Прогулка по Эрмитажу-картины. Картины «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже Эрмитаж картины леонардо да винчи

Да Винчи, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Джорджоне, Эль Греко, Караваджо, Веласкес, Гойя, Гейнсборо, Пуссен - в собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. Мимо каких произведений точно не стоит проходить?

Две «Мадонны» да Винчи (зал № 214)

Несравненный Леонардо да Винчи представлен в Эрмитаже (и вообще в России!) всего двумя произведениями - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». «Мадонну Бенуа» художник написал приблизительно в 26 лет, и эта картина считается одной из первых его работ как самостоятельного живописца. «Мадонна Литта» вызывает у специалистов немало споров из-за образа младенца, который решён в нетипичной для мастера манере. Возможно, Христа изобразил один из учеников да Винчи.

Часы «Павлин» (зал № 204)

Часы «Павлин», которые очень сложно застать без возбуждённой толпы вокруг, были изготовлены в мастерской знаменитого лондонского ювелира Джеймса Кокса. Перед нами - механическая композиция, в которой каждая деталь продумана с фантастической точностью. Каждую среду в 20:00 часы заводят, и фигуры павлина, петуха и совы приходят в движение. Напоминаем, что по средам Эрмитаж работает до 21:00.

«Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана (зал № 221)

В эрмитажное собрание входят несколько картин одного из титанов эпохи Возрождения, среди которых - «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян», выполненные в узнаваемой тициановской манере. Все три являются одними из главных произведений художника и гордостью музея.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти (зал № 230)

Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около семи лет

Эта скульптура - единственная работа Микеланджело Буонарроти в России. Мраморное изваяние предназначалось для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (Флоренция). Считается, что фигура мальчика олицетворяет угнетённость флорентийцев в годы, когда город потерял независимость.

«Амур и Психея» Антонио Кановы (зал № 241)

Венецианский скульптор Антонио Канова неоднократно обращался к мифу об Амуре и Психее, описанном Апулеем в «Метаморфозах». Застывшая в мраморе история любви бога Амура и смертной девушки Психеи - одно из самых известных произведений мастера. В Эрмитаже хранится авторское повторение композиции, оригинал же представлен в Лувре.

«Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта (зал № 254)

Творчество выдающегося мастера светотени и одного из ключевых художников Золотого века голландской живописи представлено в Эрмитаже 13 произведениями, среди которых - «Возвращение блудного сына» и «Даная». Последнее в 1985 году подверглось акту вандализма: на холст была вылита серная кислота. К счастью, шедевр удалось восстановить.

«Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса (зал № 247)

Рубенса в Эрмитаже много - 22 картины и 19 эскизов. В числе самых ярких работ - картина «Персей и Андромеда», в основу которой лёг знаменитый античный миф. Каждая деталь полотна воспевает красоту, силу и здоровье, провозглашает торжество светлого над тёмным.

Древнеримская скульптура (залы № 107, 109 и 114)

На первом этаже Нового Эрмитажа можно познакомиться с великолепной коллекцией древнеримской скульптуры. Произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний - величественная статуя Юпитера.

Самые роскошные залы Эрмитажа

Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи - Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)

Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера - много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.

Гербовый зал (№ 195)

Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.

Общая длина залов Эрмитажа - порядка 25 километров

Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)

Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.

Павильонный зал (№ 204)

Одно из великолепнейших помещений дворца - Павильонный зал - детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля (зал № 227)

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.

Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)

Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три - Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами - шедеврами камнерезного искусства.

Александровский зал (№ 282)

Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.

Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)

Ещё один роскошный зал - личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.

Будуар Марии Александровны (зал № 306)

Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.

Малахитовая гостиная (зал № 189)

Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере - изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.

Маршрут по музею

То, о чём мы рассказали выше - лишь верхушка культурного айсберга, которым является Эрмитаж. Но, поверьте, знакомство с перечисленными шедеврами и великолепными залами подарит вам не только эстетическое наслаждение, но и желание углублять свои знания, вновь и вновь приходить в музей, открывать новые экспонаты и уголки и с наслаждением возвращаться к уже знакомым.

Подводя черту подо всем вышесказанным, предлагаем вам маршрут по музею, в который вошли самые известные произведения Эрмитажа и невероятной красоты залы.

