Что характерно для традиционного общества? Особенности традиционного общества. К признакам традиционного общества относится

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? а) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б)

строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.

Выделяя основные элементы

общества, их взаимосвязь и
взаимодействие, учёные
характеризуют общество как
1) систему 2) часть
природы 3) материальн
мир
К глобальным проблемам
современного мира относится
1)
возникновение новых
межгосударственных
объединений
2) завершение промышленного
переворота
3)
существенный разрыв между
уровнями развития регионов
планеты
4) интенсивное развитие науки
Всё то, что создано человеком, в
своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусс
Верны ли следующие суждения о
различных типах обществ?
А.
В индустриальном обществе
высоко ценятся
индивидуальные особенности
человека, поощряются
инициатива и
предприимчивость.
Б.
Уважение к обычаям, веками
складывавшимся нормам,
преобладание коллективного
начала над частным отличают
постиндустриальное общество
от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
Какой из признаков присущ
традиционному обществу?
1) развитое фабричное
производство
2) создание основного продукта в
сельском хозяйстве
3) завершение промышленного
переворота
4) высокоразвитая
инфраструктура
В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца
культуры
4) развивается по собственным
законам
Верны ли следующие суждения о
взаимосвязи сфер общественной
жизни?
А.
Рост государственных
ассигнований на производство
новых видов вооружения
является примером связи
политической и экономической
сфер общества.
Б.
Финансирование меценатом
деятельности музея является
примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1)верно только А 2)верно
только Б 3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из нижеприведенного является
особенностью постиндустриального
общества?
религиозный характер культуры
переход от натурального к товарному
производству
завершение промышленного
переворота
развитие информационных
технологий
9. В целях поддержки отечественного
производителя правительство
страны ограничило ввоз
иностранных молочных продуктов и
мяса. К каким сферам общественной
жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) экономической и духовной
10 Быстрый скачкообразный переход
от одного общественно-
политического строя к другому
называется
1) прогрессом 2) революцией 3)
контрреформой 4) эволюцией
В1 . Установите соответствие между
терминами и определениями. Одному
элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
1) эволюция А) радикальное,
коренное, глубокое качественное
изменение, скачок в развитии
природы,
общества или познания
2) революция Б) преобразование,
изменение, переустройство какой-
либо стороны общественной жизни
(экономики), порядков (институтов,
учреждений)
3) реформа В) процессы изменения
(преимущественно необратимые) в
природе и обществе
Ответ: 1 2 3
В2. Ниже приведён ряд терминов.
Все они, за исключением двух,
характеризуют социальную
динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3)
эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
стратификация.
Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
С1 Укажите и проиллюстрируйте
примерами любые три критерия
общественного прогресса.
С2 Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме
«Традиционное общество и его
особенности ». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более
детализированы в подпунктах.

1)В познании общества, в отличии от познания природы, а) объект и субъект совпадают б) основным методом является эксперемент в) не

могут выдвигаться гипотезы и предположения

г) истина имеет относительный характер

2) Какие из суждений верны?

социальная функция образования заключается в том, что

А. в его процессе человек овладевает опытом общения, осуществляется социализация личности

Б. оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе

а) только А

б) только Б

в) и А, и Б

г) ни А, ни Б

3) Итальянский путешественник Плано ди Карпини, посланец Папы Римского ко двору Великого хана монголов, писал о русских землях после нашествия Батыя:"Некогда богатый и многолюдный Киев сведен почти на нет: едва существует там двести домов". Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

а) революция

б) регресс

в) модернизация

г) прогресс

4) Широкое распространение компьютерных технологий, превращение их в значимый фактор производства-характерные черты общества

а) интенсивное развитие науки и технологий

б) автоматизация и роботизация промышленного произвдства

в) преобладание семей партнерског, демократического типа

г) преобладание в общественном сознаниии религиозных ценностей

5) К глобальным проблемам современного общества относится

а) истощение природных ресурсв

б) принятие национальных стандартов образования

в) осуществление диалога культур

г) проведение международных конференций

6)Выбирите 3 элемента верного ответа и обведите соответсвующие номера

какие признаки относятся к науке?

а) оказательство

б) образность

в) символичность

г) объективность

д) рационализм

7) Приведенные в перичне термины, ща исключением двух, характеризуют продукты массовой культуры. Номера лишних терминов

а) анимация

б) сериал

в) бестселлер

д) ток-шоу

1.К социальным качествам человека относятся 1) разрез и цвет глаз 2) расовые признаки 3) память, быстрота реакции 4) ценностные ориентации.2.Присущий тольк

