Проблема негативных последствий научного прогресса по тексту И.Эренбурга (ЕГЭ по русскому). Где отыскать примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения ЕГЭ на тему «Человек и научный прогресс»

Влияние учителя на судьбу ученика — важнейшая проблема, которая часто поднимается авторами текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из ее аспектов мы подобрали аргументы из литературы. Их можно скачать в виде таблицы, ссылка в конце подборки.

  1. Учитель нередко влияет на будущую жизнь своих учеников. Роль учителя стоит наравне со значением родительской опеки и воздействием среды. Яркий пример можно найти в повести Ч. Айтматова «Первый учитель» . Главный герой, сам читая по слогам, не имея особых знаний, пытается превратить старый сарай в школу. В суровые зимы он помогает детям перейти ледяные реки и старается всевозможными способами дать им знания. Однажды он спасает сироту Алтынай от изнасилования и желания её тёти насильно выдать девочку замуж. Герой, преодолевая препятствия, отправляет ее учиться в город, тем самым спасая ей жизнь. В будущем Алтынай станет доктором наук и при сооружении новой школы назовёт её именем своего первого учителя – Дюшейн.
  2. Учителя, помогавшие нам в детстве, запоминаются надолго. Так и для В.Г. Распутина его мудрая учительница сыграла важнейшую роль в жизни автора. Ей он посвящает свой автобиографичный рассказ «Уроки французского» . Главная героиня, узнав, что с помощью азартных игр один из её учеников пытается заработать на пропитание, не наказывает мальчика. Наоборот, она пытается поговорить с ним и помочь. Тайно она присылает мальчику посылку с едой и даже с помощью маленькой хитрости даёт ему деньги, чтобы не задеть его гордость. Конечно, узнав о ее методах воспитания, а именно об азартной игре с учеником, директор увольняет учительницу, но она все равно не бросает героя в беде, помогая ему получить достойное образование.

Негативное влияние

  1. Мы с детства привыкли, что учитель – это благородная профессия. Однако, не стоит забывать о человеческой природе, которая может проявить себя отрицательно где угодно. Хорошо показана разница в отношении к ученикам у разных людей в произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль» . Главного героя пытаются обучить разным наукам три учителя: Циферкин, Кутейкин и Вральман. Вскоре осознав, что герой очень глуп, ленив и безнадёжен в учёбе, они перестают стараться и лишь делают вид, что обучают мальчика. Сами учителя тоже мало образованы, но матери Митрофана не особо важно обучение сына. Когда Стародум обличает нечестных учителей, лишь Циферкин отказывается взять деньги за обучение. Ведь он так и не смог передать свои знания ученику.
  2. Дети быстро и легко перенимают поведение, моральные устои от своих учителей. К сожалению, не всегда такое воспитание бывает положительным. Вспомним главного героя одноимённого романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Рассказывая о воспитании молодого человека, автор упоминает, что его учитель был французом, который относился ко всему «шутя». Он старался подавать ему материал в лёгкой манере, особо не напрягал, не заставлял трудиться. Онегина никогда не наказывали строго, не рассказывали о морали, а лишь водили прогуляться по летним садам. В итоге, мы видим поверхностного мужчину, привыкшего получать радость от жизни лёгким путём и не заботящегося об окружающих.

Подвиг учителя

  1. Учитель – это не только наставник, для многих это герой, готовый на многое ради своих учеников. В повести В. Быкова «Обелиск» Морозов не бросает учеников с наступлением войны, он продолжает преподавать. Когда пятерых его ребят фашисты захватывают в плен, он соглашается прийти за ними, понимая, что идёт на смерть. Он осознавал, что если бы отказался, то враги смогли бы использовать эту ситуацию во зло. И Морозов жертвует собой ради блага своей школы и страны. Даже если он не сможет спасти детей, он хотя бы ободрит и поддержит их в этом испытании.
  2. Стремление донести до других основы правильной, благородной жизни уже могут считаться подвигом. В романе Чингиза Айтматова «Плаха» главный герой Авдий устраивается работать в газету. На одном из заданий редакции он отправляется расследовать дело о наркоторговле. По пути он знакомится с Петрухой и Лёнькой – двумя оборванцами с тёмным прошлым, которые отправились добывать анашу. Авдий, основываясь на своём прошлом обучении в семинарии, старается наставить ребят на путь истинный, он призывает их жить по правилам, обратиться к Богу. Однако всё благородство героя не спасает его, из-за праведных речей он находит свою смерть. И все же его попытка поколебала мировоззрение этих людей, ведь впервые в жизни их кто-то попытался вытащить из бездны морального падения.

