Реализм и модернизм пути взаимодействия. Что отличает модернизм от реализма: сравнение двух направлений. Модернизм в русской литературе ХХ века

24 ноября 2015

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах искусства модернизм проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное
Разное
Кофе из сказки: в Шанхае подают напиток под маленьким сладким "облаком"

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века

Тематический план

Важно заметить, что для студентов дневной формы обучения

Структура курса

Всего по учебному плану: 150 часов

Аудиторных занятий – 66 часов

Лекций – 40 часов

Семинарских –24 часа

Самостоятельная работа студентов – 3 часа

Время для экзамена – 81 час

Контроль самостоятельной работы – 2 часа

Форма промежуточной аттестации:

4 семестр – экзаме

дисциплины ʼʼРусская литература конца 19 – начала 20 вековʼʼ для студентов 3 курса. Общий объём часов по дисциплинœе. В том числе: лекций-40 часов, практических занятий-24 часов, самостоятельной работы – 3 часа. Итоговая форма контроля – экзамен в 6 семестре.

Наименование темы Лек- ции Практ зан. Самост. раб.
Общественно-литературная ситуация конца XIX – начала XX веков.
Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова.
Писатели реалистических течений 1890-1990-х годов
Творчество И. А. Бунина.
Творчество А. И. Куприна.
Творчество М. Горького.
ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия. Творчество Н. а. Клюева, С. А. Клычкова.
Творчество С. Есенина.
Пролетарская поэзия 1910-х гᴦ. Творчество Д. Бедного.
Авангард. Модернизм. Символизм. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм.
ʼʼСтаршиеʼʼ символисты. Д. С. Мережковский. В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт.
Младосимволизм. Творчество А. Белого.
Творчество А. А. Блока.
Акмеизм. Творчество Н. С. Гумилева, О.Мандельштама.
Творчество А.А. Ахматовой.
Литературный авангард. Футуризм. ʼʼЭгофутуризмʼʼ. ʼʼКубофутуризмʼʼ.
Творчество В.В. Маяковского.
Творчество Л.Н. Андреева.
Итоги русской литературы рубежа веков. Судьбы писателœей ʼʼСеребряного векаʼʼ в эмиграции.
ʼʼМелкий бесʼʼ Ф. Сологуба как символистский роман.
Итого

Введение

Конец XIX - начало XX века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России.

Нарастание социального кризиса, ощущение ʼʼчрезвычайностиʼʼ времени.

Крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития. Распространение идей марксизма.

Кризис позитивизма. Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира и его законов принципов иррационализма. Возникновение религиозно-философских обществ и собраний. Проповедь ʼʼнового религиозного созна­нияʼʼ. Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Возникновение на этой почве апокалипсических мотивов в искусстве и литературе начала века. В то же время - представление об эпохе не только как эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема.

Сближение литературы и философии в осмыслении новой роли духовного начала в обществе. Понимание проблемы в различных течениях философской и эстетической мысли (в частности - в народнической, символистской, марксистской, футуристической критике). Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов об искусстве.

Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателœей разных художественных течений 1890-1910-х годов. Проблема судеб культуры и ʼʼницшеанствоʼʼ в русской литературе начала века. Вос­приятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании М Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов.

Место и значение в литературном процессе эпохи ʼʼживых классиковʼʼ - Л. Толстого и А. Чехова.

Роль традиций творчества Ф. Достоевского в духовной жизни России начала столетия. Достоевский - мыслитель и художник, ʼʼсоучаст­никʼʼ литературной жизни эпохи.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении (от символизма до наших дней).

Периодизация литературного процесса конца XIX - начала XX века.

1890-1910 годы. Завершение творческого пути Л. Толстого и А. Чехо­ва. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты поколения 1890-х годов как продолжатели их традиций и творческих исканий. Фор­мирование новых социально-исторических идей в творчестве Горького. Дискуссии о судьбах реализма в критике.

Первые модернистские течения в литературе и искусстве. Философ­ские и эстетические обоснования ʼʼновыхʼʼ течений в литературе. Пробле­ма синтеза искусств. Символизм 1890-х и младосимволизм.

Начавшееся творческое взаимодействие в искусстве и литературе художественных принципов реализма и модернизма.

Революция 1905 года. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема ʼʼреволюция и интеллигенцияʼʼ. Сборник ʼʼВехиʼʼ. ʼʼРассеяниеʼʼ (И. Бунин) ʼʼзнаньевцевʼʼ. ʼʼНеонатуралистическиеʼʼ тенденции в литературе. Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910-1922 годы. Кризис символизма. Появление новых литературных школ. Акмеизм как постсимволистское течение. ʼʼШколаʼʼ и оригинальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литера­туре и изобразительном искусстве 1910-х гᴦ. Общие тенденции развития.

Писатели-реалисты 1910-х гᴦ. Понятие о ʼʼнеореализмеʼʼ.

Война и революции 1917 года. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

С 1922 ᴦ. - третий период развития творчества писателœей ʼʼсере­бряного векаʼʼ.

Высылка из России писателœей, философов, ученых, отказавшихся со­трудничать с Советской властью.

Проблема ʼʼдвух потоковʼʼ русской литературы. Единство националь­ной литературы и различие литературных процессов XX века в России и в зарубежье.

Писатели ʼʼсеребряного векаʼʼ в эмиграции и их место в литературной жизни русского зарубежья и России.

Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия.

Кризис или этапы обновления?

1. ʼʼЖивые классикиʼʼ. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова. Толстой и Чехов - выразители общественного и духовного мира России начала века, этических и эстетических исканий времени.

Роман Толстого ʼʼВоскресениеʼʼ как итог общественной и литературной деятельности писателя. Воплощение в романе базовых проблем эпохи. Обличение живущих вопреки ʼʼдуховной истинœеʼʼ, отрицание государственного устройства России.

Изменения реалистических принципов письма Толстого в начале века. Усиление авторского вмешательства в действие. Новые принципы создания характера героя. Понимание конфликта человека со средой как внутреннего конфликта в духовной и нравственной природе человека. Появление публицистической тенденции в реализме писателя. Усиление субъективного авторского начала. Характерное выражение этой тенден­ции в пьесе ʼʼЖивой трупʼʼ.