о человеку способ взаимодействия с окружающим миром,в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, называют 1) деятельностью 3) активностью 2) наблюдательностью 4) интересом.3.Девятиклассник Роман любит химию. Он много занимается, успешноучаствует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какиекачества Романа проявились в данной ситуации?1) способности 3) потребности 2) особенности темперамента 4) задатки.4.Верны ли следующие суждения о свободе человека?А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модельповедения, средства и способы деятельности.Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок – важное условие творчества.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.5.Истинным можно считать лишь то знание, которое 1) имеет практическую значимость 2) имеет теоретическое обоснование 3) соответствует предмету познания 4) поддерживается авторитетным мнением.6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?1) объяснение сущности явлений природы и общества 2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла 3) использование художественных образов 4) обращение к сверхъестественным силам.7.Верны ли следующие суждения о познании?А. Рациональное познание позволяет выявить существенные свойства ифункции объекта познания.Б. Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.8.К социальной подсистеме общества относятся 1) отношения людей по поводу власти 2) взаимодействия общества и природы 3) отношения людей в процессе материального производства 4) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой.9. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер 1) отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в развитии средств связи и коммуникаций 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) развития правового государства.10. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?А. Социальный институт – исторически сложившаяся форма организациилюдей, регулирующая их деятельность.Б. Социальные институты призваны удовлетворять те или иные фундаментальные потребности человека.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Пожалуйста помогите!

1. Традиционное общество характеризуется
1) широким развитием товарно-денежных отношений
2) преобладанием доли сельского хозяйства в экономике
3) принципом разделения властей
4) разрушением сословной структуры

2. Западная цивилизация характеризуется
1) приоритетом коллективного труда
2) более высокой оценкой роли духовной сферы жизни по сравнению с экономической
3)признанием ценности отдельной личности
4) отсутствием частной собственности на землю

3.Радикальные,качественные преобразования в обществе, слом старых порядков составляют суть
1) эволюция
2) революция
3) реформ
4) стагнации

4.Верны ли следующие суждения?
К положениям, характеризующим понятие "общественный прогресс", относится (-ятся)
А. переход от менее совершенного к более совершенному порядку
Б. быстрые перемены в обществе
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

5.Верны ли следующие суждения?
К общественным наукам относится
А. история
Б. экономика
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

6.Глобализация как характерная черта современного мира, в наибольшей степени присуща развитию
1) традиционных промыслов и ремесел
2) электронных средств связи
3) горнодобывающей отрасли
4) культуры и языка

7. Под обществом в широком смысле слова подразумевается
1) территория, на которой проживают люди
2) объединение групп людей по интересам
3) определенный этап развития человечества
4) совокупность всех форм взаимосвязей и взаимодействий людей

8.Верны ли следующие суждения?
Свобода человека в обществе означает
А. возможность самостоятельной оценки своих действий
Б. совершение любых поступков без учета мнения окружающих
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

9.Человек в отличие от животного способен
1) защищаться от холода
2) производить потомство
3) создавать новые технический средства
4) обеспечить себя пропитанием

10. Верны ли следующие суждения?
Самопознание
А. предполагает постижение человеком самого себя, своих способностей, возможностей, устремлений
Б. возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

11. Цена товара в соответствии с законами рынка возрастет если спрос
1) сократится в два раза, и предложение сократится в два раза
2) понизится, а предложение возрастет
3) понизится, а предложение остается неизменным
4) возрастет, а предложение не изменится

12. Один из признаков рыночной экономики -
1) свобода производителя и потребителя
2) господство государственной формы собственности
3) централизованное распределение ресурсов
4)директивное планирование хозяйственной деятельности

13. К косвенным налогам в Российской Федерации относится
1) налог на недвижимость
2) подоходный налог
3) таможенная пошлина
4) налог на наследство

14. Характерной социальной ролью для подростка является роль
1) владельца банка
2)посетителя дискотеки
3) квалифицированного специалиста
4) военнослужащего-контрактника

15. Нормы морали и права
1) тесно связаны между собой, хотя сферы их действия в обществе не всегда совпадают
2) действуют одинаково, регулируя одни и те же группы общественных отношений
3) не имеют никакой связи друг с другом, их сферы действия автономны
4) регулируют взаимоисключающие общественные отношения

17.Одна из основных черт демократического политического режима -
1) наличие одной партии, "сросшейся" с государством
2) стремление государства регламентировать частную жизнь граждан
3) гарантия прав и свобод человека
4) отсутствие законных гарантий прав меньшинств

18. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права
1) трудового
2) уголовного
3) семейного
4) гражданского

19. Высшим исполнительным органом Российской Федерации является
1) Верховный суд
2) Государственная Дума
3) Правительство
4) Совет Федерации

20. Судьи в РФ
1) назначаются с 18 лет
2) смещаются по решению местной администрации
3) могут иметь любое высшее образование
4) подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам

Традиционное общество является разновидностью общественности, которая имеет свои особенности. Какие черты характерны для традиционного общества?

Определение

Традиционное общество - это община, в которой всё регулируется ценностями. Сохранению многочисленных традиций в таком сословии уделяется гораздо больше внимания, нежели развитию самого товарищества. Характерной чертой традиционного общества является наличие жесткой иерархии и существования четкого разделения на классы.

Традиционная общественность является аграрной. Это можно объяснить тем, что работы на земле являются частью многолетних ценностей, которые характерны для такого типа общественного строя. В первозданном виде традиционная каста сохранена в некоторых государствах Африки, Азии и Востока.

