50-х гг. он сотрудничает в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».
Зимой 1850–1851 г. Толстой встретил на балу Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, против этого романа резко возражала и мать Толстого. Поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863 г. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей – в том числе, посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…».
В 1855 г., во время Крымской войны, Толстой пытается организовать особое добровольное ополчение, но ему это не удается, и он поступает в число охотников так называемого «стрелкового полка Императорской фамилии». Участия в военных действиях ему так и не приходится принять, но он едва не умирает от жестокого тифа.
В 1856 г., в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адьютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты).
Чиновная карьера Толстого складывалась успешно; при этом он умел сохранять внутреннюю независимость, следовать собственным принципам. Именно Толстой помог освободить от ссылки в Среднюю Азию и от солдатской повинности Тараса Шевченко; сделал всё, чтобы Тургенева отпустили из ссылки за некролог памяти Гоголя. Рассказывают, что когда Александр II спросил однажды Алексея Константиновича: «Что делается в русской литературе?», тот ответил: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского».
Однако карьера придворного и политического деятеля была Толстому не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности (в частности, самого императора), он в 1859 г. добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. – полной отставки (эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин»). Теперь он живет большей частью за границей, летом на разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу бывает также в своих русских имениях – Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге. Занимается почти исключительно литературным творчеством. При этом хозяйству он уделял мало внимания, и постепенно разорился.
В 1861 г. опубликована драматическая поэма «Дон Жуан». В 1863 г. выходит в свет исторический роман «Князь Серебряный». Критикой роман воспринят не был, но скоро вошел в число образцовых, классических книг для детского и юношеского чтения.
Затем появляется историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная ее тема – трагедия власти.
Толстой переводит на русский язык Байрона, Шенье, Гете, Гейне, шотландских поэтов, а на немецкий – русских писателей.
В 1867 г. выходит первое (и последнее прижизненное) собрание стихотворений Толстого, подводившее итог более чем 20-летней творческой работы.
В последнее десятилетие жизни Толстой пишет и публикует исторические баллады и былины. Они во многом связаны с традициями устного народного творчества, хотя отнюдь не являются стилизациями. Здесь поэт развертывает свою концепцию русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской. Былины насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).
Большим успехом пользовались сатирические стихотворения Толстого. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ поэт пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял («Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Порой веселой мая»), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).
Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить ее автор не успел. Толстой скончался 10 октября (по старому стилю 28 сентября) 1875 г. в своем имении Красный Рог от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы и невралгии с тяжелыми головными болями. Похоронен был возле сельской церкви. Позже там же завещала похоронить себя Софья Андреевна.
Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символисты. Широкое, в том числе и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии.




А.К. Толстой, Брянская земля.

Имя Алексея Константиновича Толстого (родился в С. Петербурге в 1817 году) известно каждому любителю русской словестности. Это и историко - приключенческий роман "Князь Серебряный" и афоризмы Козьмы Пруткова, и драматическая трилогия, и, конечно же, незабываемые строки его стихотворений.
В детстве будущий поэт жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста "беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение." Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..." Сюда, в Красный Рог, он вернулся, оставив службу в конце 50-х годов, здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви.
Будучи человеком европейского образования, Толстой оставался истинно русским патриотом, не отделявшим себя от судьбы Родины. Как написанные сегодня, звучат его слова:

Да, он грустит во дни невзгоды,
Родному голосу внемля,
Что на два разные народа
Распалась русская земля.

Как он любил свой мирный уголок,
Взрастивший в нем возвышенные чувства,
Где в тишине, от суеты далек,
Он уходил в свой чудный мир искусства.
... И до конца он любоваться мог
Своих лесов любимыми краями:
И осенил родимый Красный Рог
Его конец безоблачными снами.

«Здесь все живет и дышит им, все напоминает о нем: и кресла его, и письменный стол, за которым он писал свои произведения, и черный рояль. Здесь еще не стерлись его следы, отзвуки его голоса, кажется, что он только вчера проходил по этим комнатам».

Сотни подобных записей можно найти в книгах отзы­вов посетителей литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге. Он стал притягательным памятным местом для любителей поэтического слова.

