«Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья. История военной музыки в россии Информация о домашнем задании

Досуг для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Музыкальные традиции России.

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Досуг предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей и детей.

Назначение работы: Досуг познакомит детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами и традициями России.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной культуры.
Задачи:
1. приобщать детей к музыкальному искусству;
2. воспитать у старших дошкольников интерес к музыкальным инструментам;
3. формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
4. закреплять знания детей о музыкальных традициях России
Атрибуты и оборудование:
- Русские народные костюмы (по количеству детей)
- Музыкальные инструменты: Балалайка, Гармонь, Свирель
- Фонограмма со звучанием балалайки; гармони; свирели

Досуг: Музыкальные традиции России.

Звучит русская народная музыка. В зал заходят 2 ведущие в русских национальных костюмах. Ведущие идут вдоль стен на встречу друг другу. Каждая ведущая за собой ведет детей. Ведущие встречаются в центре зала, и встают лицом к зрителям. Дети встают полукругом. (Слайд №1)
Ведущая 1: Здравствуйте люди добрые!
Здравствуйте молодцы крепкие, да девицы красавицы!
Страна наша Россия большая, красивая и многонациональная. (Слайд №2)


Ведущая 2: Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Издавна славиться земля русская народными инструментами, задушевными песнями и танцами.

Ведущая 1: На Руси все события в жизни человека – рождение, игры, проводы зимы, весенний сев, сбор урожая, свадьба – сопровождались пением, плясками и театральными представлениями.
Где песня поется, там весело живется! (Слайд №3)


Ведущая 2: О русских народных инструментах можно рассказывать множество интересных историй. Сегодня мы познакомим Вас не только с некоторыми из них, но и услышим, как они звучат.

Ребенок 1: Деревяшка три струны.
Натянутых и тонких.
Вы узнать ее должны!
Поет ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка
Что же это? (Балалайка)
(Слайд №4)


Ребенок 2: Балалайка – музыкальный инструмент, который придумал и изготовил русский народ. Балалайку делают из дерева. Похожа она на треугольник. На балалайке три струны. Для того чтобы зазвучала музыка, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам.
Человека играющего на Балалайке называют – балалаечником.


Звучит фонограмма - игра на балалайке.
Мальчик- балалаечник имитирует игру на балалайке.
Ребенок 3: В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
После того, как зрители отгадают загадку, выходит мальчик рассказик.
(Слайд №5)


Ребенок 4: Гармонь - музыкальный символ России. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. Между ними находится камера из ткани, в которую закачивается воздух, благодаря этому звучит музыка. Не простая, а плясовая.
Музыканта играющего на гармошке называют – гармонистом.


Звучит фонограмма - игра на гармони.
Мальчик- гармонист имитирует игру на гармони.

Ребенок 5: Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (Свирель)
(Слайд №6)


Свирель – это деревянная дудочка. Изготавливают ее из дерева, тростника или камыша. С одной стороны делают косой срез. С боку у свирели есть игровые отверстия. Если подуть в свирель и закрыть по очереди отверстия польется волшебная музыка.


Звучит фонограмма - игра на свирели. Мальчик имитирует игру на свирели.

Ведущая 1: Ах, как хороши русские народные инструменты! Предлагаю устроить настоящий концерт.
Музыканты будут играть!
А артисты танцевать!
Встречайте русскую Кадриль. (Слайд №7)


Дети танцуют танец: Кадриль.
После танца дети кланяются и уходят. (Слайд №8)


СПАСИБО за внимание! До свидания! До новых встреч!

Презентация на тему: Музыкальные традиции России

Данная разработка урока может быть использована для разработки серии уроков, знакомящих учеников с культурой и бытом казачества Ставропольского края. Ученики становятся активными участниками урока, показывая на уроке материал о разных сторонах культуры казаков, подготовленный самостоятельно. Форма проведения урока зависит от творчества учителя.

Открытый урок по музыке в 5-ом классе по теме «Музыка и литература»

(с использованием регионального компонента)

Тема урока: «Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья».