Толстой в полемике об искусстве (ʼʼЧто такое искусство?ʼʼ, 1897-1898). Этический критерий для Толстого - высший критерий искусства. Толстой против искусства вне нравственной идеи - ʼʼложного реализмаʼʼ - ʼʼнатуралистического копирования действительностиʼʼ, декаданса. Значение искусства по Толстому - в утверждении деятельной жизни во всœех ее нравственных проявлениях (ʼʼХаджи-Муратʼʼ, ʼʼОтец Сергийʼʼ, ʼʼЖивой трупʼʼ).

Л. Толстой и революция 1905 ᴦ. Неприятие насилия. Активное участие Толстого в общественной жизни и одновременное усиление в его творчестве интереса к ʼʼвечнымʼʼ проблемам бытия.

Влияние философских и творческих исканий Толстого на литературу XX века (от ʼʼзнаньевцевʼʼ до позднего И. Бунина).

Творчество А. П. Чехова как выражение настроения ʼʼпереходного времениʼʼ - явление ʼʼпереходаʼʼ от литературной классики к литературе новой эпохи (Чехов как ʼʼпоэт концаʼʼ и ʼʼпоэт началаʼʼ). Идея духовной свободы и свободы духовного творчества - основа миропонимания писателя. Творчество Чехова как выражение нового нравственного состоя­ния общества в эпоху духовного и общественного подъема.

Новые черты реализма в позднем творчестве писателя. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенден­ции, широкая распространенность символики. Принцип ʼʼкосвенногоʼʼ выра­жения духовных движений героев (ʼʼТри сестрыʼʼ и др.). Изображение характера и внутреннего мира личности ʼʼв новых формах сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа...ʼʼ (В. В. Виноградов).

Общая формула реализма Чехова, воспринятая его современниками и последователями, - ʼʼнужно смотреть в корень и искать в каждом явле­нии причину всœех причинʼʼ.

Новые черты реализма в творчестве В. Короленко. Теория реализма Короленко как синтеза реализма и романтизма. Короленко о героическом в реализме.

Теория реализма Короленко как отражение общего интереса к романти­ческой традиции писателœей начала века всœех творческих направлений (М. Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов).

2.Писатели реалистических течений 1890-1990-х гᴦ. как ʼʼнаслед­никиʼʼ традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга ʼʼСредыʼʼ и ʼʼЗнанияʼʼ (Я. Телœешов, И, Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелœев и др.); Значение издатель­ского товарищества ʼʼЗнаниеʼʼ в художественной жизни России рубежа веков и начала XX века. Сборники ʼʼЗнанияʼʼ. Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателœей. Традиции демократи­ческой беллетристики 1860-1870-х гᴦ., их трансформация в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Новое понимание отношений личности и среды, характе­ров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Разное восприятие художественных принципов Л. Толстого и А. Чехова ʼʼзнаньевцамиʼʼ (А. Куприным, И. Буниным) на разных этапах их творческого пути

Проявление импрессионистской тенденции в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистской - в прозе и драматургии Л. Ан­дреева, в драматургии Д. Айзмана, С. Юшкевича.

Общественный подъем и революция 1905 года. Новые социально-исторические идеи в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Проблема революции, ее судеб и исторических путей России. Тема пробуждения в человеке чувства лично­сти, освобождения личности от социального и духовного гнета. Драматургия Е. Н. Чирикова, С. А. Найденова (ʼʼДети Ванюшинаʼʼ, ʼʼСтеныʼʼ).

Социалистические тенденции в творчестве М. Горького. Идея актив­ного действенного отношения человека к жизни. Идеализация жизненно-активной личности. Радостное ощущение человеком бытия как основание романтики в творчестве молодого Горького и одновременно - как обост­ренное ощущение драматического характера и катастрофизма времени.

Два типа героя в творчестве Горького: человек ʼʼпестрой душиʼʼ и цельная, жизненно-активная творческая личность. Традиции Достоев­ского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера (ʼʼТроеʼʼ, повести окуровского цикла).

Горький о поисках человеком из народа социальной и духовной ис­тины жизни (ʼʼМатьʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, автобиографические повести ʼʼДетст­воʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ). Горький и религия. Место темы религиозно-нравственных исканий человека в творчестве писателя.

Эволюция ʼʼзнаньевцевʼʼ после поражения революции 1905 года. Кризис издательства ʼʼЗнаниеʼʼ. ʼʼЗнаньевцыʼʼ в журналах и альманахах разных художественных течений. Появление ʼʼнеонатуралистическойʼʼ тенденции в творчестве писателœей (М. Арцыбашев и др.). Изменение характера русской журналистики. Возвращение от сатирической журналистики эпохи революции к традициям журналов 1880-х гᴦ. Восстановле­ние цензурных ограничений.

И. А. Бунин (1870-1953)

Поэзия И. Бунина. Сборники ʼʼПод открытым небомʼʼ, ʼʼЛистопадʼʼ. Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А. Фета͵ Я. Полонского, А. К. Толстого. Разрыв Бунина с символистами после издания ʼʼЛистопадаʼʼ. ʼʼКонтрсимволизмʼʼ Бунина. Речь Бунина на юбилее ʼʼРус­ских ведомостейʼʼ (1913); Бунин о писателях ʼʼнового типаʼʼ и состоянии современного русского языка.

Бунин-переводчик. ʼʼПеснь о Гайаватеʼʼ.

Проза 1890-1900-х гᴦ. ʼʼАнтоновские яблокиʼʼ, ʼʼСосныʼʼ, ʼʼНовая дорогаʼʼ. Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы ʼʼТретьи петухиʼʼ, ʼʼПостʼʼ). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, ʼʼГосподин из Сан-Францискоʼʼ). Мотивы бессмертия души (ʼʼСны Чангаʼʼ, ʼʼЛегкое дыханиеʼʼ). Концепция любви как ʼʼсвятого свойства душиʼʼ (ʼʼСвятыеʼʼ). Философская проблематика рассказа ʼʼБратьяʼʼ. Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев (ʼʼСуходолʼʼ, ʼʼДеревняʼʼ). Восприятие национального характера.

Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

Неприятие Октября. ʼʼОкаянные дниʼʼ. Эмиграция.