Итак, вы в музее. Возьмите бесплатную карту на входе, поднимитесь по роскошной Иорданской лестнице и пройдите в Петровский зал (№ 194). Из него - в Гербовый зал (№ 195), а после - через Военную галерею 1812 года (зал № 197) в Георгиевский зал (зал № 198). Двигайтесь прямо до упора, поверните налево и вновь идите до упора: вы окажетесь в Павильонном зале (№ 204). Здесь вас поджидают часы «Павлин». Перейдите в следующий по нумерации зал и двигайтесь до зала № 214: здесь экспонируются «Мадонны» да Винчи. Следом по курсу - Тициан, которого можно увидеть совсем рядом - в зале № 221.

Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо, и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал № 227). Из них вам нужно пройти в зал № 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала № 240. Следующие три зала (№ 239, 238 и 237) - те самые просветы. Прямо из них перейдите в зал № 241, где находятся «Амур и Психея». Вновь пройдите через зал № 239, оттуда переместитесь в зал № 251 и дойдите до зала № 254, где можно увидеть Рембрандта. Развернитесь и идите до упора (зал № 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал № 247).

Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал № 256, оттуда - в зал № 272. Поверните налево и идите вперёд до упора. Теперь - направо и вперёд до Александровского зала (№ 282). Перейдите в зал № 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева). Когда дойдёте до зала № 298, поверите налево, а затем направо. Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал № 304). Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал № 306). Пройдите в зал № 307, поверните налево и идите до упора (зал № 179). Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал № 189). Это и есть последний пункт нашего маршрута, по крайней мере на втором этаже.

Пройдите к Иорданской лестнице через залы № 190-192 и спуститесь на первый этаж. Если остались силы, загляните в залы античного мира, которые располагаются с левой стороны, если стоять спиной к лестнице. Если же сил нет, не расстраивайтесь и приходите в следующий раз! Вас будут ждать и Дионис, и Юпитер, и тысячи других обитателей Эрмитажа.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

«Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа) 1478-1480 - ранняя работа Леонардо да Винчи. Исследователи считают, что она была создана в 1478 году, когда Леонардо было 26 лет. К этому времени он уже 6 лет работал самостоятельно и был принят в гильдию живописцев Флоренции. В работе над «Мадонной» Леонардо одним из первых в Италии использовал технику масляной живописи, которая позволила ему более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов.

Картина поражает необычностью трактовки персонажей. Фигуры Мадонны и Младенца тесно вписаны в картину и заполняют ее собой почти без остатка. Отвлекающие подробности в картине отсутствуют, только справа изображено стрельчатое окно. Возможно, художник хотел изобразить в нем вид родного городка Винчи, но, как это часто с ним случалось, затянул работу или занялся другим делом, оставив эту деталь незаконченной.

Мария изображена еще совсем молодой, почти девочкой. Она одета по моде XV века, каждая деталь ее костюма и прически подробно прописаны. Ребенок смотрит по-взрослому, серьезно и сосредоточенно. Мать же, вопреки традиционной иконографии, весела и даже шаловлива. Художник придает ей черты не Богоматери, а земной девушки, послужившей моделью для этого образа.

Мария протягивает сыну цветок с крестообразным соцветием, он пытается его ухватить, и эта сцена, является композиционным центром картины. Кажется, что в сосредоточенном младенце, тянущемся к цветку, есть и знамение грядущих Страстей, и примета эпохи Возрождения с желанием познать мир, овладеть его тайнами. Именно то, к чему всегда стремился сам Леонардо.

Считается, что Рафаэль и другие художники писали своих Мадонн под впечатлением знаменитой картины да Винчи.

Однако в начале XVI века «Мадонна с цветком» пропадает из виду. До конца XVII века она, видимо, находилась в Италии. Затем следы надолго исчезают, и картину стали считать утерянной.

Впервые о ней вновь заговорили в XX столетии. Поводом стала Выставка западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга, открытая 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств. В каталоге выставки под № 283 значилось: «да-Винчи (?) Леонардо, 1452-1519. Мадонна. Собр. Л. Н. Бенуа». Картину предоставила для экспозиции Мария Сапожникова-Бенуа.

Многие годы «Мадонна» находилась в коллекции ее деда, астраханского рыбопромышленника, купца первой гильдии Александра Сапожникова, человека образованного, члена Российского географического общества, собирателя живописи, кавалера двух золотых медалей за заслуги перед Отечеством.