Цель урока: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке родного края, познание ее духовных основ, заложенных поколениями далеких предков, через процесс восприятия казачьей песни.

Задачи образовательные: формирование у учащихся интереса к истории своего народа; способствовать представлению о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; совершенствование умения давать полную характеристику прослушанной музыке.

Задачи развивающие: развитие представления о музыкальной культуре родного края; создание условий дляформирования учебной самостоятельности, придания личностного смысла знаниям о музыкальных традициях казаков; стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы; развитие слушательской и исполнительской культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание музыки и воплощать его в различных видах музыкальной деятельности; развитие вокально-хоровых навыков.

Задачи воспитывающие: создание условий для формирования интереса к истории своего края; воспитание уважения к музыкально-культурному наследию своей малой Родины; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории родного края; рефлексивного отношения к предмету.

Структура урока.

Организационный момент,

Повторение изученного материала,

Объяснение новой темы,

Слушание,

Физминутка,

Творческое задание,

Вокально-хоровая работа,

Подведение итогов урока.

Виды деятельности учащихся.

Слушание,

Инструментальное музицирование,

Выполнение творческих заданий,

Вокально-хоровая работа.

Методы обучения.

Словесные, наглядно-слуховые; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций; обобщение, анализ.

Ход урока.

(Слайд 1)

    Организационный момент.

Под весёлую музыку учащиеся входят в класс. Звучит музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

(Дети отвечают).

    Постановка цели и задач урока.

Ребята, как вы понимаете фразу «песня – душа народа»?

Правильно, песня отражала уклад жизни народа, исторические события. В народных песнях всегда воспевалась красота родного края; пелось о народных героях, любви к своему Отечеству.

Ребята, а как вы понимаете слово «Отечество»? (дети отвечают). Отчий дом – дом нашего отца, Отечество – земля наших отцов и дедов. Без любви к своему дому, улице, селу – не будет и любви к Отечеству. (Слайд 2, 3)

А для нас наше Отечество - наш родной Ставропольский край. (Слайд 4)

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о людях, ставшими основателями городов и станиц нашего края. А Родина – это, прежде всего, живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.

На Ставрополье с давних времён жили терские казаки. (Слайд 5)

Мы познакомимся с музыкальной культурой казаков, их нравами, обычаями. (Слайд 6) Ну а так, как мы говорим о связи музыки и литературы, то начнём урок со строк, посвящённых нашему краю.

(Слайд 7)

Мое родное Ставрополье –
Орлиный солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Люблю, продутые ветрами,
Твои курганы и поля,
Казачьи песни над дворами,
Где рукоплещут тополя.
Люблю орлов, парящих в сини,
Колосья нив, и шум садов,
И зноем пахнущие дыни
На рынках шумных городов.
Мое родное Ставрополье,
Люблю тебя я с давних пор.
Во мне живут твои раздолья,
Твои папахи снежных гор.

Откуда появилось слово «казак»?

Дети отвечают- (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды);

В переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.

Давайте вспомним, как появились казаки на Ставрополье. (Слайд 8)

О казаках можно рассказывать очень долго, но так как у нас урок музыки, мы с вами поговорим о музыкальной культуре казаков Ставрополья.

Своеобразный быт и служба формировали особую песенную и певческую культуру русского воинства. В казачьих песнях переплетаются русские, украинские и кавказские музыкальные традиции. Ребята, а как вы понимаете слово «традиция»? Правильно, процесс передачи от одного поколения к другому.

Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?

Дети:

1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.

2. Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви. (Слайд 9)

3. Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.

4. Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.

5. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.

6. А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.

7. Стреляли из лука, играли в «войнушку».

Но самой святой традицией была защита Отечества! Главная казачья заповедь: «Люби Родину, ибо она твоя мать!». (Слайд 10) Так провожали казаков.

