«Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца. Открытый урок по литературе на тему " М.Пришвин. Кладовая солнца" (6 класс) Художественная идея рассказа кладовая солнца

данный файл содержит максимально подробный план урока литературы по теме: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца" в 6 классе по программе В.Я.Коровиной с определением целей урока,оборудованием,с конкретными домашними заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;

Проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

Задачи: обратить внимание на портретные характеристики героев;

Показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;

Раскрыть особенности жанра сказки-были.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания

а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка,а потом от имени Даши.

б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.

2.Слово учител я.М.М.Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События,изложенные в сказке,имеют реальную основу.В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».

Особенность сказки-были в том,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.

Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.

Примерный план

1.Описание Насти и Митраши.

2.Отношение детей друг к другу.

3.Настя и Митраша собираются за клюквой.

4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.

5.Описание Блудова болота.

6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.

7.Антипыч и его собака Травка.

8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9.Митраша пришел в Слепую Елань.

10.Митраше грозит гибель в трясине.

4.Беседа с классом.

Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?

Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?

Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание,как ведет себя природа. Можно ли определить,на чьей стороне автор?

Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?

Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих

Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?(Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным.Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.

5.Подведение итогов.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу,который создается природой: злой ветер рванул, деревья,прокалывая друг друга,зарычали,завыли,застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают,чуя близкую добычу.

Домашнее задание

2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.

3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)


М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли-вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде-альными для литературы того времени были произведения, пол-ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен-ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви-на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на-сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од-ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен-но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас-сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова-ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав-шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку-тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис-ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы-бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль. Поня-тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо-жественного повествования, в которой он мог свободно вопло-тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма-леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… <…>Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. <…> Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест-ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде-ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо-минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти-ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу-харь в темном лесу.

Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ-ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот-ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо-жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо-щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла-дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели. Материал с сайта

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет-но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум-ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были — тема единения чело-века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб-ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

План

  1. Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.
  2. Дети собираются за клюквой.
  3. Ребята повздорили и пошли разными тропами.
  4. Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.
  5. Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.
  6. Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се-рого Помещика, и дети возвращаются домой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кладовая солнца пришвин тест с ответами
  • составить план кладовая солнца
  • быль кладовая солнце найти строку настя находит палестинку всю усыпанную клюквой а митрашам попадает в болото
  • сочинение вместе с гатовым планами кладовая солнца
  • план по сказке были кладовая солнца

Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Составила: Ерманова Татьяна Тимофеевна.

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.

УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : изучение теории литературы. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Цели:

Познакомить с историей создания произведения;

Выявить жанровые особенности сказки-были;

Формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

Развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;

Воспитывать бережное отношение к слову.

Вид деятельности : сообщение учителя, работа с учебником, беседа, работа с терминами.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Метапредметные результаты : умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Предметные результаты : умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Личностные результаты: диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг. момент.

Цель: включение в деятельность.

1. Приветствие. Организация рабочей обстановки.

Включение в деятельность – задание – «Дыхание».

Чтение скороговорок.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Читают скороговорки.

Включение в учебный процесс.

II. Актуализация и углубленное изучение материала.

Цель: актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

1.Устный портрет М.М.Пришвина.

2. Выявление первоначального восприятия.

Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными?

Какие эпизоды похожи на сказку?

В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?

Отвечают на вопросы учителя.

Кратко пересказывают эпизоды.

Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

III. Работа с текстом.

Цель: развитие читательских умений.

Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. История создания произведения. Слово учителя.

Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовет к правде и красоте.

«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.

Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении -«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.

Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.

В сказке Митраша и Настя - брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.

3. Выявление особенностей жанра. Слово учителя.

Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка - и этому небольшому по объему произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «...я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось...»

Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным значения его родоначальника.

Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

Чтение статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном».

Записывают тему урока, ставят перед собой цели, которые попытаются достигнуть к концу урока.

