Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. VII класс (68 часов) Роды и жанры литературы

Урок 63. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Русская литература , в общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых писателей , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, М. Шолохов , Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, С. Есенин , М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики А. Твардовского , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946-1953 гг.); "оттепель" (1953-1965 гг.); застой(1965-1985 гг.), перестройка (1985-1991 гг.); современные реформы (1991-1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.

В основе эпического рода литературы лежит сюжетное повествование о жизни персонажей во всем ее многообразии. Эпическое произведение может «вобрать» в себя большое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, что недоступно произведениям лирическим и драматическим. Внутри эпоса выделяются следующие жанры: очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея, роман-эпопея.

Очерк - это малая эпическая форма. Как правило, в очерке изображается одна или несколько сцен, в которых воспроизводится встреча с тем или иным типом людей в очень короткий период времени. В качестве примера можно привести очерки М. Горького «В Америке».

Рассказ также является малой эпической формой, имеет небольшой размер. В центре рассказа находится судьба героя в определенный момент его жизни. В русской литературе XIX века мастером рассказа по праву считается А.П. Чехов. К этому жанру относятся «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, многие произведения В. Шукшина, целые циклы В. Распутина («Век живи – век люби», «Что передать вороне»).

Новелла - это тоже малая эпическая форма. В ее основе одно необычное событие, имеющее неожиданный финал, как, например, в «Господине из Сан-Франциско» И.А. Бунина.

Повесть - средняя эпическая форма. В ней есть одна сюжетная линия: история жизни одного человека в столкновениях с судьбами других людей. Повесть охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев. Повести создавали Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Л.Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), А.П. Чехов («Палата № 6»), В.Г. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» и др .

Роман - большая эпическая форма, в которой раскрывается история формирования характеров многих персонажей. В романе наличествует нескольких сюжетных линий, большое количество действующих лиц. Условно выделяют социально-бытовой роман: человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия («Обломов» И.А. Гончарова), психологический роман: столкновения внутреннего мира человека с внешним миром («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского); исторический роман: действие развертывается на фоне исторических событий («Капитанская дочка» А.С. Пушкина); философский роман: раскрываются главные проблемы человеческого бытия (« Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого»).

Э попея описывает момент истории, важный для судеб целого народа (государства). Этот жанр характеризуется значительным объемом, большим пространством действия, большим количеством персонажей (обычно представлены все слои населения). Например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, где насчитывается более 600 героев, описывается национально значимое событие -война 1812 года. Автор предоставляет право духовно ищущим героям внести свою лепту в спасение России (Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Драматическое произведение, как и эпическое, воссоздает поступки людей и их взаимоотношения. Однако в драме отсутствует развернутое описательное воспроизведение событий. Драматическая литература предназначена, прежде всего, для сценической интерпретации, поэтому основной ее текст – цепь диалогов и монологов персонажей.

В XVII веке драма делилась на трагедию и комедию. Трагедия отличалась «высокой» тематикой, наличием исторических героев и «трагической» развязкой (гибель героя). Особенностью трагедии было большое количество монологов.

Комедия противостояла трагедии. В ней говорилось о современности, использовались приемы комического. Как правило, в произведениях этого жанра преобладала счастливая развязка (свадьба героев).

В XVIII веке появилась драма . Она стала срединным жанром. Как и комедия, драма воспроизводила преимущественно частную жизнь людей, однако главной ее целю было не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготела к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия были не столь напряженными и допускали возможность благополучного разрешения.

Надо сказать, для XIX в. характерно смешение драматических жанров и разрушение твердых границ между ними. Так, например, до сих пор ведутся споры о том, к какому жанру можно отнести «Грозу» А.Н. Островского. К трагедии принадлежат «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Русские люди» К. Симонова; к драме - «Три сестры» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького; к комедии - «Ревизор» Н.В. Гоголя, многие пьесы А.Н. Островского («На бойком месте», «Горячее сердце», «Лес»), А.П. Чехова («Вишневый сад», «Чайка»), В.В. Маяковского («Клоп», «Баня») и др.

