Царская пристань. Царская пристань в Либаве. Историческое исследование

Царская пристань, построенная специально к визиту Российского императора Николая II в Либаву в августе 1903 года, долгие годы была загадкой для лиепайских историков. Несмотря на документальные свидетельства её существования, никто не мог сказать, где конкретно она находилась. Потому о ней лишний раз старались не упоминать - во избежание неудобных вопросов. Летом 2015 года в истории с пристанью удалось поставить точку.

В центре планировки жилой части Морского города всегда предполагалось поставить храм. «Морской город» - именно так тогда, в конце 19 столетия назывался привычный нам военный городок, или, на новый манер, Кароста. Именно так он назывался и на всех строительных планах и картах, пока в декабре 1894 не получил официальное название «Порт Императора Александра III», хотя короткое «Морской город» можно было услышать от лиепайчан даже после Второй мировой войны.

Фотография павильона у Царской пристани в Городском канале. Запечатлён момент завершения визита Николая II в Либаву. Вид на восток, в сторону Вильгельминовской площади. 23 августа 1903 года.

Проектирование собора в честь Святого Николая в новом военном порту России на Балтийском море было поручено петербургскому архитектору Василию Антоновичу Косякову, который к тому времени спроектировал около десятка православных церквей. На строительство храма был объявлен всероссийский сбор пожертвований, одним из самых крупных жертвователей стала императорская семья.

Строительство, начатое в июне 1900 года, велось силами Военного ведомства, и уже через три года, к лету 1903 года, его сооружение было завершено. На 22 августа (по старому стилю) была назначена церемония освящения храма, к этой дате ожидалось прибытие в Либаву венценосной семьи.

Вот что о событиях тех дней писала газета «Либавский вестник».

«Сегодня в 6 часов утра прибыли императорские яхты «Штандарт» и «Полярная звезда». Яхты конвоировал крейсер 1 ранга «Светлана». Яхты стали на якорь в аванпорте». (Номер от 22 августа.)


Императорская яхта на бочках в Бассейне Военной гавани. Август 1903 года.

«С 8 часов начался съезд на пристань, к 10 часам погода начала меняться… К 10.50 подошёл к пристани катер, на котором прибыли их императорское величество Государь император, государыни императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна и Великий князь Алексей Александрович. (..) В 11 часов Их Императорские величества и Вел. Кн. Ал. Ал. В экипажах отбыли в собор». (Номер от 23 августа.)

В 6 часов вечера состоялось первое богослужение в новом Морском соборе. Служение провёл протопресвитер Военного и Морского духовенства Желобовский, в служении ему были настоятель собора отец Владимир Архангельский, священник Венденского полка Х. Братолюбов, крепостной священник А. Павлинский и духовник Рижской духовной семинарии Н. Архангельский. «Во время освящения храма Их величества изволили стоять в алтаре. Государь Император и Государыни Императрицы и Великий Кн. Ал. Ал. Изволили шествовать за крёстным ходом вокруг храма. Во время литургии Их Величества стали с правой стороны храма». (Номер от 23 августа.)

Таково краткое и лаконичное описание события, которое надолго осталось в памяти людей. На следующий день императорская чета и члены царской фамилии посетили город Либаву. К визиту Государя императора город готовился загодя, лентами, флагами была украшена гавань, центральные улицы, общественные здания… Всё это праздничное украшение запечатлено на многих, дошедших до нас фотографиях, сам же император и его семья зафиксированы лишь на редких фотодокументах.


Российская императорская чета осматривает сухой док Адмиралтейства Порта Императора Александра

Российский император с семьёй в тот раз пришёл в Либаву морем, на яхте «Штандарт» в сопровождении «Полярной звезды». Планировалось, что так же по воде, перемещаясь по акватории нового, построенного десять лет назад порта, он прибудет и в Морской город, и в саму Либаву. Специально для встречи Государя были сооружены две нарядные пристани.

Одна - в Торговой гавани, у Городского (Ганзейского) моста со стороны Новой Либавы. Сохранилась её фотография. Вот она.


Временная пристань, построенная по случаю визита императора Николая II, в Торговой гавани на северной набережной у Городского моста - нарядное лёгкое деревянное здания в стиле модерн.

Вторая пристань, повторяющая в главных чертах пристань в городе, была построена у Морского города.

