Культурная жизнь Рима.doc - Культурная жизнь Рима. Художественная культура древнего рима кратко Особенности культуры древнего рима кратко самое главное

Древнеримская культура - совокупность достижений в облас-ти духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). По-нятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.

Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культур-ные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древ-него Востока. Римская культура стала питательной почвой куль-туры романо-германских народов Европы. Она дала миру клас-сические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных пе-риода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский

(510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Если для греков в духовной жизни главная ценность - чело-век - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом из-бранное предназначение. Гражданин должен обладать муже-ством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умерен-ным в образе жизни.

В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозрен-ным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, осо-бенно знатного, признавались только политика, война, разработ-ка права.

Науки были приспособлены к практической, политико-право-вой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упре-кал греков за их увлечение умозрительными науками, в частно-сти математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки «надобностями де-нежных расчетов и земельных межеваний».

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, ко-нечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 г.- после 161 г.), историки Тацит (ок. 58 г. - ок. 117 г.), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. II в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и фи-лософа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора «Писем к Луцилию», трагедий «Эдип» и «Медея», а также писателя и истори-ка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения ко-торого объединены под условным названием «Моралии».

Ключом к пониманию римского искусства служат слова рим-ского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «нельзя сравнивать их каменные громады с бес-полезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя госу-дарства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.

Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Рим-ляне были не только народом солдат, но и строителей и устрои-телей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил поря-док акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римс-кого права.

В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70-19 г.г. до н.э.), ав-тор эпической поэмы «Энеида». Совершенной формой стиха об-ладали Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.), Овидий Назон (43 г. до н.э.- 18 г. н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 г. -
ок. 127 г.), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 г. - ?), автор своеобразного фантастического романа «Мета-морфозы, или Золотой осел», не потерявшего интереса и у на-ших современников.

Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отноше-ния, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили пра-во на частное, то есть относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства».

В непосредственной связи с особенностями политической жиз-ни развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важ-ным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноре-чие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Под-линная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие инте-ресы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граж-дан, - не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республи-ке то, что она - государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре со-здали европейскую цивилизацию, европейца как культурный фено-мен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и прак-тики, гармонии и пользы - вот то драгоценное наследие антич-ности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

основы современных наук, хотя их отдельные элементы нача-ли формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль совре-менного западного искусства и архитектуры по сравнению с от-нюдь не похожими на них восточными образцами; основные нор-мы государственности и права, до сих пор составляющие теоре-тический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Культура Древнего Рима значительно повлияла на развитие европейской и мировой истории. Ещё в те времена были заложены традиционные ценности, нормы общественной жизни и социально-психологические образцы поведения, которые на протяжении тысячи лет являлись основой европейской просвещенности. Рим также был "основателем" демократии, и гражданской ответственности, что свидетельствует о высоком социальном уровне развития, который способствовал формированию сильного и развитого государства.

Первоначально культура Древнего Рима складывалась под влиянием греческого и этрусского народов, но впоследствии римляне во многом превзошли своих учителей, достигнув достойных восхищения высот. Начиналось всё с религии, которая признавала силу духов и божеств. Поскольку римский пантеон был всегда открытым для «чужих» сил, считалось, что новые божества только увеличивают мощь римских жителей, поэтому мифология Рима стала отождествлять своих богов с греческими.

Также было с философией и литературой. Изначально греческие мудрецы и писатели "становились" римскими, а их труды переводились на латынь, но затем, изучая произведения великих философов и дополняя умозаключения собственным опытом, проявляли свои способности многие истинно римские великие писатели и ученые. Так зарождалась культура Древнего Рима.

Далее развитие происходило во всех сферах культуры. В архитектуре римляне сделали значительный шаг вперёд. Они отдавали предпочтение построению зданий, которые больше соответствовали практическим нуждам и подчёркивали силу, которая подавляет человека своим величием, чем храмовым (духовным) комплексам. В результате этого у них появились новые типы сооружений (амфитеатр, терма и базилик) и конструкций (арки, купола, столбы).


Культура Древнего Рима кратко описывает и некоторые достижения Греции, потому что во время своих завоеваний римляне вывозили из большое количество ценностей и произведений искусства. Эти трофеи впоследствии копировались, что, к сожалению, препятствовало развитию собственной живописи и скульптуры. Таким образом, Древнего Рима характеризовалась довольно неплохим развитием лишь портретного жанра (статуи, изображающие деятеля в тоге, бюсты), который отличался простотой и точностью образа.

