Индивидуально-психологические особенности детей трехлетнего возраста. Педиатрия. Кризис трехлетнего возраста

Здравствуйте, уважаемые родители!

Еще вчера рядом с Вами радостно шел на прогулку Ваш послушный, милый, любящий двухлетний малыш, а сегодня он на все Ваши предложения отвечает резким отказом, не хочет выходить на улицу, разбрасывает игрушки, грубит и вообще, кажется, делает все специально наоборот... Что же случилось?

Не пугайтесь - у Вашего сынишки или дочурки, скорее всего, начался так называемый кризис 3-х лет... Возможно, многие слышали об этом знаменитом кризисе, но не все знают, в чем его суть и как вести себя в этот период.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы - кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменения не только в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов), но и в психическом. У малыша начинает формироваться новообразование «Я сам!» Порой нам бывает удобнее сделать что-то за ребенка, например, одеть, накормить и т.д., ведь так быстрее и наверняка. Но ребенок, который начинает чувствовать себя отдельным человеком, хочет все пробовать делать сам. Теперь Вашему малышу очень нужно все делать самому и важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. Кризис 3 лет - это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели - ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Первый признак - появление в словарном запасе малыша слова «Я» - появляется после 2 лет. Сам кризис «правит балом» обычно с 2,5 до 3,5 лет. Детские психологи описывают семь основных проявлений кризиса 3 лет, т.н. «Семизвездие» симптомов.

Признаки кризиса 3 лет

УПРЯМСТВО

Упрямство- первая черта «семизвездия» кризиса 3 лет. Она пронизывает практически все поведение ребенка. Когда малыш упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «сказал не встану, значит, не встану!».

Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

НЕГАТИВИЗМ

Негативизм- вторая составляющая «семизвездия». Именно он вынуждает ребенка поступить вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Бывают просто абсурдные ситуации, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» - «Нет, горячее», «Иди домой» - «Не пойду» (хотя только что сам просился).

Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого.

Негативизм часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы. С остальными - он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!»

Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

СТРОПТИВОСТЬ

Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека, это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа - другое, а бабушка вообще все разрешает).

Совет: Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

Я САМ (СВОЕВОЛИЕ)

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трехлетних малышей.

Совет: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.

Совет: существует множество развивающих занятий для ребенка. Запишите малыша в секцию, займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

ПРОТЕСТ-БУНТ

Протест-бунт - пятая особенность «семизвездия» кризиса 3 лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто сорится с родителями.

Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда Вы уверены в своей правоте

ДЕСПОТИЗМ

Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что Ваше внимание можно получить без истерик и капризов.

Памятка для родителей - «Поведение в период кризиса 3 лет»

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года.

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.

Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много, не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку Вы видели на прогулке.

Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать не хорошо. Отложите это дело до тех пор, пока малыш не успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание...

Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Статью подготовила Евстратова А.В. (психолог детского сада «Лучик» на Соколе)

Возраст от 1 до 3 лет – особый период в жизни каждого человека. Это фундамент, основа всего последующего развития ребенка, и от того, что он приобретает до 3-х лет, во многом зависит весь его дальнейший путь развития.

Это возраст первого рождения личности в ребенке, возраст открытий, развития мышления, памяти, внимания.

Те преобразования, которые происходят в развитии ребенка в этом возрасте, столь значительны, что психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, пришли к выводу, что это возраст 3 года.

В этом возрасте происходит и становление всех функций организма. Нервная система очень ранима, недостаточна зрелость органов.

Психическое развитие очень тесно связано с физическим развитием.

Малыши в этом возрасте в большей степени, чем взрослые, подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов. Ухудшение здоровья в этом возрасте очень сильно отражается на отношении к окружающему. Кроме того, они быстро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью, для них характерна недостаточная уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, большая подвижность, дети неспособны к ожиданиям. Именно это часто становится причиной их капризов, конфликтов между детьми.

У ребенка в этом возрасте преобладают процессы возбуждения над процессами торможения, поэтому ему так трудно остановить какое – либо свое действие. Дети очень восприимчивы к впечатлениям, ребенок в этом возрасте как «открытый орган чувств». Очень важно поддерживать бодрое настроение ребенка, его положительное эмоциональное состояние интересными впечатлениями.

