Открытый урок по рисованию "техника штампа". Открытый урок по рисованию: «Храбрый лев Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство. Рисование дымковской игрушки»

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Республиканский семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание детей в работе дополнительного образования» 23.10.2014г.

Урок рисования

на тему «Нетрадиционные техники рисования»

Творческого объединения «Радужный цвет»

Выполнила:

Саитова Рупият Магомедовна

В.И.Сухомлинский

Урок на тему : «Нетрадиционные методы рисования» Тема « «Нетрадиционные техники рисования» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека.

Цели урока:

Знакомство с разнообразием нетрадиционных методов рисования.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;

Учить видеть прекрасное вокруг себя;

Обучающие:

Сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.

Воспитывающие: привить любовь к изобразительному искусству;

воспитывать художественный вкус.

Оборудование: бумага для акварели, краски, гуашь, кисточки, вата, вода, репродукции картин выполненных в нетрадиционной манере рисования, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.

Ход урока.

1. Организационный момент . Здравствуйте, ребята. На урок потребуются гуашь, краски и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня нас ожидает новая тема: «Нетрадиционные техники рисования» Мы научимся с вами рисовать интересные картины даже если у нас нет большого опыта в этом увлекательном деле.

3. Изложение нового материала, показ репродукций.

А вы знаете ребята, что ученые считают период древнего каменного века временем зарождения искусства. Именно тогда у людей появилась потребность рисовать и вырезать.

В 1868 году испанский археолог Дон Марселино де Сау- Туола нашел впервые рисунки древнего человека в пещере Альтамира (на севере Испании). С ним была его 8 летняя дочь, которая первая и обнаружила на потолке пещеры изображения бизонов и быков нарисованных красной охрой. Изображены они были в действии.

Учитель: И мы сегодня с вами будем учится рисовать. Но рисовать по иному, назовем это «Для тех кто не умеет…..»

Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, графити, карандашами, но на ряду с этим существует и нетрадиционная методика рисования.

    Рисунок своими руками

Нету кисточку-пропала,

Только я грустить не стала,

Обмокну я пальчик в краску

Нарисую пальцем сказку

    Ниткография

Нитку волшебную в руки возьму,

В краску ее хорошо обмокни

Листок белоснежный сложив пополам,

Ниточку эту протягивай сам

Раскрыв ты увидишь листок непростой.

Рисунок его украшает чудной

    Игры с кляксой

На альбом упала краска

На листе осталась клякса

Пририсую ей глаза

Пусть летает стрекоза

    Штрих

    Томпонирование

    Трафарет

    Мокрые рисунки- именно с этой техникой мы и ознакомимся сегодня

Эти необычные приемы рисования очень просты, но невероятно увлекательны!

Даже далекий от живописи человек захочет попробовать.

Впрочем у нас есть возможность в этом убедиться.

Я не буду учить вас рисовать, я познакомлю с техникой рисунка.
Нарисуете вы сами!!!

И в 10 лет, и в 7, и в5

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

(Берестов)

Приступим.
Берём кусочек акварельной бумаги.
Мокрой кисточкой хорошо смачиваем лист. Можно просто намочить под краном. На фото видно, что воды много.

Дальше самое интересное.
Набираем обильно краску на кисть так, чтобы она стекала с кончика и капаем куда считаем нужным на лист.
Она сразу так красиво начинает расплываться! Можно капнуть оттеночным цветом между или сверху.

Можно покрутить листик в разные стороны, давая стечь краске.

Если это будет букетик, то капаем зелени (листва).

Ждём когда окончательно расплывётся и высохнет. Только после этого подрисовываем горшок или вазу и фон.

Тёмными пятнышками между цветами создаём глубину.

Аналогично. Смачиваем фон, капаем.

Листва

Ваза, фон и "глубина"

здесь использован прём набрызга.

В этих работах важно не переусердствовать! Минимум добавленных деталей, глаз сам "дорисует" необходимое.
Переизбыток подрисовки неизбежно испортит работу.

Листики - отпечатки кисточки.

