Картотека дидактических игр по изо. Дидактические игры по изобразительной деятельности. Упражнение «Палитра осени»

Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.

Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.

Безопасность ребенка в доме

Маленькие дети словно исследователи. Они бесстрашно лезут к розеткам, карабкаются на подоконники, засовывают пальцы в дверные проемы. Дети изучают мир на ощупь и на вкус, им не ведом инстинкт самосохранения. Все ново и интересно, родители должны быть начеку и сделать дом безопасным.

Домашняя ароматерапия

Домашняя ароматерапия - неиссякаемый источник полезных «чудес». Разогретые масляные экстракты трав, деревьев, цветов и специй источают яркий аромат, вдыхание которого излечивает головную боль и простуду, нормализует давление, избавляет от усталости, улучшает настроение, укрепляет иммунитет. И все эти чудеса возможны благодаря простому на первый взгляд предмету - аромалампе.
Классическая аромалампа состоит из подставки для плоской свечи и чаши для воды и масла. Вроде бы ничего волшебного, но... Добавьте несколько капель эфирного масла в чашу с водой, зажгите свечу - и через несколько минут ваш дом наполнится волшебными ароматами.

Аптечка для отпуска с детьми

Собираясь в отпуск с детьми, позаботьтесь о нужных лекарствах и вещах, чтобы отдых прошел без курьезов. Дети непредсказуемы, они могут беззаботно играть и бегать, а уже через минуту у них может заболеть живот, голова или во время активных развлечений возникнет травма. Какие же лекарства положить в дорожную аптечку и что не забыть перед отпуском?
Аптечка может понадобиться в любой момент, не стоит помещать ее на дно сумки. Упаковка аптечки должна быть прочной и легко открываться. Обязательно положите в нее влажные, спиртовые и бумажные салфетки, перекись водорода, вату, бинт и антисептическое средство. Это минимальный набор для гигиенических процедур и обработки мелких ссадин. Часто в дороге детей укачивает. На этот случай можно захватить питьевую воду и сосательные леденцы. Дети устают в дороге, не стоит забывать об их любимых игрушках, надо заранее продумать развлечения в пути, которые не доставят беспокойства другим пассажирам. Это мультики, песни, игры, рисование и т. д.

Елена Гирдзияускас

Думаю, никто не будет спорить со мной с тем, что изобразительное искусство оказывает благотворное влияние на всех людей, особенно на детей. Чтобы познакомить детей с искусством, мы, конечно, подбираем репродукции, фотографии, но этого оказывается мало для того, чтобы ребенок понял тему и ему было интересно. Поэтому в своей работе, как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, для ознакомления детей с искусством я использую ИГРЫ. Хочу предложить их Вашему вниманию.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ.

«Жанры живописи»

Цель: Закрепить знания детей об изображении пейзажа (портрета, натюрморта, сказочного жанра) и его признаках. Найти этот жанр среди других и обосновать свой выбор.

«Собери пейзаж»

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о

признаках времени года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний,

«Времена года и краски»

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, которые подходят осени, зиме, весне, лету.

«Части суток и краски»

Цель: Определить к какой части суток относятся предложенные пейзажи. Выбрать цветные карточки, с которыми ассоциируется та или иная часть суток.


«Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта. Составить композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)


«Семейный портрет»

Цель: Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры.

«Придумай и собери портрет»

Цель: Составить портрет из отдельных частей лица по собственному выбору и воображению.



«Портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей.



Часть 2. Картотека дидактических игр

по ИЗО в детском саду

Д/И «Большой – маленький»

Цель. Развивать умение видеть красоту природы, анализируя природные объекты и выделяя их свойства 9 величину). Учить сравнивать изображения.

Задание. Карточки с изображением больших и маленьких предметов (рыбы, цветы, листья и т.д.) игра может напоминать лото: на карточках больших слева – два объекта (большой и маленький, справа – две пустые клетки такого же размера, маленькие карточки с теми же изображениями).

Д/И «На что похоже?»

Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности.

Задание. На столе выкладываются несколько овощей и фруктов. Ребёнок называет свойства одного из них, а потом говорит, на что он похож или что на него похоже. Найти.

Д/И « Вершки – корешки»

Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части, развивать умения сравнивать, учить составлять изображе6нпия из двух частей, образующих единое целое, закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.

Задание. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки – корешки».