Признаки

Характерными признаками традиционного общества являются:

  1. Основа бытия - сельскохозяйственная деятельность. Такой уклад жизни является характерным для эпохи Средневековья. На сегодняшний день сохранен в некоторых государствах Африки, Азии и Востока.
  2. Сословно-корпоративная социальная система. Это означает, что общественность четко разделена на несколько сословий, которые никак не перекликаются в процессе своей деятельности. Такая система зародилась много тысячелетий назад.
  3. Для традиционного общества характерна ценность человеческой личности, так как человек является продолжением Бога. По этой причине духовная жизнь ставится выше, нежели материальные блага. Также человек чувствует тесную взаимосвязь с землей, на которой родился, и своим сословием.
  4. Устоявшиеся традиции, которые четко регламентируют поведение человека с рождения, семейные отношения и ценности. Правитель при этом имеет неоспоримую власть.
  5. Низкая продолжительность жизни, которая связана с высокой рождаемостью и не менее высокой смертностью.
  6. Два признака, характерных для традиционного общества, - почитание собственной культуры и древних обычаев.

На сегодняшний день исследователи сошлись во мнении, что традиционное общество лишено выбора в плане духовного и культурного развития. Это значительно тормозит его прогресс.

Черты

Какие черты характерны для традиционного типа общества? Перечислим их по порядку:

  1. Патриархальный уклад жизни, в котором мужчина играет главную роль, а женщина является второстепенным членом общества.
  2. Чувство коллективизма и принадлежность к конкретной общине.
  3. Так как традиционное общество построено на сельском хозяйстве и примитивных ремеслах, то для него характерна полная зависимость от сил природы.
  4. Стремление человека зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей.
  5. Целью такого типа государства является не развитие, а поддержание человеческой популяции. Именно поэтому страны с такими жизненными устоями не имеют стремления к производству товаров.

Традиционный тип является самым ранним, так как возник вместе с общественностью. На первый взгляд может показаться, что в нем не происходит никакого развития. Однако это не так. Просто такой тип общности развивается несколько в другом ключе, нежели остальные разновидности.

Развитие

В экономическом плане для традиционного общества характерно развитие, основанное на сельском хозяйстве. При этом материальные блага распределяются в зависимости от социального положения человека.

Для общества традиционного типа характерна ценность редистрибутивных отношений, когда права и обязанности распределяются в зависимости от общественного положения человека. При этом у человека нет шансов улучшить свое социальное положение, так как оно передается по наследству, как и выбор деятельности. Например, сын кузнеца тоже будет кузнецом. Кроме того, категорически запрещены браки между людьми из разных социальных слоев социума.

Для традиционного общества характерно разделение на общины. Например, это могут быть купеческая гильдия, рыцарский орден или воровские корпорации. Человек вне общины считается изгоем, поэтому изгнание из нее всегда было одним из самых страшных наказаний. Человек рождается, живёт и умирает на одной и той же земле.

Культура

Для традиционного общества характерна культура, полностью построенная на соблюдении наследий, которые закладывались на протяжении многих десятилетий. Традиции - это нематериальная часть культуры социума, которая передается из поколения в поколение. Задачей традиционной общности является сохранение и почитание собственной культуры.

Очень большую роль в таком типе социума играет религия. Человек является служителем Богу или богам и поэтому обязан выполнять некие религиозные ритуалы.

Традиционная культура имеет тенденцию развиваться на протяжении многих столетий, как, например, китайская или индийская.

Ценности традиционного общества

В данном типе государства труд рассматривается как повинность. Среди наименее престижных и тяжелых можно выделить земледелие, торговлю и ремесленничество. Наиболее уважаемыми считаются духовенство и военное дело.

Какие из ценностей характерны для традиционного общества?

  1. Распределение материальных благ не зависит от того, трудится человек на благо государства или города. Оно зависит от положения человека. Например, гражданин из более высшего сословия имеет на порядок больше привилегий.
  2. Стремление получить материальные блага, которые не положены данному сословию, вызывает непонимание у общественности.
  3. Механизмы традиционной общественности направлены на поддержание стабильности, а не на развитие.
  4. Управление государством принадлежит богатым людям, которым не нужно заботиться о пропитании семьи, а значит, у них есть свободное время. Тогда как людей из низших сословий постоянно занимал вопрос о том, как удовлетворить базовые потребности.

Основой традиционного социума является средний класс - люди, которые имеют частную собственность, но не стремятся к чрезмерному обогащению.

Разделение общества на классы

Разделение по классовой принадлежности является основой традиционного общества. Сословие - это группа людей, которая имеет определенные права, обязанности. Принадлежность к определенному классу передается из поколения в поколение. Среди сословий традиционного средневекового общества можно выделить следующие:

  1. Знатные люди, духовенство, воины - высший класс людей. Им не нужно трудиться на земле для удовлетворения потребностей. Они имеют имущество по праву рождения, а также прислугу.
  2. Независимые предприниматели - купцы, мельники, ремесленники, кузнецы. Им необходимо трудиться для поддержания своих материальных благ, однако они не находятся у кого-то в услужении.
  3. Крепостные крестьяне полностью подчинены господину, который регулирует их жизнь. В обязанности крестьянина всегда входило возделывание земель, поддержание порядка в поместьях, выполнение поручений господина. Хозяин имел возможность наказывать крестьянина за провинности и следить за всеми аспектами его жизни, вплоть до личных и семейных отношений.

