Проведение дидактических игр природоведческого содержания. Экологическое образование дошкольников. Значение опытов для экологического воспитания детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА» муниципального образования город Ноябрьск
Опыт работы

Тема: «Природоведческая игра в формировании экологической культуры»

Подготовила

воспитатель Прохорова С.С.


Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает: - физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье; - эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо; - условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Актуальность работы
: Актуальность моей темы заключается в том, что экология является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Цель работы
: формирование начал экологической культуры, становление осознанно- правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи
: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей; - Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий; - Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
1.Природоведческая игра в формировании экологической культуры.
1.Главной
целью
моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры посредством природоведческих игр. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного и бережного отношения к природе. Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:  Экологические знания и умения;  Экологическое мышление;  Ценностные ориентации;  Экологически оправданное поведение Для реализации поставленной цели мною определены следующие задач: Формирование у детей элементов экологического сознания. Определяется - содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Я стремилась через игру давать знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
В ходе нашей совместной с детьми деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) мои воспитанники осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Я считаю, осваиваемые детьми умения: предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе являются важными. Именно они делают отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным. 3.Воспитание гуманного отношения к природе. Уверена, что развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой. Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Работу по данному направлению вела с детьми старшей, подготовительной групп. Базисной программой для моей работы стала: программа «Программа воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Васильевой М.А. Парциальными: «Юный эколог» С. Н. Николаевой. «Мир природы и ребёнок» Саморуковой П.Г.,«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»
2.Роль природоведческой игры в формировании экологической культуры.
Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Игра создаёт благоприятные психологические условия для погружения в мир природы. Мне трудно переоценить вклад игры в формирование экологического сознания и экологической культуры моих воспитанников. Играя, мои дети познавали многоликий мир природы, учились общаться с животными и растениями, взаимодействовали с предметами неживой природы, усваивали сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствовались их интеллектуальные и волевые навыки, нравственные и эстетические чувства, дети физически развивались. Достаточно серьезную проблему для моих ребят представляло усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваивались эти нормы и правила лучше всего в организованных мною играх. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребята проникались к ним чувствами, сопереживали им, что способствовало развитию у них экологической этики. Из наблюдений ребят за играми других детей возникали предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходило практическое освоение нравственных норм и правил поведения. Важную роль я придавала коллективной игре. В ней дети ярко проявляли себя как с хороших, так и с плохих сторон, что давало мне возможность использовать совместные
игры для диагностики отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также для понимания степени сформированности этических качеств личности.
3. Формы организации игр.
В своей работе я широко использовала разные формы игровой деятельности: совместную и самостоятельную. В совместной деятельности чаще всего использовала игры с правилами – подвижные и дидактические.
Дидактические игры (приложение №1)
- это игры с правилами, имеющие готовое содержание. Такие игры, как «Вершки – корешки», «Чей домик» «Времена года», «Малыши и взрослые» способствовали уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у моих детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом они развивали память, внимание, наблюдательность, учили детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизировали разнообразные умственные процессы
,
обогащали словарь, способствовали воспитанию умения играть вместе, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Парочки» подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе. Дидактические игры я проводила с детьми как коллективно, так и индивидуально. Усложняла за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Организовывала их в часы досуга вечером, на прогулках.(отражено в планах) Очень понравилось проведение игр – занятий «Путешествие капельки», «Здравствуй лес» и др. Игровая форма придавала таким занятиям занимательность, обучение шло в процессе выполнения игровых правил, действий. Создавать развивающую экологическую среду группы мне помогали разнообразные дидактические игры: предметные, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры
- это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр я приведу «С какой ветки детки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. На них дети учились определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.
Игра «Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру я проводила с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Готовили материал для игры вместе с детьми.
Настолъно-печатные игры
- это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши». «Растения», «Подбери листок» и т.д.). С помощью этих игра я уточняла, систематизировала и классифицировала знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождала словом, которое либо предваряло восприятие картинки, либо сочеталось с ним (у детей формировалось умение по слову восстанавливать образ), а это требовало быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры я использовала либо для подгрупповой либо для индивидуальной работы в повседневной жизни.
Игра «Четыре картинки»

По словам самого автора, «функция состоит в том, что она будет дифференцировать эти игры, которые не имеют никакой другой цели, кроме удовольствия функционирования». Ниже приводится краткое описание каждого из этих типов игр. Упражнение игры: это первая форма игры, которую ребенок знает и появляется перед полным словесным развитием. Для него характерен тот факт, что ребенок играет ради удовольствия от знания предмета, исследования, развития двигателя или, по его словам, чистого упражнения. На этом этапе ребенок играет в основном в одиночку или с матерью или представляет матери.