В. В. Вересаев (1867-1945)

В. Вересаев - художник-летописец общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести ʼʼБез дорогиʼʼ, ʼʼПоветриеʼʼ, ʼʼНа поворотеʼʼ. Книга ʼʼЗаписки врачаʼʼ. Вересаев в ʼʼСредеʼʼ и ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Вересаева 1900-1910-х гᴦ. Концепция ʼʼживой жизниʼʼ в повести ʼʼК жизниʼʼ. Вересаев против ʼʼлитературного распадаʼʼ. Книга Вересаева ʼʼЖивая жизньʼʼ. Полемика с трактовкой Д. Мережковским творчества и этических теорий Л. Толстого и Достоевского. Спор с ʼʼфи­лософией жизниʼʼ Ф. Ницше. Противоречия в философских взглядах Ве­ресаева. Влияние на писателя философии интуитивизма А. Бергсона. Особенности реализма Вересаева. Ориентация на традиции эстетики Н. Чернышевского, Д. Писарева. Публицистичность прозы Вересаева.

А. И. Куприн (1870-1938)

Куприн и традиции русского реализма XIX века. Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Раннее поэтическое творчество Куприна. Проза 1890-х гᴦ. ʼʼПсихология страстейʼʼ (ʼʼВпотьмахʼʼ, ʼʼЛунной ночьюʼʼ, ʼʼБезумиеʼʼ и др.). Странствия по России. Работа в прессе. Куприн-очеркист (Очерки ʼʼКиевские типыʼʼ).

Социально-психологическая повесть ʼʼМолохʼʼ. Особенности художест­венного конфликта. Проблема ʼʼестественного человекаʼʼ в творчестве писателя 90-х годов (повесть ʼʼОлесяʼʼ). Влияние И. Тургенева на ʼʼпей­зажную живописьʼʼ Куприна.

Творчество Куприна 900-х гᴦ. Новеллистика. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. ʼʼПроблемнаяʼʼ новелла и традиции позднего чеховского рассказа. Этический характер конфликта. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социаль­ной реальности. От ʼʼпроблемнойʼʼ новеллы такого типа - к психологиче­скому реализму ʼʼПоединкаʼʼ.

ʼʼПоединокʼʼ. Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтиче­ские тенденции реализма в творчестве Куприна.

Творчество Куприна 1910-х гᴦ. Утверждение высоких нравственных идеалов (ʼʼГранатовый браслетʼʼ и др.). Повесть ʼʼЯмаʼʼ. Гуманистические идеалы писателя.

Философские темы: утекания жизни (ʼʼСныʼʼ), вечной души и ʼʼне­земного блаженства („Светлый конец", „В медвежьем углу")ʼʼ. Право­славные истины в рассказах-притчах ʼʼСад Пречистой Девыʼʼ, ʼʼДва свя­тителяʼʼ, ʼʼПегие лошадиʼʼ.

Художественный мир Р. Киплинга и Д. Лондона и творчество А. Купри­на (характер фабулы, особенности трактовки человеческой натуры и др.). Эмиграция.

И. С. Шмелœев (1873-1950)

Первые литературные шаги. Очерки ʼʼНа скалах Валаамаʼʼ. Творче­ство 900-х гᴦ. Нравственные и социальные искания героев Шмелœева. Шмелœев - художник ʼʼобездоленныхʼʼ с обостренным чутьем к человеческо­му страданию. Повесть ʼʼЧеловек из ресторанаʼʼ. Влияние на Шмелœева идей Толстого и Достоевского. Сказ и его функция в повести.

Восторженное отношение Шмелœева к Февральской и отрицательное - к Октябрьской революции. Эмиграция.

Максим Горький (1868-1936)

Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Горький и Толстой. Горький и Чехов.

Идейные и творческие искания молодого Горького. Горький-поэт.

Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гᴦ.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало.

Горький и Ницше. Н. Михайловский, М. Меньшиков и другие критики о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Духовная журналистика о ницшеанской морали в ранних рассказах Горького (журналы ʼʼВера и Церковьʼʼ, ʼʼВера и Разумʼʼ, ʼʼСтранникʼʼ). Марксистская критика о Горьком.

Д. Мережковский и М. Горький. Д. Мережковский о ʼʼрусских босякахʼʼ и ʼʼнемце Ницшеʼʼ в статье ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Полемика 1913 года в ʼʼРусском словеʼʼ: ʼʼО ʼʼкарамазовщинœеʼʼ, ʼʼЕще о ʼʼкарамазовщинœеʼʼ М.Горького и ʼʼГорький и Достоевскийʼʼ Д. Мережковского. Статья Д. Мережковского 1916 ᴦ. ʼʼНе Святая Русь. Религия Горькогоʼʼ. Взгляд Г. Адамовича на творчество Горького в контексте традиций Ф. Достоевского (ʼʼОдиночество и свободаʼʼ).

Романы ʼʼФома Гордеевʼʼ и ʼʼТроеʼʼ. Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера.

Драматургия. ʼʼМещанеʼʼ. Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматурᴦ. ʼʼНа днеʼʼ и тема ʼʼднаʼʼ в русской и западной литературе. Концепция ʼʼбывшегоʼʼ человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр.
Размещено на реф.рф
Сценическая история пьесы.

Пьесы об интеллигенции (ʼʼДачникиʼʼ, ʼʼДети солнцаʼʼ, ʼʼВарварыʼʼ). Ре­волюция и культура, народ и интеллигенция. Горький о роли народных масс в истории. Полемика М. Горького с Л. Андреевым. ʼʼДети солнцаʼʼ Горького и ʼʼК звездамʼʼ Андреева. Единство замысла и различие его художественного решения.

Роман ʼʼМатьʼʼ, пьеса ʼʼВрагиʼʼ: черты социалистического реализма. Христианская мораль и этика революционера в романе. Концепция ʼʼмаленького человекаʼʼ в контексте русской и западной литературы (Диккенс, Золя, Достоевский, Шмелœев). Концепция гордого человека. Тема отцов и детей в романе. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве Горького (ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Коже­мякинаʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ и т. д.). Андрей Находка: идея и личность. ʼʼМатьʼʼ и ʼʼИсповедьʼʼ: поиск человеком из народа социальной и духовной истины.

Восприятие Горьким идей богостроительства А. Богданова и А. Лу­начарского. Лекции Горького об истории русской литературы в ʼʼКаприйской школеʼʼ.

Драматургия конца 1900-1910-х годов. ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼСта­рикʼʼ, ʼʼЗыковыʼʼ. Этическая и философская проблематика пьес. Новое в поэтике пьес. Характер драматургического конфликта.