Фон.

А это другой способ создания цветов.
Берём кусочек газеты (полиэтилена), комкаем в небольшой шарик, мажем кисточкой в нужный цвет. Можно жидко развести краску на одноразовой тарелке и макать туда комочек.

стебельки

листики-отпечатки

Эта техника особенно хороша при работе с детьми. Ничего сложного. Удачи!!

Учитель: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.

Учитель: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей «Ум ребенка-на кончиках его пальцев»

Вспомните какие методы нетрадиционного рисования мы узнали.

1. С каких времен люди рисуют?.

2. Кто первый обнаружил наскальные рисунки?

Итог урока.

Рисование это интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов и нетрадиционных техник рисования создаются живописные изображения.

Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус. Рисование нетрадиционным способом дарит детям незабываемые ощущения от непосредственного взаимодействия с красками.

Эмоции, вызванные изобразительным искусством способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовно-нравственным ценностям, развивают их способности и творчество.

Творчество есть соучастие в сотворении мира! (Альт Шулле)

СПАСИБО ВСЕМ!

Список литературы:

2. Газета «Семья» №46/ 2009 стр. 27

3. «Искусство» №16 /2007

4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. – М.: Просвещение, 1993.

5. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.;

Нина Харламова

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры »

Тема : "Морозные узоры "

Цель : способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы;

1. Развивать зрительную наблюдательность, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

2. Совершенствовать умения и навыка детей в рисовании ;

3. Развивать воображение и творчество в выборе материалов для рисования .

Материалы для занятия : Материал на выбор : воск, свеча, акварель, тонированный альбомный лист в форме окна, гуашь белая, кисть тонкая №2, стаканчик с водой, презентация «Морозные узоры » .

Ход занятия:

Отгадайте загадки :

Не дождавшись тепла,

Среди зимнего дня,

Распустились цветы,

На окне у меня.

Подошла я к цветам,

Но не пахли они.

Для чего ж они выросли,

В зимние дни? (Ответы детей)

Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а волшебную. Жила маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она со своими подружками капельками. Летом они прыгали на землю в виде проливного дождя, играли с разноцветной радугой – дугой. А как только наступила зима, скучно им стало. Не разрешало им облако прыгать вниз. Захотела Капелька посмотреть, а что там за облаком. Спрыгнула она вниз и сразу превратилась в красивую Снежинку.

Ребята, подскажите, почему же Капелька превратилась в Снежинку? (ответы детей) . Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей) .

А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.

Я сегодня поутру не смогла

Оторвать свои глаза от стекла.

Вот опять мне свой сюрприз преподнёс

Этот сказочный художник Мороз .

Предо мной предстало чудо явление -

Художника морозного плодотворения

Он не просто там что - то малюет,

А он сказку на окне рисует.

(ответы детей) .

Ребята я предлагаю вам посмотреть, какие бывают морозные узоры (просмотр презентации «Морозные узоры на окне » ).

Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры ! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?

Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то прекрасные дворцы, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах ?

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Мороза Ивановича есть волшебный посох, он дует на стекла холодом, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. Так растут кораллы в морях и океанах. Только очень медленно, а морозные узоры появляются мгновенно, иногда за несколько часов. И в итоге получаются разные узоры и рисунки , в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры , а художником здесь, без сомнений, является Дедушка Мороз . Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы» .

На всех ли окнах появляются морозные узоры ? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка .

А ведь морозные узоры можно нарисовать самим , для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать или украсить стекло (зубной пастой, белой гуашью, воском или искусственным снегом) . Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз ) .

Я вам тоже предлагаю стать помощниками Дедушки Мороза и научиться рисовать морозные узоры . Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка , акварель или гуашь, воск или белила.

Можно предложить детям нарисовать «морозные » узоры , в стиле кружевоплетения, применяя декоративные элементы - точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия с узелком.

Звучит музыка Свиридова «Отзвуки вальса» , П. И. Чайковского

«Святки» .