К сожалению, этого никто не знал.

С течением времени место её расположения забылось, и в наши дни лиепайские историки об этом могли делать только догадки. Кто-то говорил, что, скорее всего, пристань находилась в аванпорте, с севера от мола, ограждающего вход в военный порт.


Одно из возможных мест расположения царской пристани - около причалов военной авиации с северной стороны от входа в Военный канал. Открытка начала 20 века.

Кто-то другой высказывал предположение, что пристань находилась в конце нынешней улицы Катедралес - главного променада Морского города. Третий уверенно утверждал, что пристань находилась в центре канала Военного порта, на том месте, где позже, в советское время, находились причалы гидрографических судов - напротив перекрёстка нынешних улиц Инвалиду и Турайдас (Малогоспитального шоссе и Портового шоссе). Последнюю версию косвенно подтверждала единственная, но довольно известная фотография пристани, на которой хорошо виден крутой берег, на который нужно было подниматься по лестнице. Ещё на этом месте в наши дни находится заброшенный ступенчатый скверик - не исключено, мол, что его разбили в честь визита императора.


Хорошо известная открытка с Царской пристанью в Порту Императора Александра III. Кроме очевидного крутого берега, ничто на этом снимке не давало никаких намёков на местоположение пристани.

На самом деле, скверик, по ряду признаков, явно был сооружён в 50-е годы. Да и, судя по фотографии, вряд ли в начале века к востоку от пристани мог быть дикий берег с виднеющимися вдали крышами сельских домиков. Хотя бы потому, что в той стороне стояли двухэтажные каменные дома госпиталя, а вдоль берега, как указывали старые карты, должны были размещаться причалы с железнодорожными подъездными ветками.

Таким образом, почти что общепринятая версия о месте бывшей Царской пристани поблизости от Госпиталя и возникшей позже Гауптвахты себя не оправдывала. Местоположение пристани оставалось загадкой.

В 2015 году ответ был найден. Как многое сегодня в бывшем Военном порту приходится восстанавливать и находить по косвенным признакам, так и место нахождения Царской пристани удалось открыть по случайно замеченным деталям. Действительно, в наши дни такие находки нельзя называть иначе, как настоящим открытием.

У этого открытия есть автор - Глеб Юдин. Исследованиями по истории Военного порта он начал заниматься примерно год назад, но подошёл к ним со всей серьёзностью и обстоятельностью. За это время сделано немало открытий, разрешен ряд вопросов, над которыми не один год бились местные историки. Все находки подкрепляются историческими документами, в том числе из архивов в России.

Открытия происходят не вдруг. Им всегда предшествует долгий поиск, кропотливая исследовательская работа. Необходимо перебрать, познакомиться с массой фотографий, документов, прежде чем один из них даст намёк к отгадке.

Этот намёк дала фотография, найденная в интернете, на сайте одного из лиепайских коллекционеров. Снимок датируется первой половиной 30-х годов: по мосту идёт подразделение пехоты Латвийской армии.


Подразделение Латвийской армии идёт по мосту О. Калпака. Фотография начала 30-х годов 20 века.

На противоположном берегу канала за перилами моста видны два возвышения - два бруствера. Их форма очень напоминает возвышения на фотографии с Царской пристанью.


Стрелками обозначены два искусственных возвышения, два бруствера - единственная отличительная деталь, которая может дать ориентировку на место, где находилась пристань.

Форма возвышений за мостом один к одному повторяет форму насыпей на фотографии с царской пристанью - те же два бруствера.


На фотографии 30-х годов за мостом виднеются возвышения точно такой же формы, что и на старой открытке с Царской пристанью.

Следовательно, можно сделать вывод, что пристань находилась чуть восточнее нынешнего разводного моста. И верно - ведь в 1903 году, когда была построена пристань, моста ещё не было, и он не мог попасть на фотографию. Круглый в плане бруствер существует до сих пор.

Вот он на современном снимке.


Насыпь того же самого бруствера на современном снимке. Вид с моста.