Приезжая сюда, люди воздают дань глубокого уважения Алексею Константиновичу Толстому - выдаю­щемуся русскому поэту, прозаику и драматургу, автору широко известной трилогии «Смерть Иоанна Грозного»,

«Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», романа «Князь Серебряный», прекрасных исторических баллад, лирических стихотворений, одного из создателей зна­менитого Козьмы Пруткова.

Открытие литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге состоялось в 1967 году, когда широко отме­чалось 150-летие со дня рождения А. К. Толстого. Именно с этим уголком брянского края была связана значительная часть жизни писателя. Усадьба с уникаль­ным парком, живописные окрестности Красного Рога, чарующая русская природа явились своеобразной колы­белью будущего поэта. Сама обстановка будила поэти­ческую фантазию, развивала склонность к литературному творчеству. Именно здесь А. К. Толстой написал зна­чительную часть произведений.

Родился Алексей Константинович 24 августа 1817 года в Петербурге. Когда мальчику было шесть недель, мать увезла его в Черниговскую губернию в имение своего брата А. А. Перовского - в Погорельцы. Потом они переехали в Красный Рог. Здесь и прошло детство будущего поэта. Позже этот край он назовет своей истин­ной родиной.

Воспитание Алеши взял на себя его дядя - Алексей Алексеевич Перовский, известный прозаик 20-30-х годов XIX века. Он печатал свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. А. А. Перовский знакомил племянника с природой, с жизнью местного населения, воспитывал у него любовь ко всему доброму и прекрасному, пробуждал интерес к русской и зару­бежной литературе.

Это не прошло бесследно. С шестилетнего возраста А. К. Толстой начал пробовать свои силы в поэзии. О его ранних стихотворных опытах одобрительно ото­звался А. С. Пушкин.

Десяти лет будущий поэт с матерью и ее братом побывал в Германии. А еще четыре года спустя состо­ялось путешествие в Италию.

В 1834 году А. К. Толстого определили в Москов­ский архив Министерства иностранных дел, где он разбирал и производил описание древних документов. В следующем году, т. е. в семнадцать лет, юноша выдержал в словесном отделении Московского универ­ситета экзамены на право получения чина и был «признан достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы». В 1837 году его назначили в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

После четырехлетнего пребывания в Европе, с конца 1840 года, началась служба Алексея Константиновича в Петербурге. Но сухая казенная работа мало радовала Толстого. Его неодолимо влекло литературное творчество. И он серьезно занимался любимым делом. В 1841 году вышла фантастическая повесть «Упырь», были напеча­таны стихотворение, несколько очерков и рассказов. Широко известные стихи «Ты знаешь край, где все обильем дышит...», «Колокольчики мои...», «Василий Ши­банов», «Курган» и другие тоже были написаны в этот период, хотя увидели свет гораздо позже.

В начале пятидесятых годов «родился» Козьма Прут­ков. От имени этого тупого и самовлюбленного бюро­крата николаевской эпохи А. К- Толстой, его двоюрод­ные братья Алексей и Владимир Жемчужниковы выступали в самых различных жанрах. Писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, истори­ческие анекдоты, в которых высмеивались явления окру­жающей действительности.

В сентябре 1861 года. Алексею Константиновичу удалось добиться отставки и бросить службу. Он посе­лился в Красном Роге. В шестидесятых годах он опуб­ликовал драматическую поэму «Дон Жуан» и роман «Князь Серебряный», затем написал одну за другой три пьесы, составившие трилогию «Смерть Иоанна Гроз­ного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

В 1867 году вышел сборник стихотворений, подводив­ший, итог более чем двадцатилетней поэтической работе А. К. Толстого. Большое место в сборнике заняла лирика, в которой главную тему составляют пейзажи родного края и настроения, навеянные им. Как проникно­венно звучат, например, эти строки:

Ты знаешь край, где все

обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль

колышет, В вишневых рощах тонут

хутора, Среди садов деревья гнутся

И до земли висит их плод

Шумя, тростник над озером

трепещет, И чист, и тих, и ясен свод

небес, Косарь поет, коса звенит

и блещет. Вдоль берега стоит кудрявый

лес, И к облакам, клубяся

над водою, Бежит дымок синеющей струею?

В стихотворении «Колодники», ставшем популярной народной песней, нарисована картина, полная трагизма и безысходности.

Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль,- Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами, шагают вперед тяжело, Угрюмые сдвинули брови, На сердце раздумье легло.

Поют про свободные степи, Про дикую волю поют. День меркнет все боле,-

а цепи Дорогу метут да метут...

Отзвуки народных песен с их радостями и печалями слышатся в толстовских «Ты не спрашивай, не распы­тывай», «Не божьим громом горе ударило», «Ты почто, злая кручинушка», «Кабы знала я, кабы ведала» и других. Народная мудрость, трогательная простота присущи многим этим стихотворениям. Другой темой лирики Толстого является любовь - глубокая, чистая, вдохновляющая.

И еще одна особенность творчества Алексея Констан­тиновича, о которой хорошо сказал композитор П. И. Чай­ковский: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов». Стихи Толстого были положены на музыку Чайков­ским, Кюи, Римским-Корсаковым, Рубинштейном, Бороди­ным, Мусоргским, Рахманиновым, Танеевым и другими. До сих пор, например, не утратил очарования и неж­ности романс, созданный на эти взволнованные стихи А. К. Толстого:

Средь шумного бала случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.

свирели. Как моря играющий вал.

Умер Алексей Константинович 28 сентября 1875 года. Похоронили его возле Краснорогскои церкви в семейном склепе.

Юбилейная медаль к 170-летию со дня рождения А. К. Толстого

Из построек того времени в усадьбе сохранились домик хозяйственного двора, бывшая прачечная и фли­гель, в котором ныне располагается музей поэта. За преде­лами усадьбы находятся церковь и могила поэта с ка­менным надгробием. Как и толстовская усадьба, они на­ходятся под государственной охраной как памятники истории и культуры.

Ежегодно в сентябре в Красном Роге проводится празд­ник поэзии. Это дань уважения советских людей А. К- Тол­стому, творчество которого выдержало испытание време­нем.

Именем замечательного поэта-земляка назван Брян­ский городской парк культуры и отдыха. Здесь Алек­сею Константиновичу Толстому установлен памятник.

В здании флигеля, восстановленном после войны, ныне разместился музей А.К. Толстого

Село Красный Рог. Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого, бюст поэта и фамильный склеп Толстых.

Село Красный Рог

Флигель. Единственное сохранившееся мемориальное здание усадьбы. Фото 2006 г.

Портрет А.К. Толстого. (Б. Яшин)


(воспоминания А.Ф. Войстроченко)


(подготовка усадьбы А.К. Толстого к его юбилею)


Парк-музей им. А.К. Толстого:

Деревянный фонтан "Чёртова мельница"

Памятник А.К. Толстому

3 сентября 2016 г. всё культурное сообщество Брянска и страны отмечает 199 лет графу А.К. Толстому.

Ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира»

3 сентября 2016 года в Литературно – мемориальном музее А.К. Толстого состоялся ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». В рамках праздника был организован областной творческий конкурс «Заветные тропинки А.К. Толстого», основанный на одноименном новом туристическом маршруте. В конкурсе приняли участие сотрудники и экскурсоводы государственных и муниципальных музеев Брянской области.

Сотрудники «Брянского государственного краеведческого музея» представили гостям праздника театрализованную миниатюру «Романтические грезы или иллюзии воспоминаний» на стихи А.К. Толстого «Во дни минувшего бывало…». Участники сценки своей удивительной игрой попытались передать зрителю чувства, нахлынувшие на А.К. Толстого при написании данного стихотворения. За участие в конкурсе «Заветные тропинки А.К. Толстого» сотрудники Брянского государственного краеведческого музея были награждены дипломом второй степени.

30 августа в городском выставочном зале открылась фотовыставка «Есть много звуков в сердца глубине…», посвященная 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого. Идею фотографов поддержал директор театра Андрей Викторович Саликов, его режиссером стала заслуженная артистка РФ Марина Финогенова, а воплотили в жизнь артисты Брянского театра драмы им. А.К.Толстого и фотографы фотоклуба «Брянская улица».
Народный артист РФ Иосиф Камышев, артисты театра Андрей Савченков, Ксения Ланская, Мария Максимова, Илья Беззуб, Леонид Гой, Татьяна Сычева предстали на фотографиях в образах из «Князя Серебряного» и «Дон Жуана». Елена Дигина и Олег Чиганов воплотили образы Софьи Толстой и Алексея Константиновича Толстого, навеянные стихотворением «Средь шумного бала».
Авторы фотографий – образов – Галина Семенова, Наталья Книжникова и Марина Свиридова.