Дети приступают к работе. По ходу деятельности педагог обращает внимание детей на плотное заполнение, элементами поверхности листа соблюдая последовательность - от центра к краям.

Напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.

Индивидуально помогает советом детям, у кого возникли затруднения.

Рассматривание результатов работы.

По окончании свои работы дети с помощью педагога прикрепляют свои работы на окно. Рассматривают работы. Педагог предлагает каждому ребенку рассказать о том, какие узоры они увидели на окне .

Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.

Педагог доп. образования

Конспект открытого занятия по изо «Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением) «Отражение деревьев в воде»

Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений. Совершенствовать технику рисования акварелью и гуашью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Показать детям связь между разными видами искусства.

Материалы: Белые листы А3, акварельные и гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, губки, салфетки, палитры, перчатки, восковые мелки.

Пособия: Произведение П.И. Чайковского «ОКТЯБРЬ» , репродукции ранней и поздней осени, ветка с листьями зеркало.

Литература: Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, стихи З.Федоровской «Осень» и А.Плещеева «Поздняя осень»

Предварительная работа:

Ход занятия:

Ребята, у нас с вами сегодня много гостей, они пришли посмотреть, как мы становимся волшебниками и превращаем чистые листы в красивые работы. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся) А теперь проходим и садимся на свободные места. Я приготовила для вас загадку, послушайте внимательно и скажите о чём речь:

Что за волшебница краски взяла,
Листья покрасила, с веток смела,
Мошек упрятала спать до весны,
«Что за волшебница?» - спросите вы.

Дети: Осень!

Восп-ль: Молодцы, а как вы догадались? (ответы детей)

Я вам открою один секрет: есть 2 периода осени! Кто-нибудь знает какие?

Дети: Ранняя и поздняя!

Восп-ль: Послушайте стихи и определите, в каком произведении, о каком периоде осени говорится:

З. Федоровская «Осень»

Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
В пурпуре зелёном только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лето!
Посмотрите, роща - золотом одета!

И второе:

А. Плещеев «Поздняя осень»

Миновало лето, осень наступила,
На полях и в рощах пусто и уныло
Птички улетели, стали дни короче
Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи

В каком отрывке говорится о ранней осени, а в каком о поздней, почему вы так думаете?

А теперь посмотрите на репродукции картин и определите какие периоды осени здесь изображены и почему. (ответы детей)

Вот видите, какими разными способами можно передать красоту природы- и стихами и живописью, а ещё музыкой, пока вы будите сейчас рисовать я включу вам отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь» , оно поможет вам передать настроение ваших картин. А теперь я предлагаю нарисовать вам тот период осени, который вам больше понравился. Хочу показать вам необычный способ рисования, пейзаж в котором деревья будто бы смотрятся в воду. (В-ль показывает отражение ветки в зеркале) Как вы думаете, мы можем нарисовать такую картину? Как это сделать?

Восп-ль: - Берём лист бумаги, складываем его пополам по-вертикали, обозначив линию сгиба, раскрываем лист. Чем будет у нас линия сгиба?

Дети: Горизонтом.

Восп-ль: - Что выше линии?

Дети: - небо

Восп-ль: - что ниже, в чём будет отражаться дерево?

Дети: - Вода, озеро, река, и т. д.

Восп-ль: - Что ещё может отразиться в воде?

Дети: - облака, птицы, берег…

Восп-ль: - Как рисовать дерево?

Дети: - Снизу вверх.

