Рихтера. Творческая жизнь в музее-квартире С.Т.Рихтера Исполнители: Московский ансамбль солистов в составе

В квартиру на Большой Бронной Святослав Рихтер с супругой Ниной Дорлиак въехал в начале семидесятых годов. Она находится в типовом шестнадцатиэтажном доме, построенном в 70-е годы. В квартире он прожил около тридцати лет, до своей смерти, ее стены стали свидетелями активной творческой жизни семейной пары. В главной комнате - «зале», как называли помещение по старинке, находится два рояля «Steinway a sons» - на них маэстро музицировал; здесь же общался с коллегами и друзьями, слушал оперы и просматривал любимые киноленты. Еще один рояль установлен в комнате Нины Дорлиак.

Свой кабинет хозяин называл «шкафной» - из-за обилия находившихся там шкафов. В них хранились книги, кассеты с музыкой, пластинки, ноты с заметками Святослава Теофиловича. На видном месте находится вырезанная из дерева фигура Младенца Иоанна Крестителя. Она напоминала Рихтеру о Туренских музыкальных праздниках (Франция), которые он организовал. Стены украшает профиль Б. Пастернака - контррельеф из гипса с надгробия (архитектор Сарра Лебедева) в Переделкино и картина Сарьяна – подарок от Е.С. Булгаковой. На письменном столе хранятся подарки от друзей - рукописный вариант «Девятой сонаты» с посвящением Рихтеру, подписанный С. Прокофьевым; , «Крохотки» Солженицына, фотоснимок Г. Нейгауза и этюд Пикассо – композитор общался с лучшими представителями российской культуры.

В знаменитой «зеленой комнате» (помещение для отдыха, во время концертов оно становилось артистической) на стене висит портрет отца музыканта - Теофила Даниловича. История семьи композитора трагична. Отец, немец по происхождению, который окончил консерваторию в Вене, жил с матерью артиста в Одессе, где их застала Великая Отечественная война. Во время гитлеровского наступления на город, его арестовали и расстреляли как «немецкого шпиона». После войны Анна Павловна - мать Святослава – эмигрировала в Германию. Юноша, проживавший на момент ее отъезда в Москве, был уверен, что она умерла. Встреча самых близких людей произошла спустя двадцать лет.

Небольшая комната отведена под выставку пастелей Рихтера. В детстве он мечтал быть художником, хорошо разбирался в живописи. В его картинах, по словам Роберта Фалька, присутствовало «удивительное ощущение света». Помещение бывшей кухни переделано под фотогалерею - ее экспонаты рассказывают о жизни композитора.

В квартире хранится большая фонотека, уникальная коллекция аудио- и видеоматериалов с концертов Рихтера. В ее пространстве, которое сейчас входит в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, проводятся музыкальные вечера и концерты. Фонокабинет приспособлен для индивидуального прослушивания музыкальных произведений.

Для посещения музея необходима предварительная запись.

Мемориальная квартира Рихтера расположена на улице Большая Бронная, в многоэтажном доме типовой застройки. Здесь пианист поселился вместе со своей женой, оперной певицей Н. Дорлиак в 1971 году.

Квартира Рихтера не отличается роскошью и обилием вещей, посетители, едва переступив порог, ощущают особую энергетику хозяина этого жилья: пианист был очень скромен в быту и полностью погружен в искусство.

В гостиной стоят два рояля “Steinway” и пара старинных торшеров итальянского производства (их Рихтеру подарил флорентийский градоначальник). На стенах – большой гобелен, многочисленные картины и фотографии. В этом помещении великий пианист музицировал, аккомпанировал жене, здесь семья и гости смотрели любимое кино с помощью кинопроектора.

Из гостиной гости мемориальной квартиры Рихтера перемещаются в кабинет музыканта, который он по-домашнему называл «шкафной» комнатой. В кабинете – несколько шкафов с книгами, винилом и аудиокассетами. Под ноты выделен отдельный шкаф. В нотных книгах – пометки Рихтера, являющиеся предметом исследования со стороны музыковедов.

Одним из самых ценных экспонатов в кабинете является резная фигурка Младенца Иоанна Крестителя. Эту статуэтку Рихтеру вручили французы в благодарность за организованный им музыкальный фестиваль. Со стены на посетителей смотрит Борис Пастернак – любимый поэт Рихтера. Гипсовый контррельеф поэта выполнила скульптор Сарра Лебедева. Рядом с контррельефом Пастернака – небольшая картина армянского художника Мартироса Сарьяна. Этот пейзаж Рихтеру подарила Е. С. Булгакова, вдова великого писателя.