Роль учителя

  1. В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» автор рассказывает о необычном подходе учителя к обучению. Он никогда не наказывал детей, а лишь шутил над ними. Один из учеников так боялся стать посмешищем из-за невыполненного домашнего задания, что проворачивает целую «аферу» с прививками. Несмотря на все его старания, его всё-таки вызывают к доске, где он не справляется с заданием. Всю эту ситуацию учитель называет тринадцатым подвигом Геракла, совершённым из-за трусости. Лишь спустя годы главный герой понимает, что преподаватель хотел показать им то, что не стоит бояться быть смешным.
  2. Учителя должны уважать своих учеников и наставлять их на правильный путь. В повести М. Казакова «Трудно с тобой, Андрей» читателю рассказывается история маленького мальчика, который был настоящим хулиганом. Он сбегал с уроков, часто грубил и хамил. Все учителя давно навесили на него ярлык ребёнка, не поддающегося воспитанию. И только новая учительница русского языка разглядела в нём хорошие качества и смогла помочь ребёнку.

Влияние природы на душу человека.

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Она восторженно говорит Соне о прекрасной ночи, о тех чувствах, которые переполняют ее душу. Андрей Болконский тоже умеет тонко чувствовать красоту окружающей природы. Во время поездки в Отрадное,увидев старый дуб, он сравнивает себя с ним, предаваясь грустным размышлениям о том, что жизнь для него уже закончилась. Но изменения, которые впоследствии произошли в ду¬ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева, расцветшего под лучами солнца.

В рассказе В. Астафьева «Царь – рыба» главный герой, рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. В минуты отчаянной борьбы с рыбой он вдруг вспоминает всю свою жизнь, осознавая, что как мало он сделал для других людей. Эта встреча нравственно меняет героя.

О бережном отношении к природе.

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева, героя рассказа Астафьева «Царь – рыба». Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Взаимоотношение отцов и детей.

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко¬гда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

Утрата духовных ценностей.

События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

Подлость и бесчестность .

Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина!Капитанская дочка», -дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Вандализм, бездумное отношение к своей культуре.

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

Экология.

Наш земляк, писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен его рассказ «Иванова память».

В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду.

Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника.

Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть.

Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.

Роль семьи в воспитании личности.

В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, уважении друг к другу и понимании, поэтому и дети - Наташа, Николай, Петя - стали по- настоящему хорошими людьми Они отзывчивы на чужую боль, способны понять переживания и страдания других. Достаточно вспомнить эпизод, когда Наташа дает приказ освободить телеги, нагруженные их семейными ценностями, Чтобы отдать их раненым солдатам.

А в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравст¬венные эгоисты. Оба ищут в жизни только выгоды. Они не знают, что такое настоящая любовь и готовы свои чувства обменять на богатство.

Материнство как подвиг.

Бухара, героиня рассказа Л Улицкой «Дочь Бухары», совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя ответственность за своего, только что родившегося ребенка и за чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.

Роль учителя в жизни человека.

Учительница Лидия Михайловна из рассказа Распутина преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, сострадания. Она показала герою, как важно уметь разделить с человеком чужую боль, как важно понимать другого.

Влияние родителей на детей.

В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.

Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст¬ву, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.

О русском языке.

К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и при¬ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Соотношение имени и внутренней сущности героя.

В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме¬дии изображена как тупая и на-глая невежда. Скотинин Тарас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамили

Чинопочитание и человеческое ничтожество.

Чиновник Червяков в рассказе Чехова «Смерть чиновника» в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), герой настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его, умер от страха.

Герой рассказа Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни¬колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью не¬устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото-рый Фамусов рассказывает в на¬зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Научный прогресс и нравственные качества человека

1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе¬хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи¬дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.

Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на¬ против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед.

11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотво¬рил? Это он меня сотворил!»

12) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям.

13) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертель¬ные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничто¬жить все живое на планете. В свое время Землю населяли ди¬нозавры - огромные чудовища, настоящие машины для убий¬ства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборато¬рии. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру¬ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы

атомного или водородного взрыва были бы действительно ги-бельными для населения земного шара.

15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Мно¬гие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь.

16) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес¬ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео¬рию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» -

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, кото¬рые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника.

Противостояние силы человеческой отваги, мужества, самопожертвования разрушительной силе бездушного железа и стали особенно выделяется в тексте, написанном русским прозаиком и поэтом двадцатого века, И. Г. Эренбурга.

Позиция автора такова, что машины и техника, созданные человечеством для созидания, но направленные на разрушение и уничтожение, никогда не смогут одержать верх над волей человека, не желающего отдавать своё счастье, будущее и будущее потомков орудию для уничтожения. Сила, таящееся в храбром сердце, намного сильнее, чем устрашающая мощь танков и самолётов.

Я полностью согласна с позицией И. Г. Эренбурга. Машина, конечно, может стать хорошим орудием для человека, если тот решил создать достойное будущее, в котором мораль – это не пустое слово, а жизнь является бесценной. Но машина никогда не станет надёжной опорой для него, если создана с целью уничтожения всего неугодного и для насильственного подчинения и контроля всего человечества.

В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» машина, уничтожающая одну из главных ценностей для человека, книгу, стала возвышаться над человеком, превращая его в безмолвную пустую оболочку, лишенную вместе со способностью к познанию чего-то большего, чем нечто материальное и осязаемое, к способности бороться и стремиться к своему духовному саморазвитию.

Сила духа человека намного превосходит холодную расчётливость машин. Мужество, самопожертвование не знакомо безжизненному куску железа. Это является значительным преимуществом человека над машиной.

Иван Самсонович Гаврилов, участник Великой Отечественной войны, показал личным примером, насколько сильно человеческое нежелание к подчинению врагу, у которого в руках находится самая совершенная по тем временам военная техника, чтобы защитить всё, что так дорого каждому человеку.

Вместе со своим отделением, он был одним из первых, кто переправился на правый берег Днепра, чтобы потом, отвлекая внимание врагов на себя, помочь остальным подразделениям форсировать Днепр.

Таким образом, И. Г. Эренбург оказался прав, и даже самая прочная броня не способна стать сильнее человека, ей никогда не победить силу человеческой воли, мужества, а самое главное – любовь человека к жизни, честной и достойной.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В процессе сотворения сочинения, отзыва, эссе, устного выражения необходимо доказать основную идея (тезис) надлежащими теме аргументами, цитатами и примерами, что вызывает трудности у школьников.

Тут приведены примеры тезисов, цитат и аргументов по последующим дилеммам:

1. Образование и культура.
2. Воспитание человека.
3. Роль науки в современной жизни.
4. Человек и научный прогресс.
5. Духовные последствия научных открытий.
6. Борьба нового и старенького как источник развития.

Вероятные тезисы:

1. Зание мира ничем нельзя приостановить.
2. Научный прогресс не должен опережать нравственные способности человека.
3. Цель науки - делать человека счастливым.

Цитаты:

1. Мы можем так, как мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).
2. Не всякое изменение есть развитие (древнейшие философы).
3. Мы были довольно цивилизованны, чтоб выстроить машину, однако очень просты, чтоб ею воспользоваться (К. Краус, германский ученый).
4. Мы вышли из пещер, однако пещера еще не вышла из нас (Антоний Регульский).

Аргументы:

1. Научный прогресс и нравственные свойства человека.


1) Бесконтрольное развитие науки и техники все в большей и большей степени беспокоит людей. Давайте представим для себя малыша, который облачился в костюмчик собственного отца. На нем большой пиджак, длинноватые штаны, шапка, которая сползает на глаза... Не припоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал владельцем сильной техники, которая способна убить все живое на Земле.

