Русская культура второй половины xiii — xv веков. Русская культура XIII – XV вв Культура руси 13 15 века краткое содержание

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII-XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV-XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов - своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466-1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV-XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля - Успенский собор. В 1484- 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487-1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».

Общая х-ка: монгольское нашествие нарушило поступательное движение Русской земли и Русской культуры. Многие виды ремёсел выбыли: перегородчатая эмаль. Постепенно возрождение начинается с конца 13 века. В первой половине 14 века начинается процесс объединения государства, который остановился в первой трети 13 века, это способствовало возрождению экономики, росту национального самосознания, укреплению внешних контактов (с Византией), что в конце концов приводит к возрождению и подъёму Русской культуры.

В это время (в 14 столетии) на Балканах интеллектуальный подъем, Русь заражена этим подъемом, многие южнославянские книжники мигрируют на Русь. Конец 14 начало 15 столетия – предвозрождения Русской культуры. (Эпоха предренессанса– Д.С. Лихачёв, некоторые не согласны с этой точкой зрения).

Черты предвозрождения:

1) Повышенный интерес к человеческой натуре (её эмоциональной стороне во всех её проявлениях жизнедеятельности). В литературе оформляется наивный психологизм (показать героя, как существо сложное, внутренний мир не однозначен). В живописи на первый план выходит фигура (личность – громко сказано), видна творческая манера мастера, появляются яркие живописцы (Грек, Дионисий, Рублёв).

2) Элементы обмирщения, секуляризация. В культуру приходят светские элементы, ереси, к примеру, но культура ещё религиозная.

3) Усиливается внимание к окружающему миру, и не только христианскому (вниманию к жанру Хождений, переводы с латыни)

Но Русское предвозрождения не перешла в Ренессанс, это будет прервано в 15/16 веке. Почему?

Государство объединено, диктат церкви и государство, а инакомыслие выкорчевывалось. Чтобы все понимали все так, как нужно.

Эпоха превозрождения прервана, но не прошла бесследно. Элементы прослеживались и дальше.

Литература второй трети 13-15вв.

Развитие искусства слова в указанном периоде можно разбить на 2 этапа:

1.

2.

Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв.

Упадок русской литературы, многое погибло. Жанр летописания переживает упадок. Резко сокращаются контакты с внешним миром, но литература живёт, и сознательно обращается ко временам национальной независимости, черпая из той эпохи вдохновение. Основным остаётся и стиль – монументальный историзм . Ведущим жанром считается – воинская повесть. Произведения с героическим содержанием, основная тема – борьба с захватчиками. Примеры: А) Слово о погибели Русской земли (1238-1246) при Ярославе Всеволодовиче. Произведение дошло не целиком, дошла вступительная часть. Авторство не известно. Произведение посвящено монгольскому нашествию, первая часть – то, какой была, вторая, которая не дошла, по всей видимости – говорила о том, во что она превратилась. Произведение обнаружено в 19 веке русским византинистом Лопаревым Х.М. (один из лучших представителей страны, одаренный, закончил Питерский университет, подвижник, в 1918 году умер от голода). Автор слова сознательно обращается к Слову о полку Игореве, то есть преемственность, обращение к национальной независимости; Б) Житие Александра Невского (80-е годы 13 столетия). Авторство неизвестно, но книжник скорее всего знал Невского. Произведение интересно обилием светского начала. Это биографии связанная с яркими эпизодами Александра военно-политического характера. Там описываются победы в Невской битве и Ледовом побоище. Цель: побудить у населения гордость за правителей, поддержать веру в небесное заступничество. Поражение временно, рано или поздно враг будет побит; В) Повесть о разорении Рязани Батыем. Авторство неизвестно. Историчность произведения низкая, образ Евпатия Коловрата – собирательный. Никто его не может взять. Цель: поддержать гордость в народе за себя, за правителей. Автор отмечает – причина поражение: отсутствие единства.

Литература вторая половина 14 – 15 вв.