Как уже говорилось, главной чертой мышления у римлян был практицизм, который способствовал развитию прикладных наук. В связи с этим высокого уровня достигла юриспруденция, по которой до нас дошли многочисленные литературные шедевры. Кроме этого, "изобреталась" новая бытовая утварь, стеклянная и бронзовая посуда, водяные мельницы, приспособления для отапливания помещений и подогрева воды и многое другое.

Одной из причин того, что Рима стала процветать, было улучшение материально-экономического положения империи, которое и обеспечило необходимые условия для образования ценностей, породило античную интеллигенцию (поэтов, учителей, философов и других мастеров искусств).

Тема: Культурная жизнь Рима
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с достижениями древних
римлян; раскрыть смысл крылатого выражения
«хлеба и зрелищ».
2. Определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что
христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости.
Задачи урока: Формировать умение работы с историческим документом (фрагмент видеофильма
«Колизей»);
развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся,
прививать любовь к прекрасному.
Учебное оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Учебно­методический комплекс: авторский флипчарт
Содержание урока
I. Начало урока
II. Проверка дом. задания (4 вопроса на интерактивной доске)
III. Сообщение темы и цели и задач урока.
IV. Изучение темы по плану:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Архитектура
Как жили римляне
Зрелища (фрагмент из видеофильма «Колизей»)
Скульптура
Технические сооружения
Появление христианства
Приветствие учащихся
­ Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку.
­ Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными
чувствами.
Повторение домашнего задания (Задание на интерактивной доске)
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Изучение новой темы
­ Мы продолжаем говорить о культуре и сегодня на уроке отправляемся в путешествие, в Древний
Рим, познакомимся
с городскими зданиями и памятниками архитектуры, многие из них сохранились до наших дней,
узнаем, какие римляне были хорошие инженеры и строители, что такое «общественные термы»
римлян, раскроем смысл крылатого выражения «хлеба и зрелищ», узнаем, как зародилась
христианство в древнем Риме. Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос:
­Почему город Рим можно назвать «вечным».
­ Итак, тема нашего урока «Культурная жизнь римлян» (запись в тетради)
Задание:
(­ Ребята, по ходу урока записывайте в тетрадь новые определения, а в конце мы с вами посмотрим,
кто был самым внимательным
Актуализация знаний учащихся:
­ Ребята, а что такое культура? (это достижения людей в чем­то…)
­ Предположите, культура какой страны оказала наибольшее влияние на культуру
Рима? (Греция).Римская культура достигает своего наивысшего расцвета в эпоху империи. Римляне
во многом были учениками греков, но по своему характеру разительно отличались от них. Грекам

свойственно особое чувство прекрасного, изящного, возвышенного. Римляне были грубее, практичнее,
более приземленными. Поэтому и достижения римлян в культуре отличаются от греческих..
Римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески
перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.
(СЛАЙД ­ карта Римской империи)
­ К началу новой эры Римская империя достигла своего наивысшего могущества. Значительно
расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. Центром этого
многоязычного государства был Рим.
И вот, перед нами ПЛАН Древнего Рима (СЛАЙД – План Древнего Рима)
Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан.
На плане особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка. К ним мы вернемся чуть позже.
­И вот, мы с вами в самом центре Рима, где находитсяФОРУМ­ главная площадь города. Форум
застроен новыми зданиями­ храмами, арками, колоннами. Но здесь всегда многолюдно
­ Посмотрите, здесь встретились знакомые, они делятся новостями, говорят о своих успехах и
неудачах.
Форум был не только хозяйственным, но и политическим центром. Мы немного опоздали, здесь
только, что был император и его солдаты.
В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи.
(СЛАЙД). Мы с вами около Триумфальной арки, ихустанавливали в честь побед над врагами. Под
ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными. Она поражает
своей монументальностью и величественностью.
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. (СЛАЙД) На самой колонне
помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи
императоров.
– А вот мы подошли к колонне императора Траяна, как видите она сохранилась до сих пор.
Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она
украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.
Символ города здание Колизея­ это высшее достижение архитектурного искусства римлян (от
латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских
боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания,
римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону
(смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды,
застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.
На зрелище в Колизей мы с вами попадем чуть позже
В Риме были построены десятки храмов.
­ Мы подошли к самому знаменитому храму – Пантеону– «храму всех богов». Он не похож на
большинство античных храмов. Вы обратили внимание, он ­ круглый, ширина купола – 43 м. В отличие
от других греческих и римских храмов главное в Пантеоне не внешний, а внутренний вид. Давайте
зайдем во внутрь.Благодаря куполу внутри Пантеона создан просторный зал без колонн,
поддерживающий перекрытие. Купол разбит на квадратные углубления, они не одинаковой величины,
а уменьшаются снизу вверх. От этого купол кажется еще выше, он как будто вытягивается,
становится яйцевидным.
­ Послушайте, как здесь тихо….Люди приходят и уходят….
­ Вот египтянин, поклоняется богу Осирису, чуть поодаль богатый римлянин благодарит бога.
­ Как вы думаете, почему в Риме был построен такой храм?
Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. В Риме жили многие народы и они могли
поклоняться своим богам.
Сегодня это и культурная святыня, и церковь, и гробница двух королей и Рафаэля.
­ Римляне были замечательными строителями и инженерами. Они построили 85 000 км дорог
(СЛАЙД­ АППИЕВА дорога) по всей империи, все они начинались в Риме, поэтому возникла

