Автор фрески страшный суд. Страшный суд

Страшный суд - каноническая фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Она выполнена на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Работа над фреской заняла четыре года, примерно между 1536 и 1541 гг. (подготовка стены за алтарем началась в 1535 году.) Микеланджело начал трудится над этой картиной примерно 25 лет спустя после окончания росписи потолка Сикстинской капеллы.

Эта достаточно масштабная работа (1200 см. х 1370 см.) изображает второе пришествие Христа и последний суд Божий над всем человечеством. Души людей возносятся в рай или опускаются в ад, в зависимости от решения Христа, окруженного выдающимися святыми: Екатериной Александрийской, Петром, Варфоломеем, Павлом, Иоанном Крестителем и другими.


В католической контрреформации, Страшный суд был объектом тяжелого спора между критиками, и теми, кто понял идею художника и его стиль, стиль маньериста живописи. Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету, и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Совет Трент выпустил декреты, которые запрещали такие представления в священном искусстве, и всё нежелательное искусство должно было быть изменено или разрушено. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Говорят, что когда Чезена пожаловался Папе, понтифик пошутил, что его юрисдикция не распространяется на ад, поэтому портрет останется.



Бьяджо да Чезена в роли Миноса, судьи загробного мира (фрагмент).

Гениталии на фреске, которые вызывали возражения, были зарисованы, после того как Микеланджело умер (1564 год). Это было поручено сделать художнику Даниеле да Вольтерра, когда Совет Трент осудил наготу в религиозном искусстве. Постановление Совета в части гласит: "Каждое суеверие должно быть удалено... любую похотливость следует избежать, в таком понимании, что фигуры не должны быть изображены или украшены так чтоб вызывать похоть... чтоб не было видно ничего профанского, вызывающего смущение, неблагопристойного… чтоб видели, что святость стала домом Божьим. Эти требования должны точно соблюдаться. Святейший Синод заповедует, что никто не допускается к любому священному месту, или церкви, чтобы разместить какие-либо необычные изображения, за исключением того, что изображение было утверждено епископом ".



В период с 1980 по 1994 гг., фреска, вместе со сводом Сикстинской капеллы, была восстановлена. Восстановление проводилось под руководством куратора музеев Ватикана Фабрицио Манчинелли. В это время, около половины цензуры "кампании фигового листа" было удалено. После чистки были выявлены многочисленные фрагменты и их, захороненные под сажей, детали.

Некоторые выдвинули гипотезу, что Микеланджело изобразил себя в виде снятой кожи, которую держит в руках Св. Варфоломей, так как мог ощущать презрение, когда был приглашен рисовать сцену страшного суда. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть. Ему было примерно 66 лет, когда он закончил эту картину, и утверждалось, что сцена сдирания Варфоломеем кожи означает сдирание плоти в ожидании нового перерождения.



Апостол Варфоломей (фрагмент).

Общая структура картины, кажется, вертится вокруг Христа в центре, заменяя, таким образом, традиционную композицию, которая обычно состояла из горизонтальных слоев с изображением неба сверху, земли в середине и ада внизу. Безбородая и мускулистая фигура Христа окружена светом.

Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения.

Последние изменения: Март 6, 2019

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)


Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.
Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», в своей работе он передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Портрет Томаззо Кавальери работы Микеланджело

Дева Мария и Христос на фреске Микеланджело «Страшный суд»


Это интересно!

Генрих Уильям Пфайффер говорил:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.


Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Виттория Колонна

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы.

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана

В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Святой Варфоломей

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

Святой Петр

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Тела, воскресающие после смерти, Фрагмент

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Джироламо Савонарола. Портрет

В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Возможно Вас заинтересует:

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.


Изображение «Страшного Суда» в монументальной живописи.

Традиции византийского искусства.

Богословское основание пространственных представлений эпохи и религиозного сознания отражаются в иконографии «Страшного суда». Немаловажным является и отношение эпохи к сюжетной стороне «Страшного суда» в монументальной живописи, которая через свои зримые образы должна была доносить наиболее важные положения христианского вероучения. Изображение «Страшного суда» показывает грядущий конец мира — вселенский Страшный суд, который будет осуществлён Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. Композиция повествует картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Необходимо отметить важную особенность изображений «Страшного суда»: они создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами; не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния.

Евангелист Иоанн Богослов. Ростов. 16 в.

Мысль о кончине мира и Страшного суда никогда не покидала человеческое сознание и принадлежит всегда к числу вопросов животрепещущих. Книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова» и многочисленные Апокрифы своими таинственными символами и загадочными образами, сильно воспламеняло воображение и мысль, давали пищу хилиастическим (греч. χιλιασμός — тысячелетие) толкам. Связь старинной письменности искусства подмечена еще учеными прошлых веков — Ф.И. Буслаевым, Н.В. Покровским . В разработанной форме иконография «Страшного суда» основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях св. Отцов (Ефрема Сирина, Палладия Мниха, Кирилла Александрийского), «Жития Василия Нового» и других произведениях византийской литературы, а так же в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов . Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций «Страшного суда», было «Житие Василия Нового» (Х в.), в котором содержится рассказ о видении рая и ада благочестивой Феодорой. Вознесенная на небо душа Феодоры видит Небесный Иерусалим, а также мучения грешников. Видение пророка Даниила (Дан.10-12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей.

Фреска. Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Эти звери символизируют «погибельные царства» — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Огненный поток известен по так называемому апокрифу «Откровение пресвятой Богородицы». В списках «Откровения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею», в зависимости от степени их вины. «Апокалипсис» говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной. Руководством к уразумению этого писания на востоке, был Андрей Кесарийский (IV в.), от толкований которого во многом зависело понимание текста, отразившееся в иконографии «Страшного суда».

Мозаика церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век

Традиции изображения «Страшного суда» восходят к IV в. — живописи христианских катакомб, где прообразом служила изображение Евангельской сцены «Воскрешение Лазаря» . Затем в раннехристианском искусстве V-VI вв. формируются отдельные части повествовательного изображения, когда в состав мозаичного декора храмов включались отдельные эпизоды Евангелия и Откровения Иоанна Богослова. Первоначально «Страшный суд» изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах (церковь Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век).

