Биография винкельманна иоганна иоахима. Иоганн иоахим винкельман-мысли о греции немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии

Иоганн Иоахим Винкельман

Винкельман Иоганн Иоахим (1717-1768) - немецкий просветитель, историк и теоретик искусства. Основной труд Винкельмана «История искусства древности» (1764) явился первой попыткой научного исследования истории искусства. Развитие искусства, по Винкельману, обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственного устройства и управления и вызванного ими склада мыслей»). Порожденное свободой древнегреческое искусство как воплощение «благородной простоты и спокойного величия» - эстетический идеал Винкельмана, которому он призывал следовать. Взгляды Винкельмана оказали воздействие на последующее развитие эстетики и искусства.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 67.

Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9 декабря 1717, Стендаль - 8 июня 1768, Триест) - немецкий просветитель, представитель классической немецкой эстетики. Получил богословское образование; приняв католичество, в 1755 переехал в Рим; с 1763 - главный антикварий Ватикана и «президент древностей».

Влияние его идей связано с выходом работы «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается как целостное органическое явление в его возникновении, расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства Винкельман считает климат, государственное устройство и наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы в развитии греческого искусства: «древнейший стиль», где еще не достигнуто совершенство; «высокий стиль», связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла ; «изящный стиль», в котором грация и утонченность доминируют над силой и героикой; фаза «подражателей», ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое совершенство, уравновешенность и гармония («благородная простота» и «спокойное величие»). Работы Винкельмана создали эпоху в изучении античного искусства и оказали существенное влияние на эстетическую теорию и художественную практику 18-19 веков.

M. А. Кузнецов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 403.

Крупным событием в немецкой художественной жизни XVIII века был поворот к эстетике древнегреческого искусства, провозглашенный Винкельманом. Эстетика как особая философская дисциплина получила развитие в школе Лейбница - Вольфа. Она занималась анализом чувства прекрасного, в котором философия Лейбница усматривала способность человеческой души постигать совершенство окружающего мира. Такой взгляд не мог удовлетворить тех передовых немцев, которые начинали сомневаться в том, что идеал безусловно совпадает с действительностью, как этому учили философы школы Лейбница - Вольфа . Возникло стремление освободить эстетику от опеки церковно-христианской морали и пут идеалистической философии. Это стремление и выразил Иоганн Иоахим Винкельман (1717- 1768), который первый вернулся к гуманистической культуре. По своему мировоззрению он был последователем древнего материалиста Эпикура . В своей философии истории Винкельман ближе всего стоял к Монтескье , с его повышенным вниманием к природным условиям и теорией политической организации. Бедствия и невзгоды современной жизни он считал результатом исчезновения свободного демократического строя (свойственного, как ему представлялось, древнегреческим республикам), результатом засилья деспотизма и религии.

Уроженец Пруссии, Винкельман всю жизнь питал отвращение к этому государству, как «живодеру народов». В Саксонии Августа III, собравшего знаменитую коллекцию Дрезденской галереи, он чувствовал себя свободнее. Но обычная в придворном и церковном искусстве того времени эстетическая доктрина барокко не удовлетворяла его. Он уехал в Италию, которую считали тогда обетованной землей искусства и красоты. Здесь окончательно формируется его идеал «подражания грекам». В противоположность последователям классицизма, которые видели в античной культуре аристократические начала, Винкельман усматривал причину расцвета греческого искусства в демократическом строе древней Греции. В своей «Истории искусства древности» (1764 г.) Винкельман идеализирует греческие республики, но его заблуждение было в то время неизбежно, а идеализация эллинского мира характерна для всего демократического движения XVIII века: она отразилась и в искусстве революционной Франции, и в поэзии Гёте и Шиллера , и в немецкой классической философии, и в передовой общественной мысли всей Европы.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 426-427.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Briefe, hrsg. v. W. Rehm und H. Diepolder, Bd. 1 -4. В., 1952-57;

Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1-10. Baden-Baden - Strasbourg, 1962-71; в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.