С середины 14 столетия подъем русской литературы. Государство усиливается, экономика растёт, возобновляются внешние контакты (Балканы и Византия). В русские земли проникает бумага (вместо дорогостоящего пергамента). Переход с устава на полуустава. В 15/16 вв – скоропись. Возрождается летописание, причём появляется там, где его и не было (Москва). В Москве летопись общерусского характера. В основе сводов Москвы лежит Повесть временных лет. П- преемственность. В первое время доминирует тема монгольского нашествия и борьбы с монголами. Воинская повесть превалирует. Почему? Москва бросает вызов Орде, которая делится на две части по Волге, там замятня . Пример: А) Сказание о Мамаевом побоище; Б) Задонщина (80-90-е годы 14 столетия). Произведения поэтично. Очевидные отсылки к Слову о полку Игореве. Монголы – серые волки, Русские – птицы (кречеты, орлы). Силён христианский подтекст. Д. Донскому помогают покровители Русской земли – Борис и Глеб. Цель: прославление деяний Московского князя Д.И. Донского. Точкой отсчёта Русского лихолетья начинается с битвы на Калке. Лихолетье автор заканчивает победой на Куликовом поле (современники осознавали значимость победы). Присутствует трагичность в произведении: много невосполнимых потерь, потери действительно были ужасны, цвет русских войск погиб, что способствовало легкости восстановления ордынского владычества при Тохтамыше.

Новый стильриторико-панегирический ( эмоциально-экспрессивный) он будет превалирующим в 15 веке. Нарастает взволнованность, экспрессия, энергичность, нет прежней монотонности.

1) Появляется наивный психологизм.

2) Сознательный вымысел и занимательность (впервые!!! ). До этого литература серьёзна, а теперь развлекательный момент, но их не нужно преувеличивать.

Примеры: А) цикл произведений о архиепископе Новгородском Иоанне (середина 15 столетия) – центральным стало Сказание о путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим . Авторство неизвестно. Фольклор, сказочный сюжет, сознательный вымысел. Сюжет: святой молилися, увидев беса, заточил его. Бес взмолился, тот отпустил его при условии безбилетного полёта в Иерусалим без визы и регистрации. Бес зарек Иоанна никому ничего не говорить, но тот не сдержался, и бес начинает мстить. Иоанна изгоняют, потом возвращают. Б) Повесть о Дракуле. Автор: Фёдор Курицын, который бывал в Молдавии и Валахии. Дракула (Влад – валашский господарь, якобы один из любимых его деяний было – сажать на кол, получил прозвище Цепеш). Но это не биография, отдельные истории из его жизни. Дракула – ненормальный государь, слишком жёсток. Автор не навязывает точку зрению читателю, который сам должен расставить оценки. Автор использую наивный психологизм, расставляет неоднозначные оценки. Дракула жёсток, но установил закон, который для всех, даже для самых высших слоёв. Дракула не просто убивает, потому что маньяк, он испытует человека на смекалистость. Если человек проявляет ум, то можно сохранить жизнь, погибает тот, кто глупее государя. Эпизод: ...государь собирает нищих, устраивает пир, спрашивает: «Хотите не в чем не нуждаться?» Они типо да, он их убивает; ...государь увидел крестьянина в дранной одежде – убил жену за то, что та не исполняет своих обязанностей; ...ограбили купца, нашли убийц, посадили на кол, вернули, но с лишним, купец вернул лишнее(если не вернул, на кол).

Новый жанр – Хождение . Путешествие в Средневековье – опасно. Обычно хождение – паломничество, поездки к святым местам. Но Хождение за три моря Афанасия Никитина связано с торговыми интересами, его называют даже антипаломническое. Отправился в страны иноверные, что не одобрялось. Отправился в далекую Индию, преодолел три моря (Чёрное, Каспийсое и Аравийское). Основная идея: тоска по Родине, грусть по людям. Личность автора везде проступает, часть текста написано на разговорном языке (новшество, и вообще греховное дело).

В 15 столетии оформляется жанр публицистики, которая тогда же становится ведущим. Но золотым веком станет 16 столетие.