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность. Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, цветов, листьев, ягод и грибов. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки (например, 4 карточки с птицами или 4 карточки с грибами). Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а чужую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Словесные игры
- это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводила их в целях закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры помогали развивать внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т. д.
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года. Ход игры.1вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
Подвижные игры
природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Стадо и волк», «Мышеловка», «Гуси - лебеди», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая и ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Предлагаю вашему вниманию картотеку подвижных игр, используемых мною в работе. (Приложение №2)
4. Методика обучения игре.
Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе я проигрывала игру вместе с детьми. По ходу игры сообщала одно правило тут же его реализовывала, при повторных переигрываниях сообщала дополнительные правила. На втором этапе выключалась из активного участия в игре - руководила со стороны: помогала детям, направляла игру. На третьем этапе дети играли самостоятельно. В старшем возрасте путь обучения игре проходил по - другому. Я рассказывала содержание игры, предварительно вычленяя 2 важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивала эти правила, показывая игровые действия, давала дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играли самостоятельно. Я наблюдала за игрой, помогала, исправляла ошибки, разрешала конфликты. Когда интерес к игре пропадал, предлагала новый ее вариант.

«У меня в огороде» с мячом

Символические игры: это форма игры, в которой ребенок делает вид, что другой человек или воображает себя в другой ситуации, или назначает другую функцию объекту. Например: Анабель играет в дом, делает пищу лжи; Дэвид, у которого есть тарелка из картона, воображает, что это направление автомобиля, Анабель, который играет в доме, играет роль матери в своем доме, а Дэвид ощущает роль отца. Символическая игра в некотором смысле является способом для ребенка общаться с другим, что он чувствует. Правильная игра: она характеризуется набором законов, налагаемых группой.

Творческие игры природоведческого содержания.
Большое значение я придаю творческим играм, связанным с природой. Это театрализованные, сюжетно – ролевые, строительные игры. В них мои дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. Самостоятельный характер творческих игр не даёт детям новых экологических понятий, но помогает мне выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений: я присматривалась к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить и пришла к выводу, что для развёртывания творческих игр природоведческого содержания первостепенное значение имеет создание развивающей среды. Я стремилась создать её так, чтобы она способствовала: -познавательному развитию моих воспитанников (создала природный уголок, организовала проведение экскурсий в лес, на водоёмы и т. д., чтение книг «Лесная мозаика» В.Зотова, «Зелёные страницы» Плешаков А.А, рассказы Чарушина, М.Пришвина. Особое влияние на игры детей имели рассказы родителей и взрослых о своей работе - ведь живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр; создала уголок для экспериментирования с природным материалом; разработала систему наблюдений за объектами живой и неживой природы – перспективное планирование); - эколого-эстетическому развитию (привлекала внимание детей к окружающим природным объектам, формировала умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм в естественных условиях и с использованием живописи -рассматривание пейзажей, натюрмортов,); - оздоровлению ребенка (организация экскурсий, целевых прогулок, занятий на свежем воздухе, детского труда в природе); - формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за объектами уголка природы и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы). В своей работе я также уделяла внимание ещё одному виду творческих игр -строительные игры с природным материалом (песок, снег, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познали свойства и качества материалов, совершенствовали свой чувственный опыт. Руководя такой игрой, я давала знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий. Они служили основанием для постановки опытов, которые проводились с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т. д. Я создавала условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.
5.Планирование
Планирование помогает мне организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным возможностям детей, способствовал формированию экологической культуры воспитанников. В своей работе использую 2 вида планов – перспективный и календарный.
Перспективный план помогает конструировать использование экологических игр последовательно и системно, что помогает отслеживать тесную взаимосвязь между педагогическими задачами, содержанием и технологией. В плане учтено использование игр в разных видах экологической деятельности: -на занятиях, -в совместной,индивидуальной, -самостоятельной. Наиболее насыщен разнообразным содержанием раздел «Совместная деятельность» - это игры на различные темы – «Животный мир», «Растительный мир», «Неживая природа» игры – экспериментирования, опыты, подвижные игры, игры с природным материалом. Календарный план составляется мной на неделю, что даёт возможность наметить работу, связанную с изменениями в природе. В течение дня экологические игры планируются обязательно на прогулке, и либо утром либо вечером. В плане записывается название игры, её цель(закрепление и уточнение знаний, работа по формированию навыков или умений, воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, бережного отношения к природе), предусматривается усложнение и вариативность их проведения.
Литература
1.«Программа воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Васильевой М.А. Мозаика Синтез, Москва,2006г 2.«Юный эколог» С. Н. Николаева, Мозаика синтез. Москва. 2001г 3.«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, «Детство -пресс» 2003г,Санкт Петербург 4. «Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова, Мозаика Синтез, Москва,2006г

Таким образом, ему нужны партнеры, которые согласны с выполнением обязательств, определенных в правилах. Это строго социальная игра. Алмейда говорит, что игры не должны заканчиваться, а значит достигать целей. Они должны применяться для образовательных целей.