Песня «Если хочешь быть военным». (Слайд 11)

Первая песня в жизни человека – колыбельная. Одну такую колыбельную мы знаем. Она вроде бы казачья, но написал её человек, не бывший казаком. Кто? Что за песня? Какое отношение Лермонтов имел к терским казакам? Как вы думаете, почему его стихотворение стало казачьей песней? Наверно очень точно передал Л. казачий дух, суть воспитания казака и дальнейшей его жизни, что стало это стих-е колыбельной. А что вы знаете о том, как воспитывали детей в казачьих семьях?

ДЕТИ: Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине. В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности были у девочек?

Дети:

1. Девочки начинали работать с очень раннего возраста.

2. В пять лет девочка уже могла быть нянькой.

3. Постарше уже помогала матери по - хозяйству.

4. Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.

5. Это умела каждая хозяйка.

Весь уклад жизни казаков был подчинён тому, что казак всегда должен быть готов стать на защиту Отечества и своего народа. И стихи М. Ю. Лермонтова рассказывают об этом.

Исполнение «Колыбельной»

В какие игры играли казачата?

Дети: На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.

Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников». Трусость для юноши-казака считалась позором.

И песни казачьи рассказывают о военной жизни.

(Просмотр видео Кубанский хор «Когда мы были на войне»- начало до 0.12, с 02.00)

Ну, а теперь, я предлагаю вам поиграть в казачьи игры.

Игра в Бандуру

Самый сильный вожак играющих, обыкновенно начинает так: «Ребята, по местам! В бандуру играть!» Все садятся в ряд, где-нибудь на завалинке или просто на голую землю и пристально смотрят на своего вожака. Он начинает приговор:«Пошел бандура спать на полать, приказал всем молчать» . С последним словом все надувают щеки и стараются как можно дольше сдерживать дыхание. На первого, кто переведет дух, кидаются все, и колотя его по спине кулаками приговаривают:
«Чертогам, тоган, тоган, разудалым казакам, Малолеточкам!
Что попили, что поели, То подайте-ка сюда»
Если играющие согласны, то игра опять начинается с того же.

А теперь мы отдохнем да загадки разберем.
1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)
2. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
3. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
4. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)
5. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

Продолжим наш разговор о жизни казаков. Традиционное жилище казаков. (Слайд 12, 13) Одежда казаков. (Слайд 14, 15, 16, 17, 18) ДЕТИ

Все казачьи праздники, обряды непременно сопровождались песней (несколько слов о жанрах). У казаков есть об этом поговорки.

1. Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.

2. На Дону казаку и камешек подпевает.

3. Веселы привалы, где казаки запевали.

4 . Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.

Ребята, я хочу отметить, что у нас на Ставрополье существует много профессиональных казачьих коллективов. (Слайд 19)

Послушаем казачью песню и рассмотрим костюмы.

(Просмотр видео - анс. «Ставрополье» - «Распрягайте, хлопцы, коней» - с 02.36, анс. «Слобода» - 02.20 лезгинка, 04.51 игра)

Мы тоже знаем казачью игру.

Игра «А у нас нонче Михайлов день».

Много у казаков было суеверий и поверий.

Дети:

Веником не надо бить, больному быть.

Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.

В понедельник рубашку не меняют, беда будет.

Аксинья: Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать:

«Икота-икота, иди до воды,

А кто около воды, того за ухо приведи».

Говорят, помогает.

А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;

- Степь да воля - казачья доля.

- Казаком быть – не разиня рот ходить.

- Гриб хорош белый, а казак умелый.

- Я за родную Русь и смерти не боюсь.

- Бог не без милости, казак не без счастья.

- Хлеб, соль ешь, а правду режь.

- Чти отца своего и матерь свою.

- Зипуны у казака серые, да умы бархатные.

- Грамота даром не дается, грамота трудом дается.

- Казачья голова, что под дождиком трава;

- Казак с конем и ночью и днем.

А знаете ли вы, какие казачьи песни поют в нашем селе? Ведь у нас тоже живут потомки казаков.

Ответы учеников

Как называются песни, в которых поётся о Родине? Патриотические, правильно. Какие качества им присущи? (На доске).