Однако опереться только на один признак недостаточно, чтобы определить место, где находился причал. Тем более что бруствер - легко и быстро возводимое оборонительное сооружение. Кто может поручиться, что он не был насыпан позже? В военное время, возможно, он и был нужен, чтобы защищать разводной мост. Но зачем он был насыпан в начале века, когда строительство морского города ещё только продолжалось? Бруствер на фотографии с пристанью мог находиться в другом месте, а потом его могли срыть, сравнять с землёй. Нужно было найти другие подтверждения того, что пристань располагалась именно в этом месте.

А ведь это место было очень бойким. Сравнительно близко от аванпорта, рядом с местом переправы из города в жилую зону. Паром сновал туда-сюда, привозя из Либавы товары, мастеровых, строивших здания в военном порту и крепости, переправляя на другой берег офицеров, направлявшихся в город. Следы переправы хорошо видны и в наши дни - это две выемки, опускающиеся к самой воде с обеих сторон разводного моста, чуть его восточнее. Со стороны Военного порта через выемку перекинут лёгкий мостик, ведущий от моста к пешеходной аллее вдоль канала.


Южная пристань паромной переправы через Военный канал, которая находилась чуть восточнее нынешнего разводного моста. Фрагмент чертежа первой половины 90-х годов 19 века.

За мостиком, с восточной стороны выемки, можно увидеть расположившуюся вдоль неё аллею с ещё одной дорогой, которая, на первый взгляд, ведёт в никуда. Ведь рядом - по выемке, а позже по проезду от створа моста все пешеходы и весь транспорт двигались в направлении Чихачёвской улицы, ныне называющейся бульваром Атмодас. Другого возможного направления здесь просто нет.

Аллея справа от выемки, которая ведёт к месту старой паромной переправы.
Снято осенью 2015 года.

Может возникнуть закономерный вопрос, зачем понадобилось прокладывать целую улицу над восточным краем спуска к переправе? При этом засаживать её тремя рядами деревьев - с обеих сторон улицы и ещё между проезжей частью и рифлёным, сохранившимся с начала века бетонным тротуаром? Старинный тротуар почти совсем зарос, разглядеть его можно только в период с поздней осени до ранней весны, когда его не скрывает трава.

Даже если допустить, что при проектировании разводного моста предполагалось его построить восточнее переправы, а не западнее, где он находится сейчас, и воспользоваться уже готовой улицей, то улица должна была быть гораздо шире и уж точно не находиться над крутым склоном. Значит, аллея прокладывалась точно не для моста.

Дойдя до склона, улица поворачивает вдоль берега. Поворачивает и бетонный тротуар. Ныне здесь он почти не сохранился: берег выветрился, фрагменты тротуара обрушились и новую бетонную дорожку ещё в советское время проложили левее среднего ряда деревьев, по проезжей части.

От мостика пешеходную дорожку пришлось переложить левее двух крайних рядов деревьев, по бывшей проезжей части, так как старый тротуар от времени разрушился и стал опасным. Снято летом 2015 года.

Самое интересное, что аллея заканчивается в метрах сорока-шестидесяти от выемки. И проезжая часть, и тротуар, и все три ряда деревьев обрываются так, будто дальше они и вовсе не были нужны.

Дорога, тротуар, аллея были необходимы для чего-то конкретного, что находилось на этом месте в канале, внизу под склоном.

Обратимся к старым картам. Может быть, они нам смогут помочь. Объект, похожий на тот, который мы ищем, удалось найти на трёх картах Порта Императора Александра III.

Вот, карта примерно 1906 года. Берег Портового канала изображён без подробностей, и близ места старого перевоза наличествует нечто, напоминающее причал.


Фрагмент карты Порта Императора Александра III. Примерно 1906 год. Стрелкой обозначен причал у переправы.

На карте 1915 года, созданной во время немецкой оккупации, обозначен не только причал, но и бруствер, и выемка к месту переправы - на тот момент понтонному мосту, и даже аллея вдоль выемки.


Фрагмент карты Либавской крепости времени немецкой оккупации. 1915 год. Стрелкой обозначен причал у переправы.

Самые интересные сведения нам предоставляет карта 1918 года, составленная британскими специалистами, которые в тот момент хозяйничали в Либаве в качестве победителей в войне. Большинство объектов на карте подписано по-английски, но - теми названиями, которые были им даны германскими войсками в годы оккупации. Так, причал на южной стороне канала назван «Бремен бридж», в честь города Бремен, а интересующий нас причал - «Адальберт бридж», который был назван в честь третьего сына кайзера Германии Вильгельма II, и это название даже продублировано на латышском - «Адальберта тилт(с)».


