Современные методы музыкального образования детей. Методики раннего музыкального развития

В наше время существует много исследований и подтверждений о благоприятном влиянии музыки на здоровье человека. Но также есть много доказательств о положительном влиянии раннего обучения музыки на развитие мозга ребенка. Вот небольшой отрывок лекции «Как научить мозг учиться» известного профессора Татьяны Черниговской: «

Сейчас очень много программ раннего обучения музыке малышей, включая приложения и программы. И мы предлагаем вам познакомиться с основными, достаточно известными и применяемыми методиками.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.

Суть его подхода заключается в раскрытии музыкального таланта детей через импровизацию в музыке и движении. Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика - «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

  • ударные - ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические – блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. При обучении К. Орф использовал простые авторские мелодии, основанные на переработке этнических мелодий разных народов мира. При этом музыка в его методике неразрывно связана с движением и речью. Дети могут петь, играть на чем-нибудь и приплясывать одновременно. И при этом творить свою - «детскую элементарную» музыку.

Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.

Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор. Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

Методика «Музыка с мамой®» Железновых

Существует еще одна методика раннего музыкального развития детей, разработанная преподавателями музыки - Сергеем и Екатериной Железновыми, «Музыка с мамой». Огромный плюс этой методики в том, что заниматься по различным пособиям, которые можно заказать или скачать в Интернете, легко и просто. С помощью этих пособий заниматься дома со своим ребенком может каждая мама. Самое главное, что подарит «Музыка с мамой» вашему ребенку – РАДОСТЬ музыкально-игрового общения с новыми друзьями и с вами, дорогие родители!

Занятия по методике «Музыка с мамой»:

  • способствуют общему развитию детей средствами музыки − развиваются речь,внимание, память, моторика, коммуникативные способности.
  • обеспечивают общее музыкальное развитие ребенка и формируют специальные навыки, необходимые для дальнейшего музыкального образования.

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в 80-х годах ХХ века. Основной задачей на тот момент было выявление и развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а также их подготовка к конкурсному поступлению в специальные музыкальные школы и к успешному обучению в районных музыкальных школах. Была создана методика-технология обучения элементарной игре на клавишных инструментах и развития абсолютного слуха, разработаны игровые приемы обучения пению и игре по нотам детей 3 – 4 лет. Но со временем на занятия стали приводить все более и более юных учеников, и творческий педагогический поиск продолжился. Основными помощниками стали самоотверженные оптимистичные родители, которые, не зная никаких методик, шли на урок вместе с малышами и готовы были поддержать любое полезное и интересное дело.

Для реализации метода была создана система занятий, основанная более чем на 600 авторских песенках-играх, разработана авторская методика развития абсолютного слуха и подготовки к обучению игре на музыкальных инструментах «Школа абсолютного слуха», защищенная 4 патентами.

По этим методическим пособиям ведутся занятия в детских студиях и центрах развития, в детских садах, в центрах игровой поддержи, в подготовительных группах музыкальных школ и детских эстрадных группах, в группах Монтессори, а также в реабилитационных центрах, на занятиях в русских детских центрах и клубах более 40 стран.

Методика Золтана Кодая

Релятивная система Золтана Кодая - исходной позицией музыкально-воспитательной концепции выдающегося венгерского композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая (1882-1967) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка, особенно народная песня. Именно поэтому главным видом музыкальных занятий за Кодаем должно быть хоровое пение.

Венгерский композитор, педагог и фольклорист Золтан Кодали (1882 – 1967) заинтересовался музыкальным образованием детей после того, как услышал посредственное исполнение песен венгерскими школьниками. Он пришел к выводу, что учить музыке надо в самом раннем детстве, через песни и действия, пока дети заняты игрой. «Если сильная основа не заложена в ранние годы, дети не могут раскрыть потенциал» — считал венгр.

Выступив с серией обвинительных публикаций, Кодай активно принялся реформировать музыкальное образование Венгрии. Он написал несколько композиций и выпустил сборник народных песен. С точки зрения композитора, голос – наш самый главный музыкальный инструмент, данный природой. С помощью пения, дети узнают о своей культуре, языке и музыкальных традициях.