Литературные направления XX века

Символизм

Литературно-художественное направление конца 19-го - начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.

Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.

Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда - господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Акмеизм

Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.

Мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" акмеисты противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.

Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу "Цех поэтов" (действовала с 1911 - 1914, возобновилась в 1920 - 22гг.). В 1912 - 13гг. издавали журнал "Гиперборей" (редактор М.Л. Лозинский).

Футуризм

(Произошло от латинского futurum – будущее).

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.

Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием "человека толпы" хаотический пульс технизированной "интенсивной жизни", мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как "гигиены мира", что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:

а) "Гилея" (кубофутуристы) - В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;

б) "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;

в) "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;

г) "Центрифуга" - С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.

Имажинизм

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

http://raal100.narod.ru/index/0-477, http://www.ote4estvo.ru/

Урок № 1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы. История открытия

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена,
И нет у нас иного достоянья:
И.А. Бунин. "Слово"

1. Литература Древней Руси.

Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.

С чем связано возникновение древнерусской литературы?

Каковы основные темы литературы XI - XIII веков?

Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?

Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть , как правило, повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Жанр - исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, описываемых "по летам", т.е. в хронологическом порядке.

2. "Слово о полку Игореве".

Величайшим памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве".

А) История открытия; (Слайд №2)

Б) Изучение памятника; (Слайд №3-4)

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории "Русской правды" - первого русского сборника законов.

Когда монах подал уму рукопись (а было это в 1792 году) у Мусина- Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.

С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст "Слова:". До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много "темных мест", которые значительно сократились благодаря стараниям ученых.

В) Происхождение "Слова:" (Слайд № 5)

"Слово о полку Игореве" имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения "Слова", из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца (современные Северский Донец и Уды) создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст "Слова" говорит также о том, что автор хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями - княжествами.

Г) Историческая основа; (Слайд № 6)

В начале1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение. Князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре Игорю удается бежать из плена.

Д) Оценка исторических событий современниками; (Слайд № 7 - 8)

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.предыдущего годаРассказ о походе начинается словами: "Того же лета здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лет со всею князьею, но сами поидоша о себе, рекуще: мы есмы ци не князи же?..". Согласно этому рассказу, с Игорем в поход идут два сына, и сходятся князья у Переяславля. Заметившие приближение княжеских ратей половцы, говорится далее, послали "по всеи земли своеи" за помощью, выступили русским навстречу, вынуждены были принять бой до подхода основных своих сил, потерпели поражение и, бросив свои вежи с женщинами и детьми, бежали. Расходясь в хронологии похода с Ипат., Лавр. лет. сообщает, что после захвата половецких веж победители три дня стояли там, веселясь и гордясь тем, что они нанесли поражение половцам в их земле, тогда как князья, ходившие на половцев с вел. князем Святославом, бились с ними, "зря на Переяславль", в своей земле, "а в землю их не смели на них ити". Русичи будто бы строили планы продолжения похода на половцев за Дон, чтобы избить их "до конца", а в случае успеха - и далее, в "луку моря, где же не ходили ни деди наши", - "а не ведущи Божья строенья", - замечает летописец... Подошедши первыми, половецкие воины три дня вели стрелковый бой с русскими, не пуская в ход копий и не подпуская русских к воде. Когда же пришли основные половецкие силы, русские "ужасошася" их количеству; измученные к этому времени жаждой, они сумели немного продвинуться к воде, а затем половцы "притиснуша" их к реке и в жестоком бою нанесли им сокрушительное поражение. Лаврентьевская летопись места, где произошла последняя битва, не указывает, известие о случившемся и предложение половцев позаботиться о выкупе пленных принес на Русь некий "гость", купец. Князь Святослав собрал на Руси дружины и выступил против половцев к Каневу, те бежали за Дон, и тогда русские разошлись "в страны своя", а половцы, вернувшись, взяли все города по Суле и три дня бились у Переяславля.. Далее коротко говорится о побеге князя Игоря из плена "по малых днех", при этом летописец выражает свою радость, цитируя Писание, сравнивая спасение Игоря "из руку поганых" со спасением библейского Давида от преследовавшего его Саула. О положении русских в половецком плену здесь сказано: "А они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми многими железы и казньми", - слова, которые Моск. летописный свод кон. XV в. интерпретировал так: после бегства Игоря прочих пленников "начаша твердо держати и многими железы отягчати их" Завершается рассказ Лавр. размышлением о казнях Божиих, заимствованным из статьиМнение об очень относительной ист.достоверности повествования о походе Игоря Лавр. лет. высказал и М. Н. Тихомиров : "Если бы не было другого рассказа о походе Игоря в Ипатьевской летописи, мы были бы лишены возможности даже предположительно говорить о месте битвы и маршруте похода Игоря Святославича. Объяснить эти особенности рассказа о походе Игоря в Лаврентьевской летописи можно двояким путем: или летописец пользовался устными рассказами и сделал запись на севере, где плохо представляли топографию Половецкой степи, а Переяславль казался постоянным местом, откуда совершались походы в степь; или рассказ о походе Игоря против половцев был настолько сокращен, что от него остались одни выдержки"