Игры должны быть построены из постоянной деятельности в пространствах образования ребенка, потому что через них ребенок может работать целым образом, то есть в физическом, психологическом, когнитивном и социальном аспектах. В символической игре, уже обсуждавшейся в предыдущем пункте, некоторые прогнозы позволяют получить информацию о ребенке.

ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж

дидактических

игр природоведческого содержания

Анжеро-Судженск 2012

Сборник включает в себя дидактические игры по ознакомления с природой для дошкольников от 3 до 7 лет. Все игры сгруппированы по разделам. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Она использует объект, чтобы представить голодного ребенка. Компенсационные комбинации. Запрещено подниматься по лестнице, Мальтус создает персонажа, который взбирается по лестнице. Используйте фантазию, чтобы встретить разочарование. Комбинации, ликвидирующие - Фабиана, падая, говорит себе: «не было», чтобы столкнуться с ситуацией неудовольствия. Предупредительные символические комбинации - Тиаго свидетельствует о грабеже, а затем рассказывает, что его отец ударил нападавшего, пока он не истечет кровью.

Он пытается понять насилие и важность отца как защитника. Упорядоченные символические комбинации - игра для подготовки крещений и дней рождения включает в себя упорядочивание, организацию, организацию и последовательность. Это попытка организовать реальность. Также необходимо рассмотреть упражнения, выполненные с самим телом, начиная с простых движений и продвигаясь к более сложным; сенсорные игры, которые стимулируют сенсорный опыт и творчество ребенка; языковые игры, которые помогают общаться; и правила игры.

Сборник предназначен для студентов педагогического колледжа по специальностям Дошкольное воспитание и Специальное дошкольное воспитание, а так же для воспитателей дошкольных учреждений.

Введение

Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались педагоги Макаренко А.С., Тихеева Е.И., Удальцова Е.И., Сорокина и другие. Ими было установлено, что с помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях.

Игры с правилами проявляются примерно в возрасте пяти лет. В них дети играют вместе и начинают устанавливать правила, например: хмелевая дорожка, мрамор, сожжены. На протяжении всего процесса развития и зрелости каждый ребенок достигает определенных этапов в разных возрастных группах. Об этом говорят различные мыслители, такие как Выготский и Пиаже, разделяют мысль о том, что рост ребенка сопровождается фазами, каждый со своеобразными и значительными аспектами, такими как физический, когнитивный, эмоциональный и духовный, важные для их интегрального образования.

Дети не всегда воспринимают мир таким, каков он есть на самом деле. Правильно понять природную среду и окружающую действительность ребенку поможет педагог через различные формы работы. Игра, являясь основным видом деятельности детей, может решить данную задачу.

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Влияние акта игры в развитии ребенка незаменим для формирования характера и личности человека; Кроме того, игра может включать моральные и культурные ценности и ряд аспектов, которые помогают формировать вашу жизнь, как детей, так и взрослых. Шутя, ребенок может превратить свои мысли в решение проблемы, которое важно и значимо для него, и то, как он играет, раскрывает его внутренний мир, позволяя ему учиться, делая тем самым значимое обучение.

Динамичные игривые педагогические игры. Игры для стимуляции нескольких интеллектов. редактор. Игра как пространство для размышлений. Игрушка, вызов и открытие - Субсидии для использования и производства игрушек. Истории педагогических идей. редактор. Развитие ребенка: подход Муссена. редактор Порто Алегре: Артес Медикас Сул.

Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и природоведческого содержания, но студентам сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в сборнике «дидактических игр природоведческого содержания».

В предложенном сборнике собраны разнообразные игры природоведческого содержания, которые сгруппированы по разделам:

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками;

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами;

Игры для ознакомления детей с растениями;

Игры для ознакомления детей с животными;

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут студентам и воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

В каждом разделе автор-составитель дает варианты проведения игр, в которых меняется содержание или усложняются правила. Читатели, на основе имеющегося содержания могут предлагать и другие варианты проведения игр, учитывая индивидуальные особенности и познавательные возможности детей своей группы.

Предисловие……………………………………………………….

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками…..

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами…………..

Игры для ознакомления детей с растениями…………………….

Игры для ознакомления детей с животными………………………

Список литературы………………………………………………..