Фрагмент карты Военного порта от 1918 года (1919 ?), составленной британскими военными специалистами на основе старой карты Российского морского ведомства. Стрелкой обозначен причал у переправы - «Мост Адальберта».

На этой карте очень точно показаны очертания причала, дорога вдоль выемки и её продолжение вдоль склона. И даже - её планировавшееся продолжение к началу Голубиного шоссе (сейчас улица Пулквежа Бриежа), по диагонали от берега, в направлении навигационной башни.

Последнее обстоятельство указывает, что дорога проектировалась очень давно, ещё тогда, когда в будущем Морском городе только планировалась сеть улиц. Если предположить, что Царская пристань была запроектирована в обнаруженном нами месте изначально, то - всё правильно - в одном направлении улица от пристани она должна была вести на главную улицу Морского города, к Дому офицерского собрания и Морскому собору, а в другом направлении вела бы кратчайшим путём мимо госпиталя к флотским казармам и к адмиралтейству. Одновременно улица стала бы кратчайшим путём к навигационной башне - важному объекту инфраструктуры порта, одному из старейших строений на территории Морского города. Именно для того, чтобы со временем соединиться с этой улицей, Голубиное шоссе изначально было построено с таким поворотом к западу перед соединением с магистральным Портовым шоссе (сейчас улица Турайдас).


Фрагмент немецкой карты нового Либавского порта, 1893 год. Строительство комплекса Военного порта ещё не началось, но навигационный знак - башня на нынешней улице Турайдас уже обозначена и действует.

Какие ещё обстоятельства могли бы указывать на то, что обнаруженный причал является именно Царской пристанью?

Вернёмся на аллею, которая посажена вдоль выемки.

Где ещё в Лиепае можно было бы найти улицу, на которой в три ряда были бы посажены дубы? Три ряда дубов!

Дубы в Российской империи являлись символами имперской власти. Если аллея являлась дорогой к царскому причалу, то появление на ней дубов закономерно. Конечно, в 1903 году это были совсем небольшие дубки, как, впрочем, и деревья на заднем плане оригинальной открытке с пристанью. На открытке аллеи ещё нет, очевидно, дубки были посажены позже, в память о визите государя императора, а небольшая роща с открытки сохранилась до сих пор, она заметно подросла.

Другим особенным символом императорской власти в России была арка. Эта традиция имеет начало ещё со времён Древнего Рима. В местах, куда прибывали члены царствующей фамилии, не только действующий государь, везде возводилась арка. Для примера можно вспомнить эпизод из жизни Николая II, когда он, ещё являясь наследником, посетил Владивосток. Для его встречи в городе, так же, как и позже в Либаве, была построена красиво украшенная деревянная пристань. Когда Николай стал императором, на месте пристани построили красивую каменную арку, которая украшает Владивосток до наших дней.

Арка украшала и пристань в Либавском Военном канале - внизу, у самой воды. А наверху был построен павильон в псевдорусском стиле, какой тогда в России был в моде. Псевдорусский стиль, как и более привычный нам югендстиль, являлись проявлениями единого направления в искусстве, известного под названием «модерн». Эта деталь заслуживает того, чтобы обратить на неё внимание: в Либаве арка имела декор в западноевропейском югендстиле, в Порту Императора Александра III - в русском подвиде стиля модерн. Следовательно, украшение гостевых шатров было тщательно продумано - при подготовке визитов государя в западные губернии придавалось большое значение малейшим деталям.

Рассмотреть павильон в порту в подробностях удалось тогда, когда в руки исследователя попал вот этот редкий снимок - фотограф запечатлел прибытие Государя и его семьи в Порт Императора Александра III.


Встреча Государя императора Николая II у пристани в Порту Императора Александра III. Фотография от 22 августа 1903 года.

Именно этот снимок помог получить окончательное подтверждение того, что Царская пристань находилась именно там, где была обозначена на старых картах - у паромной переправы через канал.

Посмотрите в проёмы арки, мимо женских фигур - вы увидите контурно, в виде теней, но вполне отчётливо различимые сосны. Значит, во-первых, причал определённо находился в канале, а не на берегу аванпорта, раз мы видим деревья на дальнем берегу. Во-вторых, напротив причала гидрографических судов таких деревьев нет и, если верить картам, никогда не было. В-третьих, если эти сосны сохранились, они помогут определить точное местонахождение пристани.

