«Значение и последствия занятий музыкальной направленности для детей. Значение обучения музыке для личностного развития ребенка (на примере занятий фортепиано)

Возняк Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ № 178 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение занятий музыкальной направленности для детей"
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: дошкольное образование

«Значение занятий музыкальной направленности для детей»

признавалась

незаменимым

средством

формирования

личностных

человека,

духовного

особенностью является то, что она может с непосредственностью и силой

передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и их

оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка формирует отношение

человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности,

отводится

воспитании

ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что

музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

полноценных музыкальных впечатлений в детстве очень сложно восполнить

впоследствии.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У

ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а

переживать

чувствовать

помогает

воспитать

прекрасному в целом, чуткость в жизни. Музыкальные занятия были всегда

интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально –

ритмические

движения,

музыкальных

инструментах,

творчество

музыкальной

деятельности.

дают музыкальные занятия ребенку?

Музыкальные

всесторонне

развивают

помогают

красоту окружающего мира, формируют представление о видах искусств,

учат воспринимать фольклор и классику, развивают творческое воображение,

подготавливают к обучению в школе. Организация занятий требует от детей

определенной

трудоспособности

проявления

умственных

музыкальных занятиях у детей расширяется кругозор, активно обогащается

словарный

запоминают

произносят

названия

музыкальных произведений, песен, игр, фамилии и имена композиторов,

характеристику музыки. В дополнение к различной информации о музыке,

огромное

познавательное

значение,

обогащают

словарный запас ребенка

характеристики

чувств, которые передаваемых

Дошкольники имеют небольшой опыт в понимании человеческих чувств,

которые существуют в реальной жизни. Музыка передает ребенку весь спектр

эмоций и оттенков, которые можно бесконечно расширять. Музыкальное

образование имеет важное значение для формирования эстетических чувств

детей: знакомство с культурным наследием музыки, ребенок учится понимать

стандарты

культурный

поколений.

Возможность

сравнивать звучание и высоту самого звука развивает в ребенке такие навыки

как: сравнение и анализ, что тоже способствует общему развитию ребенка.

На музыкальных занятиях развивается речь детей, так как такие понятия как

темп, ритм, динамика присущи как речи, так и музыке.

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных

нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов,

даже при заикании. Устранению этих нарушений речи помогает включение в

занятие упражнений на развитие певческого дыхания, дикции, пальчиковых

и г р. Занятия

развивают

способность

выразительному

интонированию

успешной

выразительному

артикуляцию

необходимое условие для уверенных ответов на уроках. Умение правильно и

говорить

помогает

общаться

взрослыми

с м у щ е н и я

с т е с н е н и я.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из самых важных

музыкальных способностей. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость

воспитывает

личностные

качества,

способность

сопереживать с другим человеком. Эмоциональная сфера сама по себе не

развивается. Всему этому детей надо учить. На музыкальных занятиях дети

учатся выражать свои эмоции и чувства словами (в процессе слушания

музыки, пении), движениями (в танце, в игре, в инсценировках и

хороводах).

Музыка – это одно из средств физического развития детей.

физического

воспитания

музыкально

ритмические

движения. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение

укрепляют

благотворно

воздействуют

кровообращения,

улучшает

координацию

движений.

В большинстве своем все люди испытывают потребность слушать музыку,

постоянно

присутствует

вызывает

духовное

удовольствие,

наслаждение,

способна

успокаивать

психическое

напряжение,

помогает

становится

источников

здоровья

человека

профилактическим

средством

лечения различных заболеваний. Влиянием музыки на состояние здоровья

человека люди интересовались с древних времен. Сегодня музыкальная

терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения

тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для

сопровождения физических занятий.

Правильное дыхание – залог здоровья. Глубокое дыхание благоприятно

влияет на наше общее состояние организма. Чем быстрее ритм мелодии - тем

чаще становится наше дыхание, и наоборот. Музыка влияет на работу сердца

артериальное

давление.

увеличить

сердечных

сокращений - слушайте мелодию побыстрей, увеличивайте громкость. Хотите

восстановить стабильный сердечный ритм - слушайте музыку с медленным

расслабляйтесь.

Приятная

благотворно

действует

вызывает

увеличение

лимфоцитов,

о р г а н и з м у

с т а н о в и т с я

б о р о т ь с я

б о л е з н я м и.