Этимасия. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. 5 в.

Здесь мы также можем встретить композицию «Христос во славе» как образ Второго Пришествия, предсказываемого в «Откровении» (церковь Сан Витале в Равенне, VI век), изображение «Престола уготованного», или «Этимасия» (греч. ἑτοιμασία – готовность), на который Христос воссядет для того, чтобы вершить Последний суд (Православный баптистерий в Равенне, третья четверть V века) .

Смысл иконописного изображения как объекта молитвенного поклонения раскрывается в догматическом определении седьмого Вселенского собора 787 года . В данный период начинает формироваться в Византии иконографический канон — совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа. Иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконографических изображений, которые отделяли горний мир от земного. . Развитие иконописания, изменения в художественном стиле — все это неразрывно связано с литургической жизнью Церкви, с уровнем евхаристического (греч. ευχαριστια — благодарение) благочестия церковного народа. Одним из очевидных отличий храмовой росписи от иконы является то, что фреска живет вместе с храмом, стареет, реставрируется вместе с ним и погибает вместе с ним. Иконографические сюжеты распределяются в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Важным является указание на место расположения композиций «Страшного суда» – как правило, западная стена, либо нартекс.

Иконография «Страшного Суда» складывается в византийском искусстве в XI-XII вв. Период включает в себя «македонское возрождение» и «комниновское возрождение» и завершается эпохой Латинской империи (1204г.). Эсхатологические (греч. εσχατον - край, конец, предел; λογος - учение) темы правления антихриста, Второго пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного суда не получили широкого распространения в византийской Апокалиптике (от греч. apokaluyi — откровение) .

Сонм праведников предстоящих престолу Божиему. Фрагмент фрески Страшного Суда. Храм Успения Пресвятой Богородицы.. Западная апсида; Грузия. Атени. 11 в.

Первостепенное значение для истории всего мира в данном жанре литературы получили события и войны христианских императоров, происходившие на востоке империи. Наиболее выдающимися примерами сохранившихся комплексов монументальной живописи данного времени могут быть названы: росписи в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески церкви Мавриотиссы в Кастории (1082 г.), росписи Бачковской костницы в Болгарии (основан в 1083 г., фрески XI-XIV в.) и собора в Отранто (1163 г., мозаики пола) .

Из наиболее известных памятников византийского мира изображение «Страшного cуда» можно найти в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в.; к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески «Страшного суда» в Атени. Фрагменты «Страшного суда» середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение «Страшного суда» в Кирилловом монастыре в Киеве (1170-е гг.), в Георгиевском соборе

Георгиевский собор в Старой Ладоге (80-е гг. XII в.Роспись западной стены.

Старой Ладоги (80-е годы XII в.), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в.). В Западной Европе традиция иконографии «Страшного суда» не прерывалась на протяжении всего средневековья, продолжаясь в миниатюрах рукописей, стенописи, скульптуре.

До XI столетия территория Западной Европы — часть единого религиозного христианского мира. Условно именуемые по франкским династиям меровингская (по VIII век) и каролингская эпохи составляют дороманский период, за которым следует оттоновская эпоха (X- начало XI вв.), начинающая периодом романики как первый период сложившегося, вполне целостного западноевропейского церковного искусства, в то же время последний период на Западе, когда изобразительное искусство следовало православным традициям. Известны своим изображением «Страшного суда»: церковь Сант-Анжело-ин-Формис в Капуа (последняя четверть XII века), также грандиозные мозаики базилики Торчелло в Венеции (ок. 1200 г.). Традиционный вариант композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: первое — второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными, второе — обновление мира, третье — торжество праведников в небесном Иерусалиме. Данная композиция захватывала воображение христиан и становилась важной частью общей картины мироздания, носила поучительный характер, способствовала миссионерскому повествованию.

Дмитровский собор во Владимире (1194г.). Фрески на северном и южном склонах центрального нефа.

Рассмотрим иконографическое решение изображения «Страшного суда»: в центре композиции изображается Христос — судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы — стражи небесные. Под апостолами — народы идут на суд. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих».

Страшный суд. Море и земля отдают своих мертвецов, животные — съеденных людей.

Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий.

Рай. Фреска. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре (1313 г.). Росписи западной части собора.

Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Рай бывает представлен несколькими сюжетами: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам; изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке. Особенно большое внимание уделяется в сценах «Страшного суда» образам ада. Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана - господин ада, с душой Иуды в руках.

Страшный Суд.
Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло
Ок. 1200 г.

Вариации его незначительны: так, морское чудище может быть одноглавым, напоминающим тритона с головой зверя (иконы из монастыря св. Екатерины на Синае), или двуглавым, пожирающим обеими головами грешников, как, например, в мозаике Торчелло. Познее здесь изображли Левиафана, мифическое животное, в котором соединены черты дракона и морского змея (собор в Ватопеде, XIV в.). Характерная иконографическая особенность изображения сатаны: его фигура часто изображается в самом темном углу храма, куда никогда не проникает луч дневного света; иногда сатана расположен на грани стены: художник стремится рассечь, пресечь злую силу. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний. Позднее, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335-1350 г.), все грешники и виды грехов поименованы. В композицию «Страшного суда» привносятся и другие детали .

Изображение «Страшного суда» на западной стене храма в Тимотесубани.

Захват и разграбление Константинополя крестоносцами привели к разрушению централизованной системы культуры православного мира, сложившейся в послеиконоборческий период. С разорением Константинополя, художественные импульсы которого питали искусство провинций и стран, находившихся в сфере церковного влияния Византийского искусства, усилилась активность местных школ Сербии, Болгарии, Грузии и Руси. XIII век стал временем сложения самостоятельных национальных форм православного искусства, чему в значительной мере способствовали греческие художники, эмигрировавшие с захваченных крестоносцами территорий. Так параллельно с византийским искусством формировалось иконография «Страшного суда» в христианских странах Закавказья: от эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция (первая четверть XIII в.) . О монументальной столичной живописи первой половины XIII в. можно составить представление по фрескам Сербии, где на протяжении полувека по заказам архиепископа Саввы и сербских владетелей работали лучшие художники. Наиболее выдающиеся примеры храмов с композицией «Страшного суда» школы Рашки – это монастырские соборы: Великой Успенской Лавры Студеница (80-е, 90-е гг. XII в.), монастырей Жича (XIII в.), Милешева (около 1234 г.) и Сопочан(1272-1276 гг.) . Работам сербских живописцев свойственна монументальность. Появились новые для византийского искусства черты: задушевность образов, лирическое чувство, привносящие в изображение личностное начало. В росписях сознательно отказываются от линейной стилизации, столь распространенной в живописи позднего XII века.