Что ж, вот, сосны есть - и отдельно стоящие два дерева с искривлёнными стволами, и небольшой сосновый бор далее на восток. Трудно сегодня даже с помощью самой современной техники повторить ту ситуацию, какая открылась перед объективом далеко не совершенной фотокамеры в начале прошлого века, тем не менее, этот снимок даёт представление о нами искомом.


Сквозь кроны дубов открывается вид на тот же самый сосновый бор, который просматривается сквозь арку на снимке 1903 года.

Вроде бы всё сходится. Кроме одного - в наши дни здесь нет ни малейших следов того, что здесь когда-то была пристань.

Объяснение этому обстоятельству было найдено прямо на месте.

Дело в том, что во времена Российской империи Порт Императора Александра III, являясь отдельным административным образованием, был совершенно самодостаточным городом. Здесь была собственная электростанция (её труба чудом сохранилась), собственные линии связи, собственное почтовое отделение, откуда письма в Либаву шли по междугороднему тарифу. Пока в военном порту находились десятки судов и пока действовала Либавская крепость, пока продолжалось дальнейшее строительство, Морской город жил в активном, напряжённом ритме. Однако после 1906 года, когда все работы были приостановлены, а затем и свёрнуты, жизнь постепенно начала затухать, население уменьшаться. В мае 1915 года русские войска покинули город, разрушив многие защитные укрепления и половину разводного моста. После Первой мировой войны военный порт совсем опустел, и в 20-е годы его включили в состав города Лиепая.

В новую часть города пришлось заново прокладывать коммуникации - электроснабжение, телефонную связь. Естественно, по кратчайшему пути - прямо через канал, вернее, по его дну. Десятки отдельных кабелей. Кратчайший путь в город - по прямой, вдоль улицы О. Калпака, к разводному мосту. А дальше, желательно, не прямо под мостом и не под паромной переправой, но - вот рядом с ними. Значит, через то самое место, где стоит давно никому не нужная пристань.

Как раз на месте бывшей Царской пристани в наши дни проходит кабельный коллектор, обозначенный на обоих берегах небольшими вспомогательными строениями. Если к 20-30-м годам прошлого века на этом месте ещё и оставались остатки пристани, то они были выкорчеваны при прокладке кабельных линий. А сколько раз берега канала были здесь изрыты сплошь во времена существования советской военно-морской базы, даже трудно себе представить. Особенно после того, как винты надводных или подводных кораблей в очередной раз рвали кабель…


Павильон кабельного коллектора на северном берегу Военного канала. 2015 год.


Павильон кабельного коллектора на южном берегу Военного канала. 2015 год.

Так Порт Императора Александра III показал ещё один эпизод своей истории, позволив в ходе исторического исследования познакомиться с разными аспектами жизни этого особенного Морского города. Казалось бы, такая мелочь - точное место расположения пристани. Но ведь из таких мелочей складывается большая, масштабная картина жизни русских людей на берегу Балтийского моря, которую нельзя рассматривать в отдельности от общей истории Лиепаи. Сейчас многого остались лишь следы, лишь тени. Но при этом наследие русской истории, русской культуры тесно сплетено с вкладом в историю Лиепаи и латышей, и немцев; и католиков, и лютеран, и православных, и старообрядцев. История вокруг нас везде. Мы ходим ногами по русской истории, поверх которой уже заново наложилась новая, латышская история. За многие десятилетия всё давно спуталось и уже неотделимо друг от друга. Царская пристань в канале Военного порта как небольшой исторический эпизод - это наше общее наследие, всех лиепайчан.

Карты из коллекции архитектора Силвии Озолы

Фотографии из коллекции Глеба Юдина

На какие интересные объекты можно посмотреть в частном музее и каким образом они сюда попали - в репортаже журналиста сайт

Новости Тюмени и Тюменской области – 06.10.2016

Музей «Царская Пристань» находится по адресу: улица Госпаровская, 3. Основателем этого частного музейного комплекса является тюменец Виктор Савченко, который со своей командой уже много лет хранит частички истории сибирского судоходства и царской семьи.