Сведения о том, когда и как работа Леонардо попала к Сапожниковым, появились лишь в 1974 году. Тогда в Госархиве Астраханской области нашли реестр картин А. П. Сапожникова за 1827 год, где числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова». Так выяснилось, что картина ранее принадлежала забытому ныне коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии, сенатору, знатоку и ценителю искусства. Свою коллекцию, которая считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет.

После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры Рафаэля, Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса, Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824 году. Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А. П. Сапожников. Спустя 56 лет сын А. П. Сапожникова, тоже Александр, продолжатель дела отца и наследник значительной части коллекции, преподнес «Мадонну» в качестве подарка дочери Марии, выходившей замуж за архитектора Леонтия Бенуа.

В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. С целью оценки и проведения экспертизы её вывезли в Европу. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей), американцы предложили значительно больше. Но Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы «Мадонна с цветком» осталась в России, например, в Эрмитаже. Директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой обратился по этому вопросу к Николаю II. За картину предложили 150 тысяч, притом в рассрочку. Владельцы приняли это предложение.

В 1913 году «Астраханский вестник» сообщал, что картина Леонардо да Винчи, приобретенная в Астрахани 100 лет назад господином Сапожниковым, при тщательнейшем и долгом исследовании в Петербурге признана произведением кисти великого Леонардо да Винчи и займет место в Эрмитаже.

В январе 1914 года «Мадонна с цветком» поступила в Императорский Эрмитаж. Она выставлена в Двусветном зале Большого (Старого) Эрмитажа – главном зале невской анфилады. Декор зала создан архитектором Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы в духе Большого стиля Людовика XIV. Ныне это «Зал Леонардо да Винчи», где хранится и другая работа великого мастера - «Мадонна Литта», приобретенная когда-то в Милане.

Благородство Марии и Леонтия Бенуа было высоко оценено обществом. Вскоре шедевр Леонардо «Мадонна с цветком» превратился в «Мадонну Бенуа».

Советская лестница (№ 206)

С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер). Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" (работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.). Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза. Она исполнена на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики).

Советскую лестницу украшают мраморные статуи: Аполлон Бельведерский (с античного оригинала), Аполлон и Дафна (с античного оригинала), Амур и Психея Джованни Бенцони, Женщина с дубовой ветвью (немецкий мастер 19 в.), Стоящая женщина Карло Альбачини, Гречанка, втирающая бальзам в волосы, Юность Луиджи Бьенеме, Танцующая Вакханка Луиджи Бьенеме.

Лоджии Рафаэля (№ 227)

В Эрмитаже нет подлинников римского периода творчества Рафаэля - высшего этапа деятельности мастера, начавшегося с 1508 года, когда он переехал из Флоренции в Рим, и продолжавшегося вплоть до его смерти. В Риме мастером были созданы такие программные произведения, как росписи в парадных залах Ватиканского дворца, "Сикстинская мадонна" и другие. Отчасти представление о деятельности Рафаэля в Вечном городе может дать копия с ватиканской галереи, так называемых Лоджий Рафаэля*, расписанных по замыслу великого урбинца его учениками в 1518-1519 годах.

Решение галереи, построенной архитектором Браманте в Риме, определяет ритмичное чередование арок, делящих галерею на тринадцать частей; каждая из них завершается крестовокупольным сводом, в котором, в свою очередь, располагаются четыре сюжетные композиции. Они включены в орнаментальное обрамление. Картины на потолке получили название "Библии Рафаэля". Художник остановился на пятидесяти двух важнейших библейских сюжетах, начиная с момента отделения Богом света от тьмы, кончая тайной вечерей, при этом 48 сюжетов посвящены Ветхому Завету, а 4 - Новому Завету. Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона). Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли.

Основное впечатление, получаемое зрителем от лоджий, - гармоническая ясность всего сооружения; конструкция галереи прослеживается в соотношении несущих и несомых частей. Живопись строго согласована с архитектурным замыслом.