В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


  1. Чтение "Слова о полку Игореве"

  2. Характеристика героев "Слова:"

    1. кн. Игорь;

    2. кн. Всеволод;

    3. кн. Святослав;

    4. кн. Ольга;

    5. русская дружина;

    6. образ природы.

  3. Выучить отрывок.
Урок №2 ТЕМА: Сюжет и специфика образов "Слова о полку Игореве"

ЭПИГРАФ:

Святослав - общая мысль произведения.
Ярославна - лирическая песня.
Е.Осетров.

ПРОВЕРКА Д/З

А) пересказ сюжета по плану; (Слайд №10)

Б) чтение наизусть отрывка

ПЕРСОНАЖИ "СЛОВА:"

Герои поэмы живут и действуют в один из переломных моментов в истории своей родины. В Киеве в это время княжит двоюродный брат новгород-северского князя Святослав Всеволодович. За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь требовал власти над городами Киевской Руси. 12 лет сохранялось двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежали Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это двоевластие прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.

Русские земли объединяла православная вера, общая письменность и язык, но в разных княжествах возникали уже свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора "Слова:". Автор раскрывает характер героев через их отношение к насущным интересам отечества.

Рассказ учащихся о героях и запись в

1в.- кн. Игорь(Слайд № 11)

(Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачев так охарактеризовал князя Игоря(запись в тетради): "Игорь Святославович - сын своей эпохи. Это " средний" князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины").

2в. - кн. Всеволод (Слайд №12)

(Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, "своим золотым шлемом посвечивая, - там лежа поганые головы половецкие". Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается наперерез отступающим -" Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода"

3в. - кн. Святослав. Чтение наизусть.(Слайд №13)

В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? ("На врага не вовремя напали", "ваше сердце:закалилось в буйстве самочинном".)

С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять " за Русскую землю, за Игоревы раны". Себя он сравнивает со старым соколом, который " никому не даст гнезда в обиду".)

Святослав - государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.

Ярославна - женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи.

4в. - кн. Ярославна (Слайд №14)

К каким силам природы обращается Ярославна?

В чем и почему она упрекает Ветер?

(В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, т.е. с половецкой стороны.)

Почему героиня обращается к Днепру?

(Он силен и могуч, был верным союзником Святослава в его походе против половцев, и Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

Почему к великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека?

(Его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

5в. - Русская дружина (Слайд №15)

(Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда "кровавого вина не доста". Автор укоряет Игоря за то, что он "погубил богатство" и оставил "русское золото" (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой.

6в. - Образ природы (Слайд №16)

(В развитии событий поэмы деятельную роль играет природа. Автор превращает ее в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ "СЛОВА:"

Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на "землю Русскую". Этой идее подчинено не только "Золотое слово" Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины - одерживали победы; вступили в распри - принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев - Игоря и Всеволода - подчинена этой идее. именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от рапрей, когда отец шел на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы "Киев от горя, а Чернигов от напастей".