2) Население земли в собственном развитии достигнуло больших фурроров: компьютер, телефон, бот, покоренный атом... Однако странноватое дело: чем посильнее становится человек, тем тревожнее ожидание грядущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим для себя неопытного водителя, который с обезумевшой скоростью мчится на собственном новом автомобиле. Как приятно чувствовать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Однако в один момент шофер с страхом осознает, что не может приостановить свою машину. Население земли похоже на этого молодого водителя, который мчится в неизвестную даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В древней мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина нашла в доме собственного супруга некий странноватый ларь. Она знала, что этот предмет таит внутри себя ужасную опасность, однако любопытство было подобным сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели различные неудачи и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему населению земли: непродуманные действия на пути зания могут привести к гибельному концу.

4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда зания, рвение поменять природу. Однако иногда прогресс оборачивается ужасными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, так как нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

5) «Мы сели в самолет, однако не знаем, куда он прилетит!» - писал узнаваемый российский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему населению земли. Вправду, мы иногда бываем очень беззаботны, мы что-то делаем, т.е. «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный нрав.

6) В печати повсевременно мерцает информация, что скоро появится эликсир бессмертия. Погибель будет побеждена совсем. Однако у многих людей это весть не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

7) До сего времени не угасают споры о том, как правомерны с моральной точки зрения опыты, связанные с клонированием человека. Кто появится на свет в итоге этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

8) Наивно считать, что какими-то запретами, стачками есть возможность приостановить научно-технический прогресс. Так, к примеру, в Великобритании в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии разламывали машины. Людей есть возможность было осознать: многие из их лишились работы, после того как на фабриках стали употребляться станки. Однако внедрение технических достижений обеспечило рост производительности, потому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом принудили общество задуматься о судьбе определенных людей, о той стоимости, которую приходится платить за движение вперед.

9) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в каком был заспиртован двойник ученого - его генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы имели возможность сделать схожее для себя существо, а позже его уничтожить?» И услышал в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!»

10) Николай Коперник после продолжительных длительных исследовательских работ сделал вывод, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Однако ученый длительно не решался опубликовать данные о собственном открытии, так как осознавал, что такое весть перевернет представления людей о мироустройстве, а это может привести к непредсказуемым последствиям.

11) Сейчас мы еще не научились вылечивать многие смертельные заболевания, еще не побежден голод, не решены острейшие трудности. Но на техническом уровне человек способен уже убить все живое на планетке. В свое время Землю населяли динозавры - большие чудовища, истинные машины для убийства. В процессе эволюции эти огромные пресмыкающиеся пропали. Не повторит ли население земли судьбу динозавров?

12) Бывали в истории случаи, когда некие секреты, способные принести вред населению земли, уничтожались специально. А именно, в 1903 году российского доктора Филиппова, который изобрел метод передачи по радио на далекое расстояние ударных волн от взрыва, отыскали мертвым в его лаборатории. После чего по приказу Николая II все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Непонятно, управлялся ли правитель интересами своей безопасности либо будущим населения земли, однако подобные средства передачи силы атомного либо водородного взрыва могли быть вправду гибельными для населения земного шара.

13) Не так давно газеты сказали о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю упало здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Многие обитатели восприняли эти действия не как обычное совпадение, как суровое предупреждение о том, что общество избрало неправильный путь.

14) В одном из уральских городов решили подорвать брошенную церковь, чтоб на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула в почти всех местах и стала неприменимой для использования. Этот пример наглядно указывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к глупому разрушению.

2. Законы публичного развития.

А) Человек и власть.

1) История знает много неудачных попыток против воли сделать человека счастливым. В том случае у людей отнимается свобода, то рай преобразуется в темницу. Любимчик царя Александра I генерал Аракчеев, создавая сначала 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам воспрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, малышей следовало отдавать в школы, их воспрещалось наказывать. Казалось бы, все верно! Однако людей заставляли быть неплохими, их заставляли обожать, работать, обучаться... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

2) Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили посодействовать. Юных африканцев обучили растить рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали поглядеть, как живет племя, даровитое новыми познаниями. Каково же было разочарование, когда узрели, что племя как жило, так и живет: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили общенародный праздничек. Этот пример - сладкоречивое свидетельство того, что человек должен созреть до осознания собственных потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым против воли.