В декоре Рафаэль создал свободную вариацию на тему античных росписей, так называемых гротесков. Подобный орнамент получил распространение после того, как в конце XV века в Риме были найдены развалины "Золотого дома", постройки времен императора Нерона, которая сгорела в 64 году. Обнаруженные руины "Золотого дома" стали называть из-за сходства с пещерами - гротами и, соответственно, орнамент, их украшавший, - гротесками. Вазари дал гротескам такое определение: "Гротесками называется разновидность живописи, вольная и потешная, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и потому они там изображали всякие нелепые чудовища, порожденные причудами природы и фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим. Позднее в них был порядок, и их стали очень красиво выводить на фризах и филенках, причем лепные чередовались с живописными". Гротескный орнамент получил в Италии очень широкое распространение, особенно после работы Рафаэля в Ватикане.

С необыкновенным изяществом, с истинно ренессансной свободой, с богатейшей фантазией Рафаэль соединяет античных богов, сатиров, нимф с мотивами, взятыми из живой природы, вводит целые пейзажи, создает гирлянды из овощей, фруктов, цветов, музыкальных инструментов. Росписи тянутся по плоскости пилястров, послушно вторят легко круглящемуся потолку, то открывающемуся балюстрадой в голубое (живописное) небо, то уподобляющемуся нарядной мозаике. Вот среди листьев - фантастических и реальных - скачут белки, скользят ящерицы, пробираются мыши, ползут жуки, и каждый раз художник избегает симметрии, придавая животным разное движение, размещая на веточках разное количество листьев, сменяя одну форму другой. Ни один из мотивов не повторяется точно, можно без устали рассматривать одну деталь за другой, все время открывая для себя что-то новое.

В росписях Лоджий по-своему философски осмысляется мир, в лаконичной и концентрированной форме передается его красота и многообразие. Размеры галереи прекрасно соотнесены с фигурой человека. Нарядная, просторная, напоенная воздухом и светом, галерея - истинное детище ренессансной архитектуры и живописи. Человек, по мысли художника, должен осознавать себя центром мира, светлого и ясного, а его ум без труда постигать законы мироздания.

Так, воплощенная мечта Екатерины быть ближе к европейской культуре подарила Эрмитажу не просто картину, а целую галерею росписей.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st012.shtml

Рыцарский зал (№ 243)

Зал дворца, отданный под экспозицию довольно велик. В нём без труда разместились и конные рыцари и стенды с множеством различных клинков. Это настоящий праздник для любителя средневекового вооружения. Все мечи, сабли, шпаги, стилеты (перечислять можно долго) или хорошо сохранились или кропотливо отреставрированы. Средневековая Европа представлена во всём своём блеске и красоте. Франция, Германия, Италия, Испания – рыцарское и дворянское холодное (а иногда и первое огнестрельное) оружие представлено довольно широко. Кроме исторической ценности многие доспехи и холодное оружие имеют богатую отделку золотом и драгоценными камнями. Этот факт, плюс ещё сохранность вооружения дают право предположить, что бОльшая часть представленных экспонатов являлась предметами парадного облачения рыцарей.

Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин. Для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.

Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает “укромное место, келья”. Таким он был до середины 19 века. Когда посетить его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.

В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Которые стоит увидеть каждому.

1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Произведений в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы . Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине 19 века. У итальянской аристократической семьи Литта.

Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода. После того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.

Картина небольшая. 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. Настолько в маленьком пространстве картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.

Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.

Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.

2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ещё один шедевр хранится в Эрмитаже. “Мадонна Конестабиле” Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.

Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.

Хранится она в своей “родной” раме. Которая была исполнена по рисункам Рафаэля.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Rushist.com

Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ и Микеланджело. Которые сильно на него повлияют.

Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря “Мадонне Конестабиле”.

3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг.


Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Лютнист” Караваджо был куплен в начале 19 века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием “Лютнистка”. Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.

Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.

Но вскоре он откажется от подобных сюжетов. Все чаще изображая трагичные библейские истории. . Успение Марии. .

Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Попорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.

В “Лютнисте” Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.

Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.

О работах художника читайте в статье .

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г.


Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Картина “Блудный сын” – одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.

Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что она на многих производит сильное впечатление.

Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал. Находясь в плену своих страстей.

И вот в уже крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова брита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.

На картине – полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося сына.

Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.

О картине также читайте в статье

5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.


Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Be-in.ru

В начале 20 века “Дама в голубом” была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.

Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.

Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.

Там и была написана “Женщина, держащая плод”. Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге “волны” песка и травы, как на японских картинах).

Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.

Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.

О художнике читайте также в статье Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картину “Танец” заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.

Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой “Музыка” благополучно добралась до России.