Слушают учителя.

Определяют особенности жанра вместе с учителем. Делают записи в тетрадях.

Читают статью учебника на стр. 186-187

Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.

Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приемы чтения; разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности.

IV. Закрепление.

Цель: зафиксировать новые знания.

4. Анализ фрагмента сказки-были от начала до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

1) Беседа.

Назовите героев повести.

На какие группы можно условно разделить героев произведения?

Где и когда происходит действие сказки-были?

Сколько лет героям?

Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

2) Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать... до слов «...и, наверное, что-то смекает».

Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос.

Как относились дети друг к другу?

3) Выразительное чтение от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно...» до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

Митраша, Настя, Травка.

Мать и отец детей, Антипыч.

Живая природа - елочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисичка) и т.д.

«Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского.Действие сказки-были происходит в 1943 г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми.

Насте двенадцать, а Митраше десять.

«Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того,Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.

«Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».

После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.

«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам.

Личностные результаты: формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

V. Итог урока. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание.

Как можно назвать эту часть произведения - сказкой или былью?

Мы узнаем о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.

Участвуют в подведении итогов. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основные выводы по уроку в тетрадях.

Рефлексия способностей организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VI. Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.

2.Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о неизвестной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».

3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

Записывают домашнее задание.

Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит. Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее. «Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность. В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести. Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках. Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. * Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет… * Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. * И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода». Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника. В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею». Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества. М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.

Очень часто понять смысл произведения помогает отзыв. «Кладовая солнца» - это сказка-быль известного советского писателя М. Пришвина. Эта книга предназначена для детского чтения, ее изучают в шестом классе, однако она несет в себе глубокий философский смысл, так как ее главная идея - вечно актуальная проблема взаимоотношений человека с природой. Повесть проникнута теплым чувством любви автора к своим героям и окружающей их живой среде. Вместе с тем повествование отличается тонким юмором, за что читатели так полюбили эту сказку.

Мнения о героях

При подготовке школьного урока по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Кладовая солнца» по праву считается одним из лучших произведений Пришвина. Именно в данной повести в полной мере проявился его талант как писателя-художника, воспевшего красоту русской природы. Читатели в один голос утверждают, что главные персонажи сказки, брат Митраша и его сестра Настя, получились на редкость удачно.

Смелый, отважный мальчик, стремящийся быть самостоятельным, и рассудительная, умная девочка сразу завоевали симпатии поклонников, любителей творчества писателя. По их наблюдению, автор умело построил повествование на контрасте их характеров. Отзыв («Кладовая солнца», таким образом, стала не только сказкой-былью о приключении на природе, но интересной историей о взаимодействии двух так не похожих друг на друга людей) о книге показывает сохранение интереса у современных читателей к этой простой и несколько наивной повести. Все они отмечают увлекательный сюжет, подробную психологическую характеристику действующих лиц и красочное описание пейзажа.

Вступление

Произведение начинается с описания жизни героев в деревне. Действие происходит в селе неподалеку от города Переяславля-Залесского. Настя и Митраша - сироты, их родители погибли во время войны, так что они вынуждены в одиночку вести свое хозяйство. Девочка рано встает, чтобы успеть сделать всю необходимую работу, а Митраша во всем ей помогает. Читатели указывают на правдивость и достоверность описания автором тех сложных условий, в которых очутились дети. О том, насколько пользователям пришлось по душе данное вступление, свидетельствует отзыв. «Кладовая солнца» является одной из наиболее читаемых книг Пришвина именно за счет верного воспроизведения непростой послевоенной эпохи на примере трудовых будней этих маленьких детей.

Завязка

Толчком к действию послужило решение брата и сестры отправиться в лес собирать клюкву. Они тщательно подготовились к своему походу, так как путь предстоял неблизкий, к тому же в дороге их могли подстерегать опасности. Повесть «Кладовая солнца», главные герои которой заслужили любовь читателя своей непосредственностью и отвагой, содержит очень красочное описание лесной поляны, куда направлялись дети в поисках ягоды.