3) В одном королевстве наступила мощная засуха, люди стали дохнуть от голода и жажды. Правитель обратился к прорицателю, который пришел к ним из дальних государств. Тот предсказал, что засуха кончится, как в жертву принесут чужеземца. Тогда правитель отдал приказ уничтожить прорицателя и кинуть его в колодец. Засуха кончилась, однако с того времени началась неизменная охота на иноземных странников.

4) Историк Евгений Тарле в одной из собственных книжек ведает о посещении Николаем I Столичного института. Когда ректор представил ему наилучших студентов, Николай I произнес: «Не необходимы мне грамотеи, а необходимы мне послушники». Отношение к грамотеям и послушникам в разных областях познания и искусства сладкоречиво свидетельствует о нраве общества.

5) В 1848 году обывателя Никифора Никитина сослали в далекое поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Естественно, никто не имел возможность знать, что спустя столетие на этом самом месте в казахстанской степи построят космодром и галлактические корабли полетят туда, куда смотрели пророческие глаза экзальтированного мечтателя.

Б) Человек и зание.

1) Древнейшие историки говорят о том, что в один прекрасный момент к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, однако очень мягенький металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Правитель, ужаснувшись, что новый металл обесценит его сокровища, повелел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек мучается от засухи и голода, предложил новые методы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди закончили голодовать.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот фармацевтический продукт выручил жизни миллионам людей, которые до этого погибали от инфецирования крови.

4) Один британский инженер посреди 19 века выдумал усовершенствованный патрон. Однако бюрократы из военного ведомства надменно произнесли ему: «Мы и в отсутствие того сильные, только слабенькие нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который одолел оспу при помощи прививок, на гениальную идея наткнули слова обычной крестьянки. Доктор произнес ей, что она больна оспой. На это женщина расслабленно ответила: «Не может быть, поскольку я уже болела коровьей оспой». Доктор не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к превосходному открытию.

6) Преждевременное Средневековье принято именовать «темными веками». Набеги варваров, разрушение древней цивилизации привели к глубочайшему упадку цивилизации. Грамотного человека тяжело было отыскать не только лишь посреди простолюдинов, да и посреди людей высшего сословия. Так, к примеру, основоположник франкского страны Карл Величавый не умел писать. Но жажда познания вначале характерна человеку. Тот же Карл Величавый во время походов всегда носил с собой восковые дощечки для письма, на которых под управлением учителей старательно выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созрелые яблоки, однако никто не присваивал этому обыкновенному явлению какую-либо значимость. Необходимо было родиться величавому Ньютону, чтоб новыми, более чуткими глазами поглядеть на обычный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Нереально подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь малыша, погибель домашней скотины, дождь, засуха, неурожай, пропажа какой-нибудь вещи - разъяснялось кознями нечистой силы. Началась беспощадная охота на ведьм, запылали костры. Заместо того чтоб вылечивать заболевания, улучшать земледелие, помогать друг дружке, люди большие силы растрачивали на глупую борьбу с сказочными «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Тяжело переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом - будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым юным человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Молодой Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Парень опешил. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И долголетний путь к правде связал крепкой дружбой известного учителя и его ученика.

10) Рвение узнавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство так завладевает человеком, что принуждает его переменить актуальный путь. Сейчас не достаточно кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Превосходный Фарадей начинал собственный путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал только свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают для себя путь в тяжеленной борьбе со старенькыми взорами, закоренелыми воззрениями. Так, один из профессоров, читая студентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением».

12) В свое время Джоуль пользовался вольтовой батареей, чтоб запустить от нее собранный им электродвигатель. Однако заряд батареи скоро иссяк, а новенькая стоила очень недешево. Джоуль решил, что лошадка никогда не будет вытеснена электродвигателем, потому что прокормить лошадка еще дешевле, чем поменять цинк в батарее. Сейчас, когда электричество употребляется везде, нам кажется доверчивым мировоззрение известного ученого. Этот пример указывает, что очень тяжело предсказывать будущее, тяжело оглядеть те способности, которые раскроются перед человеком.