Особенности нервной системы сказываются на том, что дети этого возраста трудно переходят от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну. Учитывая эти физиологические особенности созревающего организма ребенка, лучше всего предварительно создать установку на ту или иную деятельность. Недопустимо резко прерывать действия детей.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность , так как оно влечет за собой развитие ребенка, через нее идет основное развитие психики. «Думать для ребенка – значит действовать».

Важно, что через предметную деятельность происходит сенсорное развитие ребенка, т. е. развитие его ощущений и восприятия – формирование представлений о свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же о запахе, вкусе и т. д., поэтому в раннем возрасте недопустим «сенсорный голод». Чем больше ребенок будет узнавать различных свойств, тем интенсивнее будет иди его умственное развитие.

Кроме предметной деятельности, зарождающейся в раннем детстве овладевает

игровой деятельностью. Она тоже очень важна для развития ребенка. В 3 года это как правило многократно повторяющиеся, не связанные между собой игровые действия. Важно, чтобы к концу 3-го года жизни эти игровые действия были сформированы у ребенка.

В это время впервые зарождается еще одна очень важная для психического развития – изобразительная деятельность. При рисовании развивается мелкая моторика, фантазия, мышление.

Речевое развитие ребенка.

Речь – это основа мышления. Если к 1 году в активном словаре ребенка содержится примерно 10 – 15 слов, то к 3-м годам их уже 2-3 тысячи. Практически весь словарь нашего языка появляется в употреблении у ребенка. Ранний возраст - самый благоприятный период для речевого развития. Психологи доказали, что если ребенок имеет задержку в речевом развитии, это сказывается на его общем умственном развитии. Поэтому необходимо возможно раньше обратить внимание на недостатки речи, своевременно обратиться к специалистам.

Личностное развитие ребенка.

На первый взгляд кажется, что ребенок еще очень маленький, о каком личностном развитии можно говорить… Главное вроде бы его напоить, накормить, и спать уложить. Но психологи доказывают, а практика показывает, что если родители удовлетворяют только физиологические потребности детей, обеспечивают только уход (пусть даже самый хороший) за ребенком, дети начинают отставать в психическом развитии.

От того, как мы выстраиваем общение с ребенком, зависит очень многое: будущий характер, поведение, отношение к другим людям и к себе. Самое важное новообразование этого возраста – первое рождение личности в ребенке.

Осознание себя, своего личностного «Я» связано с большими трудностями в воспитании детей. Дети становятся упрямыми, протестуют, часто идут наперекор требованиям взрослых, они все теперь хотят делать самостоятельно и прямо заявляют об этом.

Что происходит? Ребенок начинает отделять себя и противопоставлять себе других, утверждать свое «Я».

Старые формы отношений, общения с ребенком уже не устраивают его, ребенку очень хочется показать себя, на что он способен сам, он хочет быть похожим на взрослого: в действиях, в поступках, отношениях. Он все хочет сам: сам выйти из автобуса, сам помыть тарелку, и т. д. Но… способов удовлетворения новых потребностей у него еще нет, они не сложились. И ребенок прибегает к капризам, упрямству, негативизму и т.д.

Старое не устраивает, а новому еще не научился. Возникает очень значимое явление в психике: кризис 3-х лет . Это противоречие между потребностями и возможностями ребенка.

Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо! Ведь возникающие в ходе развития противоречия дают толчок, ведут к формированию новых потребностей, новых интересов, появлению новой ведущей деятельности.

Кризисы – это движущие силы развития . Таких кризисов в развитии психики наступает несколько: более всего известны и описаны в литературе кризис

рождения, кризис одного года, кризис трех лет, кризис подросткового возраста.

Но для личностного развития более всего важен кризис 3-х лет, наступает он ориентировочно в 2,5 – 3,5 года. Основными его симптомами являются

негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, ревность.

Негативизм главная особенность раннего возраста. Его следует отличать от непослушания. Непослушание бывает в любом возрасте, оно проявляется тогда, когда ребенок не хочет делать того, что ему не нравится, неприятно, не хочется. Но если он не хочет сделать ничего (приятное, неприятное, нейтральное) только потому, что это ему Вы предлагаете, то это проявление негативизма.