Такие устои традиционного общества не менялись столетиями.

Жизнь в традиционном обществе

Как уже было отмечено, каждый слой традиционного общества имел свои права и обязанности. Таким образом, высшие сословия имели доступ к любым благам цивилизации, которые предоставляло общество. Они имели возможность демонстрировать свое богатство благодаря наличию роскошного жилья и одежды. Кроме того, знать нередко подносила подарки духовенству, военным, жертвовала средства на нужды города.

Средний класс имел стабильный заработок, которого хватало для комфортной жизни. Однако кичиться богатством никто не имел права и возможности. Низшие слои общества вынуждены были довольствоваться лишь малыми благами, которых с трудом хватало для удовлетворения базовых потребностей. При этом часто их права регламентировались высшими сословиями. Например, мог существовать запрет на пользование какими-либо предметами быта для бедных или употребление определенного продукта. Таким образом подчеркивалась социальная пропасть между слоями общества.

Традиционные общества Востока

Некоторые признаки традиционного типа общества сохранились в восточных странах до сегодняшнего дня. Несмотря на индустриализацию и развитие экономики стран, они сберегли следующие черты:

  • религиозность - большинство государств Востока являются мусульманскими, а это значит, что религия играет очень большую роль как в жизни общества, так и в жизни отдельной личности;
  • почитание старых традиций сильно в державах не только Востока, но и в азиатских (Китай, Япония);

  • обладание материальными ценностями зависит от классовой принадлежности.

В современном мире практически не осталось традиционных обществ в классическом понимании. Государства эволюционируют и развиваются в экономическом, духовном, политическом направлениях, тем самым постепенно вытесняя ценности, присущие традиционному обществу.

Человек в традиционной общине

Для общества традиционного типа характерно восприятие человека как части общественности, в которой каждому уготована определенная роль, преобладают личные связи, так как внутри общества можно наблюдать семейные, соседские, клановые отношения. Особенно явно это заметно на примере знатных слоев общества, где все всех знали лично.

При этом каждый имеет социальную роль, которой он придерживается на протяжении жизни. Например, помещик - покровитель, воин - защитник, крестьянин - земледелец.

В традиционном обществе невозможно получить богатства путем честной работы. Здесь это передается по наследству вместе с положением в обществе и частной собственностью. Предполагается, что власть дает богатство, а не наоборот.

Краткая характеристика

Для традиционного общества характерны следующие черты:

  1. Зависимости частной и социальной жизни от религиозных представлений общества.
  2. Цикличность развития.
  3. Отсутствие личностного начала, преимущественно коллективистский характер общества.
  4. Неоспоримое признание любой власти, патриархат.
  5. Преобладание традиций, а не нововведений.

Особенное внимание в традиционном обществе уделяется семье, так как она нацелена на продолжение рода. Именно по этой причине семьи традиционного общества имеют много детей. Кроме того, обществу присуща консервативность, которая значительно замедляет его развитие.

Инструкция

Жизнедеятельность традиционного общества основана на натуральном (сельском) хозяйстве с применением экстенсивных технологий, а также примитивном ремесле. Такой общественный уклад характерен для периода древности и эпохи Средневековья. Считается, что любое , которое существовало в период от первобытной общины вплоть до начала промышленного переворота, относится к традиционному виду.

В этот период использовались ручные орудия труда. Их усовершенствование и модернизация происходили крайне медленными, почти незаметными темпами естественной эволюции. Экономическая система основывалась на применении природных ресурсов, в ней преобладало , добывающие промыслы, торговля, строительство. Люди вели в основном оседлый образ жизни.

Социальная система традиционного общества - сословно-корпоративная. Она отличается стабильностью, сохраняемой столетиями. Существует несколько разных сословий, которые не изменяются на протяжении долгого времени, сохраняя неизменный характер жизни и статичность. Многим обществам традиционного вида товарные отношения или вообще не свойственны, или развиты настолько слабо, что они ориентированы только на удовлетворение потребностей малочисленных представителей социальной элиты.

Традиционное общество имеет следующие признаки. Оно характеризуется тотальным господством религии в духовной сфере. Человеческая жизнь считается осуществлением промысла Бога. Важнейшим качеством члена такого общества является дух коллективизма, чувство принадлежности к своему роду и классу, а также тесная связь с землей, где он появился на свет. Индивидуализм людям в этот период не свойственен. Духовная жизнь для них была более значима, чем материальные блага.

Правила сосуществования с соседями, жизни в , отношение к определялись устоявшимися традициями. Человек приобретал свой статус уже . Общественное устройство трактовалось только с точки зрения религии, а потому роль правительства в обществе объяснялась народу как божественное предназначение. Глава государства пользовался непререкаемым авторитетом и играл важнейшую роль в жизни общества.