Д/И «Ягоды, овощи, фрукты»

Цель. Развивать умение анализировать, сравнивать (такой же), учить классифицировать (подбери все овощи, фрукты, ягоды по цвету), выкладывать ряды, состоящие из одинаковых изображений.

Д/И «Разрезные картинки»

Цель. Учить действиям анализа и синтеза, умение выделять части целого и из частей составлять целое, учить правильно называть получившееся изображение, развивать чувство формы, пропорции, детали.

Д/И «На лугу (в поле, в лесу и т.д.) расцвели красивые цветы»

Цель. Развивать восприятие цветов и оттенков, умение подбирать по цвету:

На лугу расцвели цветы тёплой цветовой гаммы;

-……холодной…….

-……разные…….

Д/И «Тёплый – холодный»

Цель.

Задание два листа, в середине одного круг красного цвета (тёплый), в середине другого круг синего цвета (холодный). Детям предлагаются разложить карточки – картинки, которые соответствуют цвету круга на листах.

Д/И «Подбери наряд»

Цель. Учить различать тёплые и холодные тона, формировать умение подбирать наряд для сказочных персонажей, развивать творческое воображение, чувство вкуса, речь.

Материал. Куклы; Снежная Королева. Огневушка –Поскакушка набор нарядов в определённой гамме.

Задание. Рассмотреть таблицы холодных и тёплых тонов.

Кому подходит наряд из холодных тканей и каких?

Кому можно сшить наряд из тёплых тонов?

Какой наряд подходит для Снежной Королевы?

Нарядите куколку.

Что случится, если мы перепутаем наряд?

Варианты вопросов можно менять.

Д/И «Подбери цвет сказочным героям»

Цель: учить выбирать цветовую гамму для отображения понятий добро и зло. Развивать творчество и фантазию.

Материал. Силуэты сказочных противоположных персонажей. (Баба Яга и Василиса. Квадраты и треугольники из цветной бумаги различной цветовой гаммы.

Задание. Разложить в разные стороны: для Бабы Яги квадраты, Василисы треугольники. Выбирая определённую цветовую гамму, учитывая характер того или иного персонажа.

Баба Яга. Какая она? Во что одета? Где живёт? Чем занимается?

Василиса. Какая она? Во что одета? И т.д.

Д/И «Дорисуй животных»

Цель: отработка технических навыков рисования животных.

Материал. Листы с нарисованными геометрическими формами и линиями. Используйте за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, круг, трапецию и т.д.

Линии: прямую, волнистую, замкнутую ит.д.

Задание. На первом этапе можно дать образцы, рисунки животных.

На 2 этапе рисунки должны выполняться по замыслу ребёнка.

Д/И «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много, а кукол две. Значит, всю посуду нужно и разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, это Даше. Давай подумаем вместе, как разделить лучше посуду.

Посуда одинаковая по цвету?

А какого цвета одежда у кукол?

Какая посуда подходит к кукле с красным бантиком?

А какую посуду можно отобрать для куклы в синем?

Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Д/И «Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где и чья шапочка.

Как же это узнать? Подсказка – посмотри на шарфики.

Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз,а теперь наоборот - снизу вверх.

Вспомни, каким цветом твоя шапочка?

Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные?

(это разные оттенки коричневого цвета)

Какой мишка тебе нравится больше всех?

Татьяна Кокорина

Мне как педагогу по изобразительной деятельности необходимо не только научить дошкольников рисовать , но и дать им основы цветоведения. Желательно, чтобы в первый класс они пришли, зная основные, дополнительные цвета, контрастные цвета, хроматические – ахроматические цвета и т. д. Также необходимо научить ребят смешивать цвета и знать какой цвет получается в результате смешения основных цветов. Конечно, отлично помогают в этом практические занятия, в которых детям даётся полная свобода экспериментировать с цветами. Но любые знания для дошкольников лучше давать в игровой форме, к тому же одни и теже знания, полученные в разной форме, лучше усваиваются. Поэтому возникла необходимость найти другой - игровой способ – чтобы закрепить знания о том, какой должен получиться цвет в результате смешения определённых основных цветов, а при диагностике легко и быстро проверить эти знания.

Мною была разработана и создана игра на смешение цветов «Крылья бабочек» . Для этого я нашла в интернете подходящий шаблон бабочки, скопировав необходимое мне число, окрасила их крылья и туловища, воспользовавшись программой Paint. Распечатала, вырезала, заламинировала и вот что у меня получилось.