В 1958 году в Вене открылась первая начальная школа с музыкальным уклоном: занятия проходили каждый день. В 1973 году метод Кодая был известен уже всему миру. В Венгрию приезжали сотни учителей со всего мира, чтобы в живую посмотреть, как Золтан приобщает детей к «универсальному языку человечества».
В основе подхода Кодая лежит идея поступательного музыкального развития: от простого к сложному. Начинать обучение музыке следует с «основ»: пения, слушания, танцев, ритмики. Когда фундамент заложен, — можно осваивать нотную грамоту. Игры, двигательные песенки, ходьба, хлопки, хороводы – неотъемлемая часть подхода Кодая. Дети учатся с помощью тела: чем проще и короче песня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для интернализации ритма.

В обучении используют только качественную, специально написанную для детей музыку, а также народные композиции.

Многочисленные исследования подтверждают, что метод Кодая, которые применяют в разных странах мира уже больше 30 лет, развивает чувство ритма, закладывает основы музыкальной грамотности, навыков чтения и счета.
Вот несколько советов Кодая, как петь с детьми младше пяти лет:
— Пойте без аккомпанемента
— Выбирайте короткие песенки с движениями
— Повторяйте песни – дети обожают повторы
— Изменяйте темп
— Всегда хвалите детей
— Выучите тридцать песенок: слова вы должны знать очень хорошо, так как ваша уверенность передается детям.

Методика «Цветные струны»

Методика “Цветные струны” (Colourstrings) – методика начального обучения детей игре на скрипке “Цветные струны” , разработана Г. Зилвей (G. Szilvay) и основана на принципах музыкального образования Золтана Кодая.

Методика “Цветные струны” рассчитана на первоначальное овладение детьми базовыми навыками игры на скрипке в течение трех лет. Курс по данной методике состоит из трех разделов: подготовительный – “Music kindergarten”, обучение на основе релятивного сольфеджио, обучение на основе абсолютной системы. Г. Зилвей разработал и подготовил по каждому разделу необходимые практические материалы.

Очень важно для музыкального развития детей, то, что автор уделяет большое внимание процессу подготовки ребенка к обучению игре на скрипке. Им разработан очень важный раздел “Music kindergarten”, в котором дети изучают много песен (около 50 разнохарактерных песен, преимущественно фольклор разных стран), развивают ритмичное чувство, знакомятся с основами релятивного сольфеджио. В последующих разделах Зилвей все время опирается на опыт, который ребенок получил в данном разделе, а именно – песни этого раздела проходят красной нитью через весь материал и позволяют ей очень комфортно овладевать новыми элементами, поскольку новое основывается на хорошо знакомом материале.

Программа Софт Моцарт

«Soft Way To Mozart » — это эффективный инновационный курс обучения музыкальной грамоте и игре на фортепиано, для всех желающих от двух лет и старше с помощью детской музыкальной игры . Он разработан в США и успешно применяется уже в 48 странах мира. Его создатель Елена Хайнеризвестный американский музыковед, педагог, автор бестселлера «Стать музыкантом? Легко!»

Основу курса «Soft Way To Mozart» составляет уникальное программное обеспечение дополняющее список пьес для фортепиано. Оно позволяет в игровой форме показать, подсказать, научить, как же все-таки правильно прочитать нотный текст и воспроизвести его самостоятельно. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу программы каждый из вас сможет не только освоить нотную грамоту, но и научится играть на фортепиано профессионально.

«Эффект Моцарта» в Днепре

Очень хотелось бы упомянуть проект «Эффект Моцарта» — это новый формат досуга для семей с детьми-дошкольниками. Авторы проекта Леся Рожкова (фортепиано) и Виталий Рожков (кларнет, флейта) считают, что он позволяет молодым родителям
— во-первых, ненавязчиво приобщать малышей уже с памперсного возраста к самым лучшим образцам мировой музыки и тем самым развивать их эмоциональный интеллект,
— во-вторых, проводить еще больше времени со своими детьми,
— в-третьих, не отказывать и себе в удовольствии слушать живую классическую музыку.
Детям на концерте позволяется танцевать, рисовать, играться на ковре или просто сидеть или даже спать на мягких подушках, «купаясь» в музыкальной «ванной». Малыши участвуют в музыкальных играх и каждый раз создают новые поделки, связанные с исполняемыми произведениями.