знаменитая поговорка: «Все дороги ведут в Рим» и множество акведуков, (от латинских слов АКВА
– «вода» и ДУКО – «веду»)­ чтобы снабжать города водой. Особенностью римских водопроводов
было то, что они по большей части проходили не под землей, а над землей. Самые длинные акведуки
насчитывали 20­30 км.
­ И вот сейчас мы с вами стоим рядом с римским акведуком (СЛАЙД)
­ А как же жили римляне?
­ Посмотрите:
­ Вот дворец императора. Он занимает целый район города.
­Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух
был здоровее и чище.
Вот домус – жилище богатого римлянина.
­ Давайте попробуем описать дом богатого римлянина. (СЛАЙД ­ домус)
Обычно это было 2­3­этажное строение со множеством отдельных помещений. Комнаты большие и
просторные. Богато убраны. В них можно увидеть картины. В центре прямоугольного дома находился
закрытый дворик – атриум, в котором располагался бассейн. В таком доме были гостиные, спальни,
библиотеки. Богатые купались в роскоши. В таком доме живет одна семья, но обслуживают ее
десятки рабов.
Жизнь остального населения Рима резко отличалась от образа жизни знати.
­ Посмотрите туда: (Слайд­Инсулы) многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда –
инсулы (многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи
внаём)Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в
обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье.
­ Ах, как они все толкаются и кричат…..
­ Присмотритесь внимательно и опишите, как живут простые горожане Рима
­ Как вы думаете, в чем недостатки этих домов?
­ Какой опасности подвергали себя жители инсулов?
В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из­за деревянных перекрытий
инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые
в мире римлянам пришлось организовать пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров.
Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов.
Дома были уныло однообразными, а улицы – грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих
на улицах – из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в
непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в
квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили
на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных
разносчиков.
­ Чем отличался быт императора и его приближенных от быта остальных римлян?
(заслушать ответы учащихся)
­ Посмотрите, вот к нам на встречу спешит римлянин. Одежда, какого народа напоминает
одежду римлянина?
Одежда римлянина похожа на одежду грека.
­ Чем можно это объяснить?
Это объясняется обширными культурными связями и нахождением в одном климатическом поясе.
Если одежда в Египте и в Греции отражала личное благосостояние, в Риме – положение в обществе.
­ Кто знает, как называется такая одежда?
Одежда трудового люда состояла из туники – длиной рубахи с короткими, не доходившими до локтя
рукавами и плотного толстого плаща. Человеку из «общества»
следовало облечься в тогу для знатных. Тога (кусок белой длинной материи) была чисто римской
одеждой. Изгнанникам запрещалось ее носить. Тогу надевали в несколько приемов, без чужой помощи
одеть ее было невозможно. Тоге полагалось быть белого цвета, без всяких украшений. Только
мальчики носили тогу с пурпурной полосой до совершеннолетия. Триумфатор одевал пурпурную