Итак, игра на смешение цветов «Крылья бабочек» позволяет добиться следующих целей :

Дать и закрепить знания об основных и дополнительных цветах;

Дать и закрепить знания о том, какой дополнительный цвет получается в результате смешения основных цветов.

К окончанию старшей группы дети должны знать и различать такие жанры живописи как портрет, пейзаж, натюрморт. И конечно же здесь тоже нужны знания через игру.

Так появилась игра "Составь натюрморт". Все детали для неё я нарисовала гуашью и акварелью .

Цель игры : научить составлять натюрморт, соблюдая правила композиции и цветоведения.

Состав : фоны для натюрморта; вазы, корзины, кувшины, фрукты, овощи, грибы, ягоды;



контурные изображения натюрмортов;

карточки с изображением натюрмортов




Также необходимо научить дошкольников различать тёплые и холодные цвета. В этом поможет игра "Укрась кувшин".Игра научит не только украшать кувшин в соответствующей цветовой гамме, но и подбирать узор контрастный цвету кувшина, учить чередовать детали по цвету и размеру.





А с помощью следующей игры можно закрепить понятие «симметрия» .

Для этой игры я вырезала вазы и кувшины разных форм из картона коричневого цвета и разрезала их пополам. Цель игры : находить одинаковые половинки и составлять из них кувшины, вазы, бокалы.



Очень надеюсь что кому-то пригодятся мои идеи.

1. Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании

В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:

  1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.
  2. Игры, направленные на развитие воображения (воссоздающее и творческое).
  3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости .
  4. Игры, развивающие чувство ритма , умение составлять ритмическую композицию .
  5. Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой).
  6. Дидактические игры, помогающие различать стилизованные и реалистические изображения.

К I группе игр можно отнести дидактические игры:

  • “Дымковские мастера”;
  • “Составь свой узор” (городец);
  • “Укрась сам” (хохлома);
  • “Жостовские подносы” (жостово);
  • “Гжельские узоры” (гжель).

В этих играх дети закрепляют знания о элементах росписи по народным промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивалось творчество, активизировалась и обогащалась речь.

С дидактической игрой “Составь красивый узор” (разрезные картинки) может быть связано занятие по декоративному рисованию: роспись по мотивам народного декоративного искусства. Организовав игру (в процессе которой дети будут создавать узоры, складывая разрезные картинки внимательно рассматривая элементы узора, их цвет, композицию), педагог будет способствовать уточнению представлений детей о той или иной росписи. Это поможет им потом в создании узора.

Желание правильно составить узор заставит детей внимательно всматриваться в части узора на картинках, сравнивать их, объединять соответствующие части выделять мотивы орнамента.

Ко II группе относятся игры, направленные на развитие воображения и на нахождение закономерности следования узора.

Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, развивать воссоздающее воображени е.

А) Например: игра “Продолжи узор”.

Игровая задача: собрать бусы; продолжить дорожку; расставить вагоны; отремонтировать заборчик; помочь заштопать коврик и т.д. (игра имеет много вариантов).

Б) Игра “Лоскутное одеяло”.

Игровая задача: помочь игровому персонажу собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются воспитателем и могут меняться).

Материал: комплект деревянных кукол (разных по высоте, толщине); куклы сгруппированы в “семьи” по орнаментам.

Игровая задача: помочь куклам найти свои семьи.

Ход игры: Воспитатель ставит на стол одну (более сложный вариант 2-3 игрушки) куклу из любой “семьи” и говорит: “Сегодня я познакомилась с Анютой”. Посмотрите, какая она нарядная!” Педагог с детьми рассматривает одежду, головной убор на кукле, обращает внимание детей на орнамент - элементы узора и их чередование. “Кукла Анюта гуляла с родителями в парке и потерялась. Она просит вас ей помочь найти свою семью. Давайте отправимся в “парк”. Воспитатель подводит к другому столу. На нём расставлены деревья, качели, скамеечки из настольного театра. В парке гуляют несколько кукол. Дети рассматривают игрушки и по орнаменту определяют родителей Анюты и возвращают её родителям.

Второй вариант игры “День рождение куклы”.

Игровая задача: в конце праздника детям предлагается “отвести кукол- детей” к куклам - родителям. Если дети затрудняются, педагог помогает им определить, чем куклы похожи и чем отличаются “дети” и их “родители”

К III группе относятся игры и упражнения на развитие ручной умелости.

Цель - способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать координацию глаза и руки.