Традиционное общество в демографическом отношении характеризуется высокой , высокой смертностью и достаточно низкой продолжительностью жизни. Примерами такого вида сегодня являются уклады многих стран Северо-Восточной и Северной Африки (Алжир, Эфиопия), юго-восточной Азии (в частности, Вьетнам). В России общество этого типа существовало до середины XIX века. Несмотря на это, уже к началу нового столетия она была одной из самых влиятельных и крупных стран мира, обладала статусом великой державы.

Главные духовные ценности, которые отличает - культура предков. Культурная жизнь преимущественно была ориентирована на прошлое: уважение своих предков, преклонение перед произведениями и памятниками предыдущих эпох. Культуре свойственна гомогенность (однородность), на свои собственные традиции и достаточно категоричное неприятие культур других народов.

Как считают многие исследователи, традиционное общество характеризуется отсутствием выбора в духовном и культурном плане. Доминирующее в таком обществе мировоззрение и устойчивые традиции предоставляют человеку готовую и четкую систему духовных ориентиров и ценностей. А потому мир кажется человеку понятным, не вызывающим лишних вопросов.

Общество в широком смысле – это часть материального мира, отделённая от природы, включающая в себя людей, а также различные отношения и связи между ними. В узком – группа лиц, объединённых общими задачами, интересами, целями, взглядами. Любой социум так или иначе развивался, в противном случае он бы не выжил. Общественное развитие подразумевало прохождение определённых этапов, которые чаще всего называют формациями и периодически оформляют в таблицу.

Ключевым стало отношение к производству материальных благ. Таких формаций всего 4 или 5, в зависимости от подхода:

Характерные признаки – наличие общей собственности, меньшее, по сравнению с остальными, неравенство по имущественному признаку. Период накопления первичного богатства в обществе.

2. Рабовладельческий

Не является обязательным для любого социума. Происходит насильственный захват и перераспределение имущества.

3. Феодализм

Традиционное или натуральное сельское хозяйство, раздробленность, постоянные стычки, эпидемии, низкий уровень культуры и медицины.

4. Капитализм

Начинается прогресс науки и техники, на смену ручному труду приходит машинный, уровень производства вырастает в несколько раз, увеличивается количество производимых благ на душу населения. Войны в истории приобретают больший размах. Усиливается неравенство между разными классами.

5. Коммунизм

Признаётся далеко не всеми как самый прогрессивный. Декларируется справедливое распределение имущества.

Это то, что преподавали в рамках советской истории и советского взгляда на формирование общества. Получил название формационного подхода. Разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Однако, как можно догадаться, на Западе существуют другие подходы. Во-первых, оснований деления намного дальше. К примеру, исторические типы общества рассматриваются в зависимости от наличия письменности, то есть различаются те, у которых письменность была в том или ином виде и те, у кого её не было. Во-вторых, признаётся многовариативность общественного развития, подразумевающая, помимо прочего, ещё и регресс, а не только прогресс.

По структуре типы общества делят на простые и сложные. В первых всё довольно однородно, отношения простые. Во вторых есть классы, которые, в свою очередь, тоже могут отличаться сложной организацией.

Вообще типы общества и их характеристика – непростая тема. Например, встречаются открытые и закрытые. В первых человек может подняться наверх по особым социальным лифтам. Второе лишает такой возможности, принадлежащим к привилегированной части общества можно только родиться. Крайний пример – это касты в Индии.

Цивилизационный подход

Поскольку формационный подход неоднократно подвергался критике, в том числе и за то, что поставил на вершину утопическую и сомнительную идею коммунизма, то альтернатива не могла не возникнуть. И она действительно появилась. Цивилизационный подход разработали Данилевский, Шпенглер и Тойнби. По их представлению, цивилизация является закрытым миром культуры, как духовной, так и материальной, которая существует определённое время, а потом рушится. Они выделяли романо-германскую, древнеегипетскую, древнеримскую, российскую (имелась в виду Российская империя) и так далее.

Сегодня эти взгляды претерпели некоторое изменения. В частности, считается, что цивилизация – это ступень развития, которая либо приводит к переменам и переоценке этносом самого себя, либо к распаду на разные народности, что случилось с Римской империей, либо к ассимиляции, что произошло с Египтом.

Известный американский профессор Белл рассматривает такие основные типы общества:

1. Доинструстриальная цивилизация

Второе название – традиционное общество. Просуществовала вплоть до XIX века. Некоторые государства всё ещё находятся на этой стадии развития, но их количество в мире постепенно сокращается. Господство одной династии или небольшой группы (аристократические республики). Экономическая основа – сельское хозяйство и скотоводство, сильно развит ручной труд. Распределение благ зависит напрямую от положения в обществе. Большинство социумов закрыты, продвижение наверх отсутствует или крайне затруднено, возможно только в исключительных случаях. Культура слабо развита, большая часть населения не получает нормальной медицинской помощи, образования, не защищена от произвола, ограничена в юридических правах.

2. Индустриальная цивилизация

Промышленное общество, также известно как развивающееся. Появилось около 200 лет тому назад. Образование тесно связано с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. На этой стадии находятся многие государства, включая СНГ. Благодаря науке человек перестал настолько зависеть от природы. В экономике стали доминировать рыночные отношения, увеличилось количество разных форм собственности. Производство стало машинным, были наращены мощности. В политической сфере господствует демократия. Наличие власти не рассматривается как само собой разумеющееся, лидер должен доказать, что он имеет на неё право. Поднимается вопрос о легитимности власти.