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

НАЙДИ ЛИСТОК, КАКОЙ ПОКАЖУ

(игра для детей 3-4-лет)

Дидактическая задача : найти предметы по сходству.

Игровое действие : бег детей с определенными листочками.

Правило : бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Ход игры: во время прогулки воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (тополь, дуб, береза и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

НАЙДИ В БУКЕТЕ ТАКОЙ ЖЕ ЛИСТОК

(игра для детей 3-4-лет)

Дидактическая задача : найти предмет по сходству.

Игровое действие : поиск похожего предмета.

Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Оборудование : подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

Вариант 2.

Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.

ТАКОЙ ЛИСТОК, ЛЕТИ КО МНЕ!

(игра для детей 4-5лет)

Дидактическая задача : найти предметы по сходству.

Игровое действие : подбежать к воспитателю по его сигналу.

Правило: бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Оборудование: подобрать резко отличающиеся форме листья клена, рябины, березы (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры: воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок – ко мне!»

Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

Вариант 2.

Ребенок (ведущий) называет дерево или куст, дети находят у себя лист и бегут к ведущему.

НАЙДИ ЛИСТОК

(игра для детей 5-6 лет)

Дидактическая задача : найти часть по целому.

Игровые действия : поиски предмета.

Правило: искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Ход игры : воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, — говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗУ, ЕЛЬ, ДУБ

(игра для детей 5-6 лет)

Дидактическая задача : найти дерево по названию.

Игровое действие : бег к названному (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).

Правило : бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Ход игры : воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Вариант 2.

Дидактическая задача : найти предмет по описанию.

Игровое действие : угадывание растений по описанию.

Правило : искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

Ход игры : воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что – либо спрятать.

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

(игра для детей 6-7 лет)

Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.

Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.

Задания.

1. Составить дерево или кустарник.

2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:

а) по высоте;

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника — несколько). 3. Выбрать самый главный из отличительных признаков. Правила

1. Количество играющих 6- 7 человек.

2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить деревои кустарник и ответить на поставленные вопросы.

Алгоритм проведения.

1. Педагог ставит игровую задачу:

Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранеезаготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдетсяместо. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задачазаключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

3. Дети начинают выполнять игровые действия.

4. Выявляется победитель.

5. В конце игры подводится итог.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

(игра для детей 6-7 лет)

Дидактическая задача : составить целое из частей.

Игровые действия : поиски своей пары.

Правило: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставить в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры : во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

Второй вариант.

«Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто – нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.

СОЗРЕЛО – НЕ СОЗРЕЛО

(игра для детей 6-7 лет)

Дидактическая задача : определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровое действие : поиск пары

Правило : искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

Оборудование: вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

Ход игры: игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и не спелых овощей и фруктов.

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ

(игра для детей 6-7 лет)

Содержание знаний : напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть – вершки, у других – подземная – корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

Дидактическая задача: выбрать растения, используемые в питании.

Правило: нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалось съедобная часть.

Оборудование : на столе лежит овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).

Ход игры : воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой – медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю – ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».

При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ!

(игра для детей 5-6 лет)

Дидактическая задача : определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровые действия: поиск своей группы.

Правило: искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.

Оборудование: овощи и фрукты (4 – 5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть – бурый и красный.

Ход игры : овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» — дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

ВОЛШЕБНЫЕ ЭКРАНЧИКИ

(игра для детей 6-7 лет)

Цель : развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал : «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» — построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» — разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С РАСТЕНИЯМИ

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН

(игра для детей 5-7 лет)

Цель : закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём помидоре».- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горох, морковь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель.

Ход игры : Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.Игра-сказка «Фрукты и овощи»

НАЙДИ, ЧТО ОПИШУ

(игра для детей 5 — 6 лет)

Дидактическая задача : найти растение по описанию.

Игровое действие : поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило : назвать растение можно только после его описания.

Оборудование: 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистая и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

Ход игры: воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его. Ребенок становится ведущим.

ГДЕ СПРЯТАНО РАСТЕНИЕ?

(игра для детей 4-5 лет)

Дидактическая задача : запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

Игровые действия : поиски изменений в расположении растений.

Правило : смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих – до 7-8.

Ход игры : комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два – три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, — предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

Вариант 2.

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

СОБЕРИ РАСТЕНИЕ

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задание:

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правил о:

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал своерастениеи посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения:

1. Педагог:

Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

- Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затемсоставляют растение, называют его и сажают на лужайку

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчелна цветы лужайки.

6. В конце игры подводится итог.

ЧУДО ЦВЕТОК

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае - о растении).