(справочник для студентов)

1. Сущность методики в контексте методологии педагогики и теории музыкального образования 1

2. Ребенок как субъект методики музыкального образования 10

4. Формы и средства музыкального образования 72

5. Дифференцированные подходы в музыкальном образовании 98

6. Планирование музыкально-воспитательной работы со школьниками 110

7. Технология проведения урока музыки 112

8. Организация внеклассных и внешкольных музыкальных занятий 149

9. Средства и методы организации музыкального самообразования школьников 155

10. Организация педагогического контроля за музыкальным развитием учащихся 162

11. Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий 164

12. Методика музыкального образования на старшей ступени обучения: базовый и профильный уровни 171

1. Сущность методики в контексте методологии педагогики и теории музыкального образования

    Методика музыкального образования как система научных знаний. В последние десятилетия происходят кардинальные изменения в понимании содержания понятия «Методика» применительно к общему музыкально­му образованию. Они выражаются в признании методики музыкального обра­зования как особой самостоятельной области научного знания, рассматривают проблемы методики музыкального образования наряду с такими областями, как: методология педагогики музыкального образования, теория музыкального образования, история музыкального образования. Эти изменения нашли свое отражение в Государственных стандартах высшего педагогического образования по специальности 050601 - Музыкальное образование.

Методика музыкального образования – это процесс и результаты интерпретации основополагающих теоретических положений к конкретным педагогическим условиям.

Методика реализует обучающую, воспитательную и развивающую функции музыкального образования и занимает промежуточное положение между наукой и искусством.

Методика находит свое выражение в конкретизации цели, задач, содержания, методов, средств музыкального образования и воплощается в учебных программах, методических рекомендациях, наглядных образцах живого и творческого процесса взаимодействия учителя, учащихся с музыкальным искусством и музыкальной культурой в целом.

Основополагающее значение для методики имеет теория музыкального образования. Теоретические положения являются одновременно базой и ориентиром, на основе которых разрабатывается конкретная методика музыкального образования. Она направлена, с одной стороны, на реализацию нормативных документов, регламентирующих содержание общего музыкального образования, с другой стороны – на учет специфики конкретного образовательного учебного заведения, возрастных особенностей учащихся, круга их музыкальных интересов, опыта музыкальной деятельности, особенностей работы учителя музыки.

Будучи предметом освоения, музыка как искусство обусловливает специфику методики музыкального образования. Ее своеобразие проявляется в необходимости создания особой эмоционально-эстетической атмосферы урока, в направленности на развитие и становление духовного потенциала личности учащегося, в организации урока, сочетающего различные виды коллективной исполнительской музыкальной деятельности с индивидуаль­но-творческим восприятием музыки в процессе ее слушания, исполнения, сочинения.

Пути достижения любой методической задачи могут быть многообразны и не допускают шаблонных решений. При этом учащийся, уровень его общего и музыкального развития являются исходной точкой для определения применительно к нему оптимального содержания и методов образования.

Особенность методики музыкального образования заключаются в том, что наряду с приемами и средствами развития индивидуальности личности в про­цессе музыкального образования огромное значение имеют пути формирования различных видов коллективного, прежде всего исполнительского, твор­чества учащихся.

Цель и задачи школьного музыкального образования. В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Вот что в содержании этого понятия ставит на первое место Д.Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, - это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…» 1 . Тем самым он подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является также развитие у детей исполнительского, творческого начала.

Музыкальная культура ребенка проявляется в его музыкальной воспитанности и обученности.

Музыкальная воспитанность предполагает в первую очередь эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность круга музыкальных интересов и вкусов.

Обученность в музыкальном образовании проявляется главным образом в знаниях музыки и о музыке, в музыкальных умениях и навыках, в широте и глубине приобретенного учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, а также опыта музыкально-творческой деятельности.

Музыкальная воспитанность и обученность в практике музыкального образования существуют неразрывно, и основой их единства является специфика музыкального искусства, его интонационно-образная природа. Генетически заложенная в ребенке музыкальность и ее развитие в процессе целенаправленного воспитания и обучения являются основой успешного становления его музыкальной культуры.