Разные группы социума получают гражданские права. Положение личности непосредственно связано с тем, что она может дать обществу, произвести. Многие структуры заметно упрощаются. Ценностью становится защита прав, равенство и прогресс, всеобщая грамотность. В связи с чем происходит модернизация образования, оно оказывается доступным всем. Обоснованность многих традиций пересматривается.

3. Постиндустриальная цивилизацию

Часто известна как информационное общество. Считается, что на этой стадии развития сейчас находятся США, Япония и ряд стран ЕС. Возрастает роль интеллектуального труда, генерации новых идей. Информация приобретает самостоятельную экономическую ценность. В политическом плане важным становится достижение консенсуса. Модернизация образования выходит на новый уровень, активно обсуждается вопрос его качества, а не только доступности. Пересматривается терминология, в том числе и в науке, а также в искусстве, в том числе и основная. Самое понятие модернизация, впрочем, как и многие другие, может быть подвергнуто переоценке и переосмыслению. Контроль над базами данных становится способом управлять значительными ресурсами.

Необходимо отметить, что в рамках цивилизационного подхода формирование всех возможных типов не закончено. Во-первых, учёные ещё пока что изучают информационную разновидность. Во-вторых, непонятно, что ждёт в будущем. Этим

вопросом занимается специальная наука – футурология. Интересные предположения на такую тему можно найти, если поискать данные по вопросам «многовариативность общественного развития типы обществ». Только учтите, что это всё – гипотезы.

Введение.

Актуальность проблемы традиционного общества продиктована глобальными изменениями в мировоззрении человечества. Цивилизационные исследования сегодня являются особенно острыми и проблемными. Мир колеблется между процветанием и нищетой, личностью и цифрой, бесконечным и частным. Человек по-прежнему ищет подлинное, потерянное и сокровенное. Налицо «усталая» генерация смыслов, самозамкнутость и нескончаемое ожидание: ожидание света с Запада, хорошей погоды с Юга, дешевых товаров из Китая и нефтяной прибыли с Севера.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. А значит на семью возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. И эта проблема становится особо актуальной на данном современном этапе.

Возникшая естественным путём, «эволюционная» человеческая культура включает в себя важный элемент - систему общественных отношений, основанную на солидарности и взаимовыручке. Множество исследований, да и обыденный опыт - показывают, что люди стали людьми именно благодаря тому, что преодолевали эгоизм и проявляли альтруизм, далеко выходящий за рамки краткосрочных рациональных расчетов. А что главные мотивы такого поведения носят иррациональный хаpактеp и связаны с идеалами и движениями души - это мы видим на каждом шагу.

В основе культуры традиционного общества лежит понятие «народ» - как надличностная общность, обладающая исторической памятью и коллективным сознанием. Отдельный человек, элемент таких - народа и общества, представляет собой «соборную личность», средоточие множества человеческих связей. Он всегда включен в солидарные группы (семьи, деревенской и церковной общины, трудового коллектива, пусть даже шайки воров - действующих по принципу «Один за всех, все за одного»). Соответственно, преобладающие отношения в традиционном обществе - типа служения, выполнения долга, любви, заботы и принуждения.

Присутствуют и акты обмена, по большей части, не имеющие характера свободной и эквивалентной купли-продажи (обмена равными стоимостями) - рынок регулирует лишь небольшую часть традиционных общественных отношений. Поэтому, общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни в традиционном обществе является «семья», а не, например, «рынок». Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ. Что же такое традиционные общества, когда они возникли и чем характеризуется их культура?


Цель данной работы: дать общую характеристику, изучить развитие традиционного общества.

На основании цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть различные способы типологии обществ;

Охарактеризовать традиционное общество;

Дать представление о развитие традиционного общества;

Выявить проблемытрансформации традиционного общества.

Типология обществ в современной науке.

В современной социологии существуют различные способы типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения.

Различают, например, два основных типа общества: во-первых, допромышленное общество, или так называемое традиционное, в основе которого лежит крестьянская община. Этот тип общества до сих пор охватывает большую часть Африки, существенную часть Латинской Америки, большую часть Востока и господствовал до XIX века в Европе. Во-вторых, современное промышленно-городское общество. К нему принадлежит так называемое евроамериканское общество; и к нему постепенно подтягивается остальная часть мира.

Возможно и другое деление обществ. Можно разделять общества по политическим признакам − на тоталитарные и демократические . В первых обществах само общество не выступает самостоятельным субъектом общественной жизни, но обслуживает интересы государства. Вторые общества характеризуются тем, что, наоборот, государство обслуживает интересы гражданского общества, отдельной личности и общественных объединений, (по крайней мере, в идеале).

Можно различать типы обществ по господствующей религии: христианское общество, исламское, православное и т.д. Наконец, различают общества по господствующему языку: англоговорящие, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Можно также различать общества по этническому признаку: однонациональные, двунациональные, многонациональные.