Негативизм – это первое зарождение воли, твердости характера, это акт нового отношения к своим чувствам, когда ребенок учится впервые сам освобождаться от своих желаний, чувств. Если в раннем возрасте проявлений негативизма нет, ребенок становится рабом другого человека.

В этом возрасте развивается Чувство Собственного Достоинства

Строптивость с трудом отличается от негативизма и упрямства. Она направлена на разрушение старого уклада жизни, сложившегося у ребенка до 3 лет. Например: раньше любил ласкаться, теперь ни к кому не хочет «липнуть»; раньше любил за ручку ходить, та же мама теперь берет ручку ребенка – нет, не пойду и все!

Выражается строптивость очень бурно, порывисто, эмоционально. Таким образом кризис 3-х лет – это кризис всех. Для ребенка это взросление, а для взрослых это сплошные отказы! Но это временно. Ребенок на некоторое время превращается в существо всем недовольное и все время сопротивляется тому, что раньше любил.

Симптом обесценивания очень часто в это время неправильно понимается. Все самое дорогое обругивается, обесценивается! Например, дети говорят так: «Мама дура!». Так могут говорить дети даже в очень хороших семьях в это время. В ответ на подобные реплики можно использовать юмор, иронию, можно просто не заметить – ребенок Вас просто испытывает, проверяет реакцию.

Жизнь – дело нелегкое, нельзя в ней все время идти по следам других людей. Рано или поздно ребенок встретится лицом к лицу с жизнью и должен будет самостоятельно принимать решения, а быть может и идти наперекор традициям. А если эта тяжесть ляжет внезапно на хрупкие «безвольные» плечи маленького человека?

Становление независимости – это один шаг на пути рождения личности!

Какова же цена независимости? Ребенок платит за нее тревогами, неуверенностью, раздражительностью, капризами. Приобретает несравненно больше – умение не прятаться за чужую спину, брать ответственность на себя, смело шагать в неизвестное.

Безусловно, в воспитании ребенка в это время возникают немалые трудности. Как не упустить, как использовать эти важные качества в психике ребенка?

1. Вовремя обнаружить стремление ребенка к новым взаимоотношениям и помочь ему

2. Учесть стремление к новому виду деятельности.

3. Предоставить в это время ребенку больше самостоятельности.

4. Набраться взрослому побольше терпения.

5. Изменить отношение к ребенку, отнестись к нему теперь нужно не как к неумеющему малышу, а как ко взрослому.

6. Признать возросшие потребности ребенка.

В этом возрасте формирующуюся, стремящуюся к самостоятельности личность ребенка нужно как можно больше хвалить, одобрять проявления ребенка. Любое, самое малое достижение, должно быть замечено. Тогда у него появится внутренняя эмоциональная защищенность, чувство эмоционального благополучия, уверенность в себе, в своих действиях. Похвала, одобрение со стороны взрослых развивают очень важное личностное качество – чувство гордости.

Становление личности из маленького ребенка - дело довольно трудоемкое и занимающее много времени. Постепенные изменения в характере сменяются затишьем или резкими скачками, меняющими привычки и самого ребенка. Такие скачки принято называть кризисами детского развития, их существует несколько: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет и подросткового периода. Стоит отметить, что каждый ребенок - индивидуальность, поэтому и кризис проявляется с разной интенсивностью и с небольшими отличиями в возрастных промежутках.

Каждый возрастной кризис развития имеет свои отличия и особенности. Например, если в год все могло пройти довольно гладко и без криков, то кризис трехлетнего возраста протекает в большинстве случаев очень заметно, как для родителей, так и для окружающих. Очень редко можно встретить послушного малыша в три года и покладистого, ласкового подростка.