Когда-то эти места бли-
стали несказанной роско-
шью, и ансамбль усадьбы
до сих пор поражает ве-
личием. В 2017 году ис-
полняется 200 лет со дня
рождения известного соз-
дателя баллад, лирических
стихов, исторического ро-
мана «Князь Серебряный»,
а так же драматической
трилогии «Смерть Иоан-
на Грозного», «Царь Федор
Иоаннович» и «Царь Бо-
рис». Афоризмы Козьмы
Пруткова, одним из «от-
цов» которого был Тол-
стой, актуальны и сегодня.
Уса дебный дом Тол-
стых сгорел в 1941 году,
и на его месте в 1993‑м
возведено здание музея.
Частью усадьбы является
сохранившаяся церковь
Успен и я, пост роен на я
в 1777 году. Самобытный
сплав из элементов дере-
вянного зодчества с под-
р а ж а н и ем к а ме н н ы м
формам при дает сель-
ской церквушке особую
теплоту. Известно, что
в 1861 году с крыльца этой
церкви Толстой читал Ма-
нифест об освобождении
крестьян от крепостной
зависимости.

Офорт "Дом-музей А.К.Толстого". Антонов Е.Н.

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

И, как сестра, мой путь сопровождала
Река Нерусса – юркое дитя:
Сквозь заросли играя и светя,
Она то искрилась, то пропадала.

(Трубчевск, Брянская область)

1912 год, май. «При ясной и чистой погоде и при большом стечении публики в воздух поднял первый самолёт на Брянщине авиатор Кузьминский».

Картины брянских художников о Брянском крае.


М. Шмыров. «Зима»

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

В брянской литературе тема малой родины - одна из самых значительных. Образы городов, сел и деревень Брянщины раскрываются последовательно и многогранно. В творчестве наших земляков есть много произведений, про­никнутых пафосом любви к родине, беспокойством о ее судьбе, гордостью за людей, которые трудятся на брянской земле. Например, стихотворение И. Радченко «Ненаглядная сторона»:

На лугах трава ароматная, Рожью высветлены поля -Это брянская благодатная, Хлебом пахнущая земля.

На холмах дубы лучезарные, Сосен звонкая полоса -Это брянские легендарные, Чудодейственные леса.

Над речной струей дремлет лилия, Ручеек поет, как струна, -Это брянская, сердцу милая, Ненаглядная сторона.

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

1950 год. Советский период - эпоха переименований. С 1918 по 1967 год улица Фокина называлась улицей Ленина (с перерывом на два года немецкой оккупации, когда ее называли улицей Пушкина), а теперешний проспект Ленина с 1920-х по тот же 1967-й был улицей Фокина (при немцах Бежицкая). Улица Калинина с 1919-го и до конца 1950-х была улицей III Интернационала (при немцах Московской, как до революции). А бульвар Гагарина до конца 1960-х был Советской улицей; улица Горького была улицей Васильева, а Большая Лубянка - улицей Иванова.

Казённая мужская гимназия.
Ул. Калинина, 66. Построена в 1913 г. архитектором Н.А. Лебедевым при поддержке меценатов П.С. и С.С. Могилевцевых. Просуществовала как гимназия 5 лет. После гражданской войны в ней находились трудовая школа, совпартшкола.
Здание разрушено в годы Великой Отечественной войны. В начале 50-х годов XX века построен городской Дом культуры промкооперации, позже ДК местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (архитектор А.Э. Фридман). Современное использование: городской Дом культуры.

Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.


Так выглядела Петровская гора в 30-е годы. Горне-Никольская церковь сохранилась до сих пор.

Немного интересного, умного, мудрого.

***********************

Нужно жить так, что бы не бояться отдать своего говорящего попугая главной сплетнице города.

Улыбнись …. чуть чуть лирики.

****************************

Мальчик говорит маме:
- Папа уже пришёл! Что мы ему сначала покажем – твоё новое платье или мой дневник?

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.