Споры о влиянии музыки на интеллектуальные способности человека

и на его психику ведутся уже давно.

Доказано, что музыка влияет на

интеллектуальные

способности человека.

способствует

повышению

эмоциональной

активности

человека.

активности,

действительно

повышаются

умственные

способности.

касается

музыкальных направлений, это зависит от конкретного человека. На какой

музыке он воспитывался, какую слушал в течение жизни. Поэтому на одних

действует одна музыка, а на других - другая.

развивает

коммуникативные

способности

межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный

способный

объединить людей

национальностей,

возрастов,

профессий.

раскрепоститься,

активизирует

межличностную

коммуникацию,

«общение

одновременно

способствуя

преодолению

коммуникационных

барьеров.

обеспечить

уникальную

возможность

Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям.

Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной

группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа

в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться

успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои

чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир

Положительный терапевтической эффект имеют произвольные, свободные

движения

эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях,

ориентироваться

пространстве

удовлетворить

потребность ребенка в движении, в игре.

Танцы-игры

партнеров

искусственные

ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной

самооценкой

чувствует

полноправным

коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать

"тихонями" и "задирами", открывает для себя, что они вовсе не плохие, а

такие же, как все. В совместной музыкальной деятельности дети старшего

дошкольного

возраста

овладевают

навыками

индивидуальных

коллективных

действий,

принимать

доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают

фундаментальные

установки,

определяющие

дальнейшем

в о з м о ж н о с т ь

с а м о р е а л и з а ц и и

у с п е ш н о с т и

Ребенок, принимая участие в концертах, праздничных утренниках, начинает

понимать, что, выступая, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы

сами становимся добрее. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений,

эмоционально

обогащается,

испытывает

жизнерадостность.

Таким образом, музыкальные занятия, оказывая разностороннее влияние на

детей, способствуют воспитанию гармонически развитой личности.

Л Г Паринова.

музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 47 - ЦРР»

Значение музыкального воспитания дошкольников

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни, стиля и взаимодействия людей.

Как, нам, педагогам - дошкольникам и молодым родителям сохранить свою духовность в это очень сложное время, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для музыкального воспитания детей.

Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Исторически сложилось так, что постреволюционная Россия (потом Советский Союз) стала единственной страной в мире, где в дошкольных учреждениях работали профессиональные педагоги - музыканты. В расчете именно на них строились государственные программы не только музыкального, но и эстетического воспитания в целом. Музыкальный руководитель вел все связанные с музыкой виды деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, оркестр, игру-драматизацию.

Решая огромный объем задач художественного и общего развития ребенка, музыкальный руководитель становился уникальным единственным в своем роде специалистом.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. « В горе и в радости, в труде и на отдыхе музыка всегда с человеком» - говорил Д.Шостакович. Музыка также обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (даже, может быть, и формирует его вкус и предпочтения). Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает

музыкант - психолог Б.М."Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Например, младенец, услышав нежный напев колыбельной, сосредотачивается, затихает. Но, если раздается бодрый марш, то сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому я делаю все, чтобы музыка «жила» для ребенка, а не ребенок для музыки.

Известно, дети 2,5 - 3 лет уже ориентированы на восприятие особенностей человеческих взаимоотношений, способны проявлять сопереживание, сочувствие, заботу. При целенаправленном педагогическом влиянии выражение нравственно-ценностных отношений становится стабильнее и активнее (Н.Ньюкомб).

Ребенок 2-3 лет не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоций он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально- психических состояний человека.

Содержание музыкальных занятий для детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразным и насыщенным: не только пение песен и ведение хороводов, но и игра на инструментах, пальчиковые игры, рисование (существуют прекрасные упражнения для развития интонирования при помощи рисования), слушание (в записи) популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др.

И так, начало занятия, спели приветствие все вместе, никто не остался в стороне, в воздухе царит ощущение начинающегося праздника, предвкушение чего-то таинственного (это ведь игра!). Ведь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. На музыкальных занятиях я использую:

Пальчиковые -игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук (игры подбираю по тематике занятия)

Музыкальные игры - танцы, которые дают возможность разрядиться

182

Игры на детских музыкальных инструментах, которые позволяют повысить свою самооценку, сформировать и развить навыки сольного выступления и выступления совместной игры

Пение потешек и простых песенок, при этом важно разыграть сюжет песни. Например, при знакомстве со словами песенки «Кролик» (муз. И сл. И.Конвенан), я не просто пою и показываю игрушечного кролика - я играю с детьми. В совместном музыкально- игровом творчестве дети легко и быстро запоминают слова и мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом.