Начинается примерно в 2,5 года, возможно раньше или немного позже. Его можно отличить по следующим признакам:

  • Негативное восприятие всего окружающего. Ребенок противоречит всему, что ему пытаются сказать родители. Бывает так, что мама предлагает малышу поесть, а он отказывается только лишь «чтобы не согласиться». Как следствие, кроха нервничает из-за голода, но поесть не хочет. Это один из способов становления и защиты своего «Я».
  • Ребенок в три года становится очень упрямым. Таким образомон хочет заставить родителей и окружающих прислушиваться к своему мнению. В большинстве случаев предмет спора малыша уже давно не интересует, ему уже главное настоять на своем.
  • Общее отрицание всех принятых в семье принципов и традиций. Это может касаться и гигиенических процедур каждое утро, и питания за общим за столом, и многого другого.
  • Ребенок хочет делать то, что придумалось ему самому. Бывает, что его цели абсолютно не соответствуют действительности или возможностям малыша, а это часто приводит к истерике.
  • Отсутствие ценностей в этом периоде характеризуется тем, что малышу хочется переделать все под стать себе. Игрушки, которые были любимыми до этого периода, малышу не нравятся. Родители, бабушки, дедушки воспринимаются, как чужие люди. Ребенок может порвать любимую книгу или сломать машину, в которой до этого времени души не чаял.
  • Постоянно конфликтное состояние. Ребенок кричит, протестует, бунтует и устраивает истерики по любому поводу.
  • Деспотизм проявляется даже у самых ласковых малышей. Они могут начать драться, обижать маму и других детей.

Ситуация становится еще более тяжелой, если в семье появились младший брат или сестра. Их ребенок вообще не принимает, как полноценных субъектов и ревнует родителей с повышенной силой.

Родителям становится очень тяжело, если кризис затягивается более года. Но противоположная ситуация, когда у малыша вообще не было проявлений скачка в развитии в три года, также не является хорошей. Это может свидетельствовать о заторможенном развитии волевой стороны личности, таким людям придется очень тяжело в жизни, они не смогут принимать решения и настаивать на своем, что приведет к постоянной неудовлетворенности.

Еще совсем недавно милый ангелочек буквально ни на шаг не отходил от мамы, был послушным и покладистым малышом. Сегодняшний отчаянный бунтарь не хочет мирно общаться с родителями, взрывается плачем с истерикой по каждому пустяку, становится трудноуправляемым. Ошарашенные молодые родители только берутся за голову, наблюдая за этими переменами в поведении своего ребенка. Что же это такое? Ничего страшного не происходит. Ваш малыш вступил в период трехлетнего кризиса, который необходимо пережить всей семье совместно.

Возраст открытий
Матушка-природа одарила всех детей при рождении особенным типом мышления. Так уж устроены малютки, что первые три года они вбирают всю жизнь целиком. Они впитывают в себя различные чувства, ощущения, слова, действия. Причем делают это, совершенно не задумываясь, не ставя перед собой никаких целей. В самые короткие сроки малыши учатся держать головку, поворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Они произносят первые звуки, подражая взрослым, а затем слова и фразы. Дети понимают смысл речи взрослых и учатся правильно говорить сами.
Но в трехлетнем возрасте бесцельное мышление угасает. Малютка ощущает себя индивидуумом, личностью. В 3 года малыш начинает учиться жить по-новому. Теперь его познание действительности происходит через многократное повторение действий, через тысячи «почему», на которые родители не всегда могут дать правильный ответ. Малыш стремиться к самостоятельному изучению всех отдельных явлений и всего мира в целом, требуя уважения к себе.

Трудности возраста
Трехлетний возраст ребенка – время, когда малыш разрывает родительскую пуповину, отделяется от них, хорошо осознавая собственное «Я». Этот процесс является болезненным не только для родителей, но прежде для их крох. От поведения мамы и папы, их реакции на происходящее будут зависеть дальнейшие отношения с бунтующим по каждому поводу малышом. Эти отношения обязательно оставят неизгладимый отпечаток на психическом развитии карапуза, сделав из него в будущем пассивного созерцателя всех событий или активного первооткрывателя, независимого борца, отстаивающего свои идеи или робкого человека, не решающегося сказать вовремя «Нет» или «Да».

