Джованни пизано работы. Романский и готический стили в искусстве средневековой европы, важнейшие памятники архитектуры. Завершение работы вместе с сыном

Он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Никколо Пизано, кафедра пизанского баптистерия. Джованни Пизано, "Избиение младенцев", кафедра церкв

    ✪ Андреа Пизано. Рельефы Кампанилы во Флоренции

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 1 из 4)

    Субтитры

    Мы смотрим на баптистерий в Пизе, здание, заложенное в середине XII в. Оно расположено в одном из известных мест, которое вы могли видеть. Здесь же стоит падающая Пизанская башня. Да, именно. Знаменитая Пизанская башня на самом деле - колокольня собора. Это здание, баптистерий, стоит перед собором. Так обычно и располагались здания в итальянских городах Позднего Средневековья. Собор с баптистерием перед ним означает некий религиозный и гражданский центр города. Например, мы видим то же самое в Флоренции. Да. И здесь мы видим ту же схему расположения. Баптистерии были особенно важными зданиями. Именно здесь крестили детей. Это имело огромное значение в этих городах, где жизнь определялась христианской верой и обрядами. А здесь, в этом месте, каждого человека через обряд крещения вводили в христианское сообщество города. Поэтому понятно, почему правительство города активно украшало именно это место. Обычно эти места были очень богато украшены, за ними ухаживали, относились с большим вниманием. Это было важно для таких городов. Отлично, давайте зайдём. С архитектурной точки зрения это Средневековье, верно? Зайдя внутрь, мы видим... Внутри мы видим то, что предвосхищает радикальные изменения, в чём-то даже революционные. Это видно при взгляде на конструкцию внутри баптистерия. Это кафедра авторства Никколо Пизано в баптистерии Пизы, законченном примерно к 1260 году. Именно на кафедре стоял священник во время проповеди. Да. Нужно было подняться на кафедру, и эти рельефы - по сути невысокая стенка. Здесь орёл поддерживает небольшую полку, куда можно положить книгу или другой текст для чтения проповеди священником. Так что все могли его видеть и слышать. Мы видим разноцветные колонны с капителями. Над капителями изображены добродетели. А выше здесь мы видим другие рельефы, сюжетные рельефы, показывающие эпизоды из жизни Христа. Они разделены маленькими колоннами. Хочу обратить ваше внимание на очень интересную фигуру Стойкости. Это одна из добродетелей. Одна из добродетелей на капители, под рельефами. Это стойкость, сила. Мы видим аллегорическую фигуру, представляющую эту добродетель - стойкость. Эта фигура очень интересна, она отражает изменения, открывает новую тенденцию. На самом деле, она уже не похожа на средневековую скульптуру. Именно. Не слишком похоже на романский стиль. Это определённо и не готический стиль. Но что это такое? Очень сильное влияние античной классики, с точки зрения внешнего вида и значения. Конечно, мускулистая атлетическая фигура - логичное представление стойкости и силы. Дальше можно предположить, кого представляет эта фигура: на его левую руку намотана львиная шкура, а на правом плече он держит львёнка. Это позволяет нам узнать в этой обнажённой атлетической, мускулистой фигуре Геракла, или Геркулеса, греческого и римского мифологического персонажа, полубога, известного за свою силу. В одно и то же время это античный персонаж, изображённый в античном стиле, и символ христианской добродетели. Правильно. Это христианская добродетель силы и стойкости, воплощённая в античном герое Геракле. Соответственно, значение у неё античное. Как вы сказали, он и выглядит в античном стиле. Удивительно. Возможно, проще всего это увидеть в сравнении с настоящей античной скульптурой. Здесь мы видим изображение Стойкости авторства Никколо Пизано в сравнении с «Диадуменом» - античной скульптурой, вероятно созданной Поликлетом, её мраморной версией. Можно видеть, в чём Никколо Пизано явно подражал античной скульптуре, существовавшей за века до него. Какие элементы