Публицистика – это общественно-политическая литература, посвящённая злободневным (актуальным, жизненным, волнующим общество) вопросам действительности. (Общество, которое не мыслит, лишь реагирует). Публицистика подразумевает полемику. Почему именно тогда? Необходимы были ответы на вопросы времени. Раньше всего публицистиках зародилась в лоне Русской православной церкви. А именно, на фоне движений Иосифлян и Нестяжателей (это не еретики, лидеры движения – святые, они духовные ученики Сергея Радонежского). Исихазм – религиозно-мистическое движение, лидер – Григорий Полома на Афоне, Сергей Радонежский – исихаст. Течение предполагало молитву, медитацию, аскезу.

Нил Сорский VS Володский.

Два понимания христианского идеала. Нил Сорский стоял на кротости и любви к миру. (Нестяжатели). Володский считал, что Бог грозный судья, основа – страх божий (Иосифляне или стяжатели).

Нил Сорский против церковного богатства, кормиться священникам трудом рук своих, жить в отшельничестве в идеале. К еретикам относится мирно, без физических расправ, свобода выбора, но в крайнем случае высылать из страны. Кроткая и невоинствубщая церковь.

Иосиф Володский. Церковь должна быть богата, основная задача: контакт с обществом, служба ему, помощь ему, наставление. Никакого ухода из мира. Общежительный устав разработал Иосиф Володский – расписано до мельчайших подробностей. Обряды – не самоцель, а средство. Нужно обуздать тело, а там и взрастить душу. Но богатство опасно, обряды могут превратиться в формализм. Монаху жить в уединении лучше, в жизни сложно совладать с пороками. Монах – воин Божий, кто выстоял, для того Царство Божье.

Иосифляне беспощадны к себе, но и к еретикам. Володский не лицемер. Еретиков: кающихся в монастырь, не раскаявшихся на костёр. Иосифляне подходили к человеку, как к слабому существу. Только церковь может направить в нужное русло. Много рационального зерна.

Вопрос о власти.

Нил Сорский – все на равных, никто не вмешивается в дела друг друга.

И.Володский – считал, что власть государя божественна, но государь человек и отвечает перед поданными. Государь должен подчинятся церкви, если государь ведёт себя как тиран, то народ волен ему воспротивится. И.Володский открыто критиковал Ивана III, называя его Каином. Позже его взгляды меняются: государь выше всего, в руках государя вся власть как государственная, так и церковная. Но речь о христианском государе. Книга «Просветитель» была настольной у Ивана 4. В чем причина перемен? И. Володский, богатырь духа, после падения Византии, формируется потихоньку почва для тезиса «Москва Третий Рим» (Фелофей), а значит почему пала Византия? Предали Веру, значит нужно сохранить православие, церковь не может этого сделать, но это может сделать государством, а врагов много (безбожные латиняне, и еретики).

Иосифлянство станет основной идеологией Русской православной церкви, подчинение церкви государству, завершённое при Петре I.

Здесь тема удалилась, необходимо восполнить!

В 1378 расписал храм на Ильине. Фрески фрагментами сохраняются. Какая манера Феофана. Его манера динамичность. Образы монументальны, внешне неподвижны. Нет идеи соборности, каждый образ живёт в своём мире, живёт в мучительном поиске Божьей благодати. Господствует идея грозного карающего Бога судьи. Общий тон - холодный. Искусство сурово.

Благовещенский (Иисусный) чин. Дошло 9 икон, сейчас в составе иконостаса благовещенского собора в Москве.

По одним данным иконы написаны для Благовещенского собора. При Иване 3 принесены в обновлённый Благовещенский собор. Есть иная точка зрения. Благовещенский собор Ивана Калиты маленький, чин не вошёл бы, а значит писался для другого собора, а может и писались другим мастером.

Извод Спас в Сивах. Спаситель в различных небесных сферах, в момент пришествия он будет таким. Апокалиптические настроения. Стиль поэтичен. Их мог писать Феофан Грек, но вряд ли, тут нет экспрессии и драматизма, скорее писал другой художник на уровне Феофана Грека, может быть тоже Грек.

Интересен образ Иоанна Крестителя в образе античного мыслителя. Позднепалеологовское искусство. Икона выше 2-х метров.