1) определить жанры трех основных частей;

2) выписать рефрены в порядке их следования;

3) выписать эпитеты, метафоры, сравнения;

4) инд. задание " Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве".

Урок № 3 Тема: Художественные особенности "Слова о полку Игореве": специфика жанра, самобытность языка, образ автора, образ русской земли

1. Специфика жанра, самобытность языка.

Жанровая особенность слова

1 часть - воинская повесть

2 часть - жанр "Слова:"

3 часть - плач и слава

Как вы думаете, что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в единое целое?

(Любовь к родной земле, забота о судьбах русских людей)

2. Композиция произведения и чтение фрагментов.

В основе композиции лежит принцип переплетения триад. Использование этого принципа говорит о высокой литературной культуре автора. Внешнюю триаду составляют зачин, основная часть и концовка. Внутри основной части выделяют, в свою очередь, три части: повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями; центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, "золотое слово", сливающееся с авторскими обращениями к князьям); заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

А какой композиционный прием помогает скрепить различные части текста?

Обратимся к рефренам . Для произведений устного народного творчества характерны повторы. Автор "Слова:" использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые "держат" композицию всего произведения (будем называть их рефренами).

Рефрены, выписанные из произведения .

Рефрены словно переплетаются между собой, создавая особый колорит, придавая цельность произведению.

2. Основная часть.

Первая часть.

": Ища себе чести, а князю славы".

"Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы"

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

" : А храбрые русичи перегородили червлеными щитами"

"Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось".

"Унылы городские стены, и веселие поникло"

Вторая часть.

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

Часть третья.

"Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось".

3. Концовка.

"Страны рады, города веселы".

Средства художественной выразительности

По словам В.Г.Белинского, поэма "Слово о полку Игореве" - "прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии"

Какие средства художественной выразительности вы нашли в "Слове:"?

В тексте произведения неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения: например, битвы - с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам - сватам недостает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы. Так, картина бури в степи незаметно переходит в изображение грозного наступающего половецкого войска. В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества: "серый волк", "сизый орел", "борзые кони", "чистое поле", "черная земля", "зеленая трава", "светлое солнце".

Старинные народно-поэтические эпитеты в основном верно характеризуют изображаемый предмет (или явление), но всегда приписывают ему одно и то же свойство. Автор "Слова:" уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно мы встречаем в поэме такие эпитеты, как "вспугнутые лебеди" (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение "белые лебеди"), "серебряные берега" (в творчестве народных сказителей - "крутые берега") и т.п.

Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня? (Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей - традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена). Народной песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава - метафорический пейзаж).

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор "Слова" воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов "Слова о полку Игореве". А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных "Слову". В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию "Слова о полку Игореве".

Сообщение учащихся.

Сделаем вывод : ": Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, - основной художественный образ "Слова:"" (Д.С.Лихачев).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


  1. В чем вы видите идеал автора? (письменный ответ на вопрос)

  2. Индивидуальное: сообщение об опере А.П.Бородина "Князь Игорь".
Урок №4 Тема: Значение "Слова:" в русской культуре

Р/р Подготовка к домашнему сочинению.

1. Поэтическая минута. Чтение наизусть отрывка из "Слова"

2. Ответ на вопрос домашнего задания.

Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. "Слово" - это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

3. Значение "Слова:" в русском искусстве.

"Слово:" не раз вдохновляло писателей, поэтов, композиторов. Писатели и поэты XIX века (И.Козлов, В.Жуковский, А.Майков) и нашего времени (И.Новиков, Н.Заболоцкий и другие) создали многочисленные переводы и переложения "Слова:". (Слайд №18)

Существует несколько сотен переводов "Слова о полку Игореве" на различные языки (многие представлены на сайте "Параллельный корпус переводов "Слова о полку Игореве"").В русской культуре сложилась особая традиция перевода "Слова". В числе переводчиков "Слова" на современный русский язык ряд крупных русских поэтов - В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл "Слово" на английский язык. Известные переводы "Слова" на русский язык принадлежат таким крупным филологам-исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов

Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков "Слова" на другие языки: на украинский - Иван Франко, на белорусский - Янка Купала, на польский - Юлиан Тувим, на французский - Филипп Супо, на монгольский - ЦэндийнДамдинсурэн, на немецкий - Райнер Мария Рильке, на иврит - Арье Став и др.