В этом возрасте проявляются своеволие, негативизм, своеволие, протест. Начинают происходить бурные ссоры ребенка и родителей. Малыш не хочет слышать и не слышит разумные доводы и просьбы старших, все делает наоборот. Психологи выявили причины, приводящие к непослушанию детей в кризисном трехлетнем возрасте.
1. Недостаток внимания со стороны взрослых. Трехлетний почемучка ищет ответы на свои вопросы. Но родители заняты работой, домашними делами, телефонными разговорами с подругами и посиделками с друзьями. На подрастающего познавателя окружающего мира никто не обращает должного внимания, не разделяет первых восторженных открытий. Ребенок подходит к маме и рассказывает о новом друге в детском саду. Но маме некогда его послушать. Ребенок подходит к папе, но папа отсылает его к маме. Малыш словно маленький мячик, который отскакивает от одной ракетки к другой. Ребенок начинает просто не слышать просьбы своих родителей. Ведь они его тоже не хотят слышать!
Отношение родителей. Старайтесь уделять своим детям все свободное время, общайтесь с ними, живите их интересами, разделяйте с ними радость, вместе преодолевайте трудные жизненные препятствия. Не отталкивайте малышей от себя. Придет время, когда и вы будете нуждаться в их участии, их своевременной любви.
2. Борьба за самоутверждение. Ребенок протестует против излишней родительской опеки, тем самым проявляя свою самостоятельность. Это происходит в тех случаях, когда родители стараются предупредить любые действия своего чада. Им просто намного проще самим сделать те действия, которые ребенок пытается совершить самостоятельно. Умыть малыша или позволить ему умыться самому, накормить с ложечки или дать возможность целых 20 минут ковыряться ложкой в тарелке, постирать облитую соком маечку или наблюдать за самостоятельными «постирушками» неумелого малыша в ванной комнате? Такие вопросы возникают у каждого родителя, когда они собираются на работу или в гости. Самостоятельность карапуза не просто раздражает родителей, но и вызывает определенный гнев при сопротивлении и упрямстве малыша.
Отношение родителей. Помогите ребенку стать самостоятельным. Дайте ему возможность делать все самому. Не гасите в детях эти драгоценные желания. Вы рискуете вырастить в семье лентяев и прожигателей жизни, которые до седых волос будут надеяться на маму. Пролитую на пол воду можно притереть, измазанное кашей платье можно постирать. Из закоренелого лентяя сделать трудолюбивого человека вам никогда не удастся.
3. Желание отомстить. Очень часто родители наказывают своего ребенка, не разобравшись в причинах негативного проступка. И зря. Обязательно необходимо выяснить причину. Иногда детей наказывают ни за что. А это подрывает веру малютки в родительскую справедливость и беззаветную любовь к нему. Несправедливое наказание, невыполненные обещания, недостойное поведение самих родителей подрывает веру в справедливость и вызывает желание мщения со стороны ребенка.
Отношение родителей. Не наказывайте своих детей, не разобравшись в сути дела. Выполняйте данные ребенку обещания. Не взращивайте в малышах негативные черты юных мстителей.
4. Потеря веры в собственные силы и успех. Легко обидеть того, кто не даст отпор. Часто родители высказывают нелестные и негативные, обидные и несправедливые слова в адрес своего карапуза, не подозревая того, что прививают своему ребенку чувство неполноценности. Маленький человечек уверен, что ему в жизни никогда не будет удачи и успеха. Он теряет уверенность в своих силах. Неужели в трехлетнем возрасте возможна потеря веры в успех? Да. Это будет ярко выражаться в детском саду, школе, в семейной жизни.
Отношение родителей. Следите за своей речью, не проявляя негативного отношения к ребенку.

Внимательно присмотритесь к своему малышу и его чувствам. Помогите ему расти в своем природном ритме в соответствии со своей индивидуальностью и возрастом. Ваш ребенок – ваше будущее. А за хорошее будущее нужно бороться!

Мамам, которые пережили этот сложный этап в жизни малыша, не понаслышке известны все тонкости так называемого кризиса 3-летнего возраста.

В чем суть?