тогу, расшитую золотом. К этой одежде полагались башмаки с ремнями, закрывающие ногу. Еще
мужчины носили плащи разного покроя, плащей было много. Их не надевали на себя, а накидывали.
Брюк у римлян не было, они считались варварской одеждой.
Женская одежда состояла из туники, столы и палы и не очень отличалась от
мужской. Столу (длинная одежда в виде складок, с короткими рукавами, перехваченная поясом у
талии) носили почтенные замужние женщины. Стола не должна быть не яркой не пестрой. Выходя из
дома, женщина набрасывала на себя паллу – длинную широкую шаль.
Детская одежда была копией с одежды взрослых.
Обувью дом служили сандалии, на улице­ башмаки.
Покрытия головы, вроде нашего римляне не знали. В зной мужчины могли накинуть на голову
верхнюю часть тоги, а женщины верхнюю часть паллы.
­ Ребята, а кто может назвать внешнее отличия грека от римлянина? (Слайд на доске)
(Греки носили бороду, а римляне нет)
­ Вы, наверное, устали? Сейчас я отведу вас к излюбленному месту римлян. Это бани, и в Риме они
называются термы (СЛАЙД)
­ Скажите, а для чего нам с вами сейчас служит баня?
А вот римские термы – это огромные комплексы, включающие в себя бани, бассейны, сады,
библиотеки, площадки для спортивных упражнений. Многие римляне целые дни проводили в термах,
плата за них была невелика.
­ Как вы думаете, где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима
не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство – богатейшая Римская
империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же,
не желающие работать, требовали от государства “хлеба и зрелищ”(хлебная раздача и объявление о
гладиаторских боях) Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из
императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами,
– гонки колесниц, (СЛАЙД) которые проводили в Большом Цирке, (они были очень опасным видом
спорта) а гладиаторские бои – в Колизее.
­ Вот сейчас мы попадем с вами в Колизей и своими глазами увидим любимые зрелища римлян.
­ Все, что вы увидите создано по историческим документам, в которых один из великих поэтов того
времени описал портрет и характер главного героя. (в/ф «Колизей»11 мин 19 сек.)
­ Будьте внимательны, по окончании зрелищ, у меня возникнут вопросы, на которые вы должны
ответить.
Вопросы к видеофрагменту:
­ Какова основная цель этого поразительного строения?(убийство гладиаторов и животных на потеху
римской публики?)
­ Какие зрелища римлян вы увидели? (охота животных на людей, бои гладиаторов)
­ Кто присутствовал на зрелищах?
­ Если гладиатором являлся раб, при каком условии он получал свободу? (когда одерживал победу)
­ Как поведение на зрелищах, на ваш взгляд, характеризует римскую публику? (жестокость,
бессердечность, азарт)
(С малых лет человек в римском обществе подвергался унижениям, личное достоинство его
подавлялось, отец мог наказывать ребенка плетью, агрессивность накапливалась и выплескивались в
потомках в садистском любовании жестокостью, преподносившейся на арене. Гладиаторство
являлосьвыражением ненависти и воли к власти – двух черт римского характера, толкавших их на все
новые завоевания.)
Увлечение гладиаторскими играми говорит о низменных вкусах и невысоком культурном
уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.
­ А у греков какие были любимые зрелища?
(любимые зрелища греков: театральные представления и спортивные игры)
­ Давайте покинем Колизей, нас ждут в музее искусств. Здесь мы узнаем о скульптурном
искусстве римлян.

Скульптурное искусство. (работа с текстом по рядам) стр.165
­ 1 ряд ­ прочитать, составить вопросы 3­4 (записать в тетрадь)
­ 2 ряд ­ прочитать, приготовится отвечать на вопросы одноклассников
­ 3 ряд ­ используя предоставленные, бюсты, предположить, какие черты характера хотел
изобразить скульптор.
(Заслушать ответы учащихся)
Примерные вопросы по тексту:
­ Из какого материала римляне создавали скульптуры? (белый мрамор, бронза)
­ Что повлияло на развитие скульптурного искусства? (умели снимать маски с лица умершего
человека, передавали характер человека)
­ Что значит правило «закрытой статуи?»
­ Где можно было увидеть лучшие работы скульпторов? (в храмах, общественных зданиях, частных
домах).
­ Наше путешествие по Риму подошло к концу, скажите, почему Рим называют вечным
городом?
(люди постоянно живут здесь более 2500 тысячи лет и культурное наследие, созданное человеком
можно увидеть в настоящее время.)
А в Римской империи произошло еще одно важное событие – там зародилась христианская
религия –
­ Изучая историю разных стран, вы познакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в
них.
­ Вспомните и назовите богов, в которых верили греки и римляне (СЛАЙД­ боги скрыты)
Греки Римляне
Зевс Юпитер царь богов, бог грома
Гера Юнона покровительница женщин,
материнства
Гестия Веста покровительница
домашнего очага
Посейдон Нептун бог морей
Арес Марс бог войны
­ Что общего между греческой и римской верой в богов? (Богов и у римлян и у греков было много,
так как они были язычниками, было многобожие.)
А кто знает, как называется такая религия? (языческая)
(Это религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы)
Две тысячи лет тому назад на краю Римской империи, в Палестине, возникла новая религия
– христианство. Жители восточных провинций стали поклонятся новому богу – Иисусу Христу.
Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь, которых была тяжелой и безрадостной. Они
верили, что только Христос избавит их от тягот и лишений, поэтому свою религию они стали
называть христианской.
Новая религия появилась в Палестине неслучайно. Именно евреи жили под гнетом вавилонян, персов,
македонян, римлян.
Постепенно христианами становились представители самых разных национальностей. Христиане
провозгласили, что перед богом все равны: и рабы и свободные люди и мужчины и женщины.
Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались ему поклонятся. Они
утверждали, что не сегодня­ завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ожидает
всех угнетателей народа.
Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия может держать в повиновении
рабов и колонов, римляне стали преследовать христиан: разрушались молитвенные дома, сжигались
их книги, многие христиане были казнены.
(СЛАЙД) В страхе за свою жизнь христиане тайно встречались в катакомбах, чтобы вместе молиться.