К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных "Слову". В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию "Слова о полку Игореве".

Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.

(Слайд № 19, 20)

Опера "Князь Игорь" с прослушиванием фрагментов. (Слайд № 21)

Сообщение об опере "Князь Игорь"

4. Р/р Подготовка к домашнему сочинению (обучающее).

Русская земли и родная природа в "Слове о полку Игореве"

Обсуждение плана

Тема: Русская земли и родная природа в "Слове о полку Игореве"

1. Вступление. Идея похода. Природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

Возможные варианты:

а) классический: "В апреле 1185 г. черниговский князь Игорь Святославович предпринял поход против половцев. События Игорева похода и последовавших за ним бед легли в основу памятника древнерусской литературы XII в. - "Слова о полку Игореве".

б) от цитаты: "Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла:" - так начинается повествование о бесславном походе Игоря а половцев в апреле 1185 г.

в) проблемный: XII в. Каким зловещим должно было казаться русским воинам, воспитанным в эпоху, когда сильны были языческие представления, солнечное затмение! Почему же не остановило оно дружину Игоря, выступившего против половцев? И почему тогда столь торжественно-тревожно звучит голос автора?

2. Главная часть.

Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

Как природа переживает поражение Игорева войска?

Обращение к силам природы в "Плаче Ярославны".

Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

Роль рефрена "О Русская земля! Ты уже за холмом:".

3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы, прекрасной и страдающей Родины, автор "Слова:" проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


  1. Написать сочинение

  2. Пересказ стр. 30-31 учебника.

  3. Определение классицизма.

Сочинение

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество - фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народное творчество еще называют и фольклором, который в переводе означает - народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны - это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п.

Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей - что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка - тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление.

Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня - гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак - защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение.

Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева - это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость.

Украинская народная песня - самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества.

Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков.

* Наша дума, наша песня
* Не умрет не погибнет.
* Вот где, люди, наша слава, Слава!

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Урок 2

Тема : Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

Цель : кратко познакомить учеников с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы; сформировать представление о специфике древнерусской литературы, особенностях ее традиций; обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы

Задачи:

Предметные: Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; жанровые особенности. Понимать: патриотический пафос произведений Др.Руси Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи : история, русский язык.

Тип урока : урок усвоения новых знаний и формирования новых понятий.

Оборудование : учебник

Ход урока

I.Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

Слово учителя.

Вы уже знаете, что возникновение литературы на Руси связано с принятием христианства как государственной религии. Сегодня наша цель - получить самое общее представление о древнерусской литературе и познакомиться с одним из ее памятников.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения, написанные в 11-17 веках. Они представлены разными жанрами. Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Среди них летописи, хождения, поучения, жития, послания, сочинения ораторского жанра и др. Самый первый древнерусский памятник указать невозможно, так как первые памятники, первые книги не дошли до наших дней. Первый дошедший до нас памятник древнерусской литературы -

«Повесть временных лет».

Известно, что кроме церковных книг на Руси получили распространение книги, посвященные истории страны, связей ее с историей всемирной. Велись записи обо всем важном, что происходило в стране: о князьях и их борьбе за власть, о нападениях врагов и борьбе с ними. Такие книги получили название летописей.

Слово «летопись» произошло от двух слов: лето, и писать. Таким образом, летопись - это сочинение, повествование излагается по годичному принципу. Основу повествования в летописи - годовая запись (краткое сообщение о событии, без описания), летописная повесть (подробным рассказом о событии) и некрологическая характеристика (описание князя и похвала ему).