Л.В. Школяр, характеризуя музыкальную культуру школьника, особо подчеркивает, что «становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать…» 2 . При этом автор выделяет три компонента музыкальной культуры: музыкальный опыт школьников, их музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

Литовский педагог-музыкант А.А. Пиличяускас, исследуя проблему музыкальной культуры школьников, предлагает рассматривать ее как потребность в музыкальной деятельности, возникающую на основе соответствующих знаний, умений, навыков. При этом ученый подчеркивает, что учащийся, усваивая ту или иную учебную программу, часто отворачивается от предлагаемых в ней ценностей и находит свои, о которых на занятиях практически не упоминается . Происходит противопоставление академической музыки, на которую ориентирует учитель, и «альтернативной музыки» (термин А.А. Пиличяускаса, означающий несовпадение музыкальных предпочтений учителя и учащихся), которая, как правило, на уроке не звучит 3 .

Существующая в нашей стране система музыкального образования обеспечивает следующие необходимые условия для развития музыкальной культуры учащихся:

Обязательность уроков музыки в учреждениях общеобразовательного типа;

Создание развернутой системы дополнительного музыкального образования, реализуемого во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, в которой могут принять участие все желающие;

Подготовка профессиональных учителей музыки в системе высшего и среднего специального образования;

Предоставление возможности учителям музыки повышать свой профессиональный уровень в системе поствузовского образования;

Создание учебно-методической базы.

Цель музыкального образования, заложенная в той или иной концепции, определяет направленность всех компонентов музыкального образования: задач , принципов, содержания, методов и форм. Основные средства ее достижения – постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

Ту или иную концепцию музыкального образования образуют в совокупности его цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы. У каждой концепции (от лат. conceptio – восприятие; то есть системы взглядов на те или иные явления, способа рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагоги­-музыканты базируются на методологии.­

В концепции Д.Б. Кабалевского музыка как искусство органично связана с музыкой - учебным предметом.

Целью музыкального образования Дмитрий Борисович Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Задачи :

Увлечь детей музыкой, вызвать у них любовь к музыке, научить их ценить красоту музыки;

Развитие личности учащегося, обогащение его духовного мира; развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;

Формирование навыков и специфических знаний о музыке в процессе работы над музыкальными образами, их духовным содержанием;

Выработка самостоятельного творческого мышления;

Формирование способности учащихся схватывать связи и отношения отдельных явлений музыкального искусства;

Установление критериев требований к учащимся в области эстетического воспитания.

Эдуард Борисович Абдуллин и Елена Владимировна Николаева , принимая цель становления, развития музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, среди задач музыкального образования выделяют следующие:

Развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

Знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

Педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

Развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;

Воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

Развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

Арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки;

Целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;

Помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

В зависимости от того, какие из задач оказываются приоритетными в той или иной концепции музыкального образования, конкретной учебной программе, цель музыкального образования приобретает определенную направленность. Этим в первую очередь характеризуется состояние современного отечественного музыкального образования, для которого характерны различные пути достижения его исходной цели.

В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиева высшая цель школьного музыкального образования трактуется как передача ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Задачи музыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе:

Формирование музыкальной культуры учащихся;

Приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности;

Развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;

Обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

Совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса;

Становление «национальной широты» музыкального вкуса;

Приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни;

Развитие умения общаться с образцами современной музыки;

Активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий;

Приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.

Нина Александровна Бергер именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.

Цель работы Н.А. Бергер - «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию».

Задачи (в рамках общего музыкального образования):

1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;

2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;

3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками – как равноправными;

4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.

5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровье ребенка и его право на детство.

Научно-исследовательская деятельность педагога-музыканта . Профессор Московского педагогического государственного университета Г.М.Цыпин утверждает и обосновывает следующие положения:

1. Вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью занимается человек, он должен вникать в ее суть и смысл, постигать ее природу и характерные особенности.

2. Чтобы хорошо делать свое дело, человек сегодня должен много знать, и, что еще важнее, быть открытым для восприятия и усвоения новых знаний - причем, не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях.

3. Нельзя заниматься творческой работой, не размышляя обо всем том, что с ней связано, о многочисленных проблемах, возникающих по ходу дела, не пытаясь найти рациональные пути решения этих проблем, не стремясь усовершенствовать сам процесс творчества.

4. Научно-исследовательская работа активизирует профессиональный интеллект; расширяет кругозор; обогащает творческий потенциал; развивает способность человека логично и последовательно мыслить, выделять основное и главное; формирует понятий­но-категориальный «аппарат», пополняет словарный запас.