Восп-ль: Какой кистью рисовать ствол, а какой ветки? Сколько веток будем рисовать веток много или мало, в каком направлении рисуем ветки? Каким способом будем рисовать листья? Какой краской будем рисовать дерево гуашью или акварелью? Что такое тоновая размывка? Какой краской она делается? Молодцы, всё вспомнили. А теперь я вам покажу новый способ выполнения тоновой размывки поролоном. (показ В-ля) Надеваем перчатки, берем кусочек поролона, смачиваем лист водой, затем обмакиваем поролон в краску можно сразу в несколько цветов, и начинаем рисовать. Теперь снимаем перчатки и кладём их вместе с поролоном на палитру. Приступаем к рисованию дерева на линии горизонта, только рисовать надо быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо. Затем смачиваем нижнюю часть листа поролоном или ладошкой и «окунаем» наше дерево в воду. Берём кисточку «щетинку» и делаем рябь на воде, еле прикасаясь кончиком кисти к листу, проводим короткие горизонтальные линии слева направо и наоборот. А теперь завершаем работу, салфеткой промакиваем облака, и прорисовываем кору дерева восковым мелком. Как вы думаете, какое дерево нужно нарисовать более чётко? Почему?

А теперь приступаем к рисованию.

Молодцы, какая красивая и разная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли, А на столе наведём порядок - воду выльем, Краски закроем и уберём на место, руки помоем, и пойдем, посмотрим, у кого какие пейзажи получились, кому что понравилось и почему. Обсуждение работ.

КГКП «Школа искусств и спорта»

План – конспект открытого урока
по изобразительному искусству
на тему «Деревья зимой»

Педагог: Ильтнер З.Т.

Г. Приозерск

Тема: Рисование на тему «Деревья зимой»
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Предварительная работа: экскурсия в сквер, наблюдение за природой.

Оборудование, материалы:
1. Диск с записью голоса «Зимушки»
2. Рисунок с изображением дерева и домика.
3. Дополнительные рисунки с изображением снеговика, сугробов, снегиря, сосулек, снега на крыше дома, снежной тучи со снежинками
4. Краски, кисти, палитры, тонированные листы бумаги, емкости для воды, салфетки, соль, губка, квадратики бумаги, простые карандаши, трубочки, акварельные краски.
5. Экран, проектор
6. Иллюстративный материал: рисунки про зиму, времена года.
7. Музыкальная аппаратура
8. Литературный ряд - стихи Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Жульжик, С. Козлова.
9. Музыкальный ряд: П. Чайковский. Февраль, из цикла "Времена года".
10. Конверт с письмом от Зимушки.
11. Подарки детям.
Связь с другими предметами:
1. Развитие речи
2. Познание мира
3. Музыка
4. Технология

Цель:
формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения.

Задачи:
Образовательные:
закрепить умение изображать по памяти и представлению;
формировать художественно-графические умения;
обучить навыку работы в смешанной технике.
Развивающие:
учить передавать картину зимнего пейзажа на основании наблюдений;
научить видеть красоту природы;
развивать у детей потребность в творчестве;
развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание;
развивать ассоциативное мышление;
развивать представление и творческую активность учащихся во время работы над рисунком на заданную тему, активизировать словарь.
развивать мышление.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус;
вызывать интерес к различным видам искусства.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Дети сидят за партами)
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте все посмотрим на наших гостей и улыбнемся им. (Дети поворачиваются к гостям и улыбаются). А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.
Фото 1

Вот и поздоровались со всеми, кто присутствует на нашем занятии. Сели все ровно, красиво и приготовились внимательно меня слушать. Сегодня, когда я зашла в кабинет, обнаружила у себя на столе вот эту посылку. Но без вас разворачивать не стала. Фото 2, 3.

Давайте все вместе посмотрим, что же нам прислали. А это что такое? (Рассматривает диск) Интересно, кто это нам его принес? Давайте послушаем! (Включает диск, на диске звучит голос «Зимушки»). Фото 4