В музее можно посмотреть не только на старые корабельные якоря и фотографии Романовых, тут также представлены картины, советские газеты, книги, карты, модели кораблей - всего и не перечислить, ведь за 16 лет существования командой музея была собрана огромная коллекция самых разных экспонатов. Журналист сайт представляет вам топ-10 самых интересных мест с этого уникального музея.

Так выглядит тюменский музей «Царская Пристань» сегодня:

Мы приобрели этот дом в 1995 году, тогда я понятия не имел, что он имеет историческую ценность. Только позже из телепередач выяснилось, что наше здание связано с купцом Игнатовым, который много сделал для сибирского судоходства. С 2000 года мы стали более подробно изучать эту тему. Как оказалось, этот купец был лично знаком с Николаем II. Нашлись редкие фотографии дома Романовых, кто-то пожертвовал раритеты. В том же 2000 году мы зарегистрировали некоммерческое партнерство культурно-исторический центр «Царская пристань», - рассказывает директор музея Виктор Савченко.

№1. музей «Царская Пристань»

Да, к нашему списку можно отнести и само здание музея, ведь оно было построено еще до 1870 года! В те годы здесь располагалось правление Западно-сибирского пароходства Игнатова-Курбатова. Когда судоходство было основным способом доставки товаров по России, в Тюмени было основано целое «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли». В 1893 году тюменский купец Иван Игнатов построил рядом с этим товариществом электростанцию. Благодаря этому пристань, здание правления, жилой дом купца и Ильинский монастырь были освещены.

На фото: так территория товарищества выглядела более ста лет назад

Позже порт решил продать это здание - оно было весьма ветхим. В 1995 году компания «Подводречстрой» (во главе с Виктором Савченко) купили этот дом.

По словам Виктора Савченко, изначально он планировал выставлять в музее экспонаты, связанные только с историей о судоходстве Тюмени. Позже он узнал о пребывании царской семьи в столице Сибири.

Я всю свою жизнь связан с водой. Как закончил институт, устроился в «Подводречстрой» в 1971 году. С тех пор у меня одна запись в трудовой книжке. Но как я могу не интересоваться историей, когда сижу в таком месте? Порой я сам удивляюсь: откуда берутся наши экспонаты!? Откуда-то появляются люди, которые что-то собирают, мы становимся друзьями, они знакомят с другими людьми. Так обрастаешь нужными знакомствами, появляются экспонаты. Фотографии берем у тюменцев, сканируем, а оригиналы возвращаем. У нас только копии, потому что наша охрана - лишь сторожевые псы, - рассказывает в одном из своих интервью Виктор Савченко.

В самом здании музея настоящими документами, подтверждающими историческую ценность объекта, являются колонны. Они показывают масштабность производства того времени.

№2. территория музея и якорь 1896 года

Вот такие якоря лежат у входа в музей:


Их подняли со дна Туры, когда проходила программа по очистке дна реки от Тюмени до Тобольска (2005 - 2009 годы).

Один якорь, как выяснилось, был изготовлен в 1896 году на заводе графа Строганова, - рассказывает Виктор Савченко.

Еще один экспонат - свая первого деревянного моста через Туру, который обрушился в 1982 году.

№3. ЦАРСКАЯ ПРИСТАНЬ

«Царской Пристанью», рассказывает гид Наталия Косполова, музей назвали из-за того, что раньше напротив этого здания находился плавучий причал, на котором произошла пересадка семьи Романовых.

Строчки из дневника императора Николая Второго:

«4 августа 1917 год. Перевалив Урал, почувствовали значительную прохладу. Екатеринбург проехали рано утром. Тащились невероятно медленно, чтобы прибыть в Тюмень поздно, в 11.30. Там поезд подошел почти к пристани, так что пришлось только спуститься на пароход. Наш называется «Русь». Началась перегрузка вещей, продолжавшаяся всю ночь. Отошли от Тюмени около 6 часов».

На фото: «Тюменская пристань. Место пересадки Царской Семьи с поезда на пароход «Русь» по пути следования в Тобольск к месту заточения (август 1917 года)». Кстати, еще один интересный исторический факт: на пароходе «Ласточка» в 1914 году из села Покровского в Тюмень привезли раненого Григория Распутина.