Одним из основных видов типологии обществ является формационный подход.

Согласно формационному подходу важнейшими отношениями в обществе являются отношения собственности и классовые. Можно выделить следующие типы общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включает две фазы - социализм и коммунизм). Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу теории формаций, не является сейчас бесспорным.

Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия:

· существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков;

· превращение государства - в той или иной форме - в важный фактор общественных производственных отношений; видоизменение и модификацию классов;

· возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.

Наиболее современным является другое деление общества, которое было выдвинуто американским социологом Даниелем Беллом . Он различает три этапа в развитии общества. Первый этап - доиндустриальное, сельскохозяйственное, консервативное общество, закрытое для посторонних влияний, основанное на натуральном производстве. Второй этап - индустриальное общество, в основе которого лежит промышленное производство, развитые рыночные отношения, демократия и открытость.

Наконец, во второй половине ХХ века начинается третий этап - постиндустриальное общество, для которого характерно использование достижений научно-технической революции ; иногда его называют информационным обществом, потому что главным становится уже не производство определенного материального продукта, но производство и обработка информации. Показателем этого этапа является распространение компьютерной техники, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно распространяются идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека.

С этой точки зрения разные части современного человечества находятся на различных этапах развития. До сих пор, может быть, половина человечества находится на первом этапе. А другая часть - проходит второй этап развития. И лишь меньшая часть - Европа, США, Япония − вошли в третий этап развития. Россия находится сейчас в состоянии перехода от второго этапа к третьему.

Общая характеристика традиционного общества

Традиционное общество - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории традиционного общества не существует. Представления о традиционном обществе базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики традиционного общества считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты.

Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах.

Характерной особенностью традиционного общества считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях.

К традиционным обществам относят этнические общности, для которых характерны общинные поселения, сохранение кровно-родственных связей, преимущественно ремесленная и аграрная формы труда. Возникновение таких обществ восходит к самым ранним этапам развития человечества, к первобытной культуре. Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным обществом.

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

· традиционная экономика - экономическая система, в которой использование природных ресурсов определяется преимущественно традициями. Преобладают традиционные отрасли - сельское хозяйство, добыча ресурсов, торговля, строительство, нетрадиционные отрасли практически не получают развития;

· преобладание аграрного уклада;

· стабильность структуры;

· сословная организация;

· низкая мобильность;

· высокая смертность;

· высокая рождаемость;

· низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению, обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Развитие традиционного общества

В экономическом отношении традиционное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.). И даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).

Характерным для доиндустриального традиционного общества является господство редистрибутивных отношений (т.е. распределения в соответствии с общественным положением каждого), которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта или Месопотамии, средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако не следует думать, что редистрибуция является единственно возможным способом хозяйственной жизни традиционного общества. Она доминирует, но рынок в той или иной форме всегда существует, а в исключительных случаях может даже приобретать ведущую роль (самым ярким примером является хозяйство античного Средиземноморья). Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов престижа: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих поместьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п.

В социальном отношении традиционное общество куда более разительно отличается от современного нам. Самой характерной чертой этого общества является жесткая привязанность каждого человека к системе редистрибутивных отношений, привязанность сугубо личная. Это проявляется во включенности каждого в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «старших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые стоят «у котла». Причем переход из одного коллектива в другой чрезвычайно затруднен, социальная мобильность в этом обществе очень низка. При этом, ценно не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Здесь можно привести конкретные примеры - кастовые и сословные системы стратификации.

Каста (как в традиционном индийском обществе, например) - это замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе.

Это место очерчивается многими факторами или признаками, главные из которых:

· традиционно наследуемая профессия, род занятий;

· эндогамия, т.е. обязанность заключать браки лишь внутри своей касты;

· ритуальная чистота (после контакта с «низшими» необходимо проходить целую процедуру очищения).

Сословие представляет собой общественную группу с наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями и законами. Феодальное общество средневековой Европы, в частности, делилось на три основных сословия: духовенство (символ - книга), рыцарство (символ - меч) и крестьянство (символ - плуг). В России до революции 1917 г . было шесть сословий. Это - дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне, казаки.

Регламентирование сословного бытия было на редкость жестким, вплоть до мелких обстоятельств и незначительных деталей. Так, по «Жалованной грамоте городам» 1785 г. российские купцы первой гильдии могли ездить по городу в карете, запряженной парой лошадей, а купцы второй гильдии - только в коляске парою. Сословное деление общества, как, впрочем, и кастовое, освящалось и закреплялось религией: у каждого своя судьба, свой удел, свой угол на этой земле. Оставайся там, куда поместил тебя Бог, возвышение - проявление гордыни, одного из семи (по средневековой классификации) смертных грехов.