Экскурсоводы показывают посетителям хранящиеся в секретере драгоценности Рихтера – рукописный нотный журнал С. Прокофьева, фото великого советского пианиста Г. Нейгауза, которого Святослав Теофилович считал своим учителем, рукопись «Крохоток» А. Солженицына и иллюстрация П. Пикассо. Рихтер общался с интеллектуальной элитой России и мира, и знаменитости часто дарили ему небольшие подарки.

В квартире Рихтера есть специальная комната для отдыха, ее в семье пианиста называли «Зеленой». При домашних концертах комната становилась гримеркой. Стену помещения украшает портрет Т. Д. Рихтера – отца великого музыканта. Теофил Данилович был расстрелян в 1941 году по обвинению в шпионаже в пользу немцев.

Святослав Рихтер очень интересовался живописью, и сам являлся автором большого количества полотен. Известный критик Р. Фальк высоко оценил талант живописца, отмечая уникальную работу художника со светом. Работы Рихтера выставлены в специальном помещении музея.

Святослав Рихтер, признанный лучшим пианистом прошлого века, длительное время жил на верхнем этаже кирпичной многоэтажки в центре Москвы. Для маэстро были соединены две квартиры, чтобы предоставить достаточный объем помещения для звучания мощного концертного рояля. Сейчас здесь находится мемориальная квартира великого музыканта – филиал музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Родился Святослав Рихтер в семье музыканта в Житомире, жил с родителями в Одессе до переезда в Москву для обучения в консерватории. История семьи сложилась трагически, его отец, немец по национальности, перед оккупацией Одессы фашистами был расстрелян по ложному обвинению в шпионаже по вражескому заданию. При освобождении города от захватчиков мать Рихтера последовала за отступающими немецкими войсками и после войны проживала в Германии. Святослав долгое время считал ее погибшей, а встретился с матерью уже будучи всемирно известным человеком.

Путь к вершинам признания начинался в семье, ведь оба родителя владели музыкальной грамотой. Хотя и в разной степени. Работал в одесских филармонии и оперном театре, в 1937 году поступил в класс Г. Нейгауза московской консерватории. Учился целых 10 лет, с несколькими перерывами, сказалась и военная пора, и творческие метания.

Святослав Рихтер много выступал с сольными концертами, аккомпанировал известным певцам, в том числе своей супруге. Выступал он со многими известнейшими оркестрами мира, исполняя партию фортепиано, участвовал в инструментальных выступлениях известнейших солистов – скрипачей Кагана и Ойстраха, виолончелиста Ростроповича, альтиста Башмета и другими.

Мировая известность пришла к Святославу Рихтеру после войны и победы на молодежном творческом конкурсе, однако в капиталистические страны выезд ему долгое время был закрыт. Причиной тому были не только обвинения отцу, полностью снятые в 1962 году, но и дружеские контакты с опальными деятелями искусства, в том числе с поэтом и писателем Пастернаком и композитором Прокофьевым.

Обладатель многих наград разных государств, Герой Социалистического труда и первый советский лауреат американской премии Грэмми жил в 16-этажном доме, привлекающем впечатляющими видами московского центра. Подъезд здания украшен фотографиями знаменитых жильцов — кроме Рихтера здесь проживали великий комик Юрий Никулин и Валентин Плучек, режиссер Театра Сатиры. Музей в обычном жилом доме невозможно посетить без предварительной записи, что в данном случае вполне оправданно из-за заботы о проживающих в доме людях.

Жилище столь творческой личности не перегружено обилием громоздкой мебели, однако имеющаяся характерна очень высоким качеством. Таковы, например, ручной работы столик, скамья и тумбочка в прихожей. Встречает посетителей изображение молодого Святослава Рихтера, играющего на рояле.

Картина написана многолетней знакомой пианиста художницей Анной Трояновской, которая и его приобщила к живописи. Тогда еще пышная шевелюра Рихтера не привлекает на картине такого внимания, как его гибкие и выразительные кисти рук. Множество пастельных работ и акварелей Рихтера как в квартире, так и в самом музее имени Пушкина, подтверждают наличие у него не только музыкальных талантов.

Столовая в мемориальной квартире Святослава Рихтера сохранена в том же состоянии, в каком она была при жизни музыканта. От помещений подобного назначения в большинстве других квартир эта столовая отличается главным образом большим количеством стульев. При этом большинство расставлено вдоль стены, создавая впечатление не каждодневного использования.