5. Существуют определенные закономерности, подчиняющие себе научно­-исследовательскую деятельность. Будучи объективными по своей природе, они действуют независимо от каких-либо внешних факторов и обстоятельств.

6. Чтобы научиться хорошо излагать свои мысли, важно постоянно изучать и анализировать материалы, сделанные другими авторами.

7. Опытному, квалифицированному, думающему специалисту практически всегда есть с чем обратиться к своим коллегам, что сделать предметом обсуждения.

Получение новых знаний о закономерностях музыкального образования, разработка и обоснование исходных положений, категорий происходит в процессе психолого-педагогического исследования. Оно объясняет и предсказывает факты и явления.

Методы исследования музыкально-педагогической действительности . Всесторонне изучить исследуемую проблему позволяет применение целого ряда методов.

Методом называют способ познания явлений природы или окружающей действительности, в том числе и музыкально-педагогической действительности .

Методы делят на теоретические и эмпирические (от греческого «эмпирия» - опыт). К первым относят работу с научной литературой, с трудами по философии, педагогике, психологии, искусствознанию, культурологии, социологии и т.д.; метод обобщения передового педагогического опыта.

К эмпирическим методам исследования относят обычно педагогические наблюдения, опросы (письменные и устные), интервьюирование и анкетирование, тестирование, обучающие эксперименты и проч. Эти методы, несмотря на их кажущуюся простоту, требуют специальных знаний и умений; у них есть своя специфика.


В настоящее время разработан и утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одной из образовательных областей является художественно-эстетическая, куда в свою очередь включено и музыкальное развитие детей-дошкольников
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ основная задача музыкального образования дошкольников состоит в развитии музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Общественный опыт любой области человеческой деятельности отражается в определенных нормах, эталонах (в музыке нормы выражены в нотной системе). Ребенок усваивает их в виде определенных знаний, и уже в дошкольном возрасте дети усваивают простейшие представления и приучаются действовать в соответствии с некоторыми нормами. Например, они не только различают, но и воспроизводят музыкальные звуки в соответствии с их высотой, длительностью и т. д.
Но, разумеется, сенсорным развитием не исчерпывается вопрос о формировании мыслительных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности. Художественное мышление ребенка тесно связано с практическим освоением окружающего, которое отражается в их сознании, художественных представлениях, понятиях, суждениях.
Вот почему уже на этапе дошкольного детства музыкальное образование и воспитание должно осуществляться компетентным человеком в области музыкальной деятельности, то есть имеющим музыкально-педагогическое образование и владеющим современными методами и технологиями преподавания музыки.

Предпросмотр страницы №1

Современные методы музыкального образования детей

Объедкова Людмила Анатольевна

Педагог дополнительного образовании

МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти

В современных условиях отмечается интенсивное развитие теории музыкально-эстетического воспитания. Это обусловливается коренными сдвигами в общественной, экономической и культурной жизни страны.

В настоящее время разработан и утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одной из образовательных областей является художественно-эстетическая, куда в свою очередь включено и музыкальное развитие детей-дошкольников

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ основная задача музыкального образования дошкольников состоит в развитии музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Общественный опыт любой области человеческой деятельности отражается в определенных нормах, эталонах (в музыке нормы выражены в нотной системе). Ребенок усваивает их в виде определенных знаний, и уже в дошкольном возрасте дети усваивают простейшие представления и приучаются действовать в соответствии с некоторыми нормами. Например, они не только различают, но и воспроизводят музыкальные звуки в соответствии с их высотой, длительностью и т. д.

Но, разумеется, сенсорным развитием не исчерпывается вопрос о формировании мыслительных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности. Художественное мышление ребенка тесно связано с практическим освоением окружающего, которое отражается в их сознании, художественных представлениях, понятиях, суждениях.

Вот почему уже на этапе дошкольного детства музыкальное образование и воспитание должно осуществляться компетентным человеком в области музыкальной деятельности, то есть имеющим музыкально-педагогическое образование и владеющим современными методами и технологиями преподавания музыки.

В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания образовательного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

В музыкальной педагогике методы музыкального образования рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам педагогического процесса (Э. Б.Абдуллин).

Вконтакте