Читатели отмечают, что это место является одним из лучших во всей повести, так как писатель с особенной любовью и теплотой передал таинственность и красоту русского леса. По их мнению, данный отрывок несет большую смысловую нагрузку, так как именно загадочный лес и стал тем местом, где развернулись главные события повести. Книга «Кладовая солнца», главные герои которой во время похода повздорили и пошли разными дорогами, что привело к удивительным приключениям Митраши, поражает читателей картиной пейзажа, предваряющей основное действие.

Сцена на болоте

Настя нашла полянку с клюквой и так увлеклась ее сбором, что позабыла о ссоре с братом. А последний между тем углубился в самую чащу леса, пока, наконец, не набрел на болото. Читатели справедливо указывают, что писатель не зря так подробно описал весь путь, который прошел мальчик в поисках ягоды: по их словам, образ мрачной глуши, темных деревьев, пустой местности создает ощущение опасности и надвигающегося несчастья. Как никто другой из советских писателей, умел создавать атмосферу таинственности в природе М. Пришвин. «Кладовая солнца» - яркий тому пример. Развернутое повествование о путешествии Митраши по болоту, по мнению читателей, - один из самых интригующих моментов во всей книге. Сцена, созданная автором, и завораживает, и пугает одновременно, поэтому последовавшее за тем происшествие производит двойной эффект.

Домик лесника

Особенно трогательно и проникновенно автор рассказывает о жизни Антипыча в этом дремучем и страшном месте. У него была маленькая избушка, которую он занимал вместе со своей собакой Травкой. Этот человек был местным лесником, и, несмотря на унылую обстановку, в которой ему пришлось жить, он сохранил теплые человеческие чувства ко всему окружающему. Очень большое значение этим второстепенным персонажам придавал М. Пришвин. «Кладовая солнца» - это не только история детей, но и повествование о жизни человека на природе. К моменту действия повести Антипыч умер, и в его маленьком домике осталась только одна Травка. Она охотилась на зайцев, не подозревая, что ей самой угрожает опасность, так как поблизости постоянно рыскал страшный волк, прозванный местными жителями Серым Помещиком.

Кульминация

Наиболее острым и напряженным моментом в сказке является сцена, в которой автор описал приключение Митраши на болоте. Мальчик выбрал очень опасный путь для того, чтобы пробраться на поляну, и, проходя по узенькой тропинке среди больших деревьев, случайно попал в Слепую Елань. Так в деревне называли лесную топь. Повесть «Кладовая солнца», содержание которой отличается сдержанностью и неторопливостью, характеризуется чередованием картин природы и захватывающими сценами.

По словам читателей, происшествие на болоте является самым напряженным и динамичным во всей повести, хотя повествование ведется в прежнем духе и темпе. Однако, по утверждению пользователей, автор смог в том же стиле передать всю динамику и напряжение момента. По отзывам большинства читателей, особенно выразительным получился тот эпизод, в котором автор подчеркивает твердость и рассудительность мальчика, не потерявшего присутствие духа, вспомнившего советы отца и сумевшего с помощью Травки спастись от смерти.

Развязка

На школьных уроках ученикам часто предлагают тему «Пришвин о природе». Рассматриваемое произведение как нельзя лучше подойдет для раскрытия данного вопроса, поскольку в нем лес является полноценным действующим лицом. Автор, следуя сказочным мотивам, показывает, как природа иногда помогает детям, а иногда, напротив, таит для них опасность. Большинство пользователей отмечает, что писатель провел идею о том, что бережное и разумное взаимодействие с окружающей средой помогло героям избежать опасности. Итак, повесть «Кладовая солнца», тема которой - это необходимость единения человека и природы, признана одной из лучших повестей в жанре сказка-быль в отечественной литературе.