Рихтер и его супруга, оперная певица и будущий профессор Московской консерватории, оба довольно много общались с соратниками по увлечению музыкой. Будучи в гостях у семейной пары, знакомые и друзья часто бывали приглашены к столу.

Ликвидация разделительной стены между соседними квартирами позволила создать настоящий концертный зал для великого пианиста. Здесь Святослав Рихтер отрабатывал свою виртуозную технику владения инструментом, занимаясь индивидуально и с участием других музыкантов.

Переделка квартир затронула не только перегородку между соседними, была также увеличена высота потолков для улучшения акустики зала. Покой обитателей соседних квартир дома обеспечивался усиленной звукоизоляцией, сделанной при ремонте.

Два раритетных рояля известной фирмы, большой фотопортрет хозяина квартиры на мольберте и картины на стенах дополняются элегантным мебельным гарнитуром из двух диванов и столика.

Ряды стульев для зрителей появились уже после обретения жилищем мемориального статуса. Здесь проводятся разнообразные публичные мероприятия, привлекающие множество зрителей и участников.

Набор мягкой мебели дополнен двумя массивными торшерами, все это подарено музыканту во время турне по Италии флорентийским мэром. Таково же происхождение больших размеров гобелена, украшающего торцевую стену концертного зала в мемориальной квартире Святослава Рихтера.

Проходная комната перед помещениями Святослава Теофиловича украшена двумя куклами, выполненными Резо Габриадзе к дружеской вечеринке в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Реваз Леванович, друживший с Рихтером – талантливый драматург, театральный режиссер и художник. Он организовал в Тбилиси Театр марионеток, некоторое время руководил кукольным театром имени Образцова в Москве.

Куклы изображают самого Святослава Рихтера и его хорошую знакомую Ирину Антонову, руководителя ГМИИ им. Пушкина. Именно по идее Ирины Александровны с 1981 года проводились ежегодные музыкальные фестивали в этой квартире, известные как Декабрьские вечера.

Круг знакомств Святослава Рихтера был необычайно широк, в него входили выдающиеся современники пианиста. Множество дружеских подарков сохранилось в его мемориальной квартире, одним из самых дорогих был дар великого Пикассо – керамическая сувенирная тарелка с автографом.

Талантливейший гражданин Франции, испанец по происхождению, Пабло Пикассо творил как живописец и график, оформлял театральные спектакли, в том числе балеты Дягилева в Париже. После второй мировой войны увлекся керамикой, занимаясь всем циклом работы от формования и обжига до росписи.

Не все комнаты мемориальной квартиры имеют привычную для жилых помещений меблировку. Одна из них полностью отведена под многочисленные фотоснимки хозяина квартиры. Фотографировали Святослава Рихтера многие мастера в силу публичности его деятельности, но сам он фотографироваться не любил и отказывался от фотосессий.

Чтобы заглянуть в спальню хозяина квартиры и пройти в его рабочий кабинет, необходимо миновать коридор, ведущий из предыдущих помещений. Спальня ничем примечательным не выделяется, за исключением висящего на стене отцовского портрета. Святослав Рихтер всю жизнь хранил память о своем отце, погибшем от необоснованных подозрений.

Одаренный и образованный музыкант, Теофил Данилович приложил немало стараний для обучения сына основам музыкальной культуры.

Рабочий кабинет Святослава Рихтера обходился без традиционного письменного стола, для музыканта таковым был рояль и при необходимости – откидная столешница секретера. Сейчас под защитным стеклом здесь хранятся особо чтимые хозяином кабинета раритетные предметы.

Деревянный младенец на тумбе мебельного набора – совсем не детская игрушка, это сувенир из Франции, где Рихтер основал первый свой музыкальный фестиваль. Изображение юного Иоанна Крестителя напоминает о памятном событии.

Расположенный на стене над фигуркой младенца небольшой пейзаж в рамке – подарок вдовы Михаила Булгакова, принадлежащий кисти Мартироса Сарьяна, замечательного певца природы Армении. Памятные сувениры расставлены и на верхних перекрытиях книжных шкафов, и на полках с книгами.

Собственный кабинет был и у супруги Святослава Рихтера, оперной певицы Нины Львовны Дорлиак, которая ненамного пережила мужа и завещала квартиру музею имени Пушкина. Рояль здесь также в наличии, есть мебельный гарнитур изысканной работы.

На стене привлекает внимание выразительный портрет хозяйки кабинета, выполненный давней знакомой супругов, грузинской художницей Кетеван Магалашвили.

На столике под портретом зеркало на длинной ручке, непременный атрибут репетиций оперных певиц. Зеркало расположено поблизости, на противоположной стене кабинета.