Живопись 15 века.

Какие отличия. В 14 столетии, внешней красотой образов пренебрегали за счёт красоты внутренней. Но здесь, в 15 веке, уделяется одинаковое влияние. Образы наполнены, в 14 столетии святые находились в мучительном поиске благодати, в 15 столетии божественная благодать достигнута, Бог познан. Просветленность, мягкость, гармония образов. Противоречий нет. Идеи исихазма оказывают огромное влияние. Исихазм чужд соборности. Каждый образ погружён в себя. Все гомронично. Центральной фигурой первых десятилетий является Андрей Рублёв.

Особенности культуры Древней Руси.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Письменность. Летописи. Литература.

Зарождение письменности – братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица .

Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:

· рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)

· граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)

· эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)

· берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)

Первая книга на Руси – Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого).

Летописание.

«Повесть временных лет» – первое десятилетие XII века – монах Нестор Киево-Печерского монастыря. Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. История Руси в ПВЛ связана с всемирной историей и историей славянства. ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Литература.

· устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).

· проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха

· жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)

· героический эпос«Слово о полку Игореве» , написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)

· публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)

Зодчество Древней Руси.

· первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)

· крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы

· Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)

· Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)

Изобразительное искусство.

· мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)

· фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)

· иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))

Прикладное искусство.

· зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла

· гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле

· филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки


Культура Руси XIII-XV веков.


Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

· Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .

· Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.

· Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

· Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).

· Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.

· В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» . «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

· В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.

· Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).

· Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Общественная мысль.

· XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.

· Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура.

· В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:

·строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),

·XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).

· Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

· Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.

· Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».

· Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).


_______________________

Культура России XVI века.


Главные события и характерные черты культуры XVI века.

Главными событиями русской истории XVI века стали: создание централизованного государства и утверждение деспотического правления. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального объединения; б) идея образование единой народности.

Фольклор.

· В XVI веке расцветает жанр исторической песни . Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

· В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.

Письменность и книгопечатание.

· В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века.

· 1564 – начало книгопечатания в России : Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», первый букварь (Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице, бежал из Москвы в Великое княжество Литовское).

Литература и общественная мысль.

· В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.

· Расцвет публицистики : челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.

· Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой» , написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.

· Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).

Архитектура и изобразительное искусство.

· С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

· Развивается каменное строительство: окончательно оформлен Кремлевский ансамбль (Грановитая палата в Кремле – великокняжеский дворец, здесь Иван IV праздновал взятие Казани, Петр I – Полтавскую победу), Архангельский собор (усыпальница великих князей и царей), колокольня Ивана Великого (82 метра, в честь Ивана III).

· С XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из деревянного зодчества), лучший образец – церковь Вознесения в Коломенском (на рождение Ивана IV) – «весьма чудна высотою и светлостью».

· Покровский собор (храм Василия Блаженного) – в память взятия Казани (2 октября 1552 – Покрова Богородицы), архитекторы Постник Яковлев и Барма. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII веке, первоначально был белым.

· Развивается иконопись, появляются так называемые «парсуны» - изображения людей, имеющие черты портретного сходства.

· В XVI веке продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI века.


_______________________


Похожая информация.


Русская культура второй половины XIII - XV веков.

Начало XIII века ознаменовалось резко возросшим давлением католичества на православный мир. В Новгородских и Прибалтийских землях активизировалась миссионерская деятельность католиков среди местного, прежде всего нерусского, населения. Тяжелый урон понесла культура. За столетие с середины XIII до середины XIV века резко снизилась грамотность на Руси. Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. В археологическом инвентаре исчезли многие предметы, обычные для предшествующих эпох. Например, исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда было утрачено искусство перегородчатой эмали, пропала полихромная строительная керамика, почти два века не было филиграни и тиснения металла.

Пострадало и русское зодчество, многие памятники были разрушены, на полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и строителей. Когда же оно возобновилось, то оказались утраченными основные виды используемых ранее видов строительных материалов и техники, поэтому здания этого времени были недолговечны. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, прикладное искусство, живопись.