Изучение классической музыки. Согласно исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, способствует развитию памяти, снимания, воображения развивает духовные и душевные качества личности.

В нашем ДОУ в каждой группе есть аудиомагнитофоны. Дети, которые ходят к нам, на тихом часе засыпают под звуки спокойной классической музыки. Но хочу заметить, что пассивное слушание классики не даст возможности говорить о прямом воздействии музыки на нравственное развитие личности.

В процессе музыкально-игровой деятельности следует использовать специально организованные и естественным образом возникшие нравственные ситуации, разрешение которых требует непосредственного участия самих детей. Так, например, я предлагаю детям послушать «Музыкальную шкатулку» Лядова. Сначала создаю у них игровой настрой, который позволит им воспринимать музыку. Называя композитора, я показываю детям его портрет (работают два канала: визуальный и аудиальный), затем достаю «Музыкальную шкатулку» (это может быть обычная красивая маленькая шкатулочка, которая п игре становится чем-то волшебным для детей). Под звуки музыки отдаю шкатулку детям, которые передают ее по кругу, последний закрывает, когда музыка замолкнет. Общий эмоциональный настрой, красивая мелодия позволяют маленькому ребенку совершить добрый поступок: захотеть отдать другому малышу красивую шкатулку. Активно слушая другие классические произведения, нужно придерживаться этой методики, т.е. обыгрывать их.

По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик. Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что эта игра, что это интересно, занятно и любопытно.

183

Для каждого возраста существует свой путь вхождения в музыкальное искусство, требующий особых методических приемов, условий, атмосферы.

На четвертом - пятом году жизни более отчетливо начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка: интерес к определенным видам музыкальной деятельности, эмоциональные реакции, переживание музыки, более глубокие оценки. Ребенок может музицировать более сознательно.

С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке, начало музыкального вкуса. Дети могут уже более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Какие же элементы музыкально-эстетического сознания наиболее характерны для дошкольников?

Это, во-первых, потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Это отправная точка формирования эстетического отношения ребенка к музыке. По мере того как ребенок взрослеет, потребность в музыке может усиливаться, но только если обеспечиваются соответствующие условия. При правильном педагогическом руководстве - применение игровых приемов, кратких образных рассказов, наглядных пособий, обыгрывание проблемных ситуаций, выразительном, ярком исполнении произведения, т.е. разносторонней организации музыкальной деятельности, - к шести годам у ребенка можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

Во-вторых, эстетическое переживание. Психолог В.М.Теплов, исследуя художественные способности установил: в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его «эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». При слушании музыки у ребенка возникают положительные и отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние.

Например, при слушании песни, первый раз «Маме в день 8 Марта» М.Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен, - Арсений заплакал. На вопрос: «Что случилось?» - Арсений ответил, что хочет к маме, потому что она долго лежит в больнице.

Переживание произведения индивидуально для каждого ребенка и может иметь различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Эстетические чувства от природы заложены в каждом

184

человеке, но разниваются в эстетической деятельности. «Только ни фоне переживания музыки, - подчеркивает Н.А.Ветлугина, - у ребенка зарождается любовь, интерес, потребность в ней». Поэтому музыкаль ным руководителям очень нужен артистизм, умение «заразить» детой собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессии нализм, умение увлечь образным словом и тогда наши дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможны, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как средству увеселения, но и как важному явлению духовной культуры.

За последние годы издано много программ по музыкальному воспитанию дошкольника: «Гармония», «Синтез», «Малыш», «Играем и оркестре по слуху», «Топ, хлоп - малыши». В них - обязательно существуют общевозрастные закономерности. Сложность для музыкальных руководителей составляют очень большие индивидуальные различия между детьми, которые тоже должны учитываться в процессе музыкального воспитания.