(Winckelmann) - знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских гимназий и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью. После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в 1743 г. принял должность конректора в зеегаузском училище, но по прошествии пяти лет отказался от нее и поступил в библиотекари к гр. Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение от стиля рококо, господствовавшего в тогдашней немецкой архитектуре и пластике. Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. В. решился на этот важный шаг, на следующий год очутился в вечном городе, где сблизился с живописцем Раф. Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков. Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркулана и Помпеи, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм бар. Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию "Истории античного искусства" - главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного "Заметками об истории искусства" и впоследствии переведенного на французский и др. языки. Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены; смутная тоска и предчувствие какой-то беды побудили его расстаться здесь со своим спутником и вернуться назад, в Италию. По пути туда случай свел его неподалеку от Триеста с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Этот последний, притворившись любителем искусства, втерся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где В. остановился на несколько дней в ожидании судна, которое отвезло бы его в Анкону, негодяй попытался привести свой гнусный замысел в исполнение и в номере гостиницы нанес ученому несколько ран ножом, от которых тот и умер 8 июня 1768 г. Заслуга В. заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. По В-ну, главной задачей искусства должно быть "прекрасное", которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, В., разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения. Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, еще следующие: "Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst" (1753), "Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung" и принадлежащие к этому труду "Дополнения" (1756), "Anmerkungen über die Baukunst der Alten" (1761), "Abhandlungen von der Empfindung der Schönen" (1763), "Versuch einer Allegorie" (1766) и находящееся в связи с "Историей искусства" обширное издание: "Monumenti antichi inediti" (1767, 1768 и 1821). Полное собрание сочинений В. издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на сочинения: В. Гете, "W. und sein Jahrhundert" (1805) и Justi, "Leben W." (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

  • - виднейший немецкий искусствовед, антиковед. Основные его работы: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» , «История искусства древности» , «Неизданные памятники» ...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - , немецкий скульптор, мастер фарфоровой пластики Майсенской мануфактуры. Представитель рококо. Автор разнообразных по жанрам и размерам, пластичных по формам, сочных по краскам произведений...

    Художественная энциклопедия

  • - богослов и археолог, родился в 1754 году в Эрфурте, учился сперва в университете своего родного города, потом в Гёттингене и после 1778 года прожил несколько лет в России...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - автор мистико-философского сочинения "Conspectus de medicina mentis"; как профессор богословия в Галле, выступил обвинителем Вольфа и его философии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий писатель; род. в 1727 г.; уехал в 1762 г. в Африку, где пропал без вести. Много раз переиздавались его "Lieder u. Sinngedichte" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий писатель, род. в 1727 г. и уехавший в 1762 г. в Африку, где пропал без вести. Много раз переиздавались его "Lieder u. Sinngedichte" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Бехер Иоганн Иоахим, немецкий химик и врач. В книге «Подземная физика» высказал мысль, что все минеральные тела состоят из трёх «земель»: стеклующейся; горючей, или жирной; летучей, или ртутной...
  • - Винкельман Иоганн Иоахим, немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине и Галле. В 1748‒54 служил библиотекарем у графа Бюнау...

    Большая Советская энциклопедия

  • - немецкий химик и врач. Создал первую химическую теорию - теорию флогистона. Наблюдал при действии серной кислоты на винный спирт выделение горючего газа...
  • - немецкий историк искусства. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - немецкий флейтист, композитор, инструментальный мастер. Работал в ряде городов Европы. Автор методического труда о поперечной флейте, многих произведений для флейты...

    Большой энциклопедический словарь

  • - немецкий скульптор, представитель рококо, мастер фарфоровой пластики Майсенской мануфактуры. Разнообразные по жанрам и размерам, пластичные по формам, сочные по краскам произведения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Иоахим Немецкий историк античного искусства, археолог. Получил богословское образование. Учился в Берлине, в Галле. С 1755 служил в Риме. С 1763 - главный антикварий и "президент древностей" Ватикана...
  • - историк искусства, основоположник эстетики классицизма Боязнь пустого пространства часто заставляет закрыть стены; и заменяют эту пустоту пустые картины, лишенные мысли...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Винкельман Иоганн-Иоахим" в книгах

Иоахим фон Риббентроп

Из книги Альянс и разрыв со Сталиным автора Риббентроп Иоахим фон

Иоахим фон Риббентроп Из книги: Joachim von Ribbentrop. Zwischen London und Moskau, Erinnerungen und letzte Aufzeichnungen. Aus dem Nachlass. Herausgegeben von Annelies von Ribbentrop. Druffel-Verlag. Leoni am Starnberger See, 1953. Иоахим фон Риббентроп (1893–1946) - один из главных нацистских военных преступников. В годы Первой мировой войны - офицер

21. ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАНН (1717–1768)

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

21. ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАНН (1717–1768) Иоганн Иоахим Винкельманн, сын сапожника, родился 9 декабря 1717 года в городе Стендал в Пруссии. С самых юных лет он был очарован античным искусством, особенно Гомером, которого он впервые прочитал в английском переводе Александра Поупа.