Далеким предком римлян, согласно мифам, считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII в. до н.э. и сам в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан. Они при этом исполняли свой долг по отношению к римской общине - civitas.

Civitas - это община и гражданское состояние, и с этим словом связан термин «цивилизация». Римские граждане были напрямую причислены к судьбе Рима, к его осознанно-цивилизованному (хотя не сразу конечно) развитию. Гражданский долг, гражданские обязанности были очень важными в жизни Рима.

Сам Рим состоял как бы из двух частей: собственно города и «римского поля» за его стенами. Стена была городской чертой. Внутри действовали разнообразные правила. Туда, например, нельзя было входить вооруженным и даже в военном одеянии. В городе римские граждане ходили в особых одеждах, так называемых тогах. Тога была признаком римлянина. Римлян поэтому называли «тогатус» («носящие тогу»). Вне пределов стены было «марсово поле». Там могла стоять армия, неизменная существенная составляющая жизни Древнего Рима.

В Римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан - ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях и под чьим командованием гражданин воевал? Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (от лат. res publica - общественное дело), на благо римского общества и государства.

Все это, о чем писали многие историки, характеризует, конечно, отдельные и разные периоды в развитии италийцев, а в эти периоды - лишь некоторые существенные особенности их жизни. Но очевидно, что античная цивилизация не одномерна, что римский ее вариант исходно являлся и реализовался, как своеобразный, отличавшийся от греческого, хотя и был похожим по типу и оказался тесно связанным с последним, испытал воздействие греческой культуры.

Эта римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии. Но на Апеннинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже - провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки. Сформировалось большое и все увеличивавшееся государство.

Как и во всех древних обществах, поначалу сохранялись многие первобытные или полупервобытные отношения между людьми. Обыденная жизнь римских гражданских общин была простой и бедной. Ускоренное развитие римской цивилизации началось в III-II вв. до н.э. Оно оказалось связанным с ростом самого Рима и ряда других городов - центров областей, с уже продвинутым расслоением населения, с появлением больших масс рабов.

Римская цивилизация по типу была сходна с греческой, как земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - хуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. В становлении и развитии Рима важную роль играли войны. Они обеспечивали не только защиту (это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.

В организации армии и ведения войн Рим существенно преуспел. Римские легионы с их разнообразным вооружением, развитой стратегией и тактикой, великолепными полководцами (такими, например, как Цезарь) обнаруживали свое превосходство над карфагенянами, галлами, испанцами, германцами и т.д. Армия Рима сравнительно быстро стала профессиональной, наемной, и поэтому - грозным оружием в борьбе не только с внешними противниками, но и в борьбе за власть в самом Риме.

Римская экспансия была куда более мощной, чем греческая, и она объединяла растущее государство вокруг одного центра - Рима, «вечного города». Войны, помимо всего прочего, давали рабов. Римское рабовладение стало чрезвычайно существенным фактором цивилизации. Оно было интенсивнее, чем где бы то ни было, не столько по масштабам, сколько по организованности применения рабского труда во всех сферах жизни. Так что по социальному признаку население Рима разделилось, прежде всего, на рабов и свободных римлян, кроме которых, позже, в пределах самого города и римского государства жили и свободные «варвары» (не римляне) и рабы, отпущенные на волю. Наряду с этим, существенным было и деление населения по происхождению (знатности), богатству и могуществу. Патриции (букв, «отцовские семьи»), представители знатных семей, возвышались над плебеями (незнатными): мелкими собственниками (сельский плебс), ремесленниками и торговцами (плебс городской). Знатные и могущественные землевладельцы-рабовладельцы (а позже и владельцы мастерских, рудников и т.п.) составляли высшее сенаторское (сенат - собрание старейшин) сословие. Сословие так называемых «всадников» объединяло торговые и финансовые слои, оказывавшие большое влияние на жизнь Рима. Плебеи, в отличие от рабов, от неграждан, имели избирательное право и сравнительно легко, хоть и не без борьбы, отвоевали себе место во властных структурах.