Народ и революция, мещанство и революция в ʼʼокуровском циклеʼʼ (ʼʼГородок Окуровʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Кожемякинаʼʼ).

ʼʼРусские сказкиʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ, ʼʼСказки об Италииʼʼ. Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

Автобиографические повести ʼʼДетствоʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ. Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В. Короленко, Н. Гарина-Михайловского).

Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гᴦ. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького.

Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете ʼʼНовая жизньʼʼ.

ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ: неприятие насилия в революции; нрав­ственность и политика; культура и революция; свобода слова, историче­ская и информационная правда. Несогласие с ʼʼанархо-коммунистами и фантазерами из Смольногоʼʼ, неприятие ʼʼопытаʼʼ над русским народом. ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ - опыт национальной самокритики. ʼʼНе­своевременные мыслиʼʼ и статья 1915 ᴦ. ʼʼДве душиʼʼ: Восток и Запад в русской психике.

Творчество Горького советской эпохи. Традиции Горького в совет­ской литературе, его роль в русском и мировом литературном процессе.

3. Литература 1910-х годов.

Приход в литературу писателœей-реалистов нового поколения - А. Толстого, М. Пришвина, К. Тренева, С. Сергеева-Ценского. Обличение в их творчестве ʼʼвсяческого крепост­ничестваʼʼ в общественной и духовной жизни. Тяготение к естественной ʼʼживойʼʼ жизни. Неприятие упадочных настроений в жизни и в искусстве.

Интерес к ʼʼвещному мируʼʼ и одновременно - устремленность к философским обобщениям, своеобразный ʼʼфилософский лиризмʼʼ.

Споры в критике о неореализме. Дискуссии о художественном на­следстве, об отношениях классического реализма и искусства нового времени, об отношениях эпического и лирического начал в художественном произведении, о роли авторской субъективности.

А. Н. ТОЛСТОЙ (1883-1945)

Начало творческого пути. Ранние стихи. Влияние идей и поэтики символистов. Книга ʼʼЗа синими рекамиʼʼ. Мотивы русской и славянской мифологии. Ориентация на традицию устной народной и классической русской поэзии. Проза Толстого. Книга ʼʼСорочьи сказкиʼʼ. Стремление понять ʼʼпервоосновы жизниʼʼ. Характер поэтической условности Толстого. Цикл рассказов ʼʼЗаволжьеʼʼ, романы ʼʼЧудакиʼʼ, ʼʼХромой баринʼʼ - об эпигонах дворянского мира, ʼʼчудаках красочных и нелœепыхʼʼ. Изображение Толстым их жизни как комедии завершающейся истории русского дворянства. Черты реалистического стиля писателя: историческая достоверность персонажей, их неотделимость от ʼʼвещного бытаʼʼ окружающей среды. Освоение сатирических гоголевских традиций в описании характеров героев. Идея искупительного страдания в творчестве А. Толстого и традиции Достоевского. Первые пьесы (ʼʼКасаткаʼʼ, ʼʼНечистая силаʼʼ), их проблематика, художественное своеобразие.

Негативное восприятие Октябрьской революции (ʼʼураган крови и ужасаʼʼ). Исторические аналогии и исторические темы в творчестве писателя. Пьеса ʼʼСмерть Дантонаʼʼ (1918). Проблема революционного террора. Утверждение ненужности кровопролития и отрицание всякого насилия над человеком. Тема исторического прошлого России и современности. Проблема отношений русской истории и русского национального характера (ʼʼНаваждениеʼʼ, ʼʼДень Петраʼʼ, ʼʼПовесть смутного времениʼʼ). Эмиграция.

4. ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия 1910-х годов.

Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и ʼʼЦех поэтовʼʼ.

Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в ʼʼскифствеʼʼ.

Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания ʼʼсеребряного векаʼʼ и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура.

Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.

С. А. Есенин (1895-1925)

Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа͵ концепция ʼʼодной душиʼʼ (письма к Г. Панфилову).

Поэзия периода ʼʼРадуницыʼʼ. Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна.

Раздвоенность лирического героя Есенина - кроткого пастуха и мятежника.

Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики.

Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина.

Н. А. Клюев (1884-1937)

Книги стихов ʼʼСосœен перезвонʼʼ и ʼʼБратские песниʼʼ. Православные мотивы в лирике Клюева. Клюев и голгофское христианство. Мироощу­щение Клюева в контексте старообрядчества и хлыстовства. Письма Клюева к Блоку; их мотивы, цитаты из писем в блоковских текстах (ста­тьи, ʼʼПесня Судьбыʼʼ и др.). Брюсов и Клюев. Гумилев о Клюеве. Клюев и ʼʼскифствоʼʼ.

Мифотворчество Клюева. Метафора в его поэзии.

Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина, Н. Клюева и С. Клычкова. А. Белый о поэтике Н. Клюева (ʼʼЖезл Ааронаʼʼ). Метафизическое восприятие Октябрьской революции и скорое разочарование в ней (ʼʼПеснословʼʼ, ʼʼМедный Китʼʼ, ʼʼЧетвертый Римʼʼ, ʼʼЛьвиный хлебʼʼ, ʼʼМать Суб­ботаʼʼ). Родовая культура в стихах Клюева, тема противостояния Комму­ны и Матери Руси. Мифологический образ Ленина-Льва. Мотив крови. Клюев как выразитель ʼʼизбыточногоʼʼ, ʼʼэгоистичногоʼʼ мужика в оценках Л. Троцкого.

С. А. Клычков (1889-1937)

Символистское мироощущение и образность в поэзии периода ʼʼПе­сенʼʼ и ʼʼПотаенного садаʼʼ. Крестьянская культура в темах и поэтике ран­него С. Клычкова. Христианство и язычество. Мифотворчество Клычкова и фольклорная традиция. Славянский образ России в творчестве Клычко­ва и Россия как Белая Индия в трактовке Клюева, отношение Н. Гумилева к этим взглядам.

Драматизм в интимной лирике периода ʼʼДомашних песенʼʼ. Философские темы в поэзии 1920-х гᴦ. Дуализм. Эсхатологическое мироощущение поэта.

5. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы.

Книги рабочих поэтов ʼʼНаши песниʼʼ (1913-1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александров­ского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др.
Размещено на реф.рф
Появление в рабочей поэзии 10-х гᴦ. собирательного образа народа и героической личности протестанта͵ борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса - характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века.

Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова - 1883-1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть ʼʼПро землю, про волю, про рабочую долюʼʼ - итоговое произведение дореволюционного творчества поэта.

6. Формирование в 1910 годы новых черт русской сатирической журналистики.

Журналы ʼʼСатириконʼʼ и ʼʼНовый Сатириконʼʼ - как новое направление в развитии русской сатирической литературы начала века. Новые тенденции и традиции русской демократической сатиры XIX века. ʼʼСатириконцыʼʼ и европейская сатирическая журналистика.

Писатели - ʼʼсатириконцыʼʼ: Саша Черный, Тэффи, А. Аверченко.

А. Т. Аверченко (1881-1925)

Аверченко в ʼʼСатириконеʼʼ и ʼʼНовом Сатириконеʼʼ. Сборники рассказов ʼʼВеселые устрицыʼʼ, ʼʼКруги по водеʼʼ, ʼʼСорные травыʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Темы сатир Аверченко (городской быт, жизнь российского обывателя, ʼʼновыеʼʼ течения в русском искусстве и литературе). Установка на ʼʼсозерцатель­ностьʼʼ сатиры. Положительный идеал сатир писателя - ʼʼцелительный смехʼʼ. Падение социальной остроты сатир Аверченко в годы войны.

Восторженное отношение к Февральской революции. Неприятие Октябрьской революции. Эмиграция.

Тэффи (Н. А. Бучинская - 1872-1952)

Творчество 1900-х гᴦ. Сборник стихов ʼʼСемь огнейʼʼ. Влияние символистской поэзии. Ранняя проза. Сборники 10-х гᴦ. ʼʼЮмористические рассказыʼʼ, ʼʼНеживой зверьʼʼ. Рассказы о русской жизни эпохи реакции. Тема маленького человека. Восприятие жизни как карусели, закрученной некими злыми силами.

Традиции Чехова в ее творчестве. Тэффи и революция. Неприятие ʼʼправдыʼʼ ни одной из борющихся сил. Эмиграция.

Саша Черный (А. М. Гликберг - 1880-1932)

Работа в сатирических журналах времени первой революции. Сатириконские стихи. Сборники ʼʼСатирыʼʼ и ʼʼСатиры и лирикаʼʼ. Критика идеалов русского обывателя, ренегатствующей интеллигенции, отрекшей­ся от ʼʼзаветовʼʼ, упадочных настроений в современной литературе и ис­кусстве. Переводческая работа Черного (переводы Гейне, Гамсуна и др.).

Богатство ритма. Своеобразная разговорная лексика, ʼʼразработан­ный стихʼʼ (Гумилев) как особенности поэзии Саши Черного. Саша Чер­ный на фронте в годы войны. Эмиграция.

1. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художест­венного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм (символисты 1900-х гᴦ.).

Роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философ­ских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного пости­жения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гᴦ. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов - как литературной школе. Религиозно-философские ʼʼСобра­нияʼʼ и их роль в формировании ʼʼнового религиозного сознанияʼʼ. Роль Мережковского в ʼʼСобранияхʼʼ.

Журнал ʼʼМир Искусстваʼʼ (1899-1904) как первое объединœение худож­ников и писателœей ʼʼновыхʼʼ направлений. Проблема художественного инди­видуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Филосо­фов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).

Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гᴦ. Роль в данном журнала ʼʼВесыʼʼ и его редактора В. Брюсова.

Традиции Ф. Тютчева, А. Фета͵ русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.

Символизм и И.Анненский. Творчество И.Анненского. Книги стихов ʼʼТихие песниʼʼ и ʼʼКипарисовый ларецʼʼ. И.Анненский-драматурᴦ. Роль античной мифологии в его драматургии. Анненский - литературный критик.

ʼʼКниги отраженийʼʼ - образцы русской импрессионистической критики.

И. Анненский и А. Блок. И. Анненский и А. Ахматова. И. Анненский

и Б. Пастернак.

Русский символизм в контексте мирового литературного развития. Русский символизм и творчество французских и немецких поэтов - символистов.

2. ʼʼСтаршиеʼʼ символисты

Д. С. Мережковский (1865-1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гᴦ., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гᴦ.

Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге ʼʼО причинах упадка и о новых течениях современной русской литературыʼʼ. Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.

Мережковский в ʼʼСеверном вестникеʼʼ и ʼʼМире искусстваʼʼ. Религиозные воззрения Мережковского в работе ʼʼЛев Толстой и Достоевскийʼʼ. Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Религиозно-философские собрания. Мережковский и ʼʼНовый Путьʼʼ. Идея единой и всœелœенской Церкви в мировоззрениях В. Соловьева и Д. Мережковского. Мережковский и Розанов; Мережковский о своих разногласиях с Розановым в открытом письме Н. Бердяеву ʼʼО новом религиозном действииʼʼ. Разногласия между Д. Мережковским и группой С. Булгакова.

Трилогия ʼʼХристос и Антихристʼʼ. Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр.
Размещено на реф.рф
Мотив царской крови (ʼʼАнтихрист. Петр и Алексейʼʼ).

Метафизическое восприятие первой русской революции. ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Три лика Хама. Спор Мережковского с покойным К. Леонтьевым (ʼʼСтрашное дитяʼʼ). Расцвет философской публицистики в России, книги Мережковского ʼʼНе мир, но меч. К будущей критике христианстваʼʼ, ʼʼВ тихом омутеʼʼ, ʼʼБольная Россияʼʼ. Д. Мережковский и Г. Плеханов.

Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.

Драматургия Мережковского (ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼБудет радостьʼʼ).

Трилогия ʼʼЗверь из Бездныʼʼ: ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼАлександр Iʼʼ, ʼʼ14 декабряʼʼ. Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрасной крови в ʼʼ14 декабряʼʼ. Мотив единœения Христа и вольности.

Литературно-критические работы Мережковского-неохристианина. Мережковский и Горький.

Отрицание ʼʼОктябряʼʼ как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В. Я. Брюсов (1873-1924)

Творчество Брюсова 1890-х гᴦ. Декадентские мотивы в сборниках ʼʼРусские символистыʼʼ. Программный характер сборников. Книги стихов ʼʼChefs d oeuvreʼʼ (ʼʼШедеврыʼʼ), ʼʼMe eum esseʼʼ (ʼʼЭто - яʼʼ). Романтиче­ский субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки об­новления метрики русского стиха.

Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 годы. Брюсов - органи­затор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов ʼʼВесыʼʼ (1904-1909). Книги стихов ʼʼTertia Vigiliaʼʼ (ʼʼТретья стражаʼʼ), ʼʼUrbi et orbiʼʼ (ʼʼГороду и мируʼʼ), ʼʼStephanosʼʼ (ʼʼВенокʼʼ). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, совре­менности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урба­нистическая поэзия. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.

Брюсов и революция 1905 года. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х годов. Ориентация на классические традиции.

Брюсов - прозаик. Жанры его малой прозы. Влияние на нее новелл Э.По, С. Пшибышевского. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новелли­стики XIX в. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилиза­ция истории. Романы Брюсова и Мережковского из эпохи раннего христи­анства. Различие исторической концепции. Роман ʼʼОгненный ангелʼʼ. Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Брюсов - критик и переводчик.

Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в русскую культуру.

3. Н. Гиппиус (1869-1945)

Ранняя лирика Гиппиус. Поиски ʼʼнездешней красотыʼʼ. Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус (ʼʼХристуʼʼ, ʼʼЗа Дьявола Тебя молю...ʼʼ, ʼʼПредсмертная исповедь христианинаʼʼ и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус.

Сборники рассказов, романы ʼʼЧертова куклаʼʼ, ʼʼРоман-царевичʼʼ. Традиции Достоевского. Драматургия. Критические работы Гиппиус (А. Крайнего).

В. Злобин (ʼʼТяжелая душаʼʼ) о еретизме 3. Гиппиус. Хлыстовские мотивы в рассказе ʼʼСокатилʼʼ.

Мотивы оправдания антихриста. Стихотворение 3. Гиппиус ʼʼГризельдаʼʼ и ʼʼОгненный Ангелʼʼ В. Брюсова. С. Маковский (ʼʼНа Парнасе Серебряного векаʼʼ) о трактовке сатаны в прозе Гиппиус (ʼʼΟʜᴎ похожиʼʼ, ʼʼОн-белыйʼʼ).

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века" 2017, 2018.

Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности. Указание на социальные язвы. В конце первой трети 19го века возник в европейской литературе как противопоставление романтизму. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Мысль о среде позволяла снять ответственность («среда заела»). Реализм как попытка оправдаться. Реализм направлен на изображение людей среднего сословия. Если поведения человека обусловливает класс, то в нём мало индивидуального. Отсюда склонность к типизации, обобщению. Типического в образах больше, чем индивидуального.

В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений, является ее единственным материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть, однако подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображение действительности является преобладающей. Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Реализм – исторически изменчивое понятие. У каждой эпохи свои понятия о реализме, который зависел от правил, взглядов, устоев эпохи. Ф

По Н.В.Гоголю, реализм – низкая тематика литературы, «тина мелочей». По Р.О.Якобсону, реалистическое произведение – 1) которое автор задумал как правдоподобное, 2) которое читатель воспринимает как правдоподобное.

Едва ли возможно говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами.

Особенности реализма:

Социальная ангажированность – искусство должно отвечать требованиям народа. Писатель - отражение среды, в которой он родился.

Тщательная мотивировка ходов, усложнение сюжета свойственны реализму. Проза начала вытеснять поэзию. А главным жанром стал роман.

Система образов стала более широкой. Стали больше внимания уделять приёмам дополнительных ассоциативных связей между образами. Возросла значимость детализации и символизации отдельных деталей. В первую очередь реализм стремился к психологической достоверности, а не к исторической. Шла демократизация языка (книжные элементы считались искусственными, в художественный язык проникли просторечия, жаргонизмы, варваризмы и т.д.). Не было запретов относительно выбора предмета для описания.

Модернизм в литературе зарождается накануне ПМВ и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм - явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще "классическими", что развивались в русле классического наследия европейской мысли. Модернизм - первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на "вечные" вопросы. Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника - показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. Главная сфера интереса модернистов - изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. В модернизме находит продолжение магистральная линия развития литературы Нового времени на постоянное снижение социального статуса героя; модернистский герой - это "эвримен", любой и каждый человек. Модернисты научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание - большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, - но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.

Три крупнейших писателя модернизма - ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.). Каждый из них в своем направлении реформировал искусство слова ХХ века, каждый считается великим зачинателем модернизма. Обратимся в качестве примера к роману Джеймса Джойса "Улисс". var begun_auto_pad = 179110770; var begun_block_id = 179117399;

Еще одним ярким явлением в литературе конца XIX - начала ХХ вв стал импрессионизм. Термин «импрессионизм» походит от

фр - впечатление. Импрессионисты творчески восприняли бодлеровский тезис о способности художника своеобразно увидеть мир. Передача художественными способами чисто субъективного впечатления - главный признак импрессионизма. Это субъективное впечатление передается в игре ассоциаций, что вызывает предмет изображения, сложных субъективных метафор, лиризме рассказа, цветных и звуковых образах. Яркий пример импрессионистской прозы - творчество Ги де Мопассана, М. Коцюбинского, “Пан” К.Гамсуна. Черты импрессионизма присущи поэзии Р.М.Рильке, М.Цветаевой.

В начале 20в. возникают явления, которые отобразили стремление модернизма к взаимодействию с другими направлениями в искусстве, к творческому использованию достижений культуры прошлого. Наиболее ярко это проявилось в неоромантизме, определяющей чертой которого является возможность преодолеть разрыв между идеалом и действительностью благодаря могущественной силе личности, способной превратить желанное в действительное. Эти черты присущи творчеству К.Гамсуна.

Ярким проявлением модернизма стал “серебряные век” русской поэзии, который подарил поэзию акмеистов. Теоретиком акмеизма был талантливый поэт Н.Гумилев. Термин “акмеизм ” походит от латин слова akme - самая высокая ступень чего-либо, цветущая сила. Н.Гумилев, А.Ахматова, И.Мандельштам стремились вернуть слову его природную ясность, человеческие чувства их волновали как проявление духовной жизни человека, а не символическое отображение Мировой души. Акмеисты опирались на достижения мировой культуры, которая приближала их к неоромантикам.

