Просвещение, «Письмо о правилах российского стихотворства», ода, «Риторика», «чистота штиля», анакреонтика, научно-философская лирика, антиклерикальная сатира, поэма, трагедия. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея Сообщение темы урока

Вопрос № 1 Восстановите название рассказа Ф. Искандера «… подвиг Геракла» Вопрос № 2 Сколько было лет Марии Троекуровой, героине повести А. Пушкина

«Дубровский»? Вопрос № 3 Определите, сколько произведений И. Тургенева здесь представлено: «Портрет», «Муму», «Пересолил», «Воробей», «Бежин луг», «Пропавшая грамота», «Русский язык», «Лошадиная фамилия» Вопрос № 4 Сколько жанров лирики здесь представлено: эпиграмма, басня, новелла, сонет, элегия, ода, поэма, трагедия Вопрос № 5 Сколько 3-сложных стихотворных размеров вы знаете? Вопрос № 6 Какой слог является ударным в стопе дактиля? Вопрос № 7 Сколько произведений из перечисленных не входят в состав сборника Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Станционный смотритель», «Пропавшая грамота», «Хамелеон», «Хирургия», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Левша» Вопрос № 8 В каком году в Царскосельском лицее состоялся переводной экзамен, на котором Пушкин прочитал «Царскосельскую оду» в присутствии Г. Державина? Вопрос № 9 Из скольких строк состоит сонет? Вопрос № 10 Сколько муз сопровождали Аполлона, покровителя искусств? Вопрос № 11 Историческому событию какого года посвящена басня И. Крылова «Волк на псарне»? Вопрос № 12 Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе?

Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу литературы 5 класс

Часть 1. Произведения, которые ты прочитал.

1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:

а) сказка;
б) повесть;
в) рассказ.

2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:

а)стихотворение;
б) басня;
в) сказ.

3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с острым, напряжённым сюжетом:

а) сказка;
б) басня;
в) баллада.

4. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов:

а) сказ;
б) рассказ;
в) сказка.

5. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях, больше рассказа, но меньше романа:

а) повесть;
б)стихотворение;
в) баллада.

6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора:

а) сказ;
б) баллада;
в) рассказ.

7. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра:

а) повесть;
б) рассказ;
в) пьеса.

Часть 2. Знаешь ли ты литературоведческие термины?

8. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

9. Исследовательское прочтение художественного текста:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

10. Противопоставление образов, картин, слов, понятий:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

11. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

12. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

13. Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

14. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому:

а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

15, Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

а)сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

16. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:

а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

Часть 3. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности).

17. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»:

а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная.

18. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»:

а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»;
б) полковник из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
в) ловчий из басни И. А. Крылова «Волк на псарне».

19. «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»:

а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;
б) Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»;
в) Иван-царевич из русской народной сказки «Царевна-лягушка».

20. «...Был молчаливый, недоверчивый... отвечал сердитым басом...»:

а) Никита из рассказа А. П. Платонова;
б) Васютка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»;
в) Филька из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Часть 4. Внимательный ли ты читатель?

21. Какого героя нет в сказке «Царевна-лягушка»:

а) чудо-юдо;
б) Ивана-царевича;
в) Василисы Прекрасной.

22. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:

а) отступить;
б) продолжить бой;
в) укрепить свои позиции.

23. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.

24. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:

а) постоянно думал о побеге;
б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
в) не надеялся на удачное освобождение.

25. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:

а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».

Критерии оценки:
«5» - в работе допущено не более 1 ошибки;
«4» - в работе допущено 2-4 ошибки;
«3» - в работе допущено 5-10 ошибок;
«2» - в работе допущено более 10 ошибок.

РЕШИТЕ ЧТО МОЖЕТЕ!!!☺

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского


краткое содержание других презентаций

«Литература 18-19 века» - Своеобразие русского сентиментализма. Романтизм. Сентиментализм. Основные черты романтического героя. Особенности классицизма в России. Литературные направления. Поэма «Мцыри». «Каин». Николай Михайлович Карамзин. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон».

«Литература эпохи классицизма» - Истоки мирового классицизма - Франция ХVII века. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. В.И. Майков. Герои классицистических произведений. Черты классицизма. Становление новой литературы. Урок - лекция. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Последняя четверть века. Период развития классицизма. Русская литература ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

«Писатели 18 века» - Развитие и закрепление синтаксических норм литературного языка. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка. Поэтому язык произведений, сознательно очищался от архаичных славянизмов и галлицизмов. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие. Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

«Литература России 18 века» - Черты классицизма. Французский классицизм. Смутная пора. Н.М.Карамзин. Задание к повести «Бедная Лиза». Любовный треугольник. Жанр оды. Русская литература 18 века. Дворянство. Обращённость к образам и формам античного искусства. Ф.Шубин. Классицизм. Жанрово – стилевая реформа. Штили. Великие завоевания. Ода на день восшествия. Сентиментализм.

«Сентиментализм» - Сентиментализм в Англии. Томас Грей. Новая Элоиза. Русский сентиментализм. Романы Сэмюэла Ричардсона. Черты русского сентиментализма. Николай Михайлович Карамзин. Лоренс Стерн. Сентиментализм во Франции. Сентиментализм. Бернарден де Сен-Пьер.

«Литература XVIII в» - Слово на погребение. Светильники. Поэтика слов. Стефан Яворский. Символы и эмблемата. Литература XVIII в. Лирика. Притча о десяти девах. Благороднейшее сословие. Правительство синодальное. Слово на погребение Петра Великого. Анекдот. Смена писательского типа. Практические функции. Старое и новое. Творческое наследие Феофана. Симы литеры. Дано лета Господня 1710. Апологет царской власти. Феофан Прокопович.

      Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
      К утехе россов всех, но кто он был таков,
      Гласит сей град и флот, художества и войски,
      Гражданские труды и подвиги геройски.

ОДА

на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

(Отрывок)

      О вы, которых ожидает
      Отечество от недр своих
      И видеть таковых желает,
      Каких зовет от стран чужих,
      О, ваши дни благословенны!
      Дерзайте ныне ободренны
      Раченьем вашим показать,
      Что может собственных Платонов
      И быстрых разумом Невтонов
      Российская земля рождать.

      Науки юношей питают,
      Отраду старым подают,
      В счастливой жизни украшают,
      В несчастной случай берегут;
      В домашних трудностях утеха
      И в дальних странствах не помеха.
      Науки пользуют везде,
      Среди народов и в пустыне,
      В градском шуму и наедине,
      В покое сладки и в труде...

Вопросы и задания

  1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
  2. Какова главная мысль каждого из них?
  3. Какие труды Ломоносова вам известны?

Обогащайте свою речь

  1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
  2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Науки юношей питают, / Отраду старым подают?
  3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.
  4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.
  5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову - поэту, ученому, общественному деятелю».