В результате политических событий XIII-XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в различные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различие в языке и культуре, существовавшее и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей: русской, украинской и белорусской.

Основу культур этих народностей составляли традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт, но вместе с тем каждая культура приобретала свои специфические черты, отражая складывающиеся этнические особенности народа и конкретные исторические условия его экономического, политического и культурного развития.

С XIV века появилось название Малая Русь, оно сначала относилось к Галицко-Волынской земле, а затем и к Поднепровью, подчеркивая неразрывную связь края со всей Русью. Название Украина стало употребляться чуть позже, хотя еще с конца XII века это слово встречается в летописи, для определения пограничного положения некоторых земель (например, Переяславского княжества). В дальнейшем это наименование приобрело новое значение и относилось в основном к среднему Поднепровью, а затем распространилось на все юго-западные земли Руси. Постепенно название Украина закрепилось в сознании народа и с XVI веке перешло в официальные документы и литературу.

В XIV веке появилось и новое название Белая Русь. Населявшие край жители называли себя русскими, лишь в XV веке за ними укрепилось название белорусы

2. Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.

Первый этап (от монголо-татарского вторжения в 1237 г. - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь).

Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.

Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве, местное летописание пристально следит за событиями в Москве. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго. Еще более расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но культурному общению препятствуетцерковь с ее упорной борьбой против «латинства», против всего нового и иноземного. Это связано прежде всего с особенностями социально-экономической основы Российского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества.

Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности.

3. Главной темой УНТ становится борьба против татаро-монгльского ига, шведских и немецких захватчиков. Вокруг этих событий складываются целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище.

Наивысшего подъема достигает героический былинный эпос. Герои древних былин начинают бороться с татарами.

В этот период оформляется новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В отличие от былин герои и события в исторической песне изображаются более реально, и в них передается отношение народа к определенным событиям истории. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя: «Песнь о князе Романе и Марье Юрьевне»«Песнь об Авдотье Рязаночке», «Песнь о Щелкане Дуденьтьевиче» (отклик на восстание в Твери в 1327 году против Чол-хана).

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, в основном о девушках полонянках, где в центре повествования не судьба государства, а частные человеческие судьбы («Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татарском плену» и др.).

Со второй половины XIV века начинается новый подъем русской культуры. Распространяется грамотность среди городских ремесленников и купцов. Есть многочисленные сведения об училищах для детей, которые существовали при храмах, а учителями было низшее духовенство. Обучение начиналось с 7 лет, учили письму, счету, церковному пению. В XV веке такие училища появляются и в сельской местности.

К уникальным находкам относятся берестяные грамоты второй половины XIII в. - «учебные тетрадки» Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очень похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене «божьего храма», поможет им или будет иметь силу клятвы Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Уже в XIV веке на Русь начали ввозить бумагу из Италии и Франции. Это был более удобный материал, чем береста, и более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги начали дешеветь и их стало больше. Книжные мастерские существовали не только при монастырях, но и в городах, где важными центрами письменности были княжеские и вечевые канцелярии. На Руси были профессионалы-писцы, многие из них были светскими людьми, не принадлежащими к духовному сословию. Орудиями письма были гусиные перья, для приготовления которых пользовались особыми «перочинными» ножами. Изменилась графика письма.В XIV-XV вв. вместо строгого «уставного» письма с его геометрически правильными четкими буквами появился так называемый «полуустав». Теперь линии букв потеряли прежнюю стройность, стали неровными, одинаковое расстояние между буквами не выдерживалось, появилось большое количество сокращенных слов. Обозначился наклон в почерке - знак того, что писали теперь размашисто и быстро. А в XV в. появилась так называемая «скоропись». Еще более стали сокращаться слова, буквы выносятся над строчкой, пишутся слитно, концы букв выходят за строчки - появляются «хвосты» и росчерки. Теперь уже нет единообразия в самом рисунке букв - пишут так, как удобнее и быстрее.

Страницы рукописных книг украшались цветными заставками и миниатюрами. Часто применялся «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

Книги изготовлялись, как правило, на заказ. Преобладали богослужебные книги. Появляются так называемые «четьи» книги, то есть книги, предназначенные для индивидуального чтения.