Ярким явлением русской поэзии стал имажинизм , своеобразное проявление на русской почве модернистского течения английской поэзии имажизма. Имажисты, а за ними и имажинисты, решающим в своей поэзии считали образ. Ранее творчество Т.С.Эллиота дает представление о творческих поисках имажинистов. С русским имажинизмом связано творчество С.Есенина, со временем он признал, что это была добрая школа поэтического мастерства.

В модернизме были и течения, которые стремились в корне обновить художественную систему, отказываясь от культурной традиции. Эти течения получили название “авангардизм ” (от фр avantgarte - передовой загон). Наиболее распространенные течения авангардизма - футуризм и сюрреализм.

Футуризм (от лат futurum - будущее) возник в Италии. В 1909г. Ф. Маринетти опубликовал “Манифест футуризма”, в котором огласил разрыв с традиционной культурой, которая не может удовлетворить современного человека. Футуристы воспевали город как высшее проявление достижений человеческой цивилизации. Они открыли трагедию современной урбанизации - трагедии неподчинения человеческой личности. Они стремились воссоздать мировосприятие “безличностного” человека.

Сюрреализм походит от фр surrealisme - надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства - использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ними ассоциаций).

Кафку считали пророком 20 века, основателем темы абсурда в литературе 20 века и религиозным мыслителем, сочинения которого следует рассматривать «в категориях святости, но не литературы». Давно вошли в лексикон интеллигенции такие выражение: «кафкинская ситуация», «Кафкинский абсурд», «кафкинский кошмар». Среди писателей, пред которыми склонялся Кафка, следует, прежде всего, вспомнить И.В. Гетте, Г. Кляйста, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф. Достоевского. Описывая свои фантазии, Кафка достигал уровней подсознания, закрытых для более обычных подходов. Все самые лучшие его произведения пронизаны самоанализом, основанным на бесконечных поисках в самом себе. Его рассказы и романы построены по законам фантастической логики сновидений, но вместе с этим отражают реалистические подробности повседневной жизни. Прежде всего, писателя интересуют универсальность взаимоотношения личности с миром, самые общие вопросы духовного бытия. Творчество Кафки является образцом модернистской прозы. Художественный мир Кафки характеризуется соединением фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и сложной, темной символики. Стиль и представление Кафки стали неотъемлемой частью современной литературы, существенным компонентом творчества таких самобытных писателей, как Жан Поль Сартр, Габриель Гарсиа Маркес, Беккет.

Термин "постмодернизм " имеет различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это "многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений". Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе.

М. Эпштейн считает, что постмодернизм - это "эпоха в истории культуры, начавшаяся с Ренессанса и закончившаяся в середине XX в., связанная с верой в осмысленность мира и прогресс человечества. М. Шапир полагает, что постмодернизм появился в России после авангарда.
"Постмодернизм - это протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры, располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития", - пишет Л.Г. Федорова. Постмодернизм отнюдь не отменяет всю предшествующую культуру, но надстраивается над ней, а для "возникновения постмодернизма как специфического мировоззрения и представления о культуре необходим был социально-исторический и эстетический опыт XX в.".

Когда говорят о первом этапе перехода модернизма в постмодернизм в русской литературе, обычно упоминают тот период творчества Георгия Иванова (1894-1958), который считается своего рода мостом из Серебряного века к современным поэтическим экспериментам. Речь идет о 30-50-х годах, когда в произведениях Георгия Иванова, и в частности в его поэме "Распад атома" (1938), появляются ноты, явно предвосхищающие эпоху постмодернизма. Стихотворение "Друг друга отражают зеркала...", по мнению И.Н. Ивановой, "разыгрывает любимые темы модернизма, освещая их постмодернистским светом" (5, с.80). Однако в самых, казалось бы, постмодернистских произведениях Г. Иванова сквозь "юмор висельника" просвечивает все же "отблеск нестерпимого сиянья", выход к какому-то новому гуманизму (5, с.81).
В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) "принцип айсберга", т.е. уход текста корнями вглубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на действительность, а на культуру же. Формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми. Истинное имя табуируется, заменяется псевдонимом, даже превращается в псевдоним (Саша Соколов, Пригов Дмитрий Александрович) или заменяется именем двойника (Алиханов у С. Довлатова, Мемозов у В. Аксенова).

Эстетическая концепция В.В. Набокова занимает особое место в истории русской культуры. Взаимоотношения его с читателем обычно определяют как "игру в прятки". Замена истинного имени героя псевдонимом "обеспечивает ему возможность сверхбытия, движения между мирами, ни один из которых не может быть признан действительным". Сам В.В. Набоков говорит о расплывчатости понятия реальности. Имена Марина, Аква и Люсинда ("Ада") не столько называют героинь, сколько указывают на стихии моря, воды, света. Удваивающиеся имена Герман ("Отчаяние") и Гумберт ("Лолита") указывают на их замкнутость в "метафизическом кругу".

Если постмодернизм не предполагает обязательной локализации в историческом времени, то идеи и символы ОБЭРИУ, охарактеризованные Н.А. Заболоцким в "Манифесте ОБЭРИУ", совпадают с современными инвариантами постмодернистского метода. Для творчества А.И. Введенского характерен деконструктивизм, приемы его поэтической техники можно назвать "обратной интерпретацией". Это означает, что одновременно с языковой первичной интерпретацией включается еще одна интерпретация, связанная с системой языковых символов. Это сближает творческую индивидуальность А.И. Введенского с "ситуацией постмодернизма". В 30-е годы обэриуты были первыми в России постмодернистами и одновременно последними наследниками традиций модернизма - футуристической и символистской. "Виртуальность" мира, феномен "двойственного присутствия", отсутствие категории Истины - таковы, в частности, признаки постмодернизма в поэзии А.И. Введенского. Текстам поэта также присущи интертекстуальность (в связи с чем актуализуется проблема авторства), отказ от традиционного мышления.

Появление в России романов Саши Соколова совпало с расцветом русского постмодернизма, напоминает И.В. Ащеулова. практически все зарубежные исследователи творчества Саши Соколова причисляют его к модернистам, а все русские литературоведы и критики - к постмодернистам. Действительно, когда пространство "Школы для дураков", будучи миром ужаса и хаоса, трансформируется в пространство детства, а "школа" воспринимается как "школа жизни", то это не что иное, как конфликт модернизма. Эта тема продолжится и в романе "Между собакой и волком". Мифопоэтическая проза Саши Соколова характеризуется не только созданием мифа, но и его разрушением. Мифологические, религиозные, философские, литературные архетипы здесь "пародируются, сталкиваются, переосмысляются, оспариваются".