Будучи авторскими, литературные произведения, как правило, анонимны, так как, с одной стороны, древнерусские авторы редко указывали в рукописях свое имя, считая лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой - древнерусские тексты распространялись в рукописном ни I и древние книжники при переписывании могли перерабатывать и тексты, становились «соавторами». Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.

Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской лавры Никон, которого называл Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть...» - плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатания в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным, ученым-книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и все важное, что случалось за год, вносилось в летопись.

Еще выделяются следующие жанры древнерусской литературы:
Житие
Слово
Поучение
Повесть
также сюда относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Житие
Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития
Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
Святой не боялся смерти.
Заканчивалось житие прославлением святого.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слово
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.
Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.
Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

Повесть
Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Послание – обычно использовались в публицистических целях.

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Литература древней Руси
Общая характеристика периода

Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность.
Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык – это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека.
На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература.
Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Как писали древнерусские книги?
Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницы которых изготавливались из воловьей кожи. Книги переплетали в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необходимо было экономить. Именно поэтому древнерусские книги писали особым образом: в книгах между словами не было интервалов. Естественно, читать такие книги было очень нелегко. Кроме этого, многие часто употребляющиеся слова писали не полностью. Например, БГ – Бог, БГЦ – Богородица, НБ – небо. Над такими словами ставили знак «титла» - сокращение. Из-за дороговизны материала книги стоили целые деревни. Позволить себе иметь книги могли только богатые князья.

Книга – источник Божественной благодати
Одно из отличий древнерусской литературы от современной заключается в том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В Древней Руси понятия авторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукой книгописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доносит до людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера в это была сильна, поэтому долгое время никто не смел указывать в книгах свое имя. Но некоторые не могли удержаться и ставили неприметную, но так важную для них надпись типа «Азъ многогрЂшный (имя) руку къ сЂму приложилъ».
Сильна была вера в то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественную благодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом. Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, как минимум, недели.

Историзм древнерусской литературы
Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию – миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать все события, которые происходили на их земле, чтобы через книгу донести историю до потомков. Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устное бытование. Так в древнерусских текстах наряду с христианскими святыми упоминаются языческие божества. Это означало, что христианство существовало на Руси с исконной религией славян, которую принято называть язычеством, хотя сами язычники себя так не называли. Фольклор значительно обогатил древнерусскую литературу.
В древнерусской литературе не было лирики. Древнерусская литература, нося исключительно религиозный характер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтому в ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека. Максимальная объективность – один из основных канонов древнерусской литературы. Среди жанров в древнерусской литературе преобладали жития святых летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики, а также апокрифы. Древнерусскую литературу отличали религиозность и историзм.
Многие древнерусские книги до нас не дошли: их уничтожили пожары, часть была вывезена в Польшу и Литву, а часть уничтожили сами переписчики – старые надписи смывали, а поверх писали новые. Это делали в целях экономии дорогого материала, из которого книги изготавливались.

III Работа с высказыванием

Полезно, когда душа просит необычного»

А. С. Демин

Памятники Петру и Февронии:

Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета.

Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов.

Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность.

Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

В Самаре:

Памятник установлен в рамках программы “В кругу семьи”, появившейся в 2004 году по благословению патриарха Алексия II. В рамках этой же программы памятники святым Петру и Февронии сегодня открылись во Владивостоке и Омске, а за последние три года скульптурные композиции Муромским святым уже были установлены в Архангельске, Ульяновске, Ярославле, Сочи и Благовещенске.

Православные верующие 8 июля отмечают день памяти русских святых Петра и Февронии Муромских, покровителей супружеской верности и любви.

Святые благоверные Петр и Феврония – князья, правившие в Муроме в XIII веке. Супруги были образцом верности и любви друг к другу, в старости приняли монашество и вскоре скончались в один час. Будучи похоронены в разных могилах, их тела чудесным образом оказались рядом, гласит предание. После этого супругов похоронили в Муроме возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1547 году Церковь причислила их к лику святых.

IV . Закрепление пройденного материала

1. Беседа .