№4. зал акварелей Великой Княгини Ольги

В музее есть целый зал, посвященный творчеству великой княгини Ольги Александровны - младшей дочери императора Александра III (и сестры Николая II, соответственно). Большая часть картин - копии, что не мешает посетителям культурно обогащаться и знакомиться с работами русской художницы.

На фото: комната музея, где размещены картины Ольги Романовой (кстати, на фотографии видно одну из чугунных колонн Игнатова)

Ольга Романова родилась в 1882 году, она - одна из немногих членов императорской семьи, спасшихся после большевистского переворота. Сначала княгиня жила в Дании, затем в Канаде. За свою жизнь написала более 2000 картин.

На фото: великая княгиня Ольга Александровна

У нее очень много работ, отражающих пейзажи, православная тема также прослеживается во многих картинах, особое внимание художница уделяет цветам. Цветы у Ольги Александровны были чем-то особенным, чем-то, что заслуживает отдельного мира, - рассказывает журналисту сайт экскурсовод Наталья Косполова.

Помимо картин, в комнате есть реконструкция стола, выполненая в духе времен правления Николая II, а также рояль XX века.

В Тюмень уже неоднократно приезжала княгиня Ольга Куликовская-Романова. Она является обладательницей ценнейшей коллекции, собранной в Канаде, США и Дании. В коллекцию входят более двухсот картин, выполненных в технике многослойной акварели, а также личные вещи Ольги Александровны Романовой.

В 2012 году Ольга Куликовская-Романова приезжала в Тюмень и посетила наш музей, - рассказывает журналисту сайт гид Наталья Косполова.


№5. коридор истории россии

В зале музея есть длинный коридор, посвященный правителям России, от царей до императоров.


По одной из версий считается, что Иван Калита был весьма скуп. На самом деле это было не так. Он выходил с самого утра с полным кошельком, а вечером, когда возвращался домой, его кошель всегда был пуст - он раздавал все деньги бедным, - рассказывает Наталья Косполова.


№6. Музейный холл

Большой холл музея, в который попадаешь с главного входа, похож на огромный склад, в котором лежат вещи разных времен. Всем, кому не безразлична тема судостроительства, пароходства, да и просто история нашего края, непременно нужно побывать в этом месте, здесь переплетены нити самых разных времен.



Эти «бабушкины» лари XIX и первой половины XX века, оснащены антикражной системой того времени:


Сундук никто не мог открыть тихо, ведь если поворачивать ключом в замке, звучит характерный звон..

Среди множества самых разных предметов, можно увидеть компьютер с кнопкой «не знаю»:


Прогулки по холлу музея, это как путешествие во времени, никогда не знаешь, что обнаружишь дальше...

№7. история кораблестроения тюмени

У Ивана Игнатова была своя программа производства в масштабных размерах. Именно благодаря ему судостроение Тюмени приобрело мощь и размах, - рассказывает гид Наталья Косполова (на фото ниже).

На фото: Тюмень начала XX века. Царская Пристань.

№8. альбомы с фотографиями старой тюмени

Станция, железнодорожные пути пешеходная дорожка (фото 1902 года):

Начало улицы Водопроводной, внизу под берегом тюменская водокачка (фото 1902 года):

Вид на пакгаузы, Ильинскую церковь и усадьбу Колмакова (фото конца XIX века):

Среди экспонатов музея, можно даже найти план корабля «Святой Николай»:

План «Курбатова и Игнатова жабынский механический завод»:

Взгляните на этот план, это «жабынский механический завод Курбатова и Игнатова», с этого здания начинается история Судостроительного завода, который только недавно начал сворачивать свое производство. Этот план выполнен как настоящее произведение искусства, 1894 год, - рассказывает гид Наталья Косполова.

№9. тематические выставки

На втором этаже музея проходят разные тематические выставки. Здесь представлены коллажи в честь года кино в России, приемущественно посвященные работам русского и советского кинорежиссера и сценариста Андрея Тарковского.

Коллаж-плакат к фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев»:

Коллаж- плакат к фильму Андрея Тарковского «Солярис»:

Также есть стена, посвященная артам аквалангистов XIX века.

Мы, конечно, не эксперты в этих вопросах, но доверились художникам, которые в XIX веке так нарисовали эти картины, что смогли заинтересовать читателя французкого журнала, - рассказывает экскурсовод Наталья Косполова.