Фреска «Страшный Суд». Монастырь Милешева. Сербия. Фрагмент.

Черты национального сербского стиля решительно выступают на первый план в росписи церкви Вознесения монастыря Милешева, основанного королем Владиславом . Сильное влияние византийское искусство оказало и на культуру латинского Запада, куда было вывезено из Константинополя много произведений изобразительного искусства. Из примеров изображения «Страшного суда» в монументальной живописи Запада назовем лишь некоторые: росписи в церкви святого Георгия в Оберцелле на наружной стене апсиды, в монастыре Донна Регина в Неаполе (1293 г.), в церкви Сан Пабло в Касересе (около 1200 г.), во флорентийском баптистерии (1225-1228 гг.).

Собственно в XIV веке изображения «Страшного суда» можно встретить в ряде балканских (церковь Богородицы Левишки в Призрене, 1307-1313 гг.; церковь Богоматери в Грачанице,1321 г.;церковь Спаса в Дечанах 1335-1350 гг.; росписи Григориевой церкви Софии Охридской) и греческих памятников (церковь Митрополии в Мистре, начала XIV в.; собор в Ватопеде, XIV в.).

Страшный Суд
Кахрие Джами, монастырь Хора
Ок. 1316–1321 гг.

Главный столичный ансамбль – монастырь Хора (Кахрие-Джами, 1321г.), по которому можно судить о восприятии греческими мастерами темы конца времен. Почти во всех случаях «Страшный суд» изображается в нартексе. Исключение составляет знаменитая роспись Кахрие — Джами, где композиция «Суда» помещается на своде придела в центральной части, исполненная на темном фоне. Искусство мозаик Кахрие Джами — это византийское искусство, его нельзя расценивать мерой византийской эстетики XI-XII веков, и точно так же, несмотря на его точки соприкосновения с Италией, его нельзя мерить мерою итальянского треченто.

Страшный Суд
Кахрие Джами, монастырь Хора. Ок. 1316–1321 гг.

В композиции из Кахрие-Джами главная идея не столько догматическая, сколько повествовательная, их создателей занимал не столько символический смысл легенды, сколько чувственная наглядность, не столько иерархия образов, сколько их последовательность во времени . Изображение «Христа во славе» помещено в центре, по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, просящие за грешников. Вверху — ангел, сворачивающий небо. На парусах и арках помещены сцены небесного мира; некоторые из них не совсем обычны, как, например, изображение трех мужчин, несущих на плечах Ковчег Завета в Храм царя Соломона. Отчетливое деление сцены «Страшного суда» на две части, сопоставление светлых и темных участков росписи напоминают о действительном разделении мира после Второго пришествия .

Отметим некоторые ренессансные фрески, например, сюда можно отнести произведение Джотто переходной эпохи в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1305 г.). «Страшный суд» на южной стене пизанского Кампо Санто (вторая половина XIV в.), наконец, произведение Микеланджело на восточной стене Сикстинской капеллы. Надо отметить, что литература запада «скуднее», чем литература Востока в развитии темы «Страшного суда», которая не выходит из схемы. Западные учения «более затемняли, чем уясняли евангельское учение о Страшном суде», т.е. абстрактное рассуждения и не видно попытки цельного и всестороннего раскрытия идеи .

Во времени упадка политической жизни Византии сохраняются значительные центры поствизантийского искусства. Это, прежде всего, критская школа иконописи и Афон . Иконописное наследие изображения «Страшного суда» связано с рядом фресок в Египте — монастырь св. Екатерины в Синае (XVI в.), в Румынии — монастырь Воронец в Буковине (1547 г.), в Сербии — монастырь Крушедол (XVII в.). Афон сделался хранителем церковных преданий Византии, замкнутым уголком, куда не заходили ни влияния Запада, ни смуты политические, ни нововведения церковные. XVI век представляет блестящую эпоху в живописи Афона. Однако в общем плане композиции «Страшного суда» есть важное расхождение, связанное со смешением Второго Пришествия Христа со Страшный судом, которые различаются в византийском искусстве (собор Андреевского скита на Святой Горе Афон; Лавра прп. Афанасия). По мнению Н.В. Покровского, изображение Второго Пришествия в виде отдельно художественного повествования сближает восточно-христианское искусство с церковным искусством Западной Европы .

Фрагмент росписи трапезной монастыря Дионисиат. Афон. 16 в.

Здесь необходимо отметить, что иконописная традиция с XV в., или даже раньше, различала изображения «Апокалипсиса» и «Страшного суда». «Страшный суд» мог быть либо частью «Апокалипсиса», как это видно, например, в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405г.), выполненной Феофаном Греком, либо существовать обособленно от него. В греческой монументальной живописи несколько циклов к «Откровению Иоанна Богослова» было создано в афонских монастырях, наиболее ранним из которых является роспись в трапезной монастыря Дионисиат (1563 – 1568гг.), также росписи трапезной в Дохиаре (1676 – 1700гг.) и экзонартекса собора в монастыре Ксенофонт (1632-1654гг.). Н. В. Покровский упоминает росписи в экзонартексах соборных храмов Лавры прп. Афанасия (1535г.), монастырей Каракал (1750г.), Филофея (1752г.) и Зограф (1817г.). Афонские апокалипсические циклы в свою очередь стали образцами для стенописей Румынии и Болгарии XVIII-XIX вв. Некоторые композиции практически полностью повторяют гравюры западноевропейских мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, другие переработаны в соответствии с традициями поствизантийского искусства. При этом и те, и другие памятники могут использовать видения пророков Даниила и Иезекииля, повествующие о конце времен. «Апокалипсические» мотивы могут присутствовать на изображение «Страшного суда» наравне с образами из упомянутых видений. Иными словами, «Суд» как часть «Апокалипсиса» сам может включать в себя «Апокалипсис» в качестве своей части. Так в сборнике наставлений и указаний по иконописи, составленном в начале XVIII века греческим иконописцем Дионисием Фурноаграфиотом, встречаются указания, как следует изображать «Апокалипсис» и «Страшный суд». Художник описывает 24 сцены из «Откровения», но в своем описании он во многом следует гравюрам Ганса Гольбейна . Думаю, стоит сказать, что в XVI-XVII вв. заметно стремление художников отказаться от разделения поля иконы на многочисленные части и связать все обилие изображений «Страшного суда» в одно целое, о чем пишет Н.В. Покровский .