копировал, как она повлияла на его работу? Сходство поразительно. Они оба стоят в контрапосте. Да. Они выглядят очень расслабленно и естественно в своих позах. Очень много внимания уделяется анатомии человека, мышцам тела, своего рода натурализму тела. Да. Корпус несколько скручен, смотрит в разных направлениях. Бёдра повёрнуты. Плечи повёрнуты. Здесь есть натурализм в этом внимании к мускулатуре, к положению корпуса. И обратите внимание: скульптура Никколо Пизано хотя и соединена с кафедрой, по сути она существует отдельно. Ощущение, что он может сойти с кафедры. Именно. Мы видим здесь античную с виду фигуру, и тема тоже характерна для античности, потому что здесь действительно изображён Геракл. Это очень важно, потому что на протяжении Средних веков до этого самого момента можно иногда встретить фигуры, в которых иногда угадывается влияние античности. Но обычно они сильно отличаются по смыслу от любого античного значения. Это один из первых в этом периоде примеров некоего воссоединения античной формы с античным значением, хотя в конечном итоге это изображение христианской добродетели на очень христианском объекте внутри крайне христианского здания. Здесь мы видим растущий интерес, своего рода влияние и открытие античной классики заново в разных формах. Верно. В подтверждение давайте сравним какую-нибудь готическую скульптуру с античной. Вот примеры скульптурной готики. С западного входа в Шартрский собор, который был основан в середине XII в., примерно в то же время, когда строился баптистерий в Пизе, когда создавались эти скульптуры; немного раньше создания кафедры Никколо Пизано. И далеко отсюда, в Париже. Да, далеко. Мы покажем разные школы скульптуры, существовавшие примерно в одно и то же время. Возможно, вы знаете, что для готики характерны очень статичные, вытянутые, стилизованные фигуры, намеренно далёкие от любого натурализма, с повторяющимися складками тканей, с лицами без индивидуальности, с одинаковыми жестами. Это фигуры, не существующие отдельно от фона. Их пропорции и их внешний вид диктуются готической конструкцией, которую они украшают. Посмотрите на их ноги. Они просто не могут стоять. Не похоже, чтобы они стояли на чём-то, чтобы они с какой-то степенью достоверности взаимодействовали с миром вокруг них. Не контрапост. Не контрапост. По сравнению с фигурой Никколо Пизано это другая эпоха. Видно, как решительно он отходит от подобной готической традиции и от других традиций средневекового романского стиля. Посмотрим на верхнюю часть кафедры, можно видеть нашего друга. Стойкость, вот здесь. Эти рельефы, как мы сказали, представляют сюжеты или моменты жизни и смерти Христа. Например, в этой сцене выше и правее Стойкости показаны Дары Волхвов, трёх царей, пришедших поклониться новорожденному Христу и Деве Марии, вот она сидит в кресле. Здесь мы видим античную эстетику, отход от романского и готического стилей, которые тоже заметны в этих рельефах. Безусловно. Монументальные, тяжёлые фигуры... Крупные складки тканей. Очень тяжёлые, в чём-то натуралистичные складки тканей, которые создают... Отличаются от линий драпировок в готике. Есть некоторые повторы. Есть и некоторая стилизация. Но можно видеть, что это определённо отход от этих стилей под сильным влиянием античной классики. Это неудивительно для пизанцев, которые пользовались этим объектом, видели его, когда он только был создан. Почему? Потому что у этого города очень богатое античное наследие. Пиза была основана древними римлянами. Средневековые пизанцы об этом знали. Наследие этой античной классики окружало их везде, куда ни взгляни. Их окружало множество примеров античной скульптуры. Один из примеров - саркофаг, украшенный резьбой гроб, который тогда был и сейчас остаётся в Пизе. Было очень много таких фрагментов и предметов, некоторые из них даже включили в средневековые стены и здания города, и ощущение, что античная классика создаёт фактуру и характер Пизы, было очень явным. Но её почти не замечали долгое время, а теперь открывали