Рабы были фактически вне общества, хотя они тоже различались по положению (обслуга, учителя, врачи, гладиаторы, работники в мастерских, в рудниках). Для выживания рабам нужны были и сила, и ум, и изворотливость. Рабство постепенно вводило в обиход презрение к труду как к занятию низменному и, вместе с войнами, давало простор для развития жестокости, высокомерия. Рабство, развиваясь, вело к разорению мелких собственников и формированию слоя городских люмпенов (свободных бездельников, черни), часть которых во II в. стали брать в армию, на жалованье.

Обыденная жизнь римлян, вначале суровая и бедная, постепенно менялась. Шло нарастание сложности социальных отношений и комфортности быта. В императорском Риме различия между богатыми с их невероятной роскошью и беднотой достигли огромных размеров. Императорский Рим поражал не только разгулом всевозможных страстей, властолюбия, честолюбия, безнравственности, но и богатством, роскошью, великолепием зданий и сооружений. Римская цивилизация в целом развилась чрезвычайно! Римляне овладели разнообразными приемами строительства. Они проложили множество прекрасных дорог, которые в Европе использовались и в эпоху Средневековья. Римляне строили сложные водоводы (акведуки) и достигли многого в организации бытового комфорта. Достаточно вспомнить о знаменитых термах (своеобразных общественных банях). Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации, и культуры (во всяком случае, что касается витального уровня последней). В Риме вырабатывались разнообразные формы культурной (облагороженной) жизни, отличавшей римлян от варваров.

При этом большая масса населения в городах оказывалась на положении иждивенцев государства. В I-II вв. их количество в Риме доходило до 200 тыс. И каждый получал ежедневно 1,5 кг хлеба, а впоследствии еще и масло, и мясо. Иногда происходили раздачи денег. Эта праздная толпа требовала не только хлеба, но и зрелищ, проводя время на площадях, в харчевнях, банях, цирках (где глазели на бои гладиаторов, травлю зверей). Растущее чиновничество было занято интригами. В целом жизнь была разной: временами мрачной и страшной, временами вполне сносной. Многое зависело от положения человека в обществе и от общей политической ситуации.

Государственность и политическая жизнь Рима развивалась от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Периодизация истории государства такова:

  • - период патриархальных царств (VII-V вв. до н.э.);
  • - Римская республика возникла после устранения царской власти (V-I вв. до н.э.) и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н.э.;
  • - императорский Рим (конец I в. до н.э. - V в.) (частично продолженный далее в Византии).

Характерно, что политика и другие связанные с ней стороны жизни в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности путем развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизацией в движении к так называемому «правовому государству».

Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н.э., «Законах XII таблиц» (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последующие юридические документы, и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейнонаследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления, вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т.д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал «Кодекс Юстиниана» (составлен в 528-529 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу.

По отношению к отсутствию права и малоразвитому правовому состоянию, солидная и тщательная разработка его и действенность правовых актов стали важными моментами не только развития цивилизации, но и окультуривания жизни. Отношения между людьми по мере их совершенствования в правовых аспектах, в большей мере организовывались, упорядочивались и очеловечивались, хотя в этом процессе были издержки, и немалые. Правовые установления формировались и закреплялись неизбежно в пользу определенных - господствующих - слоев населения. Раб, например, вообще не был субъектом права. И излишняя жестокость рабовладельца осуждалась только в качестве злоупотребления им своим правом на имущество (коим считался раб) и расточительного распоряжения им. Однако некоторые элементы римского права все же носили характер «блага для всех», правовой защиты любого римского гражданина, защиты от беспредела. При отстаивании законных прав укреплялось и чувство человеческого достоинства. Римское право в своем развитии, видимо, недаром испытало воздействие греческой культуры, с ее мощным антропоцентризмом, возвышавшимся в отдельных моментах до гуманизма. Впрочем, это воздействие сказывалось на сфере правовых отношений не прямо, а опосредованно, через реализацию общих связей между двумя античными культурами, в чем-то схожих, в чем-то принципиально отличных друг от друга.