Успенский собор Московского кремля (1481г.,1513-1515гг.,1642-1643гг.)Роспись западной стены.

Иконография монументальной живописи, разработанная византийскими теологами, в течение долгих столетий была целиком воспринята кругом стран Балканского полуострова, Западной Европы и Руси. Особенности стиля, изобразительный язык, технические навыки, которые в дальнейшем совершенствовались и изменялись, приобретали в каждой школе свои черты и особенности. Византийская основа сюжета «Страшного суда» сохранилась в неприкосновенной целости в древних памятниках искусства, не видно здесь серьезных попыток не только в развитии идеи, но даже к видоизменению готовой схемы. Условия места, вызываемые необходимостью своеобразного размещения отдельных частей картины, но эта своеобразность имеет механический характер и не обнаруживает следов художественной концепции. Некоторые признаки развития картины «Страшного суда» обнаруживаются лишь в памятниках XV-XVIII веков.

Спасо-Преображенский собор ярославского Спасского монастыря (1563 г.). Роспись западной стены

Церковь Воскресения Христова на Дебре в Костроме (1651-1652 гг.). Василий Ильин. Фреска южного люнета восточной стены западной галереи.

Библиографический список

  1. Антонова В.И. Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. XVI – нач. XVIII в. М., 1963.
  2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М.: Издательский дом Художественная школа, 2010.
  3. Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 2. СПб, 1910.
  4. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб: Лига Плюс, 1999.
  5. Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI Археологического съезда в Одессе. Т. 3. Одесса, 1887.
  6. Протоиерей Николай Погребняк Иконография Страшного суда // Московские Епархиальные Ведомости: сетевой журн. 2014. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/34/51/ (дата обращения: 08.03.2014).
  7. Православная энциклопедия. Т. XXIV (Иоанн Воин – Иоанна Богослова Откровение). М., 2010.
  8. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. Т.2. СПб: Азбука, 2010.
  9. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1947.
  10. Игумен Александр Федоров Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб: Сатисъ, 2007.

Анастасия Мелих, 3 курс.

Ипатьевский монастырь - жемчужина Костромы. Он особым образом связан с русской историей. Ктиторами обители были Годуновы, здесь находилась их родовая усыпальница. Отсюда началась и новая эпоха русской государственности: в монастырь, где с осени 1612 года жил юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой, 13 марта 1613 года прибыло посольство Земского собора, избравшего Михаила царем, и на следующий день, 14 марта, в Троицком соборе монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство, положивший конец Смутному времени. Троицкий собор - главный храм монастыря. Фрески собора - замечательный образец фресковой живописи второй половины XVII века - уникальны по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

О росписях этого храма, особенностях православного искусства и его отличиях от западноевропейского, о том, чему и как это искусство может научить наших современников, особенно молодых, мы беседуем с Людмилой Бурдиной - экскурсоводом Ипатьевской обители.

Трагедия или преображение мира?

Монументальная фреска «Страшный суд» на западной стене Троицкого собора Ипатьевского монастыря обращает на себя внимание сразу, как только входишь в храм. И я заметил, что всем туристам о ней рассказывают особенно подробно. Почему именно к этой фреске такой интерес?

Во-первых, это одна их самых древних фресок собора - 1654 года. А кроме того, всем нам предстоит Суд Божий. Каждого человека это касается самым непосредственным образом.

И фреска интересна не только своими размерами и развернутой композицией, но и важностью и значительностью затронутой темы. Ведь она говорит и о судьбе всего человеческого рода, и о посмертной судьбе отдельного человека до Второго пришествия Спасителя и Страшного суда. Образы фрески позволяют нам явственно представить момент встречи души с Богом, приготовиться к ней.

Страшный суд - тема многих художественных произведений. И первое, что вспоминается, - это знаменитая фреска Микеланджело в Сикстинской капелле. Она написана веком ранее фрески Ипатьевского монастыря, - в середине XVI века. Скажите, уместно ли сравнивать эти две фрески?

Микеланджело воплощает тему Страшного суда как трагедию космического масштаба. Композиция воспринимается как катастрофа, крушение мира.

Да, на фреске Сикстинской капеллы фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии: по ним можно изучать анатомию. Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику. Но при этом фреска выполнена в подчеркнуто натуралистическом стиле, насыщена эмоциями и страстями. В ней Небесное переносится на земной план, невозрожденная материальность - в сферу Неба; земным и чувственным вытесняется духовное и вечное.

И посмотрите, как изображена Божия Матерь на фреске Микеланджело: в Ее позе отторжение, полное неприятие ужаса и страданий грешников, низвергаемых в адские пропасти.

В православном искусстве изображение Страшного суда (как и любая православная икона) - это молитва. Здесь нет надрыва, изломанности поз, ужаса, искаженных страданием лиц.

Основные композиционные линии нашей фрески «Страшный суд», написанной Василием Ильиным Запокровским, - это овал, круг: линии плавные, гармоничные. Композиционные линии основной части фрески устремлены к Небу, к Богу. Да, тут вы увидите и «змея мытарств», и «милостивого блудника», повисшего между раем и адом, и ниспадающую волну грешников, гонимых в геенну огненную. Но главная мысль здесь - в преодолении греха, смерти, ада, в преображении мира, в окончательном торжестве Божией правды и любви.