Песня в исполнении Курбановой Айшат «О Родине». (Слайд 20, 21, 22)

Вот и познакомились мы общими усилиями с культурой казачества.

Наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться, есть что любить, к чему стремиться! (Слайд 23, 24)

Заглянули в старину мы

Может быть не до конца.

Хороша казачья песня,

Всем затронула сердца.

Всех не спеть сегодня песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставропольский край - чудесен,

Как и вся Россия – Мать!

    Рефлексия. Вывод урока.

Что интересного вы сегодня узнали?

Кто такие казаки?

Что полезного вы можете взять от казачьей культуры?

И кому же, как не нам, хранить уникальную самобытную культуру нашего народа, музыкальные традиции малой Родины, традиции нашего Отечества! Закончим урок казачьей песней.

(Видео - Игорь Неверов, «Ставрополье» - с 0.20)

(Дети подпевают)

Если ты казак, значит не простак,

Можно на тебя положиться!

Значит молодец, смелый ты боец,

И тобою можно гордиться!

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Урок 17. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 18. Проводы зимы. Встреча весны.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.

Тема V раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 19.Сказка будет впереди.

Интонационный и образный анализ уже знакомых литературных и музыкальных произведений.

Урок 20. Детский музыкальный театр.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.



Урок 21. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 22. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Урок 23. « Какое чудное мгновенье!». Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема VI раздела: «В концертном зале » (5ч.)

Урок 24. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные традиции моей семьи. Частушки.

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки , и когда просто одиноким вьюжным зимним вечером хочется петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Особый почет у нас отводится – народным русским песням. Знаем их множество, поём, раскладывая песню на голоса, мужские, женские, детские... и всё-таки об одном жанре русской музыки, любимом всеми членами нашей семьи, мне хочется рассказать подробнее:

«В песне радость, в песне горе,

В песне и весельице.

Только в песне нахожу

Сердечку утешеньице» -

узнали? Конечно это частушки! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек. Не помнил хотя бы одну из этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский. Каких только оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка - это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Новый год, Масленица, Пасха, Троица, день рожденья - ни один наш семейный праздник не обходится без частушек.

Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку , «под язык» или без музыкального сопровождения. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения мне кажется более убедительной.

«…Она как человек живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя нет,

Всю жизнь с такою будешь вместе.

Вам малыши, всего семь лет,

Частушке 100, а может 200!»

В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки.

Слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки фронтовые, есть частушки – нескладушки:

«На березу трактор лез,

Все коленки ободрал,

Ну кому какое дело,

Может там его гнездо!» -

и все же главная тема частушечной шутки - любовь и влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». С особой теплотой звучат страдания в исполнении моей мамы:

«Постоим с тобою рядом

Плечико о плечико,

Чтоб не ныло, не страдало

По тебе сердечико…»

К песне в нашей семье подходят с душой. Иначе нельзя…

В лучших своих образцах частушка не только хранит неисчерпаемые богатства русской речи, но и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор.

В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Знакомьтесь «Павловские частушки» - результат нашего семейного творчества, музыка народная, слова – Орлюковых.

Павловские частушки


Городок наш небольшой,

Павловом зовется.

Мы поем о нём с душой,

Песня так и льется.

Краше Павловской земли

Во всем свете не найти.

Здесь народ мастеровитый-

Металлисты, кустари.

Не скучает круглый год

И танцует, и поёт

Павловчанин, павловчанка-

Удивительный народ!

Вся Россия знает нас,

Выпускает город ПАЗ.

Полстраны ругаются,

Тормоза ломаются!

Павловские улочки,

Кривые переулочки,

Разговоры окские,

Гусаки бойцовские.

Кто-то едет заграницу,

На морские берега,

Ну а нас волной ласкает

Синеглазая Ока.

Желтый Павловский лимон

Для России всей знаком.

Из земли растет в горшке,

Кусочек солнца на окне.

Значит денег миллион,

А в Павловской стороне

Лимоны зреют на окне.