заново. Теперь они чувствовали, что они могут восстановить связь с этим античным наследием и историей. Конкретно этот саркофаг - особенно в связи с рельефами, на которые мы только что смотрели, важен тем, что фигуры здесь довольно крупные. Они занимают стены саркофага на всю высоту, совсем как более поздние рельефы Никколо Пизано. Этот обнажённый стоящий атлет очень, очень похож на фигуру Стойкости, так что эта фигура могла повлиять на создание той. Мы видим сидящую женщину, которая, хотя и сидит, занимает всю высоту рельефа так же, как Дева Мария в «Дарах Волхвов», на которую мы только что смотрели. Может, именно на этот пример ориентировался Никколо Пизано. Он находится очень близко - на кладбище Кампосанто, всего в нескольких метрах от Баптистерия. Здесь мы видим реальное влияние античности. Фамилия Никколо Пизано означает «пизанец», но на самом деле он не из Пизы. Вероятно, он с юга Италии, может быть, связан с двором императора Священной Римской Империи, Фредерика Второго, который интересовался античностью и покровительствовал её возрождению. Возможно, художник под влиянием этого факта биографии приходит в Пизу, видит город с богатым античным наследием, людей, открытых такого рода связям времён, и на этой почве расцветают новые формы. Логично. У Никколо был сын, его звали Джованни. Они вместе работали над рядом проектов. Около 1300 г. Джованни Пизано открывает собственную мастерскую и работает над своими проектами. Вот это один из них. Это кафедра из церкви Сант-Андрэа в Пистойе, созданная в 1301 году. Её автор Джованни Пизано. По сути структура та же. Есть цветные мраморные колонны с капителями, аллегорические фигуры на капителях под рельефами, которые образуют низкие стенки кафедры. Одно отличие сразу бросается в глаза: в углах между рельефами вместо маленьких колонн стоят фигуры. Это создаёт ощущение большей слитности и связи между отдельными рельефами, здесь они не отделены так чётко этими рамками, как мы видели в работе его отца, сорока годами ранее. Там мы видели колонны на этих местах. Хочу обратить внимание на одну деталь этой кафедры: рельеф, который мы видим наверху - «Избиение младенцев». Здесь показан эпизод из Нового Завета, когда Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме, после того как узнал о рождении Христа. Что это новый человек, который принесёт великие изменения, не нужные Ироду и он приказывает совершить это убийство. И здесь мы видим эту очень эмоционально тяжёлую сцену, где римские солдаты убивают детей. И матери. Их матери, как мы видим здесь, пытаются защитить их или оплакивают их мёртвые тела. Или отводят глаза. Отводят глаза, убегают. Солдаты с ножами в руках, режущие младенцев. Женщины, закрывающие лица. Вот Ирод даёт приказ. В некоторых аспектах скульптуры Джованни Пизано продолжают работы его отца. Есть этот натурализм, зарождение которого мы видели раньше. Есть классицизм, особенно в некоторых других элементах кафедры. Но что более явно отличает скульптуры Джованни Пизано от начала XIV в., это, конечно, растущий интерес к передаче эмоций. Это живое, в чём-то экспрессионистское изображение чувств, которые вызывает эта ужасная сцена, на которую мы смотрим. Она захватывает зрителя. Через их жесты, их мимику. Именно. Это основной инструмент для него и других художников того периода: использование жестов и мимики, чтобы максимально выразительно рассказать историю. Конечно, это ещё один признак отхода от Средневековья, от этих невыразительных лиц готики. Особенно с точки зрения объединения таких выражений, таких эмоций с натурализмом. Потому что в готическом искусстве иногда можно встретить что-то очень страшное и яростное, но при этом очень стилизованное. Здесь мы видим своего рода натуралистичное изображение, т. е. натуралистичное с позиции физической формы, с точки зрения психологической выразительности. Интересно, что это происходит в первые годы XIV в., в то же время, когда Джотто делает абсолютно то же самое в своих картинах. Subtitles by the Amara.org community