Господь восседает на Престоле Славы. Ему предстоят в молитве Царица Небесная, Иоанн Предтеча, у ног Спасителя Знамение Сына Человеческого - Крест, на котором Он принес Себя в жертву за мир. Кресту предстоят в молитве Адам и Ева. Они любят нас всех - мы все их дети. Далее - Престол Уготованный с раскрытой Книгой Жизни: в нее вписаны имена праведников. Страшно, если имя твое вычеркнуто из Книги Жизни. Но ведь вычеркиваем свое имя из этой Книги мы сами - своей нелюбовью, неправдой.

У Микеланджело праведники окружают Христа Спасителя. В их позах и выражении лиц крайнее напряжение и надрыв. В нашей фреске - апостолы восседают на престолах, вместе с ними Ангелы Божии, выше - пир праведников в Царстве Божием.

Основная мысль «Страшного суда» Микеланджело - ужас неотвратимости наказания и нескончаемых мук грешников, страх пред грозным Судией. Однако одним страхом наказания сложно изменить человека.

Во фреске Троицкого собора - призыв к покаянию и вера в возможность спасения. Господь сделал все, чтобы это свершилось: Он взял на Себя наши грехи, омыл их Своей кровью. Однако наше спасение невозможно без нашего участия. Мы сотрудники Богу в этом.

Правда о нас самих

- А как воспринимали фреску «Страшный суд» наши предки? Насколько были понятны им ее сюжеты?

Середина XVII века в истории России - время неспокойное. 1654 год, когда писалась фреска, - это начало реформ патриарха Никона. Это время великого смятения, смущения в умах и бунта «ревнителей древлего благочестия». Тогда с особой остротой воспринималось русскими людьми учение о Суде Божием, о конечном торжестве Божией правды и любви.

Но, как это ни странно звучит, фреска «Страшный суд» - удивительно светлый сюжет.

- Поясните, пожалуйста, почему Страшный суд - светлый сюжет.

Это, безусловно, светлый сюжет. Да, грешники испытывают всевозможные муки; да, душам человеческим надо преодолеть мытарства... Идет борьба добра со злом, и эта борьба уже здесь начинается, в нашей земной жизни, а там приходит к завершению.

О чем говорит фреска? О том, что всё устремлено к Богу. «Аз есмь Альфа и Омега, Начало и Конец» (Откр. 1: 8), - говорит Спаситель. И смысл этой фрески - преодоление греха, преодоление смерти, преодоление зла и в конечном счете победа над злом - над смертью.

Уже здесь, в этой жизни, к ее концу, мы определяемся в своем выборе: или ты окончательно выбираешь Бога и входишь в рай, или, не преодолев греха - этого змея, попадаешь в ад.

Фреска говорит о воскресении мертвых, о том, что праведные люди войдут в обитель Отца Небесного, о том, что наступит окончательное торжество Божией правды и любви. Именно так нужно понимать фреску «Страшный суд».

Мы не знаем, сколько еще пройдет времени до Страшного суда, который будет благодатным для праведников и страшным для грешников. Но пока у нас есть возможность оглянуться вокруг себя и разобраться в себе, мы должны решить, по какую сторону каждый из нас встанет. И не нужно обманываться и думать, что кто-то куда-то нас поставит. Мы сами со стыдом убежим от Лика Божия, как это сделал Адам, когда спрятался в кусты, услышав глас Божий, взывающий к нему: «Адам, где ты?»

Нужно ответить себе: исполняю ли я заповеди Господни, люблю ли ближнего, помогаю ли тем, кто нуждается в моей помощи, или гоню от себя, чтобы меня не беспокоили?

В вечности обнажается вся правда о нас самих

Определяющий принцип Страшного суда - это реальное сочувствие, которое мы проявляем к своему ближнему. Во время Второго пришествия нас не спросят, как строго мы постились, сколько бдений совершали, как много поклонов положили. Нас спросят: накормили ли мы голодного? напоили ли жаждущего? пригласили ли странника к себе в дом, одели ли нагого, посетили ли больного и тех, кто в темнице? (ср.: Мф. 25: 34-46). Вот об этом нас спросят. В вечности обнажается вся правда о нас самих. Поэтому последний Суд будет страшен именно тем, что эта правда, которую, может быть, мы часто скрываем от окружающих и больше всего - от самих себя, будет представлена пред нами во всей своей неприглядности.

Следуя канону

А есть ли «изюминка» у фрески Ипатьевского монастыря, какая-нибудь уникальная деталь, которой нет на изображениях Страшного суда в других известных русских храмах?

Ипатьевская фреска выполнена в рамках канона. Наше искусство как раз интересно не какими-то новациями, а верностью канону. Основы иконографии складывались в Византии. Это воплощение в зримом образе догматического учения Церкви. И чем более привержен художник канону, тем более его искусство ценно.

Можно ли сказать, что именно этим - следованием канону - православное храмовое искусство отличается от западноевропейского?

Да. Кроме того, разными путями шло развитие искусства на христианском Западе и на христианском Востоке.

Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было сформулировано Пято-Шестым Трулльским Собором 691-692 гг. 82-е правило Собора раскрывает содержание священного образа так, как понимает его Церковь. Это правило касается изображения Господа Иисуса Христа. В нем предписывается представлять Христа в человеческом виде. В первые века часто прибегали к символическим изображениям Господа в виде рыбы, агнца. Так же, как и рыба, агнец означал не только Самого Спасителя, но и христианина вообще. Отцы Собора говорят о древних символах как об этапе, уже пройденном Церковью. Собор предписывает заменять символы Ветхого Завета и первых веков христианства прямым изображением, потому что образ, который заключался в этих символах, стал реальностью в воплощении.

Вслед за утверждением необходимости прямого образа в следующей части 82-го правила дается догматическое обоснование этого образа, и именно в этом основное значение данного правила. Это первое соборное выражение христологической основы иконы было впоследствии широко использовано и уточнено защитниками икон в период иконоборчества. Церковный образ представляет нам человеческий лик воплотившегося Бога, исторический лик Иисуса Христа.

- Но ведь икона Христа должна показывать, что речь о воплотившемся Боге...