Абсурд и логика сосуществуют в образе человека XX в., причем первый классифицируется, исходя из того, какие законы последней он нарушает, пишет В.С. Воронин. В рассказе Д. Хармса "Вываливающиеся старухи" ирреальность смыкается с реальностью. Так, персонаж хармсовского "Сонета" забывает о том, что "идет раньше 7 или 8", а в "Диких животных сказках" Л. Петрушевской насекомые "купили себе аэрозоль от насекомых, чтобы не скучно было в дороге, и начали делить". Словом, абсурд нарушает правила логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.


Похожая информация.


Вопрос, заданный в теме, на самом деле, весьма не простой, и в большой степени обращён к теории философии, нежели к теории искусства. В то же время, размышляя над ним, приходишь выводу, что философские и искусствоведческие течения здесь переплетаются и дают объединённый ответ на этот вопрос.

Рассмотрим реализм. Это – жанр и художественный приём, заключающийся в правдивом, объективном отражении окружающей человека действительности. Своё открытое и бурное шествие среди умов живописцев он начал в середине – второй половине XIX века и быстро завоевывал симпатию у юных художников (некоторые консерваторы были против данного стиля). Это было их желание – изображать, наконец, то, что они на самом деле видят перед собой, могут чувствовать и осязать, а не что-либо идеальное, заведомо для них несуществующее. Скажем так, они устали витать в облаках и были счастливы вернуться на твердую землю. Исходя из этого, можно сказать, что реализм был очень реалистичен, потому что каждый художник этого направления старался передать весь реальный мир во всём его многообразии и деталях как можно более достоверно. Чтобы, глядя на их картины, зритель сказал: «Я нахожусь именно в том месте, я чувствую его». Таковы произведения, например, Гюстава Курбе, родоначальника реализма, «Женщина с попугаем» 1866 и Андерса Цорна «Летние развлечения» 1886, «Кухарка» 1919. Художники практически с фотографической точностью изображают современную им действительность во всех её чертах, какими бы неприличными они ни были. Но, стоит сказать ещё, что реализм внутри имел такое течение как импрессионизм. Оно тоже претендовало на право быть предельно реалистичным, но на самом деле изображало в точности не всю реальность, но некоторые её отдельные черты. Например, в картине Клода Моне «Пшеничные стога. Конец лета» (1891) вблизи мы видим набор мазков, дающих примерные очертания предметов. Но если мы отойдём от изображения на некоторое расстояние, то увидим, что художник очень талантливо передал игру цвета, света и атмосферы. Поэтому, я хочу сказать, что реализм в высшей степени реалистичен.

Модернизм же – это направление в искусстве рубежа XIX - XX веков, которое характеризуется повышенной отвлечённостью, абстрактностью форм и передаваемых мыслей, он всеми силами пытается "порвать" все отношения с прошлым в художественном и духовном плане. По моему мнению, модернизм может быть назван современным в большей степени, чем не современным. Причина – смена философских взглядов в обществе на саму жизнь. Модернисты стремились как можно больше выделиться, бросать вызов, выступать за рамки и творить то, чего никто никогда не делал. Это могут продемонстрировать такие картины, как «Извилистая дорога в Эстаке» (1906) Андре Дерена и «Герника» Пабло Пикассо (1937). Причём творцам было не важно, что их искусство становится очевидно примитивным, они писали произведения, что выплеснуть свои эмоции и мысли наружу. А это как раз было очень важно в тот непростой исторический период.

Таким образом, хочется сказать, что и реализм, и модернизм по праву заслуживают звания реалистичного и современного направлений в живописи.

История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов, массовое уничтожение людей в концлагерях и создание атомного и водородного оружия, полоса «холодной войны», политических репрессий и истощающей гонки вооружений; распад колониальных империй, выход на политическую арену новых независимых государств, поражение социалистической системы в противоборстве со «свободным миром», наконец, наметившийся с,1980-х гг. решительный поворот в сторону мирного сосуществования и сотрудничества, начавшееся общее движение многих государств в русле демократии и реформ.

Внутри этого исторического периода отчетливо прочерчивается хронологический рубеж: конец Второй мировой войны. Выделяется два периода: литература 1918-1945 гг. и литература после 1945 г. Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, в частности в медицине, генетике, кибернетике, информатике, что существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к «традиционным» западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Среди этих явлений: латиноамериканский роман, созданный в духе так называемого «магического реализма» (Гарсия Маркес, Хорхе Луис, Борхес и др.); японский философский роман (Абэ Кобо, Ясунари Кавабата, Оэ Кэндзабурэ и др.); исландский роман (X. Лакснесс); поэзия Назыма Хикмета (Турция) и Пабло Неруды (Чили); «драма абсурда» Сэмюэла Беккета (Ирландия) и др. Лауреатами Нобелевской премии по литературе стали в нашем столетии представители многих стран, всех континентов. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур. Россия занимает первое место в мире по количеству, да и по качеству переводов иностранных писателей.

В многокрасочной панораме литературного процесса в XX в. прочерчивается несколько ведущих течений и тенденций. Прежде всего это модернизм, философско-эстетическое течение как в литературе, так и в искусстве, которое после Первой мировой войны вступило в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу и авангардизму. Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения, соответствующие новым реалиям XX столетия в противовес «старомодному» искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. Олицетворением подобного тотального бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки «Превращение». Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодовлеющего. При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма. Они ввели в обиход целый ряд новых приемов, таких, например, как «поток сознания», широко использовали жанр притчи, аллегорию, философское иносказание. Среди модернистов были крупнейшие, талантливейшие художники, такие, как Франц Кафка, автор романов «Процесс», «Замок», всемирно знаменитых новелл-притч; Марсель Пруст, автор эпопеи «В поисках утраченного времени»; Джеймс Джойс, автор философско-аллегорического романа «Улисс», одного из крупнейших произведений словесного искусства нашего века; поэт Т. С. Элиот и др. В русле модернизма находятся такие интересные явления литературы XX в., в основном второй его половины, как «новый роман» (или «антироман»), получивший развитие во Франции в 1950-1970-х гг. (Натали Саррот и др.), как «драма абсурда» (в творчестве Эжена Ионеско, Сэмюэла Беккета).