Промыслы народные,

Люди благородные,

От старого до малого

Вам шлём привет из Павлова!!!

Эмоциональный тон большинства частушек - мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.

Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями, на семейном торжестве и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Русская частушка удивительна. Слово «частушка» понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль - тоску, учит уму - разуму. Давайте сбережем её в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает!

Литература:

«Певучая Россия» издательство «Советский композитор», Москва 1989год.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»

проводит среди обучающихся СПО и ВУЗов, изучающих народное музыкальное творчество и традиционную культуру,

Пятый всероссийский Открытый конкурс

Пою моё Отечество!

Цели и задачи конкурса:

  • осознание богатства и красоты наследия предков;
  • изучение культуры, искусства, творчества народов России;
  • содействие международному сотрудничеству, нацеленному на выявление многообразия культурных и национальных традиций разных этносов;
  • укрепление взаимопонимания и дружеских связей между представителями разных этнических групп;
  • объединение обучающихся разных национальностей на принципах мирного сосуществования и творческого взаимопонимания;
  • сохранение, поддержка и популяризация национальных инструментов;
  • расширение кругозора и интеллектуального уровня молодежи;
  • решение актуальных задач духовного и нравственного воспитания, формирование нравственных ценностей молодежи;
  • создание условий для творческой самореализации юных музыкантов (музыковедов и исполнителей) и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • исполнителей и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • выявление и поддержка одаренной творческой молодежи России и других стран, просвещение, патриотическое и эстетическое воспитание, укрепление единого культурного пространства, сохранение и развитие культурного потенциала субъектов Российской Федерации.

Условия участия

Обучающиеся СПО и ВУЗов готовят выступление (не более 15 минут) и презентацию о своей Малой Родине (этносе, регионе, ареале, локусе). Информационный материал может затрагивать аспекты краеведения (история заселения, природные условия), этнографии (жилище, ремёсла, традиционный костюм, обряды), музыкального фольклора (народные инструменты, песенные и инструментальные жанры, аутентичные исполнители и мастера). Сообщение должно содержать исследование музыки изучаемого региона и музыкальные иллюстрации, в том числе личное исполнение конкурсантом или группой участников инструментальной или вокальной этномузыки, а также образцов хореографического фольклора.

Сроки и место проведения

Ул. Маршала Соколовского, дом 10

Жюри

Председатель Щербакова Анна Иосифовна - и.о. ректора МГИМ имени А.Г.Шнитке, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, член Международной академии наук педагогического образования и Союза писателей РФ.

Заместитель председателя Алябьева Анна Геннадьевна - заведующий кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства, доктор искусствоведения, профессор, член общества востоковедов РФ, член Международного совета по традиционной музыке (ICTM ) при ЮНЕСКО.

Зайцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, член Международного союза музыкальных деятелей, Академик Международной Академии творчества, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Ключ».

Василенко Александр Иванович - лауреат всероссийских и международных конкурсов, старший преподаватель кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке.

Шабшаевич Елена Марковна - доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, научный руководитель Центра научного творчества студентов.

Ганичева Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, старший научный сотрудник отдела издательской и научно-исследовательской работы.

Контакты

Координатор проекта - Зайцева Елена Александровна 8-916-535-11-81

mlad61@ mail.ru

Информация, а также итоги конкурса будут опубликованы на официальном сайте МГИМ имени А.Г. Шнитке

В заявке с пометкой «Пою моё Отечество» следует указать:

  • ФИО конкурсанта
  • Учебное заведение, уровень образования, кафедру, специальность, курс
  • Тему выступления
  • ФИО, ученую степень и должность научного руководителя
  • Контактный телефон, адрес электронной почты

Заявку отправлять по эл. адресу: [email protected]

Вступительный взнос с указанием «За участие в конкурсе «Пою моё отечество»» в размере 1000 рублей следует оплатить переводом на расчетный счет МГИМ имени А.Г. Шнитке. Скан (фото) квитанции следует послать по электронной почте на адрес [email protected] до 10.05.2019.