Другим важнейшим критерием социального деления можно назвать общину в самом широком смысле этого слова. Имеется в виду не только крестьянская соседская община, но и ремесленный цех, купеческая гильдия в Европе или купеческий союз на Востоке, монашеский или рыцарский орден, русский общежительный монастырь, воровские или нищенские корпорации. Эллинский полис можно рассматривать не столько как город-государство, сколько как гражданскую общину. Человек вне общины - изгой, отверженный, подозрительный, враг. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ. Человек рождался, жил и умирал привязанным к месту жительства, занятиям, окружению, в точности повторяя образ жизни своих предков и будучи абсолютно уверенным, что его дети и внуки пройдут тот же путь.

Отношения и связи между людьми в традиционном обществе были насквозь пронизаны личной преданностью и зависимостью, что вполне понятно. При том уровне технологического развития только непосредственные контакты, личная причастность, индивидуальная вовлеченность могли обеспечить движение знаний, навыков, умений от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Движение это, отметим, имело форму передачи тайн, секретов, рецептов. Решалась тем самым и определенная социальная задача. Так, присяга, которой в средние века символически ритуально скреплялись отношения между вассалами и сеньорами, по-своему уравнивала участвующие стороны, придавая их взаимосвязи оттенок простого покровительства отца сыну.

Политическое устройство подавляющего большинства доиндустриальных обществ определяется в большей степени традицией и обычаем, нежели писаным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, водного на Востоке) и подкрепляться божественной санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, а часто - прямого обожествления фигуры правителя).

Чаще всего государственный строй общества был, разумеется, монархическим. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям немногих знатных родов и основывалась на названных принципах. Как правило, для традиционных обществ характерно слияние феноменов власти и собственности при определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал и реальным контролем над существенной частью находившейся в совокупном распоряжении общества собственностью. Для типично доиндустриального общества (за редким исключением) власть - это собственность.

На культурную жизнь традиционных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами. Традиционное общество характеризуется тем, что можно было бы назвать геронтократией: чем старше, тем умнее, чем древнее, тем совершеннее, чем глубже, тем истинное.

Традиционное общество холистично. Оно выстроено или организовано как жесткое целое. И не просто как целое, а как явно превалирующее, доминирующее целое.

Коллектив представляет собой социально-онтологическую, а не ценностно-нормативную реальность. Последней оно становится тогда, когда начинает пониматься и приниматься как общее благо. Будучи тоже холистичным по своей сути, общее благо иерархически завершает систему ценностей традиционного общества. Наряду с другими ценностями оно обеспечивает единение человека с другими людьми, придает смысл его индивидуальному существованию, гарантирует некий психологический комфорт.

В античности общее благо отождествлялось с потребностями и тенденциями развития полиса. Полис - это город или общество-государство. Человек и гражданин в нем совпадали. Полисный горизонт античного человека был одновременно и политическим и этическим. За его пределами ничего интересного уже не предполагалось - одно варварство. Грек, гражданин полиса, воспринимал государственные цели как свои собственные, видел в благе государства собственное благо. С полисом, его существованием он связывал свои надежды на справедливость, свободу, мир и счастье.

В Средние века в качестве общего и высшего блага выступает Бог. Он - источник всего благого, ценного и достойного в этом мире. По образу и подобию его создан сам человек. От Бога и вся власть на земле. Бог - конечная цель всех человеческих устремлений. Высшее благо, на которое способен поземному грешный человек- это любовь к Богу, служение Христу. Христианская любовь - это любовь особая: богобоязненная, страдательная, аскетически-смиренная. В ее самозабвении много презрения к самому себе, к мирским радостям и удобствам, достижениям и успехам. Сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее интерпретации лишена всякой ценности и цели.

В дореволюционной России с ее общинно-коллективным образом жизни общее благо обрело вид русской идеи. Самая популярная ее формула включала в себя три ценности: православие, самодержавие и народность. Историческое бытие традиционного общества отличается неспешностью. Границы между историческими стадиями «традиционного» развития едва различимы, отсутствуют резкие сдвиги и радикальные толчки.

Производительные силы традиционного общества развивались медленно, в ритме кумулятивного эволюционизма. Отсутствовало то, что экономисты называют отложенным спросом, т.е. способностью производить не ради насущных потребностей, а ради будущего. Традиционное общество брало от природы ровно столько, сколько нужно, и ничего сверх того. Его экономику можно было бы назвать природосберегающей.

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно — на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н.э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной работы были сделаны следующие выводы.

Для традиционных обществ характерны следующие черты:

· Преимущественно аграрный способ производства, понимание землевладения не как собственности, а как землепользования. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею;

· Основа экономической системы - общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности. Сохранение общинного образа жизни и общинного землепользования;

· Патронажная система распределения продукта труда в общине (перераспределение земель, взаимопомощь в виде даров, брачных подарков и др., регулирование потребления);

· Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы. Этническая, клановая, кастовая дифференциация обществ в отличие от поздних индустриальных обществ, имеющих классовое деление;

· Сохранение в повседневной жизни сочетаний политеистических и монотеистических представлений, роли предков, ориентация на прошлое;

· Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.

Огромная роль ритуала, этикета. Конечно, «традиционное общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей ценности автономное развитие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем: представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны; баланс природы и общества нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой. Многие ученые обращают внимание на достоинства традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе, восприятием человеческой личности как части природного и социального целого.

Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовной нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.