№10. картины тюменских художников

В музее представлены работы тюменской художницы Людмилы Никольской:

Эти и многие другие экспонаты ожидают вас на втором этаже этого музея, двери которого открыты до 19:00 каждый день.

Музей «Царская Пристань» в Тюмени существует более 10 лет.

Постоянная экспозиция в музее «Царская пристань» посвящена пароходству в Тюмени. Находится она на первом этаже здания. Одна часть посвящена основателям пароходного тюменского движения, другая вмещает множество графиков, схем, чертежей и макетов кораблей, а третья хранит раритетные вещи, вроде печатной машинки, ступки с пестиком, старых телефонов и подшивок специализированной периодики. Здесь же находится мастерская по реставрации исторических ценностей.

Тюменский государственный университет. Евразион-ТВ

На втором этаже здания работает еще одна постоянная выставка, которая посвящена семье Романовых. Сотрудники музея не могли обойти стороной тот факт, что в 1917 году Николай II, направляясь со своей семьей в ссылку в Тобольск, пересаживался с поезда на пароход в Тюмени. И станция «Тура», и речная пристань находятся вблизи прежней конторы «Товарищества». Если обойти здание музея, то за оградой можно увидеть рельсы. А также мемориал, посвященный царской семье. Отсюда и название самого музея. Именно этим событиям и посвящена одна из основных экспозиций «Царской пристани». Экспозиция располагается на втором этаже здания, здесь представлено множество фотографий, картин, икон, касающихся истории дома Романовых, а также людей, приближенных к царской семье.

Музей «Царская пристань» является местом паломничества православных верующих. Это место они считают святым. Около здания установлены два поклонных креста. Один установили православные на свои пожертвования, другой – Сибирские казаки.

«Царская пристань» – территория с поистине уникальной атмосферой. Всякий, кто побывал в этом месте хоть раз, отмечает, что оказался здесь неспроста. Благодаря своей притягательной и светлой энергетике, музей долго не отпускает своих гостей. В музее часто появляются новые экспонаты.

Группа в ВКонтакте:

Адрес: Тюмень, ул. Госпаровская, 3.











Царская пристань (Тюмень, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

18 августа 1917 г. бывший российский император Николай II, его жена, дети и сопровождающие их лица по пути в Сибирь провели одну ночь в Тюмени на берегу Туры, ожидая окончания погрузки парохода. Здание, где они разместились, принадлежало управлению Западно-Сибирского пароходства Игнатова-Курбатова. Его нынешний собственник - компания «Подводречстрой». Ее основатель и руководитель Виктор Савченко и не ведал об историчности недвижимости, но, убедившись по документам в достоверности информации, основал частный музей «Царская пристань».

Что посмотреть

Перед входом посетители видят несколько старинных якорей и остатки свай того самого причала, от которого отчалил пароход, увозящий Романовых в ссылку. Рядом установлен небольшой обелиск с крестом и выгравированным на черном мраморе рисунком, изображающим всю семью с нимбами над головами.

Дом наполнен атмосферой 19 века. В музее стоят рояль «Шредер», венские кресла и стулья, тяжеловесные буфеты. В одной из комнат обустроена домовая церковь, в другой собраны старые фотографии и документы, подаренные тюменцами, бережно хранящими память о трагической судьбе последнего русского императора. Здесь же можно увидеть репродукции рисунков великих княжон и наследника престола, копии редких снимков повседневной жизни царской семьи.

В гостиной рядом с музейной экспозицией демонстрируются картины студентов Тюменского художественного училища. Тут регулярно проходят музыкальные и литературные вечера.

Практическая информация

Адрес: Тюмень, ул. Госпаровская, 3. Тел.: 8-(34-52) 73-26-20.

Как добраться: на автобусе № 13 до ост. «ул. Орджоникидзе», далее пешком 1 км.

Время работы: ежедневно с 9:00 до 19:00.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: в Тобольске или Тюмени , так как именно тут наиболее богатый выбор гостиниц.
  • Куда отправиться: в самое сердце русской зимы с ее метелями и кусачим морозом, в Тюменскую область . Тут туристов ждут в Дубровном и лечебные грязи Ахманки , сибирский острог времен Ермака в