Несомненно, изображение должно напоминать не только о земной жизни Спасителя, Его страданиях и смерти, оно должно указывать и на славу Его, «высоту Бога Слова». Сама манера изображения Сына Человеческого должна отражать Его Божественную славу. Учение Церкви выражается не только в сюжете, но также и в том, как этот сюжет передается. В области своего искусства Церковь вырабатывает художественный язык, соответствующий ее опыту и ее ведению Божественного Откровения. Цель церковного искусства - верно передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть реальность духовную и пророческую.

82-е правило Трулльского Собора полагает начало иконописному канону

82-е правило Трулльского Собора полагает начало тому, что мы называем иконописным каноном, то есть известному критерию литургичности образа, подобно тому как в области словесной канон определяет литургичность того или иного текста.

- А в чем суть иконописного канона? Почему так важно следовать ему?

Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается это соответствие, то есть подлинность передачи Божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом.

Трулльским Собором отмечен конец догматической борьбы Церкви за правильное исповедание двух природ - Божественной и человеческой - в Лице Иисуса Христа. Деяния Пято-Шестого Собора были посланы в Рим. Однако папа подписать их отказался. Он объявил постановления Собора недействительными. Таким образом, Римская Церковь осталась в стороне от формулировки учения Церкви о христологической основе священного образа.

Западное священное искусство по сей день остается верным некоторым чисто символическим изображениям (в частности, Спасителя в виде агнца), а также натуралистическим изображениям. В православном искусстве символ и аллегория были отодвинуты на второй план: символические и аллегорические изображения остались в декоративном церковном искусстве, например, в резьбе иконостасов.

Изобразим ли Бог Отец?

Вы сказали, что роспись Троицкого собора канонична. Однако в скуфье центрального купола есть образ Новозаветной Троицы.

Да, это одно из изображений, против которого выступал еще в XVI веке дьяк Иван Висковатый. Он возражал против изображения Господа Саваофа в виде старца. Бога никто никогда не видел. Бог видим и изобразим только в воплощении. В образе Бога Отца Висковатый увидел попытку изобразить неизобразимое существо Божие. Для Висковатого руководящим принципом в суждении об иконописи были основные положения православного вероучения. Висковатый ревновал об истине, то есть об иконографическом реализме.

- Почему возникают подобные изображения?

Правилами соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца

Бог Отец - первая Ипостась Пресвятой Троицы - не изобразим вообще. И правилами православных соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца, также как и Святого Духа в виде голубя (кроме иконы Богоявления). По словам святого Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18), поэтому образом (по-гречески - иконой) Бога Отца является Сын Божий Иисус Христос. В Православии отцы Церкви связывали этот образ с темой воплощения предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия.

Архиепископ Андрей Кесарийский в Толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он, однако, древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ митрополит Афинский Михаил Хониат: «Белые волосы означают вечность, однако Он, принесенный за нас в жертву, - Младенец в воплощении».

- Почему же этот образ стал пониматься как образ Бога Отца?

Причиной превращения «Ветхого денми» (Ветхого днями) в иконографию Бога Отца является неоднозначность текста видения пророка Даниила, который после описания «Ветхого денми» как седовласого старца пишет: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7: 13). Исходя из того, что Сын Человеческий - Иисус Христос - подводится к «Ветхому денми», последний стал пониматься именно как Бог Отец. Образ «Ветхого денми» для изображения Бога Отца стал использоваться с XI века. Изображение Бога Отца в виде старца было запрещено Большим Московским Собором 1666-1667 годов, однако Собор противоречил сам себе, разрешая изображать «Отца в седине» в сценах Апокалипсиса.

Красота земная и красота небесная

На фресках Троицкого храма много и бытовых деталей: вот тушат пожар, вот кто-то пирует, а вот и похороны... Фрески могут рассказать нам о том, как жили наши предки?

Проникновение бытовизма в храмовую роспись - печальный признак

Какие-то бытовые детали в росписи XVII века уже появляются. И по ним можно судить о жизни людей того времени. Но это проникновение бытовизма в храмовую роспись - печальный признак: начинается десакрализация церковного искусства. В древних иконах все внешние детали убирались, на них вообще внимания не обращалось, поскольку икона являет горний мир, мир преображенный. Но, начиная с XVI века, под влиянием западного искусства - обмирщенного, заземленного - и в православное искусство проникает бытовизм. В XVII веке эти тенденции усиливаются, в XVIII веке наблюдается отступление от канона, ну, а в XIX веке уже было принято писать, как на Западе.

Восточнохристианское искусство отошло от канонов, стало зависимым от искусства западноевропейского. Такое искусство, может быть, прекрасно с точки зрения художественной, но... В икону врывается мир неочищенный, падший, мир, отступивший от Бога. И теперь много внимания уделяется орнаменту, архитектурным деталям, пейзажу, бытовым жанровым сценам...

На костромское искусство XVII века сильное влияние оказала голландская культура. Так, например, в это время для разработки иконографических сюжетов часто брали иллюстрированные голландские издания Библии Пискатора. Именно они послужили основой построения композиций фресок Троицкого собора.

- В Троицком храме удивительны не только фрески, но и иконостас.

Да, иконостас собора вызывает восхищение. И с гордостью говорю: над ним трудились костромичи. Рама иконостаса - работа Петра Золотарёва и Макара Быкова, выполнена в 50-е годы XVIII века в стиле нарышкинского барокко.

Василий Ильин Запокровский написал иконы трех верхних ярусов иконостаса в 50-е годы XVII века. Два нижних яруса икон написаны в 50-е годы XVIII века Василием Никитиным Вощиным.

Русское барокко - стиль, родившийся под влиянием западного искусства. Значит, не всегда это влияние было, скажем так, отрицательным?

Русское барокко - замечательное явление. В этом стиле созданы прекрасные произведения искусства и архитектурные сооружения. И все же... Да, западное искусство вызывает восхищение - но это чисто эстетическое удовольствие. Святые отцы учат: человек трехсоставен - дух, душа и тело составляют человеческое естество. Сфера деятельности души - интеллектуальное, эстетическое постижение мира. Восточнохристианское искусство - это сфера более высокая, сфера деятельности духа, а не души. А дух человеческий от Бога исходит. Наше искусство более глубоко, более высокого духа. И речь не идет об эстетическом выражении, об эстетическом восприятии этого искусства.