Итак, какое же значение имеет музыкальное воспитание для дошкольников? Значение очень огромно, ведь музыка выполняет роль ключа, которая открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. А с развитием общей музыкальности у ребят-дошколят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника, создают необходимые условия дли формирования нравственных качеств личности ребенка. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует ннима ния, наблюдательности, сообразительности, а если музыку рассматри вать как вид искусства, то она имеет познавательное значение, ш она

имеет и познавательное значение. Например, слушая nei ню « По.........

Родина» Е.Тиличеевой они чувствую! горжес твенносп., тшмм, пики вание народа прославляющего нашу Россию. 11едпп>| им музыканты необходимо всячески поддерживать в дошкольниках, пусть еще ипип чительные творческие проявления, которые пи авизирую i носпршши и представление, будят фантазию и воображение II и шключенин хочу сказать, что музыка является средством физического развитии, ведь она вызывает реакции, связанные с изменением кровообращении, ли хания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность доказал, что сочли установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Катинене А. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2.

2. Папкова Р. О роли и обязанностях музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. - 1994 . - №4.

3. Радынова О. Методы и приемы музыкального воспитания. // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11.

4. Семынина В. Музыка: воспитание // Дошкольное воспитание. 2007 - №1.

5. Тарасова К. Профессия - музыкальный руководитель. //Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.

6. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке -//Дошкольное воспитание. - 1992,- №9-10.

Организация: МБДОУ № 190

Населенный пункт: Оренбургская область, город Оренбург

Эссе «Значение и последствия занятий музыкальной направленности»

музыкального руководителя МБДОУ №190 г. Оренбурга.

Все мы, будучи детьми посещали детский сад. Что же нам запомнилось больше всего? Мне нравилось играть со своими друзьями и ходить на прогулки, где меня окружали красивые клумбы с цветами, как сейчас помню «анютины глазки» и «садовые гвоздики». А зимой мы любили катать друг друга на санках и играть в снежки. Но больше всего мне запомнились музыкальные занятия и праздники, на которых я часто рассказывала стихи и исполняла песни. Еще в детстве я мечтала научиться играть на фортепиано и стать музыкальным руководителем в детском саду. Прошло время, и моя мечта осуществилась. Каждый день, заходя в музыкальный зал, я с нетерпеньем жду встречи с моими воспитанниками и хочу познакомить их с замечательным и разнообразным миром музыки. Готовясь к занятиям, я задаю себе вопрос: как сделать так, чтобы они, мои маленькие всезнайки хотели встречаться со мной, а затем с улыбкой и благодарностью выходить из музыкального зала. В наши дни, когда стало очевидным, что мы потеряли для музыкальной культуры целое поколение, как никогда остро встал вопрос о необходимости пересмотреть подход к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС. Первым этапом внедрения ФГОС является музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, значение которого трудно переоценить. По имеющимся в литературе данным, это возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Ни в коем случае нельзя упустить момент знакомства детей младшего дошкольного возраста с «правильной» музыкой, которая в дальнейшем станет фундаментом их музыкального вкуса. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса. Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять радость детям. Это главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке, сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности. Дети не должны быть заорганизованы. Важно чтобы они чувствовали себя на музыкальном занятии свободно, расковано. Для большего восприятия музыкального материала на занятии нужно внедрять новые формы работы с применением ИКТ. Ребенок нуждается в творческой свободе на занятиях, у него необходимо сформировать установку на творчество с первых шагов музыкального развития. Роль музыкального руководителя – формирование индивидуальной музыкальной культуры у ребенка, в процессе наблюдения за ним. Музыкальное воспитание имеет целенаправленный характер, когда музыкальный руководитель с помощью анкетирования родителей, наблюдения и учитывая вкус детей находит тот музыкальный материал, который приобщает детей к накоплению музыкального опыта.

Именно таким образом и должны создаваться условия, обеспечивающие поэтапное усвоение ребенком знаний и умений, необходимых для формирования музыкальных способностей и их развития на следующем более высоком уровне. Музыкальный руководитель должен строить работу не от музыки к ребенку, а от воспитанника к его переживаниям и желанию знакомиться с миром музыки.


Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.

Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32. Повышение своей профессиональной квалификации.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что ":внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности "Музыка и пение" - М.: Просвещение, 1983.-224 стр.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.; Просвещение, 1981г.
  3. Метлов Н.А. Музыка - детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. - М, 1982г.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - М.: 1972г.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
  7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979.
  8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. - М.; 1986г
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Л., 1977г.
  10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М., 1989г.