Культура. Её виды и функции. Типы культуры, формы, виды. Функции культуры. Материальная духовная культура художественная, физическая, массовая: состав
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.
Этническая культура - это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.
В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.
Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - русскую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.
Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущественно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут восприняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; поначалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуждой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.
Народная культура - сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Создается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки.
Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее возникновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.
Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре.
К основным видам культуры мы будем относить:
Доминирующую (общенациональную, национальную или этническую) культуру, субкультуру и контркультуру;
Сельскую и городскую культуры;
Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,
традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, характерные только для нее.
Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культуры.
Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культура, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутствием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.
Городская культура - индустриальная, урбанизированная культура, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.
Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социализацией или инкультурацией личности.
Специализированная культура - сфера общественного разделения труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социальных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).
Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.
Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.
→ Структура культуры и ее основные элементы
Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно выделить материальные и духовные средства жизнедеятельности человека. Иными словами, культура состоит из элементов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры . И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура - это единство духовного и материального, но гармония этого единства обеспечивается духовной деятельностью человека.
Материальная культура
Материальная культура (материальные ценности)
существует в предметной форме. Это дома, станки, одежда - все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которого обусловлены творческими способностями человека, имеют целесообразное предназначение.
Материальная культура - это духовность человека, преобразованная в форму вещи, это, прежде всего, средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также различные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-предметные отношения человека в сфере обмена, т.е. производственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, - также входят в материальную культуру.
Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним относятся также памятники, археологические объекты, архитектурные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.
Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различные условия для реализации материально-технических возможностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гармонии между творческими замыслами и их реализацией приводило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.
Духовная культура
Духовная культура , тесно связанная с материально-техническим развитием общества, включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно исторических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, мораль, научные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной деятельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его определенных потребностей. Конечно, деление культуры на материальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида . С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выступает ее результатом. Но в интересах анализа такого многомерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.
Различие между материальной и духовной культурой можно проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морального старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в предметной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятельности . Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.
Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток личности их создателя : поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам постичь не только содержательную, но и эмоционально-чувственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.
Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у человека безгранична, в отличие от уровня материального благосостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.
Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека.
Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культуре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь» ). Обычай - это стереотип в поведении человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как момент традиции.
Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережитки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.
Способом существования традиции, кроме обычаев, выступают также обряды или ритуалы. Обряд - это последовательный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадебные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - «дожинки») и другие.
В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятельное существование. Поступки человека во многом определяются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы . Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.
Более сложным и развитым продуктом духовной культуры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, допускает различные, даже противоположные решения и предпочтения. Ценность включает в себя такие элементы, как интерес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических . Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, классиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.
Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:
Политическая культура;
нравственная культура (мораль);
эстетическая культура (искусство);
религиозная культура;
философская культура и т.д.
Но это не единственная попытка классификации элементов духовной культуры. При социальном подходе культурологи выделяют две формы существования культуры: массовую и элитарную . Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества - элита. Содержанием культуры является вся человеческая деятельность.
Рассмотрев структуру культуры, следует отметить наличие в культуре каждого народа классовых и общечеловеческих, национальных и интернациональных ценностей . В традиционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались такие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть господствующих классов, были достаточно развитыми. Это , искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности , есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в менталитете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ считает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «настоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно считает настоящим человеком прежде всего самого себя. В качестве примера гармоничного сочетания национальных и интернациональных начал в культуре обычно называют Японию. С одной стороны, Япония - традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой стороны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно соединить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочетании одного и другого.
Большую роль в развитии культуры играют потребности. Потребность - это необходимость в чем-либо, это определенное состояние человека, связанное с чувством необходимости, удовлетворения. Потребность заставляет человека действовать. Есть первичные потребности человека - природные, и вторичные - социальные или культурные . Культурные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль потребностей заключается в том, что у человека с их возникновением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к творческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.
Физическая культура
— это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.
В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.
На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.
Виды культуры
Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры , как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности .
Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».
Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.
7. Классификация культуры
Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.
Основные классификации культуры ведутся:
1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);
2) по временным признакам (ведется хронология культур);
3) по формационным признакам (каменный век, железный и т. д.);
4) по технологическим признакам (характеристика новых информационных технологий);
5) по носителю культуры.
Остановимся более подробно на последней классификации – по носителю культуры. В зависимости от этого культура подразделяется на мировую и национальную.
К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира.
Национальная культура является совокупностью культур уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).
Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и традициями, которая присуща большинству членов общества, является доминирующей культурой. Но различные факторы (распад общества на отдельные социальные группы) привели к тому, что появились и так называемые субкультуры, т. е. культуры, которые присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства и другие группы. Зачастую расхождения между доминирующей культурой и субкультурой незначительны. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять доминирующей культуре. Это явление получило название контркультуры. Иногда это противоречие из пассивного перерастает в экстремистское. Зачастую таким группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить шестидесятые и семидесятые годы ХХ в. В Европе и США появилось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы общества, жили по своим собственным принципам и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его сдержанностью и рационализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое движение, уже более радикальное и ожесточенное, – панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархические идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «потребительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.
Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А4. Формы культуры, ее классификация Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.Основные классификации культуры ведутся:1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);2) по временным
Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева ДильнараЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества
Из книги Теория культуры автора Автор неизвестенПредмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.Бабушкин С. А. Теория цивилизаций. Курск, 1997.Белик А. А. Культурология. Антропологические
Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К ЕЦенности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.,
Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер ВикторКультурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.Гавра Д. П. Социальные институты //
Из книги Прекрасное дерево южной стороны, или Чайное долголетие автора Виногродская ВероникаЛекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной
Из книги Всё о демонах автора Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна МихайловнаКлассификация актов поведения § 1. Три основные формы актов поведенияЕсли бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином
Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.10.2. Классификация речевых актов по их иллокутивным силам Первая классификация речевых актов по их иллокутивным силам принадлежит Дж. Остину, который определял их по наличию соответствующих им перформативных глаголов (о них см. ниже). Такой подход вызвал критику Дж. Серля,
Из книги Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры автора Сибрук Джон2. Классификация детского фольклора Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее
Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский БрониславКлассификация машин На основе вышеприведенной классификации можно выделить три основные позитивные, но недостаточные интерпретации машины. Первая – с точки зрения изобретателя: создание машины как бы вне непосредственной утилитарности, т. е. это творческая машина
Из книги автора Из книги автораX. Правила обычая: Определение и классификация В начале первой главы были приведены примеры современных подходов, приписывающих первобытному человеку автоматическое подчинение закону. С этим допущением связаны некоторые выводы более частного порядка, широко
Все социальное наследство можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур.
Размещено на реф.рф
Нематериальная культура всегда первичная.
В игре в хоккей, к примеру, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае содержит в себе правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба этих вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не должна быть создана без нее. В случае если игра в хоккей будет забыта͵ то для наших потомков клюшка будет просто деревянным посошком. Разрушение, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановленные, потому что люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления.
Материальная культура отображает ценности общества, его технологию. Чем технология сложнее, тем в большей мере люди способны превращать мир, удовлетворяя собственные нужды.
Материальные образования человеческих рук социологи именуют культурными артефактами (от лат. artefactum - искусственно созданное). Это такие сделанные человеком предметы, как орудие работы, одежда, хозяйственная начинка или жилье. Для того, что бы рукотворный объект считался артефактом, он должен нести в себе определенное символическое содержание. Таким, к примеру, имеют археологические раскопки, музейные экспонаты, предметы живописи и архитектуры. Οʜᴎ являются культурным свидетельством беглых эпох, и позволяют новым поколениям людей лучше понять культуру и образ жизни предыдущих поколений.
Многочисленные способы жизни в мире и внутри отдельного общества называются культурным многообразием . Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эта совокупность принята называть доминирующей культурой. Доминирующая культура - ϶ᴛᴏ комбинация базовых элементов культуры, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
В то же время в обществе существуютсубкультуры - определенные культурные комплексы, которые отличают какую-нибудь социальную группу (к примеру, социальную страту), то или другое сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).
Иммигрантские группы, к примеру, развивают смешанную культуру, которая состоит из культурных комплексов страны, где они живут в это время, и культурных комплексов, принятых на их бывшем местожительстве.
Каждая из групп людей, которые стоят на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта͵ обычно развивает образа поведения, которые отличают данную группу от всего другого общества, а также свою культуру.
К примеру, молодежь имеет свой специфический стиль поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в одежде, определенном стиле общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом, создается молодежная культура.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Οʜᴎ представляют контркультуру общества. Контркультура – это совокупность символов, ценностей и норм поведения, которые противостоят доминирующей культуре культурные конфликты, что и порождают.
Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярному в 70-е годы на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой работа представляется нежелательным, а воздержание - ненужной и ограничивающей волю праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - низостью.
Итак, в случае если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от базовых образцов культуры общества.
Некоторые социологи выделяют такие виды культуры в современном обществе, как элитарная, народная и массовая. Главный критерий такого деления – принадлежность к тому или другому социальному классу. Обычно под ʼʼкультуройʼʼ подразумевают такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.
Мы называем тех, кто регулярно бывает в опере или драматическом театре, культурными, считая, что они способны оценить ʼʼтонкие жизненные материиʼʼ. О других же людях судим не настолько благодушно, считая повседневную культуру принадлежащей к низшему сорту.