Биография

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта)и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Джованни Пизано
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano ) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано , один из деятелей Проторенессанса , он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта)и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Скульптуры Джованни Пизано

  • Статуи на фасаде сиенского собора, 1284-99,
  • Кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое,
  • Нижняя часть фасада сиенского собора, 1284-99
  • Кафедра в соборе Санта-Мария-Ассунта в Пизе

Напишите отзыв о статье "Джованни Пизано"

Литература

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Джованни Пизано

– Наверное, ты права, – задумчиво произнесла я. – Оно и воевало не по земному. У него была какая-то другая, не земная сила.
– Девочки, милые, а когда мы куда-то пойдём? – вдруг послышался тоненький детский голосок.
Сконфуженная тем, что нас прервала, Майя, тем не менее, очень упорно смотрела прямо на нас своими большими кукольными глазами, и мне вдруг стало очень стыдно, что увлечённые своими проблемами, мы совершенно забыли, что с нами здесь находятся эти, насмерть уставшие, ждущие чей-нибудь помощи, до предела запуганные малыши...
– Ой, простите, мои хорошие, ну, конечно же, пойдём! – как можно радостнее воскликнула я и, уже обращаясь к Стелле, спросила: – Что будем делать? Попробуем пройти повыше?
Сделав защиту малышам, мы с любопытством ждали, что же предпримет наш «новоиспечённый» друг. А он, внимательно за нами наблюдая, очень легко сделал себе точно такую же защиту и теперь спокойно ждал, что же будет дальше. Мы со Стеллой довольно друг другу улыбнулись, понимая, что оказались в отношении него абсолютно правы, и что его место уж точно было не нижний Астрал... И, кто знал, может оно было даже выше, чем думали мы.
Как обычно, всё вокруг заискрилось и засверкало, и через несколько секунд мы оказались «втянутыми» на хорошо знакомый, гостеприимный и спокойный верхний «этаж». Было очень приятно вновь свободно вздохнуть, не боясь, что какая-то мерзость вдруг выскочит из-за угла и, шарахнув по голове, попытается нами «полакомиться». Мир опять был приветливым и светлым, но пока ещё грустным, так как мы понимали, что не так-то просто будет изгнать из сердца ту глубокую боль и печаль, что оставили, уходя, наши друзья... Они жили теперь только лишь в нашей памяти и в наших сердцах... Не имея возможности жить больше нигде. И я наивно дала себе слово, что буду помнить их всегда, тогда ещё не понимая, что память, какой бы прекрасной она не являлась, заполнится позже событиями проходящих лет, и уже не каждое лицо выплывет так же ярко, как мы помнили его сейчас, и понемногу, каждый, даже очень важный нам человек, начнёт исчезать в плотном тумане времени, иногда вообще не возвращаясь назад... Но тогда мне казалось, что это теперь уже навсегда, и что эта дикая боль не покинет меня навечно...
– Я что-то придумала! – уже по-старому радостно прошептала Стелла. – Мы можем сделать его счастливым!.. Надо только кое-кого здесь поискать!..
– Ты имеешь в виду его жену, что ли? У меня, признаться, тоже была такая мысль. А ты думаешь, это не рано?.. Может, дадим ему сперва здесь хотя бы освоиться?
– А ты бы не хотела на его месте увидеть их живыми?! – тут же возмутилась Стелла.
– Ты, как всегда, права, – улыбнулась подружке я.
Мы медленно «плыли» по серебристой дорожке, стараясь не тревожить чужую печаль и дать каждому насладиться покоем после всего пережитого в этот кошмарный день. Детишки потихонечку оживали, восторженно наблюдая проплывавшие мимо них дивные пейзажи. И только Арно явно был от нас всех очень далеко, блуждая в своей, возможно, очень счастливой памяти, вызвавшей на его утончённом, и таком красивом лице, удивительно тёплую и нежную улыбку... Giovanni Pisano

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano ) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано , один из деятелей Проторенессанса , он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Фасад кафедрального собора в Сиене

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта) и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура Проторенессанса Опубликовано 15.09.2016 14:03 Просмотров: 2144

Искусство Проторенессанса характеризуется стремлением художников к реальному отражению действительности, которая всегда наполнена чувствами и переживаниями людей.

Деятели искусства Проторенессанса продолжили традиции Средневекового искусства, возникшего из синтеза художественного наследия Римской империи и иконографических традиций ранней христианской церкви.

Другой важной чертой проторенессансного искусства является интерес к искусству античности.
В архитектуре уже в XI-XIII вв. появились признаки Проторенессанса, особенно это касается итальянской Тосканы. Архитектуре Проторенессанса свойственны уравновешенность и спокойствие, а скульптура этого периода являет собой образцы позднеантичного искусства с сильным акцентом в пластике. Наиболее яркими представителями архитектуры и скульптуры этого периода были Арнольфо ди Камбио , Никколо и Джованни Пизано.
Основателем школы итальянской скульптуры был Никколо Пизано.