Сейчас этот “хлам” считается одним из главных шедевров модернизма. На ней – образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди – страшные испытания в виде мировых войн.

Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.

Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.

Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.

Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.

Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.

Как результат, в коллекции есть “белые пятна”. Например, в Эрмитаже – значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы .

Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!

Россию покинула “Венера у зеркала” . “Мадонна Альба” Рафаэля. “Поклонение волхвов” . Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

"Мадонны"стояли перпендикулярно огромным окнам, смотрящим на Неву и Петропавловскую крепость. Останавливаясь у каждой, ты оказывался словно в маленьком отсеке, в полуоткрытой коробке. Чуть отделялся от всех. Настраивался на диалог: искушенный - тайнами с ума сводящего мастерства, неофит - именем гения. Переход от одной "Мадонны" к другой выглядел как перелистывание книжной страницы.

"Мадонна Бенуа" ("Мадонна с цветком") была первой по ходу зрительского потока и потому невольно казалась началом, "пробой пера", попыткой. "Мадонна Литта" завершала историю - кульминация, "последнее слово".

Теперь они висят в глубине зала, посредине него, чуть в отдалении от неяркого ковра (на самом деле, конечно, стоят в высокотехнологичных и хорошо их защищающих капсулах, но картинам всегда кстати глагол "висеть"). Они рядом - и это революция. В их показе.

Да, поток идет все так же, и глаз встречается сначала с "Мадонной Бенуа", а потом с "Мадонной Литта", но не остановиться перед ними нельзя. А остановившись, ты по культурной инерции книжного и компьютерного чтения смотришь слева направо. Сначала на "Мадонну Литта", потом на "Мадонну Бенуа". И она с этим потрясающим сине-коричневым тоном, с цветком в руках младенца, соединением лепестков, обозначающим крест, с таинственной птицей в левой руке (про которую хочется все угадать, а не прочитать), с несовершенством лба с выбритыми бровями выигрывает у донельзя зацитированной и эмблематичной для Эрмитажа "Мадонны Литта". В которой, по мнению некоторых немузейных экспертов, присутствует и рука ученика.

Плескаясь в общей толпе перед великими картинами, испытываешь удовольствие, как при чьей-то удачной женитьбе - правильном, умном, красивом, справедливом и верном выборе жениха или невесты.

И дело точно не обошлось без Михаила Борисовича Пиотровского. Человек с признанным во всем мире вкусом о "Мадонне Литта" мог отозваться: "Перестаньте совать ее на все книжные обложки. Вон, лучше поставьте "Флору" Мельци".

Их теперешнее новое расположение более модно, интересно и справедливо. Фото: С. Рагин (c) Государственный Эрмитаж

Так что это можно оценить и как музейный эксперимент по "перемене вкуса", по его усложнению. Если Петербург воспитывает Росси и Кваренги, то Эрмитаж - Леонардо и Рембрандтом. Мне показалось, что публика, задерживающаяся возле "Мадонны Литта", отличается от публики, дольше смотрящей на "Мадонну Бенуа". Модельного вида девушки останавливаются у "Мадонны Литта", бережные к своей индивидуальности и более интеллигентные - у "... Бенуа". Вполне возможно, что вопрос "Какая из Мадонн тебе больше нравится?" станет для нашей культурной публики столь же привычным, как вопрос: "Кого ты больше любишь, Толстого или Достоевского?"

Эмблемы должны меняться. Не должно быть символической пробуксовки. Мы должны с ними жить - с нашими Мадоннами Леонардо - любить, угадывать, забывать, удивляться. Что-то искать и находить. Мы тут как в неком культурном замужестве: призваны к труду тонкого чувствования и понимания.

В ситуации, когда страну закрывают санкциями, а мы вынуждены подпирать дверь с другой стороны, остро встает вопрос нашей конкурентоспособности. Культурной в том числе. И не только Эрмитажа, чью конкурентоспособность еще долго никто не оспорит, но и нас, его зрителей.

Модный внутримузейный журнал "Эрмитаж" не так давно долго публиковал на своих страницах очерки из другого времени - непрофессионального искусствоведа, журналиста когда-то очень знаменитой и влиятельной "Литературной газеты" Евгения Богата. Поймав в себе ощущение тревоги от того, что "мирно покоящаяся мадонна... тихо поднимет веки и меня не узнает", и поняв, что искусствоведческое мышление не дает на эту тревогу ответа, он предпринял глубокое зрительское исследование на тему "Человек перед великой картиной". Сегодня эту культурную традицию не строго научного, любовного искусствоведения продолжает блистательный поэт Ольга Седакова, например, в своих "Письмах о Рембрандте".