Как оперная певица супруга музыканта была достаточно известна, имела высшее актерское звание народной артистки СССР. Особо посещаемыми были совместные выступления супругов. Позднее Нина Львовна преподавала в Московской консерватории, была профессором кафедры вокального мастерства. Наряду с этим она же была домашним секретарем и распорядителем гастролей великого пианиста.

Непритязательный по своим запросам Святослав Рихтер ценил московское жилище, и особенно отлично оборудованный концертный зал. Наравне с домашними удобствами ему нравился великолепный вид из окон на московский центр. Как на ладони видны отсюда все исторические сооружения Кремля, крепостные стены и сторожевые башни, купола великолепных соборов.

Увидеть эту прекрасную картину за окном можно при посещении мемориальной квартиры Святослава Рихтера, которая доступна по предварительному согласованию, либо при посещении концерта. Но, конечно, гораздо интереснее пейзажей Москвы музейные экспонаты и погружение в атмосферу, окружавшую величайшего пианиста.

В 1999 г. у Музея изобразительных искусств открылся новый филиал Музей-квартира С.Т.Рихтера. Свой первый концерт в ГМИИ Святослав Рихтер сыграл в 1949 г., он сыграл две сонаты Бетховена. Между С.Рихтером и директором ГМИИ И.Антоновой завязалась тесная дружба, которая открыла новые точки соприкосновения музыки и изобразительного искусства.

Музей-квартира С.Рихтера располагается на Б.Бронной улице. С 16 этажа открывается отличный вид на старую застройку центра Москвы. При слове музей - возникают образы старинной усадьбы с колоннами. Музей-квартира Рихтера находится в типовом кирпичном доме, но, попадая в него, погружаешься в особую атмосферу. Внутри квартиры все обустроено для дела - рояль для репетиций, шкафы для нот, комната отдыха. Рядом с роялем на подставке обычно стояла репродукция, которая ассоциировалась с репетируемой пьесой: Делакруа, когда играл Шопена, Гойя и Шилле - Шуман, Брейгель - Брамс, Малевич - Скрябин.

Рихтер не преподавал, но много репетировал с молодыми артистами, для многих из них эти репетиции стали "Университетами".

Несмотря на то, что Рихтер не был коллекционером, его дом украшен картинами. Он хорошо разбирался в искусстве, порою устраивал у себя дома выставки молодых художников.

В 1978 г. в ГМИИ состоялась выставка "Музыкант и его встречи в искусстве" где были представлены портреты людей, которых Рихтер знал и любил. Музыкант выступил в роли составителя каталога, здесь проявился его литературный талант. Так он описал Пикассо "никогда не забуду этого человека с раскаленными как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе всех. Он бегал по лестнице, как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по сене растения. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера не дрогнувшей руки".

С.Рихтер и сам увлекался искусством. Дружба с художницей А.Трояновской переросла в увлечение Рихтера пастелью. В собрании мастера есть произведения российских художников - В.Шухаева, П.Кончаловского, Н.Гончаровой, А.Фонвизина, зарубежных - Х.Хартунга, А.Колдера, Х.Миро, П.Пикассо. Большую часть своего собрания от завещал ГМИИ, картины теперь находятся в Музее Личных коллекций, экспозиция в мемориальной квартире Рихтера меняется. В одной из комнат выставлены его собственные пастели. Фальк отмечал в пастелях Рихтера "Удивительное ощущение света". А.Трояновская говорили, что Рихтер работал только по впечатлению и по памяти. Здесь представлены работы "Улица в Пекине", "Сумерки в Скатерном переулке", "Ереван", "Москва".

В музее есть комната Нины Дорлиак, певицы и жены музыканта. В 1945 г. они впервые выступили вместе на авторском вечере С.Прокофьева. В это время начался союз Дорлиак и Рихтера на сцене и в жизни. Вскоре Нина Львовна посвятила себя семье и преподаванию в Консерватории, но для Рихтера жена оставалась самым главным другом и судьей. Рихтер и музыка неотделимы, так было в то время когда он был жив, музыка сейчас - главная составляющая музея. Когда можно прийти, спросите Вы заведующую музеем. Самый вероятный ответ, приходите когда будут репетировать выступление. Знакомство с музеем под звуки живой музыки - большая редкость для других музеев, но для музея Рихтера - это скорее правило. В музее проходят концерты и музыкальные вечера. Фестиваль "Декабрьские вечера" авторитетное явление и в музыкальной и культурной жизни страны (Н.Трегуб)

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории.

Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины.
В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.