Западноевропейское искусство прекрасно, но это красота нашего земного, еще не преображенного мира. В красоте орнаментов резных иконостасов восприятие иконы отступает на второй план. Икона «утопает» в причудливом, пышном обрамлении. Те же процессы наблюдаются в иконе. Начиная с XVI века, все более настойчиво вторгается в пространство иконы пейзаж, архитектурные постройки, орнаменты. Я уже говорила об этом. В XVIII веке эти элементы иконографии отодвигают на второй план священные образы. Именно в это время много внимания уделяется бытовым зарисовкам, жанровым сценам. Эти образы могут отличаться изяществом, красотой форм, но они «заземляют» священный образ, переносят его в другую плоскость.

Люди высокого духа

Это были люди высокого духа. К иконописцам и мастерам храмовой росписи предъявлялись такие же требования, как и к ставленнику во священство. Иконописец должен был быть человеком духовной жизни, молитвенником. Ему разрешалось иметь семью, но он должен был воспитывать детей в строгости, строить на христианской основе и свою личную жизнь, и жизнь своей семьи.

Гурий Никитин, автор большинства наших фресок, был аскетом и подвижником. Чтобы не отвлекаться на мирские проблемы, он жил в безбрачии. Сохранилась писцовая книга XVII века, в которой перечисляются дворы костромичей с подробным указанием, у кого что было, кто чем владел. Назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», - то есть он был очень бедным человеком. Хотя мог бы, как его отец или брат, заняться торговлей, поскольку был из купеческого рода. Но он предпочитал оставаться бедным человеком, почти нищим, и всю жизнь посвятил служению Богу: писал иконы, расписывал храмы. Главные храмы России расписывал, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого - Успенскую и Воскресенскую церковь. Он работал во многих городах: в Суздале, Ярославле, Переславле-Залесском, Тутаеве.

Кто еще потрудился над фресками храма? Ведь собор расписывался в течение довольно продолжительного времени...

Гурий Никитин расписал храм за четыре месяца, но позднее, в последующие века, фрески в каких-то частях храма поновлялись. Роспись галереи, например, - это работа мастеров из Палеха, начало ХХ века. Но там есть и две старинные фрески кисти Василия Ильина Запокровского - это 50-е годы XVII века. В ХХ веке была завершена роспись притвора. И уже в наше время, в XXI веке, был расписан придел преподобного Михаила Малеина, тоже мастерами из Палеха.

Самая главная икона - это человек

- Чему можно научиться, глядя на старинные фрески?

Мы недооцениваем свое призвание

Прежде всего, очень глубокому отношению к жизни. Требовательному отношению к себе. Мы недооцениваем свою роль в этом мире, недооцениваем свое призвание. А ведь человек призван к очень высокой цели: он - гражданин Царства Божия в конечной перспективе. И мы должны в течение своей жизни создать из себя икону - идеальный образ Божий. Самая главная икона - это человек. Мы же созданы по образу и подобию Божию. Церковное искусство, и прежде всего православное искусство, и особенно древнее искусство, напоминает нам о нашем призвании. Воспитывает нас, обязывает нас соответствовать идеалу, хотя нам порой этого соответствия ох как не хочется, потому что это трудно. Легче же ничего не делать, ничего не знать, быть слабенькими, ни за что не отвечать...

Как вы думаете, церковное искусство находит отклик в сердцах современных молодых людей? В Ипатьевский монастырь приезжает много туристов, людей неверующих в том числе. Понятен ли им смысл того, что они видят здесь?

Увы, мы, современные люди, очень далеки от Церкви, от Бога. Мне все время вспоминаются упреки Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, брошенные Спасителю: «Ты зачем пришел? Зачем Ты дал им свободу? Им так спокойно без Тебя! Они маленькие и ничтожные, им непосильно Твое бремя...»

Конечно, к каждому человеку нужно найти свой подход. Не рекомендуется питать младенцев - младенцев по уровню духовного развития - богословием. Нужно говорить об общечеловеческом, о том, что будет понято и воспринято. Ведь православное искусство - очень глубокое и высокое. И на это надо обращать внимание.

Но я заметила, а у меня большой опыт общения с людьми, что русские люди глубоко религиозны. У них лица светлеют, когда они выходят из Троицкого собора. Из нашего мира, где так непросто жить, они вдруг оказываются вброшенными в море света, любви, радости, красоты. И они интуитивно чувствуют, что это их мир, что это Дом Отца.

2 Цензурные записи. Реставрация фрески 3 Композиция

    3.1 Люнеты 3.2 Христос-Судия и Дева Мария со святыми 3.3 Окружение Христа 3.4 Второе кольцо персонажей. Левая сторона

Примечания
Литература

Введение

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу три десятилетия спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.

1. История создания

1.1. Климент VII

В 1533 году Микеланджело работал во Флоренции над различными проектами в Сан Лоренцо для папы Климента VII. 22 сентября этого года художник отправился в Сан-Миниато, чтобы встретить папу. Возможно, именно тогда папа римский высказал желание, чтобы Микеланджело расписал стену за алтарём Сикстинской капеллы на тему «Страшного суда». Таким образом было бы достигнуто тематическое завершение циклов росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, украшавших капеллу.

Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508-1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. 1514-1519). Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников.

Неизвестно, когда художник заключил официальный контракт, но в сентябре 1534 года он прибыл из Флоренции в Рим, чтобы заняться новым произведением (и продолжить работу над гробницей Юлия II). Несколько дней спустя папа умер. Микеланджело, считая, что заказ потерял актуальность, оставил папский двор и занялся другими проектами.

Подготовительный рисунок из Каса Буонаротти, 41,8x28,8 cm. Ниже можно видеть фрагмент Вознесения Девы Марии Перуджино

Подготовительный рисунок из Музея Бонне в Байонне, карандаш, 34,5x29,1 см

Подготовительный рисунок, Виндзорский замок, карандаш, 27,7x41,9 см

1.2. Павел III

http://*****/5_5265.wpic" width="200" height="269 src=">

Подготовительный рисунок. Музей Бонна, Байонна, карандаш, 17,9x23,9 см

Однако новый папа, Павел III, не отказался от идеи украсить алтарную стену новой фреской. Микеланджело же, от которого наследники Юлия II требовали продолжения работ над его гробницей, пытался отодвинуть сроки начала работ над росписью.