13) Посреди 17 века из Парижа на полуостров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень томным: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, страшный шторм едва лишь не разбил его о горы. На судне были сломаны мачты, разбиты снасти. Равномерно стали иссякать припасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва лишь держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной воды отдавал зеленоватому росточку... Прошло пару лет, и кофейные деревья покрыли полуостров Мартиника. Эта история аллегорически отражает нелегкий путь всякой научной правды. Человек заботливо лелеет в собственной душе росточек еще пока неизвестного открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от прозаических бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созрелое дерево правды даст семечки, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют континенты зания.

Другие выборки тезисов, цитат и аргументов для сочинений на сайт:

  • Где отыскать примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Люби и защищай родину»?
  • Где отыскать примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Смысл людской жизни»?
  • Где отыскать примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Нравственные свойства человека»?
  • Где отыскать примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Связь человека со своим народом»?
  • Где отыскать тезисы, цитаты и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему «Отношение человека к культурному наследию»?
  • Где отыскать тезисы, цитаты и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему «Честь и достоинство как высшие ценности человека»?
  • Где отыскать примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения ЕГЭ на тему «Роль искусства в духовной жизни общества»?
  • Где отыскать примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения ЕГЭ на тему «Нравственная ответственность человека за судьбу мира»?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • В.Н. Александров, О.И. Александрова «Энциклопедия аргументов ЕГЭ» (ссылка на скачка) (источник распространён в Сети в единственной редакции с огромным количеством опечаток, грамматических и орфографических ошибок)
  • Дополнительно на сайт:

  • Где скачать книжку «Энциклопедия аргументов ЕГЭ» по русскому языку?
  • Где скачать по прямым ссылкам пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку?
  • Какие есть справочные пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку?
  • Где есть возможность отыскать типовые варианты ЕГЭ по русскому языку?
  • Какие есть пособия с заданиями для подготовки к ЕГЭ по русскому языку?
  • В процессе создания сочинения, отзыва, эссе, устного высказывания нужно обосновать основную мысль (тезис) соответствующими теме аргументами, цитатами и примерами, что вызывает трудности у школьников.

    Здесь приведены примеры тезисов, цитат и аргументов по следующим проблемам:

    1. Образование и культура.
    2. Воспитание человека.
    3. Роль науки в современной жизни.
    4. Человек и научный прогресс.
    5. Духовные последствия научных открытий.
    6. Борьба нового и старого как источник развития.

    Возможные тезисы:

    1. Познание мира ничем нельзя остановить.
    2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.
    3. Цель науки — делать человека счастливым.

    Цитаты:

    1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).
    2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).
    3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).
    4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (Антоний Регульский).

    Аргументы:

    1. Научный прогресс и нравственные качества человека.


    1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

    2) Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

    3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

    4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

    5) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» — писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем, т.е. «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

    6) В печати постоянно мелькает информация, что скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

    7) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

    8) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той цене, которую приходится платить за движение вперед.

    9) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован двойник ученого — его генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышал в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!»

    10) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о мироустройстве, а это может привести к непредсказуемым последствиям.

    11) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры — огромные чудовища, настоящие машины для убийства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

    12) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого по приказу Николая II все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, руководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара.

    13) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Многие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь.

    14) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

    2. Законы общественного развития.

    А) Человек и власть.

    1) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра I генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

    2) Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научили выращивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год — приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили всенародный праздник. Этот пример — красноречивое свидетельство того, что человек должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно.

    3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников.

    4) Историк Евгений Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда ректор представил ему лучших студентов, Николай I сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества.

    5) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотрели пророческие глаза восторженного мечтателя.

    Б) Человек и познание.

    1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обесценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

    2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи и голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали голодать.

    3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.

    4) Один английский инженер в середине 19 века придумал улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

    5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

    6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собой восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старательно выводил буквы.

    7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.

    8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, неурожай, пропажа какой-либо вещи — объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

    9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом — будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» — пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

    10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

    11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читая студентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением».

    12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком.

    13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На судне были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника. Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он — спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.