В младшей и средних группах: игра “Помоги довезти игрушки”.

Цель - учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.

Игровая задача: помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.

“Проплыть между препятствиями”;

“Пройти по лабиринту”;

“Найти клад”;

“Провести хоккейную комбинацию”.

К IV (четвёртой) группе относятся игры, развивающие чувство ритма; обучающие умению составлять ритмическую композицию.

Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким. Например, игра “Собери дорожку”.

Игровая задача:

  • для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);
  • для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);
  • для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”.

Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, воображения.

  1. Игра “Подбери узор”. Цель - кто быстрее на карте найдёт все свои фигурки.
  2. Игра “Рукавички”. Цель - подобрать пару (или комплект) по узору (орнаменту).
  3. Игра “Пуговичное ожерелье”. Цель - закрепить знание цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Игровая задача - сделать в подарок бабушке ожерелье.
  4. Игра “Математический планшет” (с 5 лет). Цель - умение конструировать на плоскости различные изображения. “Рисование резиночками”.

К пятой (IV) группе можно отнести игры, помогающие сформировать представления симметрии (центральной и осевой).

Симметрия - в переводе с греческого означает соразмерность. Рассматривают симметрию осевую и центральную.

Равновесие элементов в орнаменте достигается благодаря симметрии. Симметрия часто выступает как единственное средство выразительности.

Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления о симметрии; развивать воссоздающее и творческое воображение, совершенствовать изобразительные навыки.

  1. Игра “Разбитый сервиз”, “Археологи” (для старшей группы). Игровая задача - помочь восстановить первоначальный вид предметов (игры имеют много вариантов).
  2. Игра “Раскрась узор”.
  3. Игровая задача - помочь игровому персонажу раскрасить узор или какой-то предмет.

    Упражнения на симметричное вырезывание также формируют у ребёнка представления о симметрии - это вырезывание из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной в 4 и в 6 раз, аппликация из готовых геометрических форм на составление симметричных изображений (бабочка, ваза и т.д.).

  4. Увидеть симметрию в узоре помогает проведение игры “Волшебное зеркало”.

6. Детям предлагается поставить зеркало на середину (линии-ось) и увидеть полное изображение узора на предмете (на карточке), запомнить его и повторить (продолжить) на второй половине предмета (рисованием, аппликацией или выкладыванием готовых форм).

Игры на развитие цветовосприятия

Цель - развивать чувство цвета, формировать представление о том, что цвет является средством выразительности, закреплять умения составлять упорядоченные ряды.

Например:

  1. Игра “Платье для сестёр”.
  2. Игровая задача - раскрасить платья для сестёр - времён года так, чтобы сёстры догадались, где платье для зимы, для лета, для осени, для весны. (Изменяя цветовое решение, получают различные варианты декорирования платьев).

В старшей группе по декоративному рисованию ставится задача: научить детей умению стилизовать реальные образы, подчёркивая в предмете основное, характерное, опуская детали.

Стилизация - это декоративное обобщение, подчёркивание особенностей формы предмета с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, изменить цвет, отказаться от передачи объёма.

В одних орнаментах натуральные образы претерпевают небольшие изменения, в других всё выглядит предельно схематично.

Для ребёнка умение узнавать стилизованные образы и самостоятельно выполнять стилизацию - задача довольно трудная.

7. Использование педагогом творческих игр и упражнений по типу “превращалки” - даст ребёнку возможность самому стилизовать те или иные объекты, а также разовьёт творческие способности.

Игры - “превращалки”.

Цель - развивать воображение на основе комбинаторики, учить выделять главное и на основе этого подводить к использованию стилизации в изобразительной деятельности.

1. Игра “Превращение геометрических фигур”. Игровое задание - преврати в животное (в птицу, человека, растение и т.д.).

Усложнение: преврати геометрические фигуры во что-нибудь, но не повторяй то, что уже рисовал.

В младшей группе - игры не проводятся;

В средней группе - одномоментно предлагается не более 4-х геометрических фигур;

В старшей группе - не более десяти.

2. Игра “Петельки”.

Игровое задание - преврати петельку во что-нибудь.

3. Игра “Закорючки”

Игровое задание - нарисуй закорючку и преврати её во что-нибудь.

1) Можно поворачивать закорючку

2) Нельзя рисовать змей, деревья, цветы, облака, дым, воду, так как подобным образом можно преобразовать любую форму.

4. Игра “Клубочки”.