В этот период распространяются специальные устройства для счета - абаки. Распространяются математические понятия и терминология, появляется геометрия под названием землемерие, распространяются некоторые знания по медицине и фармакологии. Среди технических новшеств - башенные часы и водяная мельница, долгое время являвшаяся единственным двигателем на Руси.

5. Особенность средневековой литературы в том, что в основе произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Центральной темой литературы этого периода была борьба с татарами. Житийная литература проникнута публицистическими идеями о главной роли Москвы и княжеской власти, но при первенстве церкви.

В конце XIV века в житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический (экспрессивно-эмоциональный) стиль или стиль «плетения словес». В тексты вводились пространственные и витиеватые монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера, больше внимания уделялось чувствам героя, его душевному состоянию. Появились психологические мотивировки поступков действующих лиц. Во второй половине XV века в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. Летописание. Подъем летописания относится к XIV-XV векам. В местных великокняжеских летописях обычно много внимания уделялось прошлому того или иного княжества при одностороннем подходе освещения событий объединения земель Руси. Таким образом, характерной чертой русского летописания был патриотизм в своеобразной религиозной окраске.

6. Каменное строительство, прекратившееся из-за татаро-монгольского нашествия, возобновилось лишь в конце XIII века. С этого времени ожили и получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившихся в предшествующий период.

В 1367 году в Москве Дмитрий Донской возводит единственный в XIV-XV веке во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль.

Живопись второй половины XIII-XIV веков развивалась в едином русле с архитектурой. Монументальная живопись практически не сохранилась в результате многочисленных войн. Живопись начала XIV века приобретает сумрачный характер: заостренные лики, размягченность письма, схематичность образов. Новым для русской живописи было вторичное сближение с искусством Византии («Спас яркое око», «Борис и Глеб»). В конце XIV-начале XV веков ведущее место занимает Московская школа иконописи. Наиболее известным ее представителем был Андрей Рублев (около 1360-70 годов-около1430). XIV век ознаменовался появлением иконостаса. Его предшественником считают невысокие алтарные преграду, бывшую в некоторых храмах. Скульптура. Развивалось искусство резьбы на памятных и поклонных крестах. В середине высекался образ Христа, а на ветвях изображение Богородицы и Иоанна Предтечи и других святых или архангелов. В последней четверти XIV века в русской скульптуре появились первые произведения статуарного искусства.

Литература 13-15 века

В литературе большое место заняли героическая и “житийная”, или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками - постоянный их мотив: “.Путче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти”.

В литературе большое место заняли героическая и “житийная”, или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками - постоянный их мотив: “ .Путче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти”.

Позднее на основе этой повести создано “Житие святого Александра Невского”. Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой - Самсону, премудростью - Соломону, храбростью - римскому императору Веспасиану.

Под влиянием этого памятника подверглось переделке житие Довмонта, псковского князя XIII в., победителя литовских князей и ливонских рыцарей: краткая и сухая ее редакция превратилась в пространную, наполненную возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя.

Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой - Куликовской битве Особое место среди этих памятников занимает “Задонщина”. Ее автор, Софоний Рязанец, рассматривает события 1380 г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками-кочевниками. Недаром образец для него - “Слово о полку Игореве”, которое повествует о походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185 г. Победа на Куликовом поле-возмездие за поражение на Каяле-реке. Из “Слова” Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты,

В Новгороде Великом составлялись сказания, жития местных святых - Моисея, Евфимия, Михаила Клопского. То же - ив других землях.

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописиВо всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда - взгляды простых, “меньших” людей. Таковы, например, записи одной из новгородских летописей о мятеже середины XIII в.: “Выдайте мои ворогы!” И целоваша святую Богородицю (икону Богоматери.- В. Б.) меншии,-како стати всем, либо живот (жизнь.-В. Б.), либо смерть за правду новгородьскую, за свою отчину.

Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с “Повести временных лет”. Тем самым они подчеркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают ее традиции.