Звучит голос "Зимушки: «Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. И недавно я видела вас, как вы гуляли по скверу, ходили на озеро и любовались природой. И мне это очень понравилось. К тому же моя подруга «Золотая Осень» мне рассказала, что часто наблюдала за вами, стоя за окном, и любовалась картинками, которые вы рисовали про неё. Мне тоже очень хочется, чтобы вы нарисовали рисунки про меня. Тему задания я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.
Я очень люблю украшать природу в свой зимний наряд. Я приготовила для вас подсказки, чтобы вы догадались, какую картину я хочу увидеть в ваших рисунках. А подсказки мои вы найдете в посылке, которую я вам прислала, услышите в музыке, в стихах и увидите в картинах. Отгадайте загадки, рассмотрите иллюстрации, послушайте музыку, стихи и подумайте, что вы будете рисовать. А я выберу время и загляну к вам, полюбоваться на ваши рисунки. До встречи, ваша Зимушка-Зима»
Педагог: Так вон оно что! Это, оказывается, «Зимушка-зима» прислала нам посылку с заданиями и подсказками, она хочет, чтобы мы нарисовали рисунки, а вот про что и на какую тему мы будем рисовать, мы узнаем по подсказкам, которые прислала Зимушка – зима. Ну что, порадуем «Зимушку»?
Тогда начнем с того, что нам нужно разгадать, что же она желает увидеть в наших рисунках и порадовать ее.

2. Актуализация опорных знаний
– Посмотрим дальше, что же еще находится в посылке. Ребята, Зимушка прислала нам рисунок, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотела рассказать нам Зимушка. (На листе ватмана изображен дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором. И мы дополним рисунок вашими отгадками.
1. Он из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос – морковка. (Снеговик)
2. Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
3. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)
4. Висит под крышей
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосульки)
5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)
Рисунок на листе ватмана дополняется изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.
Фото 5

Педагог (обобщение ответов детей)
Итак, ответьте мне на вопросы:
- Какое время года на дворе?
- Как вы догадались?
- А какие времена года вы еще знаете?
(показ картины «Времена года»)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какие игры можно играть зимой?
Педагог:
- Как вы думаете, справились мы с заданием?
- Про какое время года получилась картинка? (ответы детей)
- Правильно, у нас получилась картинка про зиму. Нравится вам? Думаю, Зимушке тоже понравится наша работа. Но, давайте же посмотрим, что еще нам приготовила Зимушка. (Достать из посылки конверт с заданием, прочитать текст).
«Ребята, вы справились с первой подсказкой хорошо. Теперь я прошу вас посмотреть на экран, рассмотреть иллюстрации про зиму и рассказать, что вы увидели и что вам понравилось».
- Вот такое интересное задание нам предстоит выполнить. (Помощник включает проектор)
- Сели все ровно, красиво. Смотрим внимательно на экран, и каждый из вас может рассказать о том, что ему больше всего понравилось. А я вам прочитаю несколько стихотворений про зиму.

3. Работа с иллюстративным материалом: рисунки про зиму, времена года. Сопровождать иллюстрации чтением стихотворений про зиму.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Вырастала елка в лесу на горе,
У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И стоит береза в сонной тишине,
А заря, лениво обходя кругом,
Беседа по содержанию.
1. Ребята, понравились вам иллюстрации?
2. Чем они вам понравились?
3. Расскажите, что изображено на этих иллюстрациях.
4. Что общего на этих иллюстрациях изображено? (Деревья)
Фото 6, 7, 8, 9.