Никколо Пизано (около 1225-1278/1284)

Пио Феди. Итальянский скульптор Никколо Пизано
Никколо Пизано – итальянский скульптор и архитектор. Родился в Апулии. Подробности его биографии мало известны. Жил и работал в Тоскане, а затем переехал в Лукку – город в итальянском регионе Тоскана. Позже скульптор обосновался в Пизе, где и родился его сын Джованни.
Первой подписанной работой Н. Пизано является кафедра для баптистерия, заказ на которую он получил около 1255 г. Среди его помощников был и Арнольфо ди Камбио. Эта работа считается шедевром: в ней Пизано сумел соединить традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля.
Как сообщает Вазари, Пизано хорошо изучил римскую скульптуру времён Октавиана Августа, и её влияние проявилось в кафедре пизанского баптистерия (пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения). Баптистерий Пизано – шестиугольное строение из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора. Кафедра опирается на арки, поддерживаемые высокими колоннами. В её рельефах изображены евангельские сцены из жизни Христа: Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный Суд. При работе Пизано использовал технологии античных мастеров, но переосмыслил классические образы в христианском мировоззрении.

Н. Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе (деталь)
Аналогичную, но бо́льшего размера (восьмиугольную) кафедру Никколо Пизано создал для Сиенского собора в 1265-1269 гг. В работе ему помогал его сын Джованни и ученики Арнольдо Донато и ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат ещё больше фигур, изображённых с большой экспрессией. Здесь же Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264-1267).

Последней работой скульптора стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и сын Никколо – Джованни.

Отец и сын Пизано. Фонтана Маджоре
Никколо Пизано построил церковь Санта Тринита во Флоренции (1258-1280) – образец итальянской готики.

Н. Пизано. Фасад церкви Санта Тринита
Первоначальный и меньший по размерам комплекс был создан флорентийским дворянином Иоанном Гуальбертом в 1092 г. В период после 1250 г. комплекс был перестроен в готическом стиле и расширен архитектором Никколо Пизано.

Джованни Пизано (около 1245/1250-после 1320)

Итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе около 1245 г. В 1265-1278 гг. работал вместе с отцом.
Первой самостоятельной работой Пизано была скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, и это было новаторством: впервые в Тоскане скульптура была включена в архитектурный дизайн. Уже тогда была отмечена живость пизанских скульптурных изображений Джованни, что отличало его творчество от скульптур отца.

Д. Пизано. Скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия

После посещения Франции в 1270-1276 гг. в его произведениях стало заметно влияние французской готической пластики. Примерно в 1284 г. Джованни получил заказ на создание скульптурной композиции фасада Сиенского собора, а в 1290 г. возглавил работы по его строительству и украшению.

Д. Пизано. Фасад кафедрального собора в Сиене
Автор фото: Myrabella / Wikimedia Commons
Сиенский собор отличается роскошным скульптурным убранством. В Сиене Джованни был назначен на должность главного архитектора кафедрального собора. Позже он вернулся в Пизу и работал архитектором и скульптором церквей. В 1301 г. он закончил работу над кафедрой для церкви Сант-Андреа в Пистойе, которая по форме напоминает кафедры, созданные его отцом. Но стиль рельефов у Джованни отличается бóльшей свободой и непринужденностью; в созданных им фигурах больше движения и драматизма. Известностью Джованни превзошёл своего отца.

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец. Почти ровесник Джотто, Джованни Пизано являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего флорентийского современника.

В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.

В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам») свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Дж. Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон», «Исайя»). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

В 1299 г., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Джованни Пизано. Нижняя часть фасада собора в Сиене. 1284-99.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими.

Джованни Пизано. Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301.

Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Сложные многофигурные рельефы охвачены порывистым движением, они словно стремятся вырваться из камня. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств мы не найдем в последующих работах мастера.

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305). Небесная Царица охвачена сильным духовным переживанием; ее строгое, почти суровое лицо с резким прямым профилем обращено к Спасителю, с которым она обменивается долгим пристальным взглядом.

Джованни Пизано. Мадонна. Падуя, капелла дель Арена. Начало 14 в.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»). В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).

Джованни Пизано. Рождество. Рельеф кафедры церкви Сант Андреа в Пистойе. Мрамор. 1301

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г.; считается, что вскоре после этого он умер.

При составлении этого материала использовались:

1. Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2003.
2. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. - Т. 1-2. - М., 1956-59; Арган Дж. К. История итальянского искусства. - М., 2000; Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих: Пизано, Гиберти и другие / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. - СПб: Азбука-классика, 2006.
3. Онлайн энциклопедия Кругосвет.