Элитарная культура нацелена на определенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура содержит в себе изобразительное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.
Народная культура. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимое от повседневного и практического жизни. Она включает мифы, легенды, сказание, эпос, сказки, песни, танце и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества.
Массовая культура (феномен общества XX столетие) создается профессионалами, однако общедоступная и ориентированная широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.
Виды культуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды культуры" 2017, 2018.
Структура культуры. Культура как социальный институт
Культура в социологическом познании
Виды и формы культуры.
Структура культуры. Культура как социальный институт.
Культура в социологическом познании.
План
Существует более 150 определений понятия «культура».
Культура (изначально от лат. cultura) – «возделывание», «обработка» (от «возделывания земли» в Др. Риме до «воспитания и образования человека». Постепенно термин «культура» приобретает не только личностный, но и социальный смысл.
Культура – это система ценностей, разделяемых членами общества, нормативных и других регуляторов социальных взаимодействий;
Это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение
Общество и культуру достаточно сложно отличить, так как они «живут» друг в друге, а их взаимопроникновение носит многосторонний характер.
Подтверждением тому могут служить субъекты культуры, в качестве которых выступают основные виды социальных общностей – общество (если его рассматривать как вид самой широкой общности), нация, социальная группа.
Так, например, можно говорить о российской, американской культурах как культурах соответствующих обществ; о татарской, чувашской культурах как национальных культурах; молодежной культуре, культуре учительства и т.д. как культурах конкретных социальных групп (демографических, профессиональных и др.).
Общество и культура, между тем, могут друг с другом не совпадать, что позволяет развести данные феномены.
Подтверждением тому является следующее:
1) не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы;
2) некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются в других странах (например, Римское право);
3) в одном обществе могут сосуществовать порой значительно отличающиеся друг от друга культуры.
Структура культуры, ее основные элементы: ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.
Социальные ценности – значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.
Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нормы: нравственные (принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, напр., 10 заповедей), институциональные (тщательно разработанные, в отличие от нравственных, с установленными правилами следования им, т.к. каждый институт имеет свою нормативную базу), правовые (усиленные формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения, которое обеспечивается принуждением со стороны государства), нормы этикета, повседневного поведения и др.
Обычаи – принятые в обществе (общностях) образцы поведения (унаследованные стереотипные способы поведения), которые постоянно воспроизводятся и являются привычными для его членов. В традиционных обществах являются основными регуляторами, и их нарушение строго наказывается. В современных обществах обычаев больше, их нарушение карается не очень жестко и касается, прежде всего, элементарных норм поведения (как следует есть, сидеть, здороваться и т.д.). К числу обычаев относятся табу – запреты.
Язык – система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Язык служит основным средством трансляции, передачи культуры, т.к. в значительной степени ее творения представлены в символической форме.
Существует особый «язык культуры», т.е. чтобы проникнуть в суть произведения, необходимо овладеть его языком (профессии композитора, художника, скульптора и др.).
Язык – общественное явление, т.е. языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия.
Язык, как и культура, вырабатывает общепринятые значения, которые составляют содержание устной и письменной речи. Язык объективен, а речь субъективна; язык имеет общественный характер, а речь – индивидуальный.
Деятельность состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Деятельность в сфере культуры в социологии сводится к следующим видам: чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (художественном, музыкальном и др.). и т.д.
Культурная деятельность в широком смысле – (само)реализация сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. Т.о., культурное содержание можно выделить в любой сфере социальной деятельности – труд, семья, быт, образование, политика, досуг.
Культура как социальный институт выполняет функции:
1) духовное производство (обеспечение необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей);
2) сохранение, тиражирование и трансляция созданных вновь или воспроизведенных ценностей (в стремлении сделать их массовым достоянием – работа издательств, типографий, киностудий и т.д.);
3) социорегулятивная (регулирование процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов – традиций, обычаев, символов);
4) коммуникативная (организация взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей);
5) социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение продукции институтов культуры.
Виды культуры:
1. Материальная и нематериальная (духовная) культура
К материальной культуре относятся физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл (автомобиль, здание, мебель и др.).
К нематериальной (духовной) культуре относятся духовные ценности, язык, верования, правила, обычаи, система правления, наука, религия.
2. Цивилизация, культурно-исторический тип, т.е. культура как целостный исторический феномен (т.н. «великие культуры» - античная, индийская, китайская, европейская и др.): характеризует определенные исторические эпохи, или конкретные общества, народности, нации. Это «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности.
3. Субкультура - система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Субкультура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.).
4. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Иногда ценности контркультуры проникают в господствующую культуру и становятся менее конфликтными.
Формы культуры:
Элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;
Народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;
Массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, напр., поп-культура, рок-культура.