Обобщение ответов.
- Правильно на всех иллюстрациях мы с вами увидели красоту природы зимой, мы видели зимний лес, деревья в зимнем наряде.
Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему. Художники пишут картины. Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры. Поэты сочиняют стихи о природе. Композиторы сочиняют красивую музыку, которую мы послушаем позже.
- Сейчас я прочитаю стихотворения еще раз, а вы должны угадать что означают выделенные слова. Как вы их понимаете. (повторное чтение стихотворений).
Беседа по содержанию:
- Как вы понимаете слова:
Мохнатый лес.
Белый снег пушистый.
Белою косынкой.
Иголки зимой в серебре.
Снежное пальтишко.
И горят снежинки в золотом огне.
Посыпает ветви новым серебром.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания Зимушки: кто из вас догадался, что мы должны нарисовать? Как называется тема нашего урока? (дети отвечают – «Деревья зимой») Верно – «Деревья зимой».
1. Какие деревья мы должны нарисовать? (хвойные и лиственные)
2. Сосны и ели – это, какие деревья? (хвойные)
3. А береза, тополь? (лиственное)
4. Чем они отличаются? (иголками и листочками)
5. Вспомните, нашу экскурсию в сквер, какие деревья растут у нас? (лиственные)
6. Облака седые – это, какого цвета?
7. Что мы должны помнить, когда будем рисовать березу? (она без листьев)
8. Что это за белая косынка у сосны? (снег)
9. Снежное пальтишко у елки? (снег)
10. У березы серебро? (снег)
- Молодцы! Снег падает и ложится на ветви деревьев и со стороны кажется, что они надели белые косынки и снежные пальтишки. Кто помнит, о чем просила нас Зимушка? Правильно, она хотела, чтобы мы угадали тему урока и нарисовали картину про зимние деревья.
4. Физкультурная минутка:
- А сейчас нам пора немного отдохнуть и мы с вами сделаем разминку. Встаньте прямо и повторяйте за мной, выполняя движения.
Ветер дует нам в лицо. (машут руками перед лицом)
Закачалось деревцо.(подняли руки вверх, раскачивают в разные стороны)
Ветер тише, тише, тише, (приседают медленно)
Деревцо все выше, выше. (подтягиваются на носочках)

Фото 10,11,12.

Педагог: Тихонько садимся на свои места и работаем дальше. Прежде чем приступить к работе проверим, все ли готово у нас для работы. Для чего у вас на столах трубочки? Чтобы деревья получились пушистые, ветвистые у нас есть секрет «выдувания».
Фото 13,14,15.

Мы уже учились рисовать деревья. Для чего кусочки губки? А кусочками губки мы рисуем сугробы. Для чего соль? Да, мы с вами знаем маленький секрет о волшебной соли. Уже на готовый рисунок, еще не высохший, мы посыпим соль, чтобы засверкали снежинки, заискрился снег.
Фото 16,17,18,19, 20

Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьев, чтобы он был пушистым? (методом тычка)
Я приготовила бумагу, тонированную в синий цвет. Почему такого цвета? (можно нарисовать лес в разное время суток – день, ночь, утро или вечер. Нарисовать белый снег.)
(ТБ). Кто скажет, как правильно пользоваться кисточками, карандашами? Что можно делать, а что нельзя.
Вот вроде бы все вспомнили и пора приступать к рисованию. Начинайте рисовать. А я, как обещала, тихонько включу музыку. Это музыкальное произведение называется «Времена года», сочинил которое композитор П.И. Чайковский. Музыка поможет вам лучше представить красоту зимнего леса, его безмолвие, холод.
(звучит музыка)

5. Самостоятельная работа детей

Фото 21, 22, 23.

6. Индивидуальная работа с детьми.
Фото 24.

7. Итог урока:
- Понравился вам урок?
- Чем мы занимались?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- Кто считает, что работа удалась, всё задуманное выполнено, всё нарисовано аккуратно, можете повесить свою работу на левую сторону доски.
- Кто считает, что работа не совсем получилась, не всё задуманное выполнено, кто не совсем доволен своей работой, повесьте свою работу на правую сторону доски.
- Мы потом все вместе определим, правильно ли оценена работа. (Дети вешают свои работы)
- Как красиво! Как будто мы в зимнем лесу оказались! Даже в классе прохладней стало.
8. Анализ работ.
(Всё ли нарисовано; как нарисовано; в какой технике; выполнено ли то, что задумано; аккуратно ли выполнена работа)

9. Сюрпризный момент: (стук в дверь, входит «Зимушка»)

Зимушка: Я всё это время стояла под окном, слушала и смотрела, как вы рисовали, да и не утерпела, как увидела ваши рисунки. Какие же вы молодцы! Порадовали меня, спасибо! На память о себе я оставляю вам снежинки. Помните, что я ваш друг. Играйте в снежки, стройте снежные крепости, катайтесь на коньках и не обижайтесь, если я кого-то ущипну за нос и щеки. Будьте здоровыми и веселыми! До свидания.
Педагог:
Прозвенел уже звонок,
И закончился урок.
Спасибо всем за старание.