Для того чтобы правильно выстроить тактику на поле боя с кризисом, необходимо выяснить, откуда он берется и что его осложняет.
Кризис3-летнеговозраста имеет четкое физиологическое объяснение. Именно в это время идет перестройка работы полушарий головного мозга. Правое и левое полушария начинают работатьпо-разному,так как у взрослых.
Также это и период «отделения» ребенка от взрослого. Можно даже назвать его временем становления детской личности.
Буквально еще вчера наш малыш был таким беззащитным и несамостоятельным, не мог пробыть без мамы и пары часов и считал себя с ней единым целом. Говорил о себе: «Кирюша будет гулять, Кирюша будет кушать». Но вот он уже подрос и осознает себя отдельной личностью: «Я буду, я хочу, я пойду». С этого момента малыш начинает осознавать свое «я», которое имеет собственные желания и потребности, а не только желания и потребности мамы.
Новые знания еще не совсем осмыслены, и малышу пока неясно, что же с ними делать. Одно он знает наверняка:что-тоделать нужно! Он человек, он личность, он уже большой, он многое может сами в общем-тоимеет на то право. Если ему кажется, что не все это еще поняли, малыш любой ценой начинает объяснять и доказывать взрослым свою позицию по всем вопросам и вообще всячески самоутверждаться в новой взрослой роли. Но умеет это делать пока только в виде крика.
Для данного периода характерны совершенно четкие симптомы, о которых родителям стоит знать, чтобы быть начеку.

Негативизм

Это реакция отрицательного отношения ребенка к любому взрослому. Ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложили взрослые. Отрицаются даже очень желанные и приятные для ребенка вещи. В этом - отличие негативизма от непослушания.
Непослушание проявляется в зависимости от ситуации («Это хочу, а этого не хочу!»), негативизм же - отрицание всего и вся независимо от ситуации («Не хочу!», «Не буду!»), и направлен непосредственно на взрослого.

Строптивость

Протест против сложившихся правил и устоев, норм воспитания, семейных традиций. Малыш может отказаться выполнять обычные повседневные дела: «Не буду чистить зубы, не хочу есть сидя, не лягу спать, буду есть руками!» Ребенок пытается все сделать толькопо-своему, и никакие уговоры его решения не изменят.

Упрямство

Малыш настаиваетна чем-тоне потому, что ему этого сильно хочется (часто и вовсе не хочется), а потому, что он так решил и отступать от своего решения не намерен. Кроха держится до конца, пытаясь заставить взрослых считаться с собой и своими желаниями. Упрямство не стоит путать с настойчивостью. Настаивает малыш лишь на том, что ему действительно хочется, а упрямиться может абсолютно по любому поводу.

Драчливость и грубость

Обесценивание того, чем раньше дорожил и что любил малыш. Это может быть направлено на что угодно - людей, мультики, книги, игрушки. Ребенок начинает ломать свои драгоценные машинки или куклы, рвать книги и драться в песочнице с лучшим другом.
Бывает, что ребенок начинает обижать даже маму и папу. На самом деле дороже родителей для малыша никого нет, и плохого он не желает. Он и сам страдает от своего поведения, но вынужден доказывать свою позицию.

Своеволие

Чрезмерное стремление карапуза к самостоятельности. «Я сам!» - вот его ответ на любой вопрос. Теперь он хочет все делать и решать только самостоятельно. Часто мамы и папы не дают реализоваться стремлению крохи к самостоятельности, делая за него абсолютно все. Вот и вынуждают малыша проявлять своеволие по любому поводу и даже без такового.

Деспотичность

Возникает, как правило, в тех семьях, где ребенок воспитывается один или же у детей большая разница в возрасте. Малыш пытается утвердить свою власть над всеми, кто его окружает, и диктует свои правила.
Он постоянно раздает ценные указания - кому что стоит делать, а кому что запрещается. Если же в семье есть другие дети, может возникнуть или сильно обостриться ревность.

Гордость за достижение

Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии со своими успехами в практических делах.

Протест-бунт

А если взрослые совсем не хотят поддержать и понять ребенка, признав за ним право на самостоятельность, может наступить настоящая революция. Известный психолог Л. С. Выготский заметил: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Действуем по плану!

Если вы узнали в своем малыше все или многие проявления кризиса, не пугайтесь. Все дети проходят через это. Выяснив причины, родители задаются вопросом: «Что же дальше делать с этим строптивым крохой?»