По указанию папы фрески, выполненные в XV веке и начале XVI века, должны были быть скрыты новой росписью. Это было первое в истории капеллы «вмешательство» в комплекс изображений, тематически связанных между собой :Нахождение Моисея , Вознесение Девы Марии с коленопреклоненным Сикстом IV и Рождество Христово , а также портреты некоторых пап между окнами и два люнета из цикла фресок потолка капеллы с предками Иисуса, расписанные Микеланджело более двадцати лет назад.

При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один - в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия.

Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Дель Пьомбо, нашедший поддержку в этом вопросе у папы, утверждал, что для шестидесятилетнего Микеланджело работа в технике чистой фрески будет физически трудна, и предложил подготовить поверхность для росписи масляной краской. Микланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года. Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником.

Леса были установлены и Микеланджело начал роспись летом 1536 года. В ноябре того же года папа, чтобы освободить Микеланджело от обязательств перед наследниками Юлия II, главным образом Гвидобальдо делла Ровере, издал motu proprio, который давал художнику время завершить «Суд», не отвлекаясь на другие заказы. В 1540 году, когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов, для выздоровления ему потребовался перерыв в месяц.

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос - Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.

Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых, в ту же ночь 29 лет назад были представлены фрески потолка капеллы.

1.3. Критика

Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой - жёсткую критику. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.

2. Цензурные записи. Реставрация фрески

Неаполь" href="/text/category/neapolmz/" rel="bookmark">Неаполь , Музей ди Каподимонте

Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 01.01.01 года. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Бьяджо смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжилось и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течении XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы:

Кажется, Микеланджело выразил своё собственное понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого» (Бытие 2:25). Сикстинская капелла - это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела.

3. Композиция

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

    Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых. Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными. Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части.

3.1. Люнеты

Видение" href="/text/category/videnie/" rel="bookmark">видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов».

3.2. Христос-Судия и Дева Мария со святыми

Владыка" href="/text/category/vladika/" rel="bookmark">владыки мира показан в самый момент начала Суда. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «…Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».

Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, десять дней. Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, художник, вопреки традиции, изобразил Христа-Судию безбородым. На многочисленных копиях фрески он предстаёт в более привычном облике, с бородой.

Подле Христа - Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии, в отличие от Христа, направлен на Царствие Небесное. В облике де Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменившись триумфом божественной вечности.

3.3. Окружение Христа

http://*****/5_1659.wpic" width="220" height="309 src=">

Святой Варфоломей

Микеланджело отказался от традиции, согласно которой художники в Страшном суде окружали Христа восседавшими на тронах апостолами и представителями Колен Израилевых. Он также сократил Деисус, оставив единственной (и пассивной) посредницей между Судиёй и человеческими душами Марию без Иоанна Крестителя.

Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов - всего 53 персонажа. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль. Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».

Некоторые персонажи на дальнем плане, не предусмотренные в подготовительном картоне, были нарисованы а секко, без детализации, свободным рисунком, с подчёркнутым пространственным разделением фигур: в отличие от ближайших к зрителю, они кажутся более тёмными, с размытыми, нечёткими контурами.

У ног Христа художник поместил Лаврентия с решёткой и Варфоломея, возможно, потому, что капелла была также посвящена этим двум святым. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением.

Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть. Справа от Христа - святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.

Иоанн Креститель

Святой Пётр

Святой Лаврентий

Справа стоит святой Пётр, с ключами, которые уже не понадобятся для открытия Царствия Небесного. Рядом с ним, в красной накидке, возможно святой Павел и обнажённый молодой человек, почти рядом с Иисусом, вероятно, Иоанн Богослов. Персонаж, стоящий на коленях за Петром обычно считается святым Марком.

3.4. Второе кольцо персонажей. Левая сторона

Эта группа состоит из мучеников, духовных отцов Церкви, девственниц и блаженных.

С левой стороны почти все персонажи - женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.

Примечания

Stefano Zuffi, La pittura rinascimentale, 2005. ^ 1 2 3 Camesasca, 1966, p. 84 De Vecchi, 1999, p. 12 Camesasca, 1966, p. 112 ^ 1 2 3 4 5 6 De Vecchi, 1999, p. 214 De Vecchi-Cerchiari, cit., pag. 151. Сикстинская капелла была посвящена Деве Марии, в ней папский двор праздновал День Вознесения матери Христа. ^ 1 2 Camesasca, 1966, p. 104 ^ 1 2 3 4 5 De Vecchi, 1999, p. 216 Дзуффи, 109 Эти слова приводит Вазари в биографии Себастьяно лель Пьомбо. Это был самый нижний ярус. Della notizia da un resoconto Vasari. По сообщению Лдовико Доменичи в Historia di detti et fatti notabili di diversi Principi & huommi privati moderni - books. /books? id=_2g8AAAAcAAJ&pg=RA5-PA668 (1556), p. 668 Махов А. Караваджо. - М.: Молодая гвардия, 2009. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 3196-8 De Vecchi, 1999, p. 235 Письмо доминиканского теолога Андреа Джилио папе римскому ^ 1 2 3 De Vecchi, 1999, p. 266 De Vecchi, 1999, p. 227 Блеч Б. Долинер Р. Загадка Микеланджело: Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле? - М.: Эксмо, 2009. с. 261. ^ 1 2 3 4 5 6 De Vecchi, 1999, p. 219 Camesasca, 1966, p. 102 ^ 1 2 3 4 5 6 7 De Vecchi, 1999, p. 225 ^ 1 2 Camesasca, cit., pag. 104. De Vecchi, 1999, p. 226 Копия из Каса Буонаротти - www. casabuonarroti. it/altre/miniat. htm Вазари ^ 1 2 3 4 5 6 Camesasca, cit., pag. 102. Dixon, John W. Jr. The Terror of Salvation: The Last Judgment - www. /visual/theology/johndixon/terror. htm

Литература

    Ettore Camesasca. Michelangelo pittore. - Milano: Rizzoli, 1966. Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell"arte, volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN -0 Pierluigi De Vecchi. La Cappella Sistina. - Milano: Rizzoli, 1999. - ISBN -1