Игровое задание:

1) нарисуй клубочек и преврати его в дерево; бабочку;

2) преврати клубочек в цветочек и составь узор (на полосе).

Правил нет.

В процессе этих игр, наблюдая за превращением фигур в результате собственных действий, ребёнок познаёт вариативность создания образа, зависимость конечного результата от способов и приёмов, которые были использованы. У детей формируются творческие задатки личности. Дидактическая игра может быть включена в любое занятие. Это позволяет повысить интерес детей к занятию и активизировать их деятельность.

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности
и развитию речи в подготовительной группе

Тема: “Русский народный костюм”

Программное содержание:

  1. Учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле сорочки, сарафана, епанички.
  2. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме.
  3. Закрепить умение работать цветными фломастерами.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков через чистоговорку.
  6. Продолжать формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

Материал: силуэты сорочки, сарафана, епанички из белого и цветного картона /набор на каждого ребёнка/; иллюстрации с изображением русской девушки в нарядной старинной одежде /национальный костюм/; набор открыток “Русский орнамент; магнитофонная кассета с записью мелодий старинных русских северных хороводов; наборы цветных фломастеров; карточки с символами-знаками /из орнамента/.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию изображения русской девушки в праздничной старинной одежде.

Воспитатель: “Кто изображён на рисунке? Посмотрите, какая эта девушка стройная, изящная. Настоящая русская красавица! Как раньше в народе называли таких красавиц? /Лебёдушка, берёзонька, пава, ягодка/. А какими именами их называли в русских сказках? /Василиса Прекрасная; Варвара-краса, длинная коса; Марья-искусница; Елена Премудрая; Марьюшка - Ягодка лесная, рукодельница/. Наша красавица собралась идти на ярмарку. Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Что это за одежда? /Сорочка, сарафан, душегрея, епанишка; кокошник, платок/. Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались её красотой и говорили: “А идёт-то, а идёт, как лебёдушка плывёт; говорит, то говорит, словно реченька журчит. Или ещё так говорили: “Как красива, величала, выступает будто пава!” /Воспитатель предлагает девочкам показать, как ходить павой/.

Воспитатель: “Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде девушки? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определённый смысл, значение. Например, знак солнца.... Девочки выберите, пожалуйста, карточки с этим символом и покажите всем. Что солнце дарит людям? /Тепло, свет, плодородие/. /Поэтому и сам этот знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

На что похож этот знак? /На волны, на реку, на ручеёк/. Это знак воды. Ручеёк журчит и веселит нас, несёт радость, веселье. Другой знак - засеянное поле.

Мальчики, выберите и покажите всем, пожалуйста, карточки с этим знаком. Он приносит счастье, достаток в дом, богатство. Вспомните и назовите, символы на других карточках. /Дети показывают и называют: знак огня; символ земли, пропитанной водой; знаки небосвода с водой; символы семян, цветов, проросшей почки; знак земли и воды/. Узор в орнаменте мог быть вышит однотонными или цветными нитями. И это не просто так. Каждый цвет в одежде обозначает что-то своё: красный - благополучие, любовь, красоту; жёлтый - тепло и ласку; синий - радость; зелёный - мир; чёрный - богатство.

А знаете ли вы, для чего вышивали символы? (Они оберегали человека). Поэтому их называют оберегами. В зимнее время года одежду праздничную шили, украшали вышивкой, а весной юноши и девушки наряжались и выходили погулять: песни пели, хороводы водили, в игры играли. Давайте и мы с вами немного поиграем.

Воспитатель: “Журавли летят - весну на крыльях несут!”

Дети за ведущим ребёнком идут по кругу, выполняя движения и говоря слова чистоговорки:

“Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
“Где же лучшая земля?”
Отвечал он, пролетая:
“Лучше нет родного края!”

Воспитатель: “Сегодня мы с вами будем украшать одежду старинным русским орнаментом. Свою работу с символами-пожеланиями вы сможете потом подарить своим друзьям. Рисовать - “вышивать будем фломастерами. Не торопитесь, обереги - знаки прорисовывайте чётко, аккуратно, чтобы друзья легко могли прочитать в орнаменте ваше пожелание. Работать будем под музыку. Когда музыка закончится, то вы принесёте свои работы на выставку. Приступайте к составлению узора”. Воспитатель включает музыку. В конце занятия воспитатель предлагает каждому ребёнку рассказать, что он пожелал своим друзьям через орнамент.