1. Поощряйте самостоятельность малыша. Хочется вашему диктатору рисовать на стене? Пожалуйста! Прикрепите лист бумаги на дверь или на холодильник. Хочет постирать свои вещи? Почему бы и нет - налейте в маленький тазик теплой водички и дайте пару носовых платков. Пусть трудится!
Контролируйте не действия ребенка, а безопасность пространства вокруг него - чтобы не пытался влезть в кипяток, чтобы рядом не было ножа. Конечно, иногда нам кажется, что дети перебарщивают и пытаются делать абсолютно все сами, но при этом оказываются полностью беспомощными. Родителей начинает это злить, что понятно и объяснимо.
Однако такие эмоции надо в себе подавлять и пытаться быть терпеливыми. Не стоит кричать или же подшучивать над ребенком, и тем более - постоянно поправлять его. Тем самым вы подавляете его инициативу в зародыше. Позже, когда он при таком вашем поведении станет ленивым и абсолютно безынициативным, будет уже поздно.
Абсолютное стремление к самостоятельности вполне можно обратить в воспитательную стратегию. Например, если вам хочется, чтобы ребенок разделся самостоятельно, то лучше спросить его так: «Кирюша, ты сам разденешься или тебе помочь?»
Ребенок может испачкаться краской, пролить сок, уронить ложку, порвать курточку. Все это не должно быть поводом для наказания, но может стать поводом для совместных действий: «Ну что, пойдем стирать твои штанишки? Ты будешь делать это сам, а я совсем немножко тебе помогу».
Да, обучение детей простейшим навыкам требует времени (взрослому легче и быстреечто-тосделать самому), но нет ничего лучше сияющих глаз ребенка, с гордостью рассказывающего: «Я это сделал…»

2. Ругайте исключительно за поступок. Это значит, что нельзя давать детям определения в связи с их поведением: вредина, жадина, глупый. Почему? А вдруг он поверит, и будет таким, каким вы его назвали? Ведь вы для него авторитет, он у вас учится жизни. Так что ругать можно только в том случае, если ребенок сделалчто-тонеправильно, а не его личность в целом.

3. Соблюдайте спокойствие! Ох, как сложно бывает его сохранить и держать себя в руках! Но срываться на крик и уж тем более хвататься за ремень - недопустимо!
Если чувствуете, что закипаете и сил сдержаться совсем нет, уйдите в другую комнату, включите музыку. На улице уйдите из людного места и твердо скажите ребенку, что его поведение вас огорчает и расстраивает. И вы продолжите с ним гулять или играть только тогда, когда он успокоится и перестанет себя так вести.

4. Предоставьте малышу право выбора. Не общайтесь с ребенком в приказном тоне и начните интересоваться его пожеланиями. Позвольте малышу сделать выбор в непринципиальных вещах - какую майку надеть или какой мультик включить, из какой чашечки попить сок и где сидеть за столом. Если же вопрос встает о вещах, не терпящих выбора (пить или не пить лекарство), то необходимо обосновать, почему именно так, а не иначе. Не стоит давить только авторитетом - мама сказала и точка! Лекарство надо выпить, чтобы поскорее поправится и пойти гулять.

5. Научитесь управлять своим гневом. Когда у малышачто-тоне получается или ему не дают свободы, он начинает злиться. А как проявляется злость крохи? Он кусается, дерется, обижает маленьких и слабых. Мы ругаем за это малыша, а не надо! Следует перенаправить гнев так, чтобы он не причинил вреда другим. Пусть малыш стукнет кулаком по креслу, пусть порвет газету или бросит в речку камень, пусть покричит. Главное - дать выход эмоциям и не стыдить его за это. Постепенно малыш научится контролировать свои эмоции, и столь бурные выплески уже не будут ему нужны.

6. Вникайте в ситуацию. Всякий раз, когда малыш закатывает концерт, следует с ним поговорить. Но не в тот момент, когда кроха ревет, как турбины самолета, и слезы текут в три ручья, а когда эмоции сходят на нет, и он приходит к вам за лаской и утешением. Объясните малышу, что он вас огорчил, что так вести себя совсем не нужно. Что вы сделали так, потому что это было необходимо… Покажите крохе, что вы относитесь к нему как к личности.

7. Победа любовью. Несмотря на все проступки, продолжайте говорить малышу о том, как он вам дорог и любим. Старайтесь акцентировать внимание не на его промахах, а на достижениях, пускай даже они будут минимальны, но зато его, личные.

Помните, что этот кризис должен пройти каждый малыш. Ведь он тесно связан с формированием его личности. Поэтому наберитесь терпения и поспособствуйте тому, чтобы кроха перескочил через ступеньку в этом периоде взросления, не споткнувшись.