К нему должны присоединиться и мы.

Счастливыми глазами.

Строчками в никому не доверяемых дневниках и... в публичных блогах.

Существует лишь один достойный человека путь адаптации к быстро меняющейся действительности: торжество над самым быстро меняющимся в ней.

Я позволю себе сейчас назвать Эрмитаж... университетом адаптации к быстро меняющемуся миру. В этом университете освоение богатств достигнутого развития поможет человеку вернуться к самому себе (формула Маркса) и войти в будущее, ничего не утратив, в сосредоточенности сил, подобно воину, понимающему наутро после первого дня великой битвы, что, несмотря на боль от ран и потерю любимых товарищей, он стал лишь сильнее и сегодня победит.

В этом университете тем, кто не ленится чувствовать и думать, открывается особое духовное время-пространство.

Евгений Богат. Письма из Эрмитажа

Прямая речь

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа

Я соглашался, настаивал, добивался, скандалил, встречал немало волокиты, но мы перевесили эти картины.

Хотя считается, что экспозиция в Эрмитаже как раз все время меняется, но при этом нет ничего более сложного, чем изменить экспозицию в Эрмитаже. Так что это решение с одной стороны не мое, а сообща родившееся, но с другой стороны, конечно, мое.

Такие перемены очень важны для сегодняшнего музея. Вещь в музее существует не сама по себе, но всегда в музейном контексте. Тот же Леонардо да Винчи в одном контексте один, в другом - другой.

Сейчас "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" развернулись, на них совершенно по-другому падает свет, они по-другому прочитываются и играют с залом. Это важный шаг в сторону более нового показа, но еще и концентрация всего того, что на самом деле происходит в музее. Перемена связана и с потоком людей. Толпы народа все время стояли перед этими двумя киотами. А сейчас они проходят мимо, и мы уменьшаем одну из главных бед музея - столпотворение.

У картин совершенно новые витрины, не просто с климатом, а со специальным мониторингом климата и двумя степенями климатической защиты. У нас уже сделаны новые пленки на окна, потому что одно дело свет слева и другое - свет в лицо. А он к тому же еще бывает утренним, дневным, вечерним. В общем, в этом перевешивании картин сконцентрировались все музейные актуальности - сама вещь, ее эстетика, поток людей, технологии, защита от света, прочтение и понимание картины посетителем - и поэтому это не в секунду решалось. И конечно, было важно директорское решение.

Думаю, что "Мадонна Бенуа" сейчас действительно лучше прочитывается, потому что когда они шли друг за другом, то "Мадонна Бенуа" прочитывалась как начало Леонардо, а "Мадонна Литта" - как его вершина. "Мадонна Литта" много лет была символом и самой любимой картиной Эрмитажа. А "Мадонна Бенуа" только сейчас заиграла совершенно по-другому. Это замечательная картина, и так для нее лучше.

А еще Эрмитаж умеет потрясать выставками современного искусства. Нам жаль, что громко не прозвучала наша последняя выставка современного искусства "Арте повера". О ней были статьи в специальных журналах, но она стоит большего, поскольку на ней были представлены очень сильные вещи, это такой манифест. Но выставки современного искусства - если нет скандала - громко не звучат.

Публикации раздела Музеи

Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

С читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой .

«Мадонна Литта»

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором - его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей - их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора - «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».

Лавиния Фонтана. Венера, кормящая Амура. 1610-е. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490–1491. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи, школа. Донна нуда. Государственный Эрмитаж

«Мадонна Бенуа»

Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).

Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него - дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х). Удивительно - когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег. Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да - то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло - не вернулась картина в Астрахань.

Орест Кипренский. Портрет Алексея Корсакова. 1808. Государственный Русский музей

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478. Государственный Эрмитаж

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж

«Спаситель мира»

Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например - «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле - это картина кисти его ученика.

Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи - «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина - работа гения, решили только в XXI веке.

Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари». Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.

Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют - около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио. В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером. Пресса наполнилась громкими заголовками - «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».

В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать.

И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.