Ютеваль, Иоахим

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Ютеваль, Иоахим Достоинства также скорее каллиграфического характера обнаруживает и картина Ютеваля (1566 - 1638), помеченная 1621 годом, “Христос благословляет детей”, в которой, однако, помимо умелого “плетения” круглых, вьющихся линий, можно любоваться фоном: видом через

Иоахим Патинир

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Иоахим Патинир Тон Патинира - сине-зеленый, очень глубокий - принадлежит всецело ему; но принадлежит ли вполне ему и вся формальная сторона его композиций и все эти "подробности", которые он складывает в одно целое, это еще вопрос. Очень близкие по характеру пейзажи

И. Винкельман

Из книги Искусство и коммуникация автора Басин Евгений Яковлевич

И. Винкельман В эстетике одного из крупнейших представителей немецкого Просвещения И. И. Винкельмана среди коммуникативных проблем на первое место выдвигается проблема аллегории, которая рассматривается им как «естественный знак», противопоставляемый

I.3. Винкельман И.И. Об искусстве у греков

Из книги Социология искусства. Хрестоматия автора Коллектив авторов

I.3. Винкельман И.И. Об искусстве у греков Винкельман Иоганн Иоахим (1717–1768) – немецкий историк и теоретик искусства, представитель Просвещения. Изучая греческую античность, он создал теорию развития искусства, основанную на связи с природной средой и социальной жизнью

ИОАХИМ МЮРАТ

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

Иоганн Иоахим Винкельман

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768 гг.) историк искусства, основоположник эстетики классицизма Боязнь пустого пространства часто заставляет закрыть стены; и заменяют эту пустоту пустые картины, лишенные мысли.В искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать.В

Винкельман

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Винкельман Винкельман (Эдуард Winkelmann) – историк, род. в 1838 г., был учителем истории в дворянском училище в Ревеле, потом профессором в Дерпте, Берне и Гейдельберге. Много статей помещено им в «Baltische Monatsschrift», «Histor. Zeitschrift» Зибеля и других специальных изданиях. Из его работ

Бехер Иоганн Иоахим

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Винкельман Иоганн Иоахим

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Кендлер Иоганн Иоахим

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

ВИНКЕЛЬМАН, Иоганн Иоахим

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ВИНКЕЛЬМАН, Иоганн Иоахим (Winckelmann, Johann Joachim, 1717–1768), немецкий искусствовед 155 Благородная простота и спокойное величие. // Eine edle Einfalt und eine stille Gr?sse. «Мысли о подражании греческой живописи и зодчеству» (1755) ? Markiewicz, s. 445 Об искусстве классической Греции. ? «Большой стиль» (А-324);

ВИНКЕЛЬМАН И ЕГО ВРЕМЯ

Из книги Собрание сочинений в десяти томах. Том десятый. Об искусстве и литературе автора Гёте Иоганн Вольфганг

ВИНКЕЛЬМАН И ЕГО ВРЕМЯ ВВЕДЕНИЕ Воспоминания о замечательных людях, так же как и близость значительных произведений искусства, время от времени пробуждают в нас дух размышления. Они возникают перед нами как заветы для всех поколений, первые - в деяниях и славе, вторые

ИОАХИМ ФОН...

Из книги Об этом нельзя забывать:Рассказы, очерки, памфлеты, пьесы автора Галан Ярослав Александрович

) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Античники: три портрета (Винкельман, Хаусмен, Ростовцев). ("Рим после Рима", лекция четвертая)

Субтитры

Жизнеописание

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле , где занимался преимущественно древней словесностью .

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете . В 1743-1748 гг. работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нёттнице, где, живя неподалеку от Дрездена , имел возможность часто видеть и изучать собранные там художественные сокровища.

Идеи

Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс .

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

В «Истории искусства древности» (1764) И. И. Винкельман приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства» .

С именем Винкельмана, провозгласившим древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества, связан поворот «к грекам» интереса к античности, до этого преимущественно уделявшегося Древнему Риму .

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения . Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное », которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна .

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen über die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Schönen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

(1717-12-09 ) Место рождения: Дата смерти: Научная сфера: Альма-матер :

Иога́нн Иоахим Ви́нкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann , 9 декабря , Штендаль , Саксония-Анхальт - 8 июня , Триест) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии .

Жизнь

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле , где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете ; в - гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена , будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо , господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения . Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное », которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота , имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя . Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen über die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Schönen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

Ссылки

  • Лифшиц М. И. И. Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 9 декабря
  • Родившиеся в 1717 году
  • Родившиеся в Штендале
  • Умершие 8 июня
  • Умершие в 1768 году
  • Умершие в Триесте
  • Выпускники Йенского университета
  • Искусствоведы Германии
  • Эстетики
  • Антиковеды Германии
  • Жертвы преступлений

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бойцовые Коты
  • Поток

Смотреть что такое "Винкельман, Иоганн Иоахим" в других словарях:

    Винкельман Иоганн Иоахим - (Winckelmann) (1717 1768), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735 36) и Галле (1738 40). Выступая с позиций просветительской философии против безыдейного аристократического искусства XVIII в … Художественная энциклопедия

    Винкельман Иоганн Иоахим - (Winckelmann) (1717 1768), немецкий историк искусства. В своей главной работе «История искусства древности» (1763) впервые отказался от традиционных описаний творчества отдельных мастеров и художественных школ ради рассмотрения процесса… … Энциклопедический словарь

    Винкельман Иоганн Иоахим - Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Стендаль, Магдебург, ‒ 8.6.1768, Триест), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735‒36) и Галле (1738‒40). В 1748‒54 служил библиотекарем у графа Бюнау … Большая советская энциклопедия

    Винкельман, Иоганн Иоахим - ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717 68), немецкий историк античного искусства, которое анализировал с позиций философии Просвещения. Идеал Винкельмана древнегреческая скульптура середины 5 в. до нашей эры (так называемого века Перикла).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Винкельман Иоганн Иоахим - Иоганн Винкельман, портрет работы Рафаэля Менгса, после 1755 Иоганн Иоахим Винкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann, 9 декабря 1717, Штендаль, Саксония Анхальт 8 июня 1768, Триест) немецкий искусствовед, основоположник современных… … Википедия

    ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим - (Winckelmann, Johann Joachim) (1717 1768), немецкий антиквар и историк античного искусства. Сын бедного сапожника, родился в Штендале 9 декабря 1717. Несмотря на бедность, в 1735 Винкельман получил возможность посещать прекрасный берлинский… … Энциклопедия Кольера

    Винкельман Иоганн Иоахим

    Винкельман Иоганн-Иоахим - (Winckelmann) знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Винкельман, Иоганн Иоахим (Winkelmann) - (1717 1768) виднейший немецкий искусствовед, антиковед. Основные его работы: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» (1755), «История искусства древности» (1764), «Неизданные памятники» (1767). В центре внимания всех… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Винкельман Иоганн - (Winckelmann) Винкельман Иоганн Иоахим (Winckelmann, Johann Joachim) (1717 1768) Немецкий историк античного искусства, археолог. Получил богословское образование. Учился в Берлине (1735 1736), в Галле (1738 1740). С 1755 служил в Риме. С 1763… … Сводная энциклопедия афоризмов

Стендаль – 8 июня , Триест) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию (Coellnische Gymnasium ) и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в - годах он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо , господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество . После пятилетних колебаний в году Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом , проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей , незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия , он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» - главного своего труда, вышедшего в свет в году, вскоре за тем (в г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели ограбил Винкельмана, и от полученных ножевых ранений тот умер.

Идеи

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. В частности, он считал, что «древнеримское» искусство является слепым подражанием «древнегреческих» образцов, а искусство современное считал второстепенным по отношению к античности .

По Винкельману , главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, Винкельман , разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения.

Труды

  1. Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst ("Thoughts on the Imitation of Greek Works in Painting and Sculpture"), followed by a feigned attack on the work, and a defence of its principles, nominally by an impartial critic. (1st ed of only 50 copies , 2nd ed )
  2. Description des pierres gravées du feu Baron de Stosch ()
  3. Anmerkungen über die Baukunst der Alten ("Observations on the Architecture of the Ancients"), including an account of the temples at Paestum ()
  4. Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen (Letter About the Herculanean Discoveries) ()
  5. Nachrichten von den neuesten Herculanischen Entdeckungen (Report About the Latest Herculanean Discoveries) ()
  6. Geschichte der Kunst des Alterthums ("History of Ancient Art") ()
  7. Versuch einer Allegorie (1766), which, although containing the results of much thought and reading, is not conceived in a thoroughly critical spirit.
  8. Monumenti antichi inediti (